Айзек Азимов «Ленни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Из-за баловства экскурсанта новый робот корпорации «Ю.С.Роботс» не был готов к выполнению своих функций. Этот робот даже не мог разговаривать! Робопсихолог доктор Кэлвин взялась разгадать загадку «новорожденного» позитронного мозга...
Публикации в периодике:
* 1967 — журнал «Звезда востока», № 11, стр. 233-240. Перевод В. Обухова, под названием «Робот ЛНЕ».
* 1971 — газета «Советская молодёжь» (Рига), №№ от 19, 22-26.06. Перевод И. Полоцк.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— журнал «Infinity Science Fiction, January 1958», 1958 г.
— антологию «The Expert Dreamers», 1962 г.
— сборник «The Rest of the Robots», 1964 г.
— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
— антологию «Когда время сошло с ума», 1992 г.
- /языки:
- русский (7), английский (9), эстонский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (1)
- /перевод:
- Т. Лойде (1), М. Нахмансон (1), Н. Сосновская (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ozor, 4 февраля 2024 г.
Прекрасный рассказ, как и все о роботах. Но меня удивило другое: народ классифицировал события в рассказе, как «Далекое будущее». Возможно, уже при нашей жизни роботы будут использованы для добычи полезных ископаемых вне Земли. Что касается обучения роботов, оно уже давно перешагнуло рамки рассказа.
artem-sailer, 1 января 2022 г.
Чертовски хороший рассказ! В очень краткой, сжатой форме Азимов затронул три такие интересные темы, что пальчики оближешь.
Во-первых, очень понравилось дополнение к портрету Сьюзен Кэлвин. Несмотря на то, что все считают её наполовину роботом, она всё же человек. И более того — женщина! А значит, ничто человеческое и женское ей не чуждо. В этом рассказе нашёлся объект даже её материнскому инстинкту. А какой объект может быть у человека, посвятившего свою жизнь роботам, у женщины, знающей и любящей роботов гораздо больше, чем окружающих её людей? Правильно!
Второе, это — романтика научного исследования. Открытия, наука — направление человеческой деятельности, связанное с ещё одним сильнейшим человеческим инстинктом — инстинктом любопытства. Наука, открытия, исследования — без романтики, без риска, без опасности приходят в упадок, становятся безвкусными, пресными. Именно об этом говорит Сьюзен Кэлвин в эпоху комфорта, во времена, когда жизнь стала спокойной, но и потеряла при этом изрядную долю привлекательности.
Ну, и наконец, третье, может быть, несколько спорное. Как уже отмечали ранее, Азимов в этом рассказе приписывает роботу Ленни способность к обучению как уникальную особенность среди всех роботов. Однако в других рассказах роботы вполне себе обучаются, есть указания прямым текстом на высокий потенциал к саморазвитию позитронных роботов. И это выглядит немного странно — противоречие с идеологией всего цикла рассказов о роботах. Но это только с одной стороны. С другой же радует тот факт, что Азимов вообще заложил такую возможность — возможность к обучению — в общую структуру позитронного мозга. Роботы Азимова — это не статичная программа, не вещь в себе, они открыты миру и окружающим их процессам, явлениям, что и делает их живыми, настоящими и — чего греха таить — чертовски привлекательными.
Сказочник, 1 июля 2022 г.
По сути, весь рассказ создан Мастером ради последних абзацев. Мы привыкли видеть Сьюзен Келвин совсем другой. Возможно, как раз исключительно из-за специфики своей работы... Это всё очень грустно, но только так мы получаем людей, искренне любящих свое дело. И у такого человека, как Сьюзен Келвин просто не мог быть обычный ребенок, ей нужно было что-то особенное...
Alex301092, 2 июня 2021 г.
Рассказ очень трогательный и превосходно написан, как и почти всё у автора, но он настолько противоречит тому, что автор говорил о роботах в других своих произведениях, что это просто вгоняет в ступор: в одних рассказах говорится и демонстрируется, что робот способен обучаться у других, самообучаться и импровизировать (в пределах действия трёх Законов, конечно, но не суть). А здесь Азимов прямым текстом сообщает, что каждый робот способен выполнять только ту работу, на которую был запрограммирован изначально, без возможности переобучения или дообучения.
Если это приквел к большинству его рассказов о роботах, тогда всё более-менее встаёт на свои места, учитывая финальный диалог. Но тогда его следовало бы поместить в начало сборника, а не в середину. Если же это не приквел, то я не знаю кто здесь больше сглупил — я или автор.
Однако, с художественной точки зрения, рассказ — шедевр. Как отдельное произведение — тоже. Беда только в том, что он является частью цикла. Поэтому итоговую оценку поставить не могу.
IPSE2007, 25 апреля 2015 г.
Рассказы из подцикла о роботах — мои любимые рассказы Азимова. Можно сказать, что для меня знакомство с фантастикой началось практически с азимовских роботов. Издательство «Мир», мягенький зачитанный томик... Дела давно минувших дней, когда и небо было чище, деревья выше, люди добрее. Ну, это все лирика.
К стати о лирике. Рассказ «Ленни» лиричен. Может быть сразу это и не заметно, но в его основе лежат чувства. Чувства такого, казалось бы «черствого» человека, как сквозная героиня рассказов о роботах, Сьюзен Кэлвин. Постепенно раскрываясь в прочих произведениях цикла, образ Сьюзен Кэлвин в рассказе «Ленни» достиг завершенности на столько, на сколько завершенными могут быть герои рассказов. События, описанные в рассказе «Ленни» — это её триумф как робопсихолога и как женщины. Можно много рассуждать о мизантропии Сьюзен Кэлвин, о её любви к роботам, о каких-то скрытых комплексах, тяжелом детстве или еще о чем-нибудь грустном, но право же, не стоит. Лучше сесть в удобное кресло и еще раз взять в руки зачитанный томик на обложке которого написано «Я, робот».
kirill11, 4 марта 2016 г.
При прочтении возникает аналогия с культурой Спарты. Если ребёнок рождался слабым, то его сбрасывали со скалы. В то время это считалось нормой, потому что необходимость была в выживании, а не в духовном развитии. Сильный муж мог сохранить страну, слабый — не мог. Всё просто. Сейчас же вопрос о выживании уже не стоит, поэтому больше ценятся люди, способные повышать культуру страны, чем выполняющие монотонную низкоинтеллектуальную работу. По отношению же к роботам люди беспринципно поощряют «спартанство».
Alexandre, 23 декабря 2009 г.
Очень интересный и гуманный рассказ. Вообще Келвин относится к роботам как к людям; а если точнее — лучше, чем к людям. И высказывание, что робот не живое существо не выдерживает никакой критики — чем он, собственно, хуже живого существа? По ряду показателей и лучше, а такая сложнейшая вещь, как позитронный мозг, позволяет во многом поставить знак если не равенства, то подобия между роботом и человеком.
Но, и, конечно, сама Келвин — это редкость, таких людей на свете очень мало, я поработал со многими женщинами — и подчинёнными и начальниками — Келвин — это исследователь и, конечно, плохо придется тому, кто вздумает фальсифицировать результаты, будь он мужчина, или женщина, или даже сам господь бог.
А вот работать с таким исследователем, хоть и трудно (но это же черта любого таланта!), зато кошмарно выгодно.
Рассказ понравился.
Skrag, 1 августа 2012 г.
В наше время одинокие женщины проявляют материнский инстинкт к кошкам, заводят по десять штук сразу, собакам — ах какой мог гризлик хороший, он не мог покусать соседских ребятишек. Так почему бы не проявить этот инстинкт по отношению к роботу? Это, конечно, психологическое отклонение от нормы. Хотя самых знаменитых пи прославленных людей с очень большой натяжкой можно назвать «нормальными».
Daydreamer, 30 марта 2012 г.
Сьюзен Кэлвин — один из самых интересных и глубоких персонажей Азимова, и тем более было приятно встретить ее на страницах этого рассказа, и не просто встретить, а увидеть в ней не только робопсихолога, «старуху» Кэлвин, а все-таки человека.
В принципе, тем, кто читал о Кэлвин раньше не составит труда разъяснить себе, почему она так думает и считает. Для женщины, единственными близкими существами признающей роботов, не могло быть другого пути.
Kedens, 11 апреля 2011 г.
Тут главный персонаж — конечно сама Сьюзан Кэлвин. Она пытается разобраться в ужасающем факте — робот напал на человека — молодого программиста. Этот факт может разорить всю корпорацию «U.S. Robots». Да ещё и глава отдела Альфред Лэннинг с «побегушкой» Богертом пытаются склонить Кэлвин к «публичному демонтажу» робота, чтобы избежать паники. Но робопсихолог как всегда блестяще разгадала причину нарушения роботом первого закона робототехники. Красиво, трогательно и логично, как везде у Азимова :smile:
Yazewa, 15 марта 2008 г.
А я подумала, что такие роботы могли бы психологически помочь некоторым женщинам с нереализованным инстинктом или быть тренажерами для будущих мам... Почему-то такие возможности использования не предлагались. Но в конечном итоге, я оказалась права, правда, в отношении одной только женщины... :glasses:
ZiZu, 6 июля 2010 г.
Непонятно стремление
god54, 13 декабря 2009 г.
Такие люди, как Кэлвин очень часто встречаются среди людей, особенно среди женщин-руководителей. Поверьте это страшное явление, особенно для мужчин-подчиненных.
Vendorf, 4 февраля 2008 г.
Достаточно неплохое произведение, очень необычно, что автор всячески пытается одушевить машины, придать им теже чувства и навыки, что и человек. Думаю, что иначе и не стоит поступать...
duke, 23 января 2008 г.
Хороший рассказ и, главное, очень понятный (я имею в виду женскую психологию). Хотя, кто знает, может у доктора Кэлвина были совсем другие мотивы, чтобы так заботиться о роботе?