Орсон Скотт Кард «Эндер Виггин»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Военное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Ксенофантастика | Контакт | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это история Эндрю Виггина — величайшего полководца космической эры. Межзвездный Флот Земли ведет отчаянную борьбу с жестокими негуманоидными пришельцами. Из специально отобранных детей военные готовят по особой программе командный состав земных космических армад... Один из этих мальчишек — Эндрю. И он выполняет свое предназначение, одержав ослепительную, оглушительную победу, какой не было ни у одного из военачальников прошлого. Битва завершена. Первая битва. А что впереди?
Первая книга положила начало сразу двум сериалам: «про Эндера» и «про Боба» (Сага Теней). Надо заметить, что «Сага теней» (в которой действие происходит на Земле сразу после «Игры»), хоть и написана позднее, гораздо больше похожа по стилю на «Игру Эндера», чем его более ранние продолжения.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // НФ цикл - Приз жюри (США) |
- /языки:
- русский (32), английский (37), немецкий (1), французский (1), финский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (70), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Верховский (1), В. Гришечкин (2), А. Жемерова (4), А. Жикаренцев (6), Б. Жужунава (3), В. Ковалевский (5), М. Левин (3), Р. М. Ранн (1), А. Мальцев (1), Е. Михайлик (11), А. Муллагалиев (1), Т. Педан (1), К. Плешков (3), В. Рекунен (2), П.-А. Сикар (1), К. У. Бургдорф (1), С. Харламов (1), О. Харламова (1), Н. Штуцер (5)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 23 декабря 2023 г.
С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/AJT38).
Те части цикла, которых не касались лапки соавтора Джонстона, я ставлю высоко, и в целом Эндерверсумом доволен больше, чем, например, оригинальной гексалогией Херберта о Дюне с ее довольно занудными «Детьми Дюны» и целибатно-ницшеанствующим «Богом-Императором Дюны». Откровенная баснопись началась, пожалуй, только с «Тени великана», а в «Бегстве теней» (так на русский перевели то, что должно было бы называться «Тени в полете») ее концентрация вплотную подобралась к медианной летальной дозе. Впрочем, еще и прежде смелость, с какой вундеркинды-выпускники Боевой Школы кроили земную геополитическую карту в альтернативной реальности, вызывала освежающе ехидную усмешку. С другой стороны, очень жаль, что смачную линию с широкомасштабным политтехнологическим троллингом в исполнении Питера и Валентины, очень созвучную нынешним «беспристрастным журналистским расследованиям» и скандалам вроде «вмешательства русских хакеров в выборы Трампа», фактически вырезали из экранизации «Игры Эндера» — надо полагать, за низкую визуальную ценность: по тем же причинам хакеры в голливудских пародиях на киберпанк обычно орудуют с трехмерными иконками под фаллостимуляцию, а не консолью и шестнадцатеричными дампами под четвертый ночной стаканчик кофе.
В относительно свежих изданиях цикла и приквелах Кард подверстал события своей вселенной под главную историческую последовательность, и теперь его Варшавский договор незамысловато именуется Новым (оглядываясь на события с времен майдановских до СВОрачивания глобальной экономики, это решение стоит признать еще более дурновкусным, чем в начале века, ибо нет сейчас у России противников в ЕС более заклятых, чем бывшие страны ОВД, кроме Словакии и Венгрии). Сходный прием использован у Пурнелла в спартанской дилогии Легиона Фалькенберга и Ширли в «Песне по имени Юность». Выход же фильма по «Игре Эндера» поспособствовал обильному дальнейшему разбуханию франшизы приквелами и интерквелами при посильной помощи Аарона Джонстона.
Я остался в полном восхищении от поступка Барри Лонгиера, расширившего мир «Врага моего» великолепным Талманом дракской расы. Потому первым долгом предложил бы в интерквелы «The Hive Queen» и «The Hegemon» — внутренние документы вселенной, упомянутые в «Игре Эндера», — хотя понимаю, что это категорический голливудский неформат. Хорошо хоть, скверные кассовые сборы экранизации, как и в случае финчеровской «Девушки с татуировкой дракона», отправили «Тень Эндера» тянуть резину в долгий ящик.
Только первая и, вполне заслуженно, наиболее успешная книга цикла, собственно «Игра Эндера», написана с позиции, максимально удаленной от мормонских воззрений Карда на природу, технологический прогресс и психосексуальность. Уже в «Говорящем от имени мертвых» миссионерский опыт автора выплывает из бразильских джунглей, а ближе к «Детям разума» протрептическая интонация становится труднопереносима. Если вы, как и я, продирались сквозь Эндерверсум с нарастающим трудом, посоветую на «Ксеноциде» остановиться и отдыха ради перейти к малоизвестному идейному первоисточнику — «Дзен-пушке» Баррингтона Бэйли, где впервые (мельком) заявлена методика игровой подготовки детей, не ведающих жалости к себе подобным и, часто, разницы между реальностью и фантазией, для космических битв.
Если нет, вы предупреждены: именно в «Детях разума» содержится наиболее мерзкий эпизод всей серии, когда
А засада в том, что явление молодого двойника Валентины из подсознания Эндера вызывает жесточайший буттгурт не только у самой Валентины Виггин, немало поизносившейся в скитаниях с братом по космосу, но и у самого Эндера-Ксеноцида, по прихоти автора несказанно пораженного зримым доказательством факта, что детские воспоминания — самые прочные. Но отчего за три тысячи лет, разделивших события «Игры Эндера» и «Детей разума», биотехнология продления жизни и твикинга деструктивных биохимических процессов во вселенной Карда стояла на месте? Вероятно, ее развитие автор счел омерзительным или, точнее говоря, греховным? Если вам кажется, что мои слова противоречат охвату в три тысячи лет, то старый добрый парадокс близнецов к вашим услугам.
Впрочем, плохо не то, что лишь «Игра Эндера» в этом цикле достойна статуса мгновенной вечной классики НФ и космооперы, а уровень продолжений скачет, словно кот под валерьянкой. Плохо другое: чем дальше мы продвигаемся по траектории сближения нашей реальности с эпохой действия романов, тем больше на Земле наций и народов — кандидатов в расчеловеченные жукеры для ВПК федеральных империй, альянсов демократий и строго оборонительных военблоков, тем бойчее наливаются жизнью образы юных садистов за кулисами людской власти — сетевого инфлюэнсера Питера Виггина, метящего в Гегемоны всея Земли, и социопатичного военного гения Ахилла, истребляющего всех свидетелей своей детской слабости и унижений (но делает он это так, что с тем же успехом можно сбросить на залетевшую в кухню муху боеприпас ТЯО вместо того, чтобы приложить ее веником), — в противовес блекнущим и мятущимся гуманистам, неохотным героям межвидового/внутрирасового конфликта Эндеру, Петре и Бобу. Разница-то между Питером и Ахиллом лишь в том, кому из них История предначертала поджечь мировую войну, а кому — погасить. Причем не по соображениям совести.
Как сказал бы безымянный автор «Саги о Греттире» по сходному поводу, «я не вижу большого геройства в том, чтобы достать огонь, но не знаю, не обманет ли ваша плата ожиданий того, кто это сделает».
olga.sb, 13 марта 2022 г.
Самая жестокая из всех школ — военная...
Можно ли понимать врага без того, чтобы полюбить его?
Цикл про Эндера — одно из самых сильных произведений, что я читала... Я бы даже сказала — убийственно сильных.
И совершенно не детский...
Ни разу мне не удалось перечитать/пересмотреть его без слез на глазах. Сюжетно первая книга про военную подготовку подростков в космосе для того, чтобы вести войну против инопланетной расы жуков. Однако смыслы там намного-намного глубже и приводят к мысли, что если постараться, то любую войну можно предотвратить. Невероятно тяжелая вещь, особенно последняя часть, когда Эндер понимает, какую ответственность на него свалили...
Фильм больше на визуальную составляющую давил, в книге же описывается, как нормального, умного парня сделали монстром, истребившим целую расу — Ксеноцидом. Про сильный характер и умение менять правила игры. Про то, как в конце оказалось самым важным не убить или быть убитым, а взаимопомощь, душевная щедрость и дружба. В фильме почти не раскрывают характеров остальных героев, а между тем каждый из них тоже обалденен. Чего только стоит Боб, который лишь слегка уступает по интеллекту Эндеру, а по изощренности мышления и превосходит! Не зря про него отдельный цикл есть!
Вторая книга про взрослого Эндера, который становится Говорящим от имени мертвых совершенно другая, хотя не менее крышесносная. Там дело происходит на планете, где колонисты пытаются установить контакт с цивилизацией разумных свиней. Никаких военных действий там нет. И если вы думаете, что Прибытие было классным,значит вы не читали Говорящего!
Да и вообще весь цикл невероятный! Там и разумный ИИ, и целая планета с ОКР и раздвоение личности.
И само собой невероятно глубокие темы написанные потрясающим языком.
Если боитесь военных тем, то просто сразу возьмите Говорящего. Или Тень Эндера — там почти шпионский боевик.
А лингвистам вообще к прочтению обязательно?
В общем, читать что-то у бесспорного гения — Орсона Скотта Карда просто обязательно!
gramlin, 3 октября 2024 г.
Не, не смог читать. Жукеры? Серьезно? И вот это постоянное «взросление» ГГ из под палки в специнтернате... И постоянные натяжки и рояли в сюжете. И «эпичное» сальто в конце.
Справедливости ради, «Советник по инвестициям» того же автора из того же цикла — неплохой рассказ. Но как рассказ, законченное произведение без всяких глубоких смыслов
FixedGrin, 13 ноября 2013 г.
К сожалению, лишь первая и наиболее успешная книга цикла, «Игра Эндера», написана с позиции, максимально удаленной от мормонских воззрений Карда на природу, технологический прогресс и психосексуальность. Уже в «Говорящем от имени мертвых» миссионерский опыт автора выплывает из бразильских джунглей, а ближе к «Детям разума» протрептическая интонация становится труднопереносима.
Наметившиеся вбоквелы и интерквелы за пределами первых двух романов Теневого подцикла особого внимания не заслуживают.
Gourmand, 12 октября 2015 г.
Цикл (то, что переведено на русский) распадается на три совершенно различные по тематике ветки:
Игра Эндера и Тень Эндера — о выживании детей, о том, как их ломают/воспитывают и т.д.
Две остальные книги Саги Теней — представления Карда о политической обстановке на Земле + противостояние Боба и Ахилла (один здоров психически, другой — только физически).
Голос и далее — о том, можно ли договориться с чужаками, и кого чужаками считать.
Каждое произведение интересно по-своему, но книги очень различны. Ну очень-очень.
Когда я был маленьким и читал впервые цикл, то мне больше нравились Игра Эндера и Тень Эндера, а вот сейчас проникся Ксеноцидом (Говорящие с богами — это нечто!) и, как ни странно, «Театром Теней» (всемусульманский Халиф? Серьёзно?).
И да, внутри каждой книги, даже Игры Эндера, пропаганда вечных ценностей семьи, брака, любви к ближнему и т.п.
Ну, иначе бы это был не Кард. :)
dao8571428, 7 июня 2012 г.
из цикла прочел только 3 романа: игру э., тень э., голос тех, кого нет (именно в такой последовательности). первая книга — очень понравилась, хотя сделаный автором упор на геройство маленьких детей оставлял легкий неприятный осадок (ну, вот как темноватый налет на чашке с выпитым вкусным кофе) — что навевало ассоциации с наивно-глуповатым и граничащим с откровенным дебилизмом миром аниме. но автор, к его достоинству, мастерски передал все то, что интересует определенную аудиторию читателей (и даже больше: я то в эту аудиторию как бы и не вхожу, но книга показалась безумно интересной и содержательной).
второй роман — о Бобе — понравился еще больше. тот же комментарий: безумно интересно, и даже еще более содержательно! «анимешно-злосчастно-невероятные приключения» боба в детстве покоробили чувство моего лит. снобизма еще больше, чем страсти в первой книге, но все это с лихвой окупилось самим сюжетом и атмосферой. итог: продолжение получилось даже лучше!
третий роман я прочел за 3 вечера с электронного бук-ридера. черт возьми, я не мог оторваться! при том, что читаю я медленно, это, пожалуй мой рекорд. книга потрясающая. периодически мелькала мысль: автор, видимо, зациклился на концепции ксеноцида, которую вплетает в свои романы. но эта мысль просто не успевала испортить впечатления от книги! воплощенная в облике свиноподобных идея иных, отличных от нас цивилизаций просто замораживала кровь. детективное начало книги сразу заинтриговало и втянуло в круговорот сопереживания героям. в общем, что тут говорить роман «голос тех, кого нет» получился еще сильнее предыдущих.
имеем 3 хороших романа, и каждый следующий лучше предыдущего. часто такое бывает? для меня это впервые.
(UPD прочел «Ксеноцид» и «Дети разума» — не пожалел ни капли. следующие романы только подтвердили первое впечатление)
gorvzavodru, 25 июля 2012 г.
Весьма интересный цикл.
Лучшие книги, счёл — Игра Эндера и Тень Эндера.
Остальное — только продолжение судьбы главных героев. Хотя и в весьма интересных условиях.
К сожалению, прочитал только переведённые произведения.
Сожалею, что часть произведений цикла до сих пор на русский язык не переведена.
Буду ждать — хотя и не очень надеюсь.
luxett, 11 мая 2010 г.
вот где полностью соглашусь с критиками — продолжение лучше первого романа. но и первый хорош. вообще этот цикл интересен как философскими размышлениями о человеческих ценностях. так и научными предположениями. например, псевдоразумный вирус, цикоическая связь живых существ (с объяснением механизма этой биологии) и т п. в конце концов — просто интересные книги
Mezeh, 22 июня 2010 г.
ИМХО «Игра Эндера» стоит минимум наголову выше всего остального, что написал Скотт Осрон Кард. Не то, чтобы он плохо пишет, но до уровня «Игры» ему больше подняться не удалось. Так что опять ИМХО если не хотите испортить впечатление, то цикл читать не стоит, только первую книгу. Но если снижение уровня не пугает, то вполне можо прочитать и все до конца.
elmez, 14 декабря 2009 г.
«Игра Эндера» захватывающий армейский экшн, с элементами психоанализа.
Продолжение (кроме саги теней) более сложные романы с богатым и разноплановым (религия, политика, психоанализ, ксенология, ксенопсихология, ксенобиология, философия, футурология) содержанием с не менее интересным (чем «Игра») сюжетом. Хотя конечно проработка столь большого количества разноплановых идей не может быть идеальной. И еще, переводы которые я читал были не лучшими.
junesss, 4 ноября 2007 г.
Если бы серия закончилась на 2-х романах, то оценка была бы 20 из 10. Потрясающие книги! Такой и должна быть фантастика. А дальше — средний фантастический сериал с минимальными вариациями. Впрочем, читаемо.
А Игра Эндера и Голос тех, кого нет- это жемчужины фантастики!
armitura, 9 января 2008 г.
Моя самая любимая космоопера. Не смогу, наверное, быть объективным, оценивая весь цикл оптом. Я ведь прекрасно понимаю, что первые два романа с ходу задали уровень, подняться на который вновь Карду не удалось ни в продолжении, ни даже в «Саге теней». И все-таки никак не могу поставить меньше «десятки». Ибо сердцу, как говорится, не прикажешь и, раз начав любить Джейн, Эндера, пеквенинос, Петру и ВаньМу, разлюбить их уже не сможешь...
HedgeHog, 18 февраля 2007 г.
Удивительный цикл. После великолепной Игры Эндера, написать продолжение (Голос/Ксеноцид/Дети Разума) настолько сложное и глубокое, а главное — в совсем другом ключе, с иным ритмом повествования. Видимо это и есть основная причина неприятия продолжения, которое по сути является отдельной трилогией. Но и после этого не побояться обвинений в желании «срубить бабок» и вернуться к началу и написать Сагу Теней.
Карду — огромный респект.
cyborg, 23 апреля 2007 г.
Классика. Сначала про войну, потом про чувство вины и политкорректность. Читать. Кого что интересует.
RusMaxim, 7 августа 2006 г.
Замечательная классичиская научно-фантастическая сага длиной в 3000 лет.
Подходит для самых разных читателей. «Игра Эндера» и «Сага теней» — замечательные и динамичные произведения.
А «Голос, того кого нет» с двумя продолжениями — серьезные романы с обсуждение ксенофобии, религии, семьи. Как и признает сам автор продолжения получились сложнее и поэтому не понравились многим читателям.
Поэтому «Игру Эндера» — рекомендую прочитать всем.
А продолжния надо распробывать. Вкус уж больно специфический :). Уверен что это книги к которым можно и нужно возвращаться со временем.