Все отзывы на произведения Джорджа Р. Р. Мартина (George R. R. Martin) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 2919
Страницы: «(–20) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 55 56 57 58 59 (+10)» (+25)»»
«Межевой рыцарь» |
| |||
Okapi, 28 декабря 2008 г. в 12:39 | ||||
Замечательный образец умершего жанра «рыцарского романа» на современный лад. Рыцарство существует, но идеалы, которым оно служит со временем стерлись и потускнели. И только отдельные «дон кихоты», напоминают о глубинном смысле рыцарской чести и об основном принципе — защити слабого. В очередной раз убедилась в писательском мастерстве Мартина (хотя я в нем и не сомневалась). Эпопеи эпопеями, но для меня одним из главных критериев таланта автора до сих пор остается качество его малых форм — повестей, рассказов. Мартин — очень одаренный Писатель. | ||||
| ||||
«Битва королей» |
| |||
mommus, 17 декабря 2008 г. в 18:29 | ||||
это не книга,это моё болото,которое засасывает всё сильнее и сильнее...мало сплю,а всё равно ещё читать и читать,а сдругой стороны хочется и остановиться — ведь скоро же конец........ | ||||
| ||||
«Мистфаль приходит утром» |
| |||
Franka, 17 сентября 2008 г. в 20:01 | ||||
Поэтичная зарисовка о красоте, о природе неуловимого очарования, о том, как легко его разрушить, о тонких струнах человеческой души — таких как любопытсво и любовь к таинственному почти примирала меня с творчеством Мартина. Очень тонкий, «воздушный» и печальный рассказ. | ||||
| ||||
«Короли-пустынники» |
| |||
Olcha, 19 августа 2008 г. в 14:55 | ||||
Мартин удивил в очередной раз. Удивил, как говорят у нас на Донбассе, «по-черному». Вначале – заурядная фантастически-космическая сага, даже, как-то, обидно было, что такой великий талант как Мартин смог написать такую серую заурядицу. Но дальше, дальше это — нечто! Далее идет такой триллер, по которому и фильм снять не стыдно, да и вообще Великий и Ужасный Кинг плакать должен, что кто-то покушается на его лавры великого Сочинителя Триллеров и Ужасов. Но ко всему этому великолепию добавьте нехилую философскую составляющую. Да и психологическую впрочем, тоже. И в итоге вы получите еще одну грань таланта Мартина. | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
glupec, 19 июля 2008 г. в 00:08 | ||||
У Мартина в саге есть всё: прекрасно [проработанный ми... тьфу, тьфу, рассыпься, сгинь, нечистая сила! Не хочу говорить ТАКИЕ банальности!!!] прописанные характеры, хорошо обставленный антураж Средних веков, пресловутый реализм деталей — всё при нём... Нет только одного, самого главного: ощущения жизни как медленно тянущейся, во многом скучной — РУТИНЫ. «Жизнь по Мартину» мрачна и страшна, но всё же это — какой-то ПРОЦЕСС, что-то люди делают, чем-то заполняют отмеренный им срок... А вот если взять произведения Бэккера или, скажем, Кея, то они подкупают в первую голову своей прозаичностью и — не побоюсь этого слова — пофигистичностью. Живи, не живи, делай что-то, не делай — миру всё равно, есть ты или нет. И осознание этого дорогого стоит, потому что в этой-то бессмысленности и состоит смысл жизни (ну ладно, не смысл — СУТЬ жизни). У Мартина — не так. У Мартина — суть жизни в том, что «жить страшно и больно, но надо терпеть». Вопрос на засыпку: сколько уже произведений с подобной моралью было написано, и сколько ещё будет? В общем — как были Кей и Бэккер у меня в любимых авторах, так и будут. Мартину не удалось сдвинуть их с пьедестала. В _моём_ понимании. | ||||
| ||||
«Битва королей» |
| |||
DemonaZZ, 30 июня 2008 г. в 17:23 | ||||
Когда художник рисует грандиозное полотно, он не может сразу изобразить все великолепие своей задумки. В первую очередь он составляет так называемый «костяк» своего творения, а затем наращивает на него «мускулы»- неспешными,но выверенными действиями.Так работают по-настоящему высококлассные мастера своего дела-будь то в литературе,живописи, архитектуре или какой-либо другой ипостаси. Несомненно,Дж.Мартин относится именно к таким творцам. Насыщенная действием и ярким калейдоскопом событий «Игра Престолов» уступает место более степенной и размеренной «Битве Королей».(хотя,судя по названиям, перед чтением всей эпопеи казалось иначе))):). Во 2-ой части Дж.Мартин прорабатывает, уже и без того яркие характеры персонажей, еще глубже. Какая,однако, умница Кейтилин! Безусловно стала одним из любымых моих персонажей к концу 2-ой книги.Хотя в «Игре…» на неё вообще мало внимания обращал…,а сейчас не устаю удивляться мужеству этой женщины! Растут на глазах образы Арьи , Джона Сноу, и даже глупенькая (по первой части) Санса становится все взрослее. Как опытный шеф-повар вводит необходимые ингридиенты в своё фирменное блюдо, так и Мартин выдвигает на сцену своей грандиозной эпопеи совершенно новых действующих лиц,о которых мы лишь мимоходом слышали в первой книге. Но все вышеперечисленное вовсе не означает, что в «Битве Королей» практически отсутствует динамика развития сюжета.Безусловно и здесь не обходится без ярких поединков, таинственных интриг и т.д…Как тут уже справедливо отмечали уважаемые коллеги Лаборанты-автор оставил достаточно много вопросов и не дал практически ни одного ответа на них. К сожалению не могу не упомянуть и наиболее слабые стороны романа. Точнее,одну сторону-массовые битвы и сражения.Именно,сражения больших армий, а не локальные поединки.На мой взгляд ,Мартину батальные сцены даются несколько хуже всего остального,хотя,предполагаю, многие со мной не согласятся. Тем не менее одно из самых скучных мест романа-эпизод с вторжением флота Станниса Баратеона в Королевскую Гавань. Вполне возможно, в этом вина не очень качественного перевода в исполнении Н.И.Виленской.В отличие от «Игры Престолов»,где переводом занимался совсем другой человек, в «Битве Королей» не раз выскакивают словосочетания больно режущие слух…,хотя нужно отдать должное и переводчику-дух и атмосферу Мира Семи Королевств, Виленской сохранить удалось, несмотря на негативные моменты,описанные выше. Тем не менее-«Битва Королей» по-настоящему крепкое,классное произведение, продолжающее(пусть и не очень быстро) раскручивать маховик грандиозной, и не побоюсь этого слова, гениальной «Песни Льда и Огня». P.S.Описания явств-выше всяких похвал! Неоднократно при прочтении описания очередного пира, я вспоминал,что пришло время обеда или ужина)))) | ||||
| ||||
«Пир стервятников» |
| |||
ssotis, 04 июня 2008 г. в 12:19 | ||||
Садился за чтение «Пира стервятников» с угрюмым настроением, потому как знал по отзывам об отсутствии в нем некоторых героев. Но, как оказалось, поспешил с выводами. Ведь это тот же Мартин. Содержание книги полностью соответствует названию. Постоянное ощущение опустошенности и подавленности донельзя лучше передает атмосферу поля битвы после оной, где самые активные учасники уже не воины, а воронье... В такой ситуации ждать от книги остросюжетности, экшна и искрометного юмора было бы наивно. Именно поэтому, думаю, автор и исключил (надеюсь, что не надолго) несколько сюжетных линий, а некоторые свел к минимуму. Джон, Тирион, Дейенерис, Бран... Они все придавали «ПЛиО» своеобразной яркости и нестандартности, что стало несовместимым с концепцией 4-го тома. | ||||
| ||||
«Одинокие песни Ларена Дорра» |
| |||
Sola, 26 марта 2008 г. в 12:15 | ||||
Очевидно, у Мартина получается писать все! Читаю Рретроспективу вразнобой и после «Королей-пустынников» не ожидала встретить такой светлой и грустной вещи. Почему она кому-то кажется банальной, не понимаю. Вы не любите романтику? Маленький отрывок печальной истории двух людей, где начало мы можем додумать сами, а конец нам просто неизвестен. Возможно девушка Шарра нашла своего возлюбленного Кайдара, а может она до сих пор скитается по мирам в его поисках. Возможно Кайдара убили, и он умер у нее на руках и ей осталось только оплакать его. Каждый читатель может увидеть свое завершение истории и это замечательно. Спасибо автору за этот чудесный рассказ. | ||||
| ||||
«Битва королей» |
| |||
armitura, 12 марта 2008 г. в 10:20 | ||||
Почему-то романы Мартина вызывают у меня исключительно шахматные ассоциации... Знаете, как ведет свою партию к победе по-настоящему классный позиционный шахматист? Он тщательно готовит и разыгрывает дебют, занимает все важные вертикали и диагонали, потом ценой нескольких нехитрых разменов подготавливает слабые места для атаки в лагере противника... и достаточно легкого нажима, чтобы защита раскололась как орех. Мартин напоминает мне такого вот шахматиста — он долго и тщательно выстраивает позицию, каждого персонажа аккуратно и продуманно выводя на самую сильную позицию... и только потом гремит гром. В самом деле, если не считать осады королевской столицы и линии Арьи, «Битва королей» получилась еще менее динамичной, нежели «Игра престолов». Но в том и талант Мартина, что читать это ни в коем случае не скучно — ибо так творят настоящее искусство... | ||||
| ||||
«Песнь Льда и Огня» [Цикл] |
| |||
WiNchiK, 22 декабря 2007 г. в 20:22 | ||||
В книгах Мартина есть все: истории о доблести и чести, о любви и предательстве....красочные турниры, пиры, запутанные интриги и темные тайны, дворцовые заговоры и междуусобные войны. И это еще не все. В мире Вестероса есть место не только человеческим страстям и борьбе за власть, немалую (хотя пока довольно умеренную) роль играет магия, магия утонченная, не грубая и открытая, как в книгах других авторов, эта магия балансирует на грани веры и суеверия, оставаясь по природе и сути своей загадкой. «Песнь Льда и Огня», на мой взгляд, это воплощенное «золотое сечение» жанра фэнтези. | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
ssotis, 07 ноября 2007 г. в 16:47 | ||||
Бесспорно, как литературное произведение книга заслуживает, по-моему, самых высоких оценок. Но для «лучшей фэнтези-саги со времен Толкина» у нее все же не хватает того самого фэнтези. По крайней мере, в первом томе. Одни только намеки (пролог в этом плане стоит особняком): где-то там за Стеной бродят Иные и всякая нечисть, когда-то были маги и драконы, напоминанием о которых остались лишь их скелеты... Книга больше похожа на альтернативную историю. Но очень уж мастерски написанную. Читаю с удовольствием! | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
WiNchiK, 09 августа 2007 г. в 22:50 | ||||
Первые 200 страниц шли натянуто и откровенно путанно... с именами и происхождением героев пришлось помучиться, но потом...потом...от этой книги невозможно оторваться!! Какие герои, какие описания быта, сражений, местности...выше всяких похвал!!! Сюжет петляет и выкидывает виражи, но ведет куда надо (пока не понятно куда-но это и здорово!). Герои меняются, становятся лучше, хуже... Мартин-художник, он прорисовывает сюжет, героев. Это не книга — это произведения искусства! | ||||
| ||||
«Пир стервятников» |
| |||
just_kidding, 23 июля 2007 г. в 12:35 | ||||
Сначала читать было не очень интересно — новые персонажи, новые линии. Я начитался гневных отзывов и уже решил-было, что критики правы в своём негодовании. Однако, доложу я вам, начиная со второй половины романа всё существенно меняется. Конечно, не хватает Тириона, Джона, но свято место пусто не бывает — читатель узнает много нового о близнецах Ланнистеров, Серсее и Джейме. Оба они очень сильно меняются по сравнению с предыдущими книгами. Напоследок обращусь к комментаторам: давайте не будем спойлить и рассказывать в комментариях краткое содержание романа. Многие просматривают их перед тем, как взяться за книгу. | ||||
| ||||
«Шесть серебряных пуль» |
| |||
Din Tomas, 18 мая 2007 г. в 22:07 | ||||
Этот рассказ считается у Мартина одним из лучших, наряду с «Королями-пустынниками» и «Путем креста и дракона». Банковский служащий Уилли и частный детектив Рэнди расследуют череду кровавых преступлений. Жертвы как будто растерзаны гигантским животным. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд… Одно из главных достоинств «Шести…» — осязаемая атмосфера этакого ликантропического нуар-детектива. Мрачный дождливый город, полный загадочных тайн. «Дядюшка Джо» во главе местной полиции, у которой, впрочем, свои интересы. Двое друзей, идущих по следу опасного злодея. Свои скелеты в шкафу у каждого из них. Все это живописано Мартином с любовью и пониманием. Никуда не делся фирменный стиль автора. Более того, толика реалистичности, внесенная писателем, значительно освежила классический рассказ «про оборотней». Ликантропия здесь – всего лишь болезнь, вроде астмы, которой страдает Уилли, и кровь – просто лекарство. Впрочем, на протяжении всего почти 100-страничного рассказа, Мартин до конца так и не объясняет механизм ликантропии и нужды страдающих ей. Сюжет интересен и держит в напряжении, градус которого перманентно возрастает. Но все же некоторые условности оборотнического рассказа сохранены, поэтому многое в истории угадывается. Не совсем по-мартиновски прописаны персонажи: да, они хороши и подходящи для такого рассказа, но все же слегка шаблонны. Хотя Уилли это не касается: добродушный клерк-астматик в роли оборотня – более чем свежо! Зато сюжетный поворот об «отце Рэнди и дядюшке Джо» изрядно побит молью. Так что в остальных героях откровений искать не приходится, хотя определенную планку качества автор держит. В итоге – отличный рассказ, с любопытным взглядом на ликантропию, хотя и не до конца разработанным и густой нуар-атмосферой. Плюс безусловное мастерство Мартина. | ||||
| ||||
«Короли-пустынники» |
| |||
creator, 15 июля 2006 г. в 22:19 | ||||
Жуткий рассказище! Погрузился в него, словно в подвал к той самой матке. Читал запоем, и казалось иногда, что лодыжку кто-то кусает. | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
volkman, 22 июля 2005 г. в 19:04 | ||||
Очень неплохая книга. С трудом можно назвать это фантастикой. Скорее, каким-нибудь «новым рыцарским романом» с неизбежным мистическим привкусом. Да, конечно, карта придумана, государства тоже... Мышление героев тоже странное. Да, это не современные люди. И столь же очевидно, что это и не времена Роз. Т.е. сконструированные «психотипы» засунуты в сконструированную «вселенную». Но ведут себя при этом совершенно адекватно. И напрашивается неизбежное сравнение с Камшой — стиль и «время» слишком близки. Не полностью, но с большим правдоподобием можно назвать Мартина «камшой в штанах» и наоборот. По подбору героев, по степени прописанности. Так у Камши более «многозначные» женщины и более чернобелые мужики. У Мартина — наоборот. | ||||
| ||||
«Грёзы Февра» |
| |||
Anahitta, 12 августа 2024 г. в 17:15 | ||||
Наверное, каждый уважающий себя писатель, работающий не в жанре реализма, должен попробовать написать о вампирах. От романа Мартина сразу повеяло атмосферой Энн Райс – Новый Орлеан, вампиры, 19 век. Разве что не так изысканно, как у нее. Главный борец с вампирами ломает все каноны. Эбнер Марш – не бесстрашный герой или маг, это приземленный судовладелец средних лет, тучный, на лицо страшный, любящий хорошо покушать, к тому же он тугодум и не владеет никакими боевыми или магическими искусствами. С бизнесом у него идет не все гладко, он потерял несколько судов из-за льдов. И вот в одну прекрасную ночь к нему обращается с деловым предложением некий бледный джентльмен Джошуа Йорк. Вместе на деньги Йорка они строят самый красивый и быстроходный пароход на Миссисипи, которому дают название «Грёзы Февра». По иронии судьбы название на английском созвучно «горячечному бреду». А мы все с раннего детства знаем, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». «Грезам» как раз и суждено стать плавучим кошмаром. Параллельно автор показывает поместье, хозяин которого Деймон Джулиан выходит из своих покоев только по ночам, а его управляющий покупает красивых рабынь, но вовсе не для тех целей, для которых таких рабынь обычно приобретают. Вместо относительно беззаботной жизни их ждет жестокая смерть в компании кровососов. Читатель быстро догадывается, что Йорк из той же породы, что и Деймон Джулиан. Один вампир – воплощение древнего зла, другой – новатор, который стремится избавить сородичей от жажды крови. Для объяснения происхождения вампиров автор пошел не по обычному пути, согласно которому в вампиры обращают обычных людей. У него это особая раса (мы бы сказали – самостоятельный биологический вид). Где-то на заднем плане истерически хохочет Дробышевский над описаниями эволюции и внутренних органов вампиров )). В какой-то момент Марш начинает вызывать искреннюю симпатию своей упертостью и тем, что он неукоснительно следует стороне добра. Итог – весьма добротный вампирский роман. | ||||
| ||||
«Межевой рыцарь» |
| |||
vfvfhm, 05 июля 2024 г. в 19:48 | ||||
Когда-то, на рубеже десятых годов я прочитал эту повесть, кажется ИП еще не начало выходить, будучи фанатом-неофитом ПЛиО. Мартин вернул меня в мир жанра фэнтези после многих лет отлучки. И каждое произведение, а тем более такого уровня, казалось откровением. Теперь перечитал уже будучи крайне начитанным в жанре. К творчеству Мартина охладел. Но по-прежнему большой поклонник сериала «Игра престолов», а теперь и «Дом дракона». Собственно, повесть прочитана на волне восторгов от первых трех серий ДД (знаю я и недостатки их, но пофиг)) Как только узнал, что в следующем году выйдет экранизация, перечитать очень хотелось. А вчера еще и прочитал «Путь кинжалов», роман собрата-соперника Мартина Роберта Джордана, который вышел в том же году, что и «Межевой рыцарь». Почему бы и не теперь? Я не большой специалист в рыцарских романах, так что к жанровой принадлежности есть вопросы. Но вот чего я много смотрел в жизни, так это голливудские спортивные драмы. И это точно одна из них! Все сделано по сценарному шаблону (еще бы с таким опытом Мартина как сценариста!), натянутому на глобус Вестероса. Автор хорошо знает свою аудиторию, так что выдал все, что ожидал читатель. Амбициозного новичка, верного друга-помощника, жестокого соперника, суровых судей и бескомпромиссной борьбы до самого финала. Кто жалуется на отсутствие жести и сексовухи, так это просто жанр другой. И благородные рыцари только фон и антураж. Ну кто в кино про бейсбол будет втыкать кровь-кишки-расп... Это не к месту. А что касается любофф, так половину повести Дунк только девочках и думает. Как и положено 17-летнему юнцу)) А в кино этого добра еще добавят для оживляжа. Меня больше зацепила одна из основных идей повести, о которой по закономерному совпадению я много думаю как раз в эти дни. Твои мечты могут сбыться, но не так, как ты думаешь. Дунк желал победы, и он ее получил. И был весьма озадачен счетом на табло. Так оно в жизни и бывает. И автор хорошо показал такой расклад, умно и тонко. Отличная повесть, в общем. Горячо рекомендую, если она в моих рекомендациях нуждается)) Любителям спортивных драм в первую очередь. Читал в ранней версии перевода Виленской из «РРетроспективы».Кровь из глаз, конечно, не шла, но больно временами было очень! Постоянно приходилось проговаривать про себя, как персонажей зовут на самом деле. Не Аэгон и Баэрон, конечно)) Текст еще и не вычитан, безобразное количество опечаток и тупых ошибок. С издания этого тома эпохи прошли. Но «Эксмо» в этом плане — халтуре в работе! — никак не поменялось. Стабильность, но не радует. | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
nordcor, 01 июля 2024 г. в 15:31 | ||||
Прочитал Игру Престолов. 750 страниц, мелковатого шрифта. Это первый том знаменитой саги. Повторяет насколько я помню первый сезон сериала. Для тех кто сначала смотрел сериал, как я, наверное ничего нового тут нет. Это как пересмотреть любимый фильм, только его читая. 9/10. Минус бал только за слабые описания интерьеров и экстерьеров, замков, крепостей и прочего — эффекта присутствия в этих замечательных замках не было совершенно, в отличие от описаний еды, которые Мартину удались на славу, особенно, как я понял он любит репки. Ну и реалистичность, кровь, диалоги, персонажи и стреляющие залпом сюжетные ружья — это все на высшем уровне у Мартина. Хоть я и не люблю фэнтези, правда, это скорее псевдоисторический роман про средневековую эпоху, читается крайне увлекательно. Удивило разбиение романа на ПОВы (чередующиеся главы от лица набора главных персонажей), до этого не встречался такой структурный прием в художественных произведениях. Занятно, но очевидно такой прием как раз и повлиял очень сильно на объем произведения. Текста много, но проглатывается он легко и быстро, в этом есть и плюс и минус — ты несешься по сюжету, как скоростной поезд стремительно и без остановок, просто потому что таков текст, текст без изысков и мыслей, просто хороший текст ремесленника, талант, которого заключается в эпичной истории, политических интригах и довольно неплохо прописанных и уникальных героях, хотя порой они излишне глупы/умны/удачливы/неудачливы, но все можно списать на жизненный рандом. Да, и жесткости и даже жестокости тут хватает, все как в сериале пока. Было интересно, было увлекательно, если вы не смотрели сериал, обожаете жесткое вымышленно-реалистичное средневековье, и для вас не критичны суховатые, скудные, описания домов, замков, комнат и всего прочего, у вас богатая фантазия которая и так может все прекрасно представить, почти без помощи автора, и вы любите политические интриги, борьбу за престол, со всякими неожиданными всплывающими фактами, которые сопровождают кровавые поединки, войны и прочее, то для вас книга Джорджа Мартина «Игра Престолов» будет 14/10. А я как будто бы пересмотрел 1 сезон сериала читая книгу, мне понравилось. Первые сезоны были такими многообещающими и фантастически интересными, новыми, как глоток свежего воздуха. Да и время было такое, которое уже не вернешь, ждали каждую серию, бывало приходилось смотреть в 5 утра по Москве... Вспоминаю с теплым, незабываемым чувством ностальгии. Книга мне напомнила те времена, и я как будто чуть-чуть к ним прикоснулся. Спасибо. Перевод, редактура и корректура — безупречно! Спасибо, спасибо большое переводчику Юрию Соколову и всей команде АСТ работавшей над такой объемной книгой. Я получил истинное удовольствие от качества и от каждого уплаченного рубля за эту книгу. Издание от 2007 года с рисованной обложкой (Мастера фантазии). Особенно приятно отметить данный факт, после всех этих современных серий по типу Мастера Ужасов, Легенды Хоррора и прочее... качество перевода, редактуры и корректуры в которых упало ниже плинтуса, были издания переведенные практически полностью нейросеткой (Колдуны Нэвилла), издания без редактуры и корректуры — Книги крови 1 том Баркера (и другие его книги в этой серии, как я слышал тоже сильно пострадали) и т.д. В Игре престолов был буквально один странный момент — второстепенный персонаж, который в битве потерял сыновей, почему то говорит, что потерял отца, но он не сошел с ума, это не какая-нибудь спутанная речь. Вероятно ошибка закралась в переводе и перепутали имя говорившего персонажа. | ||||
| ||||
«Падение» |
| |||
Darth_Veter, 01 марта 2024 г. в 17:16 | ||||
Летатель Марис, стараясь доставить послание от правителя Тайоса, попадает в сильный ураган и разбивается о скалы. Она не погибает, но теперь уже не может летать и проводит всё свое время в хижине местного целителя, который фактически спас ей жизнь, залечив серьезные раны, нанесенные падением. Проходит всего 10 лет, а женщина уже чувствует себя, словно древняя старуха. Хотя она и обретает нежданную любовь к своему спасителю, большого смысла в своей жизни уже не видит. До тех пор, пока на острове не случается из ряда вон выходящее событие, поставившее под вопрос само существование клана летателей... Последний эпизод саги о летателях Гавани Ветров представляет из себя жесткую антиутопию наподобие оруэлловского «1984». Как и в этом романе-предостережении, речь идет о диктаторе, поставившем себя выше избравших его людей и устоявшихся традиций. Правитель Тайоса приобретает такую власть, что начинает путать личное с общественным. Когда соседний Трейн начинает разрабатывать железорудное месторождение на пограничном с Тайосом островке, правитель последнего посылает туда вооруженный отряд с приказом отбить рудник у своих соседей. Когда же один из летателей, пытаясь смягчить тональность порученных ему сообщений, намеренно изменяет часть информации, правитель Тайоса решает провести над летателями «показательную порку», грубо попирая многолетние традиции человеческой общины Гавани Ветров. Главная линия третьей части посвящена последствиям разгоревшихся конфликтов, которые грозят обернуться расколом между всеми жителями планеты. Решающая роль в этом противостоянии принадлежит отстаивающим свою независимость летателям. В том числе и бывшим — к их числу присоединяется и героиня романа. Не скажу, что сюжет от этого становится увлекательным, но определенная интрига в нем всё же появляется. Прежде всего потому, что авторы поднимают тему ответственности каждого гражданина за судьбу своей Родины. С одной стороны, Марис уже не летатель, да и живет на чужом для себя острове, из-за чего вначале самоустраняется от борьбы за справедливость. Но затем переосмысливает свою позицию и выступает в авангарде прогрессивных сил. Правда, образ самого правителя острова показан весьма претенциозно, а его поступки явно противоречат здравому смыслу, но кто может сказать, какие идеи витают в голове у настоящих диктаторов? Степенью накала третья часть во многом напоминает первую, так что авторы всё же сумели частично реабилитироваться за «Однокрылых» и поставили в романе жирную точку. Финал получился слишком уж по-женски «слезливым» и совсем не оптимистическим — наверное, его полностью придумала Лиза Татл, начитавшись «Собора Парижской Богоматери» Гюго. Честно говоря, на этом бы следовало закончить и всю сагу о летателях, но продолжение всё же последовало. Удачное или нет — не мне судить, ибо на «Падении» я сам для себя поставил жирную точку в знакомстве с этой сагой. ---------- РЕЗЮМЕ: завершение саги о летателе Марис, которая в результате несчастного случая лишилась возможности летать, зато спасла жителей одного из островов от власти самозваного правителя-диктатора. | ||||
| ||||
«Лечение мартышками» |
| |||
Kavabanger, 16 октября 2023 г. в 12:48 | ||||
Рассказ, который идеально вписался бы в сериал «Байки из склепа». Мрачно-ироническая, абсурдная история о толстяке, который решил похудеть. Кенни Дорчестер очень толстый. Как пишет Мартин, дело не в физиологии или психологии — Кенни просто очень любит еду. Мартин, человек и сам, мягко говоря, не стройный, описывает это любовь с полным знанием дела. Я читал после обеда, и мне захотелось пообедать еще раз. Волшебная сила искусства! Быть толстяком, однако, Кенни не нравится. Не то чтобы его это сильно тяготило, но как любой здоровый мужчина Кенни хочет секса, а женщины на него не смотрят. Понимая свою проблему Кенни время от времени вяло пытается сесть на диету, но получается у него так себе Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Кенни пытался менять свои привычки — съев очередной кусок, клал на стол вилку, пользовался маленькими тарелками, рассчитывая, что порция покажется больше, и даже записывал в дневник все, что съедал. В результате у него имелось множество дневников и грязных маленьких тарелок, не говоря уже о том, что Кенни научился с невиданной ловкостью орудовать вилкой. У него даже была любимая диета: ты можешь есть сколько угодно своего любимого блюда, но только его и больше ничего другого. Проблема состояла лишь в том, что Кенни никак не мог выбрать самое любимое, поэтому он неделю ел только ребрышки, потом неделю пиццу, затем утку по-пекински (дорогая, кстати, получилась неделя!) и совершенно не терял в весе — впрочем, он прекрасно провел время. Как то раз, заказав огромную порцию жареных ребрышек с острым соусом, Кенни замечает за соседним столом знакомого из клуба желающих сбросить лишний вес — но в каком виде! Знакомый, который весил даже больше Кенни, не просто похудел, он тощий, и это при том, что стол перед ним буквально завален костями — он заказал как минимум четыре порции ребрышек и все их умял! Кенни умоляет поделиться секретом похудания, и после некоторого сопротивления получает адрес, где ожирение инновационно лечат мартышками. Ему буквально садят на шею мартышку. Снять ее он не может, никто ее не видит, ведет себя она мерзко — дерется, таскает за ушли, бьет — а самое главное, она с невероятной проворностью съедает все, абсолютно все, что заказывает Кенни. Опередить ее у него не получается. Позже он придумывает некий лайфхак — заказывает, например, суп, и ныряет в тарелку лицом, втягивая в себя питательную жидкость — но особого насыщения это не приносит. Кенни начинает худеть, однако встав на весы он видит те же 180 килограмм. Никакого парадокса в этом нет — насколько стремительно худеет Кенни, настолько же стремительно жиреет сидящая на плечах обезьяна. Чем закончилась история спойлерить не буду (скажу только что меня невероятно развеселила гротескная сцена, в которой Кенни встречается со своим знакомым, который отправил его на лечение мартышками), да это и не имеет особого значения. Рассказ хорош, один из лучших из редкого поджанра комических ужасов, что я читал:) P.S. Пока читал был уверен, что это такой дружеский тычок в бок Кингу от Мартина. Тут и «Худеющий», и «Корпорация «Бросайте курить»», и «Нужные вещи», и в какой то мере «Обезьяна». Но выяснилось, что большинство из перечисленного было написано позже. Упс | ||||
| ||||
«Хлеба и рыбы» |
| |||
Тимолеонт, 08 октября 2023 г. в 19:39 | ||||
Если «Чумная звезда» была пусть и хорошим, но стандартным научно-фантастическим рассказом, то здесь Мартин меня уже всерьёз удивил. Таф начинает с того, что пытается просто решить насущные проблемы — да, он получил в свои руки огромнейший корабль (шутка ли, более тридцати километров в длину), но он абсолютно неприспособлен для пилотирования в одиночку, да и вообще обветшал — необходим серьёзнейший ремонт... И тут важно не только договориться о кредите, но и вобще сохранить подобное сверхценное имущество в своём распоряжении. Таф, казалось бы, абсолютно неподходящий для этого человек — наивный, хоть и умнейший, пацифист (пусть и размером с космодесантника). И просто-таки до неприличия порядочный и не приспособленный к интригам и политике. Однако же благодаря своей и чужой принципиальности и уму, а так же кошкам, ему предстоит не только спасти целую планету от вымирания, но и корабль свой починить. | ||||
| ||||
«Чумная звезда» |
| |||
Тимолеонт, 03 октября 2023 г. в 18:44 | ||||
Мартин умудрился создать персонажа, бесконечно харизматичного для читателя (чего только стоит взаимодействие Тафа с кошками), и отталкивающего для окружающих. Такая смесь работает прекрасно — ГГ необычен, умён, хоть и любит комфорт и удобства, но если надо, то способен переживать серьёзные лишения и риски. Сволочей и подлецов он ставит на место без перегибов, с хорошими людьми — ведёт себя честно и не предаст их. В то же время благодаря его ехидству, своеобразному чувству юмора и нелюдимости, мало кому понравилось общаться с ним лично. «Чумная звезда» — прекрасная классическая научная фантастика, есть здесь «предтечи» в виде древней высокоразвитой цивилизации, космические приключения, враги, загадочные технологии, и, самое главное, удивительное чувство фантастического. И написано это со всем мастерством и искусством Мартина. Это ведь только первая история о Тафе, неудачливом торговце-кошатнике, но я уже готов назвать себя поклонником этого мини-цикла. | ||||
| ||||
«Короли-пустынники» |
| |||
Тимолеонт, 15 сентября 2023 г. в 16:06 | ||||
А я же полповести мучительно пытался понять, почему мне так знакома эта история, пока не опознал давний-давний сюжет из раннего детства и сериала «За гранью возможного». В общем, книжная версия ещё лучше — это настоящий хоррор, но не пустая пугалка, а даже с некоторой моральной нагрузкой и ненавязчивой назидательностью. Очень удачно выбраны «короли-пустынники» — действительно очень пугающие твари, хорош и ГГ. Они демонстрируют, какой ребёнок получается у плохого родителя-Бога, аж интересно пофантазировать, как бы всё повернулось, если такие существа попали в руки «хорошему» человеку. Сумел бы он наставить своих «пустынников» на благой путь, или оказался бы бессилен победить их природу и принёс огненный потом и очищение детям своим? | ||||
| ||||
«Крепость» |
| |||
Тимолеонт, 15 сентября 2023 г. в 14:15 | ||||
Очень уж сильно переоценивает Мартин шансы Свеаборга устоять перед русскими войсками. Да, шансы были, но не настолько однозначными, как описывается в финале, но это единственная моя серьёзная претензия. Как бы сильно я не старался придраться, но всё написано относительно нейтрально — есть офицеры, считающие дальнейшие боевые действия бессмысленными и желающими независимости для Финляндии (а они её по факту получили, список привилегий ВКФ был просто запредельным, с остальной Россией финнов объединяло только присяга Императору), а есть и те, кто любой ценой готов драться до последнего, даже если это означает гибель. Да, рассказ немного корявый, но мне б так жить, как Мартин творил в самом начале творческого пути — ярко, эмоционально и достаточно сильно. | ||||
| ||||
«Шторм в Гавани Ветров» |
| |||
Тимолеонт, 23 августа 2023 г. в 17:47 | ||||
Вот пускай книги о феминизме и борьбе за равноправие будут примерно такими. Умными, не показушными, без нытья и написанные авторами, которые знают своё дело и умеют рассказывать истории. Да, есть некоторые наивности, но ГГ испытывает реальные, ненадуманные проблемы при своём «взрослении» и действительно борется за важные вещи. От авторских же рассуждений, донесённых через диалоги, действительно становится интересно — затронута достаточно щепетильная тема противостояния древних и важных традиций с неизбежными веяниями нового времени, подкреплёнными неизбежным исчерпанием невосполнимого ресурса, который теперь можно доверять лишь лучшим из лучших. | ||||
| ||||
«Негодяи» |
| |||
Eni, 29 мая 2023 г. в 09:48 | ||||
Как и большинство подобных сборников, где очень разные произведения, написанные в разных жанрах очень-преочень разными авторами, объединяются некой условной «общей» темой, сборник «Негодяи», составленный Дж. Р.Р. Мартином и Г. Дозуа, получился весьма и весьма неровным. Чтобы вы могли представить эту синусоиду, разброс моих личных оценок — от 5/10 до 10/10. И, да, увы, такие сборники идут всегда медленно и тяжко, я в параллель ещё семь книг прочла. Всего рассказов — 21, плюс немного ностальгическое вступление от Мартина с рассуждениями о том, почему нам так нравится читать про негодяев и трикстеров. Мои фавориты здесь — С. Линч и П. Ротфусс. И в этом нет ничего удивительного! Как известно, оба автора – редкие крутаны (кроме одного малюсенького нюанса, ну, этого… знаете... про недописанные циклы… но сейчас не об этом). У Ротфусса в сборник включена повесть «Грозовое дерево» из знаменитого цикла «Хроники убийцы короля». Она великолепно написана и самодостаточна, не нужно знать ничего сверх того, что в ней уже есть. Да, читавшие «Имя ветра» и «Страхи мудреца», наверняка, увидят что-то ещё, но для меня всё прекрасно и так. 10/10. Нет! 11/10. Главный герой — Баст, о котором в процессе чтения мы узнаём разные (удивительные!) вещи. Например, что он не тот, кем кажется. И что он помогает детишкам, выполняя их желания, но не надо думать, будто это какие-то хорошие дела. У Линча здесь рассказ «Год и день в старом Терадане» из «Тераданского цикла», в котором больше пока что и нет ничего. Но рассказ отличный и тоже самодостаточный. Мне понравились в нём и сюжет, и уровень замеса (да-да, я про «как украсть улицу?»), и персонажи, и как всё развязалось в итоге. Интересный способ наказания преступников, кстати. Там их превращают в статуи и закрепляют на них лампы, чтобы они служили городу всегда. Мир представлен, конечно, не весь, но даже по тому маленькому его фрагменту – тщательно выверенному и виртуозно прописанному – видно, что это нечто стоящее. В общем, 10/10. Нилу Гейману 9/10 за рассказ «Как Маркиз свой кафтан назад получил» я поставила по блату. Объективно, он, пожалуй, стоит 7/10. Но добавим единичку за симпатию к Нилу, единичку — лично Маркизу и получим как раз девять за всё. Рассказ, можно читать, не зная ничего про «Никогде», к которому он примыкает, но он всё же многое теряет в таком случае, как мне кажется. В основном, потому что за рассказ не успеваешь проникнуться очарованием Маркиза. Ну, а ещё рассказ получился суетливый и немного бестолковый, хотя для Геймана это — не недостаток обычно. Кроме Геймана, «девяточки» получили Д. Абрахам (возможно, вы знаете его под псевдонимом Джеймс Кори) за рассказ «Суть любви» и Б. Дентон с повестью «Крутая медь». «Суть любви» о том, как виртуозно всех обмануть, свести влюблённых вместе, подружиться с известным убийцей, заработать денег и разобраться, что же такое любовь на самом деле. Немножко аллюзий на истории про слуг, которые всё делают за своих хозяев, пока те лежат в тенёчке и страдают от неразделённой любви (или другой какой ерунды). «Крутая медь» о том, как вор крадёт у вора. Она неоднозначная, но мне понравилась, потому что здесь про музыкантов-одержимцев, понимающих, что главное — музыка. А ещё она забавная, иногда нелепая, со скрытыми скелетами в шкафах и достаточно динамичная, чтобы не дать заскучать. Откровенно плохих рассказов в сборнике нет, но вот эти мне понравились меньше прочих: — «Ревущие двадцатые» К. Вон, 5/10. Там на протяжении тридцати страниц очень атмосферно, красиво и антуражно, НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ. — «Тяжёлый металл» Ч. Прист, 5/10. Экзорцизмы, экология, несуразность и скучнота. — «Недоразумение в Тире», С. Сейлор, 5/10. Какой-то невнятный винегрет, я такое люблю вообще-то, но тут не сработало. — «Сертификат происхождения», Д. Болл, 6/10 Просто очень скучно. — «Согнутая ветка», Дж. Р. Лансдэйл, 6/10. Сюжет «Принцесса в беде», рассказанный в рамках реальной, далёкой от сказок жизни. Ничем меня не тронуло. — «Принц-негодяй, брат короля», Дж. Р.Р. Мартин, 6/10. Скорее, статья в Википедию по миру «Песни льда и огня», чем рассказ. Такой-то пошёл туда-то, захватил то-то, убился об вон то (по пути убил и изнасиловал всех, кого встретил). Про остальные рассказывать не буду, все они неплохие (7/10 и 8/10), многие написаны авторами, которых я знаю и люблю. Средний бал я поставила в итоге 8/10, щедро округлив 7,5. | ||||
| ||||
«Путь креста и дракона» |
| |||
Sergio Blanc, 24 мая 2023 г. в 16:53 | ||||
Много отзывов я прочёл. Разных. Поверхностных и глубоких. Долго думал, а «отзываться» ли мне? Читал давно. Перечитывать не стал, а решил вспомнить то впечатление, которое тогда произвёл на меня текст автора. Моё мнение таково — рассказ отличный! Он о том, как в далёком будущем рыцари-инквизиторы летают искоренять ереси на космических кораблях. О том, как Иуду Искариота обьявляют святым и Повелителем драконов. О том, как архиепископами церкви будущего становятся негуманоиды. Это рассказ об Ордене лжецов, о ИСТИНЕ и ЛЖИ. Кто прав, кто не прав в этом тексте? Судить нам, читателям. И это здорово.Там, где есть дилемма личного морального выбора — всегда настоящая литература! | ||||
| ||||
«Грёзы Февра» |
| |||
intuicia, 28 марта 2023 г. в 15:09 | ||||
До этого я наверно, как и многие, читала у Мартина только цикл «ПЛиО». Однако, в библиографии автора есть и другие разноплановые произведения. Но почему я раньше не обращала на них внимания? Не знаю… Видимо слишком велика была мощь «льда и пламени». И вот благодаря обзору одного из книжных блогеров я заинтересовалась «Грёзами Февра». Как оказалось, это роман про вампиров и речное пароходство. Довольно необычный антураж, плюс действие разворачивается в 1857 году. Если посмотреть в каком году написана эта книга, а это 1982 год. То нужно отдать должное Джорджу Мартину, она и по сей день отлично читается. Тут конечно виден стиль автора, его умение погрузить нас в атмосферу. Река Миссисипи и все ее окрестности. Тонкости сплава по ней, работа пароходства, обустройство кораблей и еще множество мелочей создают очень реалистичную картину происходящего. Ну и главный козырь — это конечно образы героев и конфликты сторон. Перед нами две расы люди и вампиры. Такие разные и такие схожие. Тут вампиры – это кровососы, для которых люди просто еда. Скот – как они нас называют. Но если бы не люди, возможно и жизнь у них была бы другая. Благодаря тому, что в данной трактовке вампир не может просто так обратить человека, с размножением их расы возникают некоторые проблемы. И самая главная проблема в этой книге – это проблема выбора. Мартин приводит довольно страшные примеры того, что люди в своей жажде крови в некоторых моментах не уступают вампирам. И как зверь может превратиться в человека, так и человек может стать зверем. Всё дело в осознанном или неосознанном выборе. Где эта грань и как легко ее переступить. Я получила большое удовольствие от прочтения. Это такой производственно-философский роман с налетом мистики в лице вампиров. Может показаться, что в начале действие идет очень медленно. Но тем, кто привык к описаниям, для большего погружения думаю будет только более атмосферно читать далее. Для тех же кто привык к более динамичному развитию сюжета, есть графический роман. Там конечно не так подробно показаны все нюансы и глубинные смыслы. Но более динамично и красочно показан основной сюжет. | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
RonS, 09 февраля 2023 г. в 13:56 | ||||
Я не думаю, что эту книгу нужно представлять в 2023 году. Книга получила миллионы оценок и тысячи рецензий. Тем не менее, я большой поклонник этой вселенной, поэтому пишу свой отзыв. Если оценивать сюжет «Игры престолов» без знаний из других книг серии, то он окажется сложным и непредсказуемым. Если прочесть все пять томов саги и оценить сюжет первой книги, он покажется еще более сложным, а непредсказуемость превратится в восхищенное наблюдение за подготовкой этой непредсказуемости и подсчет многочисленных сюжетных зацепок, которые ранее указывали на неожиданные повороты сюжета. В «Игре престолов» мало сюжетных поворотов ради сюжетных поворотов, только для удивления читателя. Большинство поворотов сюжета обусловлено предыдущими решениями и ошибками персонажей, чертами их характера, непреодолимыми обстоятельствами, которые поражают героев вроде бы случайно, но на самом деле очень логично. В книге восемь персонажей от лица которых ведется повествование и, соответственно, восемь сюжетных линий, хотя некоторые сюжетные линии изолированы и развиваются довольно медленно. Но помимо них в книге начинают развиваться многочисленные сюжетные линии второстепенных и даже эпизодических персонажей. Все эти люди проживают свою жизнь на страницах первой книги, а затем и всего цикла, и за ними интересно наблюдать. Сюжет содержит политическую, детективную, любовную, военную и другие составляющие. И все это показано вполне естественно, полно и емко, в общем, совершенно неотличимо от реальной жизни или реальных исторических событий. В результате сюжет «Игры престолов» абсолютно грандиозен и удивителен. Потребовалось бы много слов, чтобы описать его полностью. Все восемь основных героев разные. Мне кажется, что только у Неда и Джона есть некоторое сходство. Персонажи превосходно описаны; у них есть свои особенности, как внешние, так и внутренние. Персонажи меняются и развиваются, хотя и довольно неравномерно; например, Тирион казался мне более или менее статичным. Однако их изменения проявляются по-разному. Может наблюдаться как постепенное развитие от их первоначального характера, так и порой довольно резкое изменение в них из-за внешних обстоятельств. Однако все персонажи действуют последовательно и логично. Они не мечутся из стороны в сторону, постоянно совершая противоположные и немыслимые действия наперекор своим истинным «я». Все вышесказанное может быть применено ко многим другим персонажам книги. Большое количество важных второстепенных персонажей описаны ярко, в деталях и кажутся такими же продуманными и живыми, как и главные герои, хотя читатель не видит их внутреннего мира. Еще большее, огромное количество третичных персонажей описано чрезвычайно искусно. Среди них трудно найти какого-либо картонного или плоского персонажа, за исключением, возможно, тех, кто был упомянут только по имени. Но, как только читатель читает хотя бы несколько предложений о персонаже, он сразу же кажется живым. В дополнение к очень разнообразным внешним отличиям, манерам речи, привычкам и навыкам, у большинства неважных персонажей сложное прошлое с опытом и ошибками. Есть персонаж в настоящем со своими проблемами и поступками, но также и с будущим, со своими желаниями и целями. Например, в «Ночном дозоре» среди десятков персонажей трудно найти хоть одного похожего друг на друга. Даже персонажи, которым в книге не уделялось особого времени или которые не появлялись в ней, могут быть описаны в мельчайших подробностях. Например, Станнис показан со слов различных персонажей книги и предстает перед читателем совершенно живым. Не появляясь в книге, он играет важную роль в сюжете. Однако в «Игре престолов» даже умершие, исторические и легендарные личности показаны очень хорошо. Разнообразие и утонченность персонажей во многом способствуют популярности книги. На протяжении всей книги есть замечательные диалоги, которые либо развивают сюжет, улучшают миростроительство, либо углубляют индивидуальность персонажей. Бесцельных диалогов практически нет. В диалогах часто присутствуют скрытые смыслы и эмоции, и это делает книгу очень богатой и плотной по содержанию. В большинстве диалогов используются атрибуции, которые вместе с интонацией и репликами передают различные эмоциональные и семантические тонкости. Принцип «показывай, не рассказывай» используется повсеместно. Групповые диалоги также очень хороши. Они показывают второстепенных персонажей быстро и точно. Кроме того, диалоги передают множество намеков, различных загадок и секретов, которыми изобилует «Игра престолов», а также остальные книги серии. В книге есть различные примеры остроумного, тонкого, а иногда и черного юмора, который никогда не скатывается в фарс и клоунаду. Большая часть юмора сосредоточена в диалогах. Интересно следить за диалогами Тириона, Скорбного Эдда и других остроумных персонажей. Стиль соответствует средневековым временам, но в то же время легко читается. Каждая сцена имеет минимальное описание, чтобы читатель мог представить обстановку, в которой находятся персонажи. Описания внешности очень хороши и довольно часто передают эмоциональное состояние героя в данный момент. Описания одежды достаточны, но не избыточны. Мне понравились различные метафоры при описании природы или зданий — они создают свою собственную атмосферу книги. Стиль написания очень плотный, с множеством мелких деталей, которые могут сразу раскрыть дополнительную информацию, но также могут содержать различные сюжетные зацепки. Таким образом, «Игра престолов» — чрезвычайно воспроизводимая история — ее можно перечитывать много раз. Это первая книга, в которой излагаются принципы миростроительства для всей серии. Мир книги очень реалистичен, похож на псевдоисторический. Однако многие отличительные детали вплетены в повествование очень грамотно, чтобы создать оригинальный огромный мир во всем его многообразии. Собственная история мира проходит через все повествование, избегая информационных свалок и создавая подробную картину. Очень хорошо показаны религии и обычаи различных народов, которые выглядят естественно и разумно. Магия не является определяющим фактором в построении мира в первой книге, но она показана так умело, что читатель искренне верит в ее тайны и силу. Я думаю, что «Игра престолов» — это невероятно качественная фэнтезийная книга, которая заслуживает своего места классики жанра. Очень хорошо, что по книгам был снят сериал, который привлек внимание к этой великолепной книге. | ||||
| ||||
«Злоцветы» |
| |||
AlisterOrm, 19 ноября 2022 г. в 17:08 | ||||
На меня дохнула лютая стужа планеты Гетен-Зимы на Горбенском леднике, ветер играет моими волосами в проёме замка Халлан на планете Роканнон, осыпая их снегом, я ломаю наст на планете Верель возле Космопора... Лёд дышит на нас, вместе с той меланхоличной атмосферой Тайны, которой окружён этот мир, потерявший память о своей истории, удивительно схожий с тоном произведений об Экумене, и я бы не удивился, если бы эта планета оказалась частью Ожерелья. Всё то же ощущение глубокой Древности, руины городов, горстки людей, жмущихся друг к другу на жуткой и чужеродной планете, и реликт иных времён — чудом выживший космический корабль, стоящий среди поляны зимних цветов, выросших сквозь растрескавшиеся плиты обветшавшей взлётной полосы космодрома, среди наметённых сугробов многолетней зимы... Зима близко, как мы помним. Из всей «A Song of Ice and Fire» я запомнил именно Север, особенно тот, что за стеной. По сути, вот он — только здесь бродят вампиры вместо Ходоков, а голубым сияют не их глаза, а странные и чужеродные цветы с планеты Имир. История одиночества, показанного глазами одичавшей в этой ледяной пустыне юной девочки... То же самое чувство стремления к иным звёздам, и тоскливое ощущение, что их уже не достичь, что корабль так и будет ветшать здесь, всеми забытый и брошенный, тогда как иные миры, кажется, уже рассыпались в прах. Как люди попали на этот забытый всеми мир, почему города из камня и металла обратились в руины, почему Звёзды перестали быть мирами, а стали булавочными головками в хрустальном небосводе? Мы не знаем, и никогда не узнаем, так же, как и юная-старая Шон из рода Карин. И только маленькая табличка с последним посланием из другого мира останется непонятым свидетельством о былом. | ||||
| ||||
«Каменный город» |
| |||
AlisterOrm, 19 ноября 2022 г. в 16:28 | ||||
Мечта о звёздах, о неведомых мирах, о чудесных открытиях на «последнем рубеже» — вот что тянет человека в романтике Космоса. Тональность рассказов Мартина схожа с большими меланхоличными космическими эпосами своей эпохи — Ле Гуин и Герберта, есть здесь что-то от бурной фантазии Майкла Суэнвика и нешаблонных творений Сэмюэля Дилэни. Тысяча миров — казалось бы, всё тоже самое, но куда более ярко чувство тревоги, неуютности, чуждости... Как в Каменном городе на окраине обитаемой части Галактики, форпоста тех, кого изрыгнул Космос в пустыни этой планеты, где каменные рёбра, возведённые неведомой расой, продолжают хранить осыпающийся со временем древний мегаполис от бурь. И команда, бывшая команда романтиков-людей, выброшенных в эту пустыню, поглощённую бытом и раздавленных умирающей надеждой. Они обречены сгинуть здесь, в этом неуютном мире, полном чужих.... Отчаяние положения этих людей — вот что главное. Разум их тупеет, и они даже перестают замечать останки своего былого товарища, распятого на городской стене. Один погрузился в фальшивые грёзы новых открытий, другие стали жертвой наркотического дурмана, и только один, грёзящий другими Солнцами, бился головой о непробиваемую стену безысходности, бился, бился... И проломил. Но как? А вот это уже к загадочной расе, возведшей в неизмеримые времена каменные рёбра города. ...Само время рассыпается в прах, город оседает в пустыню, становясь прошлым, а отважный путешественник в его туннелях продолжает свой путь от звезды к звезде, ведомый жаждой открытий. Красиво. | ||||
| ||||
«Ледяной дракон» |
| |||
orxan41, 20 октября 2022 г. в 17:13 | ||||
Читал рассказ в сборнике «Драконы». Один из самых слабых рассказов сборника, чуть более, чем полностью забитый клише, такими как отстраненный без особой для себя причины Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ребенок, нелюбовь к дяде (также без причины), непонятное поведение отца, который подверг свою семью смертельной опасности, поставив семью ниже, чем клочок земли и т.д. Особенно глухо все в плане сюжета, если сравнивать с предыдущим рассказом Урсулы Ле Гуин. Тот самый случай, когда из-за громкого имени Мартина его откровенно слабый и проходной рассказ добавляют в сборник для «повышения престижа оного». Равно как и имя Мартина идет первым на обложке, хотя рассказ — один из самых слабых в сборнике. Что поделать — имя работает на автора.(кроме рождения зимой и смерти матери во время родов, что явно не является редкостью в мире средневековья) Отдельно мне непонятно: для какой возрастной группы писал рассказ Мартин? Если для детей, то сцена надругания явно лишняя. Если для взрослых, то слишком много нелогичных героев, да и вряд ли история девочки с синдромом Аспергера \ аутизмом так уж явно была рассчитана для взрослых. | ||||
| ||||
«Пламя и кровь» |
| |||
mkw, 11 августа 2022 г. в 19:47 | ||||
Превосходная стилизация под средневековые тексты и одна из основных книг современного американского медиевализма. Читается легко, но историк сразу находит источники, на основе которых сконструирован текст. Для тех кто интересуется таким явлением как медиевализм (текстуальное и визуальное присутствие средневековый образов в современности) — обязательна для прочтения | ||||
| ||||
«Игра престолов» |
| |||
PiterGirl, 23 августа 2021 г. в 18:42 | ||||
Это совершенно фантастическая книга! Во-первых, у нее лёгкий для понимания язык. Стиль Мартина очень живой, яркий и образный, и при этом тебе не нужно за каждым словом лезть в словарь (читала на английском), все понятно из контекста (привет Терри Пратчетту ?). Во-вторых, сюжет захватывает с первых страниц, так как тебя моментально погружают в мир королей, лордов и... Других. Предисловие у книги настолько ошеломляющее, что ты не можешь и не хочешь отрываться, желая узнать: а что же дальше? А дальше начинаются такие заварушка и месиво, что тебя уже начинает интересовать решительно все. Повествование книги — нелинейное. Читателю предоставляется возможность смотреть на происходящие события под разным углом, так как история ведется от лица нескольких главных персонажей. Это не усложняет процесс понимания сюжета, я бы даже сказала, что такой принцип делает историю более яркой и детальной. Мне очень понравились так называемые серые персонажи — персонажи, которых нельзя однозначно отнести к хорошим или плохим. Вообще, эта книга включает в себя все типы героев: какие-то стоят на стороне чести, добра и порядочности, какие-то придерживаются стороны зла, интриг и предательства. Однако самые крутые и любопытные персонажи — те, которые находятся посередине. Ты рассматриваешь их под микроскопом и пытаешься ответить на вопросы: на чьей они стороне и кому на самом деле служат? Какие у них на самом деле мысли, цели и замыслы? Интригующая концовка не оставляет иного выбора, кроме как тут же хвататься за вторую книгу. Разве не это является доказательством того, что это выдающийся роман? | ||||
| ||||
«Межевой рыцарь» |
| |||
VovaZ, 09 февраля 2021 г. в 08:48 | ||||
Увлекательная, небольшая повесть, начало цикла о рыцаре Дунке. На временной шкале, это вроде бы один из приквелов большой “Игры”, но дух произведения совсем иной. Здесь нет ни магии, ни глобальных событий. Куда меньше подлости, грязи и политики. Просто рыцарская история, с благородством, романтикой и экшеном. Повесть понравилась. Будет любопытно увидеть грядущую экранизацию. От сериала публика всё же ждёт крови и секса “Игры престолов”, которых в оригинале маловато. Так что, в сценарии, Джорджу Мартину придётся добавить жести и перца. | ||||
| ||||
«Битва королей» |
| |||
URRRiy, 23 июня 2020 г. в 00:39 | ||||
Эпичное продолжение первого романа, не менее захватывающее и такое же огромное. Картина событий обрисована по всему местному глобусу, если Асшай непосредственно не показан, то о делах его уроженцев рассказано и показано весьма четко. Магия во всей своей неприглядности. Короли действительно бьются, заголовок книги не обманывает, хотя непосредственное описание сражений относительно небольшое, с точки зрения непосредственного участника показаны только два боя Тириона, автор явно наделил карлика своей вселенной непропорциональными физическими силами, что выглядит интересно, но явно неправдоподобно. Остальные битвы и сражения «королей» упоминаются краткими сводками, где перечисление павших и взятых в плен сиров и лордов превышает величину всего описания битв. Бриллиантом, пусть и маленьким, на этом фоне выделяется только битва на Черноводной. Зато политики и приключений вполне достаточно. И начало кровавого пути будущего профессионального убийцы Арьи Старк, и становление доблестного брата Ночного дозора Джона Сноу и его товарищей, а также быстро взрослеющих Брана и Сансы. Конечно, на мой взгляд, есть и откровенно популистские авторские эпизоды, выглядящие весьма неестественно — это прежде всего бурное начало правления незабвенного короля Джоффри. Какая то детская карикатура внутри вполне взрослой книги, пусть и сказочного жанра. Но в целом — это великолепное произведение, отнюдь не затянутое, несмотря на гигантский объем. | ||||
| ||||
«Буря мечей» |
| |||
URRRiy, 09 июня 2020 г. в 22:35 | ||||
Вероятно самый динамичный и драматичный роман из написанных Песен Льда и Пламени. Битвы и предательства, неожиданные смерти и ещё более неожиданные «вернувшиеся» оттуда, боги древние и новоявленные, благородные лорды и бастарды, кроме того, весьма много фигур автор поставил на размен в целях обострения сюжета. Каждый основной герой, чьими именами названы главы, не избежит крови и предательства, при этом мастерство Мартина как писателя проявилось в романе очень ярко — ведь откровенная сказка, а героев- куча, но практически каждый вызывает сочувствие и эмоциональный отклик. В общем отличный образец как развлекательного чтения, так и выдающегося авторского таланта. | ||||
| ||||
«Путешествия Тафа» |
| |||
saranac, 01 июня 2020 г. в 09:59 | ||||
Не спешная, размеренная, но довольно интересная фантастика, громадный корабль Тафа в несколько километров в высоту и длину с биологическим оружием на борту поражает воображение. Его любовь к кошкам, да и присутствие самих котов в романе довольно умиляет, особенно Дакса с его способностью к телепатии. Самая лучшая конечно первая новелла, она и самая главная в книге, к концу книги новеллы сбавляют обороты, но сама книга, как цельное произведение, довольно хороша. | ||||
| ||||
«Песнь о Лии» |
| |||
Incnis Mrsi, 28 апреля 2020 г. в 12:20 | ||||
Создавая свой легендариум, Джон «настоящий R.R.» Толкин предпочёл что-то такое антично-монументальное, языческое, околорелигиозное, на основе мудрости далёких предков. Но настоящий профессор, как минимум, читал всех положенных при таких амбициях «беовульфов», причём на языке оригинала. Мартин, надо думать, счёл, что не боги горшки обжигают и можно бы и ему написать о религии. И желательно бы что-нибудь дхармическое; ведь 1973 год, Запад, кругом хиппи да New Age… ну, вы поняли. Да, есть отдельные неплохие образы: «администратор планеты», например, меня впечатлил. И эти, как их… шкины тоже недурно получились. Но по (выбранному для данного произведения) фокальному вопросу религиозного поиска сказать псевдо-R.R. может только нуль, в пределах точности измерений. И на какой коэффициент авторского мастерства этот 0 не умножь, нулём содержание повести и останется. | ||||
| ||||
«Бегство охотника» |
| |||
xdma, 06 декабря 2019 г. в 16:59 | ||||
Наверное, впервые читал книгу, в создании которой участвовали аж три автора. Получилась очень добротная смесь приключенческой ксенофантастики с психологическим триллером. Итак, далёкое будущее, заброшенная планета, город-колония землян, в которой люди живут под покровительством существ из других миров. Этот социум страдает от тех же пороков, что и нынешнее человеческое общество на протяжении многих столетий — большое разделение по уровню жизни, воровство, пьянство, наркотики, уличный криминал. Порой удивительно, как в фантастических произведениях, в описании далёкого будущего, при самом невероятном техническом прогрессе и в самых невероятных мирах человек остаётся неизменным, со всеми его комплексами, пристрастиями и слабостями. Так вот, Рамон Эсперо, герой романа, выходец из Мексики(планета Земля), проживает, а точнее — прозябает, в этой колонии. Герой, надо сказать, весьма малосимпатичный, можно сказать — заурядный мексиканский гопник. Он зарабатывает на жизнь редкими вылазками в качестве геолога, вынашивает планы быстрого обогащения, при этом постоянно всем недоволен, много пьёт и часто дерётся. В одной из пьяных драк он убивает высокопоставленного чиновника и, решив скрыться на время из города, отправляется в малоизученные области планеты на поиски полезных ископаемых. В самом начале своей вынужденной экспедиции он наталкивается на представителей ещё одной, ранее неизвестной инопланетной цивилизации. Тут и начинаются необычайные приключения героя. Не буду рассказывать сюжет, чтобы не портить впечатление от интриги и поворотов сюжета, а они здесь очень интересные. В течении романа происходит серьёзная психологическая трансформация героя. Прочитал этот роман с большим удовольствием. Более высокую оценку не ставлю по нескольким причинам. Первое — из-за слишком частого использования испанских слов(в основном — ругательств), что вызывает некоторое раздражение. Второе — невнятное и неубедительное описание конфликта между инопланетными цивилизациями. Третье — взаимоотношения землян с инопланетянами очень наивные и порой просто глупые, финал тоже выглядит каким-то несерьёзным на фоне весьма драматического повествования. | ||||
| ||||
«Межевой рыцарь» |
| |||
Чичеро, 07 августа 2019 г. в 16:12 | ||||
Яркая повестейка с глубоко эмоционально прожитым боем на рыцарском турнире. Симпатичные герои, которым сопереживаешь. Не сводится к развлекалову, т.к. показывает момент столкновения мечты с реальностью (средневеково-фэнтезийной, разумеется). Рыцарский мир в турнирной его области показан многоликим. Процветают патологические явления — заработок на нечестной игре и пр. Но есть и благородство, которое демонстрирует и сам Дунк, и рыцари, вызвавшиеся участвовать в его бою. Гибель хороших людей на турнире — резкая встряска для героя. Проверка, точно ли ему надо в рыцари. Но, видать, надо, раз парень не отступается даже после этого. | ||||
| ||||
«Только дети боятся темноты» |
| |||
ash945, 02 августа 2019 г. в 18:16 | ||||
На мой взгляд, ценность этого рассказа исключительно библиографическая. Кроме того, что автор его Джордж Мартин, больше ничего примечательного в нем нет. И читать его вряд ли можно посоветовать — исключение, опять таки, сугубо библиографический интерес.. | ||||
| ||||
«Буря мечей» |
| |||
JIOCOCb, 10 июля 2019 г. в 21:07 | ||||
Покупая эту книгу вы получаете не страницы, исписанные чужими словами, как это обычно бывает, а целый мир: угрюмый, жестокий, несправедливый, но невыразимо притягательный. Открывая эту книгу вы не тратите несколько часов своего свободного времени, а проживаете несколько десятков жизней: тяжелых, горестных, часто – слишком коротких, но настолько насыщенных и емких, что возвращаться к своей жизни, спокойной и счастливой, становится с каждой перевернутой страницей все тяжелее и тяжелее. Я не читала ничего подобного со времен Толкиена. Это мир настолько живой и яркий, что до сих пор тысячи людей стремятся хотя бы раз в неделю променять свои удобные джинсы и просиженный диван на меч и кольчугу. Пусть в своем городском лесочке, но с порывом истинного Хранителя. Так вот, Мартин создал нечто как минимум не менее грандиозное. Настолько сильное и берущие за душу, что читая последние 200 страниц я начинала ненавидеть себя за то, что не купила сразу все имеющиеся в продаже тома, что мне придется ждать несколько дней пока я снова смогу очутиться в мире Семи Королевств. Я никого не призываю в этот мир. Он слишком жесток и слишком притягателен, это – настоящий наркотик. Свой выбор вы сделаете сами. Но если я встречу вас на Королевском тракте – может, подмигну. А может, нападу | ||||
| ||||
«Герой» |
| |||
VovaZ, 03 июля 2019 г. в 13:17 | ||||
Военный герой хорош, пока он на войне. Для общества он, как правило, лишний. Сейчас, после Афгана и Чечни, эта идея кажется банальной и наивной. Однако Мартин написал рассказ, несомненно, под влиянием войны во Вьетнаме, и печальных судеб её ветеранов. По литературным параметрам рассказ простоват, на мой вкус. | ||||
| ||||
«Дикие карты» |
| |||
Изенгрим, 25 июня 2019 г. в 16:08 | ||||
Несмотря на то, что книга является сборником рассказов разных авторов, создается ощущение, что автор-то один, просто пытается писать, используя разные стили. Понятно, откуда взялось такое ощущение — очень уж каркас жесткий у темы, из рассказа в рассказ повторяется один и тот же плотный набор фактов, и различным писателям приходится танцевать вокруг него чуть ли не на носовом платке — придумать что-то свое в таких условиях довольно трудно. И вот в этой зажатости таится слабость антологии — в какой-то момент надоедает читать одно и то же, пусть с разных углов. Вроде бы здорово встроена в мир дикой карты Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, но эта комиссия встречается в каждом втором рассказе — да сколько можно, уже выжали из нее все можно, бедняга Маккарти на том свете пропеллером вращается, давайте о чем-нибудь еще, неужели кроме как о черных списках и пострадавших от них суперменах говорить не о чем? Несмотря на наличие сверхлюдей, описываемый мир и Америка ни разу не альтернативные — все те же Вьетнамская война, хиппи, студенческие протесты, вторая красная паника, борьба за гражданские права и тому подобное: то есть в наш мир взяли и засунули мутантов без каких-либо последствий для истории и социума. Что есть летающие мужики, что нет их — никакой разницы. Зато в общем-то видно, откуда черпали идеи перезагрузчики всех этих кинокомиксов про суперменов, людей икс и прочих челмедведосвинов: все серьезные темы про ответственность, ксенофобию, массовые истерии и страдания меньшинств прямо буквально из этого сборника. Вот только киноделы сумели по большей части реализовать эти темы, а сборник профукал весь свой потенциал. Если поначалу книга меня зацепила и увлекла, то чем ближе была половина, тем быстрее угасал мой интерес и я уже начал позевывать — опять все эти черные молнии, могучие черепахи и прочий бедлам, а пафос, литературные штампы и отсутствие собственного слога только все ухудшали. Так, жеваный картон, только покрашенный в яркие цвета. Сама по себе идея тоже изначально казалась с большим потенциалом, однако в какой-то момент стало понятно, что вся эти пляски вокруг эпидемии дикой карты — это проявление фантастической лени. Обычно авторы всех этих супергероев и суперзлодеев вынуждены придумывать объяснение их выдающимся способностям и как-то оправдывать тот факт, что они вроде как сверхъестественные персонажи. Оказался в центре атомного взрыва, попал под облучение чугуния-356, был укушен пауком, неудачно провел экзорцизм или генетический эксперимент. А здесь раздолье — инопланетный вирус! На всех действует по-разному, заметьте, сработать может в любой момент, передается по наследству — прям мечта идиота. Какие бы изменения с человеком не происходили — ну так вирус же. Нет, сказать, что совсем все плохо, не получится — есть стоящие идеи, неплохие противостояния, внезапные проблески, но уровень в целом не вдохновляет. Если и была мысль ознакомиться с продолжением, то она благополучно сплыла. Все дело в том, что если убрать быстро навязший в зубах инопланетный вирус, то ничего не меняется — вся та же марвеловская история игрушек, а про чуваков в плащах и в трусах поверх штанов (помните Хэнкока — «Гомик. Гомик. Норвежский гомик») все-таки читать интересно в виде комикса, а не в виде текста, весь смак пропадает. Кажется, что Джордж Мартин подбирал соавторов по категории отстойности (не понятно, как в эту гоп-компанию второсортных американских фантастов попал Желязны) — даже когда в рассказах есть хорошая идея, реализована она обычно плохо, а зачастую и идеи особой нет. Пишут авторы так себе, и переведено спустя рукава. Шаблонов и деревянных персонажей как в палп-фикшн. Действительно приличных произведений кот наплакал, хотя и признаю, что они есть. В целом я не то, чтобы сильно разочарован, но рассчитывал на гораздо большее, так что знакомство с циклом на этом завершу. | ||||
| ||||
«Короли-пустынники» |
| |||
technocrator, 24 июня 2019 г. в 18:26 | ||||
Очень своеобразный фантастический хоррор. С одной стороны – абсолютно банальная фабула (мотив «таинственного магазинчика с жуткими [живыми] артефактами»). В то же время, изящное развитие сюжета и мастерство в деталях. Один из самых удачных моментов, имхо, это различия и метаморфозы в портретах «божества»-владельца (что вносит социально-философскую нотку). Собственно, умение создавать осмысленные рельефные изображения уже является критерием разума. И ладно бы такой злобный хмырь как Кресс. Но то, что никто из его гостей-приятелей не возмутился содержанием в рабстве таких «питомцев», показывает, насколько неприятная компания моральных уродов (видимо, сходных по образу жизни подельников по грязному бизнесу) подобралась. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Вопрос только, что среди них делала бывшая пассия Кресса? Или её эмпатия только на кавайных зверушек распространялась?Их дальнейшая участь в качестве подкормки заслуженна. Наличествует также некая недосказанность в мотивах Воу. Правильно ли я понял, что она Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) находится под псионическим контролем Шейда, достившего продвинутого уровня Песчаного Короля? Ну и – приятного аппетита ) | ||||
| ||||
«Рыцарь Семи Королевств» [Цикл] |
| |||
Varnasha, 20 июня 2019 г. в 10:25 | ||||
Виртуозно написанные повести, каждая — бриллиант. Достаточно познакомиться с одной — и понимаешь, что автор — очень крупное явление Большой Литературы. И неважно, к какому жанру ЭТО относить: фэнтези, псевдо историческая проза, историческая проза с элементами фэнтези, магический реализм или что ещё будет угодно придумать литературоведам. Повести (и каждую из них) вполне можно читать без основного цикла ПЛиО: они имеют законченный сюжет, яркие образы героев, угадываемые, но не навязываемые смыслы. В духе постмодернизма Мартин не настаивает на своей, авторской, точке зрения: читатель может считать Дунка наивным простофилей, а может — воплощением рыцарской чести и человеческой порядочности; Бринден Риверс кому-то покажется коварным интриганом, а кому-то — талантливым и мудрым правителем. А вот читателям и поклонникам основного цикла, а также зрителям сериала «Игра престолов», я бы настоятельно порекомендовала повести прочесть, т.к. без них непонятны сюжетные коллизии саги и, на мой взгляд, затруднено понимание всей глубины мартиновской идеи. При всей глубине содержания текст лёгкий для чтения, увлекательный, вкусный, с нотками пряной недосказанности и острой неоднозначности. | ||||
| ||||
«Тупиковый вариант» |
| |||
fant-laborant, 14 июня 2019 г. в 19:38 | ||||
Прочитал повесть за один присест, было интересно «рассматривать» персонажей, до того хорошо они прописаны. Всё ждал, когда же появится фантастика. Появилась где-то с середины произведения, и я бы не сказал, что это какая-то крутая фантастическая идея — мы уже в этом отношении избалованы — что не умаляет достоинств повести. Она сильна в другом. Посмотрим на героев повествования. Главный герой, Питер, измотанный цепью жизненных неудач, во многом стерпелся со своим положением. Кэти, жена Питера, показана в повести язвой и стервой. Своими постоянными колкостями и унизительными репликами она мстит Питеру за его неудавшуюся карьеру, следствием чего, как ей кажется, стала и её несчастливая жизнь. Лишь позже мы узнаём, как много она сделала для мужа в первые годы супружества, а потом просто устала и озлобилась. Университетских друзей Питера — Экса и Стива — жизнь также потрепала. Каждый из них по-разному, с разной степенью стойкости переживал свои передряги. И никто из них представить себе не мог, кому он обязан всеми перенесёнными невзгодами. Банниш — лишь один из четвёрки приятелей — кажется, добился успеха в жизни. Но в итоге становится ясно, что он одинок, несчастен и болен, если не психически, то психологически. А концовка мне показалась приторной, неправдоподобной и скоропалительной. Выглядит это так: раз ты оказался не неудачником, то я снова тебя люблю (или даю тебе ещё один шанс). Тема шахмат, хоть и проходит красной нитью по всему произведению, меня заинтересовала лишь постольку поскольку. Шахматист я никакой. Но представляю, как это может быть волнительно для тех, кто сам увлекается этой игрой. Рекомендую для прочтения им в первую очередь, но также и всем. Повесть стоящая. | ||||
| ||||
«Тупиковый вариант» |
| |||
donKixot, 29 мая 2019 г. в 06:27 | ||||
Небольшая повесть от автора всеми известного цикла ПЛиО. Проглотил я ее за полтора часа, не смог оторваться. Главный упор тут сделан на психологию взаимоотношения людей, всего пять персонажей и практически один диалог между ними. Но так классно это написано, прям ух! Фантэлемент тут связан с путешествиями во времени. Не буду спойлерить, скажу лишь, что если вы читали «Подробности жизни Никиты Воронцова» Стругацких, «Жизнь после жизни» Кейт Аткинсон или «Жизнь сурка, или Привет от Рогатого» Владимира Покровского, то поймете о чем будет речь в повести Мартина. Здесь эта тема раскрыта наиболее емко на мой взгляд. И еще тут есть шахматы! Любителям шахмат строго рекомендую! | ||||
|
Страницы: «(–20) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 55 56 57 58 59 (+10)» (+25)»»