Вячеслав Бакулин, Никита Аверин «Призраки и пулемёты»
Холодный туман с Темзы смешивается с чадом фабричных труб, скрывая силуэты и глуша звуки.
Полная луна озаряет вересковые пустоши и древние замки, над которыми кричат проклятые столетия назад души.
Стальные рыбы скользят в толще вод или небесной выси, а их создатели в неслыханной дерзости своей бросают вызов Творцу.
Неуловима, как тень, неудержима, как пар, сопровождаемая лаем пулеметов Гатлинга, яростным ревом турбин и лязгом зубчатых колес, шествует новая эпоха.
Эфирно! Эффектно! Элементарно!
И все же, об этом никогда не напишут в «Таймс»…
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 24 марта 2024 г.
«Джентльмены и дирижабли»
Рецензия на антологию «Призраки и пулемёты»
(отзывы на некоторые произведения см. на страницах рассказов)
Стимпанк никогда не числился среди моих любимых жанров, но также не считался мной и жанром, который я ни за что не буду читать. Оглядываясь назад, я смиряюсь с мыслью, что каждому жанру, каждому произведению — своё время. Тем более что, как-никак, а кое с какими произведениями в рамках стимпанка я знаком.
Единственное, о чём я немного жалею, — это то, что у меня всё-таки не дошли руки прочитать эту антологию на десять лет раньше. Настоящая рецензия, точнее, сборник мини-рецензий, выглядел бы иначе. Но поскольку история не знает сослагательного наклонения, имеем то, что имеем.
Хотя подождите-ка! Сослагательное наклонение истории — это именно то, с чем ассоциируется и как воплощается жанр стимпанка! Давайте задумаемся о том, что есть эпоха пара в фантастическом понимании? Это удивительная смесь паровых механизмов, гениальных учёных и стильной магии. При этом события разворачиваются примерно на стыке XIX и XX вв. Иногда раньше, иногда позже этого стыка, если точнее. Как следствие, авторы имеют дело с технологиями, которые могли бы быть в то время.
Помимо технологий, дух времени передают персонажи. Либо это совершенно новые персонажи, которым вложены соображения той самой фантастической эпохи пара, либо персонажи, придуманные как раз в то время или помещённые в ту эпоху более поздними писателями (но на десятилетия раньше участников самой антологии). Так вновь наполняются жизнью персонажи Шерлока Холмса и доктора Ватсона, капитана Немо и Айзека Азимова (да, он реальная личность, но даже он сам любил себя вписывать в собственные произведения!).
Рефреном проходят детективные истории. В четырёх случаях это именно истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, в одном — детектив от Элеоноры Раткевич в подобном духе, который затем получает дополнения в двух «продолжениях» этой антологии. Если уж быть точным, встречаются и другие рассказы с детективными элементами, но на одну доску их поставить не получается.
Поразило и то, что даже в такой антологии, как «Призраки и пулемёты», нашлось место космической фантастике. И если открывающий антологию рассказ «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга» Максима Тихомирова (на самом деле — ещё и Светланы Тулиной, но она в издании антологии не упоминается) — всё же больше смесь приключений мастера дедукции и «Войны миров», то повесть «Ыттыгыргын» (рус. «Охота») К.А. Терины Бачило поражает воображение полётом фантазии.
В целом антология получилась довольно стильной, приятной для прочтения, и в ней обязательно найдут для себя что-то своё и поклонники самого стимпанка, и детектива, и фантастической классики, и просто хороших историй.
Green_Bear, 14 декабря 2015 г.
Среди десятков антологий, вышедших за последние годы, оказалось не так уж много серийных, посвященных одной тематике. Условная серия стимпанковых антологий, собранных Бакулиным и его коллегами, открывалась книгой «Призраки и пулеметы», которая получила оригинальное оформление и собрала под обложкой немало интересных авторов.
Составители, Аверин и Бакулин, отобрали как рассказы ярких и неформатных звезд, например, представителей «цветной волны» — Врочека, Шаинян или же конкурсных завсегдатаев — К.А.Терину и Давыдову, так и произведения постоянных «проектных» авторов — Силлова, Гребенщикова, Вардунаса, Левицкого. Возможно, таким образом они собирались охватить максимально широкую аудиторию, привлечь фанатов «Метро» и «Сталкера» знакомыми именами, однако уровень их текстов оказался ниже среднего по антологии, что значительно подпортило впечатление. Впрочем, всему свой черед.
Вынесенная в заголовок фраза — «призраки и пулеметы» — довольно точно определяет основополагающий мотив, который объединяет и связывает весьма пеструю подборку рассказов. Призраки против или вместе с пулеметами. Мистика то вступает в схватку с материализмом, то действует на равных, а то и вовсе заменяет собой. Потусторонние завывания добавляют грохочущему паропанку некоторую толику загадочности и легендарности.
В некоторых произведениях авторы пошли наиболее легким путем, делая акцент на антураже — автоматонах, паромобилях и пневмопочте. Сами по себе литературной ценности такие рассказы не представляют. Ни «Deum Machina» Гребенщикова — история бесконечно инфантильного и наивного механика, рассказанная школьным языком, ни «Чуждое» Левицкого и Глумова — пафосная история с банальнейшей фабулой, где погрязшее в мракобесии и косности быдло восстает против существования механического человека, механоида.
Многие же участники антологии решили сделать ставку на заимствование известных литературных персонажей. Так, Шерлок Холмс фигурирует аж в четырех рассказах — в четырех, Ватсон! — еще в двух действующими лицами становятся Дракула и капитан Немо. Теоретически в умелых руках любимые фигуры могут облачиться в одеяния постмодернизма или же сыграть новую партию на старый лад. На практике, в лучшем случае образы Холмса и Ватсона служат дополнением к пестрому миру — как у Тихомирова с Тулиной в «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга», где марсиане Уэллса соседствуют с атомными котлами, а беспроводной микротелеграф с бэббиджевым калькулятором. Или как с Удовиченко — дополнением к черному юмору. У прочих же авторов — Силлова, Вардунаса, Свержина — вся история держится на знаменитых именах и воспоминаниях о любимых книгах. Уберите капитана Немо из «Хозяина морей» или Холмса из «Нераскрытого дела» и останется невыразительное, пресное, бессодержательное чтиво.
Между тем есть в книге и весьма приятные, занимательные и чудесные рассказы. Например, «Ыттыгыргын» неоднократной победительницы «Грелки» К.А.Терины, в котором смешались космологические мотивы северного фольклора, устаревшие научные теории об эфире и флогистоне, механические изобретения и мистические способности. Помимо экзотического антуража восприятие затрудняется подачей важной информации через флэшбеки и выдержки из новостей и документов, поэтому читатель должен собирать общую картину по фрагменту, чтобы понять, что такое на самом деле черный лед и чем отличаются луораветланы от британцев.
Весьма удачна детективная история Уланова «Шкатулка с сюрпризом», где полковник Кард устремляет взор на провинциальный замок, в котором по упорным слухам водятся призрак и уже произошло несколько смертей. Несмотря на то, что рассказ является скорее дополнением к роману «Никакой магии», повествуя о прошлом главных героев, он вполне самостоятелен в плане интриги и сюжета. Разве что совмещение классических фэнтезийных рас — эльфов, гномов, орков — и викторианского антуража может смутить иного читателя. Напротив, в детективном рассказе Раткевич «Убийце требуется сыщик» декорации предельно скромные и традиционные. Частный сыщик, ирландец Шенахан, упрямый материалист и практик, получает задание — найти вампира. Далее начинается классическое расследование с тщательным сбором улик и сужением круга подозреваемых. Стимпанк в истории отсутствует даже в следовых количествах, но увлекательный слог и умело закрученная детективная линия исправляют положение.
Если говорить о сплаве мистики и механизмов, то таковыми являются истории Гуровой, Давыдовой и Шаинян. В «Подкрадывающемся танке» оживает тень страшной Войны, расколовшей некогда единую страну. Каждую ночь боевая машина зловеще приближается к деревне, и никто не знает, что приводит механизм в действие и куда стремится ржавая громада. В рассказе же «Ниточки и марионетки» на фоне респектабельной электростатики и механики скрыто творится алхимическая ворожба. В красочной же и напряженной «Руке полковника» вивисекция и механические импланты внезапно оказываются чем-то большим, давая власть над душами людей.
В завершение обзора, нельзя не упомянуть отлично стилизованный под приключенческий палп «Прожигатель» Бачило. Лондонское дно, экспедиция воровского короля на застрявший на мели механический остров, неожиданные повороты сюжета и скелеты в шкафу прилагаются. Еще бы ударный финал... Соавторский рассказ Врочека и Давыдовой «Огонь под железным небом» написан в привычном для них стиле яркой головоломки, требующей пристального внимания, но стоит ли того финальный фейерверк смыслов? Что же до «Права третьей петли» Бакулина, то это прекрасная стилизация по исполнению и содержанию под ирландские легенды и поверья. Мятежные графы и война с англичанами, горячие страсти и горская гордость, суровые порядки и маленький народец.
Оглядываясь, хочется отметить, что чисто стимпанковой антология не является. Это именно подборка мистических, детективных и паропанковых историй, которые разнесены вдоль всей шкалы материализм-мистика, от полюса до полюса. Большая часть произведений публиковалась впервые, что несомненно выгодно отличает ее, поскольку далеко не все любят в третий-пятый-десятый раз получать одни и те же, пусть и хорошие, рассказы. Как показало время, серия достаточно успешна, чтобы вышла уже третья антология — «Бомбы и бумеранги». Что же, посмотрим и на нее.
Итог: разнородная, пестрая подборка, в которой перемешано потустороннее и паропанк.
george1109, 7 июля 2014 г.
Лучшее в сборнике – название. Как маркетинговый ход – пять с плюсом. При одном «но». Если бы книга не предназначалась поклонникам фантастики, которые, минимум, на 90 процентов на такие «рекламные ролики» уже не покупаются.
Считать, сколько в томике призраков и сколько пулеметов, право, не стоит. Есть и те, и другие, хотя на мой вкус, да и по принципу – назвался груздем, полезай в кузов, можно было бы и побольше))).
Мой безусловный фаворит – Бачило. Великосветская стимпанковая авантюра в альтернативной Европе с тройным предательством, поданная от лица маргинала. (Кстати, пулеметы в тексте мелькают, а вот призраки, увы))).
Хороша Удовиченко – сильнее всех в антологии сыгравшая на ниве Шерлокианы, убедительно объединив детектив со стимпанком, и усилив стандартный для сборника коктейль нетривиальной концовкой.
Хороша Зарубина – сентиментальной «инверсией» всем известных событий вокруг графа Дракулы, происходящей на фоне стимпанково-вампирского Лондона.
Хороши Уланов и Свержин, но их рассказы относятся к уже известным циклам, со своими продуманными мирами и будут более чем приемлемы в любом печатно-электронном виде, а не только в этом сборнике.
Остальные новеллы, увы, если и хороши, то в чем-то одном: Гурова в умилительной простоте, Шакилов – в красивой фэнтезийной правде жизни, Раткевич – в показательной дедукции, К. А. Терина – в попытке миротворчества, Бакулин – в ирландофилии)))… Но «чего-то одного» для короткой прозы катастрофически мало. Отсюда и мои оценки рассказам – две тройки, пять четверок, столько же пятерок…
В общем, продукт вышел довольно традиционным для антологий русскоязычной фантастики. Опыты начинающих (да и не очень) авторов, безусловно, любопытны. Но осанну подавляющему большинству сборников спеть невозможно. Впрочем, свое дело их авторы-составители делают, и за это – большое спасибо. «Призраки…», более-менее выдержавшие заявленную тематику, далеко не худшие на общем фоне и большого отвращения у поклонников жанра – как стимпанка, так и SF&F в целом – не вызовут, даже учитывая не столь большое среди них число любителей малой прозы.
olpo70, 8 августа 2015 г.
Я не стал серьезно относиться к прочтению данной антологии.Хотя идея просто великолепна.И может благодаря этому со мной случилось небольшое чудо.Мне вновь стало 12 лет.Я вспомнил тот трепет с каким я брал в руки книги Уэллса,Конан Дойла,Хаггарда и др.Я зачитывался потеряв счет времени.И я верил что в воздухе разлит эфир и что пар всему голова.Спасибо всем кто участвовал в создании этой книги.Не буду разбирать какой рассказ лучше или хуже.Главное я почувствовал атмосферу эпохи пара и мне понравилось.