Хорхе Луис Борхес «Тайное чудо»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Классический латино-американский )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Яромира Хладика, автора труда «Оправдание вечности», фашисты должны были расстрелять 29 марта 1936 года в 9 часов утра. Главное произведение его жизни, трагедия в трех действиях «Враги», оставалась неоконченной. В ночь перед расстрелом Яромир обратился к Богу с просьбой дать ему год на то, чтобы завершить пьесу…
Входит в:
— сборник «Выдумки», 1944 г.
— сборник «La muerte y la brújula», 1951 г.
— сборник «Antología personal», 1961 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
- /языки:
- русский (23), испанский (5), украинский (3)
- /тип:
- книги (31)
- /перевод:
- И. Бабкин (4), В. Кулагина-Ярцева (18), А. Фридман (1), В. Шовкун (3)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rosewing, 1 марта 2025 г.
Короткий рассказ в который помещается слишком много. Борхес — виртуоз малой прозы, но я его не особо жалую, потому что каждый раз он заставляет меня чувствовать свою недостаточную «образованность» и глубину. Я как-будто плутаю в «глубоких темных водах» его снов. Все его рассказы можно перечитывать неоднократно и каждый раз открывается какой-то новый кусочек мозаики.
В «Тайном чуде» действие происходит во время Второй Мировой войны, мы наблюдаем за несколькими днями жизни писателя-еврея перед расстрелом. Чувства человека, приговоренного к смерти и вынужденного считать дни до казни, не могут оставить равнодушными. И это первое, что бросилось мне в глаза в этом рассказе, так сказать это то, что для меня «плавало на поверхности». Умрет наш герой лишь единожды, но вместе с тем он вынужден умирать сотни раз.
Однако наш герой — писатель. Ожидая свой последний рассвет, он подводит итоги своей жизни. Вспоминая все свои труды на литературном поприще, Хладик приходит к выводу, что единственным ценным его творением является недописанная драма «Враги». Тут Борхес поднимает тему смысла жизни человека, о чем каждый вспомнит на смертном одре, о каком незаконченным деле?
Тут же в связке идет тема веры и обретения Бога. В своем сне Хладик находит Бога на страницах книги в библиотеке, хотя до него библиотекарь и его предки ослепли от поисков и так и не смогли найти его. Хладик просит у Бога год для того, чтобы закончить свою стихотворную драму.
Наступает утро казни.
А самое необыкновенное, что это далеко не все: евреи и нацизм, сны и подсознание, герои и события драмы «Враги», возможно еще что-то более глубокое, но до этого у меня не получается дотянуться с наскока и с первого прочтения.
Да, для меня Борхес тяжеловат, но я смело его рекомендую. Он заставляет «глубоко нырять».
Anastasia2012, 24 января 2011 г.
Прочитала в переводе И. Бабкина с фамилией героя Гладек и наименованием «СОКРОВЕННОЕ чудо». Эпиграф об усыплении на сто лет воспринимается иначе после прочтения. История замечательная, дающая надежду, веру в чудо, в отсутствие значения времени, смерти.
СОКРОВЕННЫЙ, согласно Большому толковому словарю, не только хранимый в глубине души, в тайне; но и составляющий внутреннюю сущность чего-л. Незаконченное произведение и составляет такую сущность героя. Никто не знает, на что способна секунда до смерти. Возможно, что она станет последним ГОДОМ жизни писателя. И когда упавшая на лицо капля потечёт, сокровенное будет исполнено. А значит и физическая сущность перестанет составлять ценность для автора. Но кто-ж знает наверняка?
alex_kr, 4 мая 2008 г.
Произведения Борхеса всегда очень сложны для понимания. И чтобы хоть частично прикоснуться к той глубине смыслов, которая находится под авторским текстом, произведение надо перечитывать много и много раз. Данный рассказ не есть исключение. «Тайное чудо» — один из моих любимейших рассказов Борхеса. Если честно, даже не знаю, сколько десятков раз перечитывал его. И все равно каждый раз видится что-то другое, что-то новое. Пусть рассказ и маленький, но тут отсутствует дно... нету границы, и с каждым прочтением мы можем только пытаться нырнуть как можно глубже, но достичь дна — никогда. Это относится не только к данному рассказу, но к большинству произведений Борхеса...
Kalkin, 7 марта 2008 г.
Сильная вещь, достойная многократных прочтений. И философия, и психология — все здесь есть, и при этом рассказ остается единым целым. Несколько направлений действия стыкуются между собой, разветвляется время — в ненаписанной книге? во сне? наяву? Интересна идея, и не менее красиво ее воплощение. Отличный рассказ.