Пол Кемп долгое время работал исключительно в межавторских циклах, сначала в сеттинге "Забытых королевств», затем в "Звездных войнах», а в прошлом году даже написал один рассказик для "Эпохи Легенд» Вархаммера. Кроме того, он заключил с издательством Angry Robot контракт на написание двух самостоятельных произведений из цикла Egil and Nix. Рецензию на первый роман дилогии, Hammer and Blade, вы можете прочитать вот здесь.
Вы ворвались в ряды писателей Black Library [издательство, выпускающее книги по Вархаммеру] с маленьким рассказиком A Small Victory, достаточно тепло встреченным читателями. Как вы оказались в числе авторов антологии?
Пару лет назад Кристиан Данн через Фейсбук предложил мне написать историю о Старом Свете, но мой рабочий график и его занятость некоторое время не позволяли нам развить эту идею. Наконец нам удалось договориться, и в результате появился этот рассказик из «Эпохи легенд». Я был по-настоящему взволнован. Мне нравится Вархаммер, и я долгое время хотел поучаствовать в развитии этой вселенной.
Есть ли у вас какие-нибудь планы, например написать еще несколько рассказов по этой вселенной или, может быть, даже роман?
Кристиан и я обменивались письмами по поводу еще нескольких рассказов, так что я думаю, я еще наслежу в мире Вархаммера. Опять же, все упирается в мой рабочий график.
Есть какие-нибудь задумки, события или персонажи, о которых вы, возможно, хотели бы написать?
У меня есть парочка сырых идей, но я предпочел бы не рассказывать о них в данный момент.
Отличается ли чем-то фэнтези-сеттинг Вархаммера от других фэнтези-вселенных, в которых вы работали?
Вселенная Вархаммера гораздо мрачнее и темнее, чем Забытые королевства или далекая-далекая Галактика. К слову говоря, мои романы, действие которых протекает в этих вселенных, обычно мрачнее и темнее среднестатических произведений по этим сеттингам. Тематически, в Вархаммере есть встроенный моральный дуализм, на фоне которого и разворачиваются основные события (Порядок против Хаоса). В Королевствах нет ничего подобного, а вот в Звездных войнах есть (светлая и темная стороны Силы). Таким образом, в мире Вархаммера я чувствовал себя как дома.
Вы проделали приличную работу в сеттинге Забытых королевств, особенно с историей Эревиса Кейла, который появился в нескольких романах и рассказах. Каково это — работать в настолько популярной вселенной?
Это было потрясающе. Забытые Королевства — это очень богатый, многослойный и любимый народом сеттинг. Редакторы Wizards of the Coast, с которыми я работал, были великолепны. Они предоставляли мне свободу выбора историй и персонажей, о которых я хочу писать. Это же восхитительно.
Что бы вы рассказали об Эревисе Кейле тем читателям, которые знают вас только по A Small Victory?
Я бы сказал, что Эревис Кейл — это наемный убийца и священник, глубоко противоречивый человек, чья преданность семье и друзьям может сравниться только с его безжалостностью к врагам. Он относится к людям, которые предпочитают не оставлять после себя незавершенных концов, к людям, которые скорее разрешат проблемы с помощью клинка, чем словами. И ведь он пытается бороться с тем, кто он есть, в каком-то роде он пытается быть хорошим человеком, поступать по совести, даже когда события раз за разом напоминают ему, что глубоко в душе он является убийцей.
Мне было очень приятно наблюдать за его эволюцией. Тем, кто заинтересовался Кейлом, я обычно рекомендую начать с "Сумерки сгущаются», первой книги трилогии "Эревис Кейл».
Пока что вы поучаствовали в развитии трех огромных вселенных — Звездных войн, Забытых королевств и Вархаммер Фэнтези. Где вам пока что было приятнее и веселее всего работать?
О, ну это же все равно, что спрашивать, кто из моих детей самый умный, они все подходят под эту характеристику. Вархаммер очень хорошо удовлетворяет моей писательской чувствительности, Королевства — это все равно, что первая любовь, с них начались и мое увлечение настолками, и моя писательская карьера. Но если бы мне пришлось выбирать, я бы назвал Звездные войны. То есть, это же всемирный культурный феномен. Быть частью его, даже в самой незначительной степени, — дорогого стоит.
Чем отличается работа над Звездными войнами от написания произведений по Вархаммер Фэнтези?
В писательской кухне Звездных войн находится больше поваров-редакторов, что значит, что мне приходится учитывать мнения нескольких редакторов. В мире Вархаммера я работаю только с Кристианом. Стоит, однако отметить, что мои редакторы по Звездным войнам обладают очень легкими руками, так что не подумайте, будто я жалуюсь.
У меня не такой большой опыт общения с поклонниками Вархаммера, но вот фанаты Звездных войн временами бывают очень, очень настойчивыми. Они классные 99,99% времени, но иногда ты получаешь очень странные письма или комментарии от парней, которые воспринимают вещи слишком серьезно.
Некоторые вещи схожи в обоих вселенных, будь то коррупция, долг, жертвенность, да и Варп в общем напоминает темную сторону Силы. Но в общем вселенная Звездных войн гораздо оптимистичнее, согласны?
Полностью. В конечном счете, Звездные войны рассказывают о торжестве надежд, о прогрессе и развитии (как личном, так и культурном), и в этом плане вселенная очень оптимистична. Вархаммер, напротив, посвящен тому, чтобы удержать в пальцах разваливающиеся осколки тех немногих хороших вещей, что еще остались в галактике, в то время как все твои внешние и внутренние враги угрожают превратить все, что тебе дорого, в нечто неузнаваемое.
В Звездных войнах очень жестко соблюдается канон, в то время как авторы Вархаммера позволяют себе определенные вольности. Как это влияет на рабочий процесс?
К вопросам соблюдения канона в ЗВ подходят жестче, чем в Вархаммере, но галактика настолько большая, что она спокойно позволяет максимально раскрыть свои творческие крылья, если этого очень хочется.
Как бы вы сравнили вселенную Звездных войн с миром Вархаммера 40000?
У меня нет опыта работы с этой вселенной. Знаю, знаю, пара романов по ней завалялась на моей книжной полке.
О каком бы персонаже, событии или фракции Вархаммера 40000 вы бы предпочли написать, будь у вас такая возможность?
Поживем — увидим.
Что вы можете нам сказать о своих романах по Звездным войнам? Есть какие-нибудь проекты в работе?
Имеются. Я подписал с Del Rey контракт на создание еще как минимум двух романов в твердой обложке, но я не могу пока говорить на эту тему. Тем более, что к соглашению мы пришли совсем недавно. Скоро, надеюсь, все будет известно.
Так же вы не так давно продали Angry Robot серию фэнтези-романов Egil and Nix. Первый выйдет этим летом, второй — в следующем году. Что вы можете рассказать о дилогии?
Она приводит меня в восторг. The Hammer and the Blade — это первый роман о Эгиле и Никсе, парочке проныр, расхитителей гробниц и наемных мечей. Эгил — рассудительный, неприветливый жрец Мгновенного Бога, он — мускулы команды. А Никс Быстрый, Никс Везунчик, Никс Фалл из Дур-Фоллина — вор и острослов. Мозги команды (ну, или это он так думает).
В этих романах (второй, A Discourse in Steel, появится в следующем году) я стараюсь отразить дух классических историй «меча и магии», которые я любил десятилетиями (Фафхрд и Серый Мышелов Фрица Лейбера, Конан Роберта Говарда, Старк Ли Брэкетт), и в то же время вдохнуть в них элементы современности (в плане прозы, темпов повествования и задумки, вокруг которой строится сюжет).
Думаю, The Hammer and the Blade — это один из моих лучших романов. Подогревая интерес к его публикации, я выкладываю отрывки из него, вы можете найти их вот здесь.
Как протекает ваш рабочий процесс и как вы настраиваете себя на нужный лад?
Я нахожу полезным посвящать некоторое время в конце каждого дня сценам, которые собираетесь написать завтра. Настроиться на нужную волну. Затем я сажусь и пишу. Особо нечего добавить. Я практически все время работаю с детализированными набросками и стараюсь закончить каждый рабочий день на середине сцены, а не в конце. Так мне проще начать работать на следующий день. Кроме того, я порой позволяю моему воображению занести себя туда, куда ему хочется. Если я начинаю писать какую-нибудь сцену, я обязательно ее заканчиваю, даже если она идет не по-порядку. На самом деле, все мои книги написаны так сказать вразброс, обычно я пишу заключительные сцены гораздо раньше, чем дохожу до конца.
Слушаете ли вы какую-нибудь определенную музыку, когда пишете?
Ничего конкретного. Просто настраиваюсь на одну из частот — либо канал Саундгарден, либо культовый канал, либо флорентийский канал, либо машинный, и вперед!
Какие события в 2012 году вы ждете больше всего?
Что касается моих произведений, то я нетерпением жду выхода The Hammer and the Blade. Я очень взбудоражен этим событием. Еще мне очень нравится наблюдать за нашей новорожденной дочкой (ей уже стукнуло восемь месяцев), она ползает вокруг и делает весь этот милый детский набор вещей.
Не планируете посетить Black Library Live 2012 или the Black Library Weekender в ноябре?
Я стараюсь избегать металлических птиц и вызванного хаосом волшебства, что позволяет им летать, так что скорее всего нет.
Хотите сказать нашим читателям что-нибудь еще?
Вы все няшки?
Я есть в твиттере и на Фейсбуке, надеюсь вас увидеть там и/или там. Временами я развлекаю народ или бываю проницательным.