Вячеслав Бакулин, Людмила Демина «Бомбы и бумеранги»
Там, где волнуется безбрежная гладь морей или зеленое море джунглей… где песчаные барханы встают, как горы, а горы царапают вершинами небеса… где нищета и бесправие засасывают жертвы вернее, чем самая бездонная трясина, и вся ярость смерча ничто по сравнению с яростью человеческой… там и только там, — на фронтире, в Диком Поле, под чужими небесами, — «сейчас» рождается в яростной схватке между «завтра» и «вчера». Метрополии или колонии? Наука или магия? Бомбы или бумеранги? Экспансивно! Экзотично! Экстраординарно! А впрочем, посмотрим, что об этом напишут в «Таймс»...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучшая антология |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 9 мая 2024 г.
«Колдуны и колонии»
Рецензия на антологию «Бомбы и бумеранги»
(см. также отзывы на рассказы «Дом на болотах» и «Украденный саквояж»)
Стимпанк — довольно своеобразный жанр, и теперь, когда на моём читательском счету не одна прочитанная книга в его рамках, могу достаточно уверенно заявить, что этот жанр столь же многогранный, сколь и непростой для воплощения. Редактор Вячеслав Бакулин в 2014—2015 гг. взял на себя смелость объединить многих авторов для создания трёх тематических антологий.
Официально «Призраки и пулемёты», «Шпаги и шестерёнки» и «Бомбы и бумеранги» не образуют какую-то признанную серию. Фактически же это своего рода трилогия, каждая часть которой выделяется чем-то своим. Первая — стилем и немного жутью, вторая — остроумием детективных историй, третья же — интимными историями разных персонажей.
Да, я бы сказал, что большинство рассказов предлагает читателю какие-то личные истории, но исключительно героев, не самих творцов. Зачастую возникало ощущение, что авторы писали что-то на строго заданную тему, не стремясь пропускать выдаваемые из-под их «перьев» истории через себя. Даже вызвавшие у меня симпатии единичные рассказы («Участь белого человека» Владимира Свержина, «Вору требуется судья» Элеоноры Раткевич, «Шёпот бриза, крик урагана» Владимира Венгловского и, в меньшей степени, «Мост над рекой» Анастасии Парфёновой) выделяются на фоне остальных скорее тем, что у этих авторов получилось совместить описываемый мир, связанные с ними интриги и только потом уж истории главных героев. Естественно, особого внимания от меня удостоились рассказы «Дом на болотах» Вячеслава Бакулина и «Украденный саквояж» Александры Давыдовой, но о них я высказался отдельно.
Кстати, с точки зрения циклов вышеупомянутый рассказ Элеоноры Раткевич действительно завершает малую трилогию, которая пополнялась по рассказу из каждой стимпанк-антологии. Есть там и другие цикловые произведения. Открывающая «Бомбы и бумеранги» повесть Ника Перумова так и вовсе легла в основу первого романа о приключениях Молли Блэкуотер, а другая повесть, «Отрицание» Александра Золотько, стала продолжением «Ловушки» из прошлой антологии. Два года назад Владимир Свержин дополнил свои рассказы из второй и третьей антологий ещё восемью историями и выпустил целый детективный сборник о Шейли-Хоупсе.
Выше я упомянул повесть «Отрицание». С ней связана ещё одна особенность: именно она, вернее, её текст, по сути, дал название всей антологии. Ведь только в ней упоминаются бумеранги. Бомбы — чуть чаще, но в общем и целом выбор названия видится мне неудачным. Равно как и попытка взглянуть на стимпанк под углом расцвета колоний, причём неважно, какой империи (чаще всего Британской, реже — Российской, единожды — Французской). Быть может, составители, Вячеслав Бакулин и Людмила Дёмина, немного поспешили, ведь даже на обложке «Бомбы и бумеранги» подаются как сборник лучшей фантастики 2016 года, а вовсе не ноября 2015 года (да, я знаю, что издательство обычно выпускает по две подобные антологии, в начале и конце года, но в случае данного сборника план сыграл с ним, видимо, злую шутку).
В целом, антология оставила не самое благоприятное впечатление, и я не удивлён, что четвёртой стимпанк-антологии, по крайней мере, с участием Вячеслава Бакулина, так и не случилось. Тем не менее, хорошие рассказы есть и здесь, и я рад, что наконец-то до неё добрался спустя столько лет. В то же время лучшей из трёх антологий я считаю «Шпаги и шестерёнки», оказавшиеся во многом сборником детективного стимпанка. На мой вкус, детектив — лучшая из граней эпохи пара, хотя и далеко не единственная.
Гиленур, 12 декабря 2015 г.
Стимпанк от создателя Упорядоченного…
Совсем недавно вышел третий по счёту сборник стимпанк-рассказов «Бомбы и Бумеранги», в состав которого вошли произведения довольно известных авторов. Среди них и выдающийся отечественный писатель фэнтези – Ник Перумов. Я хотел бы уделить особое внимание именно его рассказу, а точнее, первым пяти главам будущего стимпанк-романа — «Приключения Молли Блэкуотер «, который ориентировочно должен выйти в марте следующего года.
За долгие годы, Николай Данилович попробовал себя в разных жанрах – эпическое фэнтези, фантастика, техномагия, славянское фэнтези, альтернативная история и т.д. Теперь наступило время и для стимпанка.
«Молли» нельзя напрямую отнести к чистому стимпанку, я скорее определил бы её как паропанк с элементами магии.
Мир. Первая глава знакомит читателя с миром и главной героиней – 12-летней Молли Блэкуотер. Город, в котором она живёт, носит название Норд-Йорк. Это мрачноватый мир классического стимпанка, где вся техника, будь то утюги или могучие бронепоезда, работает исключительно на пару.
Фактически перед нами Англия, превратившаяся из острова в полуостров вследствие разрушительного Катаклизма. Пока перед нами не раскрывается, что и как произошло, автор лишь указывает, что произошло нечто поистине глобальное.
Кроме пара в этом мире есть и магия – только магия несёт не чудеса, не возможности, а… смертельную опасность.
Но действительно ли магия — такое большое зло? Это Молли ещё предстоит выяснить…
Герои. Главным действующим лицом, как я писал чуть выше, является Молли Блэкуотер 12-ти лет от роду, девочка из приличной викторианской семьи, дочь уважаемого доктора. Как положено, Молли учится в школе, делает уроки, бегает на прогулки – а в свободное время с упоением рисует громадные паровые машины, бронепоезда и мониторы.
Молли не единственный ребёнок-персонаж. У неё есть друзья, которые играют свою роль в описываемых событиях и в определённой степени двигают сюжет.
Отдельно от детей стоят взрослые персонажи, и тут я хочу отдать должное автору, уделившему внимание проработке образов как главных, так и второстепенных героев. Каждый взрослый, пусть даже эпизодический, герой – отдельный и узнаваемый характер, картонных персонажей в повести просто нет.
Сюжет. Если обойтись без спойлеров, то это повесть с открытым финалом. Конечно, чувствуется, что «Молли из Норд-Йорка» — часть куда большей истории, но она хорошо читается, и сама по себе. Есть конфликт, есть героиня, попавшая в практически безвыходную ситуацию, есть выход из этой ситуации – который грозит крупными, очень крупными неприятностями – и есть выбор, который героиня делает.
А если чуть-чуть допустить спойлер, то события начинают развиваться, когда в размеренную жизнь Молли вмешивается та самая грозная магия. Или не вмешивается? Это только морок, стечение обстоятельств? Или… всё-таки нет?
И этот вопрос героине тоже предстоит решать на страницах повести.
Итого… Что можно сказать по первым главам романа? Показан интересный мир, увлекательный сюжет. То и другое составлено вроде бы из знакомых элементов, но, как всегда у Перумова, получилось на редкость оригинально.
Конечно, финал не совсем закрыт и очень хочется узнать, что было дальше. Может быть, для публикации в сборнике это скорее минус, но… уж очень интересно всё получилось.
Буду ли я ждать весны и выхода «Приключений Молли»? Мой ответ однозначен – ДА!!!
george1109, 3 января 2016 г.
Увы, и еще раз, увы. Давая отзыв на «Шпаги и шестеренки», я отметил, что авторы пытаются выйти за границы стандартного паропанка, за что добавил антологии балл, при равно среднем уровне с предшествующими «Призраками и пулеметами». В случае с «Бомбами…» авторы о паропанке, как таковом, вовсе попытались забыть. (Кстати, больше всего здесь дирижаблей. А вот с бомбами и бумерангами – напряг. Даже по сравнению со шпагами, шестеренками, призраками и пулеметами, которых в предыдущих сборниках то же было не сказать, чтоб много).
Вообще, подавляющее большинство рассказов, по моему глубокому убеждению, написано исключительно ради написания сочинения на приблизительно заданную тему, а не потому что автору есть, что рассказать. Или, подогнано под «домашнее задание», отчего хромает все, от стилистики, до сюжета, а искомый «стим» попросту отсутствует.
Мои фавориты. Колоритно-детективный «Дикки Кейтс», военно-психологическое «На посту», революционное «Отрицание» и по «капитаннемовски» неоконченная «Последняя смерть Ивана Араутова».
Сюда же, безусловно, стоит отнести и headliner от Перумова. Не читал столь приличного его текста с 2011-го («Млава Красная»), а если без соавторства, то с 2002-го («Череп на рукаве»). Но, поскольку это отрывок из романа, считаю, немного некорректным сравнивать его с короткой прозой.
Все остальное – от реалистического «Алоха Оэ» и патриотического «Бога пустыни», до притчевого «Дома на болотах» и трэшевого «Украденного саквояжа» – прошло совершенно мимо меня. Это единственный за много лет сборник, который я читал с перерывами на другие (и таких было несколько) книги.
Автору замечательной идеи Вячеславу Бакалину, если он хочет продолжить серию, необходимо что-то придумать. Иначе, условные «Дикари и дредноуты» будут вообще неинтересны. Неинтересны и, увы, нечитабельны.