Ким Стэнли Робинсон «Половой диморфизм»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Ученый-биолог Смит в лаборатории на Марсе пытается изучать особенности генетического развития земных водных млекопитающих, но его успехи весьма сомнительны. К тому же Смит терпит неудачу в личных отношениях со своей девушкой. Между тем, изыскания Смита приводят его к более чем неожиданным выводам.
«Asimov's Science Fiction», июнь 1999
Входит в:
— цикл «Марс» > сборник «Марсиане», 1999 г.
— журнал «Asimov's Science Fiction, June 1999», 1999 г.
— антологию «Year's Best SF 5», 2000 г.
— антологию «Научная фантастика. Ренессанс / Научная фантастика. Возрождение», 2002 г.
— сборник «Чёрный воздух. Лучшие рассказы», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1999 |
- /языки:
- русский (4), английский (8)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Агеев (3), М. Пчелинцев (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zmey-uj, 14 мая 2009 г.
Странный рассказ с долгим разжевыванием научных подробностей — если это наука, то где фантастика, а если фантастика, то где наука? Автор как будто бы переписал в библиотеке отчет о каком-то генетическом исследовании и в попытке придать читабельности разбавил его унылой историей о душевной «трамве» обманутого мужа, да еще втиснул уж совсем непонятную теорию о сношении обезьян с дельфинами на заре эволюции (неужели только с дельфинами?).
Видимо, что-то такое Робинсону хотелось сказать о различии женщин и мужчин, о том, что оно глубже и имеет более неожиданное объяснение, чем мы привыкли считать. Но выразить это у него нисколько не получилось. Банальнейшая история о расставании несимпатичных людей — психованного мужа и потаскушки-жены — еще больше все портит. Немного успокоил финал: невнятный герой уплывает навстречу неизвестному.
kkk72, 13 мая 2008 г.
Рассказ не понравился. Научные сложности изучения генотипа водных млекопитающих не особенно заинтересовали. Проблемы в личной жизни главного героя не вызвали особого сочувствия, да и сам он не слишком симпатичен. А уж итоговый вывод — слишком буквальная любовь к дельфинам — и вовсе несколько шокировал. Странная история.
baroni, 18 апреля 2008 г.
По признанию самого К.С. Робинсона, Марс, на котором разворачивается действие рассказа «Половой диморфизм» — своеобразная дань собственному подростковому чтению. Вполне обустроенная планета с мягким климатом, ласковыми водами марсианского океана, трамвайной линией, обрывающейся почти что у кромки прибоя. Герой рассказа — ученый, генный инженер, исследующий структуры ДНК, цепочки хромосом. Но рассказ Робинсона не о науке, а об одиночестве. Об измене любимого человека, расставании и попытке как-то дальше жить вот со всем этим. Робинсон идеально попадает в нерв начала нового века, написав рассказ о тотальной неуверенности человека в себе — на уровне атомов. Рассказ с зыбкими тенями персонажей, обманчивой объективностью прекрасно передает ощущение колеблющейся, обволакивающей водной субстанции — своеобразного символа женской природы, женского начала. В этой водной субстанции, одновременно нежной, изменчивой, таящей смертельную опасность и растворяется, в конце концов, главный герой рассказа Робинсона.
Claviceps P., 9 июля 2008 г.
Второй рассказ автора в антологии «НФ-Ренессанс» оказался значительно лучше, чем «Крученый мяч на Марсе».
Из-за сравнений с Олдиссом и Желязны я правда ожидал большего. Но ни влияния упомянутых писателей, ни традиции народных преданий, о которой также говорится в предисловии — я что-то не заметил вроде бы... :shuffle:
Хороший психологический рассказ о жизни и изысканиях ученых. Хотя есть некая толика скучноватости — как в научной линии, так и в социально-любовной. Но зато неожиданный финал — лично для меня — в некотором смысле рассказ и спас.
duke, 11 мая 2008 г.
Рассказ, финал которого меня совершенно «не устроил». Поэтому такая оценка. А в целом, очень понравился стиль, но не настолько, чтобы забыть о безыдейности рассказа в целом.