Роджер Желязны «Долина проклятий»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Америка после атомной войны. Люди понемногу пытаются наладить хоть какое-то подобие цивилизованной жизни. А главарь байкерской банды «Ангелов» Чёрт Тэннер, смутьян и наркоторговец, попадает в переплёт, из которого у него только два выхода: либо до конца дней своих сесть в тюрьму, либо стать героем...
Роман основан на одноименной повести.
Авторское посвящение: «Дэлу Доулингу. Спасибо за то, как ты обращался с кошками».
Входит в:
— журнал «Химия и жизнь 1988'10», 1988 г.
— журнал «Химия и жизнь 1988'11», 1988 г.
— журнал «Химия и жизнь 1988'12», 1988 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света», 2003 г.
Экранизации:
— «Долина проклятий» / «Damnation Alley» 1977, США, реж. Джек Смайт
- /языки:
- русский (12), английский (1), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (3)
- /перевод:
- Е. Александрова (1), В. Баканов (10), М. Галли (1), Д. Дёмин (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
visionshock, 16 марта 2014 г.
Роджер Желязны для меня в мировой литературе занимает немалое место с некоторых пор. Его проза великолепна, конечно у мастеров тоже бывают промахи, но в в общем я еще не встречал у Желязны произведений ниже среднего уровня. Тут наверное надо уточнить что ниже желязновского среднего уровня, так как судить на фоне некоторых других произведений творчество этого автора и других из когорты ему подобных как-то даже грешно. Так вот, к делу, этот роман пожалуй только второй прочитанный мною у автора, до этого я у него прочел с полсотни рассказов и повестей, которые были очень высокого уровня и до среднего. Перед этим я прочел у него «Джека-из-тени», что же путешествие по очередной авторской вселенной удалось — на ура.
«Долина проклятий» это полная постапокалиптика, причем старого розлива: сумрачная, холодная, полная драйва и хардкора того времени, которые создают неповторимую атмосферу этого небольшого романа. Мир Желязны, суров, малопрозаичен, безжалостен и бы сказал что он сер. Серый — в тон всему действию, отчего становится неуютно и так и хочется потянуться к пушке на боку. Сейчас говорить о глубине мира «Долины Проклятий» можно очень поверхностно, скупо, размышлять о разрухе Америки, но по сравнению со современным постапокалипсисом и его сталкеровщиной, этот мир может вызвать улыбку и приятную душевную тягу. Это скорее декорации «Безумного Макса», чем идейные надумки Стругацких или их сотни клонов.
Он — Черт Таннер, ублюдок высшего сорта, который должен совершить переход на автомобиле самого дьявола через уже упомянутую Долину Проклятий, от Лос-Анджелеса до Бостона. При этом нужно еще и выжить. Приключенческая составляющая проработана на ура, тут и резкие диалоги героев, и опасности и хорошо выписанный экшен, застывшего мирка Желязны. Автор не меняется на огромный талмуд на тему, а скорее решает вписаться так чтобы сказать, то что он хочет и оставить привкус от работы для читателя.
Роман удался, он прочный, крепко скроенный для души. История Черта Таннера это скорее судьба, нежели авторская воля. Что приятно вдвойне, что на такие романы еще можно натолкнуться, которые держат у страниц до конца и рисуют смачные картинки в голове. Книга скорее о людях, о том как человек решил изменить судьбу в единый миг, стать другим и помочь, и что из этого вышло.
Итог: шикарная хардкорная постапокалиптика от мастера старой школы фантастов. К прочтению — рекомендую.
BlackNoir, 22 ноября 2010 г.
К сожалению не могу разделить столь восторженных отзывов. Роман, безусловно, очень увлекателен и буквально «засасывает» — книгу не положишь пока не дочитаешь. Но, сюжет довольно наивен, трансформация главного персонажа от подонка до спасителя-героя происходит слишком быстро и происходит полностью «за кадром» (несколько предложений о том, что он много думал и решил узнать каково оно, быть героем и помогать людям). А поэтому — не верю.
sergej210477, 2 сентября 2023 г.
Яркий, стопроцентный экшен.
Мне сложно объективно оценить этот совсем коротенький роман. Взахлёб читал в детстве. Тогда казалось: «Вот это, да! Полный восторг!». Крутой герой, страшный окружающий мир, одна большая гонка, сплошные перестрелки. Перечитал сейчас — все слишком просто, примитивно. Подростковая книга. Если бы, не знаменитый автор, наверное, роман потерялся бы в море подобных боевиков.
Впрочем, год написания — 1968. В то время, такой постапокалиптической литературы было мало. И, наверное, уже на основании данной книги был снят целый ряд шикарных фильмов, наподобие «Безумного Макса». Так что, крути не крути, а роман — можно сказать, один из родоначальников жанра постапокалиптического боевика.
Из плюсов — концентрированный экшен. Стрельба, взрывы, погони. Брутальный и харизматичный герой. Жуткая и мрачная атмосфера мира, после ядерной катастрофы. Динамизм и зрелищность.
Из недостатков: нельзя рассматривать этот роман как сложную и драматическую вещь. Да, можно сказать про незатейливый сюжет — простое перемещение персонажа из точки А в точку Б. Про мгновенную трансформацию главного героя из ужасного корыстного негодяя в благородного и самоотверженного спасителя человечества. Про нелогичность происходящего. Про схематичность окружающего мира. Но, это упрёки к всему жанру, а не к данному роману.
Поэтому, как отличный и увлекательный боевик — хорошая и приятная книга. Если, ожидать от произведения того, что, обычно хотят получить от сложной и глубокой научной фантастики, то, скорее всего, читать не стоит.
Sergio Blanc, 16 января 2023 г.
В отличие от многих текстов автора, роман «Долина проклятий» представляет собой простой, незамысловатый, зубодробительный экшн. Всё чётко. Всё быстро. Всё очень кроваво. Всё понятно.
Берём лекарство в Лос-Анджелесе и везём его в Бостон. На кону стоит, возможно, выживание человечества. Казалось бы — всё просто. Правда, одно «но». Большая часть пути пролегает по территории, которая изобилует чудовищными мутантами, радиоактивными кратерами и прочими прелестями мира, пережившего ядерную катострофу.
Этот мир сотрясают страшные бури, торнадо и смерчи. Его терроризируют банды головорезов — мотоциклистов и прочих «нехороших» людей. Учитывая всё это, читатель понимает, что задание по доставке лекарств из точки Л в точку Б, которое получет главный герой романа Чёрт Таннер, практически невыполнимо.
Дорога ярости по долине проклятий — это путь полный страданий и жестоких приключений, путь потерь и приобретений, который предстоит преодолеть герою. Перед нами (как справедливо отметили многие из оставивших отзывы) классическая ПОСТАП РОАД ТЕЙЛ/ МУВИ/ СТОРИ — называйте как хотите. Включайте Эй Си / Ди Си или Криса Ри и в дорогу.
Масса впечатлений вам гарантирована.
Сюжет прямой, действие быстротечно. И оглянуться не успеете, а вот уже и финал.
Рекомендую любителям фантастических «боевичков — бодрячков».
Драйв, огнемёты, ракеты, пулемёты, гранаты, пистолеты — всё в комплекте. Получите и распишитесь.
Доедут не все... .
master_slave, 28 ноября 2011 г.
Главный герой Черт Таннер (замечаем его имя, оно отнюдь не случайно). Он байкер и преступник или как его описывает один человек в начале повести:«Вы убивали мужчин и насиловали женщин. Вас два раза осудили за торговлю наркотиками и три — за сводничество. Вы пьяница и дегенерат....Если один раз вы употребите свое единственное достоинство на пользу, а не во вред...» Перед нами отнюдь не герой, желающий спасти мир и общество («Когда вопрос стоит «я или они», то «я» мне как-то ближе.»). Однако именно ему предстоит пройти Долину Проклятий и привезти лекарство в Бостон. В обмен на выполнение благого дела он получает индульгенцию, а именно полную амнистию от всех своих преступлений. И теперь пора в путь: «А теперь идем. Машина ждет.» Но по пути Таннер предстает уже другим человеком: «Ну и не прочь узнать, каково быть героем — так, ради любопытства. И Бостон увидеть интересно... Пойми меня правильно: мне вообще-то плевать, да только неохота, чтобы все на Земле было выжженным и исковерканным, и мертвым, как здесь, в Долине.» Путь через Долину Проклятий труден и опасен: чудовища, природные катаклизмы и, конечно, люди. Что опасней еще предстоит узнать? Но как говорит сам Таннер:«Я доеду. Если этот бостонец доехал и помер, то я доеду и останусь жить.»
Отличный роман про выжженную и разрушенную Америку, про отвязного героя — отличного водителя и байкера. Желязны в очередной раз не подвел читателя.
Халвомёт, 9 апреля 2013 г.
«Долина проклятий» — это мир постапокалипсиса, мир после войны, точнее, руины мира, потому что почти ничего не осталось, кроме, разве что, мутировавших животных, природных катаклизмов, помоев, льющихся с неба, радиации и последних оплотов сдающихся людей, цивилизации которых пришел конец. Один из двух оставшихся американских городов поражен чумой, и преступника Черта Таннера вместе с пятью другими профессиональными водителями отправляют через Долину Проклятий, долину с вулканами, смерчами, огромными хищниками и камнепадами, доставить вакцину, иначе в городе не выживет никто. Что Таннер, тертый калач, байкер из банды Ангелов, видит в пути? Он видит мальчика, который мечтает летать, он видит то, как легко благородные убеждения превращаются в прах, стоит опасности лишь прикоснуться к носителю убеждений, он видит преданность и, возможно, любовь, он видит сумасшедшего ученого, помогавшего сжигать университеты, он видит бескорыстность и видит жестокость. Он — последний Ангел, но он — человек, со своими достоинствами и недостатками, тот, кому приходилось выживать в этом страшном послевоенном мире, он — тот, кто даже после смерти остался верен себе.
Небольшой роман, всего 150 страниц, но сильный и яркий, своеобразно рисующий картины последствий катастрофы мирового масштаба, очень лаконичный и достойный прочтения.
Dixiecrat, 27 июля 2011 г.
Довольно посредственный роман, явно не лучший в творчестве Желязны. Невнятный, «бегло» прописанный мир, шаблонный персонаж из серии «крутой байкер с темным прошлым ради спасения собственной шкуры берущийся за задание, по ходу которого он постигает смысл жизни».
road story из серии прочитал и забыл.
kkk72, 10 ноября 2007 г.
Стильный роман. Мрачный постапокалиптический мир изображен автором очень впечатляюще и достоверно. Напряженное действие романа изобилует резкими поворотами сюжета. Очень колоритный главный герой — и негодяй, и бунтарь, и герой в одном лице. Особенно запомнился эпизод с надписью на памятнике!
Manowar76, 6 февраля 2023 г.
Сочный, яркий, выразительный постапокалипсис от Гранд Мастера.
Судя по статье в википедии, это не первая книга в жанре постапокалиптики, но точно одна из первых, где причиной конца света служит ядерное оружие и где появились такие колоритные банды байкеров, окончательно введённые в канон серией фильмов «Безумный Макс». Саму «Дорогу проклятий» тоже экранизировали, надо посмотреть.
Коротко о препятствиях:
» — …И вы ехали через всю Долину?
— Ага.
— Ну и как?
— Плохо.
— А чего вы видели?
— Летучих мышей. Здоровых, как эта кухня, а то и побольше. Их там полно, на той стороне Миссисипи.
— Что вы с ними делали?
— Стрелял. Жег. Давил.
— А что еще видели?
— Чудовищ Хила — размером с амбар. Пыльных Дьяволов — это такие бешеные венки из ветра, они засосали одну машину. Огненные горы. Непроходимые заросли. Ехал сквозь бури. Ехал по таким местам, где земля как стекло. Или где земля тряслась. Ехал вокруг больших радиоактивных кратеров.
— Вот бы мне так однажды!»
Роман прямолинейный, как любая интерстейт-трасса: бывшему лидеру одной из мотобанд предложили или амнистию за поездку из ЛА в Бостон (вакцину отвезти надо), или гнить в тюрьме пожизненно. Выбор очевиден. И вот караван из трёх одиннадцатиметровых бронированных машин-монстров отправляется в путь.
Элемент развития персонажа ровно один: в какой-то момент путешествие через всю Америку для Чёрта Таннера из обязаловки становится делом чести. Почему имя Hell перевели как Чёрт, понятно в принципе, но всё равно не согласен.
Ах, Роджер, Роджер! С твоей лёгкой руки уже полстолетия по экранам и страницам рычат байкеры на мощных Харлеях и крутыши на бронированных тачках. При этом цивилизации нет! А первое, что накроется при любом апокалипсисе, это логистические цепочки нефтепоставок. В романе, например, на всё США осталось два города на разных побережьях. И это не сказать, чтобы нефтеносные регионы. Откуда же там бензин? За всё время пути Таннер ни разу не заправился. А ведь на пять тысяч километров бронированному автодому потребовалось бы примерно 1250-1500 литров бензина. В принципе реально, если соединить вместе три бака от грузовиков. Тут ладно, всё таки экспедицию власти снаряжали. Но вот откуда у банд байкеров, насчитывающих сотни участников, столько бензина? Не верю. Всегда мне это мозг царапало. Ладно бы, дело происходило в нефтеносном Техасе. Но ведь и там НПЗ встали бы в первую очередь. И если цивилизация рухнула, делать бензин получится только прямой перегонкой, когда из литра нефти получается грамм 150 бензина с низким октановым числом.
Вообще, постап в романе достаточно декоративный: деньги в ходу, есть полиция, тюрьмы, бары, сигареты, фермеры, бензин опять-таки. Машина Таннера вооружена ракетами, пулеметами, огнеметами. С гранатами непонятно — то ли есть гранатомёт, то ли из окна бросают. А ведь для современного огнестрела тоже нужна инфоаструктура. Это тебе не кремниевые ружья.
Короткий, динамичный, полный экшна и только его, роман.
Отличная жанровая литература!
9(ОТЛИЧНО)
Carex, 11 сентября 2014 г.
Как-то слабовато для Желязны. Постапокалипсис. Северная Америка после ядерной войны. Мутировавшая фауна и флора. Странные атмосферные явления. Главный герой — мерзавец, который вынужден был сделать доброе дело. Единственная достойная внимания мысль в романе такова: даже в лютом мерзавце есть капелька доброты. И эта капелька способна стать большим водоёмом. Довольно простая мысль. Все остальное — триллер, который к тому же плохо получился. Меня такие приключения вообще не захватили. Очень много неправдоподобного в описанном мире. Не правдоподобность отчуждает от романа. Перестаешь верить и сопереживать.
LENA56, 28 июля 2008 г.
:rev: Отличный образец приключенческой фантастики. Страшный постядерный мир, нарисован яркими, сочными мазками. Дорога через всю разрушенную Америку, когда читала впервые достала карту и постоянно сверялась с ней. Было очень интересно — советую так же читать все, кто еще не знаком с этим замечательным произведением.
Vargnatt, 31 мая 2007 г.
Немного наивный, но очень захватывающий, на пару часов чтения, постапокалиптический роад-роман. Созданный, надо заметить, задолго до «Безумного Макса» и Fallout’a. Чёрт Таннер – байкер, последний из банды Ангелов, убийца, и чрезвычайно харизматичная персона с собственными понятиями о доброте, пересекает зловещую Долину Проклятий на пути к охваченному чумой Бостону, с запасом вакцины за пазухой.
Роман стопроцентно желязновский, но местами подпорчен переводом.
Нортон Коммандер, 10 ноября 2021 г.
Желязны не самый простой для понимания автор. Он писал глубокие произведения, для полного понимания которых полезно знать мифологию различных народов, классику мировой литературы (в частности Шекспира), англоязычную поэзию. Но иногда он мог создать и совершенно простое и прямолинейное произведение, каковым является, например, «Долина проклятий». Если говорить языком музыки, то это роман в стиле хард-рок.
Это роман о том, как главный герой, преступник и негодяй, но в тоже время лучший водитель любых транспортных средств, отправляется в полный опасностей путь через Долину проклятий, местность, которая занимает большую часть бывших США после ядерной катастрофы. (Кстати, очень похоже, что этот тот же мир, что и в романе «Этот бессмертный», но в более раннее время.) Частью этого мира стали радиоактивные кратеры, ужасные мутанты, ежедневные природные катаклизмы и банды вооружённых головорезов. Сейчас такой сюжет мало кого удивит, но для 1968 года, когда был написан роман, это должно было быть грандиозно. Впрочем, и сейчас роман читается с интересом, в нём есть место и психологии и экшну.
Потому Желязны и является истинным Мастером, что он мог с одинаковым блеском создать как интеллектуальную психоделику типа «Порождения света и тьмы», так и постапокалиптический боевик «Долина проклятий» в стиле «Безумного Макса».
amlobin, 1 июля 2017 г.
Откровенно слабая вещь. По смыслу — шутер со стрельбой и погонями. Постаполкалиптический мир, Америка, ГГ (бывший байкер и бандит) отправлен из Калифорнии в Бостон через всю Америку на суперброневике чтобы привезти вакцину. Он справляется, преодолевает, а попутно еще и становится героем и почти хорошим парнем!
Из минусов:
- ПА мир описан поверхнсотно и неубедительно: ураганы и падающие с неба камни, радиация, гигантские пауки, гигантские крысы, стаи летучих мышей и собак, которые бросаются на броневики, гиганские ящерицы и бандиты, бандиты, бандиты — в общем весь набор из страшных комиксов. Совершенно непонятно, чем вся эта жуткая фауна питается в этих радиоактивных пустынях. Чем живут люди тоже неясно,особенно бандиты — кого они там грабят?
Радует технический уровень — броневик, который носится по пустыням как гоночный автомобиль, несет десять пулеметов, гранатометы (4 шт), огнеметы и 30 ракет. Из минусов — его шины можно просто взять и прострелить.
ГГ банальный плохой парень, который становится вдруг хорошим. Такие метаморфозы умиляют в рассказах О Генри, но у Желязны как-то не очень убедительно вышло.
Написано рвано, торопливо, монотонно.
Вокруг клубились облака каких-то сухих листьев. Летучие мыши, летучие мыши, летучие мыши... Воздух был наполнен летучими мышами. Громадная махина автомобиля заметно тормозилась их черными телами, а слух терзали скрежещущие писклявые звуки.
— Где мы?
— Канзас-Сити. Тут их полно. — Грег выпустил еще одну ракету, прорезавшую огненным следом дикую завывающую орду.
— Побереги ракеты. Давай огнеметами. — Таннер переключил фронтальный пулемет на ручное управление и навел перекрестье прицела на экран. Одновременно во все стороны. Пять-шесть секунд — потом продолжу я.
Огонь рванулся вперед, расцветая мрачно-оранжевыми лепестками пламени. Когда лепестки опали, Таннер вгляделся в экран и нажал на гашетку. Он вел дулом, а они падали. Обгоревшие тела устилали землю, и к курящимся грудам добавлялись новые.
— Жми! — закричал Таннер, и машина пошла вперед, давя колесами хрустящие тушки.
В холодном сиянии осветительной ракеты казалось, что на них налетают миллионы вампироподобных тварей.
Таннер стрелял, и они падали, как перезрелые яблоки.
Потом он скомандовал:
— Притормози и дай из верхнего огнемета! — и Грег повиновался. Теперь боковые! Передний и задний!
Повсюду вокруг них горели тела, и они прокладывали путь через стену обугленной плоти.
Таннер пустил вторую осветительную ракету.
Летучие мыши еще были здесь, но уже не опускались так низко. Таннер нацелил пулеметы и ждал, но они больше не нападали стаями; лишь отдельные подлетали ближе, и он сбивал их одиночными выстрелами.
Через десять минут Таннер произнес:
— Слева от нас Миссури.
А может я и зря придираюсь. Это же американский постапокалипсис, а у них все не так, гораздо лучше — и мутанты крупнее, и бандиты строго на мотоциклах, а уж дороги! Двадцать или около того лет после войны, оползнии, ураганы, камни с неба — а дороги в таком состоянии, что на них можно устраивать гонки на мотоциклах!
kirik, 15 ноября 2014 г.
Некое будущее, а то и недалекое прошлое для нас, мир превратилсяв руины после ядерной войны и все как положено катится к черту. Люди сходят с ума, некоторые кучкуются в городах, другие сливаются в банды и орудуют на дорогах, грабя и убивая попавшихся, а флора и фауна дико изменяется на фоне радиации и безумной природы. И конечно же здесь никуда без главного героя с кучей скелетов в шкафу, но который берется спасти если не весь мир, то значительную часть выжившего населения на другом конце страны.
Если говорить о произведении кратко — слабо. И пусть со мной не согласятся фанаты, но весьма слабо для постапокалиптики. Многие идеи поверхностны и не раскрывают полноценно картину будущего, а часть идей и того серьезно рассматривать не приходится. Взять к примеру «динозавров» в которых превратилось практически все живое в зоне поражения — ящерицы, крысы, летучие мыши, птицы, пауки — все это не вызывает даже ухмылки, учитывая что со времени бомбежки прошло не больше тридцати лет. А непонятно что, происходящее с погодой, лишь усиливает несерьезность от общего впечатления, которое автор и не пытается изменить. Путешествие же главного героя через долину проклятий выглядит слишком простым что ли. Не затягиевает, все сцены проносятся мимолетно и не запомянаются, хотя и довольно яркие по начинке.
Подводя итог соглашусь с мнением, что это больше похоже на дорожный роман — прочитал и забыл.