Все отзывы на произведения Ивана Ефремова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1073
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 18 19 20 21 22 (+10)»
«Олгой-Хорхой» |
| |||
Ученик Дьявола, 13 октября 2019 г. в 19:48 | ||||
Самый известный из ранних рассказов Ефремова, но, по-моему, далеко не самый удачный. По замыслу, содержанию и стилю он сильно напоминает куда менее известный «Голец Подлунный». В обоих случаях действие происходит во время экспедиции в дикие и безлюдные места и в обоих случаях очень много места отводится описаниям походного быта и снаряжения, для сюжета в целом не так уж и важным, а собственно главное случается только в самом конце. Если конкретнее, то здесь из шестнадцати страниц текста встреча со страшными червяками занимает только четыре, а затем рассказ как-то внезапно заканчивается. Трудно отделаться от ощущения, что «Олгой-хорхой» был задуман как нечто более длинное и основательное, может быть, даже как небольшая повесть, но по каким-то причинам так и остался неоконченным. Последние два абзаца кажутся приписанными наспех позже ради хоть какого-нибудь завершения действия, чтобы можно было опубликовать уже написанное. Такой скомканный финал – еще общая черта с «Гольцом Подлунным». Несмотря на все это, «Олгой-хорхой», безусловно, заслуживает прочтения. Ефремов стал, кажется, первым, кто ввел легенду об олгой-хорхое в художественную литературу, так что этот рассказ – своего рода классика криптозоологического жанра. | ||||
| ||||
«Час Быка» |
| |||
Блофельд, 26 сентября 2018 г. в 09:36 | ||||
Чем-то «Час Быка» Ефремова напоминает «Незнайку на Луне» Носова. В обоих случаях земляне устраивают экспедицию на другую планету (у Ефремова — на Торманс, у Носова — на Луну). В обоих случаях инопланетяне являются биологически такими же существами, как земляне (у Ефремова — людьми, у Носова — коротышками). В обоих случаях земляне оказываются гораздо добрее инопланетян. В обоих случаях земляне живут при коммунизме, а инопланетяне — при диком капитализме. Наконец, в обоих случаях после отлёта землян инопланетяне резко меняют свою жизнь в лучшую сторону. Вообще есть много книг и фильмов на тему того, как инопланетяне живут плохо, а после контакта с землянами начинают жить лучше. Тут Ефремов не оригинален. | ||||
| ||||
«Последний марсель» |
| |||
artem-sailer, 04 марта 2018 г. в 13:48 | ||||
Рассказ абсолютно реалистичен (в том плане, что фантастическая составляющая напрочь отсутствует) и неимоверно захватывает дух. Настоящая героическая проза о гражданских моряках, попавших под фашистский обстрел. Присутствует дух интернационализма — имеются бравые англичане-союзники, и также крепкие и добрые норвежские рыбаки. При этом не заметил никакой агит-составляющей, которую часто можно встретить в подобных произведениях. Никакого пафоса, а просто тяжёлые будни отважных советских моряков. Рассказ читается на одном дыхании и оставляет сильное впечатление. | ||||
| ||||
«Олгой-Хорхой» |
| |||
ivan2543, 21 декабря 2017 г. в 16:04 | ||||
Что удивило в этом рассказе, так это какой-то «сырой» язык, которым он написан. Может быть, это намеренная стилизация под небрежные «путевые записки»? Во всяком случае, ранее за Ефремовым подобного не замечал, впрочем, читал его давно и, может быть, был тогда менее придирчив. Ценен рассказ тем, что отчасти популяризовал персонажа монгольских легенд. Не знаю, только ли это заслуга Ефремова, но гигантские черви-убийцы самых разных «масштабов» прочно обосновались на страницах фантастических произведений. И хотя как криптид олгой-хорхой так и не достиг известности Несси или снежного человека, определенную меметичность среди любителей криптозоологии он обрел, в том числе и благодаря этому рассказу. Ну, и, несмотря на псевдопублицистический неровный стиль (а может быть, отчасти благодаря ему?) в этом произведении сильна атмосфера – пустыни, путешествия, опасного приключения. Возможно, именно в этом секрет успеха «Олгоя-хорхоя». Лишенный «лавкрафтианского пафоса», простой рассказ простого человека, изложенный буднично и без лишних красот слога – это подкупает. И если бы не послесловие, в котором автор признается, что история вымышленная, думаю, многие бы охотно поверили бы этому безыскусному повествованию. | ||||
| ||||
«Путешествие Баурджеда» |
| |||
AlisterOrm, 10 июля 2017 г. в 22:22 | ||||
Жители Та-Кемт жили в самом центре мира. Вернее, даже не так — долина реки Хапи и была Миром, тогда как всё, что находилось за его пределами, являлось Пустыней. Единственная земля, которая устроена правильно, где есть всё, что нужно людям и нечер-богам, и где правит их ближайший сородич. Население возделывало землю у берегов полноводной реки, чиновники следили за порядком, а жрецы регламентировали все стороны жизни и мышления. Уютный, компактный, понятный и абсолютно убедительно построенный мир, в котором всё находится на своих местах, и не дай тебе Анубис сию идиллию нарушить. Именно слому старых представлений и посвящена повесть Ивана Ефремова о далёкой эпохе Древнего Царства. Великий мореплаватель Баурджед вернулся из путешествия по океану Великой Дуги другим человеком. Он увидел мнимую «Пустыню» иными глазами. Величественные пирамиды оказались карликами на фоне величественных гор Пунта, его обширные молчаливые степи многажды превосходили скромные делянки крестьян Дельты, бескрайние просторы поглотили бы войска Великого Дома без остатка, не оставив бы о них даже воспоминания. Что стоит вся власть божественного фараона по сравнению с громадными просторами мира? Слом мышления, своего рода «Большой взрыв» картины мира древнего египтянина, осознание себя и своего общества песчинкой в море. Время было такое, в котором писал Ефремов, время стремления к некоему светлому будущему, в загадочные просторы космоса, в безмолвной черноте которого наш голубой шарик, как и долина Нила на нём, кажется покрытой плесенью пылинкой. Баурджед с трудом на своих скорлупках одолел расстояние, кажущееся нынче смехотворным — а в год выхода этой повести люди только мечтали о космосе. Связь очевидна — мы, люди современности, просто наивные дети по сравнению с теми, кого автор назовёт «Людьми Кольца», и бездна, отделяющая нас от них, не так уж и велика... Отдельно хочется сказать и о том, как поданы основы истории Древнего Египта — через классовую борьбу. По всей видимости, Ефремов опирался на тогдашнего законодателя мод Василия Васильевича Струве, как раз обеспечившего включение Египта в систему «пятичленки» и классовой борьбы. В своём роде это интересно как впитывание «духа времени» в литературном памятнике, эдакий отпечаток сознания. И таким образом, «Путешествие Баурджера» — произведение плоть от плоти своего времени, что делает его вдвойне интересным. | ||||
| ||||
«Таис Афинская» |
| |||
strannik102, 26 июня 2017 г. в 21:14 | ||||
Иван Ефремов подобно Янусу явил читателю даже не два своих лика, а несколько больше. С дотошностью учёного-историка он скрупулёзно восстановил с привязкой по датам жизнь главной героини романа Таис Афинской, а также всех связанных с ней и потому упоминаемых в романе персонажей. С точно такой же дотошностью и точностью он восстановил для себя как для писателя все внешние и внутренние обстоятельства — архитектурные особенности, внешний вид людей того времени, основные обычаи и верования, саму философию и психологию, главенствовавшую в тот исторический период — и, конечно же, антураж внешнего мира. Автор сам в авторском предисловии предупреждает читателя в своём научном историзме и сам же называет пару исключений, точнее допущений, которые он сделал в этом романе. Ефремов вовсю раскрывает здесь себя как талантливого литератора, мастера русского литературного слова. Описания городов и лесов, рек и морей — всего внешнего мира ярки и точны в многочисленных деталях. Диалоги и монологи героев и персонажей романа (а давайте вспомним, что помимо упомянутой Таис и её друзей и знакомых в романе есть ещё и такая незаурядная личность, как Александр Македонский, а также его полководцы и соратники, есть тут также и другие вполне известные исторические персоны) с одной стороны, наполнены многочисленными греческими словами и выражениями (смысл которых порой понимаешь не сразу, а спустя некоторое время и после нескольких повторений) — что позволяет автору более плотно создавать атмосферу IV века до н.э.; а с другой — максимально приближены по разговорной манере к тому историческому периоду и к тем городам и государствам, куда судьба заносит Таис и других персонажей (по крайней мере, зная научную добросовестность автора, вовсю в это веришь и даже не задумываешься, так ли это), а в третьих, они глубоки по заложенным в них смыслам. Ведь Ефремов не просто даёт нам жизнеописание Таис, а он пытается дать читателю максимально полную информацию о ней, о её внутреннем мире, о её ценностях и верованиях, любовях и привязанностях, дружбах и враждах — о всём том, что и составляет личность человека, тем более если человек этот отдалён от нас, от читателей, едва ли не двумя с половиной тысячелетиями. И читателю важно понять, кто же она, эта ослепительно красивая и в каких-то моментах роковая женщина... И, конечно же, Ефремов в полной мере предстаёт здесь перед нами как поэт. Романтик и поэт. Нет-нет, не нужно искать в тексте романа стихи Ивана Ефремова — всякую поэзию от автора здесь представят описания Таис Афинской и её подруг — гетер и рабынь. И только влюблённый в женскую красоту романтик и поэт может петь песню красоте этих и всех прочих женщин так, как это сделал в своём романе историк, учёный и писатель, романтик и поэт Иван Ефремов. Ради справедливости остаётся сказать, что порой чтение романа было чуть скучноватым и моментами утомительным — уж очень дотошен и педантичен автор в деталях и внешнего и внутреннего. Но общего впечатления это обстоятельство не смазало! | ||||
| ||||
«Час Быка» |
| |||
Halkidon, 19 февраля 2017 г. в 20:59 | ||||
ЧБ сложно рассматривать в отрыве от времени его создания. Это эпоха холодной войны, милитаризма, пошлости, начала застоя и борьбы с оттепелью в СССР, ухудшения отношений СССР с Китаем, сексуальной революции на Западе и культурной революции в Китае. Их, кстати, интересно сравнить друг с другом. В романе достаточно намеков, позволяющих сделать вывод о том, что звездолеты унесли в космос жителей каких-то стран Дальнего Востока. Скорее всего, Китая, может быть, Кореи (Северной) и Японии. С другой стороны, это время, когда постепенно исчезает романтика первых лет освоения космоса. В книге много мест, понятных образованным гражданам СССР тех лет. Тем не менее, эти места имеют не только историческую ценность. Например, Ефремов пишет о грубости в межличностных отношениях жителей Торманса, гендерном неравенстве, неуважении к людям старшего возраста, презрении к интеллигенции, культе физической силы, господстве спецслужб, ксенофобии, нравственном разрушении верхов, что особенно важно, и низов, культурной деградации общества, грязь в общественных местах, грохот и вонь автомобилей. Разве мы не узнаем в этом современную Россию? Страну, которую можно назвать закрытым обществом (по К. Попперу), военным или воинственным по Г. Спенсеру, обществом с господством механической солидарности и репрессивного права по Э. Дюркгейму. Но на Тормансе нет никакой религии, нет жрецов. Почему-то Ефремов совершенно ничего не пишет об этом, хотя было бы интересно познакомиться с его взглядом на этот весьма важный для нас вопрос. Одно объяснение может быть связано с тем, кто, будучи ученым, с одной стороны, и советским ученым и человеком, с другой стороны, Ефремов не интересовался правами верующих и не считал нужным лишний раз «раздавить гадину», очень жалкую в те годы. С другой стороны, дело может быть в том, что господствующий на Тормансе политический и государственный порядок настолько тоталитарен, что подавляет всякую самоорганизацию и частные институты, к которым, все-таки, можно отнести т.н. церковь и религиозные организации. Тем не менее, на планете существует, как минимум, одно тайное общество. Уделим место одной из самых слабо обозначенных линий романа — контактам Земли с другими планетами и изучению вселенной. Таких читателей и почитателей коммунистической утопической фантастики Ефремова, конечно, больше интересуют не примитивные тормансиане, а загадки других планет и цивилизаций. К сожалению, автор лишь в двух-трех местах кратко пишет на эту интереснейшую тему. Наверное, к лучшим, возможно, в мировой фантастике вообще, местах книги можно отнести наблюдение олигархов и землян за летящим вблизи Торманса загадочным кораблем, вступить в контакт с которым так и не получилось. Почему это место мне так понравилось? Во-первых, потому, что, как мне показалось, сам автор пишет об этом с большим интересом, волнением и драматизмом. Во-вторых, потому, что главный человек планеты проявляет неожиданную от него открытость и какую-то тоску и печаль, что показывает его с человеческой сторон как не вполне испорченного эгоиста. Тогда как его подчиненные и в этой сцене сохраняют все неприятные черты истинных царедворцев. В-третьих, эта встреча демонстрирует, что, несмотря на мощь Великого Кольца, космические дали и бездны таят еще очень много загадок, затерянных и неизвестных Кольцу миров и цивилизация, мощь которых, хочется мне помечтать, может быть превосходит мощь и силу Великого Кольца. Не менее волнующими и интересными считаю места с описаниями нерасшифрованных землянами визуальных образов и движений, которые, как пишет автор, могут быть связаны с попытками пронинуть в Тамас, а также с краткими зарисовками жизни на других планетах Кольца, которые так слабо заинтересовали тормансиан. Жаль, очень, жаль, что автор так мало об этом написал. Я тоже житель Торманса, и мне совершенно все с ним понятно, и он совсем мне не интересен. Хотя я и хотел бы принять участие в борьбе с нашей странной цивилизацией. В конце хотелось бы выразить сожаление, что И. А. Ефремов не обратился к далекому и очень интересному и правильному будущему еще один раз. Позволю себе помечтать. Было бы здорово, если бы свой новый роман Ефремов посвятил установлению контакта Шакти и Тамаса. Вот уж где фантазия могла бы разгуляться! И это не был бы скучный антимир Кэрролла. Но романа такого никто не написал. И, так как интерес к антимиру, похоже угас, наверное, не напишет. Или не напишет ХОРОШЕГО романа. | ||||
| ||||
«Адское пламя» |
| |||
morbo, 20 сентября 2016 г. в 15:33 | ||||
Начало рассказа читается с интересом и без отторжения. Но как только в рассказе появляется идеологическая составляющая, принимающая довольно незамысловатую форму, интерес пропадает. Злые империалисты испытывают ракеты с ядерной боеголовкой на территории Австралии. Социалистический интернационал в лице зулуса Исинги и индийца Ауробиндо, попавший в руки злобных империалистов, отбывает наказание на стройке испытательного полигона. В рассказе подразумевается, что только империализм стремится к созданию чудовищного оружия. Про советские испытания в Семипалатинске — ни слова. Возможно в СССР разрабатывали особенные, социалистические бомбы, которые совсем не чета злым империалистическим. Вроде бы в целом это всё правда, но прямолинейная подача идеологической составляющей рассказа губит художественную составляющую. | ||||
| ||||
«Путями старых горняков» |
| |||
morbo, 23 апреля 2016 г. в 23:01 | ||||
Действие рассказа происходит в местах, находящихся в соседней Оренбургской области и периодически упоминаемых у меня на работе — Чебеньки, Каргала, Оренбург. Да и упоминавшаяся в рассказе Уфимская губерния имеет непосредственное отношение к месту моего жительства. Несмотря на сюжетную простоту рассказа, много в нём переплелось. Помимо географии это неторопливость и трудолюбие жителей Урала, неуловимый дух сказок Бажова — по ходу рассказа так и ждёшь появления в медных шахтах «Медной горы Хозяйки». Это история любви и дружбы подневольных рабочих времён Александра II. Это труд на совесть ради блага молодой страны рабочих и крестьян. Наконец, сам рассказ излагается устами умудрённого сединами геолога уже после Великой Отечественной Войны. Чувствуется историческая и географическая преемственность. Многое менялось — менялась страна, менялись люди, и всё же прошлое никуда не исчезает. | ||||
| ||||
«Час Быка» |
| |||
oleg19602, 15 апреля 2016 г. в 22:54 | ||||
Час быка-время перед рассветом. Что подразумевал И. Ефремов этим названием своего самого(с моей точки зрения) выдающегося произведения — вроде бы,не совсем понятно. Что планета Торманс воспрянет от ига тирании и тоталитаризма после посещения ее землянами? Вряд ли.Для нее- рассвета, скорее всего, не будет. И, наверное, корни тут следует искать в другом. Ведь, наверное, не зря в срочном порядке была прекращена публикация романа в сверхпопулярном в то время журнале «Техника-молодежи», а затем вообще запрещена в СССР? А вообще-то, где же здесь рассвет? Никакой революции на Тормансе, по большому счету,и не было. Но, «Кораблю-взлет!» В этом произведении видно, как мучительно и трудно И. Ефремов расставался с идеологией советского неофедализма, с мечтами о коммунистическом обществе, воспетом им в «Туманности Андромеды. | ||||
| ||||
«Белый Рог» |
| |||
olpo70, 10 августа 2015 г. в 19:28 | ||||
Да Ефремов советский писатель от и до.Но все его произведения воспринимаются без политики.Я считаю это рассказ не относящимся к фантастике.Мне даже кажется он не совсем подходит к теме данной антологии.Но сам рассказ прекрасен.Читая его начинаешь ловить себя на мысли,а я дошел бы до вершины,а я смог бы стать батуром и взять в руки шемшир.И потом до меня дошло-смог.Только это была бы МОЯ вершина и может быть она не выглядела бы как Белый Рог и трудности в её покорении были бы другие ,но там бы меня ждал МОЙ шемшир. | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
walerza, 20 мая 2015 г. в 17:23 | ||||
Написать такую книгу-утопию, которая бы осталась на века — нужно быть гением. Очень уважаю Ивана Ефремова, очень люблю его другие произведения (особенно рассказы, цикл «На краю Ойкумены» и др.), но «Туманность Андромеды» сейчас, в 21 веке — это уже не просто утопия, это — набор жутко устаревших штампов, идей и размышлений... Главный герой этой книги — коммунизм. Остальные герои с вычурными именами просто винтики, не обладающие ни каплей индивидуальности. Тут кто-то уже метко пометил — как какие-то киборги. Если при коммунизме все люди будут такими, то главная идея романа-утопии у И.Ефремова не удалась. Тот мир, который он создал — не симпатичен и не интересен, а кое-где даже отталкивает. Получился парадокс — автор искренне хотел создать утопическое коммунистическое общество и тут же дискредитировал саму идею. Как говорится, «хотелось как лучше, а получилось как всегда». А жаль. Оценку 7 я поставил только потому, что с этой книги началось мое увлечение научной фантастикой. Читал в детстве несколько раз. И за это Ефремову большое спасибо. | ||||
| ||||
«Эллинский секрет» |
| |||
Sir Shorris, 02 апреля 2014 г. в 22:32 | ||||
Первое прочитанное мной произведение этого великого писателя, когда-то заворожившее с первых предложений и сразившее наповал!) Рассказ можно рассматривать как своего рода «увертюру» к «Лезвию Бритвы», о чем говорил и сам автор. | ||||
| ||||
«Да, ради приключений!» |
| |||
ааа иии, 12 декабря 2013 г. в 22:28 | ||||
Маленькая статья программного характера. О том, что есть смысл в приключениях ради приключений, а критики забывают рассказать о книге. Ефремов сопоставляет приключения не с классикой или «приключениями духа», как делают обычно, а с бытовой литературой — это важно, т.к. уравновешивает чаши весов даже сейчас, когда «Властелин Колец» с «Мастером и Маргаритой» практически признаны классикой. Любопытно, что идеология статьи во многом противоречит современным взглядам. Фантастиковедение большей частью суть противоречивые определения предмета. Советский палеонтолог холоден к подобным изысканиям: «пора, чтобы литературоведы поняли психологическое воздействие приключений и борющихся в них героев на воспитание характеров. Это куда более важно, чем определение переходной грани между фантастикой приключенческой, исторической или научной.» . Кому из завсегдатаев сайта не знакомы стоны насчет очередного тома очередной саги? «мы зачитывались Хаггардом, Луи Жаколио, Буссенаром, Сальгари, Эберсом, Марриэттом, Пембертоном, позднее Пьером Бенуа,— это были многотомные собрания сочинений». Рефлексию персонажей Стругацких, Сапковского, Муркока и проч., принято засчитывать за психологию. Стеб над всем на свете у МТА — за юмор и реализм. Ефремов видал интриги столиц и пустыни окраин, орудовал кулаками, руководил коллективами в жестокое время и в суровых местах. Он — требует борьбы и стойкости, а не переживаний и бессилия: «Герои приключенческих книг ... По сравнению с ними герой или героиня ... «большой» литературы почти неизменно — существо страдающее, пассивно зажатое в тиски судьбы, затертое неблагоприятным стечением обстоятельств. ... с негероическими героями, растерянными хлюпиками, пакостными осмеятелями, злобными эгоистами». | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
Yozhhead, 15 мая 2013 г. в 18:24 | ||||
Великое произведение, поистине философский труд. Для меня эта книга несколько противоречива. Отказ от общества потребления и рыночной экономики с целью увеличения личного благосостояния, стремление людей ради общего блага, ради прогресса именно человеческой цивилизации — это прекрасно. Но идеи тотального подчинения природы, объединение человечества в один культурно-расовый котел с общим языком, слишком неправдоподобная идеальность как молодежи, так и взрослых людей — это оттолкнуло, напомнило даже 1984. В чем интерес переплавить человека в одну расу и одну языковую группу? Утратится индивидуальность, самобытность каких-то уголков мира. Один климат, один человек, один язык. Скучно по-моему. Человечество толкает на прогресс и исследования жажда нового и неоткрытого. Поэтому мы путешествуем, мечтаем о космосе и внеземной жизни, строим спутники, отправляем экспидиции на Марс.. | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
Olekh8, 16 декабря 2012 г. в 18:42 | ||||
Для меня эта книга знаковая. С нее началась фантастика. Читал сначала только «космические» главы, а потом заинтересовался и другими. Перечитывал неоднократно, впечатление неоднозначное. Но, если в книге все так плохо (по определению некоторых лаборантов), почему отзывов 8 страниц на данный момент? Сумма некоторых отзывов по объему потянет на половину книги. Значит зацепило, если столько эмоций и слов. Вот за это и 9. Не забывайте, написано в 1957 г. | ||||
| ||||
«Великое Кольцо» [Цикл] |
| |||
AlisterOrm, 22 ноября 2012 г. в 21:42 | ||||
Романы из цикла о «Великом Кольце» — уникальное явление, наверное, единственный помимо Стругацких образчик социальной фантастики в Союзе. ТА ещё годится под штампы настоящей фантастики времён «развитого социализма» — коммунизм, всеобщий труд, счастье, диалектические основы познания... А вот ЧБ — масштабный философский трактат о судьбах человечества, и его страхах и надеждах — выбивается из любых рамок и представлений, за рамки любых идеологий. «Великое Кольцо» — описание того, к чему нужно стремится, и чего опасаться на пути развития человечества. Ефремов даже соизволил наметить нам путь к выходу из инферно — но только наметить. Наша задача — прислушаться... Но мы, нынешние, не созданы для мира «Великого Кольца». Там уже будут совсем иные существа... | ||||
| ||||
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)» |
| |||
AlisterOrm, 15 ноября 2012 г. в 14:13 | ||||
Честно говоря, я всегда с подозрением относился к вещам, озаглавленным как «наш ответ...» чему нибудь. Мастерам писать подобное как-то не к лицу, хотя из под их пера порой выходят очень достойные вещи. А «Сердце змеи» — чисто ефремовская гуманитарная фантастика о единстве красоты во вселенной, и достижении высшей фазы развития общества у народов, вышедших в космос. Да, товарищ Лейнстер описал, что к другим звёздам полетят такие же люди, как и мы. А вот Ефремов думал совсем по иному. Это люди будут совсем иные... На фоне выдающейся «Туманности Андромеды» повесть не выглядит особо заметной. Дополнительная иллюстрация? Быть может, но в составе романа она была бы боле уместной. А отдельно? Пожалуй, нет. | ||||
| ||||
«Последний марсель» |
| |||
AlisterOrm, 04 ноября 2012 г. в 00:05 | ||||
Рассказ о героичности наших моряков, и солидарности разных народов в борьбе против фашизма. В принципе, я согласен, что эта вещь была написана в военное время, и была актуальна на тот момент. Показалось несколько пафосным апологет «русскому духу», заглядывающему в самую суть любого явления, но мысль не самая плохая — по крайней мере, она поднимает самооценку у народа. | ||||
| ||||
«Обсерватория Нур-и-Дешт» |
| |||
AlisterOrm, 02 ноября 2012 г. в 23:00 | ||||
Вот здесь Ефремов уловил некую интересную струйку, мало свойственную советской фантастике с её превозношением научных открытий и ударного труда. Древняя обсерватория Нур-И-Дешт пропитана очарованием и романтической таинственностью. Но стоит раскрыть её секрет — и очарование сразу пропадает. Недаром Ефремов подал этот момент через девушку Таню — более тонко чувствующую. Конечно, концовка такая, как принято — «как выгодно изучение радия нашей стране...» и так далее. Но своё слово Ефремов уже сказал. | ||||
| ||||
«Тень минувшего» |
| |||
AlisterOrm, 02 ноября 2012 г. в 22:00 | ||||
Непосредственно наблюдать прошлое — мечта любого настоящего палеонтолога или историка. И такой учёный, появись у него хотя бы теоретическая возможность, сделает всё для воплощения идеи в жизнь. И главный герой, желающий увидеть динозавров в жизни, непосредственно наблюдает их — мечта исполнена. ПО настоящему научно-фантастический рассказ, о том, что нужно стремится к возможному. | ||||
| ||||
«Лезвие бритвы» |
| |||
hiddenbeauty, 29 июля 2012 г. в 20:18 | ||||
Прочла впервые в детстве и вот перечитала опять...и поняла, как много мне в своё время дала эта книга. | ||||
| ||||
«Олгой-Хорхой» |
| |||
AlexR, 12 февраля 2012 г. в 12:36 | ||||
Рассказ, в котором уже привычное (по предшествующим рассказам автора) неспешное и обстоятельное развитие сюжета с мастерскими пейзажными описаниями приводит Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) к неожиданно-жуткой развязке. Запоминаются впечатляющие, подробные и осязаемые картины природы Гоби. «Здесь кончилась битва первобытных космических сил и жизни» – не в пользу последней, – «и только недвижная материя горных пород ещё вела свою молчаливую борьбу с разрушением…» От рассказа остаётся печальное ощущение – Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и от гибели двух персонажей, и от того, что загадочное животное монгольской легенды так и осталось навсегда неразрешённой загадкой. Странно, что ни рассказчик, ни писатель (в своём послесловии) не задались вопросом: чем, собственно, могли бы питаться эти существа? Озадачивают два сюжетных «провала». Во первых, при описании ночёвки у озера Орок-нор рассказчик говорит о том, что хочет поставить астрономический пункт, и ищет площадку для наблюдения и постановки столба. Но дальше о выполнении этого намерения ничего не говорится. Во-вторых, при приближении – сутки спустя – к группе холмов говорится о необходимости остановиться и передохнуть до рассвета. Но о факте остановки не сказано; сразу же, даже без абзацного отступа, речь идёт о рассвете и продолжении пути. Возможно, всё это – какие-то издательские ошибки? | ||||
| ||||
«Алмазная труба» |
| |||
АтомныйТрактор, 07 июля 2011 г. в 12:17 | ||||
Прекрасный рассказ о приключениях в тайге, написанный с полным знанием дела. Тут никакого «героизма» и «подвига». Просто людям надо найти это месторождение, и они его ищут. Открытие, находка чего-то нового, полезного для народных масс, оставляющего след в жизни, это всегда подвиг и всегда великий. И, соответсвенно, произведение об этом всегда достойно высокой оценки, в отличие от бесчисленных эпопей о личных «человеческих» переживаниях или о героическом спасении собственной шкуры. | ||||
| ||||
«Эллинский секрет» |
| |||
snovasf, 06 июля 2011 г. в 00:50 | ||||
Пластика мира, пластика тела, пластика души — и утерянный в вихрях истории секрет древних мастеров, благодаря которому слоновая кость делалась пластичной. Соединение скупо переданных черт военного быта профессора и лейтенанта с постепенно проступающими через мучительно достигаемое сосредоточение чертами мира на берегах тёплого моря завораживает, помогает ощутить радость художника и силу его любви. При всем том очень достоверна естественно-научная часть, от диагностической характеристики типа нервной системы пациента («ваготоник»), до гипотетически-фантастического способа размягчения слоновой кости. В этом раннем рассказе заложены уже основные черты ефремовского психологизма, обнимающего многомерные пласты реальности, окружающей человека. | ||||
| ||||
«Каллиройя» |
| |||
terrry, 13 ноября 2010 г. в 17:21 | ||||
После многократного прочтения «главных» книг Ефремова было любопытно прочесть этот, в общем-то, этюд, набросок, послуживший как бы черновиком к первой главе «Таис Афинской». А «профессию» главного героя рассказа унаследовал Пандион из «На краю ойкумены». Здесь уже видно отличие от широко публиковавшихся в то время ефремовских расказов. Если в «В расказах о необыкновенном» в центре внимания автора находится какое-либо явление, природное ли, социальное, то в «Каллиройе» — внутренний мир героев, по сути, лейтмотив всего зрелого творчества писателя. Здесь впервые столь ясно, откровенно звучит тема женской красоты. Отсюда, наверное, берет начало особый «феминизм» ефремовских романов. По-видимому, поскольку рассказ не собирались публиковать, в нем присутствует несколько больший (озорной) эротизм (или, как справедливо замечено, Эрос), чем в других вещах Ефремова, написано это красиво, бесконечно далеко от пошлости. Да и вообще, у рассказа есть свое собственное очарование. | ||||
| ||||
«На краю Ойкумены» |
| |||
Dan-Master, 11 ноября 2010 г. в 14:32 | ||||
Великолепная книга. Прочитал ее в детстве. Недавно приобрел ее для своих детей — не удержался, открыл и погрузился в прекрасный мир созданный Ефремовым. — Замечательно. | ||||
| ||||
«Наука и научная фантастика» |
| |||
terrry, 26 октября 2010 г. в 15:38 | ||||
С годами приходишь к выводу, что выбор книги для чтения – довольно ответственная задача, иначе и читать не стоит! А достойные книги (в том числе НФ) требуют анализа, классификации и т.п. Такие работы как «Наука и научная фантастика» помогают читательской ориентации в мире книг, иногда, пожалуй, даже помогают лучше понять содержание какого-либо текста. Здесь нет той глубины анализа, какую можно найти, скажем, в литературоведческих работах С. Лема, или в трудах профессиональных критиков. Однако ценными могут быть работы разного уровня, не говоря уже о том, что интересно узнать мнение выдающегося писателя по концептуальному вопросу. | ||||
| ||||
«Звёздные корабли» |
| |||
lord_lex, 23 октября 2010 г. в 22:13 | ||||
Ну вот я тебя и нашел! Долго пытался вспомнить название книги, и автора так запомнившегося научно-фантастического произведения. И не мог... Кажется, помню всё до мелочей с детства, а вспомнить произведение не могу. Но, к счастью, изучая замечательную советскую фантастику, я познакомился с не менее замечательным писателем — Ефремовым. И как будто в памяти что-то проснулось, и я давай быстрее листать страницу вниз и искать своё произведение. Как я был рад, открыв «Звездные корабли» и прочитав аннотацию. Моральное удовлетворение нахлынуло и пробудило бурю воспоминаний о моем первом опыте чтения фантастики. Это, бесспорно, твердая НФ, которая читателю, мало интересующемуся наукой, вряд ли будет интересна. Но повесть я полюбил еще в те детские годы, когда не знал, что грань между реальностью и фантастикой настолько мала. Очень понравилась сама идея — сближение галактик и возможность развитых гуманоидов перелетать в другие звездные системы с минимальными затратами. И вообще, тема «чужих» еще до появления человека меня взбудоражила и взволновала. Я думаю, что не забуду «Звездные корабли» еще очень долго. | ||||
| ||||
«Катти Сарк» |
| |||
тессилуч, 24 июля 2010 г. в 13:32 | ||||
По-моему это самый прекрасный «морской» рассказ Ефремова. Есть такая морская поговорка: Нет ничего прекрасней скачущей лошади, танцующей девушки и чайного клипера под всеми парусами. «Катти Сарк» была именно таким клипером. Ефремов же в своем полудокументальном рассказе донес до нас историю этого прекрасного парусника. Для моряков он остается легендой до нашего времени, когда настоящих парусников становится все меньше и меньше. | ||||
| ||||
«На краю Ойкумены» |
| |||
laughingbuddha, 20 февраля 2010 г. в 12:11 | ||||
Великолепная книга, с нее у меня в детстве началась любовь к исторической беллетристике. До сих пор перечитываю с огромным удовольствием, хотя местами могу чуть ли не наизусть цитировать. | ||||
| ||||
«Таис Афинская» |
| |||
Ann-Matti, 02 февраля 2010 г. в 15:34 | ||||
Очень потрясло. Прочла на одном дыхании. И поняла,что столько про Македонского не знала ничего. Книга удивила стилем написания, построением сюжета. И ещё чем то неуловилым, что-то было в воздухе, что-то летало и погружало в книгу настолько, что не видела ничего вокруг. | ||||
| ||||
«Таис Афинская» |
| |||
Дарья Сталь, 29 декабря 2009 г. в 17:13 | ||||
Один из любимейших романов. Причем, прочитанный в возрасте лет 14-15 и полюбившийся навсегда, сейчас мечтаю перечитать. У меня даже кошку зовут Таис (Таська, по-простому) Образы гетер, быт тех древних времен, интриги и войны, в которых так или иначе замешаны женщины — все это дарит книге неповторимое очарование. Книга увлекательна, но в то же время очень серьезна и познавательна. Любителям исторической фэнтези и просто исторических книг — к прочтению обязательно. | ||||
| ||||
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)» |
| |||
Вадим Панов, 14 ноября 2009 г. в 16:28 | ||||
Советский «ответ «Первому контакту» получился ужасающим, затянутым и абсолютно неестественным. | ||||
| ||||
«Лезвие бритвы» |
| |||
Bob6147, 10 ноября 2009 г. в 17:44 | ||||
Один из лучших романов автора, за что перед ним просто хочется снять шляпу. Эту книгу надо бы ввести в группу литературы для обязательного прочтения в школе, ведь помимо хорошего и увлекательного сюжета, она несет еще и массу полезной информации. | ||||
| ||||
«Час Быка» |
| |||
Bob6147, 10 ноября 2009 г. в 17:01 | ||||
Замечательная книга замечательного автора. Сложновато написана? Мажет быть.Но она полна информации актуальной и по сей день, а на счет рассуждений о коммунизме, так не нужно забывать в какое время был написан роман. Ефремов- это здорово!!! | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
Энкиду, 28 сентября 2009 г. в 17:24 | ||||
Ефремову удалось создать очень убедительную утопию. Читая книгу, веришь, что на ТАКОЙ Земле люди смогут жить счастливо. | ||||
| ||||
«Час Быка» |
| |||
swamp girl, 10 декабря 2008 г. в 15:28 | ||||
Отличная книга, я в конце плакала.. К сожалению, в инферно Торманса легко узнавалось наше общество :( Но все-таки Ефремов вселяет надежду, что Человек вырвется из оков страданий и построит благополучный мир, какое бы он название ни носил — коммунистический или другой. По мне, читается интересно, слог несложен, главное, разобраться в терминах за первые пару глав — и будет вам счастье :) Думаю, перечитаю не раз и не два. Книга вдохновляет творить, как и другие произведения автора | ||||
| ||||
«Тень минувшего» |
| |||
snovasf, 23 сентября 2008 г. в 14:41 | ||||
«Тень минувшего» — хрестоматийный пример рассказа, который привёл конкретного учёного к конкретному решению записи и воспроизведения объёмного изображения — Денисюка к созданию голографии (сначала «Звёздные корабли», а потом этот рассказ закрепил возникшую идею). Интересно, что в архиве писателя есть также письма Дениса Габора, которые мы планируем опубликовать в «Сверхновой». К тому же дар Ефремова-писателя, благодаря которому он умел создавать в воображении тех, кто читал его произведения, незабываемые зрительные образы, здесь проявился не менее сильно, чем научное прозрение. Поэтому, на мой взгляд, рассказ очень сбалансирован и не перестаёт воодушевлять. | ||||
| ||||
«Великое Кольцо» [Цикл] |
| |||
snovasf, 27 июня 2008 г. в 22:02 | ||||
ТА — эксперимент в литературе, шаг вперёд по пути представления, какими могут быть люди будущего. Именно поэтому они не такие, как мы, поскольку теперешнему человеку в его взвинченно-неуравновешенном состоянии не только ничего не построить, но и не разобраться толком в том, что ему самому необходимо. Одно слово — ЭРМ... А когда глубина чувств иная — то и понять таких людей сложнее. Не хочу противопоставлять Стругацким, тем более, что они во многом вначале ему следовали, а он видел в них многообещающих авторов и всячески способствовал публикациям. Но принципы изображения героев как людей с иной дисциплиной чувств для него были крайне важны, в то время как для АБС после «Пикника» важнее было не создание основ строительства характера, а высвечивание противоречий. | ||||
| ||||
«Озеро горных духов» |
| |||
elfy, 13 февраля 2008 г. в 19:06 | ||||
Интересно написано, до сих пор помню ожидание чего-то страшного и ужасного. Объяснение в итоге вполне реалистическое, но дорога к нему в тумане таинственности и страха. | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
Feska, 28 января 2008 г. в 12:12 | ||||
Помню, что книжка сначала очень понравилась, а потом страшно разочаровала. Хорошая затравка, а потом — идеологический пшик. | ||||
| ||||
«Адское пламя» |
| |||
elfy, 25 октября 2007 г. в 14:15 | ||||
Гнетущее впечатление. Бессилие человека перед злой волей общества, стремящегося к военному превосходству. И представители этого общества, обрекающие людей на жуткую смерть, во имя собственного благополучия. | ||||
| ||||
«Катти Сарк» |
| |||
elfy, 06 октября 2007 г. в 04:23 | ||||
Романтика парусов не оставит никого равнодушным. Баллада о прекрасном корабле и о людях большой мечты. | ||||
| ||||
«На краю Ойкумены» |
| |||
ФАНТОМ, 18 сентября 2007 г. в 12:56 | ||||
Книга о Людях с большой буквы. О вере,дружбе,мечте. Такое впечатление,что автор сам прошел все эти дороги,преодолел все эти трудности: настолько ярко и живо описание мира и героев. Гений Ефремова зачаровывает, восхищает, не даёт погаснуть вере в светлое начало в человеке, указывает путь разуму к мечте об идеале, о красоте и гармонии... | ||||
| ||||
«Дорога ветров (Гобийские заметки)» |
| |||
ivanov, 13 августа 2007 г. в 15:11 | ||||
Отличная книга. Читается с трудом из-за тяжёлого слога, но книга стоит того, чтобы постараться. Чрезвычайно увлекательная, познавательная, романтичная вещь. Жалко, что не попалась мне в детстве — очевидно, меня было бы от неё не оторвать. Читая эту документальную повесть, понимаешь, что мир будущего Ефремова вполне возможен, так как и в сороковые и сейчас были и есть люди, живущие не только ради собственного желудка. | ||||
| ||||
«Туманность Андромеды» |
| |||
Lost, 13 августа 2007 г. в 14:27 | ||||
Читала в первый раз лет в 12, и уже тогда книга показалась перегружена идеологией. К тому же я никогда не любила «простых парней» у которых всегда все как надо, которыми изобилует повествование. Помню, что читала только те 4-5 глав, которые посвящены самому космическому полету — планета с черными маками, потом приземление на планету, где стоит заброшенный звездолет и в вченой ночи обитают страшные черные медузыц и кресты. Вот это — да — мороз по коже. Остальные главы просто просматривала по диагонали, а сейчас они и вовсе кажутся соцзаказом | ||||
| ||||
«Таис Афинская» |
| |||
Калипсо, 11 июня 2007 г. в 07:52 | ||||
Классная книга! Тут написала такой шикарный отзыв о ней, а потом оказалось, что регистрироваться надо Буду кратка: прочитала сие произведение семь лет назад, до сих пор ни какое другое не произвело на меня столь сильного впечатления! Таис Афинская, может быть, и несколько идеализированный образ, зато с нее можно брать пример современному человеку — учиться видеть прекрасное в том, что нас окружает и не падать духом перед жизненными препятствиями! А еще благодаря этому шедевру в литературном творчестве я полюбила Античность и все, что с ней связано! | ||||
| ||||
«Путешествие Баурджеда» |
| |||
ivanov, 23 апреля 2007 г. в 01:40 | ||||
Некоторые поступки и мысли героев могут показаться несколько наивными современному читателю, но на самом деле это не так — просто время сейчас другое. Как всегда у Ефремова — интересный сюжет и много пищи для ума. Отличная книга, пропитанная верой в человека и человечество, и главный герой книги — не Баурджед, а люди Древнего Египта и всё человечество, вплоть до современности. | ||||
| ||||
«Таис Афинская» |
| |||
ElenKa, 02 ноября 2006 г. в 16:57 | ||||
Одна их лучших исторических книг, которые я читала. Шедевр Ефремова. После нее, чтобы я ни читала об Александре Македонском, все воспринимается блекло, скучно. Тоже и об экранизации, — «Александр». так и хотелось крикнуть, а где же Таис. Вспоминается: «Рядом с каждым великим мужчиной ищите великую женщину». | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 18 19 20 21 22 (+10)»