Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Технофэнтези | Тёмное фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В гигантском мегаполисе Нью-Кробюзон, будто бы вышедшем из-под пера Кафки и Диккенса при посредничестве Босха и Нила Стивенсона, бок о бок существуют люди и жукоголовые хепри, русалки и водяные, рукотворные мутанты-переделанные и люди-кактусы. Каждый занят своим делом: хепри ваяют статуи из цветной слюны, наркодельцы продают сонную дурь, милиция преследует диссидентов. А к ученому Айзеку Дан дер Гримнебулину является лишенный крыльев гаруда — человек-птица из далеких пустынь — и просит снова научить его летать. Тем временем, жукоголовая возлюбленная Айзека, Лин, получает не менее сложное задание: изваять портрет могущественного главаря мафии. Айзек и Лин еще не знают, какой опасностью чреваты эти заказы — для них самих, всего города и даже структуры мироздания…
Входит в:
— цикл «Нью-Кробюзон»
Награды и премии:
Номинации на премии:
номинант |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2000 | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2001 // Роман | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2001 // Роман | |
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2002 // Роман | |
номинант |
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第41回 (2010) // Переводной роман |
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Batareev, 17 января 2025 г.
Монументальная книга, увесистая, очень долго я ее читал. И прежде всего из-за авторского стиля, тягучего и многословного. Чего стоит только, много кем упомянутая глава о том, как тянули кабель, или многостраничные научно-философские рассуждения о природе «кризисной энергии». Интересные главы перемежаются скучными.
Но прежде всего роман запоминается своим миром, Нью-Кробюзон здесь главное действующее лицо, описанию его районов и улочек посвящена солидная часть текста. Проще сказать чего в этом городе нет, почти каждая глава привносит что-то новое, разные рассы нелюдей, существа и машины, политики и преступность. Но все без глубокого погружения в тему, добавляет объема тексту, но не раскрывает сути.
Финал романа открытый, многим это не понравится.
gramlin, 26 сентября 2024 г.
Эта книжка про уродов. Уродливые представители уродливых рас (человек-птица без крыльев, девушка-жук, труп с проводом в башке, люди-кактусы, бреющие свои иголки и вырезающие татухи). Но, самый уродливый в книжке, конечно, город. Автор упивается перечислением нечистот, плавающих в каналах и «органических останков» (с) лежащих на мостовой (интересно, почему в любом фентези даже в самых захудалых кварталах лежит мостовая?). При этом, город огромен, 30% книжки это описание города. Больше был только Анк-Морпорк у Пратчета.
Я оценил, что в первой главе нам показывают настоящий цирк уродов, и ты не можешь отделаться от ощущения что вся остальная книжка про него же.
Любителям описания какого-то надлома, наверное понравится. Ну, еще присутствуют постельные сцены между ГГ и человеком-жуком с детальными энтомологическими подробностями (так-то, Грегор Замза!)
Artgu, 18 января 2024 г.
Отталкивающее начало — достойные врата в этот фантасмагорический мир, где живая разумная плоть подвергается трансформациям не чистых на руку существ. Но это только фон более масштабных событий. Произведение высшего класса, но не для всех.
Tengu, 13 ноября 2023 г.
Я читал Вокзал лет 20 назад, когда вышел роман на русском. и сегодня закончил слушать в исполнении Олега Булдакова. Это произведение, которое следует прочитать любому любителю фантастики. а вот почему я ставлю 5 будет под сполйлером
SeverianX, 1 ноября 2023 г.
Чайна Мьевиль относится к движению Новых странных. Представители этого направления решили отойти от канонов привычной для нас фантастики: в подобных произведениях не найти типичных для фэнтези эльфов, гномов и драконов, или космических кораблей и странствий к далёким мирам, как в научной фантастике. Новые странные привыкли ломать каноны жанров и писать так, как нравится именно им. До этого у Мьевиля я читал только «Крысиного короля», показавшегося мне довольно проходным романом. Путь мой к «Вокзалу потерянных снов» был довольно долог. О романе я слышал много хвалебных отзывов, но ожидал много психоделики и сюрреализма, что мне когда-то не понравилось в романе Сэмюеля Дилэни «Дальгрен». Могу сказать смело, что все мои опасения не подтвердились, и Чайна Мьевиль смог приятно удивить. Очень часто «Вокзал…» относят к жанру стимпанк, с чем я согласен лишь отчасти. Элементы стимпанка в романе, конечно же, присутствуют, но помимо этого большую роль играет биопанк, искусственный интеллект и мрачная детективная история с элементами драмы и триллера. Автор сумел очень гармонично вписать в свой мир множество идей, которые до странного удачно сочетаются между собой.
Общим с «Крысиным королем» является то, что город, в котором происходят события, является здесь полноценным героем. В «Короле» это был Лондон, а в «Вокзале» – вымышленный город Нью-Кробюзон. Мир, описанный Мьевилем, нельзя отнести ни к прошлому, ни к будущему, ни к альтернативной истории Земли. Эта реальность настолько отличается от нашей, что параллели проводить крайне затруднительно. Нью-Кробюзон – огромный мрачный мегаполис, в котором тесно переплелись все человеческие пороки. Его улицы полны грязи, жестокости и несправедливости. Все это создаёт мрачную, давящую и депрессивную атмосферу, поэтому людям излишне впечатлительным лучше пройти мимо данного произведения.
В различных районах Нью-Кробюзона, которые очень отличаются друг от друга, поселились множество рас, наделённых собственными особенностями и мировоззрением. Доминирующей расой являются все же самые обычные люди, привычные однако к соседству с другими культурами. Самой интересной расой, на мой взгляд, являются гаруды. Типичным ареалом этих загадочных людей-птиц являются бескрайние пустыни, но небольшая группа обитает на окраине города, застроенной высотными домами. Гордые охотники свято чтят собственную культуру и законы и не очень-то рады гостям. Гаруды не только в физическом плане не похожи на людей, но и имеют особое мышление. Главным преступлением они считают лишение кого-то выбора. Практически любое правонарушение можно свести к этому простому правилу. Украл что-то – лишил выбора пользоваться этой вещью, солгал – исказил возможность выбора. Про убийство, думаю, и упоминать не стоит. Наказания за лишение выбора зачастую максимально суровы. В другом районе проживают хепри. Самцы этой расы неразумны и представляют собой гигантских жуков. Самки же имеют тело человеческой женщины, но голова – точно такой же гигантский жук. Они разумны и считают своим священным долгом заботу о самцах. Хепри чрезвычайно преуспели в искусстве и изготавливают монументальные скульптуры из собственной слюны, подкрашенной соком различных ягод. Какты – раса антропоморфных кактусов двухметрового роста. Их мощные конечности покрыты шипами впечатляющего размера, а огромная физическая сила заставляет окружающих считаться с их мнением. Какты основали собственное гетто, Оранжерею, куда закрыт проход всем посторонним. Даже власти Нью-Кробюзона обходят Оранжерею стороной. Водяные больше всего похожи на гигантских человекоподобных жаб. Все представители этой расы обладают магией воды, играючи управляя поверхностным натяжением. Это позволяет водяным, например, создавать недолговечные скульптуры из воды или сделать проход прямо посреди реки. Союзниками водяных являются русалки, в ещё большей степени освоившие управление водной стихией, что делает их опасными противниками. Одна из самых странных и пугающих рас – рукохваты. Их существование для многих лишь легенда, что не мешает им тем не менее влиться в самые высшие слои общества. Эти паразиты, напоминающие змею с рукой вместо головы, полностью порабощают своего носителя. Мне показалось интересным их деление на касты: правых и левых. Особое место во всем этом многообразии занимают переделанные. Эти гуманоиды подверглись воздействию так называемых биомагов. Причины такой переделки могут быть разными. Некоторых преступников видоизменяют в качестве наказания, иные же идут на это добровольно, чтобы лучше справляться со своей работой. Модификации могут быть самыми разными: части механизмов, органы животных или растений. Кратко описать подобное безумие крайне сложно, т.к. двух одинаковых переделанных просто не найти.
К минусам романа можно отнести высокий порог вхождения. Примерно треть книги я осваивался в этом причудливом мире, разбирался в его законах и жителях. Мне это напомнило другой сложный для восприятия цикл – «Малазанскую книгу павших» Стивена Эриксона. Точно также автор сходу погружает нас в свой необычный мир, давая крайне мало разъяснений.
Поначалу было довольно сложно понять, кто же из персонажей является главным героем. Несколько персонажей играют в сюжете примерно равные роли, но ближе к середине романа акцент все же смещается в сторону одного из них. Итак, главные герой, Айзек Дэн дер Гримнебулин, на начало романа учёный-изгой. Его научные взгляды расходятся с многими видными учёными того времени. Он математик, физик и специалист по контргеотропной магии, на данный момент разрабатывающий теорию «кризисной энергии». Ему около 50 лет, отличается мощным, хотя и несколько грузным, телосложением. Лин – хепри, любовница Айзека и известная художница-скульптор. Человек и хепри скрывают от окружающих свою межвидовую любовь, боясь осуждения. Дерхан Блудей – остроумный художественный критик и едкий автор-революционер. Лемюэль Пиджин – криминальный специалист по всякого рода незаконным сделкам, может достать практически любую вещь. Главное, чтобы у заказчика были деньги. Ягарек – изгнанник-гаруда, наказанный за преступление ампутацией крыльев. Персонажей много, но практически каждый прописан глубоко, и быстро западает в душу.
Сюжет – одно из главных преимуществ романа. Глубоко вдаваться в него не буду, дабы избежать спойлеров. Все начинается с того, как Ягарек приходит к Гримнебулину с просьбой вернуть ему способность к полету. Учёный со всем рвением берётся за работу, но ряд случайностей приводит к неожиданному и чудовищному результату. Множество сюжетных линий переплетены в тугой узел, и поначалу сложно предсказать, к чему же это все приведет. Однако постепенно все они складываются в единую стройную сюжетную линию, от которой сложно оторваться. Несмотря на внушительный объем роман читается довольно бодро.
Итог: «Вокзал потерянных снов» завораживает своей мрачной атмосферой. Гротескный мир быстро затягивает в свою пучину и не отпускает до последней страницы. Очень уж интересно разбираться во всем многообразии обитающих здесь необычных существ. С самого начала роман намекает на невозможность «хэппи-энда» – не располагает Нью-Кробюзон к доброму финалу. Каждому персонажу предстоит дорого заплатить за сделанный выбор. Персонажи интересны и неоднозначны, к ним быстро проникаешься некой странной привязанностью. Однозначно могу порекомендовать читателям, уставшим от типичной фантастики и желающим попробовать что-то новое.
Enfree, 26 ноября 2022 г.
На червивой окраине гниющего города..
Произошло нечто. Известный учёный, правдами и неправдами, попадает в водоворот нежелательных событий, которые сделают его бытие сложным, а затем и совсем невыносимым. Уничтоженные надежды. Разрушенные желания. И всё это посреди гниющей громады под названием Нью-Кробюзон, города, полного людей, нелюдей и гниющих останков того и другого.
У гниющего города и правительство под стать: жирное, гниющее. Ещё не надоело слово «гниющий»? Это пока.
Ведь перед читателем открывается целый мир гниющего, провонявшего мочой мира, полного удивительных существ — водяных, русалок, жукоголовых, растительноподобных, которые всячески силятся выжить в этой клоаке (иногда называемой «богатым плодородным городом»)
Если начинается роман, несмотря на гнетущую атмосферу, за здравие, то уже к середине описание очередной гниющей улицы, дома, таверны, начинаешь пролистывать (да, да, я понимаю, всё тут мерзкое гниющее, засыпанное мусором, может хватит уже?)
А когда роман идёт к кульминации, скучную и бессмысленно нагнетенную атмосферу разбавляют рояли в кустах со скупо обоснованной мотивацией.
Смотрите, какой классный паук, но с ним не договориться, нет. Ну или да, если ты главный герой. Почему — ну потому что жизнедеятельность ГГ всячески услаждает пауку душу (или что там у него). Кто же разберёт этих галактических пауков?
Но подождите, до этого вас ждёт немного утомительной безвыходности, напрочь ломающей какую-никакую логику повествования. Неуязвимые враги, вызывающие ужас у всего преступного мира и подмира, размазываются в пюре подручными приспособлениями, сторонние персонажи, которые умирают что твои мухи, непонятно зачем появившись, и пытки, мучения, гниющая кровь, отрубленные конечности и выколотые глаза.
Эти ужасные мотыльки демонам не под стать — демоны сразу говорят «нет уж, мы не хотим», учёные хором говорят «да как же таких убьёшь, совсем никак... разве что нанести травму, несовместимую с жизнью»
И, как показывает практика, хватает коробки с гвоздями.
Отдельно раздражает финал, где герой переобувается в воздухе, отделяет зерна от плевел, забыв по пути, что сам-то не самый сладкий пирожок.
Что-то не отрубил себе ничего ГГ, подвергший невинного больного человека пыткам, сам попой на его место не сел, и даже в милицию на себя не заявил. Но клювокрылу, который честно сказал, что за правое дело ему крылья отрезали, свернул кукиш, вдохновившись собственной партнершей.
И всё это под гниющим соусом гниения. Если дверь — то с гнилыми петлями. Если дождь — то как гной. Если солома — то обоссаная.
Честно говоря, очень сильно устаёшь от однообразных описаний гнилоты и жестокости, затянутых бессмысленных сцен.
Честно скажу, разматывание кабеля я не осилила.
И самое главное — нет альтернативы, нет противопоставления. Автор лишил своих героев выбора, возможно даже второй степени.
Итоговая оценка — 4, на грани читабельности.
Нифонт, 23 июня 2022 г.
Я много лет слышал разное, прежде чем добраться до этой книги, но однажды всё-таки добрался. Краеугольная работа «новых странных», первое, о чём вспоминают, говоря об этом направлении и о самом Мьевиле в частности.
Хорошо, и хорошо весьма. Тут на страничке хватает гневных отзывов, и почти все они сводятся к: «нет сюжета, тягомотно, не осилил». Какое счастье, что у меня нет фетиша на сюжетность и уж тем паче на остросюжетность %) Потому как не завезли как раз вторую, а первый есть — просто кроме него там есть огромное количество смачно расписанных будней и детализации сюрреалистического сеттинга, и ценим мы Нью-Кробюзонскую трилогию в первую очередь за это. (Хотя, как покажут следующие книги, сюжет тоже значим.) Здешний мир — это мозаика из кучи контрастных деталей, эклектичная и слегка галлюцинаторная, словом, всё как я люблю, и именно за это в первую очередь ценю Мьевиля. Да, здешние разумники в основном слишком человеческие, что удручает — но это явно сделано для того, чтобы на большем контрасте оттенить действительно чужеродных чудовищ, вроде Ткача и особенно «мотыльков». Ах, эти «мотыльки«! Совершенно восхитительные твари, половина лавкрафтианского бестиария разбежится с паническими воплями; про них читать было особенно кайфово.
И просто куча антуражных деталей разной степени (не)значительности, вроде лун луны, культов и культур, ИскИнов на основе перфокарт, площади в тени проклятых рёбер доисторического чудовища, мудрёной техномагии, изысканного боди-хоррора и тому подобного. Некоторые элементы вроде кризисной энергии и Вихревого потока изумительно напоминают по духу трепетно любимые «Иные песни» Яцека Дукая (которые, впрочем, я выкурил заметно позже). Наконец, что приятно, Айзек Гримнебулин — наиболее приятный протагонист во всей трилогии. Может, конечно, я предвзят и мне легче сопереживать учёным, но, по-моему, он реально самый человечный и разумный из всех, кто топтал страницы Бас-Лага на ролях протагониста. Жаль, право, что
Не раз перечитывал и ещё не раз перечитаю. Славный источник вдохновения.
vanchetius, 22 февраля 2022 г.
Ожидал чего-то более неординарного, когда брался за книгу. По факту, сеттинг действительно нестандартный, автор придумал несколько новых рас разумных существ, поселил их в одном большом стимпанковском мегаполисе, добился того, чтобы этот город смотрелся органично, но в то же время постоянно удивлял читателя. Написана книга хорошим, богатым языком, читается легко и с удовольствием.
К сожалению, сама история не слишком захватывающая и, если отбросить всю мишуру, — очень линейная. Еще один минус для меня — это весьма объемные описания топографии города. Читая текст, сложно визуализировать городскую инфраструктуру так, как видит ее себе автор.
PeregaRrr, 1 февраля 2022 г.
Наконец-то добрались руки до культовой стимпанк трилогии последовательного марксиста Чайны Мьявиля. На фантлабе отзывы очень схожие, как положительные так и отрицательные – роман наполнен извращениями, жестокостью, сексуальными непотребствами, насилием, обилием стимпанковских примочек, неисчислимым множеством разнообразных рас и даже магией. Я же в свою очередь хотел увидеть от марксиста революций, бунтов, восстаний и всей правды о грядущем и неизбежном пришествии коммунизма (хех).
Ниже следуют мои впечатления о первом романе трилогии. Попробую отзыв разделить на 2 части. Первая без спойлеров сюжета, но с упоминанием персонажей, некоторых нюансов мира и раскрытием некоторых подробностей. Вторая будет уже со спойлерами. Читающим отзыв и не читавших роман быть начеку. Вторую часть не читать точно, первую на своё усмотрение, если вы хотите сами узнать все прелести Нью-Кробюзана – не читайте тоже. Остальным – добро пожаловать, как говорится.
Часть первая. БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.
Вот он величавый, ржавый и вечно гниющий мегаполис Нью-Кробюзон. Стены его трескаются от старости и восстаний, с крыш стекают отходы и грязь, в реках всплывает мёртвая рыба и утопленники. Улицы кишат бедняками всех рас, которые готовы на кражи, убийства, изнасилования и каннибализм. В подворотнях орудуют маньяки, а милиция безжалостна к обычным гражданам.
Казалось бы, какая красота. Не оторваться… а не тут то и было… Томик включает карту мегаполиса с множеством районов и кварталов, станций железных дорог, рек, островков и повествование романа скачет из одной точки в другую. Но что мы имеем по факту? Все эти районы описаны хоть и объёмно, но максимально скудно. Гниль, разруха, разбитые стёкла, протекающие крыши, нищета на каждом углу. Мне буквально показалось, что в романе страниц 50-т однотипных описаний упадка. Нет, в Нью-Кробюзоне встречаются интересные места, но их можно по пальцам пересчитать. Рёбра, Оранжерея, ну может быть устройство милицейских башен занятно, да и то с натяжкой….
Обещанное в аннотации и в отзывах разнообразие рас. И тут как-то мимо что-ли. Нет, расы конечно присутствуют и они разные, но их далеко не десятки, да и описаны некоторые из них довольно скудно. Знаете, я так тоже могу напридумывать – раса живых воздушных шаров, которые привязаны к хвостам гигантских крыс, которыми они управляют телепатически, или раса разумных червей, у которых свой подземный городишко. В общем тут я тоже несколько разочарован.
Рассмотрим невероятные стимпанковские декорации. А имеем мы по факту практически классический и ортодоксальный стимпанк. Никаких невероятных находок или неожиданных переломов жанра. Ну есть немножко магии и демонов из ада. Ну как-то совсем немножко и не сказать, что уж очень гармонично они тут вписаны.
Что я могу сказать о персонажах. Тут тоже всё максимально не однозначно. Некоторые вполне яркие, другие вообще практически никакие. И ладно бы это были лица, которые появляются на пару страниц, что бы потом умереть (таких тут хватает), но даже мэр города, который должен показать нам ужасы правления при капитализме совершенно невнятный и плоский. Или главный мафиози. Его мотивы тоже примитивны – я злодей, потому что злой и хочу много денег. И таких героев тут хватает с лихвой. Хотя повторюсь, всё же встречаются и яркие личности.
Пару слов о сюжете. Это, простите, тоже какая-то кашица. Пол романа нас подводят к главной интриге. По-моему очень долгая, уныленькая и нудная прелюдия, состоящая из однообразных описаний пейзажей мегаполиса.
А как же ожидаемая классовая борьба, стычки рабочих, свержение фабрикантов и трупы на штыках? Всему этому уделено суммарно пару-тройку глав и совершенно не возникает чувства, что в романе вообще есть политика. Она, как бы совсем в отдалении, на периферии.
Часть вторая. СО СПОЙЛЕРАМИ.
Господи помилуй, ну какие, чёрт подери мотыльки, за которыми отказываются охотиться даже демоны Ада и паук, плетущий паутину мироздания, который в схватке один против двух не может победить этих насекомых, обитающих судя по всему где-то за океаном целой популяцией. А потом один из главных героев просто накидывает кнут на горло мотыльку и почти душит его. Ну как? Как такое может быть?
Все эти задумки и идеи со сновидениями – это интересно и действительно мрачно. Ну неужели нельзя было придумать этим мотылькам интересную историю появления???
Теория кризисной энергии тоже не сильно впечатлила. Попахивает абсурдом немножечко и нелепицей. Попытка выдумать что-то новое и псевдонаучное похвальна, но вот не задела она меня совсем. Теория не продумана, хоть и пытается её автор подробнейше описать (но это уже совсем моё ИМХО).
Летающие рукохваты и шлемы с зеркалами. Ну тут просто хлопок ладонью по лбу. Это же мрачный стимпанк с кровищей и сексуальными девиациями, а не Плоский Мир Терри Пратчетта.
А вот финал романа мне показался удачным. Я уже думал, что ИИ, Ткач и все эти герои ну никак не пересекутся, а в итоге всё более менее переплелось и у нас вышел складный финал, а последняя часть так вообще про мораль и высокие идеи. Тоже неплохо. Хотя многим фантлабовцам, судя по отзывам, именно финал и не зашёл.
ИТОГИ:
Отзыв мой кажется негативным и критикующим роман Мьявеля, да он такой и есть. Кажется, что вообще нету в романе плюсов и проблесков качественной литературы, но что странно – в книге присутствует какая-то магия. Читать его было скучновато, я иногда пропускал целые абзацы, что вообще почти никогда не делаю, но какая-то сила и любопытство заставляло меня снова и снова браться за книгу.
Роман «Вокзал потерянных снов» не плох. Просто я ожидал от него чего-то куда большего. Ждал прорыва, а получил что-то немного выше среднего.
P.S.
А ещё немного подумав, я понял, что роман этот хорошо запоминается. То есть он такой грубый что ли, словно мазками и пятнами отложится в голове. Когда память притупится и все огрехи забудутся, то в воспоминаниях будет жить такой наполовину придуманный самим собой образ Нью-Кробюзона и великолепного стимпанковского творения.
ОЦЕНКА: 6,7 из 10. Поставлю 7.
yuhala, 25 сентября 2021 г.
Дочитал до сцены извлечения главным героем
P.S. «Вокзал потерянных снов» — чересчур романтичное название для этого романа. Ему бы больше подошло: «Человек с говном на пальце».
zoomser, 20 октября 2021 г.
Прочитал за неделю, под впечатлением уже две. Ткач крутой-те кто боится пауков, после «Вокзала» их полюбят:) Мир в этой книге не такой уж и мрачный, хотя любителям книг фэнтези о розовых пони и белых единорогах какающих радугой-конечно жестковат. Читать надо конечно же залпом, чтобы подробно описанный мир побыстрее улёгся в голове. В период чтения этой книги нужно быть готовым, что сны будут сниться как у шизофреника. Хорошая книга, но рекомендовать её надо очень осторожно. Детям и подросткам читать такое конечно же рано. Лично я уже купил все книги цикла, буду кайфовать...
Esminets Marat, 5 июля 2021 г.
Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов».
Очень хороший роман очень хорошего автора.
Фантазия у Чайны убойная. Яркая, необычная, сочная – и в то же время сеттинг глубоко продуман, чужие просто великолепно выписаны, и психологически, и физиологически. В хепри, водяных, людей-кактусов, гаруд веришь сразу.
Сюжет лихо закручен, события громоздятся – только выдыхай, финалов то ли несколько, то ли ни одного (в смысле, ну очень открытый финал).
Словом, блох найти очень трудно, но если постараться, то можно. Слабо выписаны боевые сцены, вообще с динамикой не очень, история протяжки кабеля на десяти страницах вызывает у гуманитариев восхищение, у технарей зевоту. Автор, вдохновлённый мифом про Медузу Горгону, заставляет героев пользоваться зеркалами в борьбе с чудовищными мотыльками, высасывающими разум и эмоции. Но удивляет, что в городе, набитом инженерами и учёными, никто не догадался взять два зеркальца и соорудить примитивный перископ: герои мучаются, глядя назад, стреляя назад и даже присобачивая себе головы задом наперёд. Нью-Крюбозон неимоверно развил химию и металлургию, освоил массовое производство водорода и хитрую технологию лёгких конструкций для дирижаблей и волочения кабелей, но так и не додумался до вытяжки латунных гильз и бездымного пороха…
Впрочем, это уже глупое заклёпочничество, подавляющим большинством читателей незамеченное.
Словом, отличный роман! Спасибо Василий Владимирский за рекомендацию, буду читать этого автора дальше, на очереди «Шрам».
olga.sb, 15 августа 2021 г.
Книги Мьевиля мне заходят не всегда, потому что я читаю про героев в первую очередь, и во вторую – про все остальное. А Мьевиль пишет наоборот: про все остальное и немножко про героев, которые у него не всегда выходят удачными или хотя бы положительными.
Зато со всем остальным у автора всегда порядок: такого воображения вы больше не встретите, наверное, ни у кого. Эксклюзив и уникальность каждой книги (и это я не шучу, каждой) – это я точно гарантирую.
Самый популярный цикл Мьевиля – про Нью-Кробозон, поэтому начинала я в свое время знакомство именно с ним. И недавно перечитывала, уже имея за плечами понравившиеся книги автора. Но нет, как мне не зашло в первый раз, так не зашло и во второй (даже еще меньше, кажется).
С описанием города проблем нет: тут есть как куча детальных описаний зданий, так и историй происхождения названий улиц, поэтому представить все удается без малейшего труда. Причем описывают Нью-Кробозон разные герои, отчего взгляду предстают либо разруха, мерзость, нищета, грязь и тд, либо вполне подходящие для жизни районы с любимыми кафешками и магазинчиками, либо изнанка с трущобами… Ну, вы поняли: города много и для всех он разный.
Расы тоже на любой вкус: и люди, и человеко-птицы (горцы), и мигранты-полулетучие мыши, и транформеры с богомольими головами… И мнооого, много чего. Причем все они обладают своей культурой, верованиями, местом в городе, привычками… Несмотря на полную фантасмагорию прописана она тщательно.
А с чем проблемы, так с героями… Кажется, здесь главным выделяют толстого ученого-извращенца Айзека, который берется помочь довольно неприятному и грубому (и много еще неприятных эпитетов) полуптице Ягореку с отрезанными крыльями. Ну и на задворках болтается эээ пусть будет дама Айзека – Линн, которая делает скульптуры из слюны (наверное, понятно, что она не совсем человек). Так вот, особо сопереживать мне тут не удается никому, по разным причинам.
Сюжет тоже прям подкачал… Начало можно смело пропускать – с точки зрения сюжета она не очень важна. Середину, в общем, тоже. Да и концовку, как мне кажется… Охота за мотыльками (а именно ей отводится сюжетообразующий момент), размазана на 800 страниц и по завершении не приносит особого катарсиса. Хотя телодвижений, беготни, подковерных интриг здесь много. Но нужны они для полета буйной фантазии автора и внедрение машины кризиса, галлюцоногенных трипов, искусственного интеллекта самого крипового типа из всех мной виденных, маньячных и неадекватных личностей (личностей ли?)…
По итогу, мне немного напомнило сериал Карнивал Роу, мрачной атмосферой и попыткой отработать социальные вопросы в фантастическом антураже (ну и межрасовыми отношениями).
Однако если вы не любите зашкаливающий натурализм и красочное смакование мерзких подробностей (как я), то наверное вам лучше начать с подросткового милого Нон-Лон-Дона.
ужик, 15 июня 2021 г.
Нет, и не просите... Я эту книжку начинала 4 раза читать, но так ни разу и не закончила. Поразительно, как можно хвалить произведение за изощренную, неповторимую фантазию автора, а потом тихонько морщится, ну потому что дальше 38% текста даже мега-супер-оригинальные декорации не конают, если в романе нет сюжета!
Ну, в смысле он есть. Наверное. Это не точно. Может быть...
Короче, для меня «Вокзал...» — это третья книга Мьевиля. «Город и город», «Кракен» — могу порекомендовать вот прям счас. Потому что там есть сюжет! А с «Вокзалом...» не задалось с самого начала. Вначале я с подозрением косилась на «Кракен» того же автора. Вот чем-то «Вокзал...» мне напоминал этого самого «Кракена»... (а уж как Попурри показался — это самое подозрение стало железобетонной уверенностью). И если что, я против самоповторов. Но ситуация оказалась еще хуже. В «Кракене» есть вполне себе интересный и увлекательный сюжет. В «Вокзале...» на отметке 38% текста сюжет скорее мертв чем жив и буквально тонет в описаниях и урбанистических пейзажах.
Ну а дальше все просто, если вы (как я) тихо ненавидите сюрреализм, постмодернизм, а в книге в первую очередь цените сюжет, то роман «Вокзал потерянных снов» вряд ли ваш. (Ну, еще остается крохотная возможность, что вам вот обалдеть как нравятся всякие эксперименты в литературе, а город из нечистот, трущоб и отбросов — это прям ваше-ваше). Но если вдруг тянет вас на странное и читать это вы хотите не ради сюжета, а «чтоб было», то можете попробовать познакомится с очень избыточным, многословным, «водянистым» романом Чайны Мьевиля «Вокзал потерянных снов».
Я не смогла. Без оценки.
cranberry, 26 марта 2021 г.
Это было мое первое знакомство с жанром «Weird fiction» и с автором. Очень странная фантазия у автора, создавшего такой мир,грязный, мрачный жуткий-это было первое впечатление, когда я начала читать книгу.
Не могу сказать, что к концу книги оно как-то кардинально изменилось.
Но нужно отдать должное насколько глубоко прописан мир, необычный город, описанный до мельчайших деталей, что иногда создается ощущение , что ты наичнаешь слышать все звуки, запахи. Город, заселенный разными существами, и это далеко не привычные нам эльфы, гномы, тролли.
В начале сюжет развивается ну очень не торопливо, постоянные подробные опсиания города сильно отвлекали, но потом история получает разгон и ты уже не успеваешь следить за всеми событиями,которые приобретают необычные повороты.
На фоне этого жутковатого города, не мнее жутких героев , есть все-любовь, дружба, конечно же предательство, куда уж без него, страхи, глупость, честь.
Книга очень своеобразная и глубокая, но продолжать знакомство с творчеством автора пока не планирую.