Хорхе Луис Борхес «Выдумки»
Сборник историй о людях, не оставивших особого следа, но у которых была хоть одна интересная черта или история. Мы видим парализованного человека, который не забывал ничего; жуткий шрам от сабли на лице следующего героя; человека, идущего на смерть ради своего дела; убийства по древнему ритуалу; автора жизнеописания Иуды; человека, терпеливо ждущего, чтобы отомстить; странную секту; горожанина-интеллигента, выходящего на ножевой бой.
У каждого человека есть интересная история. Некоторые Борхес рассказал нам.
В окончательное издание 1956 года вошли дополнительно три рассказа.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Вымышленные истории», 1944 г.
Награды и премии:
лауреат |
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999 |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 6 ноября 2024 г.
Можно сказать, что каждый из этих рассказов — о каком-то необычном человеке или о необычном поступке, совершённом этим человеком. (Кроме рассказа-эссе «Секта Феникса», где вообще нет персонажей, как таковых.)
«Фунес, чудо памяти» рассказывает о том, что идеальная память не позволила бы нам полноценно мыслить.
«Форма сабли» — история о предательстве, вернее о предателе. Вся красота структуры этого рассказа становится видна только в конце.
Название рассказа «Тема предателя и героя» говорит сама за себя. Среди исторических личностей есть такие, которые играют свою роль, как актёры театра, в то время как в реальности они были не теми, кем их считают.
«Смерть и буссоль» — детективная история, нуарный религиозно-философский детектив. Сначала в рассказе восхищение вызывает главный герой следователь, в финале — преступник, и в конце концов — сам автор. Борхес создал красивый по структуре сюжет, в котором все детали складываются в единую картину. Никогда бы не подумал, что детектив может быть красив, как поэма.
В рассказе «Тайное чудо» герой исполняет своё последнее желание, хотя никто, кроме него самого и Бога, об этом никогда не узнает.
Герой рассказа «Три версии предательства Иуды» выступает только в качестве автора идеи о том, что Иуда, также, как Иисус, а возможно и в большей степени, является Спасителем.
Сборник 1944 года в 50-е был дополнен тремя рассказами.
«Конец» — рассказ о смертельном поединке.
«Секта Феникса» — эссе о существующей с древних времён религии, которая объединяет людей разных стран и народов. Общее у всех приверженцев этой религии — некая Тайна. Борхес ограничивается только интригой, оставляя простор для фантазии.
Сюжет рассказа «Юг» — жизненный путь героя, где его подстерегают неожиданные случайности, круто всё меняющие.
Все рассказы Борхеса объединяет красота. Красота фраз и красота идей. Рассуждать и пытаться писать отзывы на прозу Борхеса — это всё равно, что рассуждать о стихах или музыке. Сколько бы не было сказано о музыке — это мало что даст тому, кто музыку не слышал. Проза Борхеса — это музыка, поэтому его можно перечитывать неоднократно, каждый раз находя что-то новое.
facepaw, 2 декабря 2014 г.
Борхеса я начала читать с осторожностью. Дело в том, что я не понимаю рассказы. Те рассказы, которые я читала до этого, укладывались в крайности: либо Шекли (который интуитивно понятен, прекрасен, смешон и вообще молодец), либо Селинджер (который меня вводил в прострацию — что здесь блин происходит и зачем я это читаю?). В общем рассказов я побаивалась и имела совсем не гаусово распределение по шкале Шекли-Селинджера. Вернемся к Борхесу. Зная, кто такой Борхес и забавный факт из его биографии (писал рецензии на несуществующие книги), я, по началу, старательно въезжала, боясь пропустить что-то важное. А потом я выдохнула и меня отпустило. Прочитав три рассказа, мне все еще сложно оформить свою мысль в полноценный отзыв, но я теперь знаю точно, что прочитаю Борхеса от корки до корки. А шкалу переименую в Борхеса-Селинджера.
Dimas_86, 22 января 2009 г.
Сборник, как и все прочие у Борхеса, без слабых мест. Каждый из рассказов несет свою идею и прекрасно её раскрывает, а все вместе они составляют чудесное полотно человеческой мысли. Многие из них имеют не одно прочтение, в особенности хочется отметить «Тайное чудо». Идея жизни как одного мнгновения конечно не нова, но облачение преданное ей Борхесом не может не восхищать.