Евгений Лукин, Любовь Лукина «Сталь разящая»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В результате разнообразной деятельности человека одной из планет наступает век костяной и каменный. Люди кочуют небольшими семействами, а человек, взявший в руки металл, подлежит изгнанию. Любой движущийся металлический объект подлежит немедленному уничтожению. Металл на планете развивается по изящному замкнутому циклу, он сам себе цех и сам себе владыка...
Входит в:
— журнал «Фантакрим MEGA 1992'6», 1992 г.
— журнал «Искатель 1993'1», 1993 г.
— журнал «Миры/Worlds 02’1993», 1993 г.
— сборник «Там, за Ахероном», 1995 г.
— сборник «Петлистые времена», 1996 г.
— сборник «После нас — хоть потом», 2005 г.
— сборник «Сталь разящая», 2007 г.
— сборник «Отдай мою посадочную ногу», 2020 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 342
Активный словарный запас: средний (2795 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма | |
номинант |
Мечи, 1995 // Меч Руматы |
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lvov231, 24 августа 2022 г.
Как для 1992 (30 лет назад!!!), то было отлично. Пришли другие времена, краски потускнели. Люди изменились, восприятие стало другим. Более жёстким, эгоцентричным, расчётливым, жестоким.
Но повесть хороша, хотя 30 лет назад была ещё лучше.
NataBold, 2 января 2022 г.
Впервые эту повесть я прочитала в начале девяностых. И тогда, и сейчас она воспринималась в рамках того самого «полуденного» мира, который создали братья Стругацкие. Это не имеет ничего общего с популярными нынче межавторскими вселенными, скорее — с еще не развеявшимся в ту эпоху мироощущением обязательного светлого будущего с технологически развитым человечеством, равноправием, гуманизмом и прочими атрибутами прогрессоров, отправившихся покорять космический фронтир.
Короткая, динамичная история удивительно объемна, глубока и многогранна — такой глубины сегодня не встретишь и в иных многотомных романах.
Сюжет разворачивается вокруг контакта представителей двух совершенно разных цивилизаций: прибывшего с исследовательской миссией землянина, не ученого, но пилота, пытающегося в меру своих способностей разгадать опасные тайны исследуемой планеты; и юной изгнанницы, нарушившей обычай, от которого зависело выживание семейства.
Повесть написана великолепным литературным языком, части, относящиеся к туземцам и инопланетнику, заметно отличаются по стилистике, создавая дополнительный контраст между диким миром аборигенов и землян, который, впрочем, тем больше стирается, чем дальше продвигается повествование, и чем сильнее меняют друг друга представители разных цивилизаций. Лишь в последних главах эта разница в стиле вновь становится заметнее, что вполне обусловлено сюжетом.
Как всегда в подобных историях тут интересно столкновение привычного земного с необычным внеземным. Описанный мир оригинален и даже в чем-то гармоничен вплоть до прибытия пришельцев из космоса, нарушающих привычный порядок вещей. Планета, явно пережившая закат цивилизации, сохранила ее артефакты. Древние технологии живут вполне самостоятельной жизнью. Вернувшись к мифологическому сознанию, потомки их создателей интерпретируют доставшийся им по наследству мир, как умеют. На малом пространстве текста ярко и убедительно показано, какая культура может появиться в столь необычных условиях, и чем обусловлены принятые в ней традиции и ритуалы.
Это не простыни скучных лекций, это яркие, живые ситуации, не требующие пространных пояснений, вытекающие из логики мира и объясняющие себя сами. Приключения героев плотно нагружены культурным пластом.
Одновременно это и столкновение очень разных характеров, приводящее в итоге к драме. Изгнанница — далеко не типичный представитель своего народа. Об этом говорит хотя бы сам факт ее изгнания. Пожалуй, это самый сильный персонаж повести, с первых и до последних страниц принимающий смелые, нестандартные решения. Землянин откровенно проигрывает на ее фоне. Он ощутимо меняется с момента катапультирования на планету и вплоть до финала, и это хорошая история взросления, пусть даже под давлением обстоятельств. Но изгнанница начинает свой путь изменений еще до встречи с пилотом, и путь ее изменений сильнее и глубже. Он настолько бесповоротен, что приводит в итоге к трагической развязке.
Critical Hit, 20 сентября 2022 г.
Не знаю почему пишут, что «язык хорош» — язык среден. Сюжет и атмосфера — смесь Стругацких с Лемом. Но смесь качественная — мир проработан, отношения тоже прописаны на достаточном уровне (наверняка, благодаря соавторству супруги) и, по сути, являются главной составляющей повести. Понравилось больше «Непобедимого» с которым справедливо сравнивают. Был бы «язык хорош» оценил бы на балл выше.
Incnis Mrsi, 14 декабря 2020 г.
Представь себе, читатель, что во время чтения «Непобедимого» тебе пришла в голову мысль, что некросфера вполне бы могла сосуществовать с биосферой. И даже играть в экосистеме важную роль.
Много лет спустя в твой сон является прекрасная кочевница из «Подземелья ведьм» Кира Булычёва. Возможно, и не совсем та самая, но такая же полудикая кочевница. Вы общаетесь об орудиях и металлах, ты травишь байки о заминированных лесах Саракша, оттуда разговор сворачивает на некросферу, и ты осознаёшь, что кочевница не хуже тебя самого разбирается в предмете. Следующей ночью она протягивает тебе костяной гребень. Ты думаешь было, что это — предложение, по местному обычаю, увеличить разнообразие туземного генофонда, но выясняется, что она лишь просит тебя почесать её верблюдов. Ты недоумеваешь, почему в её племени некому больше этим заняться, и она показывает тебе, что осталось от племени. Если ты, читатель — мужчина, то тебе легко представить, как на очередном свидании ты впиваешься ей в губы, но увесистая пощёчина выбивает тебя из сна. Ты просыпаешься в досаде и тревоге, эрекция мешает тебе заснуть, зато ты наконец понимаешь, что спутница твоих снов — отнюдь не воспитанное в обычаях патриархата создание Булычёва.
Следующей ночью ты находишь безопасный подход к гордой степнячке, и ощущаешь, как широк спектр электромагнитной чувствительности её вагины (не забывай, что дело происходит во сне), а затем оказывается, что вокруг уже никакое не «Подземелье ведьм», а не то «Последняя война» не то какой-то из романов Гарри Гаррисона. И вы смотрите на звёздное небо, и между делом ты рассказываешь, откуда ты прибыл, как в твоём мире хорошо (по сравнению с каменным веком, разумеется), а она всё интересуется твоей личностью, и ты наконец сообщаешь ей, что твоя фамилия — Лукин.
— Как, Лукин? — кричит твоя разгневанная пассия — ведь ты же женат!
И ты понимаешь, что разбил несчастной сердце, и гордость не позволит ей даже посмотреть на Землю теперь, но твоя жена проникается состраданием к твоей спутнице, и вдвоём вы увековечиваете её в книге.
Какой я насмешник, да? Но тут, впрямь, хоть есть над чем насмехаться, на фоне груды макулатуры, называемой современной русской фантастической литературой. При всей вторичности повести, супруги Лукины сделали серьёзное усилие отойти от обычного хохмачества Е. Лукина и пережёвывания им банальностей, подняться до обсуждения тем, волнующих серьёзных фантастов. Хотя бы такого уровня писателей, как Булычёв и Гаррисон. Конфликт культурных установок показан неплохо. А вот если б Лукины пригласили в соавторы Рейнольдса с его «Энолой», то представьте, какая могла бы получиться вещь…
kyv63, 13 мая 2019 г.
Прекрасная и жестокая повесть. Читается на одном дыхании, а финал просто заставляет вздрогнуть.
Отношения между женщиной и мужчиной разных во всех проявлениях цивилизаций, но с общей физиологией, оказавшихся извергнутыми из привычного им круга обитания и способных выжить только совместно...
Самовоспроизводящиеся и самообучающиеся комплексы уничтожения, вышедшие из под контроля разумных... Металл уничтожающий все на своем пути и пожирающий сам себя...
Конечно, идеи не кажутся новыми и на ум приходят многие произведения других авторов, но повесть Лукиных, считаю, занимает свое собственное место в литературе благодаря полноценно прописанному увлекательному и жизненному сюжету и прекрасному языку авторов
семм, 19 января 2017 г.
Сильная вещь!
Ждешь развязки с самых первых страниц. Авторы сумели заставить сопереживать главным героям. И идея постапокалиптического мира, хоть и не новая, но прописана весьма ярко и глубинно. Ну все, короче, хорошо. Но!...
[Но зачем же так с нами — с читателями? Жалко ведь «птичку«! И обидно очень!(запросто можно было девчонку спасти). А, главное, зачем?!! Это я про ту самую развязку. Сижу теперь и, блин, жалко! ]Минус балл вам за это! Больше снять не могу, все-таки проняло, значит все не зря.
Рекомендую всем к прочтению без всяких НО.
hawk1, 25 июня 2019 г.
Читал еще подростком, в каком-то журнале НФ.
Прошло много лет, но отношение к этой повести не изменилось.
По моему — это одна из лучших фантастических повестей.
10 из 10 заслужено
roleff, 12 июня 2016 г.
Отчасти из-за таких книг не нравится русскоязычная фантастика. Вроде придумано и написано хорошо, но чешется у автора написать «не как все», с «глубиной», и чтоб в память врезалось. Здесь этой цели служит трагичная развязка... Ну да, запоминается книжка. Но чтоб ещё читать этого писателя?.. В настоящей книге герой должен решить и проблему планеты, и спасти свою женщину.
Finefleur, 19 апреля 2010 г.
Повесть действительно неординарная. Тема контакта всегда привлекает внимание. Поразительно, как удалось авторам показать мир, привычный для каждого из героев, глазами другого, не понимающего смысла действий, мироустройства. Но здесь видится и еще один, глубинный пласт. Герои — не просто представители различных цивилизаций. Они — в прямом смысле представители разных миров, Мужчина и Женщина. Вечное притяжение. вечное непонимание. Вечная обреченность?..
Очень ясно и без иллюзий, слишком знакомо и современно: женщина, вынужденная выживать в одиночку, не полагаясь ни на чью защиту. Сама выбирающая свою судьбу. Очень грустная, жестокая книга.
сеша, 29 октября 2012 г.
Степь, где правит металл. Ты изгнана семейством, и каждый встречный в праве тебя убить. Металл, тот самый проклятый металл дает тебе другого человека. Странного, неумелого, глупого человека. Сначала он чужой и непонятный, но вот он становится все ближе и ближе, и вы уже не просто изгнанница и чужой, а семейство. Но приходит его прошлое, и он уходит. И тебя больше нет.
Неожиданный конец книги, я все же думала, что Влад останется. Нет. Зачастую мы поступаем также, вот она маячит наша слава, популярность, знаменитость или что то другое. И мы не замечаем, а может не понимаем или что хуже делаем вид, что не понимаем, что то, что мы отдаем взамен, намного ценнее и важнее для нас.
Влад, ты сделан как из метала. Мы, сделаны как из металла. Прости нас Чага!
amak2508, 2 февраля 2012 г.
Приключенческая научная фантастика с далекими планетами и отважными земными исследователями. Согласитесь, звучит уже само по себе весьма привлекательно. Ну а если к этому еще добавить талант Мастера, написавшего повесть... Вот и получилось: очень интересно (оторваться от книги действительно трудно), умно, логически стройно, без единой видимой нелепицы в тексте.
А еще, что, пожалуй, самое главное, это одна из немногих книг Лукина, дающих пищу не только уму (что для автора дело, скажем, совсем обычное), но и сердцу: героям повести начинаешь симпатизировать чуть ли не с первых страниц, а уж развязка произведения, так это вообще эмоциональный шок...
elent, 9 октября 2010 г.
После прочтения вспомнилось « Подземелье ведьм « Булычева. Хотя общая только идея, а вот воплощение разное. У Лукина жизненнее и жестче.
kkk72, 24 сентября 2007 г.
Очень сильная повесть. Жестокий постапокалиптический мир, где боевые комплексы следят за каждым неосторожным действием человека. Пришелец извне, который пытается понять происходящее. Любовь, которая оказывается сильнее предательства и смерти.
Yazewa, 20 октября 2010 г.
Пожалуй, авторы несколько излишне увлеклись технической идеей. Впрочем, их право, конечно же. Мне, например, было бы интереснее что- нибудь еще из местной жизни узнать...
Ассоциаций, конечно немало возникает. С «Обитаемым островом», в первую очередь. Но мне это не мешало, все-таки основное здесь свое, лукинское.
Концовка мелодраматическая? Да, конечно. Но комок в горле появился... и спасибо автору за это.
Anita, 1 февраля 2008 г.
Помню, в свое время повесть меня поразила. Жестко, сильно, кажется, и нет надежды выжить в этом мире, а — выживают и живут.