Рэй Брэдбери «Коса»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что значит иметь жизнь, которая всего лишь пшеница, а твоя смерть зависит не от тебя, а от озлобленного на весь белый свет фермера?...
Он не хотел такой работы. Но это единственное, что он умел делать хорошо. И теперь, начав ее, уже невозможно остановиться... Даже если твоя работа несёт смерть самым близким людям...
Рассказ написан в 1943 г. (при участии Ли Брэкетт) и переработан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала». Новые исправления были внесены в 1955 г., при подготовке «Октябрьской страны» (по преимуществу — в финал рассказа: «Взрывы бомб потрясли Москву, Лондон, Токио...»).
-----------
По мотивам рассказа Юлией Моручковой создана одноимённая графическая адаптация.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, July 1943», 1943 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— антологию «Legends for the Dark», 1968 г.
— антологию «Summoned From The Tomb», 1973 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Судьбы наших детей», 1986 г.
— антологию «Tales of the Occult», 1989 г.
— антологию «Коса», 1991 г.
— антологию «Момент бури», 1991 г.
— журнал «Супер Триллер №14 (19)», 2003 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (рассказ) |
Экранизации:
— «Доминус» 1990, СССР, реж. Александр Хван, Марина Цурцумия
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 2 ноября 2024 г.
Депрессивно получилось... Эта история даже не о смерти, а скорее о безысходности. ГГ же ничего не решает и не получил ни капли власти ни над кем — он тупо механическое орудие, приложение к косе и делает то, что должно быть сделано. Но легче ему от этого не становится ни капли... Брэдбери в «Косе» в очередной раз показывает, как блестяще он умеет создавать и нагнетать атмосферу. Рассказ начинается с упаднической атмосферы великой депрессии, и заканчивается трагедией простого человека, который не в силах повлиять на судьбы ни своих близких, ни самого себя.
pontifexmaximus, 8 июня 2023 г.
Вроде как рассказ довольно предсказуем. Читаешь его и легко понимаешь, куда именно повернет сюжет в своем развитии через пару абзацев...
Так ведь и жизнь человеческая предсказуема. Рано или поздно жнец скосит всех, всех, всех...
И все же знание этого обстоятельства не делает проще расставание с жизнью. Всякий раз каждый из нас получит главную роль в пьесе под названием « Смерть Имярека»...
Но кто же режиссер этого действа? Не похож ли он на безумного фермера, который денно и нощно скашивает на своем бескрайнем поле не только отжившие свое, но и вовсе еще зеленые колосья?
mputnik, 11 декабря 2018 г.
Человек получил власть над Жизнью и Смертью, право решать — кому жить, а кому умереть. И — как любой нормальный человек — пришёл в ужас от таких «прав», и возжелал отказаться. Вот только права оные, как оказалось — это не дар и не благодеяние, а — просто работа. И, как водится, «нет работы — нет зарплаты». А дети хотят есть. А другой работы нет. Вообще — нет.
Но человек нашёл хорошее и в этом ужасе жизни. Сжульничал. Отказался отнимать жизнь у жены и детей, когда пришло их время. И теперь эта работа — главное, что есть у него в жизни: пока он на этом месте, с семьей ничего не случится. Это он так думал.
А оказалось, что он — просто исполнитель, что его удел — просто жизнь отнимать, просто — отнимать. И все. В полном соответствии с чьим-то планом. Изменить который ему уже не дано.
Собственно говоря — это и есть почти вся фабула. Но смысл прочесть — остался. Более чем. Потому как я это все, что называется, «своими словами». А это далеко не то же самое, что и у Автора. Тот редкий случай, когда существенное значение имеет КАК, а не только ЧТО.
Такие тексты нельзя пропускать, уважаемый потенциальный читатель. Это как раз та основа, из которой строится Храм Души. И Храм Культуры
Walles, 18 мая 2019 г.
Сборник, куда вошел настоящий рассказ я прочитал в поезде, возвращаясь домой из портового городка Т...
По сюжету: совершенно неважно, у кого в руках коса — у фермера Дрю Эриксона или у его предшественника Джона Бура, или у кого то еще. Когда-нибудь придет время для каждого колоска...
Что могу сказать? «Коса» Брэдбери играючи уделывает любой рассказ из тех что я прочел за последние месяцы.
Тиань, 3 февраля 2015 г.
В этом рассказе нет фантастики как таковой. Люди гибнут, сумасшедший фермер считает, что гибнут они под лезвием его косы. Он так считает, но это не значит, что так есть на самом деле. Однако, это не важно. Рассказ представляет собой притчу о жизни и смерти. Что созрело, должно погибнуть, чтобы зеленая поросль могла занять освободившееся пространство. Жизнь ведет к смерти, которая порождает новую жизнь.
Пусть на косе написано «Мой хозяин — хозяин мира», на самом деле хозяин не он, а тот, кто определяет момент зрелости колоса. Этот хозяин в притче безлик и бессловесен. Но фермер лишь исполнитель воли его. Созревшие колосья должны быть скошены, чтобы не пресекалась жизнь. В этом есть жестокая необходимость.
Однако, личная трагедия орудия смешивает карты истинного хозяина мира. Три родных колоска созрели слишком рано. И за личную трагедию сумасшедший фермер мстит миру, выкашивая молодую поросль. Сумасшедшему косарю все равно, что не мир виноват в гибели его семьи, а тот, кто определяет момент созревания колоса, если он существует. Но ему отомстить не в силах человеческих, поэтому месть обрушивается на головы тех, кто не причинял зла. Этим грешат почти все мстители, начиная с графа Монте-Кристо.
Иван Ефремов писал: «... как и все в жизни, страдание должно иметь меру, иначе оно обратится гибелью души и станет источником зла». У Рэя Брэдбери страдание одного человека становится источником гибели мира. Сумасшедший фермер нарушил цикл созревания живого и гибели мертвого, он уничтожает развивающееся и оставляет отжившее неубранным. Единственная надежда — на краткость жизни человеческой. Ведь колос косаря тоже должен созреть в свой час...
Рассказ глубокий по смыслу и очень депрессивный. От какой малости зависит подчас судьба мира. Забрел бы на ферму одинокий бродяга, не обремененный мирскими привязанностями, — глядишь и был бы у мира шанс в заданном цикле остаться. Любовь к малому в сердце человеческом перевешивает ответственность за большое. Не каждый косу в руках выдержит.
shaitan76, 3 июля 2021 г.
Просто ВЫДАЮЩИЙСЯ рассказ. И по стилистике, и по философичности
primorec, 3 октября 2012 г.
Вжик! Опускается коса, и где-то оборвались тысячи жизней. Вжик! И где-то вновь в кинотеатр, универмаг или школу вошел обычный, ничем не примечательный человек с винтовкой, с безумными глазами и желанием убивать. Вжик! И бомбы упали на мирный город, похоронив тысячи спящих, которые так и не успели досмотреть свой самый прекрасный сон. Вжик! Вжик! Вжик! Прорвало плотину, террористы захватили школу, пьяный техник не закрыл клапан на газопроводе...
Падают колосья, еще зеленые, даже не нагулявшие зерна под нежными солнечными лучами , не созревшие для жатвы Смерти. Звучат над полем мольбы умирающих до срока...Безумный косарь, неужели ты забыл свои обязанности, которые налагает на тебя Коса с надписью «Мой хозяин — хозяин Мира»? Разве настоящий Хозяин уничтожает зеленые посевы, не давая налиться сочному зерну? Разве Ты забыл, что Ты только фермер, выпалывающий старое и больное, пестующий новое и молодое, не судья и не палач?
Жуткая история. Потрясающе лаконично, потрясающе глубоко. О Человеке, которому дали божественную Власть, но забыли рассказать об ответственности, которую она налагает. О Жизни и Смерти. О потерях, горе и смирении. О том вечном цикле, который позволяет прорастать новому зерну на пшеничном поле Жизни, уходящих голосах и напрасных мольбах, затихающих под беспощадной Косой.
«Пшеница плакала, осыпаясь на землю зеленым дождем...А лезвие продолжало взлетать, крушить, резать с бешенством человека, у которого отняли — и отняли столько, что ему уже нет дела до того, как он обходится с человечеством». Где то поле и безумный косарь? Остановись, отдохни, подумай. И сколько нам ждать, когда под лезвие попадется и его колосок, и Косу возьмет другой, более мудрый Хозяин Косы — хозяин Мира...
nostradamvs, 20 июля 2011 г.
Когда же ты выйдешь, мой мальчик, на поле боя, услышишь стрельбу и внезапно поймёшь, дурак, что здесь всё иначе, что время совсем другое, и даже команды сержанта звучат не так, ты будешь бежать, заводя своё тело криком, ты будешь стрелять в непрозрачный горячий дым, и станет в какой-то момент непривычно тихо, и ты, слава Богу, останешься молодым. Но это случайность, всего лишь свинья на бойне, планктон, попадающий в алчный китовый рот; как врач не задержит внимания на бубоне, так вряд ли твоё дезертирство заметит взвод. Ты будешь лежать, будут рядом лежать другие, смотреть в никуда, неподвижно врастать в траву, и будут бледнеть персональные берегини, которые без носителей — не живут.
Коса рассекает колосья, косец устало с покатого лба вытирает горячий пот; обеда-ссобойки опять неприлично мало, но нужно работать, пшеница — она не ждёт, сгнивает наутро и снова растёт под вечер, и нужно косить до предела и на износ; бывает, в такую систему сойдутся вещи, что день прогуляешь — не хватит десятка кос. Вон тот колосок — это мальчик, болевший долго и страшно уже надоевший плохим врачам; другой — это толстый владелец партийной «Волги», любивший кататься на скорости по ночам. А вот и старик, отходящий в своей постели, среди одиночества, скорби и темноты. А вот и полярник, нашедший покой в метели. А вот и иракский смертник. А вот и ты.
Мы все лишь пшеница. Мы — рожь. Мы — овёс. Мы — просо. Мы — злаки, которым нельзя превращаться в хлеб. Скоси нас, работник, сорви нас, оставь вопросы; землёю рождённых назад возврати земле. Война или голод, болезни, цунами, сели, лавины, обвалы, теракты, эффект толпы, случайные выстрелы, выстрелы мимо цели — да мало ль причин для рутинной твоей косьбы? Когда же устанет косец, ослабеют руки и кошки в атаку пойдут, на душе скребя, взмахнёт он косой, засвистит, заглушая звуки, и точным последним ударом сорвёт себя.
Беги, дурачок, улепётывай с поля боя, беги через лес, через пашни, вперёд, вперёд — в далёкие земли, где небушко голубое, где льются в речных берегах молоко и мёд. Ты выйдешь на поле и скажешь «спасибо, Боже», найдёшь мертвеца в затвердевшей сухой грязи.
Возьми у него инструмент. Наточи как можешь. А дальше — коси. Не отлынивай, брат, коси.
Sekundomer, 27 августа 2014 г.
Из-за этого рассказа влюбился в творчество Брэдбери. Один из самых первых прочитанных мною рассказов маэстро. Именно этот рассказ дал ощутить то как по коже бегут мурашки от слов на бумаге, то как душа ухает куда-то в них, а к сердцу прикасается что-то холодное. Рассказ выходит за все рамки. Какие там оценки, шкала. Не смешите. Это настоящее искусство вне рамок времени, оценок... слов.
Nikonorov, 12 июля 2017 г.
Действительно — притча.
Обычная вариация на тему смерти и Смерти (с косой которая). Но как по мне — слишком дофига всего автор взвалил на плечи фермера — тут вам не только смерти близких, но и жертвы 2-й Мировой. Даже не знаю. Маниакальное желание косить... Чем оно смотивировано?
Как старик убил сам себя? Почему на смену ему пришел Эриксон? И почему именно он? Неясно.
Однако притчи на то и притчи, чтобы не задумываться о таких деталях.
Sly Serpent, 21 октября 2013 г.
Хороший рассказ, один из лучших в «Темном карнавале». Слишком лаконична развязка, как по мне. Чувствуется надрыв на последних строках, но как-то всё скомкано. Не совсем ясен смысл надписи на косе «Кто владеет мной — владеет миром». Какое же здесь «владение миром», если мистеру Эриксону была лишь отведена роль очередного исполнителя, и, на самом деле, он не мог самостоятельно решать кому жить, а кому нет? Скорее всего в этом и заключена некая ирония рассказа, показывающая эфемерность человеческой власти как таковой. Ведь на самом деле, власть — определенный алгоритм действий, выполняемых каждый день, дающий возможность пользоваться некими благами(возможно лучшими нежели у других), но конец всё равно предрешен и неизменен. Всё тлен, господа, всё тлен. Бедный Дрю, глубоко несчастен, не очень уж чистая работенка упала на его плечи...
Сказочник, 30 ноября 2012 г.
Пожалуй, самая яркая жемчужина первого сборника великого Мастера. Антивоенная притча с налетом мистики, переполненная неподдельной искренней болью за каждый колосок, каждую судьбу, и за всё человечество в целом. При этом, Мастер показывает неизбежность и стремление человека к саморазрушению. Мы все обречены.
Вертер де Гёте, 18 июля 2010 г.
«Не коси меня косой, Не втыкай в ладонь гвоздь...» © БГ
Сразу обратим внимание на дату публикации — 1943 год. Разгар самой страшной в истории человечества войны, когда гибли миллионы людей (в том числе и совсем молодых). Отсюда и тема рассказа. Не составляет особого труда сразу же догадаться, в чём состоит назначение косы, доставшейся главному герою. Но написан рассказ на удивление зрело для 23-х летнего писателя, с глубокой мудростью. Не умозрительными философскими рассуждениями, а именно житейской мудростью, которая бывает только у человека, сталкивавшегося со смертью близких и с тревогой за их судьбу.
k1z5, 9 декабря 2013 г.
не знаю как такое мог написать человек... рассказ настолько сильный, что, на мой взгляд, оценку ему давать сродни кощунству..
alex1970, 2 января 2013 г.
Один из самых страшных рассказов великого Брэдбери, и очень масштабный.
Разорившемуся фермеру повезло — он стал наследником отличной фермы и смог зажить в достатке.
Но быстро понял — он взвалил на себя непосильный груз и ничего изменить уже нельзя.
Рассказ буквально наполнен тревогой о судьбе человечества