fantlab ru

Айзек Азимов «Академия. Основная трилогия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Оценок:
1124
Моя оценка:
-

подробнее

Академия. Основная трилогия

Foundation Trilogy

Другие названия: Основание. Основная трилогия

Цикл; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прошли многие тысячи лет с тех пор, как человечество покинуло свою колыбель и начало расселяться по галактике. За это время люди создали Галактическую империю, объединившее всё человечество в один народ. Но, как известно, всё хорошее рано или поздно заканчивается. Империя не стала исключением. Медленно, но верно в ней становятся заметны проявления упадка. Но рано или поздно человечество вновь будет объединено под одним знаменем. Увы, этот процесс займёт десятки тысяч лет, и лишь план Гэри Селдона основанный на новой науке психоистории может сократить период упадка до тысячи лет. И дабы никто не смог нарушить игру гениального учёного он никому не рассказывал о дальнейших действиях до нужного момента. Но поможет ли это в создании новой Галактической империи?

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:


  • Академия / Foundation  [= Основание; Основатели; Фонд; Установление; Организация; The 1,000 Year Plan] (1951)  
8.54 (5382)
-
124 отз.
  • Академия и Империя / Foundation and Empire  [= Основание и Империя; Фонд и империя; Установление и империя; Основатели и империя; Организация и Империя; The Man Who Upset the Universe] (1952)  
8.55 (4100)
-
54 отз.
8.58 (3833)
-
47 отз.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Лучший цикл всех времён

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2023) // Переводной роман (новый перевод)

Экранизации:

«Основание» / «Foundation» 2021, США, реж. Алекс Грейвз, Дэвид С. Гойер, Роксанн Доусон и др.



Похожие произведения:

 

 


Основание
1988 г.
Основание и Империя. Том 1.
1990 г.
Основание и Империя. Том 2.
1990 г.
Второе Установление. Книга третья
1991 г.
Основание
1991 г.
Основатели
1991 г.
Основатели и империя
1991 г.
Том 1. Организация
1991 г.
Том 2. Организация и Империя
1991 г.
Установление и империя. Книга вторая
1991 г.
Установление. Книга первая
1991 г.
Академия. Том 8
1992 г.
Основание
1992 г.
Основание. Основание и Империя. Второе Основание
1992 г.
Основатели
1992 г.
Фонд. Фонд и империя. Второй фонд
1992 г.
Миры Айзека Азимова. Том 7
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1997 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1997 г.
Академия и Империя
1999 г.
Академия. Первая трилогия
2002 г.
Основание
2003 г.
Академия. Первая трилогия
2004 г.
Основание и Империя
2004 г.
Академия и Империя
2005 г.
Вторая Академия
2005 г.
Академия
2006 г.
Академия
2008 г.
Академия
2013 г.
Академия
2014 г.
Академия
2018 г.
Академия и Империя
2018 г.
Вторая Академия
2018 г.
Академия
2019 г.
Академия и Империя
2019 г.
Вторая Академия
2020 г.
Академия
2022 г.

Периодика:

Аврора № 8, август 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Академия
2002 г.
Академия и Империя
2002 г.
Вторая Академия
2002 г.

Аудиокниги:

Основание (Трилогия)
1992 г.
Академия
2004 г.
Академия
2009 г.
Академия и Империя
2010 г.
Вторая Академия
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation
1951 г.
(английский)
Foundation and Empire
1952 г.
(английский)
Foundation
1953 г.
(английский)
Second Foundation
1953 г.
(английский)
The 1,000 Year Plan
1962 г.
(английский)
Foundation
1972 г.
(английский)
The Foundation Trilogy
1983 г.
(английский)
Fundacja
1985 г.
(польский)
Fundacja
1987 г.
(польский)
Foundation
1989 г.
(английский)
Der Tausendjahresplan. Pioniere des Kosmos
1992 г.
(немецкий)
Fondazione
1993 г.
(итальянский)
Foundation
1994 г.
(английский)
Fondazione e Impero
1994 г.
(итальянский)
Seconda Fondazione
1995 г.
(итальянский)
Foundation
2003 г.
(английский)
Foundation and Empire
2003 г.
(английский)
Foundation
2016 г.
(английский)
Foundation and Empire
2016 г.
(английский)
Second Foundation
2016 г.
(английский)
Друга Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація
2017 г.
(украинский)
Фундація та Імперія
2017 г.
(украинский)
Fondazione. Il ciclo completo
2020 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во-первых, сразу должен сказать, что трилогия «Основание» — это одна из величайших вершин научно-фантастической прозы всех времён. После прочтения влюбляешься в НФ и сильно огорчаешься, что не вся она такого же уровня. Одна только концепция психоистории способна перевернуть сознание и заставить застыть в немом восхищении авторским гением. Во-вторых, хочу отмести претензии к «картонности персонажей», «нудности диалогов» и «общей скучности». Персонаж тут один — история Человечества, и по крайней мере первая половина Трилогии читается как исторические хроники, состоящие из изящных политологических этюдов и раз за разом описывающие триумф разума. Затем концепция резко меняется, и начинается история про то, как относительно небольшая группа людей тайно правит Галактикой. Что добавляет живости повествованию, но, полагаю все те известные люди, что отдали дань уважения автору «Основания» имели в виду именно первую часть. Ну может быть за исключением Осамы бин Ладена и Секу Асахары). В-третьих, претензии к антуражу, ко всем этим телевизорам, пневмопочте и принтерам имеют под собой основания. но мы всё же не на соревновании футурологов. В-четвёртых, без Трантора не было бы Корусанта. а без Мула ситхов. В «Звёздных войнах» события, конечно же, поживее развиваются.

Подводя итоги, хочу сказать, что «Основание» — умная, красивая и масштабнейшая книга, которая ещё долго будет влиять на весь жанр научно-фантастической прозы.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Академия» Азимова — блестящий пример того, насколько заразна фашистская идеология. И поразила она как раз автора, американизированного еврея, живущего и пишущего прямо в разгар 2-й мировой войны в США. Выражается это в том, что описывая историю будущего человечества в момент политического и экономического кризиса, охватившего галактическую империю, Азимов проявляет удивительную наивность и утопизм, предлагая (через главного героя ,гениального ученого Сэлдона) спасать цивилизацию путем организации мировой закулисы научных работников. В основу концепции элитарной лисы-закулисы , судя по всему, легла гремучая комбинация идей чуть ли не иллюминатов (так , как их представляет конспирология) Адама Вейсгаупта, масонства и большевизма. Великому фантасту и в голову не приходило, что подобного рода фантастические конструкции как правило порождают удивительные диктатуры наихудшего типа. Демократия и либерализм — это не про «Академию»... Современная Россия и Китай , кстати, очень хорошо доказывает, куда именно приведет подобный азимовский подход — к всевластью нескольких вооруженных технологиями городов-госкорпораций над миллионами плебеев.

На уровне антуража и идей книга поражает воображение — тут и гиперпространственные космолеты, и миллионы освоенных планет, и политические интриги, и социология. Трудно поверить, что роман писался в 40-е годы — настолько он отличается по литературному и научному уровню от всей довоенной НФ (ближайшие аналогии — романы Оруэлла и Стэплдона).

Сюжет первой книги — эталонный образец футорологии стэплдонского типа и масштаба. Рассказ ведется о реализации плана по спасению галактической цивилизации некими космическими учеными-иллюминатами (вероятно отсюда пошли джедаи Лукаса).

Вторая и третья книга — увлекательные политические детективы с конспирологией. Обсуждаются методы манипулирования обществом, даются аллюзии на плохого вождя (Гитлера) и повествуется об условно хороших представителях секретной «масонской» организации, ведущих с ним борьбу. В конце трилогии обнаруживается тайная организация внутри тайной организации и превозносится право «хорошей» элиты манипулировать обществом с помощью точных и гуманитарных наук...

Говорят, что книгой восхищались такие разные деятели, как Бин Ладен и Илон Маск. И каждый ее истолковывал по-своему: то как гимн прогрессу, то как руководство по захвату мира. Сложная и опасная книга в силу своей идеологической наивности и незрелости. Но с другой стороны — превосходный конспирологический детектив с политической повесткой и поистине стэплдонским масштабом, оказавший влияние на сотни других авторов и фильмов.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Фанлабе так много разных страниц «Академия» Азимова, что я ненароком написал свой отзыв на трилогию «Академия» в другом месте, где вся сага собрана под таким же названием. Ну повторяться не буду и опишу главные плюсы и минусы, по моему имхо, данного цикла.

Плюсы:

- Читать интересно и хочется узнать что будет дальше, а очень хочется узнать, чем же все закончится;

- Автор держит марку и не использует эмоционального шторма у читателя используя простые и однообразные приемы, что делает цикл более качественным;

- Главная идея цикла абсолютно нереальна и я бы сказал — нелепа, но если это опустить и принять, то по ходу изложения уже нет каких-то отталкивающих несостыковок и противоречий;

- Сюжет цикла таков, что он может вильнуть куда угодно и от этого читатель находится в неопределенности прогнозов :).

Минусы:

- Исходная идея книги абсолютно утопична и нереальна и инструменты, которыми автор преодолевал периодически возникающие кризисы главной идеи меня не только не убедили в обратном, но и даже опечалили (В условном прогнозе на тысячелетие помимо того, что моменты кризисов его исполнения описаны рандомные, так и выходы из кризисов заточены на конкретные действия (и ошибки) конкретных лиц, что невозможно предвидеть и погрешность такого прогноза будет с первых лет недопустимо большой (и растущей в геометрической прогрессии);

-Сюжет периодически нудноват;

- Помимо того, что герои и главные герои меняются постоянно, так они еще и плохо прорисованы, а линии их эмоций и взаимоотношений с другими и вовсе куцые. Это приводит к тому, что им почти не сопереживаешь;

В общем, 8/10 с натяжкой за «мэтра Азимова»

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаюсь честно, Азимов покорил меня только тогда, когда я прочитал трилогию об Академии. Я и до этого читал его произведения, и они мне нравились, но почему-то не цепляли.

«Академия» — очень многогранное произведение: это и классическая «твёрдая» научная фантастика, и авантюрная, и красочная космическая эпопея, и политический триллер. Своеобразие «Академии» также заключается в структуре произведений: каждый роман состоит из нескольких частей, каждая из которых является в сущности самостоятельной повестью, охватывающей определённый рубеж истории Академии. Как правило в каждой новой части полностью или почти полностью обновляется состав действующих лиц. Здесь же нельзя не обратить внимание на то, как история Академии потрясающе наглядно иллюстрирует диалектику, такого я не встречал ещё ни в одном художественном произведении. Каждый Селдоновский кризис — это конец старого и начало нового исторического этапа. Каждый раз движение вперёд, смена одно общественного устройства другим обусловлено накоплением противоречий между антагонистичными силами внутри Академии и в её окружении — так выполняется закон перехода количества в качество. Сам Селдоновский кризис и его разрешение всегда сопровождается потрясениями — и это закон перерывов постепенности. Ну а то, что на месте старого общественного устройства Академии возникает новое, вроде и похожее на предыдущее, но более совершенное и справедливое, есть выполнение закона отрицания отрицания, та самая диалектическая спираль. Вообще, на мой взгляд, психоистория очень похожа на марксизм, но с мощным математическим аппаратом.

Как уже замечали до меня, по ходу повествования акценты несколько смещаются. Первый роман, «Академия», более историчен, второй роман, «Академия и Империя», повествует о меньшем числе исторических событий, но происходящее в нём более масштабно, кроме того, большее внимание уделено действующим лицам, нежели событиям. Завершение трилогии, роман «Вторая Академия», во многом выдержан в духе «Академии и Империи», разве что сделан ещё больший акцент на персонажей и то, как они реагируют на исторические события, участниками которых они стали. По-моему, такая смена формы является скорее достоинством, чем недостатком, поскольку позволяет рассмотреть вселенную трилогии с разных точке зрения (объективной и субъективной), к тому же, повествование не приедается.

Стоит обратить внимание и на «атомную эйфорию», проявившую себя в том, что многие фантастические технологии (от бластеров до двигателей звездолётов) — достижения ядерной физики. И в этом есть дух того времени, ведь пятидесятые стали зарёй ядерных технологий. Конечно, после Чернобыля в массовом сознании поселилось недоверие к мирному атому, но недоверие это я считаю неоправданным, и поэтому не следует считать, будто подобный вариант будущего уже неактуален, даже несмотря на некоторую наивность, свойственную фантастике того времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На первый взгляд, чужеродными сеттингу «Академии» могут показаться способности к чтению мыслей и управлению чужими эмоциями, которыми от природы был наделён Мул и которые развили в себе члены Второй Академии. Но в последние годы интерфейс «мозг-машина» перестал быть только научной фантастикой, а значит, передача мыслей на расстоянии оказалась возможна. И Азимов, как истинный писатель-фантаст, это фактически предсказал.

Однако, мне всё же сложно до конца выразить то огромное впечатление, произведённое на меня «Академией». Из всей фантастики, что я читал, это произведение одно из ярчайших.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

(Скорее для тех, кто уже прочитал.)

Идея 9/10

Предсказывать будущее не отдельного человека, но людских масс с помощью математики — идея интересная. Для меня именно она, а так же примеры, как это действует, самое ценное в этой книге. Причём, в этом смысле ценна вся трилогия, так как чем больше читаешь, тем больше примеров.

Тем не менее, уже начиная со второго романа начинаются некоторые нестыковки. То, что Академия рассматривала кризис с генералом со своей колокольни, довольно забавно. Ведь План Селдона оперирует людскими массами, а в столкновении Империи и Академии центр тяжести масс явно на стороне Империи. Именно поэтому финал истории о генерале такой, какой он есть.

Ситуация с Мулом абсолютно аналогичная. Пока Академия тешила себя спасением от Селдона, расчёты дали сбой. Ведь ими был предусмотрен локальный кризис с центром в Академии, а в итоге произошёл кризис масштаба Империи, перетянув одеяло на себя.

Не зря Селдон не хотел, чтобы о его расчетах знали, так как это влияет на вероятность этих расчётов. В итоге так оно и вышло: Академия решила, что она пуп Вселенной и всегда выкрутится. Селдон же не бросит своё детище в беде! А психи всей Галактики хотят это утверждение опровергнуть.

Удивляет уверенность как Первой Академии, так и Второй, что Первая доживёт до времён Второй Империи. В это можно было верить начальные сто лет существования Первой Академии, но спустя два кризиса от влияния учёных не осталось и следа. Коммерсанты же не будут ради тысячелетней идеи сидеть на бесполезном шарике планеты, когда рядом есть миры, богатые сырьём для производства. В итоге Перовая Академия станет скорее чем-то вроде Вашингтона в США: формальным лидером, но со своим Нью-Йорком в качестве столицы местных олигархов. Постепенное уменьшение влияния приведёт к образованию «пятого королевства», а затем и деградации Первой Академии. Так что с моей точки зрения единственная её задача, не смотря на заверения Селдона — это именно создание Энциклопедии с целью передать её Второй Академии. Всё остальное — лишь выживание на период времени, необходимый для её написания.

Реализация 7/10

Идея-то интересная, но её надо рассказать с помощью героев и сюжета. К сюжету особых претензий нет: в меру интересные истории, часто неожиданно завершающиеся. Завязка историй друг на друга, несмотря на большие разрывы во времени между ними, не даётся циклу рассыпаться на отдельные повести и рассказы.

С героями всё сложнее. В первом романе они мелькали так кратковременно, что я перестал к ним привязываться. А зачем? Через 20-50 страниц их может уже не быть. Ведь главный герой тут — идея, План Селдона.

Со второго романа мелькание притормозило. Но то ли уже выработалась привычка, то ли герои сами по себе были невзрачные — так и держал их на расстоянии. В итоге второй и третий романы показались затянутыми.

Итог 8/10

Один раз почитать стоит, если вам интересно развитие общества в целом. Прочесть ради самой идеи. Но перечитывать вряд ли захочется.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Избегаю читать книги, написанные более 20 лет назад, потому как не заходят они у меня. Но этот шедевр (основная трилогия) я читал и 2 раза перечитывал с огромным удовольствием.

Проходит в старых книгах нечто такое, что не тянет меня к ним. То ли слог другой, то ли атмосфера, то ли придумки фантастов уже устарели, то ли многое еще другое. Вот беру книгу, которую в юношестве читал запоем (Муркок, например), и понимаю — нет удовольствия от прочтения. Есть, конечно, исключения: тот же Желязны. Но это исключения.

Академия же не такая. Ставь любой год и читатель не догадается, что книга была написана почти 70 лет назад. Это один из немногих шедевров лично для меня, который я и в 80 лет перечитаю с удовольствием.

Естественно, не только это хорошо в произведении. Я лишь указал один из факторов, который может отпугнуть потенциального читателя. Читайте и не пожалеете.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое яркое чувство испытанное мною после прочтения основной трилогии это смесь недоумения и разочарования! Мне неловко писать этот отзыв ибо Азимов в моей голове всегда представлялся эталоном качественной фантастики,духовной и интеллектуальной. Великая и масштабная Академия всегда казалась мне эпохальным литературным полотном до которого я ещё не дорос,которое обязательно нужно прочесть в своё время дабы раскрыть его для себя как можно полнее во всей его красоте и многообразии!!! И вот волнующий миг знакомства.....а потом месяц (МЕСЯЦ КАРЛ!!!) хождения по мукам! 1. Я конечно понимаю,что книга была написана в начале 50-х прошлого века и понимал,что некоторые элементы фантастики автора могут «улыбнуть»,но никак не ожидал полного отсутствия полёта фантазии и предвиденья будущего! Атомная энергия единственный Бог,Кумир и Идол на котором зиждется вся фантастическая составляющая книги! Герои даже на космических кораблях летают как-то картонно и не в заправду! 2. Герои.....а их попросту нет! А те марионетки сюжета,что встречаются нам на протяжении всех трёх книг настолько безликие и ненастоящие,нераскрытые и литературно мёртвые,что попросту невозможно им сопереживать и относится к ним в серьёз. Единственный чью личность автор делает робкие попытки перед нами раскрыть это Мул,но к сожалею дальше попыток дело не уходит! Про остальных же мы в лучшем случае знаем их краткую биографическую сводку информации,ни чувств,ни переживаний,ни духовных терзаний и изменений психики героев,ни раскрытия черт их личности мы не видим. Их поступки зачастую лишены смысла и логики,причём как интеллектуальной,так и духовно чувственной. 3. Для меня духовность и гуманизм в любом литературном произведении всегда стоит на одном из первых мест и уж от автора «Путеводителя по Библии» я ждал как минимум попыток дать своей книге духовно философскую первооснову,но к сожалению и этого для себя я не увидел.4. Если нет духовности,а миром автора правит холодный интеллект,то дайте мне ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ИДЕЮ,новую концепцию,раскройте её и докажите её право на жизнь! Пускай даже она будет уродливой и неприглядной,но она должна быть! Но и тут разочарование....и по прочтению я при всём желании не могу сказать о чём эта книга и что автор хотел мне сказать,какие идеи и мысли хотел донести до общества! Вместо этого лично я увидел мешанину противоречий и нелогичностей. 5. Порой бывает так,что книга не несёт ничего ни уму ни душе,но это неплохое развлекательное чтиво для отдыха,когда хочется расслабиться и погрузится в нечно остросюжетное и волнующее,но для этого необходимы как минимум лихо закрученный сюжет написанный «вкусным» языком и её высочество интрига! Но язык автора беден и сух,это скорее язык учёного чем писателя,а интрига если и есть,то основана не на хитросплетении сюжета,а на сумбуре и не логичностях,и факте того,что автору не очень то и удалось скомпоновать собственное произведение. Я уважаю Азимова как творца,как личность и просто как человека который жил и принёс в мир много нового и доброго,но Академия для меня это выстрел в пустоту,возможно я слишком долго ждал что бы её прочесть,возможно не увидел чего-то важного между строк,но единственное что мне остаётся после прочтения это жалеть о потерянном времени и о том,что на месте Академии могла быть прочитана другая книга,которая действительно что-то дала бы моему уму и сердцу.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

ТРЕНТОР, МУЛ, ПЕРВЫЙ ОРАТОР...И ДРУГИЕ.

(номера страниц даются по изданию «Академия». Первая трилогия: Фантастические романы. М. Эксмо, 2008. (Шедевры фантастики))

Часть 1.

В общих чертах Трилогия об Академиях представляется руководством по политологии, удачно поданным под прикрытием фантастического антуража, который в целом с грехом пополам приемлем, хотя и поражает своей наивностью в некоторых частных случаях типа атомного фонарика или миниатюрной атомной морозилки для продуктов. В первой части действие развивается в политическом аспекте относительно спокойно, т.е. план Селдона выполняется, согласно прогнозам его создателя. Во второй части появляется Мул и повествование начинает напоминать хороший авантюрный роман. Ситуация выходит из под контроля, и план Селдона спасает только решительность умной и красивой женщины по имени Байта Дарелл (ищите женщину!). После этого Вторая Академия принимает все возможные и невозможные (в жертву Плану во имя великой цели приносится полсотни хороших людей) меры, чтобы исключить впредь подобные инциденты.

Самая интересная фигура Трилогии это, конечно, Мул, непримиримый враг обоих Академий. Но о нём позже. Сейчас пришло время поговорить об одной ошибке Автора, связанной со Второй Академией. Азимов настолько старательно запутывает читателя относительно места её расположения, что даже вкладывает в «уста» (это речь телепата) её шефа дезинформацию, которой в его речи ни в коем случае быть не может, потому что выступает этот т.н. Первый Оратор перед своими коллегами и соратниками на заседании Чрезвычайного Совета. Тайну должен защищать «сам ход и образ показываемых событий, представляя как бы непроницаемую маску, за которую не может заглянуть ни один человек.» (С. Лем «Чёрное и белое», сб. статей). Автор ценой прямого обмана читателя своей цели добился. До самых последних страниц невозможно догадаться, где же всё-таки прячется эта Вторая Академия, но так делать нельзя, это слишком прямолинейный и недозволенный приём.

Разговор о столице Империи Тренторе, планете-городе, имеющей много общего с Землёй из рассказа Азимова «В лето 2430 от Р.Х.» (см. мой отзыв на него), будет более длинным. Эта удивительная, существующая вопреки законам природы планета, описывается в Трилогии несколько раз. Читатель оказывается на Тренторе на первых же страницах вместе с молодым психоисториком по имени Гааль Дорник, который нигде в книге больше не упоминается, что очень странно, т. к. ему суждено стать биографом великого Селдона. Агент Комитета Общественного Спасения (очевидно, на Тренторе идёт непростая политическая жизнь), который следит за Гаалем, рассказывает ему следующее: «Трентор — айсберг. Его подземная часть прорыта на милю вглубь. [...] Он под дно бывшего океана уходит на несколько миль.» Интересно сопоставить это описание Трентора времён расцвета с его описанием времён упадка. Вот каким стал Трентор всего через 100 лет и 700 страниц. «Те, кому удалось выжить здесь, разорвали металлическую оболочку планеты и стали торговать этим металлом, получая взамен зерно и скот. Земля, тысячелетиями не видевшая солнца, не дышавшая воздухом, снова открылась, и планета вернулась к первозданным временам. На открытых участках почвы, где велось примитивное земледелие, Трентор, казалось, начисто забыл о своём великом, закованном в непроницаемую броню прошлом.»* Если предположить, что роль переводчика не доходила до причинения оригиналу откровенного вреда, то возникает впечатление, что уже примерно в середине повествования (а к концу и подавно) Автор начисто забыл о написанном в начале. Какая земля, какая почва, если всё прорыто на милю?? А когда рыли, куда девали миллиарды кубометров земной (тренторианской) коры? В космос что ли выбросили вместе с почвой и её многочисленной биомассой? А слой почвы всего-то метр (максимум полтора) и нигде в космосе это не может быть по другому, знающим биологию это ясно, как простая гамма (опять обращаюсь к С. Лему, который был неплохо знаком с творчеством Азимова. В монографии «Фантастика и футурология» Лем пишет: «...Азимов, биохимик по образованию, решительно ампутирует у себя профессиональные сведения, создавая научно-фантастические произведения даже о биологических феноменах...»). Автор может иногда пренебрегать пустяками ради главного, но здесь-то главное и пустяк определённо перепутаны.**

Здесь же сообщается, что планета-город была населена «четырьмя сотнями миллиардов администраторов.» В самом начале Трилогии Азимов цитирует Галактическую Энциклопедию (им же, естественно, и написанную). Там число жителей столицы определено в 40 миллиардов (столько же на стр. 31), но из главы 9 второго романа читатель узнаёт, что на Тренторе живёт 40 миллионов людей, которые ничего не дают Империи взамен (в смысле за то, что Империя их кормит). Каждый день они «занимались одним и тем же: распутывали мириады нитей, ведущих к Верховному Правительству.» Последняя цифра явная опечатка, при такой численности населения планета казалась бы пустой. Но 400 млрд. кажется многовато для чисто бюрократического мира. Читатель, которому таким образом даётся право самому выбирать, сколько же народа живёт на планете (своеобразное сотворчество), выберет, скорее всего, цифру из Энциклопедии, как источника более других заслуживающего доверия :). Но и эта цифра кажется несуразно большой, ведь есть же автоматы, стационарные позитронные роботы, придуманные автором гораздо раньше, чем был написан цикл об Академии. И эти роботы конечно облегчают труд гос. служащих, на стр. 709 прямо говорится о диспетчерских компьютерах космопорта.

Итак, 40 млрд. обслуживают почти квинтиллион населения Империи. И как же они справляются? Есть два очень характерных эпизода, где Азимов остроумно демонстрирует причину такого огромного количества не создающих материальные ценности людей.

Эпизод первый. Прибытие в столицу Дьюсема Барра и Латана Деверса. «Для начала их остановили на подлёте к Трентору, где они должны были ответить на первую из ста последующих анкет. Они прошли сотни перекрёстных обследований, тестирование, характерологическое обследование, позднее продублированное; корабль был сфотографирован, обыскан на предмет наличия контрабанды, была уплачена иммиграционная такса, и, наконец, их попросили предъявить паспорта и визы.» Если это не очередная подстава переводчика, то перед нами поразительная, похожая на анекдот, картина. Куча процедур и в конце всего то, с чего нормально функционирующая система начинает — просьба предъявить документы.

Эпизод второй. К т. н. Председателю Комиссии по Внутренним Делам (это на самом деле лейтенант полиции) посетителей, подозреваемых в шпионаже, допускают, не отобрав у них оружие. В результате переговоров лейтенант теряет голову вместе с верхней половиной туловища, а посетители уходят через потайную (!) дверь и успевают добежать до космопорта и улететь.

*) В конце второго романа Трилогии, через 50 лет после конца Трентора, как столицы, на нём уже есть фермеры. И те, кто прилетает за металлом, расширяют тем самым посевные площади. В моей книге — стр.490.

**) Несколько раз упомянуто в книге о существовании на Тренторе императорского дворца с парком площадью 100 кв. миль (причём форма участка земли очень странная — 50 миль на 2 в ширину), «утопавших в цветах и зелени — маленького островка в стальном океане.» Но деревня и пшеничные поля — в другом месте.

Часть 2.

Оба эпизода служат ярким свидетельством бестолковости (причём бестолковости невероятной, не укладывающейся в голове, это настоящий сумасшедший дом) в организации работы даже важнейших служб Трентора. Очевидно, что такое глубокое забюрокрачивание, такая запущенная раковая опухоль на теле огромного государства, не могло не привести рано или поздно к его гибели и Гэри Селдон не мог этого не учесть. Должны это учитывать и мы в нашей реальности.

Несколько слов о переводе. Много писать не буду, картина очень неприглядная. Встречаются такие слова и словосочетания, которые мне доселе никогда не попадались. «Диктатория» вместо диктатура. «Отчаянное отодвигание», «напичкивание»* (транспортного средства предметами), «гулко повторил» (приветствие повторил), «медленно — даже замедленно» (повернул регулятор), «пейзаж окрестностей», «огромные защитные поля — целые здания» и т. п. Есть такие ошибки перевода, которые невозможно здесь показать, т. к. они становятся заметными только в контексте. Есть и более явные ляпсусы. Вот парочка таких. «Следует развивать, культивировать наивность, сознание собственной стеснительности, которая не позволяет ничего скрывать от собеседника.» (стр.639) Такая вот стеснительность наоборот. И ещё. «Горова освободили на тридцатый день, и его место заняли пятьсот фунтов чистейшего золота.» Торговец и агент Академии Горов сидел в тюрьме. Зачем помещать в тюремную камеру такую уйму золота? Понятно, что имел в виду переводчик, но...тщательнЕе надо работать. Мне показалось, что переводчик Сосновская либо не любит свою работу, либо с презрением относится к фантастике и банально зарабатывает деньги. Но довольно о грустном.

Хочется сказать и о торговцах, которых Автор возносит на недосягаемую высоту. Они в Трилогии стоят всего на ступеньку ниже ораторов Второй Академии, чуть ли не волшебников. Торговцы исключительно и многогранно талантливые люди. Лиммар Пониетс на чужой планете своими руками переделывает камеру для облучения пищи (по нашему микроволновку) в трансмутатор — прибор, превращающий железо в золото. Правда, долго этот прибор не протянет (сделан столь же мастерски, как лодочный мотор в очень популярном фильме «Пираты двадцатого века»), но цель достигнута — установлены торговые отношения с периферийным варварским государством. Через много страниц выясняется, что в Империи имеют хождение (наряду с пластиковыми кредитками) иридиевые монеты — мелочь, за несколько монет можно купить газету. Очевидно, что это и есть эффект от усовершенствования того самого трансмутатора (теперь он работает на более мощном источнике питания, чем т.н. атомный генератор**). Так что металлы этой группы ценность свою потеряли (можно ведь настроить трансмутатор и на родий, и на палладий, и на платину, иридий просто гораздо твёрже платины и на него совершенно не действует даже царская водка). Но чем же в Империи обеспечиваются кредитки? Автор умалчивает об этом, тут фантазии не хватило. И это не упрёк, ни у кого бы не хватило в таком случае. Автор вырыл для имперской экономики яму галактического масштаба. Было ли это немаловажное обстоятельство предусмотрено планом Селдона, остаётся неизвестным.

Вот только теперь удалось добраться до Мула. Прослеживается очевидная параллель не только Мула и Квазимодо (из-за его любви к Байте), но, что гораздо важнее между Мулом и современными мулами (чаще всего они пишутся с удвоенным Л, и вот тут-то вспоминается бен Ладен), для которых «разум человека — как циферблат, стрелки на котором показывают на доминирующую эмоцию.» Мул способен проникать в чужое сознание, поворачивать стрелки в нужном направлении и удерживать их в новом положении, для чего ему нужно пообщаться с человеком лишь однажды, после чего тот навсегда остаётся с повёрнутыми мозгами. К счастью, бен Ладены могут только мечтать о таком могуществе, а пока вынуждены использовать очень дорогостоящие методы обработки людей, такие, как воспитание, обучение и пропаганда. Так Азимов в начале пятидесятых годов в фантастическом виде изобразил как то, что уже неоднократно происходило в истории раньше, так и то, что происходит сейчас на наших глазах — появление всяких там шахидов и прочего человеческого мусора, кое-где собранного в т.н. националистические батальоны и различного толка секты. Жаль, что на земле при избыточном количестве Первых Академий нет ни одной Второй.

Или есть? «Но пока они ничего не предприняли!» [Это говорит Байта Дарелл]

«Откуда ты знаешь, что не предприняли?» [Вопрос задаёт Эблинг Мис, стр.510] — Подумав, Байта согласилась: «Не знаю...».

*) Слово это очень редко встречается в литературе. Оно есть, например, в рассказе В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» (речь идёт о кормлении свиньи). В словаре Даля его нет (у меня иллюстрированный Даль), в «Современном толковом Словаре русского языка» под редакцией д.ф.н. С. А. Кузнецова есть только «напичкать» и «напичкаться». В переводах научной фантастики такие слова лучше не использовать, если там не описывается какая-либо совсем уж специфическая ситуация.

**) Трудно сказать, кто придумал это словосочетание, Автор или переводчик. В книге встречается и слово реактор, но только один раз.

Заключение.

1. Об одной неточности в Галактической Энциклопедии.

На стр. 13 ГЭ сообщает, что «планета Трентор была пренаселена до крайности.» Так ли это? Империя объединяет около 25 млн. обитаемых миров (стр. 8), на которых проживает почти квинтиллион человек. Это заявление компетентного человека — судьи, представляющего тренторский Комитет Общественного Спасения.

При такой численности население может и ещё подрасти за очень короткий срок. Поэтому можно принять с достаточной точностью, что население Империи, составляет 10 в восемнадцатой степени человек. При этом средняя численность населения одной планеты как раз и получается равной сорока миллиардам, так что называть Трентор до крайности перенаселённой планетой нет оснований. Что же, и в Энциклопедиях бывают ошибки.

2. О летоисчислении в Империи и о состоянии её науки.

Чтобы огромная Галактика могла жить по единому календарю и чтобы можно было как-то сравнивать возраст людей, живущих в разных мирах, в Империи принят т. н. Стандартный Межгалактический Год, в основу которого положен промежуток времени, затрачиваемый светом на прохождение 299766* километров (в книге опечатка, это число уменьшено в 1000 раз). Этот промежуток называется секундой. СМГ состоит из 365 так называемых дней (Межгалактический Стандартный День), каждый из которых состоит из 86400 секунд. Откуда взялись эти цифры, никто точно не знает. «Некоторые, правда, считают, что все эти цифры связаны с данными о периодах вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца той единственной планеты, что была первородиной человечества.» С тех пор прошло ок. 50 тысяч лет, и Земля забыта напрочь.** Это я к тому, что именно с этим вопросом связана тонкая насмешка Азимова над так называемыми учёными далёкого будущего (на самом деле, конечно, над современными ему придурками).

Эти «учёные» ищут ответ на «основной вопрос» (т. е. вопрос о происхождении человечества) проводя археологические раскопки, в частности некто Ламет считает, что «археологические находки на 3-й планете системы Арктура неопровержимо доказывают, что человечество проживало там в докосмическую эру.» Кроме Арктура кандидатами на прародину человечества являются Сириус, Солнце и Альфа Центавра. Никто не догадывается (за сотни лет) решить «основной вопрос» наиболее очевидным способом, измерив нужные характеристики подозреваемых планет, и копать потом сколько душе угодно.

Всё дело тут в том, что членам обоих Академий не до этого, и среди них нет археологов, как-то пренебрёг Селдон этой дисциплиной***.

Ну, вот и всё. Думаю, что найдутся люди, которым мои наблюдения покажутся заслуживающими внимания. Оценку Трилогии ставлю самую высокую, т. к. уверен, что в оригинале она заметно выиграла бы (выигрывает) по сравнению с этим, прости, Господи, переводом. Да и вообще такому писателю и просветителю, как Азимов я готов простить многое. На очереди у меня заключительная дилогия «Академия и Земля» в серии «Золотая коллекция фантастики», к сожалению под «редакцией» (или редукцией) того же переводчика.

*) В моём справочнике по всему на свете С = 2,99792458 х 10 в восьмой степени метров в секунду.

**) Однако, народное восстание называют Жакерией (это уж, надеюсь, не отсебятина переводчика). Очень любопытный историко-фантастический феномен.

***) И только в самом конце завершающей дилогии цикла выясняется, что положение, сложившееся в науке вокруг «основного вопроса», возникло не само собой. К этому привело воздействие на обе Академии некоей третьей очень могущественной силы, до самого финала остававшейся за кулисами.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта трилогия, является, пожалуй, одним из самых известных и при этом самых своеобразных произведений автора. Однако вышла она, в общем-то, очень неровной и неоднородной.

Прежде всего, конечно, стоит отметить грандиозность замысла. Первый том писался как беллетризованная история далекого будущего: реализации многовекового плана реформ, созданного гениальным математиком Гари Селдоном с помощью новой науки – психоистории. Пять коротких повестей о различных периодах жизни Основания, псевдодокументальные вставки – все было очень серьезно. Истинными главными героями этого романа были не политики и ученые, а История и Человечество.

Это и обусловило проблемы романа «Основание» – действие, описанное «широкими мазками», непроработанные образы персонажей, однообразные сюжеты составляющих его повестей. Слишком маленький объем и эпический размах описываемых событий сделали книгу «сухим концентратом» авторских идей.

Второй том, «Основание и Империя» стал своего рода работой над ошибками. В итоге получился крепкий, интересный приключенческий роман, но на этот раз пострадала идейная часть. По сути, мы не узнаем ничего нового, кроме того, что план Селдона уязвим. Если вся первая часть строилась на том, что личность для истории – ничто, и процессы галактического масштаба управляются естественными законами психоистории, то здесь просто говорится, что даже психоистория может ошибаться. И все. Но, надо отдать должное автору: «Основание и Империя», в отличие от первого тома – очень захватывающая вещь.

Третья часть ставит все на свои места:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
мы узнаем, что Селдон был вовсе не дурак и у его плана есть своеобразная страховка. Это, с одной стороны, вполне реалистично, ибо ждать, что мир в течение тысячи лет будет развиваться строго по сценарию психоисториков, мягко говоря, самонадеянно. С другой, это начисто убивает идею первой части: оказывается, если вмешиваться нельзя, но очень надо, то все-таки можно.
С точки зрения формы «Второе Основание» – такой же приключенческий роман, как и второй том трилогии, и читается так же легко и увлекательно. Но мотивы Дарелла и других заговорщиков из второй половины романа не ясны, или, вернее, откровенно инфантильны. По их представлениям «мировую закулису» следует ненавидеть просто так, из природной паранойи и архаичного территориального инстинкта. То, что и Первое Основание, по сути, такие же «иллюминаты», веками крутившие мозги целым планетам и межпланетным государствам, видимо, как-то со временем подзабылось. И то, что Второе Основание – «свои парни» и имеют те же цели, что и Первое, никого не успокаивает, и это странно.

Самое странное, что трилогия заканчивается ничем. Это, конечно, объяснимо – тысячу лет действия в небольшой (менее 600 страниц – вся эпопея под одной обложкой) объем не впихнуть. Тем более, что начиная со второго тома автор стал больше уделять внимания отдельным героям и их приключениям, показывая события, так сказать, более крупным планом. Но остается некое разочарование – сбылся план Селдона, или нет, мы из этой трилогии не узнаем. Азимов, конечно, возвращался к миру Основания, но гораздо позже, и «оборвавшийся» в 50-х годах цикл долгое время оставался незавершенным.

Вообще, вся история Основания – это даже не черная кошка в темной комнате, а форменный кукиш в кармане. Мы почти ничего не знаем о Галактике до Селдона, мало понимаем причины и характер кризиса, и, тем более, совершенно ничего не знаем о психоистории – потому, что ее нет нигде, кроме как «в уме» у автора. Понятное дело, если все это разжевать подробно, то только первый том был бы объемом с «Войну и мир», а осилить его смог бы только человек с дипломом экономиста. Но в итоге получается, что Азимов как бы в общих чертах рассказывает нам о реформах галактического масштаба, а мы ему как бы верим.

Еще мне в этом произведении не хватило… фантастики. Мелкой экзотики, которая могла бы оживить сеттинг. Конечно, есть всякие благоглупости вроде атомных зажигалок и ядерных пистолетов понятны – писано сие в 50-х годах, задолго до Чернобыля, когда словосочетание «мирный атом» не вызывало ничего, кроме энтузиазма и веры в прогресс, строились первые АЭС, а инженеры на полном серьезе обсуждали проекты атомных автомобилей. Но где хоть какое-то упоминание хотя бы примитивных форм жизни неземного происхождения, не говоря уж об цивилизациях «ксеносов»? Куда делись знаменитые азимовские роботы с позитронным мозгом, ведь мир Основания – это далекое будущее мира «Рассказов о роботах» (я, конечно, не читал всего Азимова, может быть, андроидов со временем запретили и они вымерли, но, учитывая, что люди за тысячи лет даже забыли, что они родом с Земли, за это время они сто раз могли возродить робототехнику)?

Итог: литературный эксперимент, к середине второго тома выродившийся в обычную приключенческую фантастику. Без сомнения, оригинальное, и, может быть, в чем-то уникальное, но несколько переоцененное произведение.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поднял недавно свои старые тетрадки с оценками фантастических произведений (все как и здесь, по 10-бальной системе), которые начал вести с 90-х годов. Оценка 10+, как тогда, так и после недавнего, 4-го или 5-го перечитывания Академии..Но, если в начале 90-х новые издания фантастики были редкими на всем постсоветском пространстве, то сейчас изобилие. И, тем не менее, иногда возвращаюсь к Шедеврам. По другому Основную Трилогию Академии оценить я не могу. Так написать в 50-х годах 20 века мог только по настоящему гениальный писатель. Да, конечно, кое-что сейчас кажется смешным и наивным, но многие идеи опередили время значительно, и описание Галактического будущего не выглядит примитивным ну нисколько. Приключенческий, местами чуть ли не детективный сюжет, интриги и политика, немного войн и сражений (как же без этого). Конечно, впоследствии мастер объединил циклы о Транторианской Империи, Академии, рассказы о роботах и циклы об Элайдже Бейли и Даниеле Оливо в единую Галактическую историю, и последние загадки разгадываются только после прочтения всего цикла и последнего его произведения (1986) Академия и Земля. Но читать Основную трилогию вполне можно и как отдельный цикл из 3-х романов..И , на мой взгляд, лучших из всего цикла.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Принято считать, что все великие фантасты через свои произведения пытаются донести до читателя какую-то совсем не фантастическу мысль или идею. При прочтении трилогии «Академия» я все время пытался понять, какую же мысль хочет передать мне Азимов. Вначале мне казалось, что идея состоит в том, что отдельный человек не может повлиять на историю. Как ты ни крутись, а все будет идти своим чередом. Потом я решил, что, идея в том, что историю может изменить только по-настоящему Великий, не такой как другие, человек. А потом выяснилось, что и Великого колесо истории переезжает, почти на заметив. Так все же, правильной была первая мысль? Нет, оказывается, траекторию колеса поправили... Так что же пытался сказать Азимов этой трилогией? И знал ли он сам, что он сам, что пытался сказать?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх