1. Алан Мур, Дэйв Гиббонс. Хранители — из литературы, изданной на русском языке в 2009 году и прочитанной мной, только этот графический роман я могу назвать шедевром, не покривив душой... и затаив дыхание. Нечасто бывает, чтобы литературная основа полностью перебила эффект от удачной экранизации. Фильм Зака Снайдера неплох и в целом верен сюжету Мура, но все же остается в рамках массового искусства, в то время как творение Мура и Гиббонса в равной степени пригодно для восторженного чтения — и изучения в университетах на курсах современной литературы. И благодарен я этой книге не только за то, что обрел в ней источник интеллектуального, эмоционального и эстетического удовольствия, но и за то, что она изменила мое отношение к комиксам — и я открыл для себя обширную область искусства, от которой прежде открещивался. Трудно в это поверить, но картинкам не обязательно быть веселыми...
Подробнее в моем отзыве.
2. Йон Айвиде Линдквист. Впусти меня. А вот здесь я откровенно кривлю душой, потому что иду против собственных ощущений, которые подсказывают мне, что у этого шведского романа масса недостатков — сюжетных, идейных, стилистических... Но что поделаешь — я до сих пор ослеплен удивительным фильмом, который поставил по книге Линдквиста его соотечественник Томас Альфредссон. Фильмом, исполненным какой-то неисповедимой красоты, проникнутым, несмотря на скандинавский холод, скрытым теплом и вполне человеческой горечью... Но как бы ни разнились между собой дерево и семя, одно могу сказать с уверенностью: человечество стало богаче еще на одну вечную историю, и за это я Линдквисту благодарен — как и за то, что в поток сопливой вампирятины, заполонившей российский рынок в уходящем году, «Впусти меня» внес нотку подлинного психологического хоррора.
Более подробную рецензию на роман вы можете прочесть в новом выпуске журнала «Тьма», который не далее как сегодня будет доступен для скачивания.
3. Нежить: Антология. Первоначальный восторг от антологий Стивена Джонса, вызванный затянувшимся литературным голодом, начинает понемногу спадать, и все очевидней становится, что в подходе прославленного британца к составительскому искусству немало изъянов. Слишком много кумовства, слишком мало хоррора... С изданием «Нежити» Джона Джозефа Адамса монополия Джонса закончилась... и слава Азатоту, потому что по общему впечатлению к этой зомби-антологии подбираются разве что «Вампиры». Зомби страшные и смешные, трогательные и отвратительные, зомби-манекенщицы и зомби-дирижеры... В такой компании не заскучаешь... и это прекрасно, потому скука усыпляет бдительность, а в наше нелегкое время без нее никуда — особенно если чьи-то гнилые зубы жаждут вашей плоти.
Подробнее см. в моей рецензии и обзоре, охватывающем первую половину рассказов.
4. Мария Галина. Малая Глуша. Не роман, а чудовище о двух спинах. Слева — зверь неопределенного пола, желающий быть одновременно «Вендиго», «Ночным дозором» и «Понедельником», начинается который в субботу. Справа — философское путешествие в глубины человеческой психики, загробной жизни и Йог-Соттот еще знает каких чудовищных далей. Атмосфера в книге Галиной не просто завораживает — нет, текст обволакивает читателя клейким удушающим коконом, как паук муху, и вырываться не хочется — хочется вдыхать галлюциногенный яд этих видений еще глубже, заполнять легкие до отказа... чтобы в финале распахнуть глаза и глотнуть воздуха жестокой реальности. В умении создать такой одуряющий эффект Галина может сравниться лишь с Анной Старобинец, и если «Убежище 3/9» в моем рейтинге стоит выше, то это вопрос исключительно личных предпочтений... и дозы, ведь роман бьет сильнее повести.
Подробнее см. в моей рецензии.
5. Джон Маркс. Страна клыков и когтей. Книга осталась у нас незамеченной (думаю, во многом благодаря бездарной и неверной аннотации) — и очень жаль, потому что в кои-то веки в одном романе встретились а) сильное смысловое наполнение и актуальная тематика (фактически перед нами скрытая сатира); б) пригоршня по-настоящему жутких (и волнующе эротических) эпизодов; в) нетривиальный взгляд на проблему вампиризма и вообще природу зла. Отдаленно схожие по сюжету «Дети ночи» Симмонса нервно покусывают запястья... Мотивы «Дракулы» используются здесь настолько умело, так радикально переосмысливаются, что разглядеть их в сюжете не так-то просто.Несмотря на странноватый финал и слабый перевод А. Комаринец, впечатления от «Страны клыков и когтей» остаются яркие: хотя я читал книгу весной, практически все ключевые сцены и сейчас стоят перед глазами — а для меня это верный признак хорошей литературы.
6. Андрей Хуснутдинов. Столовая гора. Для многих этот роман обернулся разочарованием, и я могу понять таких людей: Хуснутдинов написал крайне специфическую книгу, с которой нужно оказаться на одной волне — или вояж закончится морской болезнью и неразборчивой бранью. Чтобы получить от «Столовой горы» наслаждение, необходимо а) создать в себе настрой, с каким принято смотреть фильмы Дэвида Линча (то есть отключить по возможности сознательную часть психики и приготовиться к продолжительному сновидению); б) отказаться от традиционного отношения к героям — сочувствия, ненависти и прочего; в) дать волю фантазии; г) перечитать роман по меньшей мере один раз и уж тогда поразмыслить как следует. И если столь жесткий набор ограничений говорит не в пользу шедевральности «Столовой горы» (а это, конечно же, не шедевр), то отказать книге Хуснутдинова в литературном качестве я не могу, не в последнюю очередь из-за великолепного стиля, привлекательного именно своей простотой и отсутствием видимой иронии.
7. Место вакантно — здесь мог бы красоваться и Брайан Ламли с его экскурсией по лавкрафтовским местам («Мифы Ктулху»), и классик У. Х. Ходжсон со спорным циклом о Карнакки (в новом выпуске «Тьмы» читайте мою рецензию), и Джонатан Барнс с издевательски-викторианским романом «Сомнамбулист». Но, к сожалению, каждую из этих книг можно назвать скорее неплохой, чем хорошей.
Если говорить о литературе НЕфантастической, то здесь лучшей книгой 2009 года для меня был и остается роман «Старикам тут не место» Кормака Маккарти, который рекомендую всем и вся без разбору. Подробнее в моем отзыве.
Также назову одной строкой книги, впервые изданные на русском языке до 2009 года, но прочитанные только сейчас и очень впечатлившие: «Вокзал потерянных снов» и «Шрам» Чайны Мьевиля, «Географ глобус пропил» Алексея Иванова, «Сердце тьмы» Джозефа Конрада, «Повесть о господине Зоммере» Патрика Зюскинда, «Ghost Radio» («Призрак FM») Леопольдо Гаута, сборники «Just After Sunset» Стивена Кинга и «Alone with the Horrors» Рэмси Кэмпбелла».
Научно-популярной и публицистической литературы я прочел в этом году не так много, как хотелось бы, но качество освоенных книг этот промах искупает. На самое почетное место в моей библиотеке встали книги «Физика невозможного» Митио Каку, «Научи свой мозг работать» Мэтью Макдональда и (с оговорками) «Книга ужаса: История хоррора в кино» Дэвида Дж. Скала.
Нельзя не упомянуть о книгах, которые могли бы оказаться в этом списке, успей я прочесть их до Нового года:
- Роберт Маккаммон «Королева Бедлама»
- Питер Уоттс «Ложная слепота»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин»
- Уильям Хоуп Ходжсон «Ночная Земля»
- Майк Кэри «Порочный круг»
- Донна Тартт «Маленький друг»
- Дмитрий Колодан, Карина Шаинян «Из жизни чудовищ»
- Евгений Лукин «С нами бот»
- Мариам Петросян «Дом, в котором...»
- Р. Скотт Бэккер «Падение Святого города»
Лучший роман: Алан Мур «Хранители»
Лучшая антология: «Нежить»
Лучший авторский сборник: нет
Худший роман: Наташа Мостерт «Сезон ведьмовства»
Худшая антология: нет
Худший авторский сборник: нет
Самая страшная книга: «Ghost Radio» («Призрак FM») Леопольдо Гаута
Лучшая научно-популярная книга: «Физика невозможного» Митио Каку
Личное открытие года (Россия): Алексей Иванов
Личное открытие года (другие страны): Чайна Мьевиль
Классик года: Алан Мур, Рэмси Кэмпбелл
Книга-разочарование: Нил Гейман «История с кладбищем»
Человек-разочарование: Стивен Джонс
На этом всё. О киновпечатлениях я расскажу позже — 4 января.
Спасибо всем, с кем я делил удовольствие от общения в этом году!
Счастья вам, здоровья, мирного неба над головой — и хороших книг! С Новым годом!