Айзек Азимов «Ленни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Из-за баловства экскурсанта новый робот корпорации «Ю.С.Роботс» не был готов к выполнению своих функций. Этот робот даже не мог разговаривать! Робопсихолог доктор Кэлвин взялась разгадать загадку «новорожденного» позитронного мозга...
Публикации в периодике:
* 1967 — журнал «Звезда востока», № 11, стр. 233-240. Перевод В. Обухова, под названием «Робот ЛНЕ».
* 1971 — газета «Советская молодёжь» (Рига), №№ от 19, 22-26.06. Перевод И. Полоцк.
Входит в:
— цикл «Галактическая история» > цикл «Рассказы о роботах»
— журнал «Infinity Science Fiction, January 1958», 1958 г.
— антологию «The Expert Dreamers», 1962 г.
— сборник «The Rest of the Robots», 1964 г.
— журнал «Звезда Востока 1967'01», 1967 г.
— антологию «SCIENCE FICTION. Наука и фантастика», 1970 г.
— сборник «Совершенный робот», 1982 г.
— сборник «Мечты роботов», 1990 г.
— антологию «Когда время сошло с ума», 1992 г.
- /языки:
- русский (8), английский (9), эстонский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (2)
- /перевод:
- Т. Лойде (1), М. Нахмансон (1), В. Обухов (1), Н. Сосновская (6)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alexandre, 23 декабря 2009 г.
Очень интересный и гуманный рассказ. Вообще Келвин относится к роботам как к людям; а если точнее — лучше, чем к людям. И высказывание, что робот не живое существо не выдерживает никакой критики — чем он, собственно, хуже живого существа? По ряду показателей и лучше, а такая сложнейшая вещь, как позитронный мозг, позволяет во многом поставить знак если не равенства, то подобия между роботом и человеком.
Но, и, конечно, сама Келвин — это редкость, таких людей на свете очень мало, я поработал со многими женщинами — и подчинёнными и начальниками — Келвин — это исследователь и, конечно, плохо придется тому, кто вздумает фальсифицировать результаты, будь он мужчина, или женщина, или даже сам господь бог.
А вот работать с таким исследователем, хоть и трудно (но это же черта любого таланта!), зато кошмарно выгодно.
Рассказ понравился.
ozor, 4 февраля 2024 г.
Прекрасный рассказ, как и все о роботах. Но меня удивило другое: народ классифицировал события в рассказе, как «Далекое будущее». Возможно, уже при нашей жизни роботы будут использованы для добычи полезных ископаемых вне Земли. Что касается обучения роботов, оно уже давно перешагнуло рамки рассказа.
IPSE2007, 25 апреля 2015 г.
Рассказы из подцикла о роботах — мои любимые рассказы Азимова. Можно сказать, что для меня знакомство с фантастикой началось практически с азимовских роботов. Издательство «Мир», мягенький зачитанный томик... Дела давно минувших дней, когда и небо было чище, деревья выше, люди добрее. Ну, это все лирика.
К стати о лирике. Рассказ «Ленни» лиричен. Может быть сразу это и не заметно, но в его основе лежат чувства. Чувства такого, казалось бы «черствого» человека, как сквозная героиня рассказов о роботах, Сьюзен Кэлвин. Постепенно раскрываясь в прочих произведениях цикла, образ Сьюзен Кэлвин в рассказе «Ленни» достиг завершенности на столько, на сколько завершенными могут быть герои рассказов. События, описанные в рассказе «Ленни» — это её триумф как робопсихолога и как женщины. Можно много рассуждать о мизантропии Сьюзен Кэлвин, о её любви к роботам, о каких-то скрытых комплексах, тяжелом детстве или еще о чем-нибудь грустном, но право же, не стоит. Лучше сесть в удобное кресло и еще раз взять в руки зачитанный томик на обложке которого написано «Я, робот».
Yazewa, 15 марта 2008 г.
А я подумала, что такие роботы могли бы психологически помочь некоторым женщинам с нереализованным инстинктом или быть тренажерами для будущих мам... Почему-то такие возможности использования не предлагались. Но в конечном итоге, я оказалась права, правда, в отношении одной только женщины... :glasses:
Skrag, 1 августа 2012 г.
В наше время одинокие женщины проявляют материнский инстинкт к кошкам, заводят по десять штук сразу, собакам — ах какой мог гризлик хороший, он не мог покусать соседских ребятишек. Так почему бы не проявить этот инстинкт по отношению к роботу? Это, конечно, психологическое отклонение от нормы. Хотя самых знаменитых пи прославленных людей с очень большой натяжкой можно назвать «нормальными».
Kedens, 11 апреля 2011 г.
Тут главный персонаж — конечно сама Сьюзан Кэлвин. Она пытается разобраться в ужасающем факте — робот напал на человека — молодого программиста. Этот факт может разорить всю корпорацию «U.S. Robots». Да ещё и глава отдела Альфред Лэннинг с «побегушкой» Богертом пытаются склонить Кэлвин к «публичному демонтажу» робота, чтобы избежать паники. Но робопсихолог как всегда блестяще разгадала причину нарушения роботом первого закона робототехники. Красиво, трогательно и логично, как везде у Азимова :smile:
artem-sailer, 1 января 2022 г.
Чертовски хороший рассказ! В очень краткой, сжатой форме Азимов затронул три такие интересные темы, что пальчики оближешь.
Во-первых, очень понравилось дополнение к портрету Сьюзен Кэлвин. Несмотря на то, что все считают её наполовину роботом, она всё же человек. И более того — женщина! А значит, ничто человеческое и женское ей не чуждо. В этом рассказе нашёлся объект даже её материнскому инстинкту. А какой объект может быть у человека, посвятившего свою жизнь роботам, у женщины, знающей и любящей роботов гораздо больше, чем окружающих её людей? Правильно!
Второе, это — романтика научного исследования. Открытия, наука — направление человеческой деятельности, связанное с ещё одним сильнейшим человеческим инстинктом — инстинктом любопытства. Наука, открытия, исследования — без романтики, без риска, без опасности приходят в упадок, становятся безвкусными, пресными. Именно об этом говорит Сьюзен Кэлвин в эпоху комфорта, во времена, когда жизнь стала спокойной, но и потеряла при этом изрядную долю привлекательности.
Ну, и наконец, третье, может быть, несколько спорное. Как уже отмечали ранее, Азимов в этом рассказе приписывает роботу Ленни способность к обучению как уникальную особенность среди всех роботов. Однако в других рассказах роботы вполне себе обучаются, есть указания прямым текстом на высокий потенциал к саморазвитию позитронных роботов. И это выглядит немного странно — противоречие с идеологией всего цикла рассказов о роботах. Но это только с одной стороны. С другой же радует тот факт, что Азимов вообще заложил такую возможность — возможность к обучению — в общую структуру позитронного мозга. Роботы Азимова — это не статичная программа, не вещь в себе, они открыты миру и окружающим их процессам, явлениям, что и делает их живыми, настоящими и — чего греха таить — чертовски привлекательными.
Daydreamer, 30 марта 2012 г.
Сьюзен Кэлвин — один из самых интересных и глубоких персонажей Азимова, и тем более было приятно встретить ее на страницах этого рассказа, и не просто встретить, а увидеть в ней не только робопсихолога, «старуху» Кэлвин, а все-таки человека.
В принципе, тем, кто читал о Кэлвин раньше не составит труда разъяснить себе, почему она так думает и считает. Для женщины, единственными близкими существами признающей роботов, не могло быть другого пути.
kirill11, 4 марта 2016 г.
При прочтении возникает аналогия с культурой Спарты. Если ребёнок рождался слабым, то его сбрасывали со скалы. В то время это считалось нормой, потому что необходимость была в выживании, а не в духовном развитии. Сильный муж мог сохранить страну, слабый — не мог. Всё просто. Сейчас же вопрос о выживании уже не стоит, поэтому больше ценятся люди, способные повышать культуру страны, чем выполняющие монотонную низкоинтеллектуальную работу. По отношению же к роботам люди беспринципно поощряют «спартанство».
Vendorf, 4 февраля 2008 г.
Достаточно неплохое произведение, очень необычно, что автор всячески пытается одушевить машины, придать им теже чувства и навыки, что и человек. Думаю, что иначе и не стоит поступать...
duke, 23 января 2008 г.
Хороший рассказ и, главное, очень понятный (я имею в виду женскую психологию). Хотя, кто знает, может у доктора Кэлвина были совсем другие мотивы, чтобы так заботиться о роботе?
Сказочник, 1 июля 2022 г.
По сути, весь рассказ создан Мастером ради последних абзацев. Мы привыкли видеть Сьюзен Келвин совсем другой. Возможно, как раз исключительно из-за специфики своей работы... Это всё очень грустно, но только так мы получаем людей, искренне любящих свое дело. И у такого человека, как Сьюзен Келвин просто не мог быть обычный ребенок, ей нужно было что-то особенное...
Ерохин, 4 февраля 2007 г.
Очень недурственный рассказ. По сравнению с «Первым Законом», хотя и отчасти идеи и похожи, но небо и земля. В первом случае рождение робота противоречит всем законам физики, а вот во втором в принципе возможно.
Alex301092, 2 июня 2021 г.
Рассказ очень трогательный и превосходно написан, как и почти всё у автора, но он настолько противоречит тому, что автор говорил о роботах в других своих произведениях, что это просто вгоняет в ступор: в одних рассказах говорится и демонстрируется, что робот способен обучаться у других, самообучаться и импровизировать (в пределах действия трёх Законов, конечно, но не суть). А здесь Азимов прямым текстом сообщает, что каждый робот способен выполнять только ту работу, на которую был запрограммирован изначально, без возможности переобучения или дообучения.
Если это приквел к большинству его рассказов о роботах, тогда всё более-менее встаёт на свои места, учитывая финальный диалог. Но тогда его следовало бы поместить в начало сборника, а не в середину. Если же это не приквел, то я не знаю кто здесь больше сглупил — я или автор.
Однако, с художественной точки зрения, рассказ — шедевр. Как отдельное произведение — тоже. Беда только в том, что он является частью цикла. Поэтому итоговую оценку поставить не могу.
god54, 13 декабря 2009 г.
Такие люди, как Кэлвин очень часто встречаются среди людей, особенно среди женщин-руководителей. Поверьте это страшное явление, особенно для мужчин-подчиненных.