Аркадий и Борис Стругацкие «Перестарок»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В небе Мира Полудня ЧП. Неопознанный ядерный планетолет летит по околоземной орбите, сбивая все, что попадется на пути. Прекращены все полеты. Запрещены все финиши. Готовятся к старту аварийные роботы, задача которых приземлить неуправляемую ракету.
Эта новелла присутствует под одним и тем же заглавием во всех вариантах повести «Полдень, XXII век», включая журнальный, и отдельно не публиковалась.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Возвращение
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава первая. Двое с «Таймыра»
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
— журнал «Světová literatura, č. 1, 1979», 1979 г.
- /языки:
- русский (44), французский (1), литовский (1), чешский (2), эстонский (1)
- /тип:
- книги (38), периодика (2), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- П. Мазель (1), Р. Томинг (1), Й. Тыч (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 18 декабря 2024 г.
Всякая история имеет свою завязку. Желательно, чтобы завязка была острая, сразу привлекала к себе внимание и в хорошей книге развитие дальнейших событий соответствовало бы такому умело заданному старту. В этом отношении обстоятельства возвращения на родную Землю остатков экипажа «Таймыра», полностью соответствует качеству высококлассного десерта к изысканному блюду гурманов. Неизвестный устаревший космический корабль, катастрофа, чудом выжившие незнакомые люди, что можно еще желать для острой завязки истории. Тем более к ставшему культовым известнейшему произведению братьев Стругацких.
Перестарок по своей словесной форме представляет собой довольно уничижительное значение. Но не для жителей двадцать второго века, диспетчер, злясь и негодуя, принял все меры, чтобы посадить неизвестный корабль. Ведь там должны были находиться люди — самая главная ценность для грядущего, куда неожиданно ворвался гость из прошлого. Поэтому разбитое Главное Зеркало здесь не в счет, также как не идет в счет опасность приземления неизвестного перестарка. Опасность — это то, над чем смеются жители Мира Полдня, наоборот, они ищут ее, не ради бессмысленных экстремальных ощущений, а ради полезной практической деятельности. Вот этот мир и принял своих прапрадедов, а вместе с ними и нас, читателей.
Тимолеонт, 11 июня 2022 г.
Прекрасный пример создания яркого и глубокого образа. Во многом здесь продолжается тема прогресса, его скорости и устаревания, того, возможно ли вообще идти в ногу с ним. Может ли «прошлое» жить в мире с «настощим-будущим»? Вот это было действительно круто и интересно. К счастью, рассказ — не голые философские рассуждения, Стругацкие не говорят, а показывают, и так их мысль доходит только лучше.
artem-sailer, 6 февраля 2021 г.
Рассказ, конечно, нельзя рассматривать в качестве самостоятельного произведения. Это неотъемлемая часть повести «Полдень». Это лишь эпизод, но самый начальный, в котором описано прибытие корабля, потерянного в пространстве и, как выяснилось, во времени. Нет тут пока никаких объяснений: откуда он взялся, кто это, да и что за корабль вообще? Если не знаешь содержание всего цикла, то пожмёшь плечами в недоумении — а что это было?
Однако мы уже тысячу раз читали, мы знаем, что этот рассказ — связующее звено между новеллой «Почти такие же» и всеми остальными частями произведения. Также на ум тут же приходят «Частные предположения», но ситуация там диаметрально противоположная. Поэтому на ум он и приходит. А главный герой в «Частных предположениях», кстати говоря — Валентин Петров, к которому идёт Кондратьев в самом конце новеллы «Почти такие же». Тот самый Кондратьев, которому в «Перестарке» требуется медицинская помощь. Кондратьев, который... В общем, целый клубок, своего рода игра с читателем, которую затеяли великие авторы.
И всё же, при всей своей несамостоятельности рассказ меня впечатлил. Своей картинкой. Есть здесь что-то такое... торжественное, что ли. Что-то такое глобальное и даже драматическое. Словно сам присутствуешь при появлении странного планетолёта из прошлого в окрестностях Земли. Написано кратко, даже скупо. И за счёт этого — сильно.
wertuoz, 9 января 2017 г.
Вот она сила времени. То, чего боялись юные студенты из произведения «Почти такие же», отстать от времени, отстать от прогресса, перестать быть нужными. Ведь отправившись в космос, нарушая пространственно-временной континуум они пересекают эту черту современности, заглядывая далеко вперед. И единственный путь для возвращения — это путь вперед, путь на новую Землю, где уже совершенно другая новая жизнь.
Они возвращаются не современниками, которые принесли новые знания или технологии, они возвращаются перестарками. Именно в этом и кроется основная проблематика рассказа. Быть перестарком, значит быть отставшим от современности. Это именно та цена, которую заплатили те юные космологи, отправляясь в далекий и тогда еще неисследованный космос, за новыми открытиями, новыми знаниями и приключениями. А теперь вернулись, вернулись и вынуждены адаптироваться, вливаться в новую жизнь.
Старая техника, которая уже вышла из пользования. Новые космодромы, которые переоборудованы под современные космические корабли. Сложности посадки и большая опасность для космологов. Все это говорит о том, что современность все таки забывает о своих перестарках, о тех, кому обязана прогрессом и развитием..
MarchingCat, 19 октября 2016 г.
Сильно, чорт побери. И по сей день, какой раз ни перечитывай — сильно.
Да, как самостоятельная единица — это не рассказ. Но как часть, точнее, как звено между частями «Полдня 22 век», тут всё замечательно. Ощущения от вторжения в рабочую зону устаревшего корабля, обалдевший, но предельно профессионально сработавший диспетчер, описание поведения члена экипажа.
Верю, во всё верю. Да, так могло быть. Да, если бы так было — примерно так бы оно и было в предложенном авторами мире.
davdav2, 7 декабря 2014 г.
Потрясающе написано. В каждом слове чувствуется эпоха начала 60-х гг. Да, далекие походы стали реальностью. Но ведь возвращаться придется в будущее время, через много поколений. А что там? Если научный, технический и социальный процесс продолжался (а в 60-е можно было быть в этом уверенным), то значит — ты, твой корабль, да и твои знания неизбежно устареют. Что тогда? Поставлена огромная проблема — можно ли преодолеть проблему времени. Я бы, кстати, добавил, что и язык изменится (носители одного и того же языка, если между ними лежит тысяча лет, уже друг друга не поняли бы).
god54, 13 апреля 2014 г.
Да, авторы еще раз подтверждают истину: сколько не готовься, но когда происходит ЧП, ни одна служба, ни один человек оказывается не готов к ней (Аксиома гражданской обороны). Выходит расхлябонность, непрофессиональное отношение к своей работе будут отличительной чертой Мира Полдня: кто-то там летает, а кто никто не знает, за приборами не следит, все улетелеи к звездам... Краткий рассказ, несамостоятельный, только для цикла, как еще один штрих-связка.
lubar, 15 марта 2010 г.
Предсказание Панина из «Почти такие же» начинает сбываться.
Психологически рассказ достаточно сильный. Очень четко передано напряжение диспетчера, который всегда выполняет рутинную работу и вдруг должен срочно принять нестандартное решение от которого зависит судьба планеты. А ведь это работа для «Быкова» — всегда быть готовым.
Создается ощущение, что технически Земля абсолютно не подготовлена в приему пришельцев на старой технике. А ведь кроме своих возвращенцев могут быть пришельцы на допотопных кораблях. Не заметить корабль у орбиты Плутона и подпустить его к самой Земле напоминает прилет Руста в Москву.
aps, 8 сентября 2008 г.
Незапланированная встреча правнуков с предками и действительное начало книги «Полдень. XXII век.» В нем рассматривается проблема контакта, но не контакта с инопланетными расами, а контакта людей: людей прошлого и людей будущего.
Это начало сразу заставляет читать дальше. Ведь становится интересно, как примет будущее главных героев. Смогут ли они почувствовать себя в нем своими? На эти вопросы ответят последующие рассказы.
p.s.: интересно было бы узнать истинные чувства потомков когда на них свалился такой подарочек — старый фотонный звездолет:smile:
Yazewa, 16 января 2008 г.
Славное начало доброй светлой книги.
Первое описание Жени Славина, вернувшегося на Землю, у меня до сих пор — после десятков прочтений! — вызывает какой-то спазм в горле. Сентиментальность? Просто очень пронзительно написано.
Ladynelly, 15 ноября 2008 г.
Интересный рассказ, на мой взгляд очень реалистично показано возращение дальней, многолетней звездной экспедиции...
А вот поведение диспетчера и его злость, вызывали раздражение! Неужели он не понял, ЧТО это за звездолет? Неужели он ничего не знал о экспедициях отправившихся в далекий космос?
Ох, не нравится мне такой мир... Очень не нравится...
viv, 7 декабря 2007 г.
Окончен путь. Дальняя экспедиция вернулась через сотню лет, к праправнукам... Это, собственно, и не расказ — просто картинка будущего, в которое грубо и тупо вломилось прошлое.Будущее справилось. Двое вернулись на Землю...
Unicorn, 4 сентября 2007 г.
Ну да... оно наверное так и должно быть... Хотя 150 лет не так уж и много, чтобы привести к таким последствиям. Драматично.
laborant81, 8 августа 2007 г.
Очень интересный сюжет. Сразу становится интересно, как Кондратьев и Славин оценят новую эпоху.
Vargnatt, 31 июля 2007 г.
Из космоса появляется неуправляемый корабль грозящий смертью многим людям на земле. А внутри него сидит тот самый Кондратьев…