![]() | Все отзывы на произведения Ильи Варшавского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 756
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16
«Внук» |
| |||
zotovvg75, 24 декабря 2022 г. в 17:15 | ||||
Плохим рассказ не назовешь, он просто кажется столь угловато-наивным, будто принадлежит не известному писателю-фантасту, а является плодом пробы пера школьника из кружка начинающих литераторов. Понятно, что это не из-за непрофессионализма Варшавского, автор сделал это умышленно, как повествование от первого лица мальчишки, взятом как бы из личного дневника. Да вот только подобная детская форма изложения на мой взгляд в своей показной простоте малоинтересна. Общая канва рассказа понятна, взгляд ребенка на события настоящего и прошлого. Все это проходит через призму детских надежд и мечтаний, уже перенесенных жизненных невзгод. Дедушка становится для внука самым близким человеком, да еще это не просто обычный дедушка, а герой космоса! Казалось бы воспитанный на примерах семьи ребенок должен грезить межзвездными путешествиями, но у каждого свой путь и если ты его выбираешь в юном возрасте, то это многое значит. Жаль только, что рассказ уж очень короток и является только беглой зарисовкой автора. Собственно можно порассуждать о взаимоотношениях разных поколений, но тогда отзыв может получиться больше самого рассказа, что будет весьма иронично. | ||||
| ||||
«Возвращение» |
| |||
zotovvg75, 15 декабря 2022 г. в 17:05 | ||||
Как ты поведешь себя в экстремальной ситуации предсказать в обычных условиях жизни нельзя. Для этого необходимо наличие самой экстремальной ситуации, которую нельзя в полной мере искусственно смоделировать. Автор в рассказе показывает трудную проблему принятия решения, когда для спасения экипажа существует только суровая жесткость непростого выбора. В этом главное предназначения истинных Звездных Капитанов, так показан в рассказе Командир, в условиях, когда твои действия считают не только ошибочными, но и преступными. Что же делать, это законы большого космоса, неумолимого и подчас жестокого, способного довести человека до сумасшествия. В этих условиях слабый может оказаться сильным, а сильный слабым и поэтому признанные идеальными для космических полетов Доктор и Геолог оказались не на высоте, а Физик с неустойчивым кровяным давлением смело решился на самопожертвование. Поведенческие вопросы самые интересные и для писателя и для читателя. Варшавский в рассказе бегло нарисовал картину возникающей катастрофы, мы со своей стороны пытаемся понять насколько прав был Командир. Это весьма характерно для старой советской фантастики, стремящейся дать не только интересный сюжет, но и преподнести сложную этическую или моральную проблему. | ||||
| ||||
«Трус» |
| |||
Sawwin, 30 ноября 2021 г. в 04:45 | ||||
Прямо не рассказ, а стихотворение Асадова «Трусиха». Один в один. | ||||
| ||||
«Лекции по парапсихологии» |
| |||
Darth_Veter, 01 марта 2021 г. в 21:53 | ||||
Даже не надейтесь почерпнуть из данной статьи хоть какую-то полезную информацию о парапсихологии — это очередной фельетон Варшавского на тему непознанного. Только выражен он не языком фантастики, а языком сатиры. В одной куче здесь оказались и мифическая Ева со Змеем (которого на самом деле звали Гадом), и некий штаб-ротмистр Валетов, и вполне уважаемый профессор философии из Московского университета (чье имя автор постеснялся указать). Такой каламбур вполне уместен только в сатире или пародии: здесь никто не будет искать каких-то закономерностей или обычной логики — задача фельетона не в том, чтобы объяснить, а чтобы высмеять. Так что «оставь надежду всяк сюда входящий». Парапсихология — весьма одиозная область человеческого знания, которая весьма успешно маскируется под серьезную науку. Сегодня она даже стала модной: астрологические прогнозы вовсю передают уже по радио и телевидению, нимало не смущаясь тем, что настоящие гороскопы ТАК не составляются. Гороскоп (как и натальная карта) — дело сугубо индивидуальное и ни в коей мере не массовое. Даже по понятиям эзотериков 20 века современные сибиллы пишут невероятную чушь. Иоганн Кеплер в свое время был больше известен как астролог, а не как астроном. Над королевским гороскопом он работал полгода, дотошно выверяя положение всех планет и устанавливая аспекты между ними. А потом еще два месяца корпел над построенной натальной картой, чтобы РАСШИФРОВАТЬ все небесные знаки! Вот бы современным эзотерикам такую дотошность... Что касается чистой парапсихологии, то в советское время она была под формальным запретом, чтобы не смущать своими парадоксами сознание рабочего класса. Только фокусники да клоуны имели право объявлять себя экстрасенсами. Ну, еще и сумасшедшие... однако, это отдельная статья. Автор верно заметил, что под вывеской «парапсихология» человек собрал всё, что ему померещилось или подумалось. Никакой системы в этой псевдонауке не было и нет. Телепатия основывается на неких таинственных биотоках, которых в мозгу быть не может (это ж вам не электрогенератор!); телекинетики ложно полагают, что все объекты мира связывает единое поле взаимодействия (прямо как лукасовская Великая Сила мидихлориан); пирокинетики убеждены, что энергию можно передавать в пространстве, словно ветер или радиоволны (насчет энтропии и Второго Начала термодинамики они явно ничего толкового не слышали). Куда не кинь, всюду клин! Так что советую не развешивать уши, а разуть глаза и прочитать что-то более логичное и интересное — например, фантастику от мастеров этого жанра. В их произведениях вы найдете не только сказочные элементы, но и смелые гипотезы на развитие технологий и общества далекого будущего. ------------ РЕЗЮМЕ: фельетон на тему парапсихологии — обязательный элемент творчества любого «строителя коммунизма». Борьба с суевериями у нас на Руси всегда была делом государственным. А вот сегодня уже не секрет, что в отдельных школах детей начинают учить правильно молиться Богу. Неужели дикое средневековье возвращается? | ||||
| ||||
«Альбом» |
| |||
Darth_Veter, 28 февраля 2021 г. в 22:15 | ||||
Детство — самая яркая часть нашей жизни. Сколько нового мы узнавали, пока взрослели! Практически каждый день был наполнен эпохальными открытиями и откровениями. Новые книги, фильмы, города и люди. Всё это было впервые, потому и запомнилось на всю жизнь. Как и совершенно фантастичные проекты, какие ты планировал когда-нибудь начать... Подобно автору рассказа, я тоже завел отдельную тетрадь, чтобы записывать туда свои умные мысли. Недавно открыл ее и удивился, насколько мои планы были наивны. Например, стать космонавтом и слетать на Марс (после прочтения «Войны миров» Уэллса). Но вместо покорителя космических бездн я стал учителем (даже не астрономии, а физики). Увы, большинство ранних записей страдают подобным же юношеским максимализмом. Жаль, что те чудесные времена рассвета жизни прошли, а им на смену пришла суровая правда знойного лета и дождливой осени. Мне всегда казалось, что я могу это исправить — если не своими руками, то руками моих учеников. В рассказе Варшавского мечту автора понесли дальше два сыновых приятеля, ставшие впоследствии летчиками. У меня же было всё скромнее и массовей одновременно: мои лучшие ученики (коих набралось человек 30) стали программистами, IT-менеджерами, даже директорами солидных фирм. Но среди них только один стал военным специалистом по спутниковой навигации. В сравнении со мной ему, конечно, повезло: если не своими глазами, так объективами аппаратов он смог увидеть черный занавес космоса с яркими дырками-искрами далеких звезд. Пока еще мы не летаем туда, но когда-нибудь «на пыльных тропинках далеких планет» кто-то из наших детей оставит свой четкий след и наверняка скажет при этом какую-то умную фразу, чтобы войти с ней в историю нашей цивилизации... ------------ РЕЗЮМЕ: полный романтизма и ностальгии рассказ про детские мечты, которые не смогла убить Великая война, и они были подхвачены следующим поколением детей, воплотивших их в реальность. Жаль, что сегодняшние дети мечтают стать менеджерами и юристами, а космонавтика как-то вдруг перестала быть заветной мечтой. | ||||
| ||||
«Ограбление произойдёт в полночь» |
| |||
Darth_Veter, 12 февраля 2021 г. в 22:54 | ||||
Довольно оригинальная по смыслу новелла, отнюдь не лишенная логики. Сможет ли полиция предотвратить еще не состоявшееся ограбление, если доверится прогнозам дорогущей вычислительной машины? Изюминку в сюжет добавляет тот факт, что у банды грабителей имеется точно такая же машина, которая работает «в обратном направлении». Математическая логика и теория вероятности, на принципах которых работают обе машины, — отнюдь не панацея в подобного рода делах. Если не верите, попробуйте предсказать таким образом выпадение одной из сторон подбрасываемой монеты. Математические расчеты дадут вам 50-процентную гарантию, а на практике вполне может оказаться, что «решка» не выпадет ни разу! Никакой ошибки тут нет: все вероятностные законы проявляют себя только при ОЧЕНЬ большом числе опытов. Поэтому выпадение 10 «орлов» подряд никакой аномалией не является — в дальнейших опытах баланс обеих сторон выровняется, и такого явного перекоса уже не будет. В силу сказанного должно быть ясно, что предсказать ограбление никакая математика не сможет, ибо в таких делах решающее значение имеет непредсказуемый фактор — человеческая воля. Мы же не проводим никаких статистических исследований, когда женимся на красивых девушках! А, между тем, статистика утверждает, что из них получаются весьма неверные жены: красота — понятие универсальное и хорошо понятное ВСЕМ мужчинам, из-за чего они подсознательно будут стремиться познакомиться с такой дамой, невзирая на ее замужество. Такая же ситуация с покупками. Мало кто из нас покупает действительно качественные и необходимые вещи — большинство «покупается» на бойкую и не всегда честную рекламу. Какие уж тут прогнозы... Рассказ интересен не этими прогнозами, а фактическим сражением двух одинаковых машин (точнее, программ), стремящимся к взаимно-противоположным целям. Что победит — замок или отмычка, огонь или вода, сила или хитрость? В 90-е годы я пытался подобным образом стравить между собой две шахматные программы Chessmaster, запущенные на разных компьютерах. Выиграть у программы я не смог (на последнем уровне), вот и решил проверить алгоритм на прочность. Но никакой сенсации не случилось: машины резво порубили в капусту свои фигуры и разошлись ничьей. Иного сложно было ожидать, ведь их алгоритмы были одинаковыми. Думаю, если б не вмешательство третьей стороны, то банда Сколетти так никогда и не решилась бы на ограбление. Мораль автора понятна: работу компьютера уважай, но свои дела всё же делай сам! ------------- ИТОГ: забавная притча об излишней доверчивости к вычислительной технике. Тот, кто живет «по науке», рискует остаться не только без денег, но и без спутника жизни. Такие вещи делаются по-старинке, ибо точно рассчитать их не сможет никакой искусственный разум... | ||||
| ||||
«Контактов не будет» |
| |||
Darth_Veter, 06 февраля 2021 г. в 22:10 | ||||
Каков он будет, этот Первый Контакт человека с внеземной цивилизацией? Фантасты высказали не одну сотню догадок по данному поводу, и всё же мы не можем с уверенностью сказать, как это будет на самом деле. Во-первых, потому, что факт существования этих самых цивилизаций еще надежно не доказан, и нам доподлинно неизвестно, как выглядят наши братья по разуму. Во-вторых, неясно, сможем ли мы найти с ними общий язык или будем обречены на вечный поиск взаимопонимания. Наконец, в-третьих, удастся ли увидеть «разумян» вживую или мы будем общаться с ними на расстоянии, ожидая их ответа долгими десятилетиями? Не знаю, был ли Варшавский пессимистом по жизни, но в данном рассказе даже название говорит о тщетности наших усилий. Контактов не будет. Инопланетяне сбили земной самолет и даже не поняли, что они натворили. Земляне, в свою очередь, тоже наделали глупостей: рискуя своим здоровьем, пытались найти общий язык с гостями, но не преуспели. А всё потому, что каждый общался тем способом, к которому был приучен с детства: земляне — звуковой речью, а «осьминоги» — языком запахов. Точек соприкосновения не нашлось, и инопланетяне улетели домой, посчитав, что жизнь на Земле еще не достигла стадии разумности. Кому-то рассказ покажется шуткой, острой сатирой на тему межзвездной коммуникации. Между тем шутливой в нем является только форма. Но содержание вполне серьезное и правдоподобное. Смогут ли два чуждых друг другу разума договориться между собой хотя бы в принципе? Никто не даст вам точный ответ, ибо прецедента пока не было — все рассказы о «небесных учителях» не более, чем красивая сказка для детей. Даже на нашей планете разные народы не могли договориться при встрече, превратно истолковывая слова, сказанные противоположной стороной. Целые географические области несут в своем названии наглядные доказательства такого непонимания: Юкатан, алеут и кенгуру значит «я вас не понимаю», название перуанского города Арекипа значит на местном наречии «садись», а название целой страны Канады с языка ирокезов переводится как «поселок». Если в такой простейшей ситуации мы позорно опростоволосились, где уж нам осилить межзвездный контакт! Вполне возможно, мы даже не сумеем понять, что встретили на своем пути космических скитальцев, приняв их либо за естественное природное образование, либо за банальный «глюк» наших органов чувств. Увы, но по данной теме я вполне согласен с автором: контактов не будет... ------------- ИТОГ: этюд о сложностях взаимопонимания на межзвездных просторах. Вряд ли мы сможем выйти за рамки повседневного и понять чужой разум, выросший под другим солнцем и на другой основе. А Первый Контакт навсегда останется самой удачной выдумкой писателей-фантастов. | ||||
| ||||
«Экзамен» |
| |||
Darth_Veter, 29 января 2021 г. в 21:40 | ||||
В мои юношеские годы (70-е годы прошлого века) студенты повально увлекались гипнопедий — обучением во сне. Считалось, что всё услышанное в сонном состоянии человек запоминает «насмерть», т.к. во время сна его мозг открыт для приема информации, словно двери объемного хранилища. Многие мои знакомые попробовали такую практику и были от нее в восторге. Я же не проявил к ней такого внимания, ибо старался не вызубрить заданный материал, а банально понять его. Такое отношение к учебе ни разу меня не подводило, поэтому и надобности в мудреных ухищрениях не было. Возможность проверить гипнопедию представилась лишь в 21-м веке, когда в обиход широко вошли электронные книги. Надо сказать, я по-прежнему отдаю предпочтение настоящим бумажным изданиям, а электронные книги использую на своей работе, чтобы не нагружать себя в дорогу кучей толстых фолиантов. Другой тип электронных книг — фонограммы с записью их содержимого (т.н. аудиокниги) — я использую во время выходных, прослушивая их перед сном, чтобы не напрягать в сумерках свое зрение. Поскольку я прихожу с работы весьма усталый, то часто засыпаю во время подобного сеанса. Когда же просыпаюсь, то НИЧЕГО не могу вспомнить об услышанном. Вот тебе и гипнопедия... Самое настоящее жульничество! Хорошо, что я в свое время не купился на ее посулы и выучил все науки наяву. Иначе б не писал сейчас эти строки, потому как и алфавит таким способом выучить не сумел бы... -------------- ИТОГ: рассказ о гипнопедии — лженауке 20-го века. Если хотите выучить иностранный язык, дам бесплатный совет: учите его, общаясь вживую с носителями этого языка. Свой английский я отрабатывал на индусах, которые учились со мной в одной группе, а также на американских фильмах с оригинальной звуковой дорожкой. Лучше такого способа ничего на свете нет! | ||||
| ||||
«Конфликт» |
| |||
ГРОМ, 22 декабря 2019 г. в 15:22 | ||||
Рассказ о взаимоотношениях женщины и робота под одной жил площадью. Весь рассказ автор нам показывает женскую истерику, по поводу того, что обычные роботы няньки умнее героини. Ну, а роботы тут, в свою очередь исправно служат людям, но презирая таких истеричек. Сюжет как-то не раскрыт, кроме истерики жены, что робот нянька умней ее, ничего больше в рассказе не происходит. Скорее жалеешь робота, чем героиню, которого уже достали эти истерики. | ||||
| ||||
«Лекции по парапсихологии» |
| |||
ГРОМ, 18 сентября 2019 г. в 17:24 | ||||
Юмористический рассказик в виде лекции о парапсихологии. Сам рассказ выполнен в юмористическом ключе, где доводы и выводы делаются в стиле Британских ученных. Типа если посадить 2-х голодных людей в разные комнаты, то о чудо их мысли начнут совпадать с поразительной точность. На 85% они начнут думать о хлебо-булочных изделиях и т.д. Отсюда делается вывод, об удивительных их способностях в передаче мыслей и т.д. Автору не удалось показать действительно очень смешных ситуаций и в достаточном количестве, что бы рассказ стал бы чем нибудь выделятся, в плане того же юмора. | ||||
| ||||
«Повесть без героя» |
| |||
ГРОМ, 18 сентября 2019 г. в 01:00 | ||||
Рассказ о том как решили клонировать известного математика. В целом нормально, но рассказ вышел среднего уровня, т.к. тут нет ничего цепляющего читателя. Единственный забавный момент, это опять несколько вариантов текста рассказа в сети. Раньше я такое встречал у другого отечественного писателя — Александра Бачило. У которого в двух его повестях Советского периода, в наше время в сети было по несколько концовок. Причем сам он к этим правкам не имел никакого отношения. Тут такая же песня. Я помнил, как читал в бумажном виде этот рассказ, и там был сторож и происшествие в трамвае. Сейчас обнаружил в сети и другую версию, теперь это не сторож, а лаборант, а виновником стало не происшествие в трамвае, а поломка научного оборудования. Кто придумывает все эти изменения у наших авторов и выкладывает их в сеть? | ||||
| ||||
«В Дономаге» [Цикл] |
| |||
БРАШКОВА, 14 марта 2019 г. в 12:15 | ||||
Сказать,что понравились все рассказы, трудно. Некоторые зацепили основательно. Читая другие,было даже местами грустно. Но в целом сборник *В Дономаге* оставил сильное впечатление. | ||||
| ||||
«Фиалка» |
| |||
Стронций 88, 21 августа 2018 г. в 15:04 | ||||
А эта вещь напомнила мне Брэдбери – есть что-то созвучное с его антиутопиями типа «Улыбки» и других вещей, и он тоже мог так, по сути, из вещей без особого сюжета создать эмоции – и тоже созвучные – эмоции грусти, тоски по утерянному, утерянной природе и, в данном случае, на этом примере, утерянного естественного, живого в этом технологичном, но искусственном мёртвом городе. И в этом рассказе есть ещё и надежда. Да, посмотрите на родителей мальчика, на учительницу, даже они не видели, как растут настоящие цветы, и не чувствовали настоящего солнечного света (кроме разового посещения оранжереи), но их это не трогало так, а вот мальчика… он ведь лишён этого не в первом поколении, а чувства всё равно пробудились, значит что-то осталось в детских душах. Значит ничего ещё не потерянно?.. Хороший рассказ, трогательный, но после вещей Брэдбери кажется мне слегка вторичным. | ||||
| ||||
«Поездка в Пенфилд» |
| |||
glupec, 24 января 2018 г. в 22:23 | ||||
Мило. Чертовски мило. Сам по себе рассказец, может, и устарел («эффект бабочки», типа альтернативная реальность, в которой, однако, должен быть баланс с нашей. Что может быть банальнее?) Зато не устарели авторские приколы (написал бы даже и «примочки» -- забавные фишки@«фенечки» Дономагверса). « – Простите, – растерянно сказал Крэгг, – но мне кажется… – Что вы, уйдя от одного литературного штампа, попали в другой? Не так ли? – усмехнулся посетитель. – К сожалению, вне этих штампов проблема путешествий во времени неразрешима. Либо машина времени, либо… я. Итак, чем могу быть полезен?» « – Вам что‑нибудь приходилось слышать о цикличности развития всего сущего? – Приходилось. Развитие по спирали. – Пусть по спирали, – согласился гость, – это дела не меняет. Так вот, мы с вами находимся на различных витках этой спирали. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) То, чего достигла наша наука: личное бессмертие, способность управлять временем, кое‑какие трюки с трансформацией, – неизбежно вызывало в невежественных умах людей вашего цикла суеверные представления о нечистой силе. Поэтому немногие сохранившиеся до сего времени представители нашей эры предпочитают не афишировать своего существования.Я – представитель цивилизации, которая предшествовала вашей. – Ерунда! – сказал Крэгг. – Этого быть не может! – Ну, а если бы на моем месте был пришелец из космоса, – спросил гость, – вы поверили бы в реальность его посещения?» (И в самом деле -- бгг -- дьявол ли, пришелец ли... какая разница? :-D :-D) «Крэгг взглянул на циферблат, украшенный непонятными знаками. – Что это такое? – Не знаю, как вам лучше объяснить, – замялся незнакомец. – Человеку суеверному я бы сказал, что это – волшебные часы, физику был бы ближе термин – генератор поля отрицательной вероятности, хотя что это за поле, он бы так и не понял, но для вас, дорогой доктор Крэгг, ведь все равно...» + само фантдопущение (я уже написал, в чем оно: баланс между «второй» временнОй реальностью и первичной, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) -- это, собственно, тоже лулз, большой авторский кукиш всем любителям экшна, приключений и прочего «торжества фабулы над смыслом». невозможность 100% изменить прошлое) Ну и -- да. Признаю, что рассказ затянут. Слишком много автор туда вложил; наверно, стоило сократить. Высший бал не поставлю. Но -- как минимум неплохо. | ||||
| ||||
«Призраки» |
| |||
glupec, 24 января 2018 г. в 19:24 | ||||
Блестяще. Просто блестяще. Это, конечно, не более чем фанфик на тему «451 F», но, черт побери, я тоже хочу уметь ТАК писать фанфики! ГГ, влюбленный в «призрака» (тут, по-моему, еще отсылка к Азимову, с его «Голым солнцем». Впрочем, может, и нет). У него было несколько возможностей «разрулить» ситуацию: открыто бунтовать (морда на шоссе надвигается? Ну и что? Ведь это же просто голограмма! Иди на нее, не сворачивая. Не сдавайся. Даже если шибанут по тебе каким-н. ультразвуком -- ты все-таки попытался. Как минимум умрешь, не смирившись. А если и не умрешь, попадешь в психушку или еще что-то типа этого -- хотя бы помнить будешь, что сопротивление ВОЗМОЖНО. И то утешение немалое...) Второе, что он мог -- искать «прототипа» девушки. (Да, это чертовски сложно. Считай, что нет шансов на удачу. Но никто и не обещал, что будет легко...) Ну и третье -- вот этот его выбор в финале. Привет Вильневу, Гослингу и второй части «Бегущего». Естественно, Варшавский не заостряет внимание на этих 3-х возможностях, кроме последней, «сбывшейся». Он же пишет социальную НФ, а не приключенческий триллер. Но важно, что намеки -- ЕСТЬ. Читатель должен подумать сам: а если бы Сальватор поступил вот ТАК?.. Или не так, а вот ТАК?.. Интересно же сравнить, до-думать, т.ск.; «прикинуть», какой вариант лучше, какой хуже (субъективно, д\себя). Какой банально интереснее... В общем, хорошо. Обильная пища для ума; тошнотный и беспросветный мир -- Дономага -- прописан на «ять»; острый социальный конфликт. Иногда и римейк м.б. не менее «вкусен», чем оригинал 8-) | ||||
| ||||
«Фиалка» |
| |||
glupec, 24 января 2018 г. в 19:02 | ||||
Краткий пересказ знаменитого произведения Брэдбери «Все лето в один день». Очевидно, для тех, кто Брэдбери не читал (или читал, но мало). Антураж чуточку изменен, главное фантдопущение другое -- но старый сюжет узнать можно. Больше, в общем-то, и нечего сказать. Кроме того, что написано -- таки да -- хорошо. | ||||
| ||||
«Любовь и время» |
| |||
serjww, 29 января 2016 г. в 10:37 | ||||
У автора очень хорошо получилось. Тут и юмор, и трагедия присутствует, и фантастика.. И описание обстановки-все очень ярко сведено в этом рассказике. Хотелось бы, конечно, поподробней и побольше... А вообще-интересно, мне понравилось. | ||||
| ||||
«Любовь и время» |
| |||
MarchingCat, 21 сентября 2015 г. в 14:16 | ||||
Рассказ, от идеи которого щемит в душе, даже при осознании невозможности происходящего. Ибо фантастика тут — лишь антураж. Герои рассказа как символ явления и события. Да, так писали фантастику в СССР. Не зря Лукин любит вспоминать, как ему говорили «да ты, брат, не фантастику пишешь». Вот и в этом рассказе — чувства и ощущения, через которые прошли многие и многие люди. Боль и горечь упущенного или утраченного. | ||||
| ||||
«Взаимопонимание возможно» |
| |||
MarchingCat, 21 сентября 2015 г. в 14:00 | ||||
И всё-таки взаимопонимание возможно далеко не всегда. Стереотипы, догматы профессии и приобретённых установок берут верх. Посыл юморески понятен, но автор построил свой рассказ на случае, в котором прав именно доктор. И эпизод с совещанием крыс ничего не меняет ибо выглядит чистой воды фантастикой. Чтобы во главу заложенной идеи рассказа вышла мысль, что возможно всё, надо было герою телепатировать с каким-то менее изученным видом (а лучше — вообще неизвестным), а не с крысой. | ||||
| ||||
«Солнце заходит в Дономаге» |
| |||
Gourmand, 19 мая 2015 г. в 01:36 | ||||
Не очень понял, на основе чего читатели возводят рассказ чуть ли не до антиутопии. Есть замкнутое пространство (Земля? Звёздный ковчег? Подземный бункер?), где существуют два человека и машина. Один, Рождённый Женщиной, исчезает. Остаются Рождённый в Колбе и Машина. Всё. Где это происходит, что снаружи — неизвестно. Поэтому из такого камерного произведения делать выводы о «социальности», «порабощении машинами» и т.п. нет оснований. Чисто психологическая штучка: один на один. Кстати, выращивание хлореллы определённым способом наводит на мысли о заражённой внешней среде или вообще об отсутствии внешней среды. Уж точно это не поверхность Земли, где можно было бы выращивать еду значительно более простым способом. | ||||
| ||||
«Тараканы» |
| |||
amak2508, 02 августа 2014 г. в 21:55 | ||||
Рассказ, конечно, конъюнктурен и, на первый взгляд, задачу воспитания советского человека выполняет. Автор достаточно ясно нарисовал к чему может прийти общество бездушного потребления. И в чем-то он, наверное, прав. Но вещицу свою он все-таки явно недоработал: мало того, что она не очень интересна, в ней еще и нелогичностей, да разной путаницы хватает. Смотрите — вроде бы изобилие, все делают автоматы (практически коммунизм :)) и народным массам даже совсем как бы и нечем заняться. Но... деньги-то в стране ходят (главный герой расплачивается кредиткой и еще сожалеет о истраченных деньгах). Значит, народ должен работать; значит, общество неравных возможностей; значит, есть куда стремиться... Тогда совсем непонятно, откуда демонстрации с лозунгом «Найдите нам занятие». Уж давайте тогда выберем что-то одно: или деньги зарабатывать, или «Найдите нам занятие». И далее — человек, это вообще-то такое существо, которое всегда при желании найдет себе занятие сам. Вспомните, например, ту же «Смирительную рубашку» Джека Лондона. Так что тараканьи бега — это удел совсем уж слабых.... | ||||
| ||||
«Молекулярное кафе» |
| |||
amak2508, 02 мая 2013 г. в 18:43 | ||||
У рассказов Варшавского удивительная судьба — за малым исключением они нисколько не устаревают. Вот и «Молекулярное кафе» — такое впечатление, что эту вещь написали только вчера: умно, злободневно, весело, прекрасная стилистика. И, что особенно восхищает, — это бесконечная доброта рассказа и его поразительная краткость: всего две страницы, а удовольствия «на сто рублей»..... | ||||
| ||||
«Автомат» |
| |||
pava999, 07 мая 2011 г. в 11:29 | ||||
А мне рассказ понравился! Действительно, пить и дебоширить — задачи непосильные для автомата. Роботы ведут себя как-то поприличней. Хороший рассказ, заставляет задуматься. | ||||
| ||||
«Большой Мозг» |
| |||
Доктор Вова, 03 ноября 2010 г. в 11:11 | ||||
Один из немногих рассказов (если не единственный) у Варшавского, который практически не впечатлил меня. В то время, когда он был написан, быстродействие машины было фантастическим. Теперь то это быстродействие не удивит никого. Но тем не менее рассказ читабельный, хотя и без того неповторимого очарования и шарма, присущего другим произведениям Ильи Иосифовича. Поэтому относительно низкая оценка. | ||||
| ||||
«Казнь Буонапарте» |
| |||
Доктор Вова, 03 ноября 2010 г. в 06:48 | ||||
Отличный сатирически-социальный рассказ И. Варшавского! За внешней простотой и незамысловатостью содержания скрывается очень глубокий социально-философский смысл. Ну не может общество позволить себе оставлять в живых того, кто является живым укором человечеству. И если раньше он был антигероем и страшилкой и пугалом для детей, то теперь (когда все поменялось на 180 градусов) он становится неприемлемым спутником, самим своим трезвым видом оскорбляя и унижая обшественно-социологические догматы, появившиеся после контакта Земли с кометным хвостом. Сколько их уже было в истории Земли: Бруно, Коперник, Галилей! Теперь вот химик Буонапарте. И сколько еще будет... | ||||
| ||||
«В Дономаге» [Цикл] |
| |||
Доктор Вова, 29 октября 2010 г. в 16:40 | ||||
Великолепный цикл рассказов Ооочень мной почитаемого автора (одного из любимых в детстве)! Илья Иосифович умудрился написать такой цикл, который великолепно показал более 40 лет назад то, что мы видим сейчас повсеместно. И этот цикл актуален до сего времени! Наука в рабстве у оголтелой толпы потребителей!!! Вот вам и генетически модифицированные продукты, и биологическое и химическое оружие, и т.д. и т.п. Блестящий пример научного предвидения! Читать надо однозначно весь цикл! И желательно всем, а особенно власть предержащим и...детям (подростки еще могут измениться сами и изменить этот мир)! | ||||
| ||||
«Лавка сновидений» |
| |||
Доктор Вова, 23 июня 2010 г. в 16:26 | ||||
Ничего значительного я для себя в этом произведении не почерпнул! Ни тогда, ни спустя 20 лет. Вполне возможно, будь оно написано с некоторыми реалиями наших дней, то получился бы неплохой публицистический очерк( который мог бы иметь успех у молодежи) о курительных смесях и т.д. На тот момент, безусловно некоторые элементы фантастичности присутствовали, но не более того. Но в общем, не тяжелое, юморное чтиво. Прочитал и забыл. | ||||
| ||||
«Поединок» |
| |||
тессилуч, 17 марта 2010 г. в 11:55 | ||||
По моему списан с рассказа Фиалковского «Цереброскоп». Юмора конечно больше. | ||||
| ||||
«Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ» |
| |||
god54, 07 февраля 2010 г. в 14:22 | ||||
Повесть мне понравилась по нескольким причинам: во-первых, автор сумел точно повторить атмосферу произведений о Мегрэ; во-вторых, написать довольно неплохой, но стандартный детектив; в-третьих, предложить фантастическое, но верное решение; в-четвертых, предложен образ мадам Стрелкиной — курит сигареты «Памир» и пьёт водку... Если кто-нибудь, когда-либо курил, эти советские сигареты, он меня поймет. Мы их называли «термоядерные». А отсюда и все отношение к этому произведению, равно как и самого автора, предложившего такой образ. Ироническое произведение, свидетельствующее о больших возможностях автора. | ||||
| ||||
«Тараканы» |
| |||
god54, 07 февраля 2010 г. в 12:09 | ||||
К сожалению рамки рассказа не позволили автору развить все поднятые в рассказе идеи, а их ведь большое количество, что и отразилось на качестве самого рассказа. Вскользь показано общество потребления, которым управляет наука; мельком показаны характеры героев и их жизненная трагедия — бесцельность существования, и хотя в конце — проскальзывают положительные нотки, но и они тонут в предвкушении краха. Автор явно рисовал будущее капиталистического общества, но, мне кажется, получилось коммунистическое общество светлого завтра, так как явно просвечивают идеи, взятые из советской фантастики. | ||||
| ||||
«Современная сказка» |
| |||
god54, 06 февраля 2010 г. в 14:41 | ||||
Мне кажется, что это произведение напоминает «Двухсотлетнего человека» А.Азимова. Та же проблема: может ли робот стать человеком? И если он там им стал, то здесь человек стал роботом и теперь они мало чем друг от друга отличаются. Рассказ, как философская притча. | ||||
| ||||
«Сашка» |
| |||
god54, 06 февраля 2010 г. в 14:04 | ||||
Автор использовал прием, который был так характерен для советской фантастики: гений, или генийша, окончившая несколько классов средней школы обладает знаниями целого института, а техническими возможностями нескольких КБ, решает глобальные вселенские задачи. Бывают ошибки, как в этом рассказе, которые стоят миллипрды для экономики страны, но за это их назначают директорами институтов, а не ставят к стенке как в 37-м. Вот такая надуманная неправдоподобность и раздражает в советской фантастике. | ||||
| ||||
«Поездка в Пенфилд» |
| |||
god54, 05 февраля 2010 г. в 20:50 | ||||
В самом начале произведения есть отметка: Современная сказка. А вывод, к которому нас подводит автор: что должно случиться, то обязательно случится. Даже, если ты пожертвуешь своей жизнью ради попытки исправить свое прошлое. | ||||
| ||||
«Под ногами Земля» |
| |||
god54, 05 февраля 2010 г. в 20:26 | ||||
Во всем рассказе поразила лишь одна вещь: это манускрипты 21 века, по которым представляют себе то время. Этому посвящено лишь несколько абзацев текста. А вот в «Повести о Платоне» Акройда на этом построено все произведениеи и там конечно это описано просто великолепно. Здесь лишь штрихи идей и ничего цельного и законченного. | ||||
| ||||
«Повесть без героя» |
| |||
god54, 05 февраля 2010 г. в 20:09 | ||||
Во времена автора существовали комитеты, которые разрешали или отменяли эксперименты по финансовым соображениям. Сегодня существуют этические комитеты, которые никогда бы не разрешили подобные эксперименты. И это абсолютно правильно. Автор пытается осмыслить роль и значение науки и место ученого в современном обществе. Поэтому рассказ, с моей точки зрения, это философский спор автора с самим собой, без какой-либо литературной интриги. А посему представляет интерес для любителей философских размышлений, которые никогда не были связаны с наукой и экспериментами над человеком. | ||||
| ||||
«Пантеон бессмертия» |
| |||
god54, 04 февраля 2010 г. в 20:35 | ||||
Мне кажется, что Варшавский предвосхитил эпопею Питера Гамильтона, о воскрешении душ умерших землян. Автор очень достоверно и логично показал к чему может привести бессмертие. И если задуматься ни один другой автор даже не подумал рассмотреть проблему под социальным углом. Очень поучительно, если бы не рассуждения о роли фантастики. | ||||
| ||||
«На пороге бессмертия» |
| |||
god54, 04 февраля 2010 г. в 18:38 | ||||
Хороший рассказ о трагедии ученого, которому отказали в возможности проведения эксперимента. Каково это пережить? И вообще возможно ли это пережить? Написано жестко и психологически точно. | ||||
| ||||
«Маскарад» |
| |||
god54, 03 февраля 2010 г. в 20:39 | ||||
Чисто технический рассказ, хотя об этом становится известно лишь в конце, наверное интересный в момент публикации, но совершенно не интересный в наше время. | ||||
| ||||
«Ловушка» |
| |||
god54, 03 февраля 2010 г. в 20:13 | ||||
Рассказ, как форма литературного описания часто повторяющейся ситуации. Такое в литературе встречается довольно редко. И это единственное достоинство рассказа. | ||||
| ||||
«Лентяй» |
| |||
god54, 03 февраля 2010 г. в 20:06 | ||||
Даже удивительно, что в советское время цензура пропустила рассказ, посвященный лентяям и уничтожителям социалистической собственности, даже быт иной планеты напоминает советские столовые с весьма ограниченным набором блюд. Но написано в целом с добрым отношением к главному герою, даже читать приятно, так как противоречит производственной фантастике. | ||||
| ||||
«Красные бусы» |
| |||
god54, 03 февраля 2010 г. в 18:55 | ||||
Очень красивая фантастическая идея о возможности эволюционного развития пластмассовых бус, главное описано очень достоверно и убедительно. Жаль, что литературная часть словно не существует, хотя читается с интересом. | ||||
| ||||
«Казнь Буонапарте» |
| |||
god54, 02 февраля 2010 г. в 20:47 | ||||
Очень краткое, но слишком накрученное произведение с философским уклоном, которое подтверждает, что трагедия одного человека может стать переломным событием в развитии целой цивилизации. Но меня это не убедило. | ||||
| ||||
«Инспектор отдела полезных ископаемых» |
| |||
god54, 02 февраля 2010 г. в 20:38 | ||||
Довольно простенький детектив, совмещенный с никакой фантастикой. Это скорее похоже на ироническое отношение автора к этой теме вообще. Особенно это подтверждает послесловие автора к 20-му изданию, написанное в откровенно юмористическом стиле. Так что это скорее пародия на фантастические детективы со всеми вытекающими отсюда последствиями. | ||||
| ||||
«Змеиный плод» |
| |||
god54, 02 февраля 2010 г. в 19:12 | ||||
Очень красивая история, новое изложение библейской истории, но концовка откровенно разочаровала и испортила все настроение рассказа своей нелогичностью. | ||||
| ||||
«Диктатор» |
| |||
god54, 02 февраля 2010 г. в 18:39 | ||||
Автор попытался нарисовать утопическое общество будущего, общество коммунизма, где все управляют машины и деньги не надо. Удивительно, но читать интересно, потому что все время размышляешь: а реально это или нет? | ||||
| ||||
«Второе рождение» |
| |||
god54, 01 февраля 2010 г. в 19:53 | ||||
Новое это всегда хорошо забытое старое. Проблема лишь в одном, как узнать в этом старом, то новое, что тебе нужно. Так и герой не сумел заново открыть колесо. Хотя идея имен в рассказе просто потрясает: альфа 312 и этим все сказано, ведь он один. | ||||
| ||||
«Вечные проблемы» |
| |||
god54, 31 января 2010 г. в 18:10 | ||||
Юмористическое решение вопроса, что будет если оставить на Земле роботов. Правда, Андерсон решил эту проблему более интересно. Читается легко. | ||||
| ||||
«Биотрангуляция Лекочки Расплюева» |
| |||
god54, 31 января 2010 г. в 15:35 | ||||
Юмористическая фантастика, только жаль, что автор так на взлете и закончил рассказ... А смысл был в чём: что так шутить нельзя или же всё-таки герой доказал всю несостоятельность данного проекта — ведь он вернулся на свое место в Тбилиси? | ||||
| ||||
«Автомат» |
| |||
god54, 31 января 2010 г. в 14:35 | ||||
Чисто советский подход к решению непростой философской проблемы: вспомните описание внешнего вида лаборанта, а отсюда предлагаемый тест был уже известен... Хотя логичнее было доказать, что люди себя так не ведут... | ||||
| ||||
«Возвышение Елизара Пупко» |
| |||
ii00429935, 07 ноября 2009 г. в 16:49 | ||||
Нетипичное для Варшавского произведение, хотя и входит в цикл «Фантастика в собственном соку», рассказ вполне реалистический. Недостаток ли это? Совсем нет. Это замечательное сатирическое произведение, которое можно поставить в один ряд если не с Булгаковым, то с Владимиром Войновичем точно (помнится, в повести «Шапка» тот от души «приложил» советских писателей). Прекрасно выписан Елизар Пупко, посредственный литератор, который вначале, словно Гоголь, жжет свою рукопись, а к финалу приходит к выводу, что для истории он не менее ценен, чем Наполеон. Сейчас, когда уже нет СССР и молодые читатели судят о той жизни понаслышке, не все в этом рассказе зучит актуально (Как показаны наши за границей), но читатели постарше, думаю, обязательно оценят «Возвышение...» | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 8 9 10 11 [12] 13 14 15 16