Артур Кларк в воспоминаниях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Толкователь» > Артур Кларк в воспоминаниях космонавта Алексея Леонова
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Артур Кларк в воспоминаниях космонавта Алексея Леонова

Статья написана 27 июля 2020 г. 12:35





В книге Алексея Леонова "Время первых. Судьба моя – я сам…", один из разделов посвящен воспоминаниям об Артуре Кларке.


Конечно, многие факты были многократно растиражированы и общеизвестны, но мне показались интересными подробности Алексея Леонова в связи с драматичной публикацией «2010: Одиссея два» в журнале "Техника-молодежи".










Алексей Леонов подарил Артуру Кларку альбом своих работ
Алексей Леонов подарил Артуру Кларку альбом своих работ

В 68-м году в Вене была премьера фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года». И там присутствовал сам Артур Кларк, британский писатель, рассказ которого «Часовой» лег в основу фильма (он был опубликован в 1951 году). Они с Кубриком вместе разработали сценарий фильма, и я считаю, что до сегодняшнего дня на эту тему умнее фильма еще никто не сделал. Нет ему равных и по размаху съемок, по применению самых последних оптических эффектов, по применению звуковых эффектов. Ну тогда же не было современной техники, а все равно необыкновенно все было снято. Глубочайшая философия Кларка! А фильм, что интересно, идет все на фоне вальса Штрауса. «На прекрасном голубом Дунае». Этот вальс сопровождает в фильме демонстрацию космических достижений, под него перед зрителями проплывают летательные аппараты… Там первобытный человек начинает долбить костью, потом бросает кость, она летит, начинается вальс, и потом эта кость превращается в орбитальную станцию…

Ну, а заканчивается все тем, что показывают ребенка, который находится в чреве матери… Силуэтно так… Он еще в чреве, и он смотрит на мир…

Так вот он мне говорит: «Ты на меня в суд не подашь? Мы использовали в фильме записи твоего тяжелого дыхания в открытом космосе…» Нет конечно! И у нас установились теплые отношения. Он еще взял у меня идею космического лифта для другого романа. А за столом он меня посвятил в свою тайну, что пишет еще одну работу. Этот роман вышел в 1982 году.

В том же году он приезжал к нам в страну. Его возили на ВДНХ, ознакомили с экспонатами космических кораблей. После ВДНХ писателя привезли в Звездный городок. Там ему устроили встречу с генералом Береговым – руководителем Центра подготовки космонавтов. Затем в кинотеатре Звездного городка ему показали документальный фильм «Наш Юра». Побывал почетный гость в кабинете Гагарина, а я подарил ему маленький кусочек самолета, на котором погиб первый космонавт мира, а также вручил медаль, выпущенную к 20-летию полета Гагарина.

Затем я повез своего друга к себе в гости, и за обеденным столом знаменитый писатель признался:

Кларк алаверды подарил Леонову правила пользования туалетом в невесомости
Кларк алаверды подарил Леонову правила пользования туалетом в невесомости


– Я написал роман «2010: Одиссея два». Можешь сделать для него предисловие?

Я говорю, могу, но я должен знать, о чем там вообще. Он объяснил, что там действие происходит на космическом корабле… Но нет… Пока это секрет… Потом еще поговорили, мне идея стала понятна, и это должно было печататься в нашем журнале «Техника – молодежи».

Хорошо, написал предисловие, а он и говорит:

– А знаешь, как называется большой корабль, на котором происходят эти все действия?

– Представления не имею.

– Это секрет, но я тебе скажу. Он называется «Алексей Леонов». Что ты об этом думаешь?

– Я постараюсь быть хорошим кораблем…

В этом романе космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите Юпитера «Дискавери». Артур Кларк там командиром экипажа сделал некую Орлову, а для членов экипажа взял фамилии наших диссидентов: Сахаров, Марченко и т. д. Первый русский перевод начал печататься в журнале «Техника – молодежи» в 1984 году. И вдруг все прекращается… Вызывают меня в ЦК партии и начинают: как ты посмел? спятил что ли? Вот вы напечатали такое, что экипаж – диссиденты. А я отвечаю: знать ничего не знаю. Орлова? Я полностью был уверен, что Орлова – это наша известная русская актриса Любовь Орлова. Они говорят: ты записался в компанию к Сахарову? Я говорю: я знаю, что есть такой великий ученый, которому мы обязаны тем, что у нас вовремя появилось самое страшное оружие – ядерная бомба. Это что – плохая компания? Они говорят: вот читайте, читайте, здесь написано, что роман посвящается двум великим русским людям: Алексею Леонову – космонавту и художнику и академику Сахарову. А я – им: да вы вообще представление имеете, кто такой Артур Кларк? Это сегодня самый выдающийся писатель-фантаст. Это человек большой науки, признанный во всем мире. А вы такое говорите…

Короче говоря, после выхода двух номеров с главами из романа главный редактор журнала Василий Захарченко был снят, его заместителю был объявлен строгий выговор, а публикация продолжения была прекращена. И лишь после прихода Горбачева все эти политработники ушли в небытие, и роман продолжили печатать.

Что же касается фильма, то это получился настоящий фильм – умный, без страха, очень объективный. Блестящая игра американских актеров, необыкновенно совершенно, как они невесомость имитировали – все на высочайшем уровне.

Артур Кларк потом в Шри-Ланку уехал. Там он и умер в 2008 году. Ему было 90 лет. Я на юбилей полетел специально к нему в Шри-Ланку, где вместе с президентом Шри-Ланки поздравлял. Я ему вручил медаль Федерации космонавтики России со словами:

– Поздравляю моего старого и все же очень молодого друга.

Он в Шри-Ланке был очень уважаемым человеком. Они его Мистер Кларк называли. А этот Мистер Кларк разозлился на Англию в свое время, уехал оттуда, уединился, занимался подъемом затонувших кораблей, поиском морских кладов. Он передал очень много ценностей народу своей новой родины.


(А.А. Леонов, О.А. Леонова. "Время первых. Судьба моя – я сам…", 2017)




А это то самое предисловие (а в сущности — заметка) опубликованное в "Технике-молодежи" №3 1984, которое Артур Кларк попросил написать Алексея Леонова.





1006
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июля 2020 г. 14:33
Советская власть к своему финалу стала совсем психованная: КЛФы давила по всей стране при помощи «компетентных органов» (и это примерно то же, как из пушки по воробьям стрелять), фамилии диссидентов в иностранном романе вынюхивала и устраивала по этому поводу международные скандалы, от которых вреда было куда больше, чем от этих фамилий, которые простодушный советский народ на 95 процентов и не слыхивал никогда. Причем такие истерики — это ведь характерная закономерность для подобного типа режимов, и даже обсуждать это не имеет смысла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 16:45
Где-то встречал мнение, что эти фамилии просто на слуху у американцев были, также как в «Стартреке» встречается персонаж Чехов.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 17:25
Такая точка зрения существует, но не выдерживает критики.
Штурмана «Энтерпрайза», кстати, зовут Pavel Andreievich Chekov (Чеков). Фамилия писателя, для сравнения, пишется как Chekhov. Джин Родденберри это сходство — различие сознательно обыгрывает.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 19:45
Абсолютно неважно, откуда англичанин Кларк, живущий на Цейлоне (Шри Ланка), взял эти фамилии для героев своего романа. Может, он их просто в газете увидел, как Стругацкие примерно в это же самое время увидели в газете фамилию Абалкин (академик, кстати) и взяли ее для своего героя — сорвавшегося с цепи прогрессора. Да просто скандал не нужно было устраивать — совершенно бессмысленный и контрпродуктивный скандал. Просто ком-пропагандисты опять опозорились на совершенно ровном месте.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2020 г. 06:04
Как говорится, одно другому не мешает :)
Но таких рьяных всегда хватает, то фамилии им не угодят, то мороженое «Радуга»
 


Ссылка на сообщение30 июля 2020 г. 13:16
Так их и будет всё время хватать, если в социальных лифтах всё время будет работать отрицательный отбор...


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 10:14
У товарища (господина) Леонова к концу жизни эго выросло до космических масштабов. Видишь ли, он презентовал свою идею космического лифта Кларку.
А ничего, если саму идею высказал Циолковский, а детально разработал Арцутанов.
С детства помню обложку Техники-молодежи со схемами лифта.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 10:48
Да, я на эту деталь тоже обратил внимание :-)


⇑ Наверх