Аркадий и Борис Стругацкие «Томление духа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о дальнейшей судьбе четвёрки из 18-й комнаты. Им уже по двадцать пять лет. Правда, в действии участвуют лишь Поль Гнедых и Александр Костылин. Атос и Капитан лишь упоминаются. Лин после школы нашёл себя в животноводстве. Поль всё ещё мечется в поисках своего места в жизни.
В рассказе показана молодёжь Мира Полудня. Это обычные ребята. Они влюбляются, балагурят, увлекаются литературой и ходят на танцы. Но главное в их жизни — работа.
Новелла написана в 1960 году и присутствует во всех книжных изданиях повести повести «Полдень, XXII век». Как самостоятельный рассказ она не издавалась, в журнальную версию не входила.
Входит в:
— условный цикл «История будущего» > цикл «Мир Полудня» > повесть «Полдень, XXII век», 1967 г. > Благоустроенная планета
— условный цикл «История будущего» > Ранние редакции, впоследствии переработанные авторами > повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г. > Глава третья. Люди, люди…
— повесть «Возвращение (Полдень, 22-й век)», 1962 г.
— повесть «Полдень, XXII век», 1967 г.
- /языки:
- русский (43), французский (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (38), самиздат (3), аудиокниги (3), цифровое (3)
- /перевод:
- П. Мазель (1), Р. Томинг (1), Й. Тыч (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 9 января 2025 г.
Стаи идей бессмысленно носились в воздухе. А Поль был растерян от такого изобилия, испытывая психологическую проблему выбора из огромного числа возможностей. Такая аллегория наглядно показывает общую картину жизни в XXII веке по Стругацким, где томление духа от временной невостребованности родственно творческим терзаниям людей искусства. Так оно и есть, ведь любое дело в описываемом авторами грядущем сродни принципам творчества, будь это даже рассматриваемое в рассказе животноводство.
Двое из четверки мушкетеров встретились десять лет спустя. Несчастный Поль переживает личный кризис от бездействия, помноженного на неразделенную любовь. Он выглядит растерянным, но не подавленным, так как научивший многому своих подопечных, горячо любимый учитель Аньюдинской школы, терпеть не мог несчастненьких. Согласен с таким мнением, так как слезы в жилетку почти всегда являются признаком слабости и малодушия. Естественно за исключением по-настоящему критических моментов. Но проблема Поля не является суперпроблемой, важно только определить, куда лучше приложить свои силы. Это можно понять, ведь тебе всего лишь двадцать пять лет и все еще впереди. В рассказе ясно видна разнородность сложившегося образа серьезного ученого-этакого старичка в профессорской шапочке, или же солидного мужчины в строгом костюме, с теми, кого рисуют нам Стругацкие — молодые, красивые парни и девушки, с очаровательной несерьезностью в поведении и неукоснительной строгостью в работе. Все здесь дышит задором и оптимизмом молодости и тем не менее это не мешает решать такую серьезную проблему как дефицит питания. Синтез глобальности задачи и достигнутого практического результата впечатляет и вообще при чтении получаешь порцию какой-то радостной бодрости. Эх, как же хорошо было бы пожить в таком грядущем и осознавая невозможность такого в настоящем времени, тем не менее не испытываешь пессимизма, а наоборот, радуешься за хоть и вымышленных, но таких близких тебе персонажей.
Тимолеонт, 6 июля 2022 г.
А вот здесь молодёжь уже стремительно взрослеет, понемногу отходит от «героической юности» и постепенно находит своё место в жизни. Я понял эту историю как то, что нет недостойного занятия — любая профессия и дело будут полезны, если поставлены на высоком технологическом уровне и приносят пользу обществу. Правда, помимо смыслового наполнения эта ещё и просто прекрасно написанная история, которую приятно читать и узнавать судьбы уже знакомых нам героев.
artem-sailer, 7 февраля 2021 г.
И вот ещё одна зарисовка из благополучного и немного утопического мира будущего, где люди увлечены своей работой, а непрестижных профессий нет. Рассказ-обзор, рассказ-зарисовка, и на этот раз предметом обзора становится сельское хозяйство, основа продовольственного комплекса на примере отдельно взятой фермы. Впрочем, привычного нам уклада мы тут не увидим, ведь в будущем даже данная сфера становится неимоверно наукоёмкой, уверенно оперирует последними достижениями в области генетики, метеорологии, кибернетики. Общество настолько прогрессивно, что даже рядовые труженики фермы не обходят стороной вопросы философии и высоких технологий. Простые ребята и девчата, интересующиеся проблемами смысла жизни и места человека в социуме.
wertuoz, 1 февраля 2017 г.
Томление духа — по другому душевные терзания Поля Гнедых, человека увлеченного, человека настроения, который берется за работу, увлекается ею, живет ею только тогда, когда ему самому интересно. По сути этот человек всегда будет в поиске, потому что стремиться к такому состоянию, когда нет конечного результата, но есть плотный рабочий процесс, который и приносит удовольствие. Поли — это человек-увлечение, который всегда терзаем эмоциями, ему никогда не везет в любви, но он готов браться за любую работу, не взирая на высокую сложность, ибо эта самая сложность и является причиной для увлечения.
Очень цепляют его слова о любви: несчастная любовь всегда дает стимул творить и находиться в форме, заставляя испытывать этакий эмоциональный голод, а счастливая успокаивает, эмоционально кастрирует. Возможно, именно поэтому Поли всегда так несчастен, влюбчив и постоянно в поиске, потому что где-то в подсознании засел страх стагнации. А где стагнация, там и эмоциональное бессилие. Это очень знакомый для меня психотип человека, который так точно описан авторами. Таких людей нужно уважать за устремленность и бешеную энергию, и иногда поругивать за непостоянство и жизненную неопределенность.
Но этот очерк не только об одном человеке, а о целом поколении молодых специалистов, которые неустанно трудятся и достигают результата. В данном случае берется в рассмотрение пищевая отрасль, которая настолько развита, что назревает уже другая проблема перепроизводства из-за переполнения пищевых ресурсов. Вот и трудятся на таких пищевых фермах множество спецов: биологов, селекционеров, зоологов — для которых всегда найдется работа, найдется какая-то интересная высшая цель. Кто-то старается вывести новые виды травоядных животных, кто-то определить новые «сорта» мяса и его приготовления, кто-то пытается добиться результатов в генной инженерии — и вот это всё выбивается из привычного определения фермы или простого сельского хозяйства. Это уже какой-то научный академ-городок, где делают научные открытия и проводят сложные опыты. То есть вот настолько всё развито.
И самое главное — это люди, которые полны энергии и задора, которые собираются за одним общим столом, чтобы снова поднять какие-то философские темы, снова спорить и полемизировать, рассказывать скучные гик-анекдоты, доходя до самых неразрешимых аксиом вселенной. Это люди которые создают атмосферу прогресса и научной мысли. Это люди, которым интересно творить и работать. Эх, как бы мне хотелось сесть за такой стол..
MarchingCat, 21 октября 2016 г.
Зарисовка будущего. Люди довольные своей работой. Проблема голода в прошлом. Всё идеально. Но главное, пожалуй, не это. Главный в рассказе — Поль. Пусть и очень осторожно и оптимистично, но показано, что лишние люди будут всегда. А ведь это очень мягкая и безвредная форма лишнего человека. И показан он как исключение, штучное недоразумение, лишь намёк на то, о чём писать (публиковать) бы не разрешили — о негативных человеческих факторах, из-за которых идеальное будущее так и не построено.
А кроме Поля, ещё один рассказ — мечта. Мечта об обществе и государстве, в котором ХОЧЕТСЯ жить. Да, и моя мечта тоже. И оттого всегда с удовольствием перечитываю произведения ранних Стругацких.
god54, 13 апреля 2014 г.
Чисто технический и описательный рассказ о том, каким будет агропромышленный комплекс в части выращивания коров. Очень даже похоже на передовицу в газете «Правда». И стиль такой же и смысл такой же, как было в очерках в разделе «Наука — практике животноводства» и «Молодежь осваивает сельское хозяйство». Тогда мы эти очерки пропускали не читая, равно, как аналогичные рассказы.
VAI, 10 марта 2011 г.
Это было написано в то время, когда коммунизм был не таким уж недостижимым будущим — его ждали, его строили, в него верили. Впрочем, то, во что верили, получилось у Стругацких гораздо лучше, чем у партийных пропагандистов. Вот взято одно из положений политических программ — не будет непрестижных профессий — и приложено к сюжету.
Эти ребята называют себя крестьянами. Немного иронично, немного серьезно. А кто же они? Да крестьяне и есть — выращивают коров. Но процесс этот поставлен на самый высокий уровень автоматизации и занимаются им — ученые! Да, любая профессия несет в себе колоссальный запас точек приложения творческих усилий. И быт крестьян 22-го века — это научные диспуты, мозговые штурмы, размышления о смысле бытия. И быть крестьянином — престижно, сюда идет молодежь, этому учатся подростки — как престижна и любая другая профессия в мире Полдня...
Что поразило в то далекое время, когда была написана (и прочитана) эта книга — это возможность того, что человек не найдет себе дела по душе. По сути безработный Поль мается и переживает, он совсем не тунеядец, он томится своим положением. В рассказе ни разу не упомянут принцип «каждому по потребности», но это четко чувствуется «за кадром» : безработный вполне сыт, одет, обут (впрочем, Поль как раз-таки разут, но это он просто прикалывается). Не то, чтобы не было идей, которыми можно заняться — их множество, все они интересны, достойны, увлекательны, за каждой из них разворачиваются удивительные перспективы.
И Поль, которому не везет с работой и не везет в любви, еще найдет свое место в жизни — в этой жизни просто нельзя не найти себе места!
Вот во что мы верили, о чем мечтали. Жаль, что мечтали о несбыточном...
lubar, 15 апреля 2010 г.
Мне показалось немного скучновато. На это оно и «томление духа», хорошо передано неуютное состояние Поля.
А вот если бы агропромышленный комплекс развивался такими же темпами, как космические технологии, то возможно мы бы догнали и перегнали жителей «Благоустроенной планеты».
aps, 11 сентября 2008 г.
В этом рассказе одновременно показана проблема выбора одного из главных героев своего жизненного пути и зарисовка из мира будущего.
Авторы описывают агропромышленный комплекс. Показывают по какому пути должно развиваться сельское хозяйство, что работа в этой сфере в будущем интересная и творческая. Но главное, по моему мнению, это раскрытие психологического портрета Поля. Все уже определились, а он один мечется с одного места на другое, пытается найти СВОЕ место в жизни.
Ненавязчивая психология и философия, красивая зарисовка из мира будущего — вот что отличает этот рассказ. Рассказ, который надо прочитать. Особенно если считать себя поклонником творчества братьев Стругацких
Yazewa, 16 января 2008 г.
Эта глава мне настолько симпатична, насколько это вообще возможно по отношению к литературе.
Масса чудных ньюансов, замечательный юмор. И еще куча деталей, придающих абсолютную достоверность повествованию. Это — Мастерство! :pray:
viv, 7 декабря 2007 г.
Просто — крестьяне... Крестьяне 22 века. Веселые, увлекающиеся, работа у них — короов выращивать — совершенно не скучная и не тяжелая — это, скорее, ученые. Похоже, Костылин себя нашел в этой жизни. А Либер Полли — еще ищет...
Unicorn, 6 сентября 2007 г.
Ну да... живенько описаны душевные терзания ищущего себя юноши... А кто с этим не сталкивается?!
Johnny_Z, 7 мая 2007 г.
Скучноватое произведение. Необходимое разве что для связки и общей картины Мира Полудня.
Vendorf, 9 августа 2006 г.
Жителям мира будущего не чужды и интересы, и возможности , которые пока доступны в нашей повсеместной жизни...
cherepaha, 18 апреля 2006 г.
ИМХО рассказ вносит «человеческую» нотку в несколько плоский и уж очень идеальный мир.