Дэвид Хартвелл, Кэтрин Крамер «Научная фантастика. Ренессанс / Научная фантастика. Возрождение»
Блестящая современная проза научной фантастики! Грег Иган, Майкл Суэнвик, Стивен Бакстер, Брюс Стерлинг, Артур Кларк и другие писатели посвящают свое творчество возрождению научно-фантастического жанра в его традиционном понимании. Альтернативная реальность, космические сражения, приключения в киберпространстве, мутации, генетические эксперименты — это и многое другое вы найдете на страницах этого замечательного сборника.
На русском языке антология вышла в двух томах — «Научная фантастика. Ренессанс» (2007) и «Научная фантастика. Возрождение» (2008).
Все произведения были распределены по томам в произвольном порядке.
Оригинальное предисловие Хартвелла и Крамер в эти издания не попало.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
FantLab рекомендует:
— Антология «Научная фантастика. Ренессанс»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Claviceps P., 19 декабря 2008 г.
Добротная и очень интересная антология, потенциально тянущая на высшие баллы, даже несмотря на низковатый, на мой взгляд, процент настоящих шедевров для такого многообещающего и солидного издания... :glasses:
Концепт — возрождение твердой научной фантастики, рассказы 90-х годов прошлого века и начала нынешнего.
Тематика очень разнообразна, но естественно нельзя объять все — и что-то остается за бортом...
Однако в наличии имеем: спейс оперу, далекое будущее, детектив, приключения, экшн и даже юмор. Рассматриваются экспериментально-научные, генетические, экологические, религиозные, политические, социологические вопросы. По степени сложности (насыщенности терминологией и теорией) текста — представлены самые разные — от незатейливых до весьма серьезных.
Самыми лучшими называю следующие рассказы — очень серьезные и драматичные, гениальные «Думать как динозавр» Дж.П. Келли и «Причины для счастья» Грега Игана; экзотические, декадентские и прекрасные «Посвящается Белой Горе» Холдемана, «Такламакан» Стерлинга и «Ковры Вана», опять же, Грега Игана; «Понимай» Тэда Чана, мощнейшую вариацию на тему «Цветов для Элджернона»... Четыре последних я правда уже читал раньше... :shuffle:
А также такие вещи как «В пещерах Миранды» Нордли, «Хорошая крыса» Аллена Стила, «Мозг» Роберта Рида и другие.
Стоит пожалуй отметить, что где-то 7-8 рассказов являются первоосновой романов, а с десяток рассказов имеют отсылки (явные и не очень) к чужим книгам, к классике жанра. Это, как правило, всегда интересно...
Да, из общего числа рассказов (41) ранее на русском появлялись всего 8.
Теперь о минусах антологии, каковые помешали поставить более высшую оценку (повторюсь, что потенциально она все же баллов на 9).
Составителями было взято по два рассказа Макоули, Бакстера, Стерлинга, Брина, Игана, Робинсона и Бенфорда... И если в случае, например, Игана — у меня вопросов не возникает (обе вещи сильнейшие), то у остальных писателей вполне можно было пренебречь более слабым рассказом в пользу какого-нибудь другого автора твердой НФ из числа достойных. Почему в антологию не попали такие имена как, скажем, Грег Бир, Роберт Сойер, Чарльз Шеффилд или Йен Макдональд?
Понятно, что все это осознанный редакторский выбор, или даже обычный читательский вкус в конце-концов, но тем не менее — есть здесь и весьма посредственные рассказы, и даже парочка ужасных по всем параметрам, встретив которые удивляешься и огорчаешься... :frown:
Из всех писателей в составе антологии лишь три женщины-автора, причем кто такая Джоан Слончевски и за какие заслуги сюда попала — для русского читателя остается загадкой... Микробиолог, написавшая роман «Дверь в океан», удостоенный в 1986 году Campbell Award. Но на русском ее ранее вообще не было, и по крайней мере представленный ее рассказ — это очень низкая планка... :wht: Другой рассказ, более известного нам Кима Стенли Робинсона, выпадает для нас по причине специфики бейсбольной тематики, ибо кроме нее в рассказе зацепиться фактически не за что :nunu2:
В некоторых скучновата любовная/романтическая/сексуальная/бытовая линия, или даже просто не к месту она там.
А в некоторых наоборот — скучновата сама научная составляющая...
Общий расклад по оценкам у меня получился такой — 5 десяток, 5 девяток, 16 восьмерок, 10 семерок, 3 шестерки и 2 пятерки :shuffle:
Т.е. математически где-то даже чуть меньше 8 баллов выходит...
Однако из-за десятка лучших — оно того стоит! Да и среди оцененных на восемь баллов тоже многое способно понравиться по-настоящему :smile:
Из минусов отечественного издания — снова не попадают вступительные редакторские статьи. Почему нас чаще всего их лишают? :frown:
Но тем не менее, повторюсь, несмотря на двоякость отзыва — антология все равно сильнейшая и уникальная! :pray:
badger, 9 апреля 2008 г.
Этот сборник настоящий подарок любителям научной фантастики. На западе, в отличие от постсоветского пространство, это направление фантастики не собирается сдавать свои позиции. В этой книги нет баронов и драконов, магов и заклятий. Но мало здесь и сверхмощных боевых роботов, сумасшедших ученых, сверхсветовых кораблей и зеленых человечков. Главные герои этих рассказов люди, работающие на переднем фронте научных технологий, или волей судьбы вынужденные столкнуться лицом к лицу с окружающим миром. Здесь спасают Землю от астероидных ударов, строят лунные колонии, изучают гигантские астероиды, испытывают новые препараты и ведут генетические войны. Здесь живут и работают люди завтрашнего дня, который неумолимо становится днем сегодняшним и переходит в день вчерашний.
Мне очень понравилась некоторая полемика авторов, когда одна и та же, или схожие темы рассматриваются с разных сторон, в чем-то перекликаясь, а в чем-то противореча друг другу. К сожалению, не все рассказы вышли удачными, что является общей бедой всех антологий. На мой взгляд, явный провал сборника рассказ К. С. Робинсона – зарисовка о бейсболе на Марсе. Из хороших, но не слишком запоминаюшихся рассказов отмечу «Олимп», Б. Бовы, «Велосипедного мастера», Б. Стерлинга, «Чужаки». С Зеттелл. Ну и из тех, что очень понравились: рассказы Д. Нордли, М. Суэнвика, П. Уоттса, Г. Игана и Т. Чана.
Итог: отличный сборник для всех ценителей качественной научно-фантастической литературы. Маленькие зарисовки из недалекого будущего, выполненные настоящими мастерами. Великолепная научная фантастика поры ренессанса.
duke, 14 марта 2008 г.
Сборник, состоящий (в отечественной редакции) из двух книг, содержит ровно 41 рассказ совершенно разной (подчас) тематики. Конечно, не все они равноценны: попадаются как шедевры, так и откровенно проходные вещи. Но общий уровень рассказов антологии — весьма высок. Из прочитанных за последний год полутора десятка подобных сборников этот, безусловно, самый лучший! Давно не держал такого в руках.
Все произведения подобраны не «от балды» (как это частенько у нас бывает), а в полном соответствии с редакторским замыслом (следует, правда, признать, что несколько рассказов лично я бы сюда не включал). И мало того, что, прочитав эту антологию, можно составить вполне адекватное мнение о состоянии научно-фантастического жанра в наши дни, но и можно, наконец, узреть те рассказы, которые до сей поры на русском языке не выходили. К слову сказать, на десятку я оценил только два рассказа — это «Конец материи» Грегори Бенфорда (блестящая попытка увязать открытие распада протонов с концом света в «индийском антураже») и «Хорошая крыса» Аллена Стила (шикарная история о «крысах», на которых проводят испытания новых медицинских препаратов — имхо, самый позитивный и жизнеутверждающий рассказ сборника).
Несмотря на то, что средний балл моих оценок за рассказы в этой антологии «болтается» где-то возле восьми, с чистым сердцем накидываю еще один балл за блестяще издание. Шикарная книга, которую очень приятно держать в руках, каждый рассказ предваряется короткой библиографической справкой, белая бумага нужной плотности, — да что тут говорить, даже шрифт подобран, имхо, идеально. Книга, обязательная не только к прочтению (найти можно и в электроннои виде), но и наличию в домашней библиотеке у каждого уважающего себя любителя фантастики.
Dark Andrew, 28 мая 2008 г.
Сборник (я пока читал только первую половину, которая «Ренессанс») очень удачный. Составителям удалось в полной мере показать, что НФ не умирает, нет никакого кризиса, а идёт постоянное развитие жанра. Если раньше под словом «Научные» понимались в первую очередь естественные науки, то данный сборник демонстрирует, что теперь авторы используют и биологию с социологией, и психологию и многое-многое другое. Есть классическая НФ — космические войны и т.п., есть юмористические наброски, есть фантастика ближнего прицела. Сборник вышел очень многоплановым. Не обошлось и без откровенно слабых рассказов (подозреваю, что американским читателям про бейсбол читать интереснее, чем нам).
Итого: читать обязательно, а заодно и вторую половину брать — ведь интересно, что там ещё подобрали составители. НФ возвращается!
grbIzl, 23 сентября 2008 г.
Я одолел только первую(?) часть, которая озаглавлена «Ренессанс». Впечатления наитягчайшие, никаким ренессансом книга для меня не стала, подтвердив мое представление о застое жанра. О причинах говорить сложно и не совсем уместно, скажу лишь, что на 1-2 понравившихся произведения в жанре твердой фантастики у меня приходятся 8-10, например, таких же фентезийных книг. Этот сборник не стал исключением: только один рассказ по-настоящему целен (Думать как динозавр), еще парочку интересно читать, остальное просто мусор на 5-6 баллов с картонными сюжетами, идеями (а чаще без них) и языком. (Кстати, если посмотреть на оценки рассказов — не только у меня такое мнение сформировалось). Большинство оставляет ощущение «2 тысячи знаков на фантастическую тему».
olvegg, 19 января 2008 г.
Из многоавторских сборников, прочитанных за последнюю пару лет, ни один не разочаровал. Ренессанс – не исключение, хотя по плотности шедевров он уступает «Божьему оку».
Брюс Стерлинг, «Велосипедный мастер». Начало вполне киберпанковское. Главный герой живет в полуразрушенном небоскребе… Дальше читать расхотелось. Без оценки.
Артур Кларк, «Молот Господень». Да, это увы не «Свидание с Рамой». Весьма банально. 7
Майкл Суэнвик, «Яйцо Грифона». Нормально. Управление психикой, раскрытие чакр… 8
Вернор Виндж, «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе». Очень реалистичное видение ближайшего будущего. Вроде ничего особенного в плане сюжета, а читаешь с интересом. 9
Стивен Бакстер, «На линии Ориона». Человечество неудержимо расползается по Галактике. Кое-кто недоволен. В общем, «бей землян, спасай Галактику!». 8
Дэвид Брин, «Красный свет». Забавный пустячок. 8
Грегори Бенфорд, «Погружение». Интересное погружение… в психологию шимпанзе. Позволяет под новым углом взглянуть на нашу собственную. Неплохо, но далеко не шедевр. 8
Тед Чан, «Понимай». Мощная вещица. Не поставил 10 только из-за трудноусвояемости текста (но это скорее мои проблемы, чем авторские :smile:). 9
Бен Бова, «Олимп». Чисто производственная фантастика. «Вечерняя смена астронавтов перевыполнила план по добыче инопланетной органики!» 7
Джеймс Патрик Келли, «Думать как динозавр». Очень психологичный рассказ, мастерски написанный. Но как-то неправдоподобна сама идея. 9
Фредерик Пол, «Проклёвывающийся Феникс». Любимые автором черные дыры и хичи. Очень интересна сама идея – заглянуть в прошлое с помощью гравитационной линзы в поле тяжести черной дыры. 8
Аллен Стил, «Хорошая крыса». Понравилось. Написано легко и иронично. 9
Пол Дж. Макоули, «Генные войны». Уж очень кратко, прямо конспект лекций. 7
Грег Иган, «Причины для счастья». Сильно. Не отпугивает даже наукообразный язык автора. В чем-то перекликается с рассказом Чана (и Суэнвика тоже). 9
Дж. Дэвид Нордли, «В пещерах Миранды». Захватывающе. Узнал много нового про Миранду :glasses: 8
Питер Уоттс, «Ниша». Напряженно-психологичный рассказ о глубоководных экспериментах. Разного рода. 9
Пол Левинсон, «Дело о менделевской лампе». Слабовато, на мой взгляд. Неразвернуто как-то получилось. 7
Сара Зетелл, «Чужаки». Обреченный корабль, непонятные сигналы, неожиданная надежда, возникшие подозрения, прогрессирующая паранойя… 9
Итого: из 17 прочитанных 10 отличных (но ни одного на 10-ку, хотя Чан и Иган очень близки к этому показателю), 3 неплохих и 4 из серии «можно почитать, если все остальное прочитано».
ЗЫ Прочитал рассказ Стерлинга и поставил 8, подробности в отзыве. А Чану все-таки 10 поставил.
Лэйла, 10 ноября 2007 г.
Очень хороший сборник. Прекрасная подборка произведений, отвечающих жанру научной фантастики. Причем многие из них написаны авторами, произведения которых в нашей стране не распространены, нет просто их в переводе, поэтому читаешь их впервые и в этом сборнике. Скажу еще, что для меня все авторы — открытие. Конечно не все произведения понравились на 100%, но 80% отвечает даже самым слабым, с моей точки зрения.