Уильям Тенн «Огненная вода»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Землю прилетели пришельцы, больше всего похожие на «точки в бутылках». Любые вещи они создают по мере надобности, творя и уничтожая материю. Те, кто входил с ними в контакт, или исчезли совсем, или перешли на какую-то новую, нечеловеческую ступень развития. Таких людей стали называть Первачами.
Входит в:
— сборник «Time in Advance», 1958 г.
— антологию «Strange Tomorrows», 1972 г.
— антологию «Aliens», 1976 г.
— антологию «The Edward De Bono Science Fiction Collection», 1976 г.
— антологию «Novella:3», 1978 г.
— антологию «Encounters», 1988 г.
— антологию «The Mammoth Book of Vintage Science Fiction: Short Novels of the 1950s», 1990 г.
— сборник «Непристойные предложения», 2000 г.
- /языки:
- русский (5), английский (7)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Анисимов (2), А. Кон (1), К. Круглов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hunter_Number23, 22 сентября 2024 г.
Уильям Тенн жаловался, что вышедшее в печать данное произведение не является той историей, которую он хотел рассказать изначально. Автору пришлось пойти на значительные уступки Джону Кэмпбеллу, который выступил для данного произведения редактором и издателем. Оригинальная черновая рукопись «Огненной воды», кстати, оказалась утеряна, и Уильям Тенн с годами смирился, что вариант его повести для Джона Кэмпбелла всё же не такой уж и плохой, как ему казалось до этого. Увы, но сравнить черновик и итоговой вариант у нас уже не выйдет и поэтому оцениваем то, что имеем на руках.
У данной повести имеется не самый плохой бэкграунд. У нас здесь в наличии пришельцы на Земле, которые весьма необычно влияют на некоторых контактёров. Фоном этому идёт конфликт нескольких идеологических групп, у каждой из которой есть свой взгляд на будущее человечества и первый контакт с инопланетной формой жизни. А главный герой всей истории – это типичный коммерсант, ищущий выгоду для себя из всей этой ситуации.
Казалось бы, что в сумме всё вышеперечисленное выглядит весьма неплохо и должно хорошо работать. Однако во время чтения ты понимаешь, что все данные элементы, к сожалению, обставлены слишком поверхностно и раскрывается не особо хорошо по ходу сюжета. Более того, после ознакомления с «Огненной водой» остаётся странное, но стойкое послевкусие, что формат рассказа здесь пришёлся бы намного лучше, и повесть кажется искусственно затянутой и местами даже откровенно нудной. Вот такой вот занятный парадокс, когда для лучшего раскрытия поднимаемых тем произведение стоило бы не растягивать в плане нарратива, а наоборот немного ужать.
Однако при всех своих недостатках «Огненная вода» не кажется откровенно плохим или проходным произведением. Мы уже никогда не узнаем, каким произведение должно было быть в оригинале без всех этих правок Кэмпбелла, и поэтому мы запомним «Огненную воду» именно такой, какая она есть сейчас: концептуально неплохой, но нарративно затянутой и с поверхностно раскрытой центральной идеей.
vfvfhm, 4 мая 2024 г.
Когда читал повесть, думал, что она почти преступно талантлива и умна. Но концовка... тут оба виноваты — и редактор, который, выкручивая руки, заставил автора изменить главную идею повести, и сам автор, который на это пошел, чтобы быть опубликованным и получить минуту славы и кусок хлеба с маслом. поэтому Уильям Тенн, как создатель, прошел странную метаморфозу в образах своих героев — от пламенного идеалиста П.Браганзы, к утилитаристу и рвачу Хебстеру, а затем и Первачу, который что-то бормочет, но мысль свою до остального человечества донести не может.
Я, конечно, утрирую. Но уж слишком меня финал разочаровал. Я читал эту повесть как трагическое пророчество о России «святых девяностых», когда практически весь народ был отдан на милость и расправу захватчикам, а отдельные хваткие подонки наживали капиталы на сотрудничестве с агрессорами. Повесть как-будто написана от лица какого-нибудь Петра Авена или Бориса Березовского. Автор ненавидел своего делягу Хебстера, и я эту ненависть понимал и разделяю. И вот он выходит победителем, вместо того, чтобы стать жертвой своей скудоумной жадности. И все ради того, чтобы упоротый журнальный диктатор Джон У. Кэмпбелл спал спокойно в своем маня-мирке. То есть дела будут продолжать делаться, а деньга зашибаться. И черт с ним, с человечеством!
Авторский финал, где гордая раса Хомо Сапиенсов оказалась бы досужей игрушкой для высокоразвитых пришельцев была бы, может, и не совсем оригинальна, зато честная и высоко трагичная.
Написано ,как всегда у Тенна, очень здорово ,поэтому сильно занижать оценку рука не поднимается.
god54, 26 февраля 2021 г.
Идея интересная, сюжет привлекательный, но вот текст... Такие длинные трудно воспринимаемые монологи или размышления главного героя просто убивают всю интригу, читать тяжело, воспринимать ещё сложнее. Приходится продираться в самом прямом смысле этого слова к истине, а она так проста: рыбак рыбака видит издалека. И, что здесь нового?!.
слОГ, 20 мая 2019 г.
Не понравилось. Странное произведение, когда читал — ловил себя на мысли что люди-перваки персонажи из совсем другой гораздо более поздней эпохи фантастики, ну там где мрачные (и не очень) фильмы-комиксы про супергероев, которые живут как обычные люди и которым никто не рад (ну, Хэнкок, к примеру)... Идея произведения понятна — здорово, интересно, но исполнение меня не зацепило — оно, возможно, слегка опередило свое время (хотя автор написал,, что в тот год читатели журнала Кэмпбелла признали повесть лучшей в году), не знаю — не зашло, часть текста просто пролистывал.
Самое интересное, для меня, это авторское послесловие о том, как рассказ создавался, менялся под диктатом Кэмпбелла, и, мне жаль, что я никогда не смогу прочесть изначальную версию Тенна, возможно она была бы более читаемой.
Vindermur, 20 июля 2017 г.
Да, что-то странное сейчас случилось со мной, меня во время прочтения и к середине повести затянуло в сон. Я уснул на минут десять, передо мной появилось множество серебряных точек и они начали хаотично перемещаться и что еще очень важно, я слышал как весь этот процесс сопровождался сильно-басовыми звуками. Меня разбудил звонок мобильного устройства и я потом продолжил чтение. Вот такое случилось. Потом к концу чтения я нашел этому все подтверждения, не скажу, что мне очень это приятно.
Путешествие Хебстера в пустыню к пришельцам хорошо запомнилось и последующее внедрение в кору головного мозга, а также длительный разговор на высоте в самой этой бутылке, в форме пришельцев. Еще подметил, что эта форма пришельцев неспроста имеет форму бутылки. Потому что это аналогии с бутылкой, где внутри находится огненная вода, алкоголь. Ведь деградация контактирующих людей с пришельцами напрямую связана с алкогольной зависимостью в реальном, нашем мире, так как последствия одни и те же. Отсюда и идет их потеря человеческого облика, а также ниоткуда неизвестная детальная разборчивость по всем вопросам. В этом и глядя на повседневную жизнь алкоголиков окружающего мира можно удостовериться.
Gourmand, 21 октября 2014 г.
Идея — блеск, бесспорно. При этом автор подводит к разгадке настолько кружным путём, так закамуфлировал идею, что я не смог даже приблизительно угадать до самого конца. Ну и немного юмора, хороший динамизм, постепенное раскрытие придуманного автором мира — всё в опимальных пропорциях.
Поставил бы и высший балл, но, на мой взгляд, немного конец сероват. Всё бы тоже самое, но под свист пуль и звон разбитых стёкол.
duke, 14 ноября 2007 г.
Срели трех десятков рассказов Тенна, что я прочитал, этот, безусловно, лучший. Психологию пришельцев пытались «живописать» многие, но не многим это удавалось сделать хорошо. Тенн — из их числа.
Каждый раз, когда на глаза попадается история, подобная этой, искренне расстраиваюсь, что автор не «удосужился» написать вместо рассказа роман (и хорошо бы подлиннее). Самое удивительное, что большинство рассказов Тенна не вызывает у меня особых чувств. Они частенько скучноваты, длинны (лаконизм — не «конек» Тенна) и, если бы не оригинальные идеи, заложенные в них, вряд ли я их вообще бы читал. Эта же история — настоящая жемчужина в творчестве Тенна, да и, пожалуй, вообще в фантастической литературе (имхо, конечно).