Анастасия Парфёнова «Мост над рекой»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези )
- Общие характеристики: Производственное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Проклятие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Согласно всем расчетам, мост – восемнадцать пролетов по сто пятьдесят метров – должен был стоять, даже если б река вышла из берегов, даже если б земля затанцевала, следуя ритму шаманских бубнов. Должен. Но первый же весенний ледоход смял опоры, и на расследование бросили едва ли не больше сил, нежели на само строительство…
Входит в:
— антологию «Бомбы и бумеранги», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 15 августа 2024 г.
В некоторой степени больше производственная зарисовка, чем полноценный рассказ. Можно даже сказать, что это было бы хорошим прологом к какому-то большому произведению, где происходит сразу несколько затравок на будущее, но, к сожалению, это не так. Имеем только то, что имеем. Хороший слог (как же радует, что можно, наконец, отвлечься, читая отечественный сборник, и не гадать, сколько в тексте достоинств переводчика, а сколько — автора), неплохо выписанный мир, интересная проблема со строительством моста (что вообще довольно необычно и редко встречается в фантастике в таком псевдотехническо-мистическом уклоне), выразительный главный герой.
Отдельно хочется отметить мир и героя. В принципе, он, мир, не сильно отличается в сборнике «Бомбы и бумеранги» от остальных викторианских паросодержательных, но это, можно сказать, больше комплимент, потому как сборник получается отличным (на момент прочитанных рассказов), и пространство, созданное госпожой Парфеновой, его точно не портит и даже украшает. И герой, если бы увидеть его в развитии, а не только на таком маленьком отрезке «забега», вполне мог бы составить конкуренцию грамотно продуманным и занимательным фэнтезийным персонажам многих книжных вселенных.
Немного жаль, что все, что мы получим, — это первый взгляд на «нечаянно» открытый при строительстве параллельный мир. Он же и последний. Надеюсь, сама госпожа Парфенова однажды прочувствует потенциал собственного рассказа, и это выльется в дальнейшем во что-то большее. Было бы интересно ознакомиться.
Seidhe, 11 декабря 2019 г.
Река, на берегах которой издревле живут люди. Живут в мире и гармонии с Природой — иначе на берегах Реки не выжить. А потом в эти края приходят Цивилизация и Прогресс. Приходят, чтобы бросить вызов Природе, потому как не могут они без стремления соединить берега, пришив их друг к другу громадой Моста. Но находятся силы, которые не дают Мосту быть построенным..
Разумеется, тема эта в литературе, в том числе фантастической, не нова, вспомнить хотя бы шикарный рассказ «Строители моста» Киплинга или повесть Кидж Джонсон «Мост через туман», собравшую в начале 10-х годов нынешнего века солидный урожай престижных премий. Обратиться к данной теме решила и Анастасия Парфёнова, за творчеством которой я пристально слежу уже несколько лет. Сразу оговорюсь — Анастасия не разочаровала. Получился хороший, крепкий рассказ, не совсем понятно как оказавшийся в условно «стимпанковской» антологии. Вернее, определённые элементы присутствуют — по крайней мере, огромные цеппелины и строительные паровые роботы в наличии, но они не являются движущей силой сюжета. А сюжет предельно прост — я уже пересказал его во вступлении =)))
Есть река, через которую некая абстрактная «европейская» Империя желает построить мост, чтобы вести торговлю со своим южным соседом, Запретным царством. Но мост никак не желает строиться, поэтому из столицы пребывает менталист — эдакий возведённый в абсолют инженер, прошедший специальное обучение, в результате которого он может «думать, как прирожденный воин способен сражаться – инстинктивно, стремительно и безошибочно». Менталист может в уме рассчитать время и траекторию движения небесных тел или за пару минут выполнить технический проект, над которым команда математиков сидела бы неделями, однако есть у этих способностей и обратная сторона — проблемы с социальными навыками и даже удовлетворением первичных потребностей. Говоря проще, погружённый в своеобразный транс решения той или иной задачи менталист не способен вовремя поесть или хотя бы осознать такую потребность, пока не свалится в голодном обмороке. Так вот, менталист прибывает, предпринимает решительный мозговой штурм и находит причину, по которой мост никак не желает строиться, однако причина эта оказывается настолько удивительной...
Как видите, сюжет действительно прост. Однако, главное достоинство рассказа — сам мир, если можно так выразиться. Госпожа Парфёнова, в свойственной ей манере, рисует его очень скупыми мазками, оставляя за кадром слишком многое, но в то же время добиваясь невероятной реалистичности описываемого мира, и раскрывая внутренний мир персонажей буквально несколькими фразами. В результате, прочитав оборвавшийся на самом интересном месте рассказ хочется — как это было и с «Сестрой моего брата», и с «Vita», и с «Под флагом милорда Кугеля», разумеется! — ещё подробностей мироустройства, и продолжения приключений героев, и ответов на множество возникших вопросов, и...
Вот только вряд ли дождёмся мы, почитатели таланта Анастасии, этих продолжений.
В любом случае, рассказ получился отличный. Если нравится творчество Анастасии Парфёновой — очень рекомендую.
Lilian, 9 ноября 2019 г.
Занятный рассказ, всесторонне рассматривающий одну инженерную проблему. Мир альтернативный, особенности инженерии тоже альтернативные — с учетом влияния местного аналога магии. Написано хорошо, кое-где с легкой иронией. Наибольший интерес представляет личность главного героя — менталиста. Менталист в показанном мире тоже несколько отличается от привычного нам образа — этакий зацикленный на технических задачах человек, в своем роде гений, у которого в ходе обучения атрофируются некоторые социальные навыки и инстинкты самосохранения. Образ интересный и вполне достоверно прописанный. Ну а сама инженерная задачка решается весьма оригинальным образом (в чем и сомнений не было).