Стругацкие Аркадий и Борис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Стругацкие Аркадий и Борис. Трудно быть богом.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стругацкие Аркадий и Борис. Трудно быть богом.

Статья написана 18 сентября 2009 г. 18:30

Стругацкие Аркадий и Борис. Трудно быть богом.

До сего момента все мое знакомство с классиками ограничивалось – конечно же! – «Понедельником» и «Сказкой о тройке» – конечно! К слову, «Сказка» мне понравилась больше. Говорят, у женщин у всех так. Ну и «Улитку на склоне» уговорила в отрочестве раза три-четыре. В силу чего была абсолютно уверена, что АБС – сюрреалисты. К слову, мне до сих пор кажется, что частично это соответствует действительности. Но вот если бы родители, заместо делать пальчиком «Ай-ай-ай, туда нельзя, того нельзя, учи уроки» дали мне в детстве эту книжечку, было бы рулезно. Может, кстати, лучше учились бы уроки – мнила бы себя прогрессором, а почему нет? Причем вроде как была она у нас... Название точно помню, не могло не быть. К чему это я?.. :\ Ах, да! Знакомьте детей с классикой! Нуворишей с фэнтезюхой они всегда прочтут сами, а вот классика – это должно быть впитано с материнским молоком. Примерно так мне говорили родители, когда я отказывалась читать русскоязычных творцов одно-двух- и трехвековой давности.

Импортных читала, а как же? Про любовь ведь! Чего же еще надобно рефлексирующему дитяти дамского полу и неопрделенных притязаний? Впрочем, даже тогда Шекли меня возбуждал меня больше розовых сопленй, но та же госпожа Санд, Голсуорси и даже невнятный Шеллер-Михайлов, а также иже с ними, были проглочены от корки до корки. Потом я выросла над собой, почитала менее приличных авторов и благополучно вернулась к фантастике. Видит Бог, нервы это щекочет поболе.

Вот и здесь. Больше всего смахивает на Доктора. Хотя *закрываясь обеими руками от летящих тапок* Доктор круче. Хотя, конечно, медных труб он не выдержал, но ведь остаются ранние его произведения – то, что раньше ругали, как недоделку, теперь можно превозносить как свежесть чувств. И таки это правда. По цинизму я сама могу курсы открыть, спасибо. Но тянет что-то на разумное, доброе вечное. На тех же Стругацких.

Жестоко – в рамках длины произведения, – умно и душевно – в тех же рамках. Поджилки, конечно, не трясутся, ну дык и нас уже ни на какой кобыле не объедешь, будь то хоть жеребец чистых кровей.

И все-таки спасибо Доктору, что он нам про прогрессоров рассказал, иначе фиг бы я поняла, чего имеется в виду. Хотя, наверное, и так не поняла бы, но любимый сказал, что это именно о них. Теперь, по крайней мере, понятно, кто подбил меня на Стругацких. Сама бы я честно схватилась за Малинина. Очень уж хочется последнюю книжечку. Сайенс фикшн у него, конечно, аховый получается (ахается в процессе зевоты, в смысле), а фентезюшка ничего так себе. И по Кингу я, опять-таки, сильно соскучилась, а у меня Черный дом нечитаный и Глаз Дракона. Да и Башню хочу уже перечитывать – года не минуло. И над Диком размышляла. А любимый говорит, что вроде как я Стругацких собиралась почитать... Ну я много чего собиралась, но не разочаровывать же любимого? Тем более, что он честно послушал Булычевскую «Последнюю войну». Так что можно «Трудно быть богом» считать моей ответной любезностью.

Значит, он – ГГ – прогрессор. Засланец, проще говоря. Засланный цивилизованным обществом в патриархальное. За каким хреном засланный – понять тяжело. Видимо, изучает. Поскольку ни черта более не делает. Такой себе вальяжный сукин сын, кум королю и сват министру. Бог в отдельно взятом мире в редко собирающемся докупы обществе таких же богов. Вроде как изучают они и пытаются не вмешиваться. А в отдельно-то взятом государстве переворот зреет, оказывается. И тут уж – мажь клерасилом, не мажь – прорвет одинаково. Главное, чтоб по дороге не затопило.

Вальяжный мачо блещет в свете, предстает пред нами в хорошем нем же, говорит умные вещи, призывает всех к разумному, доброму и вечному. Приятно, черт возьми. Вообще хорошо призывать к разумному, доброму и вечному, когда вокруг туевая хуча слуг и столько же денег в карманах. Я сама так умею.

Но я отвлеклась. Еще ГГ говорит умные или претендующие на умно-вопросительность мысли. Еще он подозревает главного злодея в том, что он – главный злодей. Подозревает, по ходу, только ГГ, все остальные твердо в этом уверены. У мачо имеется девушка – хрупкая и прекрасная. Нежная, добрая, воздушная и очаровательная. Интересно, как это у нее получается в феодальном мире? Бреет ноги косой? Хм... И как с другими местами? Интересно, опять-таки, как она без тампаксов? И еще к началу книги начинает с ГГ жить. Ну довольно непритязательный мачо попался, или же ее нежные душевные качества с лихвой окупают отсутствие возможности красоту наводить. Судьба...

Иногда (редко) ГГ говорит с такими же, как он, прогрессорами, читай: богами. И убеждает, что со злом надобно бороться. Зло, понятно, в лице плохих, плохих определяет ГГ. Ему же, глупенькому, объясняют, что сие есть бред, и вроде даже до него доходит... До меня же дошло, что объясняют мне, типа я – ГГ. Ну дык я и так знаю про относительность зла. И абсолютность тупости.

После полутораста страниц рефлексии созревший переворот мило взрывается, сметая по ходу кучу народу – трупы из города живописно вывозят телегами. К трупам присоединяется мальчик, опекаемый ГГ и евонная девушка. Девушку жаль, но, поскольку личность ее не сказать чтоб раскрыта, то жаль не так сильно. Это как пытки у Перумова: «пытали жутко-страшно-невозможно. Три дня. А потом еще два – хуже, чем в первые три. А дальше прям кошмар как». Это Вам не дедушка Никитин с описаниями чего делали и в какой последовательности. Так вот: девушка в книге описана, как пытки у Перумова. Это типа аналогия.

В конце книги, понятно, ГГ встречается с ГЗ (главный злодей). Вот я бы на месте последнего пришибла на фиг нашего мачо, чтоб не сильно умничал. Ибо к моменту встречи ГЗ уз под себя ни много, ни мало всю страну подгреб. А потом бы уже разбиралась, кто здесь бог и по какому праву. Ибо, ежели человечек у власти так поступать стремается, долго на верхушке ему не продержаться. Впрочем, и так к тому идет. ГЗ вроде как понял, что ГГ – это какое-то производное от бога, или рядом просто полежал, потому пугается, выдает все, чего ГГ ни потребует, и с пути самоустраняется. Как для ГЗ очень любезнь, не правда ли? Оно, конечно, суть книги не в том, но старина Этлау сильно ведь разнообразит похождения Фесса, а? Хоть, конечно, суть тоже не в том.

Итоги.

Заканчивается все философски: все умерли, герой думает. Не знаю, может еще чего есть про этого мачо. Позже ознакомлюсь, видимо.

Это я так раскритиковала, конечно, неправильно. Книжка вообще-то хорошая, я ожидала меньшего. Но сильно уж перечитанным опосля отрочества Саймаком попахивает: все бы хорошо, но сейчас уже лучше умеют. Хоть и есть исключения: Шекли, Хайнлайн. Гаррисон, опять же. Но на капиталистическом западе и возможностей было побольше, чего греха таить? Так что можно читать Стругацких чудом: я так и не поняла, как они с такими текстами ухитрялись печататься.

Оценки.

1. Читабельность – десять. Умеют, конечно. Даже вон у Буджолд (которая будет следующей) при всех остальных «не ахти» показателях читабельность стабильно на девять-десять может быть оценена. Как и у Донцовой, у нее это практически единственное достоинство. Ну еще и безусловная интеллигентность текста, чего у Донцовой, понятно, днем с огнем...

2. Мир хорош, хоть и хочется сказать: «Это уже было». Может, кстати, у них и было, поскольку тот факт, что я только что сподобилась их прочитать, вовсе не говорит о том, что они не были первыми. Скорее, это уже позже у них собезъянничали. Но вообще бывают миры и поживописнее, если честно. Хотя этот довольно реальный. Шесть миру. Не могу больше.

3. Герои... Ну что ж, так хотелось похвалить классиков, но герои – картонные. Возможно, это тоже обусловлено относительно малой формой произведения. Но ни с кем из них я бы за стойкой не посидела. Не интересно. Тройка за героев. И то за отца Кабани. Колоритный персонаж. И за рулезного барона – вот уж квинтэссенция славянского духа!

4. Душевность ничего так. Семь. Но я не плакала, когда убили девочку. И не помню, как ее зовут. А я вообще барышня трепетная – по крайней мере, когда дело касается литературных героев. В жизни я сама таких десяток изничтожу. :Ь

5. А вот идей полно. Они пробивают себе дорогу сквозь относительно цензурный текст, и даже глаза разбегаются, на них глядячи. Жаль только, что ответы на все вопросы уже подсказаны. Было бы приятно, если бы они остались открытыми. Вмешиваться? Не будем вмешиваться. Но, если касается нас, то будем. Помогать? Будем помогать ботаникам, а как же? Мачо мы или не мачо? Месть? Нет, мстить не будем. Будем дружить крепкой мужской дружбой, плакать скупой мужской слезой и любить вечной любовью невнятные персонажи. Бывает... Но за идеи десять все равно. В советские времена и с такими было особенно не пробиться. Так что рулят братья.

Цитаты:

«Сейчас пишут мало прошений ... Одни считают, что просить бесполезно, а другие рассчитывают в ближайшее время взять без спроса.»

«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные.»

Синопсис.

Дальше будет Буджолд, Братья по оружию. Но там и описывать-то особо нечего. Она как всегда великолепна, аристократична и пресна. Но очень питательна. :)

2007-10-31





109
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 декабря 2010 г. 13:40

цитата

Вот я бы на месте последнего пришибла на фиг нашего мачо, чтоб не сильно умничал. Ибо к моменту встречи ГЗ уз под себя ни много, ни мало всю страну подгреб. А потом бы уже разбиралась, кто здесь бог и по какому праву.


А ГЗ его не богом считал, а дьяволом или пособником дьявола. Потому рассчитывал скорее на помощь, т.к. дьявол покровительствует грязным делам. А вот бога он бы действительно замочил без сомнений — от него не приходится ждать ни помощи, ни особого сопротивления. Богом ГГ считал мятежник Арата, он просил у «бога» помощи, но не получил её.

Вы так удачно поизмывались над классикой, что хочется порекомендовать вам продолжить в том же духе. Почитайте «Гамлета», «Ромэо и Джульетту», напишите отзыв. Вот смеху-то будет!

Повесть глубже. Как остаться человеком, живя в таком мире? Должно ли добро быть с кулаками? Не получится ли, что добиваясь желаемого силой, ты признаешь свою слабость? Можно ли построить мир Полудня, если убрать из истории человечества всю его тяжёлую предысторию? Не получится-ли, что мир Полдня, доставшийся на халяву, будет цениться много меньше по-настоящему выстраданного? Можно ли вообще построить мир Полудня, не пройдя всю предысторию и не выработав иммунитет против жестокости, алчности, корыстолюбия, властолюбия и прочих человеческих недостатков, против инквизиции, фашизма, национализма, коммунизма, диктатуры, тирании, феодализма?

Советую обратить внимание на диалог Будаха с Руматой, когда они разговаривали о том, как бог мог бы сделать людей счастливыми. Очень глубокий по сути диалог. Он концентрирует в себе 80% идей всей книги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2010 г. 17:11
Это рецензия из жж, в шапке которого черным по-русски написано:
Автор оставляет за собой право выражать свое мнение по поводу и без, вне зависимости от того, что думают о мнении автора посетители журнала.
К сожалению, в колонке фантлаба шапошный пост не предумотрен. Но, несмотря на это досадное упущение, право выражать свое мнение мне хотелось бы сохранить.
Да, я читала не только Шекспира. И Ромео Вы написали неверно. Верну Вам комплимент: полюбопытствуйте, почитайте другие рецензии. Может, Вы тоже заметите глубину? Или Вы специалист по бревнам в чужом глазу?
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2010 г. 20:37
Я вовсе не хотел на вас «наезжать». Просто мне стало несколько обидно, как вы с нескрываемой иронией отзываетесь о хорошем произведении. Хотелось просто обратить ваше внимание на те поднятые проблемы, которые остались вами незамеченными, и попытаться открыть перед вами произведение с другой стороны.

P.S. Слово «шапочный», кстати, вы тоже написали неверно. На личности я вроде бы не переходил.
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2010 г. 21:50
В случае, если подразумевается не шапка, а в случае, если слово употребляется как анахронизм, написание верное. Видимо, надо было поставить смайлик, чтоб стало понятно, где шутка.
Что же касается Стругацких, то я действительно не понимаю, вокруг чего, собственно, шум. Да, вопросы есть. И мысли есть. Так же, как и в подавляющем большинстве книг русскоязычных авторов и даже у некоторого количества инакоязычных. Я не говорю об МТА, а просто о талантливых современниках. Которые ничуть не хуже. Проза минулых лет отдает некоторой схематичностью, мне это не импонирует. Конечно, на фоне военных детективов можно было считаться гением, сейчас тягаться с молодой порослью было бы значительно тяжелее.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2010 г. 23:03
Если бы наши современники и Стругацкие были бы в равных условиях, не известно ещё во что бы это вылилось.

Стругацкие много хотели сказать, но не могли — тогда была очень жёсткая цензура. Читал с каким трудом они продирались через цензуру — цензоры придирались буквально к каждому слову, рукописи задерживались у цензоров месяцами, любая небольшая шишочка в креслице могла показать свою власть и сказать «запретить, не пущать».

Современники многое могут сказать, но почему-то не многие хотят, да и не услышат их — у сегодняшних читателей в массе нет того мыслительного голода, который был во времена Стругацких.

В общем, они дети своей эпохи. Сравнивать их с нашими современниками — дело не благодарное.
 


Ссылка на сообщение26 декабря 2010 г. 12:54
Согласна, но, тем не менее, возьмите даже тех же очень нелюбимых мной Дяченок: количества мысли на единицу текста у них несравнимо больше. Я уж не говорю об Олдях: у них за мыслями и текста-то не особо...
И — да, с одной стороны цензура мешала. А с другой — все были в тех же условиях, а (к примеру) тот же Булычев сумел наводить настолько тонкие параллели, что они мимо цензуры проскакивали. Впрочем, Стругацикие тоже, я не спорю. Хотя Сказка о тройке — натуральная сатира. Может, они были теми людьми, которых власть держала для того, чтоб показать наличие свободы слова? Ведь были же такие. Человек вроде как резко критикует власть, а на самом деле сидит на зарплате.
От нас уже не увидишь, как оно было на самом деле. В любом случае я не умаляю их заслуг. Просто на общем фоне, без скидок на былые достижения, Стругацкие выглядят бледно. ИМХО, понятное дело. Я читаю современников и удивляюсь количеству приятных открытий чуть ли не больше, чем количеству пишущих бездарей. Стругацкие где-то посерединке. И — скучны, что уж там.


⇑ Наверх