Василь Быков «Дожить до рассвета»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Первая публикация — Маладосць. 1973. № 1.
Входит в:
— антологию «Военные повести», 1973 г.
— журнал «Роман-газета, 1973, № 24», 1973 г.
— журнал «Подвиг 1983'05», 1983 г.
— антологию «Победа», 1985 г.
— антологию «Страницы подвига», 1987 г.
— антологию «Вернитесь живыми», 2000 г.
Награды и премии:
лауреат |
Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры, 1974 // (повесть) |
- /языки:
- русский (59), белорусский (8)
- /тип:
- книги (65), периодика (2)
- /перевод:
- В. Быков (44)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 11 января 2023 г.
Сделать любой ценой
Небольшой и в военном отношении незначимый эпизод Великой Отечественной. События происходят осенью — в начале зимы 1941 года. На выполнение задания отправляется группа бойцов во главе с молодым свежеиспечённым лейтенантом. И если задуманное и предложенное командованию как раз вот этим лейтенантом дело удастся, то нашим войскам под Москвой должно стать полегче, а немцам — потруднее.
Однако человек предполагает, а Бог располагает. События уже с самого начала пошли совсем не так, как было задумано. Группа постепенно теряет бойцов, теряет мобильность и скорость передвижения, и выполнение задачи становится проблематичным. И конечно находятся и сомневающиеся, и только воля командира ведёт группу туда, где им надлежит выполнить задание.
Однако и дальше дела идут совсем иначе, чем предполагал лейтенант, и в конечном итоге жизнь и долг ставят его в ситуацию жёсткого выбора…
Василь Быков очень точно показал все хитросплетения воинской удачи и невезения. И кроме того, как это и свойственно этому автору, показал читателю внутренний мир некоторых бойцов — как раз для того, чтобы читатель смог хоть отчасти почувствовать себя вот этим самым живым и полным надежд молодым военным пареньком с кубарями на петлицах, и чтобы затем смог ощутить всю те невероятную сложность необратимого выбора, который предстоит сделать этому почти ещё не жившему пареньку в военной форме.
vfvfhm, 29 октября 2021 г.
Конец ноября 1941 года. Лейтенант Игорь Иваньковский возглавляет диверсионную группу. Перед ней поставлена задача уничтожить в тылу противника большой склад с ГСМ, спрятанный в лесах Смоленщины. Иваньковский сам видел его, когда пробирался к своим из окружения. Он настоял перед лицом высокого начальства на организации вылазки. Пять месяцев беспомощности, неудач, потерь и лишений подходят к концу. Он и его новые подчиненные смогут внести свою весомую лепту в общую борьбу с беспощадным врагом, который начал вторую и последнюю (о чем тогда никто не знал) волну наступления на Москву. Лейтенант Иваньковский больше уступать не намерен — победа или смерть!
Как же жестоко ошибался я насчет этой повести, поэтому и прочел ее только теперь! Давным-давно я посмотрел экранизацию с Александром Михайловым, которая меня совсем не впечатлила и стерлась начисто из памяти. Знал общий сюжет вещи. И думал, что она о том, как жестокий командир из-за своей твердолобости и глупой упертости отправил на верную гибель все свое подразделение.
Это история вообще про другое. Про нравственный выбор человека — мужественно противостоять ударам жестокой судьбы или сдаться и плыть по течению ,став рабом обстоятельств. Она про совсем молодого человека, который хотел жить, любить, трудиться на благо общества, а приходится умирать.
Повесть невероятно многоплановая. И экзистенциально-философская, и психологическая, и историческая, и остросюжетная (есть такой термин — «философский боевик», а Быков писал их, не наклеивая ярлыков).
Как раз сегодня смотрел стрим с историком и просветителем Егором Яковлевым, который говорил, что дихотомия «война — трагедия или подвиг», преступно ошибочная. Эти качества нельзя разделять. И повесть Быкова без всяких деклараций показывает это с невероятной убедительной силой. И великий подвиг, и великая трагедия.
Большой воспитательной силы произведение. Если вы, как рэпер Моргеншетерн, задаетесь вопросом — зачем праздновать 9 мая? — прочитайте эту повесть и все поймете. Заодно узнаете, почему фашистскую нечисть нужно безжалостно душить, как прежде, так и теперь.
И напоследок. Повесть Быкова — произведение равновеликое таким текстам, как «Стена» Сартра и «Посторонний» Камю. И вот кондовое, узколобое, «наворотившее дел» руководство СССР наградило ее высшей литературной премией страны и дало автору звание Героя(!) социалистического труда, а просвещенный, продвинутый, толерантный и мультикультуный Нобелевский комитет свою премию вручил «окололитературным трутням» Александру Солженицину и Светлане Алексиевич. И о чем нам говорит этот исторический урок?
LinaSaks, 5 июля 2020 г.
Есть в этом смысл! И будет результат, иначе быть не может, потому что не должно быть. (с)
Книга болезненна первоначально. Не существует книг о войне, которые бы не были наполнены болью.
Тут же не просто про боль от войны, а от глупости, от смертей, казалось бы, бессмысленных. Ты читаешь с полуприкрытыми глазами, словно от этого история изменится, слова в книге поменяются, вернутся люди, останутся жить, творить и создавать. Но ничего не меняется. Двадцатидвухлетние все так же встают под пули и умирают. Умирают в землянках, в больницах, на полях сражений, в сугробах, в танках... Умирают восемнадцати, тридцати, сорокалетние. Умирают юные, умные, красивые, наивные, спокойные. Земля полнится слезами и кровью.
Умирают люди страшно. Они восторженно думают о мире и стремятся уничтожить то, что этому миру мешают. Их трогательная восторженность не ушла от них ни во время учебы в военной академии, ни под немецкими пулями, ни даже глядя на смерти друзей. Они хотели освобождать мир, хотели защищать то хрупкое, что им доверили, они умели фантазировать даже, глядя в глаза смерти. Но реальность, она не всегда красивая, не всегда про подвиги, она может быть подлой, злой, безжалостной. И именно в этой небольшой повести Василь Быков и показал какая она война и ее реальности. Война, это когда тебя разлучают с любовью, война это когда умирают товарищи, когда в двадцать два ты решаешь кому жить, а кому умереть, когда тебе надо думать быстро, уметь все взвесить, а ты еще не умеешь и ошибки твои фатальны. Когда нет подвига просто потому что ты к нему готов. Когда ты хочешь забрать с собой на тот свет генерала, а умираешь так и не узнав забрал ли ты с собой хотя бы того, кто стрелял в тебя.
Безжалостная реальность, про жизнь и смерть. И при этом эта книга о тех людях, что хотели строить светлый, лучистый мир. Про людей, которые умирая доживали до того рассвета, чтобы не напрасно умереть, а забрать с собой хоть одного врага и доживали...
Кто-то из наших солдат (по-моему, Никулин) второй мировой рассказывал, как они совершали переход и встретили ребят, которым нужно было на гору поднять какую-то пушку, их попросили о помощи и четыре худеньких паренька, подняли эту дуру и донесли до нужной точки. Но когда они возвращались домой, с победой и оказались на том же месте, их уже попросили помочь спустить орудие вниз, так вот, они не смогли ее даже развернуть. Сила человеческая для защиты любимого мира — невероятна.
«Он хотел верить, что все им совершенное в таких муках должно где-то обнаружиться, сказаться в чем-то. Пусть не сегодня, не здесь, не на этой дороге – может, в другом месте, спустя какое-то время. Но ведь должна же его мучительная смерть, как и тысячи других не менее мучительных смертей, привести к какому-то результату в этой войне. Иначе как же погибать в совершеннейшей безнадежности относительно своей нужности на этой земле и в этой войне? Ведь он зачем-то родился, жил, столько боролся, страдал, пролил горячую кровь и теперь в муках отдавал свою жизнь. Должен же в этом быть какой-то, пусть не очень значительный, но все же человеческий смысл.
И он вдруг поверил, что будет. Что непременно будет, что никакие из человеческих мук не бессмысленны в этом мире, тем более солдатские муки и солдатская кровь, пролитая на эту неприютную, мерзлую, но свою землю. Есть в этом смысл! И будет результат, иначе быть не может, потому что не должно быть.
Ему бы только дождаться утра...»