fantlab ru

Филип Дик «Фостер, ты мёртв!»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.08
Оценок:
571
Моя оценка:
-

подробнее

Фостер, ты мёртв!

Foster, You're Dead

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 101
Аннотация:

Что должен иметь каждый добропорядочный гражданин на случай ядерной войны? Правильно, личный бункер. Ведь если у тебя нет самого современного бункера, можно считать, что ты уже мёртв!

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первое произведение Филипа Дика, напечатанное в СССР.

Впервые на русском: Журнал «Огонёк», 1958, №16/перевод Ю. В. Семнова и В. В. Кривощекова.

Также на украинском языке с ошибочном указанием автора Айзек Азімов (США). Сховище: Оповідання / Пер. Олександра Берга; Галини Петровської; Худ. А. Йовлєв // Всесвіт, 1970, №5.

По мотивам рассказа снят 9 эпизод телесериала «Электрические сны Филипа К. Дика» (под названием «Safe and Sound»). Дата выхода в эфир: 11.01.2018 года.


Входит в:

— антологию «Star Science Fiction Stories No. 3», 1954 г.

— антологию «8 Science Fiction Stories», 1967 г.

— антологию «Histoires de fins du monde», 1975 г.

— сборник «Отец-двойник», 1987 г.

— журнал «Если 1993'1», 1993 г.

— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.


Экранизации:

«Целый и невредимый» / «Safe аnd Sound» 2018, Великобритания, реж. Алан Тейлор



Похожие произведения:

 

 


Свихнувшееся время
1993 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Вспомнить все
2015 г.
Электрические сны
2018 г.
Особое мнение
2024 г.

Периодика:


1958 г.
Если № 1, январь 1993
1993 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 3
1962 г.
(английский)
8 Science Fiction Stories
1967 г.
(немецкий)
Star Science Fiction Stories No. 3
1972 г.
(английский)
Histoires de fins du monde
1974 г.
(французский)
Histoires de fins du monde
1984 г.
(французский)
The Father-Thing
1990 г.
(английский)
Повне зібрання короткої прози: Том ІІІ
2023 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уважаемые лаборанты разобрали этот рассказ по косточкам, осветив буквально все его темы и элементы, причем очень точно и справедливо.

От себя хочу отметить только несколько важных моментов. Как прихотливо бытие произведения искусства в человеческом обществе, в истории. Рассказ написан в разгар первого этапа Холодной войны ,когда народ был уже объят ужасом, но реальное содержание стратегических ядерных арсеналов и средств их доставки находились пусть и не в зачаточном, но весьма слабо развитом состоянии. Однако, Дик провидел пиковые нагрузки финала противостояния двух систем. Я застал его в самом раннем детстве и свой ужас перед ядерной войной образца 1984 года на всю оставшуюся жизнь запомнил.

Тем временем 1972 год, время действия рассказа, пришелся на период разрядки. И могло показаться тогда, что Дик излишне сгустил краски.

Впервые в авторский сборник рассказ попал уже посмертно, когда мирные инициативы пошли полным ходом и рассказ был словно ненужное напоминание о мрачном прошлом, ушедшем навсегда.

В девяностые и нулевые текст читался легко, как беспощадная и абсурдистская критика «общества потребления». В самом начале двадцатых тот же текст читался из точки пандемической истерии. А сегодня, когда Вторая Холодная война развернулась во всем своем омерзительном безобразии, рассказ читается как вопль пророка, чьи предсказания сбылись чуть ли не с математической точностью.

Думая о таких кульбитах восприятия текста, поневоле вспомнишь страшную фразу Рансайтера в «Убике»: «Я жив, это вы умерли!»

А еще это трогательная и трагическая история маленького мальчика, которого навязчивая реклама и общество довели до безумия.

И невероятно крепкая, стилистически выверенная новелла, которой бы ни один мастер прозы 1950-х не постеснялся бы.

Рассказ прочитан благодаря новому ролику о жизни и творчестве Филипа Дика на ютуб-канале «Панк Монк» Николая Жаринова, где есть его разбор. Всем поклонникам мастера горячо этот ролик рекомендую. Крепкая работа!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жутко мне после прочтения. Я сопереживал мальчику, и прочувствовал его желание спрятаться в автономном бункере (пусть и автономен он лишь год). Не столь важно, чем по факту вызван побег: грядущей ядерной войной или стремлением одинокого ребёнка скрыться от злого мира.

Кажется мне, никакой войны в «Фостер, ты мёртв!» не случится: компании-производители извлекают финансовую выгоду из политической обстановки, и не более того. То ли ещё будет? Допускаю, что мы увидим нечто похожее (а скорее всего, это уже проявилось в мире).

Помните, у Брэдбери в «Налогоплательщике» тоже был персонаж, страстно стремившийся улететь с ракетой на Марс? Помните, Буковски писал про тихое, укромное место (этакую берлогу), где его бы все оставили в покое? Вот и я помню, и это ох как откликается во мне.

Но, знаете ли, с подводной лодки некуда бежать, а мы все теперь на ней. Вот и остаётся нам учить самый лучший язык — Эзопов, да учиться стоицизму, не распуская нюни, как мальчишка Фостер в укромном уголке спасительного (ой ли?) бункера.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. И даже не из-за заезженной уже сатиры на общество потребления, что кстати роднит рассказ с другим — «Нянюшкой». И не из-за критики государства, которая тут есть, пусть и не слишком «зубастая». Не о них сейчас — хотя в целом, объект рекламы здесь интереснее, так как является уже не только предметом роскоши или показателем статуса, но и — теоретически — жизненно важной вещью.

Гораздо удачнее здесь Дику удались персонажи. И мальчик, столкнувшийся с неприязнью одноклассников и недоумением учителей, получивший вследствие всего пригоршню психологических травм на всю жизнь. И его отец, борющийся с охватившим всех вокруг безумием, и видящий последствия этой борьбы для своей семьи. Тут и отца грех не понять, ведь он едва ли не единственный нормальный человек в округе, и мальчик настолько правдоподобен в своем отчаянии, что глядя на него слезы наворачиваются. И что чудесно, при этом каждый из них понимает другого и не высказывает ни слова упрека.

Щемящая такая вещица с интересным миром и крайне удачными героями (упомяну так же продавца магазина). Одно но — закончилась практически ничем. Все вернулось на круги своя, но, по сути, никто из них не изменил взглядов на происходящее. Получилась своеобразная «ступень» на лестнице, ведущей в никуда. Или один день из жизни отдельно взятой семьи. Всего лишь всем стало чуть поганее на душе, и только.

Признаюсь, я ожидал, что Дик вывернет сюжет иначе, и покажет нам, что в бункере все же возникла бы необходимость. Такой финал был бы еще горше, но сильнее. Так уже мне кажется.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень трагичный и проникновенный рассказ, наполненный возможной горькой правдой от которой мы все были недалеки. Вспоминая своё детство конца 70-ых — начало 80-ых невольно возвращаюсь к мысли, а ведь сколько военных псевдо-ядерных тревог пришлось пережить в прошлом. Сколько раз нас собирали в организованные стада и отправляли в подшкольные бункера-бомбоубежища? А сколько я застал на бывших Советских заводах подобных укрытий? Со счета можно было сбиться — их было много и , как мне кажется, они были почти везде. Даже некоторые подвалы были переоборудованы во временные защитные бункера. Нас буквально готовили к войне и тёмный дух ядерной угрозы витал в воздухе, которую пытались прервать истинные мировые гуманисты, взывая к мудрости человечества и любви жизни, предостерегая от легкомысленных шагов.

Эх, хорошо, что это позади осталось, потому что пришлось бороться с другими жизненными трудностями....

Филип Дик главной темой избрал лицемерный поведенческий характер крупных компаний, которые на «рекламе» и искусственном нагнетании ужаса перед войной, сколачивают сумасшедшие деньги на простых потребителях , продавая бомбоубежища и защитные бункера , манипулируя новостями. Средства защиты пичкают всякими ноу-хау и старят в течение трёх месяцев. То есть рынок потребителя остаётся постоянно в деле, а бомбоубежища напоминают сегодняшние электронные средства общения и «гаджеты», которые лихорадочно обновляются в короткие сроки. Ты, главное, только покупай! Бери в рассрочку!

Хищный мир деловых акул, творящих беспредел в бизнесе, в описании у Дика получился здорово...Но всё же автор не был бы, так популярен, если бы не смог заглядывать в душу к людям и показывать все их искренние переживания. И описания внутренних терзаний маленького Майка Фостера , пропитаны искренней чистой детской надеждой и жестоким драматизмом, в которых сквозит черная ирония, разделяющая общество на разные социальные слои. Хотелось для финала этого рассказа более счастливой концовки, но в противном случае, такое произведение просто не запало бы в душу. Автору удалось попрать безумный мир дикого капитализма и раскрыть его грязные подноготные стороны. Но судить всё же читателю, потому что кто-то посчитает данное описанное сообщество даже нормальным для повседневности, но нужно оставлять место и добру. И учить людей именно добру и делать хорошие поступки за которые можно было бы гордиться. Рассказ выдался очень мощным по накалу и переживаниям .

Очень понравилось...

ПС. Из недавних воспоминаний выплыла Албания — Вы не поверите, но в этой стране везде и повсюду были созданы многочисленные бомбоубежища и минибункера, как нигде в мире! Это страна лидер по защитным бункерам, убежищам и закуткам! И будучи там, Вы удивитесь, как там ждали войны и сторонней агрессии, а теперь это бесчисленные памятники по далеко ушедшим временам...

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился, даже несмотря на то, что у меня нет никаких воспоминаний и историй из своей жизни касаемо бомбоубежищ и прочих бункеров, а также я никогда не испытывал страха перед возможной опасностью войны – как-то всё это я не застал, или прошло оно мимо меня, всё-таки рос я уже в другое время, когда о «холодной войне» говорили в прошедшем времени. Но это вовсе не означает, что я не смогу понять Майка Фостера: его чувства, его желания, его страхи. Филипп Дик, этот великолепный и неповторимый Мастер, описал и показал всё очень чётко и правдиво. Мне стало очень жаль этого мальчугана, ведь страх перед войной и гнетущая боязнь смерти поглотила его без остатка, съела, не пережёвывая. Но самое неприятное в том, что эти страхи и боязнь оказываются для него гораздо сильнее желания жить.

Мечта об убежище, об этом новеньком бункере – разве это хорошо, разве это детская мечта, разве такой она должна быть – детская мечта?! Кто виноват, что всё так выходит для Майка? Я бы в первую очередь назвал его отца: мягкотелого, тряпичного мужчину, оказавшегося не способным идти до конца в своих убеждениях. Скажете, он отступил под напором семьи и ради Майка? Может быть, но затем он отступил снова, вернув бункер в магазин, и став опять не в состоянии обеспечить семье безопасность. Конечно, система беспощадна, раз за разом убеждая покупать новые и новые предметы самозащиты и повышать обороноспособность страны, но с другой стороны, падающая бомба не остановится и не спросит у Майка, хорошо ли он себя вёл, и не свернёт в сторону при положительном ответе. Мальчик должен жить, он не виноват в том, что мир жесток.

Фостер, ты ещё жив!

Оценка: 8
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, я отчасти был таким же запуганным ребенком, как и Майк. Как раз в 1955-м у нас во дворе строили бомбоубежище. А по ночам мне порой снились атомные взрывы — ведь эти ужасные плакаты ГРОБ (ГРажданская ОБорона) висели везде. И в последующие годы тоже.

Но рассказ мне понравился, а тот давний страх уже как-то рассеялся. И я вижу в тексте и другие современные для нас вещи — «Всели в человека чувство неуверенности — тверди ему, как странно он выглядит и как дурно пахнет.» — Ведь сегодня, через 50 лет после написания рассказа у нас в России это и происходит! «А вы, где одеваетесь?» — В своей комнате я одеваюсь, черт бы вас всех побрал!

И современный кризис — это последствие той кошмарной гонки за потреблением — каждый год новая автомашина, каждые 5 лет — новая квартира или дом — вот вам, крах ипотеки, банкротство автомобильной отрасли — покатилось!

И ведь видел, чувствовал, предупреждал писатель — жаль только рецептов не давал.

Мне понравилось, потому что правда.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дело, пожалуй, не в том, что именно приобретали все вокруг: бомбоубежища или, к примеру, бытовую технику или автомобили. Проблема — в массовом безумии потреблении, в стадном чувстве, в «общей гребенке», в оценке человека с точки зрения наличия или отсутствия того, что общество посчитало необходимым на данный момент. Впрочем, даже не общество: это политика государства. Президент с куском зеленой материи...

Страшная история. Потому что в нее веришь.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня в этом рассказе наверное слишком много личного. Я слишком хорошо помню как я боялся программы «Время» и советских газет, когда, будучи ещё маленьким мальчиком, научился (явно, слишком рано) понимать о чём это. А если представить *тот* страх плюс лукавую силу «капиталистической» рекламы...

Жуткий рассказ о том что государство может сделать с разумом ребёнка.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже интересно, о чём именно думал Дик, когда писал этот рассказ. Ибо он (рассказ) точно отражает сразу два явления.

Первое — жуткие страхи американцев периода Холодной Войны. Тогда действительно все через одного бомбоубежища себе заказывали. Да что греха таить, в СССР детей учили противогазы одевать и антирадиационные таблетки правильно кушать.

А второе явление, вольно и невольно показанное в рассказе — это реклама и маркетинг. Если забыть про сам товар, убежища, то описанное в рассказе мы наблюдаем прямо сейчас. Ребёнок приходит домой и ноет что у всех его друзей уже есть смартфон нового поколения, и начинается «папа купи». Да что дети, и взрослые через одного такие же... письками меряются давно уже не письками, а гаджетами... И это стремление быть как все, иметь самое новое доводит до психозов, долгов, серьёзных проблем.

По сумме двух явлений — рассказ и вовсе стал гениальным. И очень страшным. Использовать в маркетинге инстинкт самосохранения.... да ещё не намёками, а с одобрения государства на всю катушку... это жесть.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень жестокий и правдивый рассказ, который заставляет читателя сопереживать. Произведение посвящено маленькому мальчику, который не хочет быть вне общества, он не хочет быть белой вороной, он не хочет выделяться из общей серой массы. Такой подход вообще противоречит всей литературе, которая любит уделять внимание белым воронам, людям, не таким как все. Потрясают именно реальные переживания ребенка, его страх перед насмешками, страх оказаться вне людей, быть не таким, как все.Хорошо прописан и характер отца, человека рассудительного, пытающегося протестовать против действительности, но ломающегося перед обстоятельствами. Именно они главные герои, остальные прописаны лишь мазками, чтобы отттенить их характеры и поступки. Рассказ, который заслуживает самой высокой оценки. А общество потребления, страх войны — это лишь фон, на котором разыгрывается человеческая трагедия.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски вложено в один короткий рассказ такое количество разных переживаний, тревог и неодобрения. Очень хороший и умный рассказ — в нем и сегодня найдется множество мыслей и акцентов, над которыми стоит задуматься.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень атмосферный. С его страниц читателя просно накрывает волнами безнадежности и страха. Может быть поэтому меня так им в детстве зацепило, что не отпускает до сих пор.

И кстати насчет карибского кризиса: рассказ был написан намного раньше в 1955.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна любимая тематика Филипа Дика — критика общества потребления.

Данный рассказ в очень ироничной манере показывает до чего может довести бездумное и безумное потребление. Особенно, когда потреблять необходимо товары от которых зависит жизнь твоих близких. А ведь и вправду, нет лучшего способа продаж, чем убедить клиэнта в том, что товар жизненно необходим. Тогда у последнего не будет выбора.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

С трудом можно сегодня оценить актуальность рассказа времен Холодной Войны, место в котором нашел страх гонки вооружений, вступивший в конфликт с основами капиталистического мира. Конечно, погоня за новшествами никуда не делась, и любое оборудование «устаревает» с каждым годом, однако, абсурдным это кажется лишь устоявшимся ретроградам. Однако, каждое новшество подстегнутое страхом за жизнь носит уже совершенно иной характер, и эта черта до сих привлекает читателя в рассказе Филипа Дика «Фостер, ты мертв!».

Самое удивительное здесь то, как, базируясь на двух тенденциях, Дик выстраивает вполне убедительный прогноз на ближайшие пятнадцать лет, через которые граждане США не мыслят жизни без личных и общественных бункеров. И пока народом движет страх, предприниматели смекнули, как можно на этом заработать, выпуская и совершенствуя новые модели каждый год. Вполне естественен и страх мальчика, единственного мальчика во всем городе, у чьей семьи нет бункера, а потому фраза «Фостер, ты мертв!», брошенная на одной из подготовок учителем, запала в душу ребенка, а вместе с общественным мнением сделала из Майка параноика.

Однако, помимо политики и экономики, у Дика здесь большую роль играет подсознательное скрытое желание мальчика быть, «как все», на котором строится не один сюжет о бедных подростках в литературе и кино. Здесь основным фактором выступает наличие бомбоубежища, а потому в отдалении мальчика от отца видится еще и подростковый максимализм, подталкивающий сбежать из дома, если в нем его не все «устраивает». Выручает тут именно дух сатиры, не явной, как уже позже прикалывались авторы и режиссеры над темой Холодной Войны, но вполне осязаемой и задающий определенное настроение рассказу, бодренько читающемуся даже сегодня.

И все же при правильном построении сюжета, при затронутых темах, единственной изюминкой остается громкое название, которое лишь отдаленно соответствует содержимому, антиутопическому (ныне: альтернативному) видению мира, растерявшему большую часть актуальности и оставшись лишь историей из жизни мальчика в жестоком мире, грешащей к тому же и явной незаконченностью.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этом небольшом рассказе Филип К. Дик сумел искусно сплести сразу несколько интересных тем. Во-первых, я бы выделил проблему общества потребления. Покупать постоянно новые автомобили и айфоны, чтобы заслужить уважение окружающих, людям может рано или поздно надоесть. Но что, если от очередной покупки зависит жизнь? Люди в рассказе вынуждены раз за разом приобретать новые бункеры на случай ядерной войны. Для нас сейчас такая проблема кажется несколько надуманной, но во времена Холодной войны это могло быть более чем актуально. Во-вторых, мы видим государство, которое всю ответственность за безопасность народа переложило на плечи своих жителей. Города постепенно превращаются в автономные крепости, оплачивают которые сами их жители, тем самым преумножая богатство всемогущих корпораций. В-третьих, на фоне этого безумия развивается личная драма мальчика Фостера, который очень хочет быть как все. Его отец отказывается покупать личный бункер и платить взнос на общественные средства безопасности. Из-за этого Фостер становится «белой вороной», всесторонне осуждаемой обществом. Мальчик мечтает стать частью социума. Плюсом к этому его постоянно преследует страх смерти в ядерном огне. Ну и в-четвёртых, существует проблема отца, который не может быть последовательным в собственных убеждениях. Прогибаясь под давлением, он покупает бункер, но затем снова избавляется от него, руша мечту собственного сына.

Итог: «Фостер, ты мертв!» – по-настоящему сильный рассказ. Проблемы общества в нем виртуозно переплетаются с проблемами отдельно взятого подростка, которого не принимают окружающие. На мой взгляд, один из самых качественных рассказов сборника «Электрические сны».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх