Операция «Вотан», или Борьба за веру
Готовясь к выходу из тюрьмы Тень Мун (Уиттл) не ожидал особых сюрпризов от вольной жизни. Работа в спортзале у старого друга. Совместная жизнь с очаровательной Лорой (Браунинг).
Однако все идет наперекосяк, и вот он уже телохранитель загадочного мистера Среды (МакШейн). Благодаря которому Тень влипает в бредовые и опасные передряги, всерьез пошатнувшие его веру в обыденную реальность. Взамен дающие ему веру во что-то другое.
Сериал по шикарному роману Нила Геймана «Американские боги», любители фантастики ждали долго. Еще в 2011 появились первые слухи об экранизации, заняться которой планировал канал HBO. Причем действие романа, а также его продолжения должно было занять 6 (!) сезонов по 10 серий. Однако телемонстр, от проекта отказался. Падающее из рук HBO знамя подхватил телеканал Starz, и в этом году история американских богов добралась-таки до наших голубых экранов.
Что первым бросается в глаза – это способ съемки, напоминающий недавний «Легион». Фантасмагория смешивается со сном. Галлюцинации с бредом. Яркие цвета пронзают монохромное полотно. Буйство колористики прочищает сознание. Окружающий мир подрагивает и подергивается легким маревом. Бред вползает в твердое, привычное существование. Причем как в истории Дэвида Хэллера, так и в рассказе о Тени, этот прием полностью обоснован.
Ведь мы наблюдаем, как у более-менее обычного человека происходит «срыв шаблона». Смена восприятия мира. Раскрытие тайн, скрывающихся под шелухой обыденной жизни. Все эти приоткрывающиеся необычные картинки вполне могут интерпретироваться мозгом как кислотные «глюки». Да и зрителю так проще принять необычность происходящего.
Плюс постановщикам удалось качественно перенести на экран волшебные геймановские истории о прибытии в Америку, причем подать их в ярком, ироничном, порой саркастичном ключе. Таки да, по этим историям можно снимать отдельные полнометражные фильмы. Ну и врезки «Где-то в Америке» хороши. Они придают истории объем, позволяя немного отвлечься от основного сюжета, превращая историю American Gods из описания квеста одного хитрого старика (особенно поначалу) в глобальное полотно, показывающее истинную Америку. Страну, ставшую новым домом не только для людей со всех уголков Земли. И не только для людей.
Также интересно наблюдать за моральной подоплекой проекта. Во главе угла, понятное дело, стоят вопросы веры. Как она влияет на людские судьбы, на тех, в кого верят, и тех, кто верит. Способна ли она менять мир, и человека. Нужна она вообще, или можно справиться самим (вот только темнота…). Может ли человек обходится без костылей ожидания. Как справляться с разочарованием, рушащим жизни.
К этому тесно прилегают размышления на тему реальности и фантазии. Что есть одно и другое? Истинно ли то, что ты привык видеть с младых ногтей, или это лишь рябь на воде огромного темного и неведомого озера. И как можно моделировать эту самую реальность.
Вопросы аж никак не новые, но для многих из американского общества могут быть откровением. Ну и нам лишний раз подумать в эту сторону не помешает.
Теперь об актерских работах.
Рики Уиттл, сериальный британский актер, регбист и фотомодель, в целом каши не испортил. Он изображает спокойного, здорового мужика, эдакого теленка (или щеночка сенбернара), уверенного и невозмутимого. Пока он находится в этой ипостаси – все отлично. А вот «срыв шаблона» удается ему похуже. Далеко не каждой эмоции Рики веришь. Далеко не каждое действие гармонирует с внутренним состоянием. Есть моменты, когда он «входит в струю» и Тень скользит в пространстве сериала, оправдывая свое имя. Потом что-то ломается, и уже не Тень, а модель Рики Уиттл натужно изображает потрясение или испуг.
Эмили Браунинг и ее Лора отвечают в этом проекте за внезапное осознание того, что в жизни (и после) по-настоящему важно. И за юмор. Черный. Ее диалог с Анубисом, мытарства с рукой, встреча с подругой, все в лучших традициях «Смерть ей к лицу», изрядно разбавляют тяжелое ощущение от некоторых моментов.
Также неплохой образ удался Пабло Шрайберу и его Сумасшедшему Суини. Однозначный ирландец, бескрышный, тяжелый, вспыльчивый. При этом вспомните его взгляд в одном из «Прибытий в Америку» — вековой покой отражает. Ну, прям натуральный представитель малого народца.
Джиллиан Андерсон откровенно оттягивается. Ну, где еще в Мэрилин Монро поиграешься в свое удовольствие?
Но лучше всего показали себя в Богах двое стариков.
Петер Стормаре со своим Чернобогом. Наглым, брутальным, хамовитым. Опасность, излучаемая этим персонажем, буквально чувствуется на вкус. Зритель ощущает себя фраером, попавшим на воровскую малину. И все это сдобрено изрядной порцией тоски, окутывающей старика. Петер играет на грани. Еще немного и это превратилось бы в фарс. Клюкву, карикатуру на русских уголовников. Но у Стормаре получается эту грань не переступить.
И, конечно, Иэн МакШейн. Он в роли Мистера Среды просто шикарен. Искрящаяся ирония, тихая печаль, огромный опыт, внутренний стержень, осознанный фатализм, острый ум, змеиная хитрость. И сила, способная вершить судьбы миров. Не выпячиваемая, скрытая, внутренняя. Но постоянно выглядывающая из-под спуда.
Хотим больше Среды. Никаких четвергов, или не дай боги понедельников. Только Среда! (Ну еще пятница с субботой на крайняк).
Эрго. Начало положено неплохое. Атмосферно. Фантасмагорично. Иронично. Мистично. Пускай магистральный сюжет можно было двигать вперед поэнергичнее (а то в натуре 6 сезонов будет). Тень мог быть помастеровитее, Среды и Чернобога хочется побольше, а Лоры поменьше, попытка однозначно засчитана.
P. S. Второй сезон ожидаем ориентировочно в следующем году.
Режиссер: Дэвид Слэйд, Адам Кэйн, Винченцо Натали
В ролях: Рики Уиттл, Иэн МакШейн, Эмили Браунинг, Пабло Шрайбер, Брюс Лэнгли, Джонатан Такер, Джиллиан Андерсон, Клорис Личмен, Петер Стормаре