fantlab ru

Кир Булычев «Смерть этажом ниже»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
331
Моя оценка:
-

подробнее

Смерть этажом ниже

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 44
Аннотация:

Журналист-международник Шубин приезжает в небольшой промышленный город прочитать несколько лекций об обстановке на мировой арене и невольно попадает на арену борьбы с вредными выбросами предприятий. Начавшаяся поздно вечером химическая реакция заполняет котловину города ядовитым газом. Тысячи людей, которые были на улицах города и на первых этажах зданий — гибнут. В самом центре экологической катастрофы и попыток скрыть её реальный масштаб оказывается и Шубин.

Входит в:

— сборник «Встреча тиранов», 1992 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 141

Активный словарный запас: очень низкий (2276 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Смерть этажом ниже
1989 г.
Встреча тиранов
1992 г.
Смерть этажом ниже
1994 г.
Тайна Урулгана
1996 г.
Сочинения в трех томах. Том третий. Усни, красавица. Смерть этажом ниже
1999 г.
Тайна Урулгана
2001 г.
Похищение чародея
2005 г.

Электронные издания:

Der einheitliche Wille des gesamten Sowjetvolkes
2020 г.
(немецкий)

Издания на иностранных языках:

Carskie źródło
2006 г.
(польский)
Der einheitliche Wille des gesamten Sowjetvolkes
2020 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот триллер чётко делится на три части. Первая часть — накануне катастрофы. Гнетущая и при этом взбудораженная атмосфера не очень крупного уральского города времён перестройки. Получилось, на мой взгляд, довольно реалистично. И при этом довольно нудно. На уровне очень средней публицистики.

Вторая часть — катастрофа. Триллер в чистом виде. Здесь настоящая удача. И удача эта во многом определяется тем, что все события показаны глазами одного человека, который оказался в неудачный момент в нехорошем месте. Обо всём остальном, что ещё творится в городе, можно только догадываться, и это задевает по-настоящему. А уцелел ГГ только потому, что оказался рядом с адекватными людьми. Его собственная роль в событиях минимальна. Если бы повесть завершилась на крыше гостиницы или у порога пятиэтажки, можно было бы оценивать её на пару баллов выше.

Третья часть — после катастрофы. Чушь собачья. Нет, то, что от людей постараются скрыть даже то, что они видели сами, это понятно. Хотя именно в конце восьмидесятых наступил тот коротенький период российской истории, когда заткнуть рот кому-нибудь было практически нереально. Но вот то, что городское начальство пытается спрятать катастрофу такого масштаба от начальства вышестоящего — это настоящая чушь. Российские начальники всех уровней при всех властях знали, что за такое проявление нелояльности накажут гораздо сильнее, чем за любое количество жертв. В результате триллер превращается в довольно слабую агитку на злобу дня. А агитки живут не больше года.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, это очень сильное и, самое главное — реалистичное произведение. Да, так тоже было, это часть нашей истории, и нам от этого никуда не убежать. Явные аллюзии на Чернобыльскую катастрофу и другие страшные экологические бедствия позднего СССР. Местами автор, конечно, перегибает палку в сторону звероподобности и равнодушия перестроечных чиновников, но в целом — да, к сожалению, преувеличения здесь не принципиально важны и общую картину не особо меняют. Спиридонов, кстати, вызывает симпатии и, на мой взгляд, наиболее правдоподобен — противоречивый человек, в котором есть много бюрократической заразы, но есть и положительные черты: по крайней мере, он осознаёт свою ущербность, честен с окружающими, когда, правда, уже находится при смерти и вообще-то уже поздно.

Настоящей фантастикой это произведение назвать сложновато. Реализм здесь зашкаливает — с этим вот дефицитом мыла, с вонючей (в прямом смысле) атмосферой провинциального уральского промышленного городка, с товарищами в кабинетах, которые, как известно, заливают щеками стол. Да, примерно так оно всё и было, могу засвидетельствовать как человек, проведший перестроечное детство как раз в таком провинциальном уральском промышленном городке. Подобной катастрофы у нас, слава богу, не было, но биохимкомбинат был, и воняло от него, и вода у нас была с фенолом, и высокий уровень респираторных заболеваний — всё это было.

Будто в детство окунулся... Такая вот, увы, получилась ностальгия.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало этой книги мне очень понравилось.

«Самолет приземлился на рассвете. Пассажиры переминались возле трапа, ежились после прерванного уютного сна. Снег был синим, небо синим, аэродромные огни желтыми».

Дивный какой ритм, да?

И дальше – легкая ирония:

"— Спасибо, что вы меня встретили.

— Это наш долг. Мы всех встречаем, — сказал Николайчик, открывая дверь со своей стороны. — Независимо от ранга и значения.

Шубин заподозрил, что его ранг и значение недостаточны».

Первые страницы вообще хочется цитировать целыми абзацами:

«Они добрались до центра города. Некогда унылая, но логичная линия двухэтажных каменных домов, разбежавшихся затем площадью с собором и украшенным колоннами могучим присутственным зданием, была нарушена вклинившимися блочными башнями и стеклянной бездарностью нового универмага».

«Вокзальные площади редко бывают привлекательны, а ноябрьское замороженное утро, черные кости деревьев в привокзальном сквере, само здание вокзала, построенное, видно, после войны в попытке совместить идеалы классицизма и оптимизм эпохи, но давно не крашенное, панельные корпуса, ограждающие грязно-снежное пространство под прямым углом к длинному вокзальному фасаду и завершение площади — типовая гостиница в пять этажей — весь этот комплекс провинциальной обыденности привел Шубина в то состояние духа, которое вызывает раздражение, направленное против самого себя. и что меня сюда принесло? Три сотни, которые заработаю лекциями, или нежелание спорить с московским обществом «Знание», обещавшим в лице деловой Ниночки Георгиевны в благодарность за плановый визит сюда замечательную поездку весной по Прибалтике?»

Ну прекрасно же, правда? И «стеклянная бездарность» и совмещение «классицизма и оптимизма эпохи», и Ниночка с обещанием Прибалтики. Вообще, первая примерно четверть книги – это идеально точные приметы времени (которые теперь кажутся очаровательными в своей безыскусности) и соответствующего ему пространства. А потом пора бы появиться сюжету, и выясняется, что с ним беда. Нет, он в принципе есть. Та самая обещанная в аннотации катастрофа, и поведение людей в нестандартной ситуации – все это могло бы быть любопытным, и поначалу пытается, но чем дальше, чем унылее и скучнее становится. Игра в психологические тонкости не получилась, в катастрофу — да, но совершенно без интриги, словно читаешь репортаж плохого журналиста в третьесортном издании, в фантастику — менее, чем во что-бы то ни было еще. А тогда — зачем?

Я даже было бросила это слушать примерно на трех четвертях повествования, но потом решила-таки дочитать, хотя бы по диагонали. В общем, финал тоже ничем не радует, хотя он условно положительный.

Все-таки, перестроечные годы (книга написана в 1989) здорово испортили писателей, даже хороших.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По большей части повесть отличная, только не ясно зачем в конце книги надо было делать из главного героя идиота. Может из за этого впечатление после прочтения остались не самые приятные

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предполагаю, что повесть Можейко имела под собой реальные корни.

Творчески обработанные, конечно.

Докладная записка Министерства химической промышленности СССР в Совет Министров СССР о групповом отравлении хлором на Кемеровском анилинокрасочном заводе

18.11.1983

Министерство химической промышленности докладывает, что 15 ноября 1983 г. в 18 часов 10 минут по местному времени образовавшейся (в результате разгерметизации железнодорожной цистерны на территории машиностроительного завода «Прогресс») хлорной волной была поражена территория двух цехов Кемеровского анилинокрасочного завода.

В результате воздействия хлорной волны 32 человека госпитализированы с легкой степенью отравления хлором и 2 человека получили смертельное отравление — механик цеха № 3 Щукин В.Е. и начальник станции нейтрализации завода Мякшин В.А.

На время прохождения хлорной волны руководством завода были полностью эвакуированы все работники этих цехов.

Обстоятельства группового отравления расследуются комиссией, в составе которой от Минхимпрома принимает участие заместитель министра т. Голубков С.В.

Министр химической промышленности В.В. Листов

https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1020679

Позже прогремели новости о трагедиях с десятками и сотнями погибших в воздухе, на земле и под землёй, на воде и под водой. Тонули лодки, корабли и подлодки; горели, падали и взрывались самолёты, взрывались и горели шахты, взрывались и горели поезда, кинотеатры и клубы; происходили дичайшие теракты и расстрелы. Но это была уже не фантастика, а реальность.

Игорь Всеволодович умел заглядывать в будущее.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно читал и книга лежит на полочке до сих пор, прямо сейчас вот решил послушать.

Ну поведение Шубина можно было бы объяснить, если бы это был простой обыватель, который черпал информацию из двух телеканалов ТВ да газет из киоска. Но здесь журналист-международник, не раз бывавший за границей...хм кругозор происходящего у них был поболе поболе в те времена. Может задумка автора такая была, описать характер героя вот именно таким...

Ну да ладно, его метания все равно привели к правильному результату. Книга отличная и актуальная похоже еще будет долго.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая, хотя и целиком конъюнктурная повесть под запрос тогдашнего издателя (пресс в части экологии Страны Советов на мозги перестроечного обывателя был мощный) — с жертвами, остросюжетными и эротическими элементами. Аннотация в принципе не обманывает, но передать КАЧЕСТВО безусловно не может, а оно в этом произведении вполне достойное. Булычев — мастер реалистичной прозы, чем меньше разных «миелафонов», тем легче и доступней его текст, а если труд к тому же сделан добросовестно, то и юмор высшего класса.

Эта повесть — не халтура, хотя и наивная по теперешним временам, рекомендую.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не ожидал я от этого автора подобного произведения. Это и заинтересовало, когда прочитал аннотацию.

Написана повесть в 1989 году и описываемые события по всем признакам относятся к этому же периоду. С другой стороны — если посмотреть на то, что нас окружает сейчас — подобные события могут произойти и сегодня и по сути мало что изменилось бы.

В центре повествования небольшой городок в глубинке нашей необъятной родины. Происходит авария, выброс ядовитого газа, который стелется по земле. И люди, во главе с главным героем, которые волею судьбы оказались выше. А смерть оказалась этажом ниже...

Начало повести откровенно скучное. Честно скажу — было желание бросить. Но постепенно сюжет смог завлечь в свои сети, действие раскрутило маховик и дальше уже было сложно оторваться. При этом от каждой страницы, от начала и до самого конца веет жутким унынием, безнадежностью.

Страшная повесть. И страшная не какими-то монстрами, другими ужасами и даже не самой трагедией с большим количеством жертв. Страшная от описываемых людей. От того, что такие люди всегда были, есть и будут. Более того, очень часто они наделены властью. И насколько же откровенно и убедительно смог передать это всё автор.

Неожиданное произведение от данного автора. Не очень ровное, но очень эмоциональное.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная повесть, которая при том, что почти лишена перестроечных сантиментов, поразительно точно схватывает степень уныния и затхлости конца 80-ых. Мелкие детали быта, вроде невозможности привести девушку в гостиницу после 11 вечера, более-менее сносная еда только в гостиничном ресторане, где официанты такие, что одному второстепенному персонажу

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пришлось идти с калькулятором
, отсутствие туалетной бумаги и т. п. — рассыпаны по повести так, что являются не критическими пинками, а работают именно на атмосферу.

От фантастики здесь, наверное, только то, что, как я понимаю, такой именно катастрофы в позднем СССР не было. Увы, не химик и не физик и не могу сказать, насколько достоверно описано «поведение» газа. В остальном — критический соцреализм.

Единственное — мне показалось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
, как-то газ довольно быстро рассеялся: ветер прям отогнал и всё.
Слишком тут видна рука автора, которому это было нужно для развития сюжета.

Повесть насыщена визуально: если представлять всё, что написано, рисуется настоящий позднесоветский эко-апокалипсис. Произведение, на мой взгляд, идеально экранизируемо, хотя у нас по-прежнему с трудом воссоздают советский антураж на экране: получается это, как правило, утрировано-пародийно-гротескно.

Хороший фильм, наверное, мог бы снять Абдрашитов (он великолепно снял Остановился поезд — в общем-то о том же самом, только масштаб в тысячу раз меньше), если бы снимал в конце 80-ых и у него не было бы ограничений по финансам.

Что же касается самого поведения героев — мне кажется, это не советское, это общечеловеческое и так вели бы себя чиновники любых государств в любое время. Другое дело, что сегодня скрыть такую эко-катастрофу невозможно, ибо телекоммуникации.

Оценка: 10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверно первая мрачная повесть у Булычёва, этакий роман-катастрофа, который постепенно перетекает в политический триллер со всякими разбирательствами, а Шубин ведёт себя как дурак, если заранее заявляет всем тем чиновникам о своих намерениях всё рассказать в Москве, вместо того, чтобы молчать в тряпочку, пока не доберётся до Москвы и там уже высказываться. Вообщем по мне так получилось слишком затянутое произведение и даже появление действия навевало некое уныние и тоску, видимо передалась атмосфера произведения, читалось довольно скучно по большей части.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как странно, что некоторые очень тяжелые по своему содержанию книги удивительно легко и быстро читаются. Как странно, что такой кошмар, приправленный ужасными советскими особенностями жизни, вызывает у меня почему-то тоску по тому времени (а ведь СССР развалился, когда я еще совсем ребенком была, юность и молодость пришлись уже на РФ, с чего бы мне тосковать?)

Но самое странное для меня в том, что строй поменялся, страна другая, а в сущности что действительно изменилось? Дефицита нет, обслуживание в гостинице стало повежливей, с местами там куда попроще. А что еще? Как играли в демократию во времена перестройки, так и сейчас просто продолжается эта игра. Как прикрывали чиновники свою задницу, так и продолжают прикрывать. Есть кому-то дело до людей? Да особо никакого дела никому и нет. Мудрая древняя формулировка работает исправно: «хлеба и зрелищ». Вот чего теперь вдоволь, вот и тихо все сидим, продолжаем в междусобойчиках чиновников да депутатов хаять. Душу в разговорах отвели, вкусно поели, очередное шоу посмотрели и спокойно разошлись по кроваткам. Ну ведь никому не хочется проблем в собственной не такой уж и тяжелой жизни из-за борьбы за благо общества (да и оценит ли эту борьбу общество?).

Так что всё описанное в книге актуально и долго еще актуальным будет. И с какой стати повесть эта считается фантастической? Да здесь реализм по полной программе. Замечательная книга. Всем советую.

P.S. Правда, главный герой здесь чудной какой-то. То ведет себя как разумный человек, не теряющийся даже в экстремальной ситуации, то как подросток-максималист в самый неподходящий момент начинает властям предержащим сообщать, что в Москве он всё расскажет (будто вчера родился).

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть-катастрофа до жути правдоподобна и злободневна. Она представляет собой воплощение всех ужасов, возможных в период кризиса цивилизации.

Деспотия бюрократии, промышленный прогресс, непрерывный бег вперед ради самого бега, — все это выжигает души людей, превращает их в равнодушных пустых кукол, вяло бредущих в матрице своей системы и умирающих на перекрестках от губительного страха при необходимости сделать самостоятельный выбор. И только когда гнойник лопается, будь он вызревшей экологической катастрофой или чем-либо иным, лишь тогда начинается копошение в попытке найти выход, только выхода нет – куклы сами выбросили ключи от дверей. Безнадега заполняет все вокруг… И лишь тот кто выжил, выцарапал себе шанс выбраться из ада, находит в себе силы отстаивать правду, которая обречена отбывать свой срок в застенках тайных архивов, прежде чем попасть на страницы газет…

P.S. Повесть, написанная в 1989 году, словно отражает события в безмолвной, истекающей кровью и страданиями Припяти.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одно произведение Кира Булычёва, которое доказывает, что этот писатель мог хорошо делать всё! Впервые прочитал практически сразу после первой публикации. Актуально было тогда, актуально и сейчас. Как у нас в стране, так и в других. Как сама катастрофа, так и попытки её скрыть... Когда позже читал серию романов «Анабиоз» почудились какие-то аналогии с этим произведением Булычёва...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть опубликована в то время, когда уже все стало можно. Именно тогда стало модно писать про обком, горком и ЦК КПСС... Именно они главные герои произведения. Во-вторых, как мне кажется, это первый опыт в советской фантастике написать роман-катастрофу. И это второе действующее начало произведения — катастрофа. В остальном полный отход от фантастики. Это скорее реалистическое произведение, с маленьким допущением — химические вещества вырвались на волю. Сегодня описание подобных катастроф заполнили не только страницы книг и экраны телевизоров, но, что более страшно, они заполнили новостные каналы и страницы газет. Это наша реальность — пожары, наводнения, ДТП и везде массовая гибель людей. И везде в основе человеческий фактор, хотя и обкомов, и горкомов уже давно нет. И везде желание скрыть правду.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кинг на то и Кинг, чтобы писать о мистических явлениях, которые пугают своей таинственностью.

Повесть же Булычёва пугает как раз реалистичностью — она куда страшнее именно тем, что могла произойти в реальности, причём в любом промышленном городе.

В некотором роде повесть перекликается с гуслярским «Перпендикулярным миром». Безымянный город из повести — жертва того самого горбачёвского «ускорения», который погубил в своё время город Припять. На биохимическом заводе случилась авария — и смертоносный газ убил тысячи людей. Но самое страшное даже не в этом. Не в «жёлтом тумане» дело. Самое кошмарное в том, что главы города, партийная шваль, стремится скрыть сам факт экологической катастрофы, по тихому захоронить трупы, и выставить дело мелкой аварией. Подумаешь, люди — главное — посты сохранить, и премий не лишаться. В этом и есть главная трагедия русского государства — в наглости и непобедимости чиновников.

Что должен был видеть в жизни автор детской «Алисы» и весёлого, доброго, сатирического «гусляра», чтобы написать ТАКОЕ?

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх