Год подходит к концу, и самое время подвести итоги.
Просто-напросто перечислить прочитанное мне показалось неинтересным, поэтому я отобрал по 10 лучших, на мой взгляд, романов, повестей и рассказов из числа тех, прочтение которых завершилось в 2011 году.
Поскольку я отдаю предпочтение малой форме, то в десятку лучших рассказов попали на самом деле лучшие. Чего не скажешь о романах — в списке представлена почти половина прочитанного (и дочитанного) в этом году. Ну, а повести — серединка на половинку.
Кроме того, я мало читаю современную литературу, поэтому перекос в сторону первой половины-середины XX века виден довольно отчётливо.
- Романы:
- Десятое место. Януш Зайдель «Предел», 1982.
До тех пор, пока главный герой не уезжает из агломерации — прекрасный, динамичный, интересный, захватывающий роман. Но финал — всё испортил! Мне хотелось чего-то другого, но автор решил иначе...
- Девятое место. Абрахам Меррит «Корабль Иштар», 1924.
Из романов Меррита, которые я прочитал, этот показался наиболее интересным. В принципе, в основу сюжета легла всё та же модель, по которой написаны и другие его романы (говорю, конечно, только о тех, с которыми сам знаком), но здесь событийная канва более интересна, да и декорации довольно необычные.
- Восьмое место. Л. Спрэг де Камп, Лин Картер, Кэтрин Крук де Камп «Сталь и змея», 1982.
Новеллизация фильма «Конан-варвар» 1982 года довольно неплоха. Фильм я в последний раз видел давненько, но, читая произведение, вспоминал эпизоды. Ну, конечно, будь это самостоятельное произведение соавторов, вышло бы, полагаю, лучше! Но и это вполне неплохо.
- Седьмое место. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества», 1967.
Большую часть романа я одолел всё-таки в 2010, но числится он здесь, так как завершил чтение уже в 2011 году. Ещё раньше, во время учёбы в университете, пробовал читать, но дальше первых тридцати-сорока страниц у меня тогда дело не пошло. Со второго раза покорить эту вершину удалось. Местами читалось очень медленно, буквально через «не могу», кое-где — быстро и с интересом, но в конце концов нисколько не пожалел о потраченном времени. Хороший роман.
- Шестое место. Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков», 1957.
Одно из самых известных произведений автора. Уютное, тёплое и солнечное повествование. Гимн лету.
- Пятое место. Эйв Дэвидсон «Феникс и зеркало», 1969.
Поначалу роман показался скучноватым, но мнение моё изменилось по мере того, как повествование набирало обороты. В конце концов осталось очень приятное ощущение от прозы Дэвидсона (мало, кстати, похожее на впечатления от его рассказов).
- Четвёртое место. Ли Брэкетт «Шпага Рианона», 1949.
Этот роман пришёлся мне по душе, не в последнюю очередь благодаря тому, что написан он в жанре «sword and planet». Почти то же самое, как моё любимое «sword and sorcery», только вроде как не в фэнтезийном мире, а на другой планете. По сути же эти два жанра суть одно и то же!
- Третье место. Иван Ефремов «Лезвие бритвы», 1963.
Роман читался в течение нескольких лет, но к финалу я подобрался только в этом году. Так вышло, что я знакомился с этим произведением по частям (первая часть, потом через годок — другая и т. д.), но вовсе не по той причине, что читать было скучно. Наоборот, роман интересен и захватывает внимание сразу же! Но как-то так получилось, что чтение его растянулось надолго... Можно считать, что я просто продлил себе удовольствие...
- Второе место. Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре», 1993.
Много слышал об этом замечательном произведении; вот наконец и сам с ним познакомился. Здорово, замечательно, необычно, волшебно!
- Первое место. Сергей Снегов «Диктатор», 1996.
«Люди как боги» прочитаны и любимы уже давно, и данный роман встаёт с ними на одну ступень. Это такое же монументальное эпическое повествование, хоть и в иных декорациях, но по сути схожее с трилогией-космооперой. Порадовали образы главного героя и его друзей, их нестандартное мышление. Финал же вообще привёл в восторг.
- Повести:
- Десятое место. Уильям Тенн «Огненная вода», 1952.
Недостаток многих произведений Тенна — многословность. Почти любой его рассказ, любую повесть можно сократить, не потеряв при этом ничего ни в сюжете, ни в идее. Мне кажется, его творения от этого стали бы только лучше. Вот и данная повесть могла бы быть меньше и, вероятно, лучше. Но так или иначе, а идея этого произведения хороша!
- Девятое место. Кир Булычёв «Мамонт», 1992.
Довольно необычная повесть — сюрреализм на грани с психоделикой. Здесь вам кучка исторических деятелей нашей страны, необычное место и непонятное время действия. Будто все события происходят в некой параллельной реальности (а Булычёв, видимо, любил использовать в своих произведениях параллельные миры), только не сообщающейся с нашей непосредственно, в пределах данного текста.
- Восьмое место. Пол Андерсон «Царица ветров и тьмы», 1971.
Интересная повесть, награждённая несколькими премиями. Необычный мир, необычные персонажи в столкновении с обыденностью...
- Седьмое место. Фредерик Пол «В ожидании олимпийцев», 1988.
Что было бы, если... Альтернативная история. Здесь узловой точкой автор берёт распад Римской империи. В данном мире его просто не было. И отсюда вытекает всё, что мы видим в этой лёгкой забавной повести.
- Шестое место. Аскольд Якубовский «Чёрная Фиола», 1991.
Необычное произведение. Переплетение воспоминаний, ощущений главного героя с воспринимаемой им реальной действительностью. Вопрос только в том, как он её воспринимает. Необычная подача текста, которая только запутывает читателя, предоставляя ему самому додумывать за героем и автором.
- Пятое место. Кир Булычёв «Смерть этажом ниже», 1989.
Ещё одна повесть Кира Булычёва, сильно меня впечатлившая. Как обычно это бывает с произведениями автора, читается быстро, на одном дыхании. Затронутая тема актуальна и сейчас и, увы, будет актуальна ещё долго...
- Четвёртое место. Владимир Короткевич «Дикая охота короля Стаха», 1964.
Современный «готический роман» (точнее, «готическая повесть»), с подобающим объяснением всех тайн и загадок.
- Третье место. Геннадий Прашкевич «Анграв-VI», 1992.
Идея произведения весьма интересна. Да и фабула, и описания планеты — всё хорошо, всё радует!
- Второе место. Фриц Лейбер «Корабль призраков», 1969.
Замечательная повесть с хорошей интригой и впечатляющим полусюрреалистическим изображением окружающего мира — так его воспринимает слабовидящий главный герой. Великолепное произведение!
- Первое место. Илья Варшавский «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ», 1972.
Повесть Варшавского легка, увлекательна, смешна, ну, и фантастична немного! В общем, ни убавить, ни прибавить, как и всегда у этого великолепного писателя!
- Рассказы:
- Десятое место. Жан Рэй «Золотые зубы», 1957.
Забавный рассказ от бельгийского мастера «ужасного» жанра, не страшный, правда, но довольно «тёмный» — в духе Жана Рэя.
- Девятое место. Уильям Нолан «Маленький мир Льюиса Стилмэна», 1957.
А вот действительно страшный рассказ. Ещё и фантастика присутствует. Финал неожиданный — и это хорошо.
- Восьмое место. Кирилл Бенедиктов «Храм мёртвых богов», 2001.
«Тёмное фэнтези», место действия — Древняя Месопотамия... Рассказ мрачен и безысходен, но вместе с тем — красив...
- Седьмое место. Эдгар Аллан По «Морелла», 1835.
Впечатляющая история. Неторопливая, красочная, таинственная, притягательная... Эдгар По во всей своей красе.
- Шестое место. Амброз Бирс «Жестокая схватка», 1888.
Страшный рассказ. Здесь далеко не всё однозначно — и именно этим данный текст привлекает меня прежде всего.
- Пятое место. Сирил Корнблат «Чёрный чемоданчик», 1950.
Не даром рассказ получил награду спустя полвека после публикации. Всё здесь хорошо и к месту: и фантастическое допущение, и действия героев, и логичный финал.
- Четвёртое место. Кир Булычёв «О страхе», 1992.
Рассказ написан почти на двадцать лет раньше времени первой публикации. Замечательное произведение, заставляющее сопереживать персонажам и в конце — возненавидеть героя-рассказчика!
- Третье место. Роберт Шекли «Запах мысли», 1954.
Отличная история о проверке человеческой смекалки в условиях неисследованной планеты.
- Второе место. Илья Варшавский «Наследник», 1966.
Короткий, но очень запоминающийся рассказ об одиночестве — чувстве, которое испытывают не только люди...
- Первое место. Хулио Кортасар «Сеньорита Кора», 1966.
Великолепное произведение! Очень понравилась не только идея, не только сюжет, но и форма повествования: неожиданными скачками передвигающаяся от персонажа к персонажу, так что не сразу понимаешь, к размышлениям кого из героев обращаешься в следующий момент.