Аркадий и Борис Стругацкие «Моби Дик»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (В открытом океане ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Моби Дик — это не кит, это человек... Он одинок и у него нет никого и ничего, кроме работы, составляющей всю его жизнь. И лишь настоящие чувства, пробуждённые в нём девушкой, изменяют смысл его жизни.
БНС, офлайн-интервью от 24.04.2002: «Этот рассказ был написан где-то в самом конце 50-х под большим впечатлением от романа Кларка о китовых пастухах (не помню, как он назывался... какие-то «Бездны»). Слепок получился слишком уж точным (сходство, переходящее в, страшно сказать, плагиат), и мы решили этот рассказ больше в роман не вставлять. От греха подальше». Имеется в виду роман А. Кларка «Большая глубина» («The Deep Range»).
Рассказ не предназначался для отдельной публикации. Вошёл в первоначальный вариант повести в новеллах «Возвращение (Полдень, 22-й век)», однако при подготовке второго, окончательного, варианта — «Полдень, XXII век» — исключён из текста повести и заменён рассказом «Глубокий поиск». Вплоть до 2005 г. рассказ не переиздавался.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава четвёртая. Благоустроенная планета
— условный цикл «Неизвестные Стругацкие» > цикл «Неизвестные Стругацкие: черновики, рукописи, варианты» > сборник «От «Страны багровых туч» до «Трудно быть богом», 2005 г. > «Полдень, XXII век» > статью «Изданные варианты», 2005 г.
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
- /языки:
- русский (17), французский (1), эстонский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (14), самиздат (3), аудиокниги (1), цифровое (2)
- /перевод:
- П. Мазель (1), Р. Томинг (1), В. Яблоньский (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 24 июня 2024 г.
Наиболее впечатлявший меня рассказ из всего сборника об океанологе, курирующем миграции китов и кашалотов. Кондратьев души не чает в своей работе, он отшельник и без надобности снижает контакты к минимуму, при этом в этом одиночестве у него свои прелести и маленькие радости. Так бы продолжалось и дальше, если бы в размеренный маленький мирок не вторглась девушка со своеобразным чувством юмора и языком без костей — Ирина. Параллельно с этой историей происходит поимка кашалота-пирата. Много рефлексии, параллелей, раздумий, подкупающего не присущего авторам романтизма отношений.
artem-sailer, 7 февраля 2021 г.
Рассказ — как бы альтернативная история личной жизни Сергея Кондратьева, одного из главных героев повести «Полдень». Впрочем, одно другому не мешает, в том смысле, что оба варианта друг друга не исключают.
Собственно, о чём это я?
Ах, да. Думаю, многим об этом известно, однако для тех немногих, кто не в курсе, объясню. Вышла вот какая история. Первоначально, ещё в начале 60-х, в качестве описания дальнейшей судьбы Кондратьева в «Полдень» вошёл рассказ «Моби Дик». Однако впоследствии по некоторым причинам его заменили на другую историю под названием «Глубокий поиск», в таком варианте повесть издаётся и по сей день. «Моби Дик» же был надолго забыт, и на мой взгляд — не совсем заслуженно.
По сути, в обеих историях рассказывается о работе Кондратьева в Океанской охране, общий смысл в обоих случаях по большому счёту одинаков: Сергей занимается интересным ему общественно полезным делом и пытается устроить личную жизнь. Детали же немного различаются: если в «Глубоком поиске» он влюблён в девушку по имени Акико (по всей видимости, она японка), то в «Моби Дике» описано начало романа с девушкой Ириной (которая, кстати, упоминается в рассказе «Томление духа»). В принципе, как я уже писал ранее, обе истории могли иметь место, противоречий здесь нет. Хотя Кондратьев — далеко не ловелас, и с девушками у него не особо складывается, это видно и там и там. Поэтому будем считать, что рассказы — это альтернативные варианты развития событий.
Такие вот подробности. Почему заострил такое уж внимание на этих подробностях? Наверное, потому что лирика любовных отношений — не совсем профиль Стругацких. Разве что, в ранних рассказах проскальзывает. Поэтому-то и выглядит это необычно. Но при этом следует признать, что написано очень хорошо, трогательно читать о попытках «железного» Кондратьева ухаживать за девушками. В общем, оба рассказа понравились, пожалуй, запомнились даже больше именно лирикой. А «Моби Дик» всё же, наверное, больше симпатичен, чем «Глубокий поиск» — очень уж понравилась тёплая ламповость, которой пропитана первая половина текста.
neo smile, 6 января 2020 г.
Как же я люблю таких Стругацких, — кратких, тёплых, уютных. По особому заритмиченных и с неким ироничным живчиком; с красивой тонкой поэтикой своей маленькой чудесной истории. Этот искренний и ёмкий рассказ не совсем о трудоголике, — позабывшим обо всём на свете кроме своей работы в дальней экспедиции на заброшенной среди скал и валунов океанологической базе.
Не совсем всё так банально, как кажется на первый взгляд из аннотации...
Это скорее очередной уход в себя от внешнего мира ревностного художника. -Ну или по крайней мере человека, истово влюблённого в своё дело.
***
Бесконечные зимние месяцы долгой экспедиции. Длительные миграции китов и кашалотов, которые курируют «штатные» субмарины. Серые дожди, унылое небо и злой океан... Вящее однообразие, загнанное в «квадрат» одной и той же обстановки...
***
Но Стругацкие знают, как при необходимости согреть и сгладить свою историю, — подарив тем самым читателю маленький тихий островок и «пятачок» своей бескрайней души. С только им присущим «микроклиматом» обаятельных авторов, — они развернут свою миниатюрную зарисовку под весьма непривычным и чувственным «углом».
****
Командир звена субмарин Кондратьев — в определённом смысле аскет и отшельник. Во всяком случае в плане проявления своих чувств интроверта-наблюдателя. Хотя по внутренней красоте и их размашистой поэтике ему мало найдётся равных и достойных в этом деле
Кондратьев сродни глубоким творцам, — предпочитающих «развлекаться» в одиночестве, — вдали от утилитарных диспутов и привычного веселья. Он что ли по-особому нежно и с достоинством ценит и лелеет своё однообразие. Вероятно, потому что оно для него не вынужденное. Вероятно, потому что оно у него для души.
Стало быть, всякие там сплетни и бессвязно-робкие движения сердца (вкупе с признаниями в любви) его совсем не волновали. Ну во всяком случае он так считал... До какого-то своего, — как всегда вовремя пришедшего, — часа и времени. Каждый «отщёлкивает» этому событию свою особую нужность и свои личные сроки.
Судья и страж «ловерс дайма», — тщательно смоделированного в аскетичном антураже базы пятачка влюблённых, — он стал негласным судьём и свидетелем чужих сбивчивых признаний и нежностей. Пока в нём спонтанно не проснулось что-то своё. Тонкое и миниатюрное как игольное ушко, в которое аккуратно продевают нить задушевной беседы. Прекрасное и бескрайнее как океан по ту сторону стекла его квартиры, слепые окна которой то и дело захлёстывали морские бури и тайфуны.
***
- Нет, он не охладел и не выдохся. Не выгорел и не сдался. Скорее просто на время ушёл в сторонние наблюдатели. И как-то раз он самым чудесным образом стал наблюдателем своей жизни. Вернее своих чувств... — Самых искренних и спонтанных, которые всегда возникают невпопад и ниоткуда. Точно так, как вторглась в его многолетнюю аскезу очень славная девочка с суровым чувством юмора и языком без костей...
***
Наваждение в этом рассказе раскручено так тонко и так нежно... Словно эти тайные шифры души авторы виртуозно хотят нанизать и переложить на музыку огромного океана, — считав эти ультразвуки со всех возможных обтекаемых объектов. Как бы ретранслируя эту акустику на понятный нам лад, — Стругацкие попытались написать прелюдию к чему-то величественному и грандиозному. (Во всяком случае, именно такие ощущения захлестнули именно меня в подробной перечитке)
И в океане под толщей воды у них поёт на сотни голосов буквально всё. Сама вода пропитана шумом и музыкой трудно читаемой архаики аналогового мира.
***
Моби Дик — это не столько гигантский кашалот, которому отведена здесь центральная роль титула и заглавия. Это словно красивый и размашистый гимн всему, что стОит воспевать.
И здесь почему-то сложной и далёкой аллюзией вспомнился Р. Желязны с его красиво выточенным «Двери лица его, пламенники пасти его».
***
Если попробовать абстрагироваться и отбросить все эти эпики про хороших людей, коммунистов, красивые горизонты мира Полдня...
Тогда может получиться идеально заклассиченная сказка, которую каждый рассказывает на свой лад. Сказка не только про величие мечты. Скорее про утончённую пляску Стихии и первозданное буйство красок, которые всегда с нами.
PS Хорошая вещь, — нежная и сочная одновременно. Поставила бы Десять. Но есть одно «но»... На мой взгляд, — подобная проза от Стругацких не самодостаточна. То есть как прелюдия или «врезка» к чему-то — это реально красиво, глубоко и чуть-чуть грустно...
PPS Словно милое и задушевное:
Deep blue sea, baby, deep blue sea.
Deep blue sea, baby, deep blue sea..
Deep blue sea, baby, deep blue sea…
Hit was Willy, who got drowned in the deep blue sea...
seroga115, 18 января 2020 г.
Почему-то раньше не замечал у АБС этого рассказа, и, честно говоря, не ожидал от них такого. В двадцать втором веке десять миллиардов счастливых коммунистов разводят китов ради пропитания. И не без удовольствия охотятся на диких кашалотов, посягнувших на их стада. Даже гордость берёт за нас, грешных капиталистов века двадцать первого: мы-то китов уже сегодня худо-бедно пытаемся охранять, а ещё мы со школьной скамьи хорошо знаем, что кашалоты питаются моллюсками и рыбой и не едят других китов и вообще млекопитающих, даже тюленей.
В который раз убеждаюсь: если очень любишь какого-либо автора (как я — Стругацких), никогда не читай его «раннее». Что ж, дух того времени, не будем судить их строго.
wertuoz, 28 ноября 2018 г.
Что ж перед нами снова акт непонимания и отвратимости по отношению к смыслу, заложенному в данном рассказе. По версии носителей мысли «праведного гринписа» в рассказе идет речь о якобы бессмысленном убийстве животных, что напрочь отбивает у подобных «гениев» решительное желание вчитываться в сюжет. И если бы они все таки это сделали, то поняли бы, что служба охраны океана во главе с Кондратьевым (герой романа «Полдень 22век») пыталась предотвратить катастрофу, а именно беспощадную бойню, когда хищник-кашалот, ведомый инстинктом брачных игр, пытается убить самок-китов вместе с китятами, дабы заслужить расположение своих «невест», которых он так же выманил из стада, убив вожака. То есть по сути Моби Дик (на самом деле оказавшийся большим кашалотом)- это кровожадный хищник, который убивает других животных ради собственных не самых высоких интересов. И действия человека в этом случае полностью оправданы, так как на кону жизни других существ, которые, собственно, никому вреда не приносят, а для человечества представляют ценность, как и для любого представителя защиты животных. Устранение кашалота так же описывается с точки зрения милосердия: Кондратьев пытается сделать так, чтобы даже для кровожадного хищника, который унес и еще мог бы унести множество жизней, все окончилось быстро и безболезненно. Действовать необходимо быстро, а значит в данном случае — это единственный выход.
Так или иначе вмешательство человека в животный мир с одной стороны несет благую цель о защите невинных, с другой нарушает принципы естественного отбора. Но в мире, где человечество уже победило голод и несправедливость, совершенно логичны стремления пресечения любого проявления социал-дарвинизма, ведь по сути даже прогрессорство, описанное Стругацкими в других произведениях — это тоже мера воздействия, которая пресекает любой беспощадный и бессмысленный социал-дарвинизм.
В рассказе очень много уделяется внимания рефлексии Кондратьева, тем самым продолжается его линия из романа «Полдень. 22 век». Ведь по сути Кондратьев — это перестарок, человек из прошлого, который на контрасте своего времени, понимает насколько человечество шагнуло вперед. От того внутри него идет некая борьба, его сформированного на прошлом сознания и нового знания, которое он приобрел, находясь на Земле будущего. По началу он не знал, где найти свое место в жизни, о чем мечтать, к чему стремиться. Ведь по сути все его мечты и желания, мечты любого человека о справедливом и счастливом будущем, достигнуты и уже не являются мечтами, а скорее совершенно ощутимой реальностью. И мысль о Моби Дике — это ведь тоже не мечта,а просто цель, работа — быть охранником природы, которая намекает на то, что Кондратьев никак не может понять, к чему же ему стремиться в мире, о котором он когда-то мечтал, а теперь сам в нем пребывает.
Последние строчки дают понять, что этим самым Моби Диком был он сам — одиноким, нелюдимым, тем, на кого никто не обращает внимания, так как каждый занят своим делом. Но, видимо, Ирина — девушка с вечеринки, растапливает его сердце, признавшись в любви, и Кондратьев понимает, что теперь он не одинок, теперь его кто-то ждет и нуждается в нем.
Виндичи, 24 сентября 2018 г.
Охота на китов как залог успеха в личной жизни. Гнилую, прямо скажем, профессию придумали с жиру потомки, а Кондратьев мог бы и пролетарской виагрой обойтись.
god54, 12 апреля 2014 г.
С моей точки зрения, этот рассказ на порядок лучше рассказа «Глубокий поиск», может потому что слишком много стыковок с А.Кларком? Вполне может быть. Авторы предложили мне свое будущее, которое после прочтения мне и даром не нужно. Почему? Первое, там все 10 миллиардов жителей Земли коммунисты. Второе, там убивают животных. Мне все-равно каких. Их убивают, жестоко, с наслаждением, с мечтой, что в ближайшие дни снова убьют кого-нибудь. Надо и человека. Неужто нельзя в будущем предложить отпугиватель, дать ему еды, он ведь всего-то кушать хочет. Нет мне такое будущее крайне не нравится.
amak2508, 2 марта 2013 г.
Как же все-таки здорово еще раз окунуться в чудесный мир Полдня, одного из самых светлых миров современной фантастики. Вот, вроде бы, и нет ничего особенного в этом рассказе — ни идей оригинальных, ни действия увлекательного, а читать его уютно. Как будто возвратился после дальних странствий в родной дом — милые люди, достойная жизнь, ни капли агрессии, злобы, подлости...
Такую бы книгу, да чтобы она не кончалась долго-долго, да теплый тихий вечер, да уютное кресло, да мягкий свет торшера — что еще в жизни надо...
senneka, 20 июля 2012 г.
Картины жизни из мира Полдня. Человек из 21 века ищет цель жизни в 22 веке. И осуществляет свою мечту — увидеть гигантского белого кашалота «Моби Дика». Героика трудовых будней освоения мирового океана и увлеченные своей работой люди будущего. Борьба человека вооруженного совершенной техникой со зверем красивым в своих естественных первобытных стремлениях. Песнь жизни человека и природы. Рассказ неплохой, понравившийся мне больше многих включенных в цикл.
witkowsky, 15 марта 2011 г.
Чуть ли не единственное, что я у Стругацких до 1990 года вовсе не прочел. То ли забыл?
Редкий случай, когда помешала не цензура, и саморедактура.
Но искусство служит самому себе, и рассказ чудесный.
BG208, 13 ноября 2010 г.
Рассказ раскрывает жесткость охоты, пусть даже на коварного и опасного для людей огромного хищного морского хищника. Его убивают не сразу, убивают жестоко, отсроченно, заставляя мучаться. Его жалко, даже очень. Но охотник перестает быть охотником, если он поддается жалости. Поэтому охотником может стать не каждый. А только тот, кто пересиливает свою жалость.
тессилуч, 24 марта 2010 г.
Очень хороший рассказ. Странно что так мало издавали, когда был «бум» Стругацких в начале 90-х, а вспомнили только в 2000-х. Наверно многие фанаты Стругацких не имеют его в своей библиотеке, потому что первое издание «Зачитано».
lubar, 16 марта 2010 г.
Мне рассказ понравился. Я в нем, кстати, увидел ответ на вопрос, почему Кондратьев расстался с Катей. Как все-таки чутко реагирует Кондратьев на девушек. Но вот женить его пока не получается. Опять тема убийства умного и сильного хищника. Жалко. И не только читателям. Моби Дика жалко и самому Кондратьеву, хотя кальмара например ему было не чуточки не жалко.
sleeve, 13 августа 2008 г.
Само словосочетание Моби Дик вызывает у меня прилив романтики. В исполнении Стругацких с великой идеей каждого их произведения этот рассказ определенно удался
Yazewa, 17 января 2008 г.
Мне симпатичен этот рассказ, поэтому жаль, что авторы исключили его из цикла.