Андрей Гребенщиков «Deum Machina»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Таймпанк (Стимпанк/паропанк ))
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Производственное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Роботы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Трудно ли стать богом? Нет. Необходимо только два условия.: ты должен быть гениальным изобретателем и у тебя должны закончится деньги.
Входит в:
— антологию «Призраки и пулемёты», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 24 марта 2024 г.
«Automatons ad fidem»
Мини-рецензия на «Deum Machina» Андрея Гребенщикова
Этот рассказ оставался последним из печатных произведений Андрея Гребенщикова, который до сей поры я не читал. Более того, все ранее прочитанные мной работы из-под его пера были написаны в жанре постапокалиптики, либо с примесью мистики, либо — комедии (а то и одновременно). «Deum Machina» выбивается из этого ряда, будучи написан, как и остальные рассказы и повесть антологии «Призраки и пулемёты», в жанре стимпанка.
Несмотря на новый для него жанр, Андрей остаётся верен себе. Его слог всё такой же образный, обращают внимание на себя детали антуража, которые превращаются в сюжетные предметы, будь то зеркало или спичка, рождающая огонь и свет. Рассказ ещё и норовит обмануть читателя, раскрывая свои тайны постепенно, страница за страницей.
Сначала возникло впечатление, что главному герою, изобретателю автоматонов, приходят неутешительные диагнозы, что жить осталось ему всего пять дней. Привычный приём в литературе, да и поведение учёного способствует такой мысли. Однако дальше автор подбрасывает нам подробности, и хотя героя продолжаешь жалеть, за физическое его здоровье уже не беспокоишься. Но чем дальше углубляешься в текст, тем тревожнее становится за его ментальное благополучие. И в конце мы видим нечто в равной мере ужасающее и потрясающее.
Быть может, я сам себя вводил в заблуждение по мере прочтения, но мне нравится воспринимать «Deum Machina» как рассказ-перевёртыш, где волнение за неизлечимо больного джентльмена перерастает в раскрывание плана сумасшедшего учёного, погрязшего в долгах. Андрей Гребенщиков неплохо воспользовался одной из жутких черт стимпанка, и жаль, что больше он к нему не возвращался.