Джордж Р. Р. Мартин «Грёзы Февра»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Вампиры ) | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
К капитану и владельцу речной судоходной компании Эбнеру Маршу обращается с деловым предложением некий Джошуа Йорк. Он предлагает Маршу приобрести половину его компании и вложить деньги в строительство нового наисовременнейшего парохода, названного «Грезы Февра», в обмен на предоставление на судне мест таинственным друзьям Йорка и на то, что Марш не будет задавать вопросов. Переживающий тяжелые времена речник соглашается, но долго мириться с тайной он не в состоянии: слишком уж непонятен ему сам Йорк и его знакомые. Они появляются только ночью, отлично видят в темноте, да и вообще много в них странностей, вытерпеть которые без объяснений невозможно. Объяснения он в итоге получил, но пользы это ему, увы, не принесло. Пароход «Грезы Февра», с которым были связаны самые честолюбивые мечты Марша, стал ареной схватки между двумя могущественными лидерами расы вампиров — вышеупомянутым Йорком, желающим избавить своих соплеменников от вечной жажды крови и найти для них спокойное место в мире людей, и Деймоном Джулианом, видящим в людях лишь скот — источник пищи для более развитой расы.
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1984 // Хоррор - Роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1983 // Роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2003 // Переводная книга фэнтези (США) | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Фэнтези или хоррор (США) |
- /языки:
- русский (2), английский (5), болгарский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- С. Ганев (1), Т. Замилова (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 12 ноября 2024 г.
Властелины реки
12.11.2024. Грезы Февра. Джордж Мартин. 1982 год.
Эбнер Марш, капитан речного парохода, привык к суровому быту Миссисипи и считает себя мастером своего дела. Но судьба забрасывает к нему загадочного Джошуа Йорка — утонченного и холодного человека, за которым скрывается нечто гораздо более зловещее, чем просто деловая хватка. Заключив странное партнерство, они отправляются в плавание, где тайны Йорка начинают медленно, как черный туман, поглощать жизнь и судно. В поисках покоя и власти, Йорк увлекает Марша в водоворот мистики.
В основе романа Джорджа Мартина «Грёзы Февра» лежит богатый и необычный сеттинг речных пароходов на Миссисипи XIX века, переплетающийся с мрачной готикой и мистическим ужасом. Произведение восхищает своей атмосферностью и изображением Юга Америки, погружая в зыбкий мир пароходов и суровых речников, ежедневно вступающих в борьбу с неукротимой стихией и друг с другом. Но вместе с тем, в этой романтизированной реальности появляется и нечто необычное, принявшее форму таинственного Джошуа Йорка, чьи серые глаза скрывают ужасную силу, и в существе которого воплощены как притягательность, так и опасность.
Эбнер Марш, главный герой, выделяется среди книжных персонажей своим непривычным обликом и противоречивой натурой. Он стар, не привлекателен и обладает животным аппетитом, что делает его антиподом типичного романтического героя. Однако именно в его образе Мартин раскрывает внутреннюю силу, непреклонность и честность, а также глубокую страсть к реке, которая является и его проклятием, и источником вдохновения. Этот персонаж, столь нетипичный для жанра, находит сложные пути к своему росту и самопознанию, особенно в отношениях с Йорком, предлагающим партнерство, но скрывающим страшную правду.
Темы книги, как и ее стиль, перекликаются с готическим романом, в основе которого – непреодолимое притяжение к запретному, ужас и соблазн в одной форме. Концепция вампиров здесь предстает не как пустая страшилка, а как символ непредсказуемой, темной силы, живущей бок о бок с людьми. В данном образе Мартин тонко играет на мотивах предания и ужаса, переплетая мистическое и бытовое.
Кроме того, в романе Джорджа Мартина «Грёзы Февра» социальные вопросы играют важную, хотя и завуалированную роль, сквозь которую автор исследует проблематику человеческого лицемерия, иерархии и исключенности. Река Миссисипи здесь — не только физический барьер, но и метафора разрыва между людьми: богатыми и бедными, белыми и чернокожими, свободными и порабощенными. Мартин подчеркивает разницу в опытах персонажей, делая особенный акцент на рабовладельческом Юге, где общество демонстрирует контрасты богатства и жестокости.
Образ Джошуа и его спутников, которые, по сути, являются «чужими» среди людей, предлагает осмысление понятия инаковости. Йорк и его окружение представляют собой тех, кто находится вне принятых норм, они «другие», которых люди не могут и не хотят принять. Марш и другие обитатели речных городков видят в них угрозу, но эта неприязнь и отчуждение становятся зеркалом страха людей перед всем чуждым и незнакомым, будь то новая раса или идея.
Одновременно роман ставит вопрос власти и ее распределения в условиях абсолютной иерархии. Мартин демонстрирует, как человеческое общество выстраивает свое господство на менее очевидных, но не менее жестоких основах, когда экономические интересы и амбиции подавляют моральные принципы. Само общество речных предпринимателей — это мир хищников, где сильные поглощают слабых, и такое положение воспринимается как нечто естественное, даже правильное.
Помимо этого, рабство, представляемое здесь через эпизоды аукционов и продаж, открыто подчеркивает мрачную сторону речной цивилизации. Человек рассматривается как имущество, и это подспудное насилие проливает свет на темную сторону общества, где одни люди решают судьбу других. Именно в этом плане «Грёзы Февра» можно рассматривать как социальное осуждение общества, которое, прикрываясь традициями и законом, допускает подобные перегибы. Вампиры здесь — зеркальное отражение жестокости людей: они лишь эксплуатируют окружающую среду, высасывая из нее все возможное, подобно тому, как люди безжалостно эксплуатируют друг друга.
Стиль написания Мартина здесь – безусловно, сильная сторона романа. Его умение оживлять мир, населенный суровыми речными пароходами, и погружать в мелочи быта речников, их тяготы и радости, создает аутентичную и почти осязаемую атмосферу. Тем не менее, за этой увлекательностью скрываются определенные минусы. Прекрасное вступление и первые главы, обещающие нечто необычное, перерастают в излишнюю детальность и поверхностные диалоги, не всегда раскрывающие героев или углубляющие интригу. Финал кажется затянутым, а трагическая кульминация частично теряется на фоне многословия. Таким образом, роман, хотя и увлекательный, по мере приближения к финалу утрачивает свою остроту.
В целом, «Грёзы Февра» – это путешествие в мир мрачной мистики, где Миссисипи оборачивается не только рекой, но и символом человеческих страхов и страстей. История оставляет неоднозначные впечатления, приглашая исследовать глубины человеческой природы, скрытые в этом готическом пейзаже. 7 из 10.
Anahitta, 12 августа 2024 г.
Наверное, каждый уважающий себя писатель, работающий не в жанре реализма, должен попробовать написать о вампирах. От романа Мартина сразу повеяло атмосферой Энн Райс – Новый Орлеан, вампиры, 19 век. Разве что не так изысканно, как у нее.
Главный борец с вампирами ломает все каноны. Эбнер Марш – не бесстрашный герой или маг, это приземленный судовладелец средних лет, тучный, на лицо страшный, любящий хорошо покушать, к тому же он тугодум и не владеет никакими боевыми или магическими искусствами.
С бизнесом у него идет не все гладко, он потерял несколько судов из-за льдов. И вот в одну прекрасную ночь к нему обращается с деловым предложением некий бледный джентльмен Джошуа Йорк. Вместе на деньги Йорка они строят самый красивый и быстроходный пароход на Миссисипи, которому дают название «Грёзы Февра». По иронии судьбы название на английском созвучно «горячечному бреду». А мы все с раннего детства знаем, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет». «Грезам» как раз и суждено стать плавучим кошмаром.
Параллельно автор показывает поместье, хозяин которого Деймон Джулиан выходит из своих покоев только по ночам, а его управляющий покупает красивых рабынь, но вовсе не для тех целей, для которых таких рабынь обычно приобретают. Вместо относительно беззаботной жизни их ждет жестокая смерть в компании кровососов.
Читатель быстро догадывается, что Йорк из той же породы, что и Деймон Джулиан. Один вампир – воплощение древнего зла, другой – новатор, который стремится избавить сородичей от жажды крови.
Для объяснения происхождения вампиров автор пошел не по обычному пути, согласно которому в вампиры обращают обычных людей. У него это особая раса (мы бы сказали – самостоятельный биологический вид). Где-то на заднем плане истерически хохочет Дробышевский над описаниями эволюции и внутренних органов вампиров )).
В какой-то момент Марш начинает вызывать искреннюю симпатию своей упертостью и тем, что он неукоснительно следует стороне добра. Итог – весьма добротный вампирский роман.
TOD, 15 октября 2010 г.
Видимо, в жизни каждого популярного писателя-фантаста, тем более не брезгуещего хоррором, возникает такой момент, когда необходимо написать роман о вампирах. Во что бы то ни стало. Своеобразная проверка самого себя — а смогу ли? Смогу ли из этой истинно классической, затасканной кем попало темы ужасов создать что-нибудь достаточно интересное? Джордж Мартин, тогда лишь подающий определенный надежды молодняк, этих ваших «фэнтезей» не сочинявший, а ищущий себя, не побоялся взяться за эту весьма-таки непростую тему. Нет, тема-то как раз проста, а вот реализовать ее, чтобы ценители не сблевали прямо на страницы, ой как не просто.
Главный герой Эбнер Марш — старомодный речник, прямолинейный, как шторм, швыряющий вас за борт и упорный, как гребное колесо парохода. Марш живет в своем мире, где есть только его Река и его Корабль. Остальной мир его мало заботит, происходящие перемены его словно бы никогда не коснуться и Марш продолжает мечтать о быстроходных судах и победах в условных «гонках», которые устраивают экипажи, соревнуясь мощностями на потеху пассажирам и рекламы своего корабля ради. С появлением в мире Эбнера бледнокожего эксцентричного незнакомца, жизнь его круто меняется, будто направление ветра в ненастный день, и вот уже идет под воду — капитан, сам того не ведая, пригрел у себя на борту небольшое общество вампиров...
Стилистика Американского Юга времен отмены рабства и неизменный Новый Орлеан — атрибуты вампирского направления, заложенного достопочтенной старушкой Энни Райс, была взята на вооружение Мартином, что вполне характерно на дату выхода этой вещи. Романтизированный образ условно доброго вампира — Джошуа Йорк — борьба с самим собой, попытки просвещения невежественных соплеменников передовыми идеями гуманизма и прочее — с одной стороны, классический упырь-антогонист — Деймон Джулиан, Князь Вампиров, тысячелетняя жизнь, за которую глупые людишки так надоедают, что и Ганди стал бы, наверное, мизантропом, зло совершает не в меркантильных целях, а удовольствия ради же, жрет младенцев (!!) — с другой. Эта битва добра и зла как нельзя символична на фоне рабовладельческого строя, особенно когда Джулиан начинает рассуждать о геноциде человеков в лучших традициях теоретиков расизма. Непрекрытая метафора о превосходстве рас друг над другом — тема актуальна и сейчас. Разделение общества на «хозяев и скотов» было и будет всегда, вот только ни один из «хозяев» не станет этого менять — скорее элита станет чернью, чем чернь поднимется до уровня элиты. В случае с Джулианом все еще печальнее — люди бы его не поняли. Весьма недальновидно объявлять кому-либо, что вы выше его в чем бы то не было, роли поменяются довольно быстро. Очередная личность «опередившая свое время», в одном ряду с героями из лекал школьных сочинений.
Вообще, в отсутствии мастерства «рассказывания истории» Мартина упрекнуть довольно сложно. Любая его работа читается с интересом, автор действительно отдает себя и получает эмоциональный отклик от читающего. Ему удалось заразить меня азартом своих героев и на этот раз, заставить переживать если не за их жизни, ведь мы то с вами знаем, что все будет хорошо, но за их идеи, за их успешное воплощение. Что бы Мартин не говорил об относительной незначительности декораций, в данном случае они чрезвычайно важны. Абсолютно правильно подобраны декорации, ситуации и роли, измени одно и эффект пропадет. Картина Америки тех лет передана очень детально, конечно, я не знаю, как оно там все было на самом деле, но в представленное на страницах книги я верю, это главное. Несущественную роль играет совсем другое — вампирская тема. Какая ирония. Замени вампиров на другое, скажем, тайное общество или там преступную организацию, мало что изменится. В главном фокусе романа находится дружба между двумя противоположностями — Маршем и Йорком, то, что другой вампир, хоть и добавляет некоторую особенность, не суть важно. Описать настоящую дружбу, как видит ее Джордж Мартин, можно используя множество других подобных метафор. Автор уверен, что для дружбы нет никаких условностей и запретов, мужская дружба крепка, бескорыстна и... Вечна? Да будет так.
Buhrun, 4 мая 2013 г.
История поражения.
Меня потрясала та достойная степенность, неторопливость, основательность, с которой грузные мужчины XIX века, видавшие войну, крушение личных империй и вампиров, принимали свою Судьбу. Крах. Проигрыш. Окончательную точку, за которой только надгробие на холме над рекой. Красивый вид, прицел на вечность, и столь же долгоживущие гости на погосте.
Правы те, кто говорит, будто бы Эбнер Марш важнее и выпуклее харизматичных упырей.
Он — алфавит этой истории. Его потом и кровью пишут маршрут по Миссисипи. Его грезы исполняет трубный глас «Грез Февра», ему побратим Байрон после смерти.
И свитой тугому, медвежутистому капитану идут трое:
Джошуа Йорк — заводила этой пластинки — слишком интеллигентен, чрезмерно гуманистичен. Вампир, опередивший собственное племя на сотни лет. Бледный король, без сомнения!!!
Деймон Джулиан — восхитительное животное, Царь зверей в его предельной, искушающе больной и ослепительно-смертоносной форме. Дракула, изможденный своим бессилием перед желанием сдаться. Страд, наслаждающийся вечной жаждой. Валек, всегда встающий против любого силы!
Мрачный Билли Типтон — гиена при дворе повелителя крови, согбенный слуга, убийца, ловкач, иуда своего биологического вида, тошнотный гурман и спаситель в финале.
Для кого эта книга?
Для знатоков и ценителей американского мифа, любителей серебра и пара, гонок на пароходах, любопытствующих о клоаке и роскошествах Нового Орлеана, мифологии и физиологии вампиризма без толики пошлости, адептов верности и упрямства, неудобных героев и честного финала.
О пароходах не сказал ленивый.
Здесь им воздают должное во всех лакомых подробностях.
Сэмюэль Клеменс может спать спокойно.
Пока Эбнер Марш идет полным курсом, всегда есть кому крикнуть: «Марк три».
primorec, 23 февраля 2013 г.
«Огромная Миссисипи, величавая, великолепная Миссисипи, в милю шириной, катит свои воды, сверкая на солнце». Спокойная, мирная картина из далекого прошлого, из старых времен, такая знакомая по любимым книгам Марка Твена. И в лучах восходящего солнца он — сосредоточение мальчишеской мечты: белый пароход, вспенивающий тихие воды своими огромными колесами. «Все три палубы окружены белыми чистыми поручнями; гордо вьется флаг на флагштоке; двери топок открыты, и из них бойко пышет пламя».
«Капитан стоит у большого колокола, спокойный и внушительный, предмет всеобщей зависти; из труб валят, расплываясь, огромные клубы черного-пречерного дыма — нарочитая роскошь, достигаемая посредством нескольких поленьев смолистой сосны...» Воплощение давнего сна: если бы можно было в действительности — сбежать из тесных объятий города, отправиться вниз по реке, плыть и плыть свободным от забот, подальше от тревог реального мира. И пусть даже будут тайны, прячущиеся в полночной тьме, жуткие и опасные приключения, но будут и верные друзья, азарт погони, мужество и верность...Мальчишеская фантазия, давние сны, грезы...«Грезы Февра«!
Он должен быть самым — самым красивым, быстрым и великолепным, самым изящным и мощным, этот пароход Мечты. И на его мостике должен стоять самый-самый лучший капитан. Пусть и не красавец — это же не девичьи Мечты — но он будет умелый и смелый, верный слову и друзьям, упорный в достижении цели, справедливый и не чуждый милосердию. Вот такой он и есть — капитан Эбнер Марш — тот, в котором не умерли мальчишеские Мечты о свободной Миссисипи.
Такой не спасует даже перед странным и неизвестным, не склонит голову перед ужасным. Что ему вампиры и безумцы, убийцы и грабители, если они посягают на самое светлое в его жизни — свободное плавание белого парохода по широкой и бесконечной реке! Он не сбежит и не струсит, а будет пробовать снова и снова, пока не добьется победы или не умрет.
Я не люблю вампирские Саги — все эти заполонившие книги сентиментальные вздохи о тяжелой судьбе и вечных страданиях жаждущих крови или, еще хуже, карикатурные образы бледных лордов — любителей нежных девичьих шей. Но это спокойно текущее, как воды Миссипи, повествование понравилось. Понравилось детально воссозданными атмосферой рабовладельческого Юга и классическим стилем рассказа, возвращающим к романам Марка Твена. Понравилось своим героем и отсутствием романтической дымки вокруг обитателей ночи. И даже сентиментальная нотка — дружба двух противоположностей — Человека и Вампира, как и вышибающая слезу концовка — оказались абсолютно к месту.
Хорошее приключение, достойная фантазия. Пусть по-прежнему катит свои медленные воды Миссипи, увлекая своим течением мысли и воображение очередного читателя из духоты городов, от переплетения проводов, людских толп, смога и вечного шума автомобилей. Дальше, дальше, вниз по течению... Пусть плывет по старому руслу призрачный пароход, несущий свои полузабытые тайны, неясные тени своих жутких пассажиров... Древняя тайна, ушедшие времена — «Грезы Февра»./использованы цитаты из романа Марка Твена «Старые времена на Миссипи» в переводе Р.Райт-Ковалевой/
Deliann, 20 сентября 2014 г.
Вампиры – тема благодатная. Я бы даже сказал, избитая. Произведений о них было написано немерено, особенно в последние годы. Практически каждый писатель, имеющий отношение к жанрам ужасов и мистики, имеет в своем портфолио хотя бы одну публикацию о кровососах. Поэтому я стараюсь обходить клыкастых товарищей стороной, все-таки надоели уже до зубного скрежета.
Мартин – имя знаковое. Сейчас, когда он стал одним из самых популярных авторов фэнтези современности, его ранние книги переживают бум продаж. Несмотря на громкое имя автора, я не спешил читать «Грезы Февра»: вампиры отталкивали. Однако после одной отличной истории от Мартина о не менее затасканных и банальных героях, оборотнях, дремавшее желание прочесть «Грезы…» всколыхнулось. Правда, руки до книги дошли лишь в армии, но тут уж ничего не поделать.
Для начала обозначу первое впечатление от книги. Оно выражается простой формулой: «Грезы Февра» = («Вампирские хроники» Э. Райс – нетрадиционная ориентация персонажей) + описания кораблей и корабельного быта «Террора» Д. Симмонса с поправкой на пароходы и Миссисипи.
А теперь подробнее о сюжете. Один богатый вампир приобретает в свое распоряжение захудалую судоходную компанию. Строится отличный корабль «Грезы Февра», на дворе 1857 год, а сюжет очень нетороплив. Как и в случае с «Интервью с вампиром», «Грезы…» не являются ужастиком, это скорее историческая драма с элементами мистики. Читать такое следует под настроение. Рекомендую всем тем, кто хотел бы взглянуть на «Интервью с вампиром», написанное мужчиной.
gamarus, 11 июля 2016 г.
Наверное, таких как я много, чьё первое знакомство с Джорджем Мартином пришлось на книги из цикла «ПЛиО», и они так понравились, что волей-неволей наступает время, когда обращаешься к более раннему творчеству этого Автора. Сначала мой выбор пал на «Путешествия Тафа». Увы, книга не то, что разочаровала, но показалась абсолютно безвкусной. Неудачный опыт не остановил меня, и вот я решился прочитать «Грёзы Февра».
Для завязки Автор нам, к сожалению, не даёт ничего оригинального. Действие разворачивается в середине 19 века на реке Миссисипи. Неудачливый судовладелец по имени Эбнер Марш (за внешность и привычками которого мне виделся сам Джордж Мартин), получает очень заманчивое предложение от загадочного джентльмена Джошуа Йорка о вливании в его компанию значительных инвестиции, но при этом Йорк становится полноправным совладельцем. Так же, в обмен на строительство большого, сверхкомфортабельного и современного, по тем временам, парохода «Грёзы Февра», Марш обещает закрывать глаза на некоторые странности своего нового партнёра и его спутников-друзей, которые собираются путешествовать на судне. Как нетрудно догадаться, странности эти в основном сводятся к ночному образу жизни. Параллельно этому Автор вводит нас в курс, что в это же самое время небольшой клан вампиров, под предводительством некоего Деймона Джулиана, обосновался в бассейне реки и попивает кровушку у купленных на аукционах рабов. Вся первая половина романа развивается тоже достаточно предсказуемо, где основной интригой является связь Джошуа с кланом вампиров, а так же его цели относительно Джулиана и компании. Согласитесь, такую загадку завораживающей не назовёшь.
Но даже не этой тайне и развитию хоть каких-то событий на эту тему посвящены чуть ли не 200 страниц. Речь будет идти по большому счёту о самом корабле. У меня создалось впечатление, что Мартин чрезмерно увлёкся идеей иметь свой собственный навороченный пароход. Он как ребёнок, который не может наиграться своей новой игрушкой. Столько описаний устройства «Грёз Февра», его интерьера, меню ресторана, да и просто специфики речного судоходства, пассажиро и грузоперевозок, что сюжет уходит на второй план. Соглашусь, что все эти описания достаточно живые, сочные, создающие определенное настроение, но вместе с тем нельзя отрицать, что они излишне затягивают книгу.
Когда Автор всё-таки решится нам раскрыть тайну Йорка, мы вступим в активную и более динамичную часть романа. Не скажу, что здесь тоже всё слишком предсказуемо, но, тем не менее, многочисленные штампы и клише слишком уж бросаются в глаза. Хотя книга написана в 1982 году и возможно в то время подобное ещё не набило оскомину. Сейчас же читать это было просто-напросто скучно.
Радует, что Мартин всё же решил взглянуть на взаимоотношения вампиров и людей немного с другой стороны. Добавляет свежести и раскол в стане кровососущих, а так же нестандартное объяснение природы вампиров. Персонажи все прописаны достойно и глубоко. Вообще, если сравнивать с «Путешествиями Тафа», то в «Грёзах» Мартин больше мне напоминает автора «ПЛиО». Какие-то приёмы и стиль уже угадываются и это скрашивает чтение. Так же очень удачно, на мой взгляд, выбрано время и место действия. Визуальные картинки в голове рисуются легко, и они получаются весьма атмосферными.
Не смотря на то, что роман можно отнести к жанру ужасов, книга по-настоящему не пугает. В отличие от недавно прочитанного «Жребия Салема» Стивена Кинга, вампиры здесь не выглядят как угроза человечеству и не вызывают какой-то безысходности от встречи с ними. Наоборот они сами на грани вымирания и пытаются выжить, но все по-разному. Пожалуй, самую большую неприязнь и отвращение вызывает здесь вполне человеческий персонаж — Мрачный Билли. И если большое количество второстепенных фигур быстро выветриваются из памяти, то эта темная личность, как и главный герой западают глубоко. Хорошо показано «зеркальное» противостояние Йорка и Джулиана. Пожалуй, удели внимание Мартин чуть больше психологической игре в этом соперничестве, произведение получилось бы значительно глубже.
Вообще, если бы Автор добавил чуть больше неожиданных поворотов, чуть более завуалированную интригу, при этом отбросив банальные штампы, роман бы с подобной атмосферой получился вполне достойным, даже не смотря на заезженность, в последнее время, вампирской темы.
А так, это крепкий середнячок, для любителей жанра и, конечно же, Джорджа Мартина.
baroni, 2 августа 2007 г.
Дж. Мартин, как автор очень разносторонний, пробовавший себя чуть ли не во всех возможных жанрах фэнтези-фантастики, разумеется, не мог не написать вампирский роман. Однако, произошла парадоксальная вещь: в хорошем романе «Грезы Февра» как раз именно «вампирская» составляющая является наименее интересной. «Хороший» вампир Джошуа Йорк против «плохого» вампира Джулиана Деймона...Даже самый неискушенный читатель легко предугадает исход этой «великой» битвы. Вообще вся «вампирская» составляющая романа (особенно жизнеописание Д. Йорка) отдает излишним мелодраматизмом и некоей пафосностью — дескать, «и вампиры страдать умеют». Что же действительно интересного в романе Мартина? А интересным оказывается все, что вокруг вампиров. Картины американской глубинки и тревожно-гнетущая атмосфера Нового Орлеана, голубые воды реки Огайо сливающеся с грязно-бурыми водами Миссисипи, незабываемые эпизоды гонок колесных пароходов по великой американской реке, маленькие городки с чудесными именами Нью -Мадрид и Каир, расположившиеся на ее берегах... Сам американский Юг, его жизнь, атмосфера — по-настоящему лучшее, что есть в романе Дж. Мартина. В данном отношении автор «Грез Февра» достойно наследует М. Твену.
Ravenor, 11 декабря 2019 г.
Грезы Февра — роман во многих отношениях хороший, законченный и самостоятельный, так что, тем кто подустал от саги ПЛИО, а также отчаявшимся дождаться новой книги в серии, этот роман отлично подойдет, в качестве литературной передышки.
Начав хвалить роман я хотел бы отметить, что во-первых, это все-таки Мартин, рука мастера чувствуется, иначе и быть, наверное, не могло. Пишет он сочно, красиво, с подробным описаниями происходящего, надлежащей экспозицией, знакомством с главными персонажами, да и второстепенные герои выходят из под его пера живыми и реалистичными.
Во-вторых тема готического романа о бессмертных кровососущих существах, усиленно притворяющихся людьми и их извечная дилемма: таиться в тени, аки хищники, наслаждаясь властью над пойманным двуногим «скотом» или же искать спасения от извечного проклятия красной жажды и , быть может, найти способ мирного сосуществования с людьми.
Если вам не наскучила тема бессмертных клыкастых созданий, чурающихся бодрящих солнечных ванн (мне, например не наскучила), то все изложенное в романе должно понравиться, ибо представлено в лучших традициях жанра.
Особенно удался квартет главных действующих лиц, по обе стороны баррикады.
Романтик, ученый и мечтатель Джошуа Йорк, интеллигентный, хлебнувший на своем веку страха, отчаяния, боли, но и нашедший ,в то же время, надежду для себя и своих собратьев на пару с капитаном Эбнером Маршем, немолодым, тертым жизнью тугодумом, неприглядным на вид, но способным на настоящую, крепкую дружбу и не сдающегося даже пред лицом гораздо более могущественных существ.
Лицом к лицом к ним выходит Деймон Джулиан, преисполненный вековечного цинизма и, созвучно имени, демонического коварства и жестокости, очень старый, очень сильный, познавший все грани наслаждения нескончаемым бессмертием...и очень уставший.
Уставший от своего кровавого пиршества настолько, что даже красная жажда — бич всех вампиров, утратила над ним свою власть, настолько что готов искать любого шанса и вызова, лишь бы тот давал надежду на прекращение вечной жизни, ибо не осталось ни радостей, ни желаний, ни интереса, к чему бы то ни было.
Лишь бесконечная, затягивающая в колодец холодной пустоты дрема, когда вся власть над поступками отдается совсем уж темной, почти звериной стороне его натуры.
А в тени Джулиана семенит и внимает каждому его слову Мрачный Билли Типтон, гнилой и пропащий человечишка, верный инструмент своего хозяина, способный на любую мерзость, лишь бы приблизиться к заветной мечте, которая в его грезах должна исправить все обиды и всю несправедливость его никчемной жизни.
Обладающий крысиной хитростью и тараканьей живучестью, он до самой развязки сопровождает своего господина и явив в финале картину окончательной деградации, он играет именно ту роль, для которой лучше всего подходит. Есть в этом какая-то справедливость.
direwolvex, 18 февраля 2016 г.
О людях и зверях.
Сразу скажу о том, чем мне нравятся произведения Мартина в первую очередь, это умение глубоко прописать характеры персонажей, их чувства, переживания и в то же время не терять нить истории, общей атмосферы произведения.
«Грёзы Февра» начинается довольно далеко от основной нити или задумки, создает некую иллюзию, сразу появляется впечатление, что роман о реке и параходах, что главная цель героя и самого романа — это пароход и долгожданные гонки «Грёз» и «Эклипса». Но углубляясь в повествование постепенно понимаешь, что этот роман о «больших мальчиках» и их почти детских, сумасшедших, наполненных страстью мечтах. Оба главных героя являют собой противоположности — Эбнер Марш, не молодой заядлый речник, чья жизнь собственно началась на реке и на реке он живёт и дышит, не ведая другого существования. Его заветная мечта — победить в речных гонках самый красивый и знаменитый пароход «Эклипс», но как часто случается в жизни, у него нет достаточно сильного и быстрого парохода, чтобы осуществить мечту жизни. И тут в его жизни появляется молодой и очень таинственный человек по имени Джошуа Йорк, который предлагает ему буквально бесплатное осуществление этой заветной мечты, он предлагает ему средства на постройку парохода, который будет в разы быстрее и прекраснее «Эклипса» а взамен лишь просит взять его и его «странных» друзей на пароход и не вмешиваться в его дела. И вот Эбнер видит свою мечту — самый шикарный и быстроходный пароход, который он назвал «Грёзами Февра», для него это имя значило «мечту», но для Джошуа оно показалось «зловещим», к тому моменту читатель вполне понимает кто такой Джошуа и его люди, так что интрига с вампирами, как в других вампирских романах, здесь не растянута. Всё очевидно с первого знакомства Джошуа и Эбнера. «Fevre Dream». То, что для человека символизирует «мечту» и «грёзы», для вампира и его животного начала это символ «лихорадки». Так что тут Мартин заложил определённый символизм в само название корабля и романа в целом.
Но вернусь к тому о чём же на самом деле это произведение. Главным плюсом для меня стало конечно же отсутствие всяческих слащавых любовных историй между вампирами и людьми, с которыми ассоциируется большинство произведений, когда мы слышим слова «вампиры». Этот роман о двух мужчинах принадлежащих к разным расам, двух противоположностях, впечатляет полное различие в характерах главных героев, старый, скептичный, упрямый и одинокий человек и молодой, мечтательный идеалист вампир. Но чем больше мы углубляемся в историю этих героев, тем больше схожего мы находим, а главное, что объединяет их — это МЕЧТА. У каждого своя, возможно сумасшедшая, но идеальная мечта. Признание Джошуа и принятие Эбнера является переломным моментом этой истории.
«Мы все делаем свой выбор, Эбнер»
Но так о чём же она эта история? Повторюсь в очередной раз, она о мечте, она о неожиданной дружбе, она о выборе, она об ошибках, она о близком триумфе и провале. Но самое главное — она о людях и зверях и о том, как неоднозначно это сравнение. Рождённый «зверем» способен быть человеком, как и рождённый человеком страстно жаждет быть «зверем». Хищники и скот. Именно так смотрит на существование Деймон Джулиан — главная ошибка Джошуа Йорка и навсегда сулящий крах мечтам Эбнера Марша. Далее мы видим двух сильных представителей «высшей» расы и их различия. Джошуа, который верит и грезит о спасении своего рода, Джошуа, сотворивший казалось бы невозможное, «вино» помогающее его народу справиться с «лихорадкой жажды» и не убивать и далее самое пожалуй странное и шокирующее явление — «СУМАСШЕДШИЙ ВАМПИР», он же Деймон Джулиан. Мы делаем открытие, что даже бессмертное существо как вампир способен сойти с ума как обычный человек. «Старческий маразм» у вампира. Он не испытывает «жажду», но продолжает убивать. Убивать ради убийства, ради гордыни, ради развлечения, ради ненависти к красоте, которую создал «скот», низшая по его понятиям раса, и это сводит его с ума. Деймон Джулиан являет крах сам по себе, и «всё чего он касается — гибнет». Исключением не стали и «Грёзы Февра» и мечта Эбнера Марша. Он стал главной ошибкой, но возможно и уроком для Джошуа Йорка. Разрушил ли он Джошуа? В какой-то момент да, но это в то же время и дало Джошуа больший стимул к борьбе и осознание окружающей его реальности. Казалось, Джулиан сломал все, к чему прикоснулся. Но Джошуа боролся, как боролся всю свою жизнь до встречи с Джулианом, и теперь он снова боролся и встал и сделал свой выбор. Однако время не властное над Джошуа, оказалось властным над Эбнером, который за тринадцать лет отсутствия и личной борьбы друга — потерял все, в том числе канул в лету и «Эклипс» а с ним и последняя надежда и мечта Эбнера.
Переходя к концовке романа, хочу отметить что стало для меня минусом и слегка разочаровало. Эта скомканность последних двух глав, которые на мой взгляд имеют большое значение. «Финальная битва» оказалась какой то очень простой на мой взгляд и повторюсь, скомканной. На фоне развернувшейся истории и временного охвата, создается впечатление, что автор просто быстренько «свернул» все на нескольких страницах. Хотя пожалуй в этом романе я наблюдала видение Мартина на «горько-сладкий» финал. Главный злодей повержен, он повержен на проклятом им и разрушенном «Грёзах Февра», он повержен не только от руки Эбнера, но и собственной преданной «крысы» Билли. Билли и в этой части не вызывает сочуствия или понимания, однако внезапно становится очевидным, что тема «разбившихся мечтаний» затронула и этого жалкого героя. Именно в этот момент видишь, что даже это жалкое человеческое создание имело что-то общее с главными героями и одной из основных линий романа. Он тоже имел мечту, хоть и извращенную, но мечту, которую как и все остальное разрушил Деймон Джулиан, которому он доверял и посвятил свое существование (Не могу назвать это жизнью)
Одной из любимых частей романа все же стал Эпилог.
«Не бродить уж нам ночами
В серебристой лунной мгле...»
Надпись на надгробии капитана Эбнера Марша и гравировка изображения двух пароходов в гонке. Если прикоснуться пальцами к рисункам то можно различить названия «Эклипс» и «Грёзы Февра». «Чаще всего к ним прикасается один посетитель, как ни странно, приходит он только по ночам...» Данное когда -то давно обещание Джошуа Эбнеру никогда не осуществилось, но всё-же Джошуа «выполнил» обещание после смерти друга, пусть это был всего лишь рисунок на надгробной плите, но на нём мечта Марша осуществилась, выбитая в камне.
Подводя итог, могу сказать, что роман мне действительно понравился и на фоне огромного количества сопливого и инфантильного вампирского мыла, которое собирает кассы в кинозалах и идёт по десять телевизионных сезонов, «Грёзы Февра» одно из самых недооценённых в этом отношении произведений, гораздо больше заслуживающее хорошей экранизации.
intuicia, 28 марта 2023 г.
До этого я наверно, как и многие, читала у Мартина только цикл «ПЛиО». Однако, в библиографии автора есть и другие разноплановые произведения. Но почему я раньше не обращала на них внимания? Не знаю… Видимо слишком велика была мощь «льда и пламени».
И вот благодаря обзору одного из книжных блогеров я заинтересовалась «Грёзами Февра». Как оказалось, это роман про вампиров и речное пароходство. Довольно необычный антураж, плюс действие разворачивается в 1857 году.
Если посмотреть в каком году написана эта книга, а это 1982 год. То нужно отдать должное Джорджу Мартину, она и по сей день отлично читается. Тут конечно виден стиль автора, его умение погрузить нас в атмосферу. Река Миссисипи и все ее окрестности. Тонкости сплава по ней, работа пароходства, обустройство кораблей и еще множество мелочей создают очень реалистичную картину происходящего.
Ну и главный козырь — это конечно образы героев и конфликты сторон. Перед нами две расы люди и вампиры. Такие разные и такие схожие. Тут вампиры – это кровососы, для которых люди просто еда. Скот – как они нас называют. Но если бы не люди, возможно и жизнь у них была бы другая. Благодаря тому, что в данной трактовке вампир не может просто так обратить человека, с размножением их расы возникают некоторые проблемы.
И самая главная проблема в этой книге – это проблема выбора. Мартин приводит довольно страшные примеры того, что люди в своей жажде крови в некоторых моментах не уступают вампирам. И как зверь может превратиться в человека, так и человек может стать зверем. Всё дело в осознанном или неосознанном выборе. Где эта грань и как легко ее переступить.
Я получила большое удовольствие от прочтения. Это такой производственно-философский роман с налетом мистики в лице вампиров. Может показаться, что в начале действие идет очень медленно. Но тем, кто привык к описаниям, для большего погружения думаю будет только более атмосферно читать далее.
Для тех же кто привык к более динамичному развитию сюжета, есть графический роман. Там конечно не так подробно показаны все нюансы и глубинные смыслы. Но более динамично и красочно показан основной сюжет.
sergej210477, 4 августа 2017 г.
Не первый раз убеждаюсь, что хоррор — не самая сильная сторона творчества Д. Мартина. Да и романом ужасов эту книгу, собственно говоря, назвать нельзя. Страшно вам не будет. Это больше похоже на мистический триллер, где главный упор сделан на приключенческую сторону произведения.
Сначала о хорошем. Все-таки, чтобы не говорили недоброжелатели Мартина, писать он умеет. Даже из слабого сюжета он умудряется сделать неплохую вещь. Начинаешь читать и увлекаешься, не замечая, как подошёл к финалу книги. Яркий, образный язык романа, который не смог испортить даже довольно посредственный перевод. Книга легко прочитывается за пару дней и совсем не утомляет. При всех ее недостатках назвать роман плохим или слабым язык не поворачивается.
Ну а теперь о том, что мне не понравилось.
Во-первых, сюжет полностью предсказуем и черезмерно незамысловат. Писать спойлеры не буду, все понятно уже по аннотации. А прочитав пару глав загадок уже не остаётся. Интриги, как таковой, нет.
Во-вторых, огромный минус этого романа — его герои. Из них натуральным получился только главный злодей — Джулиан. Он, хотя бы, ведёт себя естественно. Делает то, что от него и ждут. Зато остальные персонажи у автора не получились. Вернее, вышли они какими-то карикатурными.
Джошуа Йорк порой походит на ребёнка — бредит утопическими прожектами, все его речи и мечты гипертрофированно возвышены и пафосны.
Эбнер Марш, по-моему, сам не знает что хочет и как поступит в следующую минуту. Большую часть книги он занят тем, как бы ему повкуснее поесть и послаще выпить. Ну, а набив живот, он уже забывает о том, что на его корабле происходят необъяснимые события, и, может быть, произойдёт решающая битва Добра со Злом.
Так что получился обычный приключенческий роман. Просто, это не уровень Д. Мартина. Видишь на обложке книги его фамилию и ожидаешь шедевра. А в данном случае он не получился. Вампиры, какими они показаны у автора, меня не прельщают. И жалеть их бедных и несчастных, мне не хочется. А в атмосферу американского Юга, Миссисипи и Нового Орлеана я уже давным-давно окунулся в книгах М. Твена и М. Рида. У этих писателей она пошикарнее. Хотите увидеть колесные параходы, их гонки на реке, несчастных чёрных рабов, плантации тростника? Вам нужно прочесть роман «Квартеронка» М. Рида и «Приключения Г. Финна» Твена. А романтические вампиры неоднократно описаны в книгах Э. Райс, показаны в фильмах «Сага. Сумерки». Тема шаблонная, избитая. Ничего нового Д. Мартин не изобрёл. Увы.
Но, всё же, книга неплохая. Разок прочитать можно. Просто не нужно ожидать слишком многого от этого романа.
Shab13, 5 декабря 2019 г.
О вампирах было написано много. Это и классические кровопийцы, как у Стокера, и современные вариации, как в «Блейде», жертвы странного вируса из «Штамма», и, даже подумать противно, блестящие на солнце томные красавцы из «Сумерек», даже есть «матч всех звезд» из «Эры Дракулы». Образ вампира, со временем, претерпевает изменения – огромные темные замки сменяются на грязные подворотни и маленькие городки, чеснок и колья – на ультрафиолетовые гранаты и огнестрельное оружие, а ночные полеты за кровью в форме летучей мыши заменяют связи в донорских центрах. О времена, о нравы!
Вампиры у Мартина, с одной стороны – дань классике. Это красивые мужчины и женщины, быстрые и сильные, склонные к театральности. С другой стороны вампиры здесь — остатки вымирающей расы, вынуждены прятаться днем, и одержимы жаждой крови. У них есть свои великие правители, затерянные легендарные города, истории о великих битвах.
Тем не менее, о чем нам говорит Йорк, вампиры не созидают, предпочитая паразитировать на человечестве. Йорк же, в первую очередь, восхищается человечеством, и тем, что человечество создало за свою историю. Цель Йорка — вылечить Жажду, и привести свой народ к мирному сосуществованию с людьми.
Джулиан – очень старый вампир, который настолько отдался своей Жажде, что потерял останки здравомыслия. Джулиан нуждается лишь в новой порции «скота» (так вампиры называют людей), люди для него, как для представителя вида доминирующего, лишь бурдюки, наполнены кровью.
Вокруг этих двоих строится центральный конфликт романа – прийти в новое, безопасное будущее, или остаться в кровавом прошлом, разрушать или создавать, убивать или найти общий язык. Йорк, обуздавший своего внутреннего зверя с помощью науки, и Джулиан, сошедший с ума, отдавшийся своим инстинктам чуть более чем полностью. Очень показательная сцена этого противостояния – ужин на пароходе и негритянский ребенок.
Но! Не стоит забывать, что это еще и история «Грез Февра», парохода, построенного за деньги Йорка. Самого красивого и мощного парохода на реке, парохода, которого, по праву, можно назвать одним из главных героев книги. Именно на «Грезах» Йорк путешествует в поисках своих сородичей, там же происходит падение Йорка и финальное противостояние. Пароход, который вновь появившись перед читателем, служит доказательством неизбежности и жестокости времени. Самый грустный эпизод романа.
Последнее, но не менее важное — Эбнер Марш, капитан парохода, огромный и уродливый, любящий вкусно поесть, человек слова. Именно к нему обращается Джошуа Йорк в самом начале, предлагая партнерство в обмен на мечту – «Грезы Февра» и победа над «Эклипсом», самым быстрым пароходом на реке. Партнерство и путь к мечте, которые меняют и Йорка и Марша, превращая их из партнеров в друзей.
А еще это история о том, что ход времени невозможно остановить, что все меняется, иногда слишком быстро. Эту тоску по утраченному прекрасно описывает цитата:
«Эбнер Марш смотрел на них, слушал, и ему казалось, что река умирает и он вместе с ней. В свое время он достаточно видел и темных ночей, и длинных дней – хватило бы на две жизни, – а сейчас даже не был вполне уверен, есть ли у него дом.»
Джордж Мартин написал отличный роман о мечтах, дружбе, пути к цели, ну и про вампиров, в конце концов.
йокумон, 9 сентября 2012 г.
А мне понравилось. Не люблю слезливо-сопливых вампирских саг, также не люблю бессмысленно-кровавых ужастиков, где эти самые ужасы навалены сверх меры, просто чтоб было «похоррористей». А здесь всего понемногу. Немного истории американского Юга времен рабства, немного историй из жизни миссисиппских речников, немного полумистических легенд, немного триллера, немного ужасов, немножко мелодрамы, и всему есть почти научно-фантастическое обьяснение.
Так что книга оказалась достаточно разносторонней, достаточно логичной (а ужастики часто страдают отсутствием логики), и, как ни странно, достаточно правдоподобной, на фоне большинства современных вампирских романов.
Что касается жанровой принадлежности — мне кажется роман относится не к чистым ужасам, а к редкому поджанру «научно-фантастической готики».
perftoran, 2 августа 2009 г.
Роман «Грезы Февра» чем-то похож на восхваленную Джорджем Мартином Миссисипи. На всем протяжении он абсолютно разный. Сначала книга напоминает тихую и спокойную реку, того и гляди заснешь. Однако уже к середине книги течение становится быстрее, а под конец романа быстрое течение может увлечь тебя на дно. В общем, книга очень хороша, хотя поначалу и довольно скучная.
Автор от главы к главе описывает и противопоставляет Джошуа Йорка и Деймона Джулиана. Первый ищет средство, что бы избавить свой народ от красной жажды, вынуждающей совершать убийства.
Второй наслаждается своей жизнью и вседозволенностью, которую она приносит. И, если образ этакого «джентльмена ночи» Джошуа Йорка удался, то вот образ Джулиана уж как-то очень стандартен. Получился обычный злодей. Его персона не чета яркому и колоритному Эбнеру Маршу. Человека верного данному слову и верного другу, иногда чересчур любопытному и грубому, но, несомненно, вызывающему симпатию.
Однако все существующие промашки нужно простить. Ведь роман, прежде всего о дружбе между такими на первый взгляд непохожими людьми как Йорк (исходя из его поступков он, несомненно, человек) и Марш. Настоящей дружбе, которая заставляет даже через сотни лет возвратиться одного из них к могиле друга.
Ну и, конечно, стоит сказать о том, что все действо происходит в прекрасных декорациях жизни на реке, маленьких или больших городов, атмосфере авантюрных гонок пароходов.