Геннадий Прашкевич «Анграв-VI»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Для развития космической экспансии человечеству необходим удобный космопорт на какой-либо из отдалённых планет. Морская планета Несс подходит для строительства такого космопорта как нельзя лучше, но на ней имеется странная местная проблема — Воронка, колоссальный вихрь воздуха и камней, непонятного происхождения, но гибельный для подобравшихся к нему людей. Инспектор Отто Аллофс, прибывший на планету, должен определить, стоит ли оставить Воронку в покое и перенести строительство куда-то ещё или же необходимо её уничтожить. На планете ему встречаются сторонники обеих точек зрения.
Опубликована в журнале «Уральский следопыт», № 7, 1992, Свердловск.
Входит в:
— журнал «Уральский следопыт 1992'07», 1992 г.
— сборник «Шкатулка рыцаря», 1996 г.
— сборник «Великий Краббен», 2002 г.
— антологию «Космическая фантастика. Космос будет нашим!», 2008 г.
— сборник «Божественная комедия», 2015 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 78
Активный словарный запас: очень низкий (2426 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 6 апреля 2023 г.
Весьма показательный текстик. Почти полностью «свой в доску». В смысле — здесь свой : в стенАх Светлого Храма Фантастики. Здесь родился-появился, здесь сам себя осознал и т.д. и т.п. Почти что пасторальная идиллия — как говорится, плоть от плоти, кровь от крови. Если бы не это самое — жутко неуместное — «почти».
Мне в подобных текстах — чтобы умиляться самим фактом их существования и ничего окромя десяток не ставить — недостаёт самого главного: логичности. Нет, не «достоверности», не «значимой вероятности», а самой обычной логичности. Дело в том, что суть подобных текстов — невероятно увлекательное философИческое мозгокрутство: Вечные истины, категорические императивы, невероятно красивейшие гипотезы, залихватские предположения и прочие красОты ментальности. Посему авторы — как правило — сами себя загоняют в угол и попадают в изощреннейшую ловушку. Проще говоря — теряют связь с читателем.
Их авторская мыслЯ — свободно бьётся жилкой на виске, не утруждая себя низменными позывами к соблюдению банальнейшего здравого смысла. Я же привык воспринимать фантастику не сердцем, а именно мозгами, мне мало красот изящной словесности и свободы самоистечения мыслей, мне нужна — Логика. А тут ее нет.
И суть не в том, что правительство человечества доверяет решению вопроса о необходимости строительства стратегической базе на фронтире одному человеку — пусть даже и с огромным опытом решения подобных аналитических задач. Это самое правительство этого самого человечества — как последний пятиклассник, ё-моё — забывает о необходимости решения базовой задачи выживания. Строительство стратегической базы на планете, напичканной необъяснимыми природными чудесами — это не альтернатива стратегии, это — Глупость чистой воды. Любые неизвестные уравнения безопасности — всегда трактуется в сторону негатива: по-другому — нельзя. По-другому — просто не выжить. Вот в чем фишка-то. А подобных нестыковок по тексту — масса.
Посему оное монументальное «почти» — напрочь перечеркивает все прочие прелести текста. Увы и ах. Хотя — с формальной точки зрения — вполне себе даже и неплохая фантастика
Козлов, 20 января 2022 г.
От нечего делать решил почитать что-нибудь из ранних 90х. И был относительно приятно удивлен. Высокую оценку поставил за подмеченные автором мелочи и то, что наличие скрытого смысла мне понравилось. А теперь о ложке дегтя.
Тягучее начало, свойственное избитым американским историям ни о чем, где ГГ от жизненных дрязг устал чуть меньше, чем от плохо оплачиваемой работы. Но это лишь первое, обманчивое впечатление. Местами идет настолько концентрированная струганина, что поклонники АБС должны пуститься в пляс, разрывая рубахи и баяны. Но автор понимает, где нужно остановиться, чтобы создать интригу. Последняя глава навевает мрачные мысли и, в целом, меня огорчает. В первую очередь потому, что предпоследняя глава, по моему мнению, имела гораздо большую смысловую нагрузку и её я посчитал кульминацией повествования. Ну, очевидно, что я люблю советскую фантастику и узнаваемые вещи мне приятны. А узнаваемого здесь достаточно.
Есть интересный дуализм в описании планеты. Природа Несс сурова, рациональна и четко описана. Единственные две достопримечательности: Воронка-анграв и «морской водопад». И то, и другое в реальности существовать не может. Это — мир чудес. И, столкнувшись с чудом, люди не понимают, что им делать. На планете проживают два типа людей. Первые видят опасность и хотят устранить аномалию. Вторые рвутся к ней, влекомые каким-то сверхъестественным Голосом. Инспектор, как и мы, выслушает доводы обеих сторон. На планете есть силы, человеку не подвластные. Не удивительно, что одни здесь дают названия в честь мифических персонажей, которых вторые хотят лишить всех сказочных регалий. Начинаются намеки. Планета Несс названа в честь кентавра Несса, который научил Деяниру, жену Геракла — в честь нее названа столица — как убить героя. Лин постоянно сравнивает победу над Воронкой с убийством Лернейской гидры — это один из подвигов Геракла, а именно — второй. Намек это на конкретное произведение или самомнение автора, решать вам. Сам же Лин: человек китайских кровей, член Совета и желает присоединения планеты к кольцу миров. Видите, что вырисовывается? Лин — это прямое сравнение Ивана Антоновича Ефремова с Чойо Чагасом. Ну да, ладно. Многогранный человек. И Аллофс проникается его планами и разделяет мотивы. К тому же есть еще один персонаж, который понравился инспектору. Это археолог Рикард. В разговоре с ним на дальних островах речь заходит о жизни и понимании того, что это такое. Для археолога простой камешек — свидетельство огромных процессов. Просто надо знать где, что и как нужно искать. Это описание идеалов фантастики «ближнего прицела». Выходит, почти что, карикатура по-Стругацким. Но всё же! Аллофс разговаривает с Землекопом — безмозглой машиной, управляемой человеком. А археолог вместо того, чтобы тратить свободное личное время, занят утомительной механической работой, в которой, тем не менее, и видит смысл своего призвания. Машина пришла на помощь человеку, но человек не перестал трудиться. Ведь единственным важным критерием полезности труда остаются получение знания и его применение. Как раз по этому для меня была важна предпоследняя глава. Тут наступает очередь идеалистов. И разговор с Вуличем начинается с того же самого камушка. Но художник спрашивает: что делать, если я не знаю. Ведь никто не знает. И все его доказательства рушатся, превращаясь в бред о некоем Разуме, мыслящем не так, как мы. Довольно глубокая ирония. Потому, что самозарождение Разума невозможно. Если Человек начинает размышлять о Боге, то приходит к выводу, что доказать существование Бога может только лично для себя — реальных доказательств он не предъявит. Лин хочет избавить людей от, так называемого, «чуда». Чтобы позже оно стало общим достоянием. Ведь не понимают его сути только пока. Достойная и просчитанная цель. А, если продолжить логику произведения, то еще и оправданная. Допустим, что Воронка разумна. Допустим, что Бетт выжила и не успела выбраться. Значит их теперь будет двое. Они смогут общаться. Найдут ответы на вопросы. И идеи Лина и Рикарда о накоплении знаний правильны, потому что, в конце концов, у человечества появится точка для контакта, и неизвестный Разум перестанет быть таким неизвестным. Всё во власти Человека и Человечества! И тут наступает время последней главы. Оказывается, инспектор не выслушивает мнение сторон, а прислушивается к ним. И последнее сказанное слово запоминается лучше всего. Аллофс вспоминает про «слезинку ребенка» и берет на себя смелость идти против системы. «Анграв- VI» мог бы стать осмыслением сложной истории развития советской фантастики. Но в итоге Воронка оказалась метафорой вдохновения. Сотни пройдут через творческие муки и исчезнут. И лишь единицы заслужат право остаться в вечности. Чем? Кто знает? Намеки на всяких «Рерихов» и внесудебные расправы присутствуют. Не пытающиеся понять могут сколь угодно долго жить на своей сказочной планете и придумывать оправдания. Но только по-настоящему бессмертные останутся с нами на Земле. И берегись! Если ты не такой, то попадешь в списки. У нас каждый в списках. Таких, что даже лучшие из людей готовы заглушить в себе Голос Разума, лишь бы быть «как все».
Если бы лет 10-12 назад мне сказали, что в СССР было три хороших фантаста: Станислав Лем и братья Стругацкие, — я бы не удивился. Ничего уже не осталось. Даже кости сглодали. Я искренне хочу верить в то, что у меня, всего лишь, разыгралось воображение. А Прашкевич противоположные мнения показывает равноценными... Но!.. Если рыба-сон — это Ихтиандр!.. Два стула этому господину!!!
Кропус, 29 марта 2018 г.
1Люди собрались перекрыть воронку куполом и строить на нём космодром. Минуточку, но ведь о воронке абслютно ничего неизвестно. А вдруг она пойдёт вверх, уничтожая космодром.(!) Может ей чистый воздух нужен.
2. Зафиксированы случаи когда некоторые из погибших в воронке вдруг вылезли из неё, да ещё стареть перестали. И герой надеется, что могут вернутся и другие яко бы погибшие. Минуточку, а разве обязательно заделывать всё намертво. Что мешает, сделать в куполе люк, калитку, короче говоря проход?!.
В общем логика в повести отсутствует, а дилемма надумана.Кстати, люди в воронку не сами собой попадают, она некоторых сама призывает, и возможности её в этом смысле неизвестны.
Animus, 26 апреля 2014 г.
По началу произведение казалось слабым, но тем не менее автору удалось затянуть меня в процесс чтения. И не то чтобы сотворенный мир был настолько убедителен, а герои филигранны, нет, просто автор предложил любопытную загадку, даже две. Хотя из двух загадочных феноменов: Воронка и Голос, интересным показалось лишь первое явление. Размышления главного героя вызванные Голосом, на мой взгляд, неубедительны, хотелось бы найти в них большего внутреннего напряжения и философской глубины.
Также не понравились навязчивые повторения слов и фраз, возможно нарочитые, но по мне так они были зело излишни.
Нортон Коммандер, 7 марта 2013 г.
Что делать с явлением, которое не поддаётся объяснению, вмешивается в жизнь людей, мешает развитию, часто бывает попросту очень опасным? Накрыть колпаком, засыпать и вернуться к нему когда-нибудь потом, когда мы научимся понимать такие явления. Но правильно ли это? Люди будущего, встречаясь на других планетах с жизнью (даже с самой примитивной) не имеют права вмешиваться в её развитие, влиять на её процессы. Но что делать с иным разумом, который не понимает нас, а мы не понимаем его? Отгородиться от него? Да, ведь он опасен и мешает благополучию. Но ведь он может дать нам очень многое...
Герой повести сталкивается с психологическими и социальными проблемами. И проблемы эти весьма неоднозначны и непросты. Кроме того, автор небольшим количеством штрихов создаёт правдоподобно ощутимую картину другой планеты, позволяет нам как бы самим почувствовать ветер, духоту, водяные брызги, шум морских волн и грохот камней...
fan2mas, 3 марта 2011 г.
Повесть неплоха. Обычно у Прашкевича все очень растянуто, и часто не наполнено хотя бы саспенсом — просто так человек тянет строки, углубляясь в детализацию. В «Анграве» этого нет, и слава богу. Я, правда, не шибко восхищен самой идеей камневорота, но почему бы нет? Оригинально, во всяком случае. И, что я всегда отмечаю в НФ, хорошо выписана планета — все на месте.
Lartis, 8 июня 2010 г.
Отличная вещь, одна из моих самых любимых у Прашкевича.
«Чудеса чудесами, но каждый знает, что истинных чудес только два… Вселенная и Человек.»
LAN, 16 ноября 2008 г.
Редкий в наши времена (ну и на момент написания — 1990 годы тоже) образец качественной научной фантастики. В повести есть свежая НФ Идея, закрученная интрига, оригинальный антураж планеты-океана Несс, очень неплохо выписанные персонажи. События развиваются в меру динамачно, ретроспективные вставки «в тему», удачны ассоциации с древнегреческими мифами, очень неплох и достаточно образный язык Геннадия Прашкевича. Чуть-чуть портит впечатление предсказуемый финал (финал именно действия, окончательная расшифровка самой НФ Идеи достаточно нетривиальна). Рекомендую.
vad, 2 октября 2008 г.
Хороший рассказ.
Запомнились эти три минуты падения в невидимой воде — когда будущего уже нет, и настоящие настолько ужасно что разрывает разум... Внеземелье надо опасаться, уважать, и помнить что подчинить его невозможно — всегда может оказаться что вся ваша современная технология — просто пыль, не могущая ничего объяснить, спасти и исправить...
duke, 17 февраля 2009 г.
Повесть хороша. Чудесный язык, оригинальный стиль, блестящая идея, интереснейшие персонажи. И стоило бы, наверное, поставить оценку повыше, если бы не наличие некой сумятицы в финальной части. Много осталось недосказанного, это мне и не понравилось.
Эдди, 25 ноября 2008 г.
Хорошая, действительно качественная «твердая» фантастика. Весьма напоминает Лема (в частности, его Пиркса). Хорошо закрученный сюжет и довольно нетривиальная идея (если не считать общей, опять таки лемовской: «в космосе нас ждет неожиданное»).