Иван Ефремов отзывы

Все отзывы на произведения Ивана Ефремова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1073

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 18 19 20 21 22   (+10)»

«На краю Ойкумены»
–  [ 9 ]  +

Electreek, 05 октября 2012 г. в 13:55

Замечательная книга, особенно понравится должна тем, кто не слаб в географии и истории, а также любителям серии игр «Цивилизация». Особенно интересно мне было соотносить маршруты древних путешественников с современными картами. Интересно, существую ли еще такие загадки, как описанная Ефремовым: камень из того материала, который не найти в месте, где проводили раскопки гробниц, с таким рисунком, который не могли изобразить художники того времени, не владея соответствующими знаниями и инструментами..... А все дело в удивительных путешествиях древних первопроходцев.

Оценка : 8
«Лезвие бритвы»
–  [ 9 ]  +

in-word, 07 августа 2012 г. в 19:29

Прочитала впервые эту книгу в возрасте 16 лет. Если честно — в тот момент она прошла как бы «мимо меня». И практически ничего я не запомнила из нее, кроме названия. И вот наша вторая встреча. Я, конечно же, стала много старше, вырастила двоих детей, поднабралась жизненного опыта, вот уже 2 года практикую хатха-йогу....... В первую очередь скажу, что совершенно не считаю этот роман приключенческим. Роман скорее философский. Насыщенный не фактами и научным материалом, а размышлениями автора о природе красоты и красоте природы, о вечном поиске идеала и гармонии. На мое сегодняшнее мировоззрение роман не фантастичен, а реалистичен как никогда. И приключения героев лишь необходимая атрибутика, дающая автору возможность высказать свои взгляды на мироустройство и заставить читателя задуматься о важном.

Оценка : 8
«Тафономия и геологическая летопись»
–  [ 9 ]  +

terrry, 02 апреля 2012 г. в 15:31

   Если вы с увлечением читали большую научно-популярную статью И.А. Ефремова «Тайны прошлого в глубинах времен», то вам, может быть, стоит прочесть и «Тафономию», наиболее известную научную работу ученого-палеонтолога и писателя-фантаста в одном лице. Конечно, это более трудное чтение, уже хотя бы по причине обилия в тексте специальных терминов (из области геологии, биологии, геохимии и собственно палеонтологии), но, тем не менее, весьма занимательное с точки зрения познания. Приходится мириться с тем, что, в отличие от научно-популярных статей Ефремова, язык «Тафономии» весьма сух и строг.

    Оценка научного вклада автора в палеонтологию – дело специалистов. (Поэтому моя «оценка произведению», конечно, условна.) Я же могу сказать только о некоторых моментах, которые в наибольшей степени привлекли мое внимание. Прежде всего, это огромное собрание фактического материала: какие районы Земли и, в частности, бывшего СССР богаты древнейшими ископаемыми и какими именно; как устроены те или иные захоронения и почему. В этом обзоре (который он называет кратким) Иван Антонович приводит колоссальное количество подробностей, и на основании учета всех их делает общие выводы. Тем не менее, в конце своей работы автор указывает, что для дальнейших теоретических построений требуется еще очень много простой регистрации фактического материала. Здесь, может быть, становится особенно понятным, как работа в практической палеонтологии повлияла на стиль Ефремова-писателя, отличающийся необыкновенной образностью (вещественностью) и умением кратко и убедительно выразить свою мысль, своё утверждение. Любопытно, что Ефремов приводит как факт находку в Эквадоре фрагментов костей мастодонтов возрастом, возможно, только несколько тысяч лет (!). По-видимому, это явление того же порядка, что и существование в наше время рыбы латимерии, хотя семейство к которому принадлежит это вид, считается вымершим еще в меловом периоде. (По этому поводу вспоминается встреча героев повести «На краю Ойкумены» с реликтовым зверем «гишу».) Факты подобного рода, насколько я понимаю, Ефремов считает свидетельством не вполне оцененной до сих пор сложности эволюционного процесса. В некоторой степени восполнить этот пробел призвана тафономия.

   Мне, как человеку с естественнонаучным образованием, особенно интересно было читать главу, посвященную переходу ископаемых остатков из биосферы в литосферу, то есть собственно процессу их окаменения, о том как, цитата: «органические остатки входят в грандиозный процесс механической дифференциации вещества, совершающийся на земной поверхности уже в течение огромного промежутка времени». Далее интересно проследить, как Ефремов сопоставляет процессы образования древних захоронений флоры и фауны с современным осадконакоплением в периодически затопляемых областях и в областях с периодически пересыхаемыми водными потоками. В частности, упоминается эпизод, описанный впоследствии в «Дороге ветров» — гибель верблюдов на размываемой дождем глинистой почве. Такое сопоставление делает как будто более достоверной реконструкцию прошлых эпох. Несколько неожиданным для меня явилось то, что для уточнения тафономических закономерностей Ефремов предлагает проводить и экспериментальные исследования. К примеру, опыты по минерализации животных и растительных остатков в искусственных условиях, аналогичных естественным условиям захоронения («возможным условиям литификации осадочных пород»), опыты по гидродинамике переноса органических остатков и многое другое.

   На основе проводимого тафономического подхода Ефремов последовательно доказывает закономерность отсутствия среди ископаемых т.н. «переходных форм» в геологической летописи, которое часто приводят в качестве критики эволюционной теории. Он пишет об искажениях эволюционной теории вообще, говоря, что эти «переходные формы» не исключают скачка в филогенетическом ряду, и что возрастание количества и разнообразия наземных видов от палеозоя к кайнозою часто является кажущимся в результате возрастания полноты геологической летописи вверх по шкале времен. Эта проблема напрямую касается процесса заселения древних материков, которое, вероятно, началось с берегов океана, и притом миллионы лет это заселение касалось только растений, а не животных. И в этой же связи совсем особый интерес представляет упоминание Ефремовым вопроса об отсутствии в настоящее время достаточно полных находок остатков первобытного (примитивного) человека. Он утверждает, на основе тафономического подхода, что «в эпоху формирования человека разнообразие его форм было несомненно большим, чем это представлялось еще совсем недавно». А вот по вопросу возможного существования в прошлом Атлантиды Ефремов высказывает обоснованные сомнения.

   «Тафономия» представляется исследованием того рода, которое, обобщая опыт предыдущих исследователей, вносит принципиально новый подход к предмету и тем самым выводит его на новый качественный уровень. В общем и целом «Тафономия» научно (т.е. устанавливая общие закономерности процесса) объясняет, когда и каким образом образовались открытые ныне местонахождения остатков флоры и фауны и как бы предваряет открытие новых местонахождений. Вносится большая ясность в вопрос о неполноте геологической летописи. В статье «200 миллионов лет назад» Ефремов писал: «Тафономии удалось впервые показать, что неполнота геологической летописи не случайна, а вполне закономерна, что она является результатом исторической совокупности геологических процессов размывания и отложения, поднятий и опусканий земной коры». Таким образом, некоторым «дедуктивным» способом воссоздается картина жизни на Земле сотни миллионов лет назад! И хотя картина эта не может быть полной, что автор постоянно подчеркивает, это мысленное проникновение в прошлое на времена едва ли не космогонического масштаба невольно поражает.

   Замечу к слову, что для лучшего понимания данной работы полезно предварительно прочитать статью И.А. Ефремова «Что такое тафономия». Хороший комментарий к «Тафономии» содержится в книге П.К. Чудинова о Ефремове.

Оценка : 10
«Письмо, прочитанное на встрече писателей-фантастов»
–  [ 9 ]  +

terrry, 01 марта 2012 г. в 13:07

Ясно, что если Иван Антонович не смог лично присутствовать на встрече писателей-фантастов, то тому были веские причины – серьезные проблемы со здоровьем. Всё же он нашел в себе силы и счел нужным высказать свое мнение по вопросам, которые считал важными. Он сделал это со свойственной ему прямотой, сжато и совершенно определенно. Цитата: «Жанр научной фантастики обязывает расти ввысь, к звездам, к будущему миру, в котором человек и мир должны образовать гармоническое целое». По-видимому, такое определение не охватывает весь спектр фантастики, особенно на сегодняшний день – за полвека фантастическое древо сильно разрослось. Но все же наиболее ценные произведения НФ, на мой взгляд, как раз отвечают этому высокому критерию, утверждаемому Ефремовым. Причем этот критерий должен стать определяющим и в будущем, когда, по мысли Ефремова, научная фантастика не будет четко отграничиваться от общего литературного потока (см. его статью «Наука и научная фантастика»). По моему мнению, соответствующая тенденция уже наметилась, хотя и более сложным путем, чем это представлялось Ефремову.

По сути, в этом письме Ефремов кратко говорит о проблемах, которые волновали его как писателя, ученого и человека, и которым он посвящал свои художественные произведения. В эпицентре всех его работ человек, его психика и мироощущение. Теперь, спустя полвека, небезынтересно вновь прочесть эти мысли и сопоставить их с современным положением в фантастике, литературе, жизни.

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 9 ]  +

Tavrida, 15 июня 2011 г. в 17:36

«Туманность Андромеды» рано сбрасывать с «корабля современности». Это умная и тонкая книга. Просто ее надо внимательно перечитать, не уделяя пристального внимания приключениям астролетчиков и т. п. Так я недавно и поступила. На сей раз в романе меня поразила мысль о необходимости самоограничения, дисциплины желаний, воли и мысли... «Научиться сдерживать себя, не мешая другим людям, — отправная точка самовоспитания. При отсутствии самоограничения человек выходит за рамки собственных возможностей и срывается в ханжество и изуверство».

P.S. Где-то прочла, что для клятвы юношей в «Туманности Андромеды» Ефремов взял слова из молитвы к Шамбале: «Ты, позвавший меня на путь труда, прими умение и желание мое. Прими труд мой, Владыка, ибо видишь меня среди дня и среди ночи. Яви, Владыка, руку Твою, ибо тьма велика, Иду за Тобою!».

Здорово!

Оценка : 8
«Звёздные корабли»
–  [ 9 ]  +

мрачный маргинал, 27 декабря 2010 г. в 15:54

В «Звёздных кораблях» есть эпизод, где учёные пытаются классифицировать вид обнаруженного пришельца и не слишком удачно придумывают ему названия на мёртвых языках. Бестия астралис, терион целестис... — «Небесный зверь»... — Автор явно пытался провести своеобразную «игру в называние», — и тем самым доказать, что латынь и древнегреческий вполне применимы для научной систематизации в Галактике. Как и таблица Менделеева.

А в целом — весьма удачный приём сообщения реалистической достоверности выдумке. И — начало авторских размышлений о гипотетической эволюции инопланетных разумных. Тут впервые автор зримо представил образ негуманоидного (догуманоидного) пришельца, — вида, пришедшего к разуму гораздо более коротким эволюционным путём, — на десятки миллионов лет раньше человека разумного. «Визуализация» образа инозвёздного пришельца выполнена безукоризненно.

Автор выстроил повесть на сцеплении разных гипотез, реальных и вымышленных фактов: тут и необычное объяснение «кладбищ динозавров», и «вычисление» гипотетической орбиты Солнца относительно иных «звёздных архипелагов» Галактики... Соединяясь воедино, все эти идеи и создают уникальное и устойчивое сочетание, — то, что мы называем «твёрдой» НФ.

Удивительная подробность в том, что почти за семидесятилетнюю историю произведения эта «кинематографично» написанная повесть так и не оказалась искусно и убедительно проиллюстрирована. Впрочем, будем надеяться, — грядущим иллюстраторам это ещё удастся.

И ещё: если внимательно вчитаться в повесть, — можно обнаружить удивительное свойство её текста. — «Звёздные корабли» написаны как своеобразный сценарий обширной «ефремовской» темы. Впрочем, попыток экранизации не было.

Оценка : 9
«Лезвие бритвы»
–  [ 9 ]  +

papkovs, 03 октября 2010 г. в 16:58

отличная и одна из самых любимых моих книг еще с детства! перечитывала много раз, с удовольствием. масса идей. красота, гармония, искусство. многоплановое масштабное полотно, где все-все линии продуманы и логически завершены (в отличие от многих современных авторов, которые понаштампуют героев и сюжетных линий и не знают, к чему их всех потом пристроить). у меня даже коммунистические идеи не вызывали отторжения и отвращения (все-таки время!).

Оценка : 10
«Час Быка»
–  [ 9 ]  +

тессилуч, 24 июля 2010 г. в 13:45

Когда в конце 1964 года журнал Техника-молодежи дал анонс на выход в следующем году повести И.Ефремова «Долгая Заря», я ждал её целый год, но так и не дождался. Потом перестал ждать. И вдруг в конце 1968 начал печататься «Час быка». Это было очередное откровение в фантастике. Ждал каждого следующего номера и упивался слогом и развитием сюжета. Даже сейчас мне кажется, что читать настоящие произведения с продолжением является наслаждением. А потом перечитываешь его полностью и опять радуешься встрече с героями. Это неповторимый роман.

Оценка : 10
«Озеро горных духов»
–  [ 9 ]  +

Сельский житель, 11 июня 2010 г. в 22:55

Не зря все разведки мира держат в своем штате специалистов, которые читают все подряд, даже такую вроде-бы ерунду как местные слухи и легенды с преданиями. Если на сто тысяч пустышек вытащить одно такое жемчужное зерно — все оправдалось. А обычно именно так и бывает. Многие открытия делаются только потому, что нужная информация попала к тому, кому надо. Рассказ лишь это подтверждает. И рассказ хороший, легко читается, и, главное, не забудешь — слишком примета необычная.

Оценка : 10
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)»
–  [ 9 ]  +

be_nt_all, 09 апреля 2010 г. в 01:30

Не буду писать о достоинствах и недостатках ефремовской прозы, философии и эстетики. Несомненно все эти три пункта в этой повести/рассказе (как и в других вещах Ефремова) есть. Однако...

Будущее по Ефремову, возможно, и нечеловечески прекрасно, но для меня как то оно скорее нечеловеческое, чем прекрасное. Про то, что я думаю о пресловутом фторе вместо кислорода, как химик по образованию умолчу. Но есть что мне сказать по поводу фтора и не зарываясь в дебри, какими для 95% народа является наука Химия.

Итак — общеизвестный факт, «Сердце змеи» написано «назло» Лейстнеру, герои которого, встретившись в той же самой точке пространства, ломают голову, как не дать преимуществ другой цивилизации в случае возможной войны. Ефремов «успешно доказывает», что развитым цивилизациям делить ничего... ...Особенно если им действительно нечего делить, ведь то что воздух для одних — для других яд.

Что это? Оговорка «по Фрейду»? Фига в кармане? Какая то глубокая философия Ивана Антоновича (вроде «с чего мы взяли, что нам есть что делить, тут дай бог просто втретиться»)...

Как бы то ни было, восторгов от Cor Serpentis у меня нет.

Оценка : 7
«Таис Афинская»
–  [ 9 ]  +

Дмитр, 26 января 2010 г. в 14:38

Так получилось, что мое знакомство с «Таис Афинской» совпало с прочтением «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, а чуть позже — и с «Походом» Арриана.

Удивительное сочетание столь разных жанров дало совершенно непередаваемое ощущение правдобности всего, что Еврефом заложил в свою книгу. Александр и его сподвижники в описании Плутарха приобрели совершенно новые, живые черты в произведении Ефремова. А масштабы похода стали ощущаться совсем по-другому через скурпулезное повествование Арриана.

Ефремову удалось оживить историю — но так, что «фантастичности», «сказачности» в этом оживлении нет. А есть ощущение, что все так и было.

Оценка : 8
«Великое Кольцо» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

ивалан, 19 октября 2009 г. в 21:33

А ведь, что-то завораживающее есть в мыслях великого писателя. Даже так — Великого Писателя.

Прокинутое сквозь холод и мрак бесконечного Космоса, живое кольцо общения разумных цивилизаций — словно руки добрых друзей — помогут и поддержат в борьбе, порадуются твоим успехам и предостерегут от ошибок необдуманых шагов. Блистательная, великолепная мечта.

Не звездные войны. На тра-та-та из пулемётов и не вжик-вжик лайт-сабрэми. Мир и так достаточно жесток и коварен, не зачем усугублять его своими распрями.

В борьбе с этим миром, с энтропией Вселенной и надлежит родиться могучему человеку будущего — великому и прекрасному, на замле и в небе.

И тогда минет час Быка и коснётся нас сияние загадочной и манящей туманности в созвездии Андромеды.

Ещё в детстве я прикоснулся к этой мечте. и не расстанусь с ней никогда.

Оценка : 10
«Таис Афинская»
–  [ 9 ]  +

Гриф Рифт, 22 сентября 2009 г. в 08:29

Возможно события романа — это дейтвительно миф, но вот Македонский я думаю существовал. Роман вбирает в себя историю, философию и фантастику. Но не ту фантастику какую обычно воспринимаешь, а именно Ефремовскую фантастику. Конечно существование других героев остаётся под вопросом, и путешествие Неарха и и существование Эгисихоры, и Гесионы... Конечно это миф, но это миф которому хочется верить. Ефремов конечно предположил, что такое развитие событий описанное в романе имело место быть... Он как правило в своём творчестве подгонял свои романы под научную опору, что в принципе замечательно, получалось более правдиво. Создав образ Таис Афинской, так плавно и хорошо вписывающийся в повествование, я думаю он описал идеал женщины, той которую представлял себе сам! И в последствии какой видят её читатели. Роман не может не отпечататься в душе, написан он очень интересно, и я думаю именно такой стиль написания романа и выделяет Ефремова среди других. Лично мне очень понравилось 10 баллов:cool!:

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 9 ]  +

Ko4egar, 12 сентября 2009 г. в 05:17

С этой книги начался мой путь в фантастику. Мне было около 10 лет когда мне попалась эта книга. Я, буквально, проглотил ее и не наелся, и остался по сей день голодным до хорошей фантастики. Космос, приключения, социум будущего описанные в «Туманности Андромеды» навеяли мне много собственных размышлений, фантазий и однозначно оказали свое влияние на мое формирование. А для меня это показатель «качества» произведения. Великолепное произведение.

Оценка : 10
«Обсерватория Нур-и-Дешт»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 18 июня 2009 г. в 15:48

Хорошо написано, как всегда у Ефремова, когда речь идёт об известных ему предметах. Герои и вправду, как живые, несмотря на некоторую старомодность изложения. Просто приятно было читать о работе в развалинах древней постройки, о найдённой вазе, о драгоценных камушках в реке. И финальный вывод об эманции радия (сейчас этот газ называется радон), о лечебном воздействии его на людей — и это правда, радоновые ванны — давно используются в курортном лечении.

Весь настрой повести какой-то приподнятый, оптимистичный, кажется, что отношения героев не прервутся, и война окончится благополучно для них. Рассказ написан в 1944-м, до конца войны оставалось года полтора. Думаю, что героям повезло.

Оценка : 8
«Атолл Факаофо»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 14 июня 2009 г. в 13:42

Мне очень понравился этот рассказ. Я читал его раньше, много лет назад, и все впечатления снова всплыли в моей памяти. Рассказ описывает работу советских моряков и учёных исследующих глубины океана. Я не специалист, и мне трудно определить, что здесь фантастика, а что реальные технические достижения. Вроде ничего принципиально невозможного в описываемых изобретениях нет.

Драматические моменты поиска пропавшей в пучине моря батисферы держат читателя в напряжении, причем достигается это не какими-то невероятными скачками сюжета, а исключительно мастерством автора. И долгожданный счастливый конец кажется естественным результатом старательной и напряженной работы.

И последнее — «Американцы вызывали «Аметист» по имени, без позывных, и название драгоценного камня настойчиво звучало в эфире. Радиоаппарат выстукивал любезные слова благодарности, просьбу сообщить фамилию командира, руководившего спасением, восхищение беспримерной работой русских моряков, чудесным изобретением...» — рассказ написан в 1944-м, мы были тогда союзниками. Надеюсь, что время дружбы между нашими странами вернётся, и гениальное предвидение Ефремова тому порука.

Оценка : 9
«Алмазная труба»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 13 июня 2009 г. в 18:59

Очень сильный, хотя и прямолинейный рассказ. «Бороться и искать...» — вот его идея. Могли и не найти. А могли найти раньше. В общем достаточно жизненно. Мне понравилось, написано убедительно. И динамика повествования убеждает в правильности поступков героев — ну не могли они вернуться ни с чем. Поэтому победа представляется естественной и заслуженной, и хочется быть похожим на героев произведения.

Оценка : 9
«Путями старых горняков»
–  [ 9 ]  +

Alexandre, 11 июня 2009 г. в 15:15

Рассказ похож на сказы Бажова. В общем это и неудивительно, и там, и там о горняках речь идёт. Но расписано хорошо и гладко, так и видятся эти подземные коридоры и лазы, через которые иначе, чем ползком и не пролезть.

Сказочного вроде ничего нет, а воспринимается как сказка.   И то, где мне, человеку городскому, под землю спускавшемуся только в метро, понять, каково это в руднике работать.

А интересно написано, да новой информации много. И история вставная про горного десятника Андрея тоже неплоха и к месту.

Оценка : 8
«Туманность Андромеды»
–  [ 9 ]  +

Денница, 25 января 2009 г. в 18:17

В первый раз книгу мне пересказал папа, как «сказку на ночь», я тогда даже еще и читать не умела. Став старше прочитала книгу. Можно сказать, что именно с этой книги я стала приобщаться к фантастике. И эта тяга пока не ослабевает. Замечательное произведение.

Оценка : 10
«Туманность Андромеды»
–  [ 9 ]  +

amak2508, 19 декабря 2008 г. в 20:31

К этому роману отношение особое: он был первым в современной советской (и русской) фантастике. Прошло уже более пятидесяти лет со дня его первой публикации, он сильно устарел технически, усложненными и несколько картинными выглядят сегодня отношения между его героями, есть в книге места, с которыми сейчас трудно согласиться (например тот же набор наиболее ценного, помещенный нашими современниками в подземное убежище на случай «конца света» — почему он так убог? Мы ли такие плохие, или это что-то идеологическое?) Но... когда-то на встрече с читателями Аркадий Стругацкий, отвечая на вопрос об Иване Ефремове, сказал: «Мы все (т.е. советские писатели-фантасты) выросли из него». И, конечно, в первую очередь из «Туманности Андромеды». Бесспорно это и по сей день один из наиболее подробно продуманных и выписанных, да и наиболее симпатичных, миров-утопий. Мир, в котором люди живут по совести, уважая друг друга и свою природу, находя счастье в творческом труде и вечном стремлении познать новое.. Мир с полными опасностей звездными экспедициями и Великим Кольцом, мир полного, казалось бы благоденствия, но в котором есть место и самоотверженному труду, и подвигу. Наверное у Стругацких такие миры выглядят живее и, может быть, привлекательнее, но насколько же подробно и тщательно построил свой мир Ефремов.. А если читать книгу вдумчиво, то кроме достаточно увлекательного сюжета в ней можно найти еще много умного и интересного — и в области человеческих отношений, и в области развития общества, и в отношении человека к миру и жизни...

Оценка : 8
«Звёздные корабли»
–  [ 9 ]  +

андрос, 18 ноября 2008 г. в 05:50

Прекрасный сборник, все повести очень уместно подобраны и звучат в унисон друг другу, составляя непрерывную мелодию гимна человеческому труду, общей цели и единению во имя единственно возможного настоящего светлого будущего для всех.

Оценка : 10
«Звёздные корабли»
–  [ 9 ]  +

андрос, 18 ноября 2008 г. в 04:45

Идея гуманоидных пришельцев с развитыми социальными механизмами обоснована автором и ярко описана с чисто ефремовским художественным своеобразием, вызывающим доверие и пробуждающим тягу к знанию.

Кропотливая работа учёного, как в кабинете, так и на раскопках, изображена просто и искренне. Взаимоотношения с коллегами и учениками, зарождение научной мысли как молнии от одного слова, тепло близких и друзей выплёскиваются на читателя, заставляя примерить образ учёного, погружая в мир науки, исследования, новых открытий.

Оценка : 10
«Олгой-Хорхой»
–  [ 9 ]  +

elfy, 17 февраля 2008 г. в 12:01

Настолько достоверно рассказано, что не сразу понимаешь фантастичность этого червяка. И поражает смелость людей, которые почти без оборудования, на допотопной машине исследуют Гоби. Впрочем, смелости людям не занимать, вспомним викингов и их визиты в Америку.

Оценка : 8
«Лезвие бритвы»
–  [ 9 ]  +

mitra, 13 ноября 2007 г. в 09:34

Очень хорошая вещь, как и все, прочитанное у Ефремова. Впечатление от книги немного испортила концовка, но, с другой стороны, она вполне реалистична. Ведь абсолютная победа Зла Добром нереальна. Зато какие в книге образы! Великолепно показаны представители советской интеллигенции. А еще меня привлекают в книгах Ефремова его Люди, да, именно с большой буквы — это представители рода людского, достигшие небывалых высот духовного развития.

Оценка : 8
«Голец Подлунный»
–  [ 9 ]  +

Ny, 31 мая 2007 г. в 10:06

Хотел поставить «7», но рука не поднялась. Рассказ не сколько о фантастических событиях (кажется, он вообще основан на реальных фактах), сколько о фантастическом мужестве исследователей Сибири.

Оценка : 8
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)»
–  [ 9 ]  +

капибара, 05 декабря 2006 г. в 19:19

На мой взгляд, лучшая его книга, кто бы что ни говорил. Когда читала (превое издание, давно это было 8-)), словно кино смотрела, все так образно написано. До сих пор помню, перечитала с удовольствием перед тем, как кписать отзыв.

Оценка : 10
«Таис Афинская»
–  [ 9 ]  +

Селена, 15 сентября 2006 г. в 14:58

Очень впечатляющая книга. Что самое интересное, сколько бы людей ни читало эту книгу, каждый найдет что-то свое. Я обращала больше внимания на любовную линию, обычаи, мифы, архитектуру, искуство, религии и суждения про жизнь. Когда книгу читал мой отец, он каждый раз, когда упоминались сражения, города брал атлас и следил за продвижением войск Александра Македонского. Удивляешься, какие в то время жили Великие люди. На сколько мир тогда был огромен, ярок и разнообразен. Нам бы их волю к победе. К сожалению, многие волю к победе проявляют в играх на компьютерах, а утолять жажду к приключениям (для таких как я) остается только с помощью книг. Открываешь книгу и ...

Оценка : 10
«Час Быка»
–  [ 9 ]  +

njs, 12 мая 2006 г. в 17:44

странно, что эту книгу снова не запретили, как когда-то, ведь она снова актуальна

Оценка : 7
«Дорога ветров (Гобийские заметки)»
–  [ 9 ]  +

Полковник, 03 марта 2006 г. в 21:58

Как показательно: Ефремов и Рерихи ходили очень близкими путями, и именно в Азии — в Сердце Мира. Ефремов Настоящий Ученый — с самой большой буквы.

Оценка : 10
«Cor Serpentis (Сердце Змеи)»
–  [ 9 ]  +

v_by, 19 января 2006 г. в 00:19

Неожиданная и долгожданная встреча, первая на огромном пути; ясное понимание, что агрессивные расы в космосе не выживают — так он устроен, такой закон; мечта о том, что люди разных рас все-таки сумеют одолеть барьеры и смогут ходить друг к другу в гости без всяких-разных защитных приспособлений...

Можно придумать какие-то счастливые картины, сказать себе: этот мир заслуживает будущего — и сочинение будет зваться утопией. Можно мрачно уверять всех в том, что человек -- зверь с гипертрофированным мозгом, тогда ваши картины несчастного грядущего назовут антиутопией.

А можно просто показать мечту.

Оценка : 9
«Афанеор, дочь Ахархеллена»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 02 мая 2024 г. в 16:39

Ефремова нужно читать глубоко и вдумчиво, погружаясь в текст, растворяясь в нем не только душой, но и всем тем, что в самом себе только смутно осознается, создавая ощущение заключенной в человеке тайны. Это индивидуально, это надо чувствовать в творчестве писателя, несомненно рассчитанного на подобное. Дело еще в том, что писатели подобного калибра есть экземпляры штучные, не рассчитанные на столь уж обширную аудиторию, тем более аудиторию современную, все больше считающую подобные произведения непонятными анахронизмами. А между тем в творчестве Ефремова заключено нечто, что одновременно волнует, тревожит и радует, раскрывая во всех причудливых переливах необъятные грани человеческого и вселенского бытия.

Вот и здесь на поверхности лежит несколько наивная история не совсем цивилизованного обитателя пустыни, но талантом писателя многое невероятно заострилось, делая незаметное очень важным и может быть даже главным в жизни. Важное место в рассказе занимает образ пустыни и знающего, любящего ее, сурового исконного обитателя этих бескрайних просторов. Самому автору подобные ощущения знакомы практически, благодаря исхоженной Дороге Ветров, поэтому в рассказе так ярки картины этого полумертвого мира. Казалось бы сказанное кажется парадоксом, и это было бы так, если бы в пустыне не было человека, примеряющего на себя все исходящие оттуда эманации. Например Ефремов подчеркивает впитавшееся в кровь туарегов ощущение свободы, выросшее в результате длительных страданий в труднейших условиях для жизни. Может быть это действительно так, может быть свобода должна быть только выстрадана, чтобы вдохнуть ее полной грудью, находясь среди бескрайних пространств, вдали от неспособного найти общий язык цивилизованного общества. Конечно туареги автором явно идеализированы, но сама эмоция верна, ведь Ефремов дает еще одну прекрасную аналогию олицетворения пустыней всеобъемлющего пространства и всепоглощающего времени. Сахара объединила в себе эти категории, создавая ощущение бесконечности, в которой безусловно заложена и свобода.

По замыслу писателя Тирессуэн и Афанеор способны к такому эмоциональному познанию, данному не образованием, а самой природой. Так родилось в Афанеор стремление узнать о далекой стране мечты, способной рождать людей типа чужестранца Эль Иссей Эфа. Частью это может быть присущим всем людям стереотипом волшебного тридесятого царства с молочными реками и кисельными берегами. Но Ефремов копает здесь гораздо глубже, представляя единство противоположностей, где суровая, засыпанная снегом Россия, чем-то связана со сжигающей своим зноем Сахарой. И писатель говорит, что именно такие условия способны порождать более чутких людей, чем те, что живут в условиях цивилизованного комфорта. Наверное это так, по крайней мере Иван Антонович в рассказе очень убедителен, хотя и несколько возвышен. Но это личное мнение автора, естественно не претендующее на роль стопроцентной истины. На эту тему можно подискутировать, однако приведенный Ефремовым пример, бесцеремонно вторгнувшейся в жизнь туарегов просвещенной цивилизации, несущей в себе страшное ядерное оружие, безусловно показателен. От чтения рассказа получил большое удовольствие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, что характерно для всего творчества этого замечательного писателя.

Оценка : 9
«Лезвие бритвы»
–  [ 8 ]  +

dannie, 15 апреля 2024 г. в 05:08

Пожалуй для меня — это лучший из романов у Ефремова.

В однозначные плюсы:

Широта охваченных тем, о существовании многих из которых люди не догадывались, в прямом смысле этого слова (разумеется речь о временах написания романа). Нужно было очень много литературы проштудировать и синтезировать это. Особенно при отсутствии интернетов и прочего)

Затрагивание дуализма западного материализма и восточной духовности.

Любопытные идеи и взгляды.

А в минусы всё тоже самое..

Это уже конечно не та, совершенно нечитаемая «Туманность Андромеды», с которой я когда-то начал знакомство с автором. Но при всей эрудированности Ефремова и просто хорошего мыслителя — именно как писатель — он, собственно, никак.

Романы закончились, перехожу на повести:)

Оценка : 9
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 12 марта 2024 г. в 17:20

Этот роман — одно из немногих исторически-точных произведений известного советского фантаста. В отличие от того же «Путешествия Баурджеда», оно не только объемней по тексту, но и серьезней по смыслу. Собственно говоря, его приключенческая составляющая, повествующая о Великом походе македонского царя Александра на Восток, не является главной линий, а всего лишь исторической декорацией для философских рассуждений о роли религии в обществе, месте женщины в истории и вообще о смысле и суетности нашей жизни. Совершенно ясно, что читать его можно только достаточно умудренным жизненным опытом людям, а молодежь будет обращать внимание только на несущественные детали, оставляя без внимания главное. Это, так сказать, необходимое вступление для всех интересующихся прочтением.

А теперь о той самой историчности, что составляет основу всего произведения. История афинской гетеры Таис, известной нам прежде всего по той роли, что она сыграла в уничтожении Персеполя, в целом описана почти что документально. Автор позволил себе некоторую вольность только в диалогах и мелких деталях ее биографии. Естественно, ни греков, ни македонцев роль гетеры в обществе не интересовала, поскольку она была понятна и известна всем. (Должен сразу сказать, что отличие этой профессии от обычных средневековых проституток были очень существенными: гетеры не просто тешили мужское достоинство обыденным сексом, но и делали общение с мужчинами неимоверно интеллектуальным и познавательным для обеих сторон — скорее, они были специфическими работниками культуры, чем простыми блудницами.) Летописцы уделили Таис особое внимание не только потому, что она стала инициатором сожжения персидской столицы, а еще и из-за того влияния, что она оказывала на македонского царя. Ходили упорные слухи, что именно гетера натолкнула Александра на мысль о всеобщей «эллинизации» других народов вместо их повального уничтожения. Мысль Александру понравилась, и он понес ее на Восток на остриях копий своих воинов. Как ни странно, но эта авантюра сработала! Даже в нынешней Средней Азии еще помнят Искандера и его потуги сделать согдийцев и бакрийцев цивилизованными. Не его вина, что созданная им держава распалась сразу же после его неожиданной смерти (неожиданной ли?): друзья-военачальники начали делить ее на части, позабыв о своем обещании хранить единство греческого мира. Пожалуй, только Птолемей оставался верен этой клятве. По крайней мере, только он один сумел приобщить Египет к античной культуре, не сделавшись при этом типичным восточным властелином. Кроме того, только он отнесся к своему именитому приятелю с должным уважением, забрав его тело в заложенную им же Александрию, чтобы упокоить там в весьма роскошной усыпальнице. Так же, как и его любимицу-гетеру. Сложно сказать, сделал он это по любви (как утверждает писатель) или просто из порядочности (как предполагают историки). Но факт состоит в том, что после Египта следы Таис теряются окончательно. Нарисованный Ефремовым финал в большей степени его фантазия, которая должна была символизировать преходящую сущность любой силы и власти: некогда влиятельная женщина, к которой прислушивались «сильные мира сего», стала простой жительницей футуристической коммуны на южном побережии Малой Азии. Как говорится, «из князей в грязь». Впрочем, настоящего окончания данной истории мы не знаем. Но в древних хрониках имя знаменитой гетеры больше не появлялось.

Если историческая составляющая романа написана в большей степени правдоподобно, то вот с культурной составляющей автор немного переборщил. Во-первых, сильно преувеличил значение ее эротическое качество. Греки жили в южной стране, где фактически большую часть года ходили голышом. А потому вовсе не стеснялись своей наготы. Более того — они ее всячески восхваляли и демонстрировали. Но не настолько, чтобы устраивать на улицах массовые совокупления. Правда, ни одна вечеринка (по-гречески — симпозий) не обходилась без танцев обнаженных девушек и декламации эротических стихов. Только вот присутствовавшие на ней мужчины вели себя по-джентельменски, предоставляя право выбора женской половине. За пределами симпозия разговоры на эротические темы уже не велись — по крайней мере так, как это описано в романе. Потому как мужчины должны были заниматься более полезной для общества работой. А эротика была всего лишь заметной формой их отдыха. Но как раз из-за ее преувеличенной писателем роли читать роман несовершеннолетним не рекомендуется.

Что же касается философской составляющей, то она проста и сложна одновременно. Проста потому, что верования представителей античного мира были подчинены простым и понятным законам, которые прямо следовали из древних мифов (которые сами греки считали своей собственной историей). А сложна потому, что среди философов не было какого-то единства: каждый из них развивал свое собственное учение, основанное на нескольких уникальных догматах. К примеру, киники (которых иногда называют на римский манер «циниками») отвергали роскошь в любой ее форме: их лидер Диоген всю свою сознательную жизнь провел в не очень-то просторной винной бочке. Описывать все возможные течения было бы напрасной тратой времени, так что в качестве примера Ефремов взял только стоиков и орфиков. Обряд посвящения в общество последних автор проводит и над героиней романа, хотя исторически это и не подтверждено. В общем, читать философские рассуждения (в частности, 12-ю главу) непросто, да и скучно иногда. Легкой прогулки по античному миру не получится — кое-где нужно привести в порядок и свои мозги. Это еще одна из причин, которая будет мешать молодым получить удовольствие от чтения данного произведения. Но тем, кто хочет окунуться в атмосферу античности и почувствовать на себе ее «прелести», чтобы лучше понять поступки и деяния древних героев, книга сослужит неплохую службу.

---------------

РЕЗЮМЕ: сказание о самой известной служительнице Афродиты античного мира, составленное на основе скупых и противоречивых греческих летописей. Местами романтическое, местами — патетичное и даже экзальтированное, оно позволит вам на несколько вечеров почувствовать себя причастным к греческой культуре.

Оценка : 7
«Рок Персеполиса»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 06 марта 2024 г. в 23:27

Опубликованный в журнале отрывок представляет из себя окончание 11-й главы романа «Таис Афинская», посвященной кульминации сюжета — сожжению Персеполя по инициативе афинской гетеры. Историческое правдоподобие этой истории до сих пор вызывает разногласия среди историков, но зато отлично выглядит в качестве литературного произведения. Женщины в обозе македонской армии, конечно же, были, но решающей роли в персидской кампании не играли. Хорошо известно, что Александр перед рейдом на Персеполь строго наказал обозу оставаться в Экбатане и Вавилоне, т.к. не было точно известно, насколько хорошо укреплена столица персов и сколько воинов ее охраняет. Было весьма странно, что после битвы при Гавгамелах Дарий отступил на север — в направлении, противоположном столице. Последняя манила Александра вовсе не в символическом плане: там находилась главная сокровищница персидского двора. Поэтому не нужно было быть стратегом, чтобы предугадать следующий шаг македонского царя. Победить своего противника он мог и попозже, а вот лишить его всех средств продолжения войны было куда важнее. Сжигать город никто не собирался, ибо настоящих жителей в нем не было: это было чисто церемониальное место, где персидский царь принимал послов и подношения. По легенде, Таис была одержима местью за двукратное разорение персами Афин и мечтала сделать то же самое с Персеполем. Поскольку Александр был настроен миролюбиво, гетера пошла на хитрость: она предложила ему сыграть роль мифической королевы амазонок, чтобы показать мощь и силу македонской дипломатии, сумевшей сломить вековые традиции воинственных женщин. На самом деле весь этот спектакль понадобился гетере, чтобы под благовидным предлогом проникнуть в город. Вечером начался пир, на котором Таис сыграла типичную роль афинской гетеры: она пела и танцевала, всячески стимулируя воинов к распитию крепких напитков. Как только они дошли «до ручки», она выступила с зажигательной речью о своей разоренной и поруганной родине. Зажигательной эта речь была в самом прямом смысле этого слова: завершив ее, гречанка схватила горящий факел и предложила воинам «добавить огня», чтобы развеять ночной мрак. Послание было понято совершенно правильно, и воины устроили в персидской столице саму натуральную огненную вакханалию. Интересно было бы знать, что они чувствовали на следующий день, когда протрезвели? Ясно лишь одно: Александр был вынужден перенести свою ставку из Персеполя в Экбатану. А что он думал про соблазнившую его гетеру, история умалчивает. Правда, после сожжения города с женщинами он уже почти не связывался.

------------

РЕЗЮМЕ: литературная версия сожжения персидской столицы, немного расходящаяся с официальной. Лишнее доказательство тому факту, что вино в совокупности с женским обаянием действуют на мужчину весьма специфически.

Оценка : 7
«Туманность Андромеды»
–  [ 8 ]  +

dannie, 29 февраля 2024 г. в 09:28

Не удалось ознакомиться в детстве с этим романом, решил наверстать, предвкушая что-то вроде Стругацких. И был крайне разочарован.

Инфантильные великовозрастные дети-герои, образ человека будущего просто отвратителен..

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Участок плотного песка между двумя грядами камней превратился в научную аудиторию. Рен Боз, вооружившись обломком раковины, чертил и писал, в возбуждении бросался ничком, стирая написанное собственным телом, и снова чертил.

Или высокоинтеллектуальные люди будущего ничего придумать не смогли, кроме как первый встреченный ими инопланетный звездолёт начать вскрывать, как консервную банку? От избытка мозга, видимо. Вообще ни в одном диалоге произведения я не нашёл вот этой вот широты распространения научной мысли, разума. У школьника современного знаний и опыта поболее будет.

И с предвидением у автора не задалось, увы. Что техническим, что социальным. И писать такое, когда писали Азимов, Хайнлайн, Саймак, Кларк наконец — не знаю.. Наверное из-за общей скудости нф направления в те годы у нас в стране это произведение и отметилось. Плюс будущее в русле партии))

Единственное что понравилась — общая идея схемы межрасового межзвёздного взаимодействия. Суть, но не наполнение. И некоторые зарисовки будущего. Это всё.

Про писательские таланты автора вообще умолчу, дочитывал просто из чувства какого-то мазохизма. А, и да. Слово «могучий» и его вариации через каждые пару страниц — это отдельная боль..

Не зря Стругацкие его писателем не считали. Незамутнённая графомания))

Оценка : 4
«Звёздные корабли»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 10 января 2024 г. в 17:01

Не первый раз у Ефремова я встречаюсь с описываемым автором ощущением космоса. Здесь, в повести, я имею в виду ночные размышления Шатрова, после наблюдения звездного неба в телескоп. Именно такие впечатления и рождают у многих любовь к научной фантастике, особенно связанной с космической тематикой. Вслед за героем повести попробуйте проникнуться ощущением ледяной, невообразимо бесконечной бездны, отнюдь не дружелюбной, а скорее враждебной человеку. Безумные расстояния, метеоритные потоки, убийственные излучения, всепроникающий холод дают аналогию с библейским адом, в котором растворяется ничтожная человеческая песчинка, которая вследствие бурления страстей, считает себя значимой величиной. Есть ли здесь ошибка? Чего здесь больше-необоснованного самовозвеличивания или дань разуму, способному преодолеть любые преграды? Ответ на эти вопросы и дает в своей повести Иван Антонович Ефремов.

Положа руку на сердце, те кто ждал положительного ответа, конечно же не обмануться в своих ожиданиях. Позитивизм свойственен советской фантастике, да иначе тогда не могло и быть. Собственно не вижу в этом ничего плохого, за исключений неизбежной односторонности. Но это уже относится к особенностям стиля, которые читатель волен принимать или отвергать. В образах Шатрова и Давыдова автор, как мне кажется, отразил самого себя, ученого с ярко выраженными материалистическими взглядами, но отнюдь не ортодоксальными, так как сама идея повествования отрицает удобную косность научных догм.

Любопытно, что официальная наука, не отрицая возможность инопланетного разума, тем не менее относится к его существованию весьма скептически. Доводы к такой позиции Ефремов очень обстоятельно изложил в тексте повести, но одновременно выдвинув очень логичную гипотезу в пользу возможности посещения Земли звездными кораблями пришельцев. Лет десять спустя, в «Туманности Андромеды», Ефремов и вовсе попытался посягнуть на незыблемые основы пространства и времени, но здесь пока все уложилось в рамки естественного многовекового механического движения небесных тел. Что ж, и это было довольно смелым предположением, явно выражающим в сюжете мысли самого автора. Подобного рода мыслями повесть просто изобилует, это и есть ефремовский стиль изложения, синтез практической деятельности известного ученого палеонтолога с романтической мечтательностью писателя. Любимейшая палеонтология дала основу не для одного произведения Ефремова, и здесь земные пласты увели героев не только в прошлое, но и сквозь немыслимые космические расстояния. В этом весь Ефремов, с его комплексным глубоким подходом к интересующей теме в рамках художественного произведения. Поэтому повесть относится к лучшим творениям автора, по крайней мере для тех, кто по настоящему любит и понимает творчество всемирно признанного писателя-фантаста.

Оценка : 9
«Мои женщины»
–  [ 8 ]  +

Elentirmo, 04 марта 2023 г. в 18:48

Очень необычная книга, открывающая нам Ивана Антоновича с совершенно новой, ранее нам мало известной стороны. Четырнадцать рассказов о встречах с женщинами, самыми разными, но которые сыграли в жизни Ефремова важные роли. И на судьбы которых Ефремов иногда очень сильно повлиял, вплоть до спасения от смерти. Да, это не «Туманность Андромеды» и даже не «Лезвие бритвы», но это почти документальные свидетельства жизни в стране в 1920-1950-х годах. Описание быта, географии, нравов, любовных приключений, характеров и судеб — все крайне интересно и живописно. И самое важное то, что многие персонажи этого сборника стали потом прообразами героев той же «Туманности». И нет в этих рассказах ни эротики, ни порнографии. Есть чистая и высокая любовь, в которой мутные люди увидят эротику и порнографию. Книга иллюстрирована сканами рукописей Ефремова. К ней прилагается книжечка с цветными иллюстрациями. Очень рекомендую книгу!

Оценка : 10
«Дорога ветров (Гобийские заметки)»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 22 августа 2022 г. в 18:04

Когда читаешь книги Ефремова, то погружаешься в особый, специфический мир созданный талантом Ивана Антоновича и литературно выразившемся в сугубо индивидуальном писательском стиле. Это заключается в безусловном научном подходе к изложению писателем как известного ученого, красочном описании картин природы как любителя прекрасного, вере в настоящую человеческую душу как интеллигентного гуманиста. Во всем этом в большой степени заключена любовь огромного количества читателей к произведениям Ефремова, в этом заключены и мои симпатии к творчеству писателя.

Данное документальное произведение стоит немного особняком в ряду книг Ивана Антоновича, представляя собой автобиографическое описание научных экспедиций в которых принял участие писатель. Но тем не менее «Дорога ветров» полностью отвечает вышеназванным критериям, правда с поправкой на значительный уклон в сторону научно-популярного жанра по отношению к художественному. В этой связи книга может показаться несколько скучноватой, но это только на первый взгляд. Если вчитываться в описания Ефремовым суровой красоты Гобийской пустыни, то получаешь истинное эстетическое наслаждение.Меня всегда волновала способность природы воздействовать на душу человека, вызывая глубокие эмоциональные состояния. Способность воспринять и пережить гамму возвышенных чувств доступна только людям с богатым внутренним миром, а передать подобное в прозе является очень сложной задачей. Здесь Ефремов успешно справляется с этим, красочно описывая к примеру свои впечатления от восприятия бездны времени увековеченной в слоях горных пород или же о возникающих образах древности на месте производимых раскопок. От благодатного влияния красоты окружающего мира никуда не деться и обострение человеческих эмоций вызывает ощущение всеобъемлющей любви ко всему окружающему: горам, звездам, своим товарищам. Хочется немедленно сделать что-то хорошее, отдать частичку этой радости другому человеку. Вот этой способностью чувствовать сущность природы буквально пронизаны страницы данной книги, скрываясь за поверхностным научным стилем изложения.

Ведь не секрет, что у Ефремова на фоне происходящих событий и картин природы всегда есть место для выражения эстетических чувств, раскрывающих богатство человеческой души. И сам человек раскрывается навстречу этим чувствам, ведь недаром шоферы экспедиции становились заинтересованными участниками раскопок, в противовес принципу « мне этого не надо, так как подобное не входит в мои обязанности». Безусловно, грандиозное величие кладбища динозавров на фоне первобытной пустыни делает душу человека живою. И человек также делается другим, ощущая, сидя у ночного костра в гобийской пустоши, тайну бесконечности в пустынной дали и бездну времени в найденных костях рептилий. А тепло и свет созданные человеком в необъятных просторах, создают ощущение огромной ценности этого простого уюта.

Вот так окружающая обстановка отражаясь в мозгу человека вызывает в нем строго определенные представления. Вот именно это я вижу на прочитанных страницах, несколько завуалированным за многочисленными описаниями природы Гоби, хранящей в себе бесценные экспонаты древнейших времен. В прочитанном всегда заключено что-то индивидуальное, личное, вычлененное из всего текста и во всем вышесказанном как раз и состоит мой интерес к данному, может быть несколько однообразному и суховатому, но тем не менее весьма значительному данному произведению известного писателя.

Оценка : 9
«Час Быка»
–  [ 8 ]  +

s-iron, 21 декабря 2021 г. в 14:57

Подумайте над книгой чуть дольше. Да не коммунизм она воспевает, а наоборот. Если посмотреть внимательнее, тоталитарный режим Торманса очень похож на Советский Союз в масштабах всей планеты: зарвавшиеся и зажравшиеся функционеры, ГУЛАГ и прочее, а в «змееносцах» нетрудно рассмотреть привилегированных «членов партии». Единственные противостоящие этому — потомки аристократов (а не коммунистов-революционеров) «Серые Ангелы».

Я оцениваю эту книгу как переосмысление Ефремовым окружающего и попытку реабилитации после «Туманности Андромеды». Хотя, очевидно, он весьма боялся репрессий или преследования, поэтому антикоммунистическое содержание рассмотреть очень непросто. Рассмотреть реальный смысл смог в 1970-м не кто иной, как Андропов и поднял вопрос на пленуме ЦК. В 1970-м из общественных библиотек она была изъята или помещена в закрытые фонды.

Я первый раз прочел эту книгу в 10-м классе. После прочтения я не могу сказать, что стал антикоммунистом (не такой умный был), но сильно задумался и к коммунистическим лозунгам относился весьма скептически. И дважды отказывался втупить в КПСС, хотя в КБ был единственным беспартийным начальником отдела.

Оценка : 10
«Лезвие бритвы»
–  [ 8 ]  +

ihtiosyncrasie, 27 ноября 2021 г. в 18:49

От отдельных моментов романа можно получить подлинное литературное удовольствие. От романа в целом — нет, потому что романа как такового не получилось, собрание как-то увязанных общими персонажами эпизодов. Мировоззренческая составляющая для художественного произведения вполне солидна, хотя на настоящую философскую систему не тянет, но это и не требуется. Много в чем несогласен с Ефремовым, но все же подход у него фундаментальный и слог, не считая типичных для зрелого советского романа тяжеловесных диалогов, замечательный. Герои в целом схематичные, но Гирин вышел вполне проработанным, убедительным и, вопреки, кажется, авторской воле — неоднозначным. Книга оставляет сложное впечатление — если просуммировать, то части затмевают целое, а не совсем однозначные идеи — правдоподобность персонажей и их действий.

Оценка : 6
«Последний марсель»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 04 октября 2021 г. в 20:35

Мне всегда импонировали образы героев произведений Ефремова как волевых и сильных личностей, имеющих так называемый жизненный стержень. Вот и в этом рассказе писатель рассмотрел взаимное соприкосновение таких человеческих характеров с морской стихией. Особо хочется отметить действия моряков в критических ситуациях, их манеру общения, когда в простых русских характерах чувствуется твердость человеческого достоинства. На таких людей всегда хочется равняться, невольно задаваясь вопросом адекватности своих собственных поступков в момент истины.

Очень живописны и волнительны картины образов, возникающих при чтении: например печальная сцена гибнущего в темноте и тумане корабля, под аккомпанемент однообразных ударов судового колокола или поющий в полумраке каюты матрос Метелицын. Для себя я давно заметил, если неспешно и вдумчиво читать Ефремова, то получаешь в своем воображении потрясающий эффект визуализации описываемых сцен. В этом заключена великолепная особенность писательского дара Ивана Антоновича. Можно воочию услышать скрип мачт и свист ветра, грохот обрушивающихся на судно исполинских водяных валов. И возникающая картина противоборства экипажа с бушующим штормом потрясающе ярка и реалистична. Все это я говорю не для красного словца, здесь заключена моя любовь к творчеству Ефремова, одним из аспектов которого и является создание этого потрясающего мира образов.

Большое количество терминов, касающихся оснастки парусного судна, кому-то может показаться скучным, а кого-то может подтолкнуть к желанию познакомиться с техническим устройством ушедшего в прошлое парусного флота. Я же, всегда испытывал чувство глубокого уважения к постоянному стремлению Ефремова детально, до мельчайших подробностей вникнуть во все нюансы рассматриваемой темы.

Что же касается собственно самого сюжета рассказа, то он весьма прост, но здесь уместно вспомнить известное высказывание о простоте всего гениального. И это вовсе не избитый штамп, а чтобы убедиться в сказанном рекомендую этот рассказ к чтению.

Оценка : 9
«Алмазная труба»
–  [ 8 ]  +

zotovvg75, 20 сентября 2021 г. в 20:09

Вновь у Ефремова мы наблюдаем противоборство человека с непокорной природой, упорно нежелающей раскрывать свои тайны и отдавать людям запрятанные богатства. Под пером известного писателя эта тема вовсе не выглядит банальной и данный увлекательный рассказ подтверждает эти слова. Здесь нет лихо закрученного сюжета, показан тяжкий, однообразный труд геолога, в своей тягучей повседневности далекий от романтики и сосредоточенный на преодолении препятствий в неуклонном движении к поставленной цели. Невольно задумываешься, что же заставляет человека идти на тяготы и лишения, когда от тебя этого никто не требует и более того не верят в выполнение поставленной задачи? Это беспокойная творческая натура истинного исследователя побуждает рыть шурфы в твердой промерзшей почве, руками выгребать ледяную глину, тащить плот по пояс в ледяной воде. И все происходит в условиях практически полной изоляции от внешнего мира, когда шансы на близкую помощь ничтожно малы.

Что и говорить, Ефремов способен мастерски отобразить крайние состояния человеческой натуры при подходе к пределу физических и психических возможностей и для этого писателю совсем не требуется много слов. Я думаю, все читатели искренне сопереживали героям рассказа и радовались, когда Чурилин с Султановым добились свершения своей цели. На мой взгляд противоборство с природой парадоксально дает близость с нею, обостряя потенциальные возможности человека. А простые, бесхитростные характеры геологов, с чувствующейся интеллигентной породой, в неуклонном движении вперед показывают величие человеческой души, неразвращенной ложными ценностями. Вот в этом для меня заключена романтика и суть рассказа.

Оценка : 9
«Путешествие Баурджеда»
–  [ 8 ]  +

Darth_Veter, 13 мая 2021 г. в 22:12

Первая часть самого главного исторического романа Ивана Ефремова была написана в один год с повестью «На краю Ойкумены», но вышла в тираж только спустя 8 лет. Причина тому — обличение автором авторитарного правления египетских фараонов. Кое-кто из редакторов увидел в этом скрытую критику сталинского режима и на всякий случай «попридержал» спорное произведение до смерти вождя всех пролетариев. Самое интересное, что подобная же история приключилась с писателем еще раз, когда в издательстве «Молодая гвардия» вышел его новый остросюжетный роман «Час Быка». Причина была той же самой — возможные аллюзии с советским политическим строем. Из этих фактов следует, что автор никогда не боялся высказывать вслух то, о чем он думал, поднимая перед своими читателями острые (но не всегда безобидные) вопросы.

Что же такого крамольного обнаружили в повести редакторы? Обычный читатель не найдет в ней ничего противозаконного. Речь там идет об экспедиции царского казначея Баурджеда в сказочную страну Пунт. Это событие подтверждается надгробной надписью «начальника Юга» Хуфхора, который сам совершил несколько экспедиций в соседнюю Нубию (современный Судан), дойдя в самой крайней точке вплоть до плато Дарфур. Никаких других документов о плавании Баурджеда не сохранилось — неизвестно даже, какой маршрут для достижения своей цели он избрал. Да и вряд ли подобной затеей мог озаботиться «сын Бога» Джедефра (точнее, Раджедеф), занятый, как и все фараоны IV династии, строительством своей собственной пирамиды. Историкам мало что известно про его правление: летописи, относящиеся к этому периоду истории Древнего Египта, не дошли до наших дней. Те же надгробные надписи свидетельствуют, что «равный Богу» отправил в Ливийскую пустыню экспедицию за красящими пигментами для своей усыпальницы. И всё. Какое раздолье для настоящей фантазии! Ефремов решил «восполнить» ей исторический фон своей повести, добавив фараону ума и прозорливости. Якобы, он понимал, что одними пирамидами нельзя прославить свое имя, — нужно свершить нечто более эпохальное и значимое для страны. Например, открыть обходной путь в Пунт по Великой Дуге. В случае успеха имя фараона в скрижалях будет стоять выше имени его отца — создателя Великой Пирамиды Хуфу (Хеопса). Логично для нас, но отнюдь неочевидно для человека того времени. Фараоны были настолько пресыщены своей божественностью, что вполне могли обойтись без дополнительных утверждений своего величия. Так что все подробности повести — чистая выдумка автора, основанная лишь на логике и красоте сюжета. Можно сказать, что весь роман «На краю Ойкумены» — не историческая проза, а историческая фантастика, в которой действуют реально существовавшие персонажи. Само путешествие Баурджеда по Красному морю описано чрезмерно яркими красками только для того, чтобы очаровать и покорить читателя романтикой первопроходцев. В жизни всё было прозаичнее: хотя египтяне и плавали по Красному морю, им было далеко до любования его красотами — за хрупкими тростниковыми лодьями нужно было постоянно присматривать, чтобы они не пошли на дно при первой же встречной волне. Побережье моря в то время называли Страной Бога (Та-Нутер), хотя заселено оно было сущими дикарями — троглодитами и ихтиофагами. Так что смотреть нужно было в оба глаза, иначе немудрено было оказаться в чьем-то желудке. Спорным, на мой взгляд, является утверждение автора о тяжелом походе через Аравийскую пустыню до порта Суу: эта дорога была знакома египтянам и потому они вряд ли позволили б себе потерять там людей. Автору нужен был драматизм — он его и создал.

Гораздо правдоподобней звучит в повести та причина, по которой экспедиция Баурджеда не была отражена в хрониках. Подданные фараона впервые в истории покинули свою страну, зажатую между горными отрогами Красного моря и Великой Западной пустыней. Как настоящие патриоты, они всегда считали свою родину самой большой и самой счастливой страной в мире. Баурджед лишил их этой иллюзии: мир оказался значительно больше и прекраснее того, что каждый египтянин видел со дня своего рождения. Встреченные путешественниками народы тоже считали себя счастливыми и не желали покидать свои насиженные места для того, чтобы потешить самолюбие египетского деспота. И это был опасный прецедент: если кто-то не боится «сыновей Бога» и не дрожит от страха при упоминании имени Та-Кем, то так ли уж велика ее сила и могущество? Фараон и жрецы бога Ра так же прекрасно понимали эту опасную философию и потому предпочли замалчивание восхвалению сделанных Баурджедом открытий. «В великом знании — великие печали», как-то сказал один мудрец. По этой же причине повествование о победе инициативы и рассудка над костностью и суеверием могло быть потенциально-опасным для любого авторитарного режима, включая и сталинский. В итоге случился парадокс: рассказ о расширении границ мировоззрения древних египтян был снят с печати в просвещенном ХХ веке! Правильность опасений редактора подтвердила судьба многих воинов-победителей Красной Армии, повергших на колени фашистский Рейх: вернувшись после победы домой, они вдруг поняли, как плохо мы живем в сравнении с европейским обывателем. Тех, кто не умел молчать, ждали впоследствии сибирские лагеря и побережье Ледовитого океана. Сталинскому режиму такие «прозревшие слепцы» были не нужны. Понять смысл ефремовской морали смогли бы далеко не все из читателей, но даже те, кто просто прочитал повесть, становились потенциально-неблагонадежными гражданами «свободной» страны. Такова философия всех тиранов: они чувствуют себя весьма неуютно среди умных людей и потому панически боятся даже собственной тени. История деяний Хафры повторяется и сегодня в десятке разных стран. Она обречена повторяться до тех пор, пока человечество не изживет популярную ныне форму управления государством — единоличную автократию. Слава Богу, что эта древняя история всё же дошла до нас, несмотря на все препоны! Может, она научит нас тому, как следует бороться с нашими бедами и пороками...

-----------------

РЕЗЮМЕ: историческое повествование о людях, что пытались раздвинуть границы Ойкумены в эпоху Древнего царства, приправленное опасной либералистической философией. Имеющий мозги — да поймет...

Оценка : 8
«Эллинский секрет»
–  [ 8 ]  +

olpo70, 27 февраля 2021 г. в 09:02

Наверное отзыв будет не совсем о рассказе, а обо мне.

Я уже не помню когда я познакомился с гипотезой о родовой памяти и о том что что в наших генах записана вся жизнь предидущих поколений. Но именно с тех пор я частенько задумывался и мечтал о том, что как бы было здорово если бы у меня открылась бы способность «читать» эту историю. Пуститься в путешествие в прошлое. Хотябы по мужской линии от отца. Согласитесь какое бы увлекательное было бы путешествие. Я думаю всем интересно узнать кем были его предки в 1765 году, в 1005 году, 123 году, 763 году до нашей эры и так далее. Да наверное вплоть до той амебы( если Дарвин прав) которая впервые разделилась на две. Ну или вплоть до Адама (если Дарвин не прав). Ну или не знаю до кого ( отдаю дань другим теориям происхождения человека).

Но пока мечты остаются мечтами.

Оценка : 8
«Юрта Ворона»
–  [ 8 ]  +

terrry, 09 февраля 2021 г. в 21:48

Пожалуй, ни одно из произведений Ефремова нельзя назвать проходным, не заслуживающим внимания. Что касается его рассказов или, точнее говоря, новелл, то они отличаются органичным сочетанием приключенческих (но вовсе не авантюрных) и драматических мотивов. Тут же и чисто практические, производственные заботы, которые от такого соседства только выигрывают, кажутся не скучными, но напротив, увлекательными. «Юрта Ворона» являет здесь яркий пример. Действительно, даже изрядно подрастеряв с годами заряд юношеского романтизма и сентиментальности никак нельзя остаться равнодушным к истории, к судьбе Александрова и Вали. Можно критиковать и даже осуждать героев за «авантюризм». Это легко делать со стороны. Но нельзя и не проникнуться уважением к их мужеству, целеустремленности, настойчивости, чувству товарищества. Да, пожалуй, и позавидовать…

      Мне кажется, сам автор не идеализирует своих героев, стараясь, в меру своего художественного таланта (и достаточно убедительно), показать их «обычными» людьми. Избегает он и оценки действий того или иного персонажа. Но он, как и герои его «Туманности Андромеды», в первую очередь обращает внимание на мотивы их поступков. Ведь Валя, например, отправилась в далекий рейс, рискуя жизнью, не ради чего-либо иного, кроме как помощи людям. Возможно, в этом эпизоде присутствует некоторое художественное преувеличение. Но не об этом ли, в сущности, написаны знаменитые строки А. Твардовского в «Василии Теркине»: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле». Можно вспомнить и пушкинское:

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья —

Бессмертья, может быть, залог!

Но об этом уж можно подумать после завершения трудной и опасной работы. Здесь, как и в других рассказах Ефремова, показана ценность человеческой жизни, включающей и радость, и горе. Ефремов словно напоминает, что кроме, безусловно важных, индивидуальных, личных радостей, существует и радость взаимная, общая. То же и с горем, бедой. Дружеская поддержка, искренние слова стоят очень многого. И так ли уж в самом деле важно, какими именно словами Валя выражает свою радость по поводу появления в стране народных университетов. В рассказе Александров получает за свою стойкость заслуженную награду. А мог и не получить, ибо жизнь гораздо более трагична, чем литература. Но это так не важно. Важнее, как бы романтически это не звучало, его стремление во что бы то ни стало преодолеть себя. Ведь всем известно, что иногда такое стремление действительно творит «чудеса», как правило, вполне материальные. И в этом смысле жизнь уже не только трагичнее, но и богаче литературы. А в «Часе Быка» люди Земли, уже бесконечно далекие от какого бы то ни было авантюризма и безответственности, твердо знают, что «Высшее счастье человека всегда на краю его сил!»

Ну, и помимо всего этого, как всегда у Ефремова представлена интересная научная, с некоторой долей фантастики, идея. И здесь тоже, рассказывая о работе геологов, он сумел придать обыденным, привычным для них делам очарование мечты. Это прекрасный не только «приключенческий», но и психологический и даже философский рассказ.

Оценка : 10
«Тамралипта и Тиллотама»
–  [ 8 ]  +

Абарат, 02 декабря 2020 г. в 20:51

Какое неизбывное наслаждение доставляет читать неизвестные ранее тексты Ивана Антоновича! И новое тысячелетие только оттеняет благость созданного 66 лет назад!!

С каким мастерством, каким языком всё написано!

Для меня, правда, большая тайна смысла того, что написано здесь об этой вещи: «Небольшой роман-пролог к «Лезвию бритвы». Вместе с рассказом «Каллиройя» и славянской частью должен был войти в роман «Краса Ненаглядная»».

Вопросов хватает: как так «пролог», когда это — первоначальная версия второй половины Части третьей «Лезвия...»?

Как они вместе с «Каллиройей», которая в свою очередь — изначальный текст завершения Главы1 «Таис Афинской», (ну, пусть, плюс ещё так и не написанное) могли составить оригинальный роман?

Мне кажется, что теперь надо публиковать «Тамралипту и Тиллотаму» как приложение к «Лезвию...» (как «Каллиройю» — прологом к «Таис...») — только тогда дополнится и так знаковый Роман тем интимным сокровенным звучанием, взыскуемым Автором, но принципиально невозможным для передачи из-за тогдашней цензуры. А дополнять есть чем — Тиллотама данной повести описана крайне откровенно. И тогда понятнее становятся все мучительные метания романного Даярама (Тамралипты в повести).

P.S. В приложении к «Лезвию...» данная повесть может приобрести второй план: в съёмках фильма, в котором принимала участие Тиллотама в романе, она должна была играть как раз танцовщицу в храме. То есть «Тамралипта и Тиллотама» в каком-то приближении может восприниматься сценарием этого довольно пикантного фильма... Тем более, что при чтении местами, надо в этом признаться, проглядывает чуть индийско-киношное.

Оценка : 9
«Таис Афинская»
–  [ 8 ]  +

elektronoizov, 02 мая 2020 г. в 18:22

Можно назвать произведение «Таис Афинская» трудом всей жизни писателя-фантаста (?) Ивана Антоновича Ефремова, поскольку истории о таинственной эллинской красавице-гетере Таис, в частности, как и вообще сами представления древних эллинов о сущности прекрасного будоражили автора ещё с самого начала его карьеры, в 1946-м году. Тогда был создан рассказ «Каллиройя» о скульпторе Антеноре, стремящимся познать основные законы ускользающей красоты.

Сам же роман увидел свет только в 1971 году, за год до смерти автора. Как многие подметили, он неофициально входит в своеобразную «эллинскую» трилогию Ефремова, куда также входят «На краю Ойкумены» и упомянутый выше рассказ (опубликованный только в 2007 году благодаря вдове писателя). То есть только через 25 лет Ефремов оформил короткую, но весьма поэтичную, идею о связи женской красоты и изначального Эроса в Идею о Сущности Женщины в Мире. Именно таковым и является основной посыл «Таис Афинской», скурпулёзно разворачивающий перед читателем основные и побочные элементы Женщины. Естественно, что роман вышел в каком-то смысле монументальным: в нём очень подробно разбираются некоторые положения древнегреческой, древнеиндийской философии, учения орфиков и стоиков, и устанавливаются устойчивые параллели, объединяющие эти культуры. Очень интересно автор высказывает из уст Таис теорию о тяге к искусству, увековечивающему человеческие печали и горести, также как и утверждение о том, что власть имущие люди не могут и не должны быть носителями нравственности, предоставив это бремя философам, художникам и поэтам. Религия и вера в сверхъестественное (то есть идеалистическое мировоззрение) необходимы лишь для удержания некоторых островков нравственности среди общей массы людей в этой постепенно развращающейся цивилизации. Поэтому финал романа — это торжество марксистской идеи о целенаправленном изменении окружающей действительности с целью подчинения реальности для посевов разумного, доброго, вечного без ложного страха необратимости перед неизведанным...

Обычно я читаю произведения подобного формата где-то за месяц с учётом рабочей и личной занятости, но на «Таис Афинскую» я потратил более 2,5 месяцев! Читается очень тяжело (особенно первые три-четыре главы), но потом становится легче, когда многие понятия и определения уже найдены в Гугле. И, наверное, самый главный минус книги — это отсутствие сюжета: есть событийный ряд, где каждая глава может являться завершенным произведением, но в единую структуру они выстаиваются весьма условно, нет конфликта между предметами и явлениями, который мог бы являться фундаментом для действий и поступков героев, а иногда повествование о годах и серьёзных исторических и бытовых событиях ограничивается одним абзацем или даже предложением.

Итог такой: интересно будет всем, кто неравнодушен к Древней Элладе и вообще мирообустройству в период IV в. д.н.э. Периодически проза перетекает в поэзию в стихах, что особенно заметно в описаниях природы и архитектуры. Я же больше люблю произведения-модели, в которых причуды сюжетных изгибов являются неотъемлемой, но невербальной, частью смысла.

Однако же это нисколько не умалаяет ценности «Таис Афинской» для отечественной и мировой литературы вообще. Действительно, хрестоматия, но вот только всё меньше остаётся людей, которые готовы дисциплинировать себя для получения новых знаний...

Оценка : 8
«Белый Рог»
–  [ 8 ]  +

Ученик Дьявола, 07 ноября 2019 г. в 19:54

Очередное обращение Ефремова к близкой и хорошо знакомой ему теме подвига геологов-первооткрывателей. Только здесь, в отличие, к примеру, от «Алмазной трубы», этот подвиг не растянут во времени, а сжат в одно мощное короткое усилие. Соответственно выбран и противник: не бескрайняя тайга, через которую приходится пробиваться неделями, а одна-единственная неприступная скала в предгорьях Тянь-Шаня. Здесь все решается в считанные часы: если победа – то с напряжением всех сил, если поражение – то почти наверняка гибель.

Преодоление себя, переход за грань собственных возможностей ради достижения цели и есть лейтмотив всего действия. Но только вот воспринимается «Белый Рог» не совсем так, как должен был бы по замыслу автора, и происходит это в основном из-за образа Веры Борисовны. Ефремов явно замыслил ее как вдохновительницу, зовущую на подвиг и придающую силы… но у меня она вызывает чуть ли не отвращение. Ей, поглощенной своими мечтами о героях с их сверхзадачами, явно не было дела до того, что своими словами она отправила геолога Усольцева почти на верную смерть. И если бы Усольцев погиб, то, думается мне, она отнеслась бы к этому спокойно. Ну, был слабый человек – и нет слабого человека, и что с того, раз он даже на «маленькую горушку» не сумел взобраться, «какой жалкий конец»! Однако геолог, пытаясь покорить Белый Рог, сумел уцелеть и достиг цели – и только тогда равнодушная любительница книг о героях соизволила взглянуть на него новыми глазами.

Ну, а что может теперь сделать Усольцев? Ведь для него восхождение на Белый Рог стало своего рода поворотным пунктом в жизни, и он спустился вниз уже иным человеком. Возможно, теперь ему хватит силы воли, чтобы больше никогда не обменяться с Верой Борисовной ни единым словом. Пусть о найденном на вершине скалы золотом мече из старинной легенды и оставшемся на его месте геологическом молотке Усольцева ей расскажет кто-нибудь другой.

Оценка : 9
«Озеро горных духов»
–  [ 8 ]  +

Ученик Дьявола, 23 октября 2019 г. в 18:36

«Озеро Горных Духов» среди многочисленных рассказов И. А. Ефремова был прочитан мной далеко не первым, и поэтому я заранее знал, что вся жуть и чертовщина, творящаяся на берегу таинственного озера, получит в конце концов вполне материальное и рациональное объяснение. Однако должен признать, что именно при чтении «Озера Горных Духов» мне вдруг захотелось – и такого больше не было ни с одним из «Рассказов о необыкновенном», – чтобы тайна озера хотя бы отчасти так и осталась тайной, а не была бы сведена к

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вполне обыкновенному, хоть и необычайно богатому месторождению ртути.
Слишком уж сильно диссонирует будоражащее до щекотки и мурашек по коже описание озера и странных явлений на его берегу со слишком простым, будничным и невыразительным завершением рассказа. Тут, по-моему, было бы уместно либо понизить степень жути и таинственности на первых страницах, либо как-нибудь смягчить финал, сделать его… ну, менее «народно-хозяйственным», что ли, оставить в нем хотя бы некоторую долю романтики и простора для воображения, которыми полны первые страницы. В других ефремовских рассказах, построенных по подобной схеме, этот контраст не столь силен – соответственно и ощущение диссонанса и некоторого разочарования не возникает.

О реальной основе рассказа – художнике и его картине – писать не буду, это все уже отлично разобрано в предыдущих отзывах. Добавлю только,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что, несмотря на все усилия и изучение испаноязычных источников, я так и не нашел подтверждения факта, что на месторождении Альмаден когда-то было найдено маленькое озерко самородной ртути. Капли ртути в породе там были обычным делом, но не более того. Да и добыча в Альмадене велась подземным способом, а не открытым. Судя по всему, это ртутное озерко было придумано Ефремовым для большей правдоподобности аналогичной находки, которую делает на берегу озера Горных Духов его собственный персонаж.

В общем, среди ранних произведений Ефремова «Озеро Горных Духов» стоит прочитать непременно, но только не самым первым, а после знакомства с тремя-четырьмя другими рассказами. Тогда, как я уже написал выше, вы заранее будете знать, что в конце все разъяснится, и не будете слишком сильно разочарованы, что объяснение это окажется таким простым.

Оценка : 9
«Путями старых горняков»
–  [ 8 ]  +

Ученик Дьявола, 15 октября 2019 г. в 18:23

1929 год. Два человека, обследуя старые заброшенные медные рудники,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказываются отрезанными обвалом от выхода и выбираются наружу только через сутки благодаря великолепной памяти одного из них – старика, всю жизнь проработавшего на этих рудниках и до сих пор держащего в уме план чуть ли не всего сложнейшего их лабиринта.

1859 год. Один из работников тех же медных рудников, из крепостных,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
едва не убил управляющего из-за любимой девушки, был схвачен, но сумел сбежать, скрылся в заброшенных выработках, затем с помощью друзей вызволил девушку и уехал вместе с ней куда-то далеко, где их уже не было никакой возможности отыскать.

По отдельности, пожалуй, особенно увлекательных рассказов из этих двух историй не вышло бы. Однако все меняется, если объединить их да еще передавать каждую своим языком: первую – холодноватым, размеренным, вдобавок насыщенным профессиональными терминами языком инженера Канина, вторую – красочным, простым, слегка архаичным говором старого горного мастера Поленова. Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество – из двух не слишком занимательных сюжетов получается один, воспринимаемый как насыщенный и неизбитый. При этом фантастического и необъяснимого в нем нет ровным счетом ничего – любитель современного макулатурного чтива, польстившийся на название, будет разочарован, не найдя в заброшенных рудниках ни крыс-мутантов, ни коварных ловушек, сооруженных далекими предками, ни даже самого завалящего привидения. Старые подземные ходы совершенно пусты и тихи, и даже кадка для воды и нож, оставленные там семьдесят лет назад, до сих пор лежат на своих местах. Да и путь под землей не отмечен никакими эпизодами героизма и самопожертвования – два человека час за часом просто идут, а иногда и ползут по узким ходам. Скучно, скажет читатель. А по-моему, как раз нет. Здесь, например, при внимательном прочтении уже можно разглядеть те нити, которые тянутся к написанным намного позже «На краю Ойкумены» и «Лезвию бритвы», – соединение различных эпох через предметы, фигурирующие в действии, и мысль о скрытых и не используемых нами возможностях человека. Даже если я выдаю здесь желаемое за действительное, «Путями старых горняков» в любом случае остается одним из лучших ранних произведений Ефремова.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8  9 [10] 11 12 13 14 . . . 18 19 20 21 22   (+10)»



⇑ Наверх