fantlab ru

Геннадий Прашкевич «Анграв-VI»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
132
Моя оценка:
-

подробнее

Анграв-VI

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 32
Аннотация:

Для развития космической экспансии человечеству необходим удобный космопорт на какой-либо из отдалённых планет. Морская планета Несс подходит для строительства такого космопорта как нельзя лучше, но на ней имеется странная местная проблема — Воронка, колоссальный вихрь воздуха и камней, непонятного происхождения, но гибельный для подобравшихся к нему людей. Инспектор Отто Аллофс, прибывший на планету, должен определить, стоит ли оставить Воронку в покое и перенести строительство куда-то ещё или же необходимо её уничтожить. На планете ему встречаются сторонники обеих точек зрения.

© Nog
Примечание:

Опубликована в журнале «Уральский следопыт», № 7, 1992, Свердловск.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 78

Активный словарный запас: очень низкий (2426 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Шкатулка рыцаря
1996 г.
Великий Краббен
2002 г.
Космическая фантастика, или Космос будет нашим!
2008 г.
Костры миров
2012 г.
Божественная комедия
2015 г.
Закат Земли
2022 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 7, июль 1992 г.
1992 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма показательный текстик. Почти полностью «свой в доску». В смысле — здесь свой : в стенАх Светлого Храма Фантастики. Здесь родился-появился, здесь сам себя осознал и т.д. и т.п. Почти что пасторальная идиллия — как говорится, плоть от плоти, кровь от крови. Если бы не это самое — жутко неуместное — «почти».

Мне в подобных текстах — чтобы умиляться самим фактом их существования и ничего окромя десяток не ставить — недостаёт самого главного: логичности. Нет, не «достоверности», не «значимой вероятности», а самой обычной логичности. Дело в том, что суть подобных текстов — невероятно увлекательное философИческое мозгокрутство: Вечные истины, категорические императивы, невероятно красивейшие гипотезы, залихватские предположения и прочие красОты ментальности. Посему авторы — как правило — сами себя загоняют в угол и попадают в изощреннейшую ловушку. Проще говоря — теряют связь с читателем.

Их авторская мыслЯ — свободно бьётся жилкой на виске, не утруждая себя низменными позывами к соблюдению банальнейшего здравого смысла. Я же привык воспринимать фантастику не сердцем, а именно мозгами, мне мало красот изящной словесности и свободы самоистечения мыслей, мне нужна — Логика. А тут ее нет.

И суть не в том, что правительство человечества доверяет решению вопроса о необходимости строительства стратегической базе на фронтире одному человеку — пусть даже и с огромным опытом решения подобных аналитических задач. Это самое правительство этого самого человечества — как последний пятиклассник, ё-моё — забывает о необходимости решения базовой задачи выживания. Строительство стратегической базы на планете, напичканной необъяснимыми природными чудесами — это не альтернатива стратегии, это — Глупость чистой воды. Любые неизвестные уравнения безопасности — всегда трактуется в сторону негатива: по-другому — нельзя. По-другому — просто не выжить. Вот в чем фишка-то. А подобных нестыковок по тексту — масса.

Посему оное монументальное «почти» — напрочь перечеркивает все прочие прелести текста. Увы и ах. Хотя — с формальной точки зрения — вполне себе даже и неплохая фантастика

Оценка: 6
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

От нечего делать решил почитать что-нибудь из ранних 90х. И был относительно приятно удивлен. Высокую оценку поставил за подмеченные автором мелочи и то, что наличие скрытого смысла мне понравилось. А теперь о ложке дегтя.

Тягучее начало, свойственное избитым американским историям ни о чем, где ГГ от жизненных дрязг устал чуть меньше, чем от плохо оплачиваемой работы. Но это лишь первое, обманчивое впечатление. Местами идет настолько концентрированная струганина, что поклонники АБС должны пуститься в пляс, разрывая рубахи и баяны. Но автор понимает, где нужно остановиться, чтобы создать интригу. Последняя глава навевает мрачные мысли и, в целом, меня огорчает. В первую очередь потому, что предпоследняя глава, по моему мнению, имела гораздо большую смысловую нагрузку и её я посчитал кульминацией повествования. Ну, очевидно, что я люблю советскую фантастику и узнаваемые вещи мне приятны. А узнаваемого здесь достаточно.

Есть интересный дуализм в описании планеты. Природа Несс сурова, рациональна и четко описана. Единственные две достопримечательности: Воронка-анграв и «морской водопад». И то, и другое в реальности существовать не может. Это — мир чудес. И, столкнувшись с чудом, люди не понимают, что им делать. На планете проживают два типа людей. Первые видят опасность и хотят устранить аномалию. Вторые рвутся к ней, влекомые каким-то сверхъестественным Голосом. Инспектор, как и мы, выслушает доводы обеих сторон. На планете есть силы, человеку не подвластные. Не удивительно, что одни здесь дают названия в честь мифических персонажей, которых вторые хотят лишить всех сказочных регалий. Начинаются намеки. Планета Несс названа в честь кентавра Несса, который научил Деяниру, жену Геракла — в честь нее названа столица — как убить героя. Лин постоянно сравнивает победу над Воронкой с убийством Лернейской гидры — это один из подвигов Геракла, а именно — второй. Намек это на конкретное произведение или самомнение автора, решать вам. Сам же Лин: человек китайских кровей, член Совета и желает присоединения планеты к кольцу миров. Видите, что вырисовывается? Лин — это прямое сравнение Ивана Антоновича Ефремова с Чойо Чагасом. Ну да, ладно. Многогранный человек. И Аллофс проникается его планами и разделяет мотивы. К тому же есть еще один персонаж, который понравился инспектору. Это археолог Рикард. В разговоре с ним на дальних островах речь заходит о жизни и понимании того, что это такое. Для археолога простой камешек — свидетельство огромных процессов. Просто надо знать где, что и как нужно искать. Это описание идеалов фантастики «ближнего прицела». Выходит, почти что, карикатура по-Стругацким. Но всё же! Аллофс разговаривает с Землекопом — безмозглой машиной, управляемой человеком. А археолог вместо того, чтобы тратить свободное личное время, занят утомительной механической работой, в которой, тем не менее, и видит смысл своего призвания. Машина пришла на помощь человеку, но человек не перестал трудиться. Ведь единственным важным критерием полезности труда остаются получение знания и его применение. Как раз по этому для меня была важна предпоследняя глава. Тут наступает очередь идеалистов. И разговор с Вуличем начинается с того же самого камушка. Но художник спрашивает: что делать, если я не знаю. Ведь никто не знает. И все его доказательства рушатся, превращаясь в бред о некоем Разуме, мыслящем не так, как мы. Довольно глубокая ирония. Потому, что самозарождение Разума невозможно. Если Человек начинает размышлять о Боге, то приходит к выводу, что доказать существование Бога может только лично для себя — реальных доказательств он не предъявит. Лин хочет избавить людей от, так называемого, «чуда». Чтобы позже оно стало общим достоянием. Ведь не понимают его сути только пока. Достойная и просчитанная цель. А, если продолжить логику произведения, то еще и оправданная. Допустим, что Воронка разумна. Допустим, что Бетт выжила и не успела выбраться. Значит их теперь будет двое. Они смогут общаться. Найдут ответы на вопросы. И идеи Лина и Рикарда о накоплении знаний правильны, потому что, в конце концов, у человечества появится точка для контакта, и неизвестный Разум перестанет быть таким неизвестным. Всё во власти Человека и Человечества! И тут наступает время последней главы. Оказывается, инспектор не выслушивает мнение сторон, а прислушивается к ним. И последнее сказанное слово запоминается лучше всего. Аллофс вспоминает про «слезинку ребенка» и берет на себя смелость идти против системы. «Анграв- VI» мог бы стать осмыслением сложной истории развития советской фантастики. Но в итоге Воронка оказалась метафорой вдохновения. Сотни пройдут через творческие муки и исчезнут. И лишь единицы заслужат право остаться в вечности. Чем? Кто знает? Намеки на всяких «Рерихов» и внесудебные расправы присутствуют. Не пытающиеся понять могут сколь угодно долго жить на своей сказочной планете и придумывать оправдания. Но только по-настоящему бессмертные останутся с нами на Земле. И берегись! Если ты не такой, то попадешь в списки. У нас каждый в списках. Таких, что даже лучшие из людей готовы заглушить в себе Голос Разума, лишь бы быть «как все».

Если бы лет 10-12 назад мне сказали, что в СССР было три хороших фантаста: Станислав Лем и братья Стругацкие, — я бы не удивился. Ничего уже не осталось. Даже кости сглодали. Я искренне хочу верить в то, что у меня, всего лишь, разыгралось воображение. А Прашкевич противоположные мнения показывает равноценными... Но!.. Если рыба-сон — это Ихтиандр!.. Два стула этому господину!!!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

1Люди собрались перекрыть воронку куполом и строить на нём космодром. Минуточку, но ведь о воронке абслютно ничего неизвестно. А вдруг она пойдёт вверх, уничтожая космодром.(!) Может ей чистый воздух нужен.

2. Зафиксированы случаи когда некоторые из погибших в воронке вдруг вылезли из неё, да ещё стареть перестали. И герой надеется, что могут вернутся и другие яко бы погибшие. Минуточку, а разве обязательно заделывать всё намертво. Что мешает, сделать в куполе люк, калитку, короче говоря проход?!.

В общем логика в повести отсутствует, а дилемма надумана.Кстати, люди в воронку не сами собой попадают, она некоторых сама призывает, и возможности её в этом смысле неизвестны.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По началу произведение казалось слабым, но тем не менее автору удалось затянуть меня в процесс чтения. И не то чтобы сотворенный мир был настолько убедителен, а герои филигранны, нет, просто автор предложил любопытную загадку, даже две. Хотя из двух загадочных феноменов: Воронка и Голос, интересным показалось лишь первое явление. Размышления главного героя вызванные Голосом, на мой взгляд, неубедительны, хотелось бы найти в них большего внутреннего напряжения и философской глубины.

Также не понравились навязчивые повторения слов и фраз, возможно нарочитые, но по мне так они были зело излишни.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делать с явлением, которое не поддаётся объяснению, вмешивается в жизнь людей, мешает развитию, часто бывает попросту очень опасным? Накрыть колпаком, засыпать и вернуться к нему когда-нибудь потом, когда мы научимся понимать такие явления. Но правильно ли это? Люди будущего, встречаясь на других планетах с жизнью (даже с самой примитивной) не имеют права вмешиваться в её развитие, влиять на её процессы. Но что делать с иным разумом, который не понимает нас, а мы не понимаем его? Отгородиться от него? Да, ведь он опасен и мешает благополучию. Но ведь он может дать нам очень многое...

Герой повести сталкивается с психологическими и социальными проблемами. И проблемы эти весьма неоднозначны и непросты. Кроме того, автор небольшим количеством штрихов создаёт правдоподобно ощутимую картину другой планеты, позволяет нам как бы самим почувствовать ветер, духоту, водяные брызги, шум морских волн и грохот камней...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть неплоха. Обычно у Прашкевича все очень растянуто, и часто не наполнено хотя бы саспенсом — просто так человек тянет строки, углубляясь в детализацию. В «Анграве» этого нет, и слава богу. Я, правда, не шибко восхищен самой идеей камневорота, но почему бы нет? Оригинально, во всяком случае. И, что я всегда отмечаю в НФ, хорошо выписана планета — все на месте.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь, одна из моих самых любимых у Прашкевича.

«Чудеса чудесами, но каждый знает, что истинных чудес только два… Вселенная и Человек.»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий в наши времена (ну и на момент написания — 1990 годы тоже) образец качественной научной фантастики. В повести есть свежая НФ Идея, закрученная интрига, оригинальный антураж планеты-океана Несс, очень неплохо выписанные персонажи. События развиваются в меру динамачно, ретроспективные вставки «в тему», удачны ассоциации с древнегреческими мифами, очень неплох и достаточно образный язык Геннадия Прашкевича. Чуть-чуть портит впечатление предсказуемый финал (финал именно действия, окончательная расшифровка самой НФ Идеи достаточно нетривиальна). Рекомендую.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ.

Запомнились эти три минуты падения в невидимой воде — когда будущего уже нет, и настоящие настолько ужасно что разрывает разум... Внеземелье надо опасаться, уважать, и помнить что подчинить его невозможно — всегда может оказаться что вся ваша современная технология — просто пыль, не могущая ничего объяснить, спасти и исправить...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть хороша. Чудесный язык, оригинальный стиль, блестящая идея, интереснейшие персонажи. И стоило бы, наверное, поставить оценку повыше, если бы не наличие некой сумятицы в финальной части. Много осталось недосказанного, это мне и не понравилось.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая, действительно качественная «твердая» фантастика. Весьма напоминает Лема (в частности, его Пиркса). Хорошо закрученный сюжет и довольно нетривиальная идея (если не считать общей, опять таки лемовской: «в космосе нас ждет неожиданное»).

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх