Роджер Желязны «Долина проклятий»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Неудержимый Чёрт Таннер, один из немногих побывавших в самых отравлённых частях Америки, попадает в такую передрягу, из которой даже ему будет трудно выйти живым. Чёрта отправляют в Бостон, дорога к которому лежит через Долину Проклятий...
Повесть послужила основой для одноимённого романа.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1967», 1967 г.
— сборник «Последний защитник Камелота», 1980 г.
— антологию «Super-Tanks», 1987 г.
— антологию «Завещание Джеффри», 1990 г.
— антологию «Долина проклятий», 1991 г.
— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «This Mortal Mountain», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Повесть | |
номинант |
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод) (повесть) |
- /языки:
- русский (10), английский (5)
- /тип:
- книги (12), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Баканов (6), Б. Кадников (1), О. Колесников (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gorhla, 26 декабря 2020 г.
Если бы я прочитал это в 10, то был бы потрясён.
Если бы я прочитал это в 20, то был бы увлечён.
Но я читаю это в 35, и всё, что остаётся — мудрая понимающая усмешка. Хотелось бы думать, что она выглядит так, хотя, без сомнения, на самом деле это просто самолюбование.
Сколько ни читаю Желязны (а читал я его не очень много), не покидает ощущение, что всё это написано как бы не всерьёз. Без души, что ли. Нет, не поймите неправильно, Роджер мастер, но это, как, по моим сведениям, говорят в Америке, nothing personal. Бизнес. Вот Желязны сделал литературу бизнесом, что ж, кто я такой, чтобы его осуждать. Даже в лучших своих вещах типа «Ключей к декабрю» он такой. Серьёзный дядька, который умел писать, знал, что надо писать, для кого и как.
«Дорога проклятий», вне всяких сомнений, хит. Шедевр. Не знаю точно, но не исключаю, что именно «Дорога проклятий» заложила каноны современной постапокалиптики. Здесь всё, перечитайте — и «Безумный Макс», и вроде бы сам уже ставший каноническим «Побег из Нью-Йорка», который практически повторяет сюжет повести, ё-моё, и «Дорога» Маккарти, и «Бесплодные земли» Кинга. Это настолько канон, что я не удивился бы, узнай, что создатели «Смертельной гонки» сняли свой боевичок, даже не читав «Долины проклятий», потому что повесть давно уже стала чем-то вроде платоновской идеи.
И при этом «Долина» — ну просто чудовищный наивняк. Воспринимать это всерьёз, не говоря уж о том, чтобы ставить на полку, в 21 веке совершенно невозможно. Тут тебе и крутой герой, и подруга, влюбляющаяся в него через пару часов после того, как он положил всю её банду, и змеи-мутанты длиной в 30 метров, и бронированный рояль, который можно вести и одновременно стрелять из пулемёта, и банды байкеров в две сотни голов, и отлично сохранившиеся после ядерных бомбардировок и десятилетий камнепадов дороги, и чёрт-те что ещё. Персонажи не разговаривают — они обмениваются репликами, на баббле каждой из которых выбито «Made in USA».
В общем, сейчас такое еженедельно выходит в какой-нибудь серии «Сталкер», и это принято презирать и не читать, потому как подобная, с позволения сказать, литература, недалеко ушла от книжек Дарьи Донцовой или писанины про «агента 007».
Очень хорошо представляю, как Желязны с усмешкой ставит точку в этой повестухе и отправляет её издателю, точно зная, что, как и для кого он создал.
Но!
Как уже говорилось, эта книга выглядит настоящим каноном. Несерьёзная, да, наивная, да, местами глупая, да, абсолютно бессмысленная, да, и при всём при этом ставшая классикой. Ерунда, на которой люди моего возраста росли в 90-е.
Палеолитическая Венера в мире фантастики, безыскусная, топорная, но от того не являющаяся менее ценной.
Groucho Marx, 13 октября 2023 г.
Поразительно глупая приключенческая повесть для мальчиков, бредящих хулиганством и мечтающих прокатиться на «чоппере» по хайвею в кожаной косухе с заклёпками, сшибая по ходу дела все встречные машины. Динамика повести зашкаливает, сюжет несётся стремительно, герой мчится напролом, побеждая все картонные препятствия, которые громоздит на его пути автор! Вау! Какой прыщавый очкастый задохлик не мечтает быть таким крутым, как Черт Таннер? Так что армия поклонников этого короткого увлекательного романа невообразимо огромна.
А то, что декорации «Долины Проклятий» совершенно неубедительны (интересно, как Желязны представлял себе экологию этой Долины с гигантскими змеями? как он объяснял — хотя бы себе — наличие бензина в бензобаках мотоциклетных банд? думаю, никак не объяснял), так это нестрашно. Всё равно эти декорации заимствованы из американских трешевых НФ фильмов времён детства Желязны, из все этих «Тарантула», «Оно пришло из другого пространства», «Они!», «Чудовище с глубины 20 000 фатомов» и из дешёвого мотоциклетного кино, типа «Рождённые проигрывать», «Моторпсихо» и «Ангелы Ада».
Со стороны умного и интеллигентного Роджера Желязны, автора замечательных образцов интеллектуальной фантастики, создание подобной повести — акт цинизма. Он писал её, точно расставляя реперные точки для инфантильных восторгов. Он прекрасно знал, что делает и почему это делает. «И вот уже трещат морозы И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж рифмы розы? На, вот возьми её скорей!)»
PS. Самое смешное — это когда разгневанные пузатые сорокалетние мальчики, диванные воины в домашних тапочках, ставят минусы этой рецензии именно за точное описание их подростковых восторгов перед повестью «Долина Проклятий».
vam-1970, 31 июля 2023 г.
Номинант Хьюго 1968 года.
Напряженный сюжет по Америке почти всей после атомной бомбардировки. Впечатляет. Хотя автор перебрал в мутациях и описании оазисов жизни. Но показал политикам, что будет, если они будут неадекватны в своих поступках и допустят атомную войну.
Ридан, 18 марта 2019 г.
Путешествие по постаппокалипсическому миру на бронированном, вооруженном до зубов грузовике, бои с мутантами и байкерами. Повествование от лица яркого, харизматического антигероя. И это за 12 лет до первого безумного Макса!
Простой сюжет, поездка из пункта А в пункт Б. Главный герой преступник, да что там он откровенный отморозок, социально опасный и абсолютно непредсказуемый. Но это самый талантливый водитель которого могли найти чтобы совершить путешествие от которого зависят жизни миллионов людей. Его спутники будет держать его на прицеле, чтобы он не сбежал, но остановит ли это его? И выдержат ли сами спутники, среди которых есть и ведомые героическими порывами, это путешествие? Понравилась абсолютная простота героя в принятие сложных решений. Он делает просто потому что делает, ему так захотелось, и не важно речь идет о героических или зловещих поступках.
Мир полный мутантов конечно же антинаучен, не менее нереалистичным кажется и то что после ядерной войны уцелели именно Нью-Йорк с Лос-Анджелесом, первые цели для ударов. Но это уже стандартные штампы постаппокалипсиса! Тут такое у каждого второго автора, и лишь один из сотни пишет это талантливо!
Нескорений, 21 июня 2016 г.
При разговоре об этом произведении можно, конечно, упомянуть, что оно послужило основой для одноименного романа и фильма, получило номинацию на престижную премию Хьюго, но самое главное — это действительно мужская повесть, повесть о настоящем человеке. Автор предлагает нам отправиться в увлекательное дорожное приключение по постапокалиптической Америке — здесь есть всё — буйство стихии, смертоносные монстры и самая страшная опасность — лихие люди на мощных мотоциклах. Здесь есть Герой, именно так, с большой буквы, который, решив изменить мир к лучшему, начинает с самого себя. Автор сумел показать, причем довольно красочно, что даже будучи плотью от плоти падшего, загнивающего мира можно и нужно искать в себе силы, чтобы оставаться Человеком, несмотря на то, что всё против тебя.
Недалёкое будущее, Соединенные Штаты практически стерты с лица Земли в результате ядерного конфликта, цивилизация сохраняется лишь на территории нескольких городов. Осужденный правительством Калифорнии за тройное убийство Чёрт Таннер получает шанс искупить все грехи прошлого, для этого ему необходимо доставить вакцину из Лос-Анджелеса в пораженный эпидемией Бостон. Путь главного героя лежит через Долину Проклятий, которая начинается с Колорадо и тянется почти до самого пункта назначения. Никому ещё не удавалось проделать этот путь и остаться в живых, но Таннер без особых колебаний даёт согласие на самоубийственную миссию. В дорогу отправляются 5 человек на трех специально оснащенных автомобилях — шипастых бронированных монстрах, вооруженных всем чем можно — от пулеметов до ракет.
Динамика развития сюжета находится на высочайшем уровне — постоянный путь вперед, гонка со смертью по выжженным радиацией трассам и городам Америки — страшные мутанты, банды байкеров, природные катаклизмы — настоящий ад, но даже такой мир не без добрых людей, ведь среди мглы и мрака можно встретить не только врагов, но и друзей, и даже найти свою любовь — жизнь — это дорога, дорога — это жизнь. Созданный воображением автора мир не похож на безликую темно-коричневую пустошь, воображение Желязны, его талант художника раскрашивают безрадостные пейзажи максимально ярко. К примеру, даже в двух небольших абзацах мы видим «топазовую пустыню», «оранжевый кактус» и двух койотов «с ярко-красными языками». Благодаря таким второстепенным деталям мир оживает и искрится суровой, мрачной красотой.
Процесс становления героя показан без пространных описаний и рассуждений, на это просто нет времени, но с каждой новой ключевой точкой сюжета мы видим, что перемены налицо. Нам не дают подслушать мысли главного героя, но очевидно, что опытный водитель, который находится за рулем большую часть суток постоянно ведет внутренний диалог с самим собой — это время для самоанализа, шанс разобраться в себе, и Таннер его использует. Символично, что скрытый внутренний процесс перерождения Таннера автор обозначает путем упоминания внешних второстепенных деталей. Например, в одной из локаций упоминается распятый на кресте скелет — символ бескорыстной жертвенности, кроме того, здесь можно вспомнить, что первым удостоился чести войти в рай именно Разбойник, распятый вместе со Спасителем.
Мне кажется, автор даже решил немного подстраховаться — о прошлых прегрешениях Таннера мы узнаем только со слов калифорнийского министра транспорта Дентона, если бы Таннер зверствовал в реальном времени, то многим читателям было бы сложно впоследствии воспринимать его положительно. С самого начала автор представляет своего героя бескорыстным альтруистом, хотя этот самый альтруизм и выражается подчас в грубой и даже жестокой форме. В глубине души Таннер всегда был положительным героем, просто он является типичным порождением жестокого мира, который не видел от других ничего, кроме подлости и жестокости, как только он понимает, что мир не без добрых людей, он пересматривает свои взгляды — ведь он умеет быть благодарным, обладает чувством ответственности и способен жертвовать собой, даже ради людей, которых ни разу не видел.
Нельзя сказать, что путь главного героя усыпан розами, скорее это его персональная Via Dolorosa, мощёная терниями, болью и горечью утрат. Прокладывая себе путь через тьму пламенем бортовых огнеметов он не просто уничтожает материальных противников, но очищает душу от всего наносного, «слишком человеческого», трансформируясь из обычного преступника в Героя. Повесть читается на одном дыханием, не замечаешь как летят минуты, как мелькают километры, приближая финишную черту. Автор умеет держать напряжение, скучать не приходится ни мгновения — находится место и описанию декораций, и сражениям, и диалогам, и даже небольшой любовной линии. При этом перед нами не просто очередной боевичок, но и довольно светлая, человечная история, которая оставляет приятный осадок, заставляя верить в лучшее и уверенней смотреть в будущее.
stenny, 25 августа 2016 г.
В каком-то там 19*** мохнатом году в Номе разразилась эпидемия дифтерии...
Вакцину везли сквозь метель несколько пар собачьих упряжек, большую часть пути преодолел Леннарт Сеппала с вожаком упряжки псом по кличке Того.
Сюжет практически перерисовывает схему Великой гонки милосердия 1925 года, однако он не главное, славное — это как любит говорить Сапковский . «нечто большее». Описание погони и описание изменений происходящих с главным героем. И то, что тот прожил 25 лет, и ни разу вроде как не мылся в ванной, и то, что вырезал надгробную надпись , что любил Корнелию...
И то, «чудесное» превращение, когда вроде бы положительный Грег решает «сдать назад», в герое наоборот прорезается упрямство. в принципе, так и обнаруживается «кто друг, а кто враг» ( ну еще в горах, согласно песням Высоцкого) Иногда человек на первый взгляд кажется разумным и твердым, но не хватает именно чего-то «сверх-нормы», некоей патологии. Типа гениальность — это не нормальность.
Вот и у Таннера есть эта единственная черта — упрямство и настойчивость, злость.
Конечно, в критической ситуации у него срабатывает инстинкт «выживания человечества в целом», забота о сохранении вида, однако когда дело касается лично его выбора жизненного пути, Таннер предпочитает привычные ориентиры и способы существования.
А вообще, у меня другое впечатление от описания пост-Апокалипсиса, куда более актуальная угроза расширяющегося вмешательства человека в природу.
Дело даже не в генно-модифицированных растениях и семенах, а в пресловутых «раздариваемых» «дальневосточных гектарах». Некоторые вблизи «заповедного» ( по стихам Петра Комарова) озера Ханка.
А знаете ли вы, что по санитарным нормам из множества баз отдыха в Приморье, пригодны только три? Всякие Шаморы и Седанка, куда активно рекламировали на всякие «домики» в прошлом году , уже нельзя, бактерии в воде и на самом пляже. Большая нагрузка на данный участок тайги, моря.
Ну типа жили мы на отшибе, а потом появились ТОРы и всякие лизинговые центры Лексус-Форд-Мицубиси и проч. Оба автобусных предприятия 600-тысячного города — банкроты, зато сровняли две горы из трех (район назывался как раз по этому ориентиру — Трехгорная) вместо птицефабрик и полей настроили консервные банки — 9-12 этажные дома в «чистом поле». В нашей деревне движение как раньше в час пик в центре города.
Воздух воняет даже в 5-7 км от города.
Вроде бы не относящиеся к прямому воздействию на природу «деяния», но они существуют.
И останутся наши потомки гадать, а каким было это место до всяких технопарков и новой широкополосной дороги.
mr_logika, 8 июля 2016 г.
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не лёгок и не скор.
Шли мы дни и ночи, было трудно очень,
Но баранку не бросал шофёр.
Б. Ласкин.
Среди зарубежных классиков мировой фантастики Роджер Желязны в моей личной табели о рангах давно уже занимает одно из первых мест. Это пока единственный Автор, у которого в огромной хронике (Амбера) я не нашёл не то что ляпов или нестыковок, а даже просто недостатков там не увидел, хотя читал дважды. Гениальное произведение. А есть ещё «Ключи к декабрю» — рассказ, который я назвал бы фантастической поэмой в прозе, настоящая жемчужина мировой фантастики. Универсальный Мастер, Желязны одинаково хорош и в крупной форме и в рассказе. И вот мне попалась эта небольшая повесть о жизни в США после превращения этого государства в РША (Разъединённые Штаты Америки) в результате термоядерной войны. И эта вещь поколебала моё отношение к Автору. Понятно, почему он это написал. Многие фантасты брались за эту задачу, а самые успешные решения были представлены Р. Мерлем в романе «Мальвиль» и С. Ланье в дилогии о путешествии Иеро. Очень бегло, не вдаваясь в детали, этой темы коснулся Р. Хайнлайн в романе «Дверь в лето». Думаю, читатели могут вспомнить и другие похожие произведения, которые мне пока не встречались. Тема большая и рассказом тут обойтись трудно; видимо, поэтому впоследствии возник роман. Но даже и повести хватило, чтобы весьма зримо изобразить то, чем может стать благоустроенная страна из-за элементарной глупости политиков и генералов. Именно для всеобщей наглядности в повести так много внимания уделено географии, с такой точностью описывается маршрут, которым герои повести едут через всю страну* примерно через 25-30 лет после войны. В увлекательности, динамичности, неожиданности сюжетных поворотов Автору не откажешь. Но и вопросов к нему возникает немало.
Ну вот хоть бы имя ГГ. Родился он до войны или вскоре после, я как-то не уловил из единственного намёка Автора на его возраст: «...ветры были повсюду и никогда не утихали. По крайней мере, на двадцатипятилетней памяти Чёрта Таннера.» Но, не так это и важно, когда родился. В любом случае в набожной, пусть даже часто только напоказ, стране официально записать ребёнка под именем Чёрт абсолютно нереально. Власти не допустили бы этого, к тому же отец куда-то сбежал, а мать смертельно больна. Интересно, убедил ли Автор хоть кого-то из американских читателей, людей в массе суеверных, в том, что можно ТАК назвать новорождённого? Когда возникает необходимость (а она по сорок раз на день возникает) позвать мальчика, не будут ли люди каждый раз опасаться, что на зов явится кто-то другой, кого не особенно хочется увидеть? Судя по отзывам, наших читателей убедил. Но мне кажется, что выбор даже символического имени должен быть правдоподобным.
Дальше выясняется, что Чёрт был младшим в семье из семи сирот. Возможно, потому, что о нём больше всех заботились, он и относится к людям, как к вещам**. Через пятнадцать страниц из рассказа Грега читатель узнаёт, что этот парень тоже вырос в семье из семи детей, но был старшим и заботился обо всех с двенадцати лет, когда погиб отец. Зачем Автору эти совпадения, практически невероятные? Может быть для усиления противопоставления хорошего парня плохому, чтобы тем более неожиданной для читателя оказалась сцена, в которой «плохой» парень вдруг предстаёт чуть ли не ангелом (хотя он Чёрт), а хороший проявляет себя как трус и предатель? Ну так Автор явно перестарался, зациклившись на цифре семь.
Ещё вопрос. Министр говорит Таннеру, что тот был единственным человеком, сумевшим доставить почту в Альбукерке. («После вас это никому не удавалось.») Но через 14 страниц оказывается, что напарник Чёрта (после выхода из строя одной из машин) Грег возил почту в Альбукерке***, пока Таннер сидел в тюрьме, и даже бывал там в том же баре «У Педро». Тут определённо кто-то врёт. Но, поскольку Грег и Таннер явно говорят правду, то получается, что министр транспорта Калифорнии просто не в курсе...по вине Автора. Нехорошо, как говорил один шарообразный Контроль в одном фантастическом фильме.
Возвращаясь к этому сначала хорошему, а потом плохому Грегу, замечу, что Автор не знает, что с ним делать. И чтобы расстаться с ним, но оставить в живых, создаёт у читателя впечатление, что Грегу на роду написано получать по голове не чем иным, как автомобильной приборной доской (!). С ним это случается при падении на его машину гигантской ящерицы в начале пути, а где-то в Индиане, когда уже невозможно повернуть назад, Грег начинает вести себя, как идиот (что неправдоподобно) и получает то же «блюдо» аж целых три раза, после чего перестаёт быть действующим лицом повести. Но своё дело он сделал, выпустив безумное количество ракет (по моим подсчётам 17 штук из 30-и в боекомплекте) по летучим мышам (!). И это опытный водитель, работавший на суперсложной трассе Лос-Анджелес — Альбукерке. В итоге Таннер оказывается в конце пути без боеприпасов и только чудом, благодаря кинжалу, зажигалке и удивительному хладнокровию, остаётся в живых.
Очень интересный эпизод повести тот, где Таннер встречается с семьёй Поттеров. Эти замечательные люди (то, что одного из своих сыновей они назвали Калибаном, кажется ещё большей дурью, чем имя Таннера, поскольку шекспировский Калибан здесь совершенно не при делах; и, разумеется, никакого комментария Автор не даёт) внушают читателю надежду на грядущее возрождение человечества, несмотря даже на то, что сам же Автор не оставляет у него (читателя) никаких иллюзий относительно возможности существования в сельской местности жилья, подобного поттеровской ферме. Какие фермы, какие мулы и прочая живность, если с неба падают валуны величиной с могильную плиту, а каменный град размером с кулак и вовсе рядовое явление? Единственная польза, которую люди получают от этого страшного неба, это такая своеобразная манна небесная в виде огромного количества свежей рыбы. Но ведь скотина-то рыбу жрать не станет, ей сено подавай. Так что снова неубедительно. А если ещё задуматься над тем, как можно двенадцатилетнего мальчика послать одного за доктором, живущим в тридцати милях, то вопросов к Автору становится ещё больше.
А убедительно вот что. Во первых, это трагическая гибель Корнелии. Совершенно очевидно, что застрелил её какой-нибудь фермер, мстящий за убитую байкерами жену или вообще всю семью. А иначе кто бы стал рисковать жизнью, стреляя по ним из засады? Погибает, как обычно, наименее виноватый. Во-вторых, очень правдоподобно то, что Таннер, собиравшийся как будто начать в Бостоне новую жизнь, решает пойти прежней дорогой. Что же ещё заставило его покинуть Бостон, благодарные жители которого поставили ему бронзовый памятник? Выходит, он как был подонком, совершившим подвиг из любопытства и из спортивного интереса, так им и остался. Не может чёрт стать ангелом. Как говорится, этого не может быть, потому что не может быть никогда.
И последнее замечание. Чрезвычайно, по-моему, любопытная деталь. Когда министр говорит, что Таннер не принимал ванну со дня своего рождения, это кажется всего лишь оскорбительной метафорой. Но когда Поттер сообщает Таннеру, что ему приготовлена ванна и ребята сейчас принесут мыло и полотенце, Чёрт реагирует неожиданно: «Таннер прикусил губу, но не желая показаться хозяину неблагодарным, кивнул и выдавил улыбку.» Перед мытьём он подходит к зеркалу и, оглядывая себя бормочет странную фразу: «Ну хорошо, только один раз...», после чего опускается в лохань, «скрипя зубами» (!). Что всё это значит?? Автор так ненавидит бандитов на мотоциклах, что отказывает им в элементарной чистоплотности? Вроде бы Таннер не совсем чёрт (черти, как известно, не моются), и обетов никаких не давал, а если и не имел склонности к чистоте, то куда ему было деваться в тюрьме?
Поток вопросов не иссякает, и я прекращаю их задавать вплоть до прочтения романа. А сейчас могу сказать только одно — огорчил меня столь высоко ценимый мной Автор. Надеюсь, этот первый огорчительный опыт станет и последним в нашем с ним общении.
*) Здесь есть сомнительный момент. Если уж надо обязательно заглянуть в Солт-Лейк-Сити, где живёт ещё масса народа, то зачем делать огромный крюк, заезжая в Денвер, от которого остались одни руины? Горючее надо же экономить. Где можно в такой обстановке найти бензин, кто его производит, откуда он у громадного количества полубезумных мотобандитов — эти мелочи Автора не интересуют.
**) Министр Дентон даёт ему совершенно ужасающую характеристику, из которой следует, что этот человек полностью оправдывает своё имя.
***) Как этот город уцелел?! Около него находится крупная база ВВС США. Правда, возможно, её не было, когда создавалась повесть.
Тимолеонт, 3 августа 2015 г.
Классический литературный аналог «Безумного Макса» в жанре «постапокалипсис на тачках с пушками». Жанр узкий, но интересный и имеющий полное право на существование.
Чёрт Таннер — банальнейший антигерой: подонок и сволочь, но такой обаятельный! (девушки тут исходят страстным вздохом). А ещё он очень крут, хорошо стреляет и классно ездит на крутых мотоциклах и машинах. И то, Желязны не сумел удержаться от перевоспитания ГГ и превращения его чуть ли не в рыцаря без страха и упрёка. Человеческие отношения в «Долине проклятий» — примитивны, носят, возможно, пародийный характек —
Но зато само описание постапокалептического мира, его чудовищ и явлений — на высоте. Лично у меня были сильные ассоциации с «Тёмной Башней» Кинга и Fallout-ом. И это, в данном контексте, лучшая похвала из всех возможных.
olpo70, 24 августа 2015 г.
Замечательная повесть.В очередной раз мы убеждаемся что плохой парень и подонок это два разных полюса.Ведь мы все знаем что существовали благородные разбойники,благородные пираты .Они грабили ,убивали,но когда было необходимо они отдавали жизнь за других.Да он не чтит законы,да он любит выпить и подебоширить.Он может не раздумывая всадить пулю в лоб.Он сидел,но тюрьма его опять ждет.Но Благородство этого человека не позволяют ему не спасти тысячи людей.Рискуя своей жизнью он дошел(вернее доехал) до цели.Дошел что бы на памятнике самому себе написать матерные слова.
k2007, 22 декабря 2014 г.
Это рассказ о герое. Он жил в плохом мире, совершал плохие поступки и был плохим человеком. До тех пор, пока перед ним не встал выбор — либо он становится героем, либо умирает. И он стал героем. И остался им, когда уже мог им не быть.
Это рассказ о герое.
mogzonec, 17 ноября 2014 г.
Был ли Желязны первичен, описывая разрушенную Америку и поиски выживших? Наверное, нет. Но вряд ли стоит это ставить в упрек писателю, тем более, что после него сотни фантастов многократно пугали читателей ужасным, постаппокалиптическим ближайшим будущим и поисками места для выживания. За последние три-четыре года эта тема также многократно выплескивалась на киноэкраны, с массой психологических вариаций, кошмарных и даже люедских последствий. В этом смысле Желязны выглядит как славный гуманист и оптимист, верящий в то, что люди выживут и отстроят новый мир. Хотя, справедливости ради, сознаюсь, что читал повесть в конце 1980-х годов, мне она понравилась. Появившийся позже филь совсем не понравился, хотя режиссер честно перенес сюжет на кинопленку, но сделал это как-то пресно. А ведь повесть-то была с изюминкой.
juverman, 10 мая 2014 г.
Это конечно не лучшее произведение Желязны. Сюжет проще не бывает. В нем нет (или я не увидел) какого-то скрытого подтекста. «Долина проклятий» мне чем-то напоминает фильм «Побег из Нью-Йорка» от великого мастера хоррора и фантастических фильмов Джона Карпентера. И тут и там постапокалиптический мир может спасти только герой — засранец. Даже имена чем-то сложи: Змей Плисскин и Черт Таннер. Но, тем не менее, это мое любимое произведение Желязны.
Oreon, 9 декабря 2013 г.
Повесть интересная, динамичная, захватывающая, стала основой экранизации и наследования, и все такое, но... Мне не импонирует герой, его психологосоциальное превращение после того, как он чуть-чуть «думал», не реально и не убедительно, сцена большой любви на большое дороге после тотального расстрела.. ну.. даже не знаю как охарактеризовать, но смотрится она там не органично, и по сути должна переводить произведение в более старшую возрастную группу, а не «любой» как отмечают почему-то в классификаторе; для меня она больше минус чем достоинство повести. А сам расстрел банд? Просто полный идиотизм: их расстреливают как цыплят, а они лезут как мухи на.. огонек. Пока Таннер ехал последнюю треть пути на него напали 3 (три) банды, на его бронированный и вооруженный до зубов автомобиль, при этом навстречу ему то и дело попадались грузовики курсировавшие с товарами от Бостона к уцелевшим селам-колониям (??). А сельское хозяйство, волы, которыми его тянули из болота, как они выживают при такой погоде? А здания как выдерживают подобную погоду? — Включаем телевизор и смотрим, что делают с постройками дождь и ветер, а теперь добавим к этому каменный град из валунов? Тут вообще не могу себе представить как они на машинах то по дорогах ездили — вся дорога должна же быть завалена камнями (первая сцена полицейской погони за Таннером), не говоря уже о мотоциклах...
Чума в Бостоне так и остается в Бостоне, она не трогает мотоциклетных боевиков и не распространяется на прилёглые территории. А как осуществлялась связь между Лос-Анжелесом и Бостоном? Я так понимаю, что сам приезд гонца из Бостона должен был быть большим сюрпризом, а тут без тени удивления откуда ни возьмись готовые грузовики с вакциной. Ну как-то так — картинка, идея красивая, а вот содержание прихрамывает прикрываясь красивой оберткой.
А еще вызвало некоторые ассоциации с Шекли, у которого тоже есть дуэт — «попробуй сходу разбери где что»(где роман где повесть): повесть «Четыре стихии» выросшая (с ухудшением качества) в роман «Алхимический марьяж Элистера Кромптона».
maxim_l, 17 февраля 2014 г.
По окончанию прочтения произведения, возникла мысль, что стоило бы автору назвать повесть иначе, к примеру «Спасение Бостона», ведь Долина была уже позади, когда Таннер попал в гости к фермеру, а «изюминка» была еще впереди... да, Долина важный эпизод, но в конце весь фокус внимания сместился на погоню, которая очень напомнила сюжеты фильмов о безумном Максе, и о Долине автор вспомнил только в разговоре с копами... улыбнула скульптура байкера на харлее от благодарных граждан)))
gamayunov, 9 августа 2010 г.
Черт Таннер, преступник, негодяй, подонок...
Черт Таннер — человек, для которого нет ни законов, ни привязанностей, нет ничего святого...
Черт Таннер
Черт Таннер...
Долго после прочтения я искал что-либо похожее на «Долину». Рядом с Чертом может встать только Змей Плисскин и все...
PS.С этого произведения я открыл для себя фантастику...