Орсон Скотт Кард «Голос Тех, Кого Нет»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Философское | Религиозное (Христианство (Католичество )) | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Возраст читателя: Любой
Много лет прошло с момента уничтожения цивилизации жукеров. Во время колонизации планеты, названной Лузитания, на ней обнаружили еще одну расу разумных инопланетян — «свинксов», или «пеквенинос». Они намного уступают в развитии человечеству (равно как и уничтоженным жукерам), и люди видят в этом способ искупить вину за ту катастрофу. Главная заповедь новой колонии человечества — «Не причинять беспокойства свинксам!».
Входит в:
— цикл «Эндер Виггин»
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1987 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1986 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1987 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1987 // Роман | |
лауреат |
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1988 // Роман (США) | |
лауреат |
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1989 // Лучший зарубежный роман | |
лауреат |
Бразильская премия "Нова" / Prêmio Nova, 1991 // Зарубежная книга (США) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (США) | |
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Переводной роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1987 // Лучший НФ-роман . 3-е место |
- /языки:
- русский (9), английский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Михайлик (7), А. Муллагалиев (1), В. Рекунен (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 3 июня 2013 г.
За всю жизнь я побывала уже на многих похоронах. И были среди них такие, которые проходили в абсолютной тишине, по принципу, когда о мертвых не говорят либо хорошо, либо ничего. Тогда думалось, что вот я тоже пришла исключительно убедиться, что этот человек не причинит мне более зла. Но ведь он прожил целую жизнь. Наверное, когда-то любил и его любили, раз у него были жена и дети, мечтал о чем-то... И можно было бы об этом сказать, да слов после всего происшедшего не находится.
И эта идея — человека, говорящего от имени умерших, какими они не были в жизни и чтобы не сделали, который обладает удивительным даром понимания и может взглянуть на их жизнь «со стороны», чтобы объяснить мотивы поступков, выразить невысказанное, отыскать слова прощения и прощания, показалась мне исключительно притягательной еще в «Игре Эндера». И очень хотелось, чтобы именно эта тема была развита в следующем романе.
Три тысячи лет объективного времени Эндер ищет свою дорогу искупления — новый дом для Королевы ульев. Он путешествует с планеты на планету и нигде не останавливается надолго. Для всех он — Голос, говорящий от имени мертвых, нечто среднее между психологом, психотерапевтом, священником и психиатром. Настоящее же его имя — проклинаемое имя убийцы целой расы, синоним человеческого позора. И это тянется до тех пор, пока долг Говорящего не приводит на планету Лузитания, где обитает единственная известная людям инопланетная раса .
Название обещало мне глубокий психологизм, исследование человеческой природы, внутренние конфликты и разговор о духовном развитии человека. Наличие инопланетной расы заманивало обещанием удивительных открытий — биологических, философских, социальных. Уже то, что на Лузитании оказались сразу три разумные расы, такие различные — люди, свинксы и жукеры — заставляло надеяться на развитие темы о терпимости, сотрудничестве и пределах вмешательства в развитие других народов, а раскинувшееся на Сотни миров Человечество — о путях развития нашей цивилизации и о возможной реакции людей на новую инопланетную угрозу.
И очень жаль, что ни одно из этих ожиданий не оправдалось в полной мере. Нет, все эти темы будут присутствовать, но из-за того, что они оказались собраны вместе, ни одна из них не получила такого развития, какого заслуживает. Каждая из тем могла бы стать основой для целого отдельного произведения, но все вместе они не дали ни глубины понимания, ни душевного отклика.
Хоть тресни, но не могла я сочувствовать вечному сомобичеванию Новиньи и ее многочисленным страдающим отпрыскам или «ученым», которые, бог знает сколько лет, не интересовались очевидными фактами, находя этому невразумительные оправдания. Единственное, что было по-настоящему интересно — экосистема планеты, удивительным образом решившая проблемы опасной инфекции. Но на эти, действительно захватывающие вещи, не осталось практически места и времени среди страданий, душевных терзаний, самобичевания, многостраничных диалогов, монологов и описаний глупых поступков, превращавших космическую драму в заурядную мелодраму.
Я разочарована? Да. Но главное даже не в этом. Мне было скучно читать. Скучно, потому что финал был предсказуем, и каждый последующий шаг героев просчитывался за десятки страниц. «Игра Эндера» поражала своим неожиданным финалом, горьким и грустным, а не благостным, но неубедительным, утверждением о всеобщей братской дружбе рас и народов.
А, кстати, ведь Эндер самонадеянно и жестко решил судьбу еще одной расы, даже не изучив ее цивилизацию и не слишком интересуясь мнением всех обитателей Лузитании — людей и свинксов. Так, поговорил с двумя-тремя, походил пару дней и принял судьбоносное решение. Спешил куда? Вроде бы время еще было, до возможной войны 30 лет почти... Где ж тут глубина?
VAI, 2 октября 2010 г.
Вот почему-то все обязательно сравнивают эту книгу с первой — «Игра Эндера». А ведь это — совершенно другая, иная вещь, по жанру иная. Поэтому те, кто был в восторге от «Игры» и ждал такого же боевика, оказывается разочарован. Книга оказалась неожиданно глубокой, сильной, и уж совершенно не скучной!
Эндер — великий победитель, играючи уничтоживший цивилизацию жукеров, остается один на один с невероятной виной. Но он — победитель и он продолжает жить, пишет книги, перевернувшие мировоззрение человечества и дает толчок созданию института Голосов Тех, Кого Нет. Что это такое — не то сообщество психологов, не то новая религия, но сам Эндер, ставший первым Голосом, и здесь одерживает победы, только не на полях битв, а на гораздо более сложных и загадочных просторах человеческой психологии.
А если добавить к этому, что Эндеру приходится столкнуться не только с человеческой психологией, но и с обществом иных существ, причем психология этих существ настолько не похожа на человеческую, что приводит к совершенно неожиданным и трагическим противоречиям... И здесь Эндер снова побеждает, побеждает всегда, только он оставляет за собой не смерть, а жизнь.
Это — действительно Литература, именно так, с большой буквы — бесспорно одно из лучших произведений мировой фантастики!
kerigma, 16 июня 2009 г.
По сути, пусть это покажется сколь угодно странным, но Кард не меняет своей стратегии, своей манеры письма, построения сюжета, подхода к персонажам. Точнее, к одному персонажу. В первой книге цикла у Эндера была определенная цель — и все, что он делал, более того, все, что писал Кард вокруг и около, было подчинено этой цели.
В «Голосе» (я не вру, в русском переводе книга называется «Голос тех, кого нет», и по-моему, это прекрасный перевод) цель тоже есть, но другая. Если раньше за действиями Эндера лучше было наблюдать и восхищаться со стороны, то теперь хочется быть причастным. Потому что теперь цель — другие люди и их жизни (как процесс, в смысле, а не как факт). И Эндер играет так же безупречно и так же на грани собственных возможностей. Вы говорите — слабый и нерешительный? Да нет же, люди, человечный, человечный! Именно такой, какой нужен человекам. Скажите, хочется иногда, чтобы появился в вашей жизни кто-то, кто «придет и спасет», сделает сложное простым и поможет перестать видеть непреодолимые препятствия там, где их нет. Что именно он и делает. И при этом Эндер ни разу не герой в сияющих доспехах, ему в той же степени больно и плохо идти вперед, как и в «Игре» — но поскольку цель теперь иная, затрагивается эмоциональная сторона, а не физическая и психическая выносливость. Если вы понимаете, о чем я. Но в личном счете, думаю, цена столь же высока.
На самом деле, я очень благодарна Карду, что он сумел удержать героя на достигнутой высоте — во всех смыслах. Не сделал его однобоким и бессердечным. Так что, пожалуй, по итогам «Голоса» — это мой идеал мужчины и человека в принципе. Достаточно сильный и достаточно слабый одновременно. Потому что вся эта история с Новиной (верно пишу?) и ее семьей трогает не только ум, как «Игра», но задевает какие-то тонкие струнки в душе... Вы не представляете, сколько я ревела в метро, пока читала))
Во второй книге Кард усложнил себе задачу, если раскладывать роман на составляющие. Если в игре был только конфликт с alien'ами, игры разума, вопрос построения отношений с чужой расой — то в «Голосе» основных конфликтных линии две. Это линия человеческая и линия свинская (э-э, piggies, pequeninos). Соответственно, есть пища и для ума, для сердца, кто что предпочитает. Линии переплетаются, влияют друг на друга, так что развязать их в итоге можно только одновременно — что Эндер и делает. И при этом на грани восприятия постоянно маячит еще и третья, старая линия — линия buggers. Надо отдать должное Карду, он решает эту головоломку с неизменным изяществом. Вы можете сколько угодно догадываться, чем все закончится (и будете правы, скорее всего), но никогда не догадаетесь, как автор к этому придет. Прямым путем. С погрешностями из-за человеческого и свинского фактора, правда. Во всяком случае, Эндер идет прямым путем, и вносит порядок в окружающий хаос, о чем бы ни шла речь.
Пожалуй, из всей саги об Эндере это моя любимая книжка. Возможно, именно потому, что в ней Кард менее верен себе, чем обычно, и осмеливается поднимать совсем человеческие проблемы, чуждые иным расам) Но Эндер справляется, и за это я люблю его еще больше.
ps Русский перевод был отличный. Если вы хотите читать в оригинале, будьте заранее предупреждены, что кое-где Карду, видимо, лень переводить с португальского (герои — потомки выходцев из Бразилии), и он оставляет его как есть)) не то чтобы это очень мешает, но я зануда, читающая со словарем, все равно
MarchingCat, 16 июня 2016 г.
Тонкая штука — вкусовщина (хотя кто-то цинично и говорит, что на самом деле мы спорим не о вкусе, а о его качестве). Многие говорят, что этот роман более слаб, чем «игра эндера». Но лично я согласен с теми, кому книга понравилась.
В романе я вижу три составляющих, две явных и одну неявную. От явных я в восторге. Неявная меня даже малость эпатирует, как я с ней не согласен. Ну, пойдём по порядку.
Явные составляющие — это ксенофантастика и психология человека на примере жителей Луизитании (особенно Наиньи и всех вокруг неё). Мастерски. Всё описано и подано Мастерски и крайне интересно. Загадки аборигенов по-настоящему интригуют и ответов на всё растущее количество вопросов ждёшь с нетерпением. Увлекло настолько, что я полностью прощаю автору некоторые странности, связанные с ксенологией (например, я ни за что не поверю что технически нельзя было абсолютно незаметно для аборигенов проводить более глубокие исследования).
Психология человека — увлекает ничуть не меньше. Психически травмированные члены семьи Наиньи. Психика верующих людей. Поведение тех, кто пытается вести себя разумно в этом коллективе (например, губернатор колонии). Психологические ходы Эндера по располаганию к себе собеседников при поиске правды. Всё это захватывает ничуть не меньше, чем линия с ксенофантастикой.
А теперь о грустном. Сам Эндер. За бортом романа, конечно, осталось многое. По полгода на каждой планете, всё время в пути... ну да, плюс какое-то время Губернаторства в первой колонии... но всё же ну никак у меня не получается новый образ Эндера. Никак не мог ребёнок, воспитание которого мы видели в «Игре Эндера» стать таким, каким он нам показан в данном романе. Вот хоть что со мной делайте. Психотипы двух разных людей под одним именем. Автор слукавил. Образ Эндера, созданный в первом романе, совершенно не подходил для сиквелов и прочих вбоквелов и автор просто изменил героя так, как ему было нужно для написания новых романов. Но я это Карду прощаю. Слишком уж замечательным — умным и интересным получился этот самый новый роман.
Ну и ещё ряд мелочей подпортил впечатление, не дал поставить высшую оценку. Например, сюжетные ходы с Джейн, когда она строго по необходимости сюжета то помогает Эндеру, то пропадает (да ещё и «ломается»), когда это нужно автору. Не люблю такие авторские игры в поддавки с самим собой.
Deliann, 26 февраля 2014 г.
Не думал, что вернусь еще к этому циклу. «Игра Эндера» в свое время пусть и оставила приятные впечатления, но желания продолжить знакомство с серией не вызвала. Роман казался мне слишком подростковым, содержащим интересные идеи и не вызывающих сочувствие персонажей. Но вот на глаза мне попалась информация, что «Голос тех, кого нет» не задумывался изначально, как сиквел «Игры Эндера», просто автор никак не мог подобрать главного героя для этой истории, и ему предложили использовать персонажа из рассказа «Игра Эндера». Писатель подумал: «Почему бы и нет?» – и развил свой рассказ в роман, продолжением которого стал «Голос...». Узнав это, уже я подумал: «Почему бы и нет?» – и решил прочитать произведение, надеясь на лучшее.
Со времен войны с жукерами прошло уже много лет, и Эндрю (Эндер) Виггин сталкивается с новыми проблемами. На этот раз я отступлю от своего правила и не буду описывать вкратце завязку сюжета: слишком это многогранное произведение, чтоб в двух словах объяснить суть. Сравнений с первой книгой, конечно, не избежать, так что с них и начну. Продолжение получилось более взрослым, более глубоким и более политональным. Если раньше Эндер представлялся читателю как вариация супергероя, гениального подростка, способного справиться с любыми проблемами, то теперь перед нами обычный человек. Эндер из «Голоса...» более рассудительный, он далеко не всегда уверен в правильности своих действий, он уже знает, что всегда и у всего есть последствия, цена которых может быть слишком высока для одного человека. Вот и получилось, что главный герой уж слишком человечный, что возлагает на его плечи еще большую ответственность.
Действия в книге не особо много, зато размышлений и моральных вопросов хоть отбавляй. Тут и дилеммы любви и ответственности, и проблемы выбора, религии, развития и понимания. В свете «Голоса...«у меня даже поменялось отношение к «Игре Эндера», хотя романы очень разные. Визуально эти произведения представляются мне как символ Инь-Ян: в целом цвета их отличны друг от друга, но в каждом есть вкрапление другого.
Рекомендую эту книгу всем любителям фантастики. Даже если вам не понравился первый роман, советую попробовать прочитать второй.
Darth_Veter, 23 февраля 2024 г.
Три тысячи лет спустя после Ксеноцида — полного уничтожения людьми целой расы жукоподобных инопланетян — на планете Лузитания основывается католическая колония бразильских поселенцев. Поначалу они не воспринимают всерьез чудаковатых местных животных, чем-то похожих на диких свиней, считая себя единственными разумными существами на планете. Но открытие местных ксенологов заставляет их по иному посмотреть на обитателей планеты, названных «пеквенинос», что по-русски означает «свиноподобный» (или просто «свинкс»). Особо остро вопрос присутствия людей на Лузитании встает после того, как на планете разражается страшная эпидемия вируса эсколады, чуть было не уничтожившая только что основанную колонию. Как оказалось, у местной живности к вирусу был своеобразный иммунитет, а вот люди вынуждены были постоянно принимать лекарство, чтобы удерживать болезнь в пассивном состоянии. Так что когда один из ксенологов неожиданно для себя раскрывает истинную природу эсколады, он решает для полной ясности задать несколько вопросов самим свинксам. А те в благодарность ... убивают его. Причем, самым жестоким образом. Звездный Конгресс тут же накладывает ограничения на общение с аборигенами, запрещая людям сообщать им хоть какую-то информацию, и обносит единственное поселение на планете защитной изгородью. Но, несмотря на эти предосторожности, убийства поселенцев продолжаются. До тех пор, пока на Лузитанию не прилетает Эндрю Виггин, носящий со времен Ксеноцида негласное имя «говорящий от имени мертвых».
Пожалуй, этот роман об Эндрю «Эндере» (Приканчивателе) Виггине интересен не своим сюжетом, а как раз необычным миром Лузитании. Он не отличается большим разнообразием: на планете обитает всего несколько десятков видов, тесно связанных друг с другом. Именно в этой тесной связи кроются ответы на вопросы об эсколаде и непонятной жестокости свинксов, платящих злом за добро. Правда, я не думаю, что описанный автором симбиоз возможен в реальности: природа всегда стремится к простоте и потому не выкидывает подобных «фортелей» с животным миром. Тем не менее, как сюжет он выглядит весьма интригующе, ибо приводит к необычным последствиям, истинные причины которых поначалу установить непросто. Поэтому расследование причин смертей движется в неверном направлении, что может грозить планете новым Ксеноцидом. Так бы и произошло, если б в дело не вмешался Эндер. Его появление на Лузитании было вызвано чистой случайностью, но оказалось как никогда к месту. Правда, не особо верится в то, что он за 4 дня смог разобраться в том, что не смогли осознать три профессиональных ксенолога, уничтоженных свинксами. Да и сами эти убийства выглядят самыми настоящими «роялями», призванными поддержать читательский интерес к роману. И всё же следить за расследованием интересно, т.к. оно чем-то напоминает известное дело Шерлока Холмса о «собаке Баскервиллей». В обоих случаях сама легенда поначалу кажется слишком уж фантастичной и нереальной, пока не проясняются отдельные ее детали. И тогда оказывается, что ничего фантастичного в ней нет — просто некоторые ее стороны были неверно истолкованы людьми. А в данном произведении речь идет о Контакте с инопланетной цивилизацией, так что нестыковок и неясностей будет куда больше, чем в повести Конан-Дойля.
Роман Карда идеальным назвать нельзя: в нем множество самых разных «роялей» и логических нестыковок, отдельные герои ведут себя очень странно (взять, хотя бы, тех ксенологов, что позволили себя убить), а сами свинксы показаны такими догматиками и консерваторами, что порой возникает сомнение в силе их разума. Да и талант убеждения Эндера также кажется искусственно завышенным со стороны его создателя. Но это если ОЧЕНЬ сильно придираться к написанному. Если же вспомнить, что эта история — всего лишь писательская выдумка, то в чтении даже появляется некоторая интрига (хоть и штопаная белыми нитками). Лично я считаю, что данное произведение — самое удачное из всего цикла об Эндере. «Игру Эндера» нужно читать только для того, чтобы понять причину скитаний Эндрю Виггина по Вселенной, а «Советника по инвестициям» — чтобы уяснить, как Эндер познакомился с таинственным советником по имени Джейн. А все остальные романы не стоят внимания настоящего гурмана от фантастики.
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как Эндер Виггин смог реабилитировать себя, предотвратив новый Ксеноцид на планете Лузитания. Советую сразу же хорошенько изучить, чем «фрамлинг» отличается от «утланнинга», а «раман» — от «варелез», т.к. автор очень довольно часто использует данные термины в своем повествовании.
Дара, 14 сентября 2008 г.
Ожидала продолжение в стиле «Игры Эндера», а в результате получила меньше и одновременно больше. Меньше в том смысле, что книга оказалась совершенно не похожей на предыдущую. А больше — книга потрясающая! Эндер уже не ребенок, о военном прошлом забыто, теперь он просто Голос Тех, Кого Нет, и именно это является сердцем сюжета (на мой взгляд). Сама книга написана по другому, глубже... может быть, но в любом случае философии тут больше. Но книга не стала нудным чтением, наоборот с каждой страничкой раскрывается новое в этом новом мире. Новая раса пеквенинос, так не похожи на людей, но так хочеться разгадать их и связанную с ними тайну десколады. И вечный вопрос о невмешательстве, что это благо или нет? Очень удачно получилась Джейн, этакое сочетание человека и информации. После Эндера, самый яркий образ. Да все герои очень живые, у каждого своя история, свой характер. Но самое эмоциональное в книге это речь Эндера на похоронах. Так глубоко, человечно, так сострадательно... Дальше повествование несколько снизило накал страстей, что позволило дочитать до конца, так сказать «без разрыва сердца».
В общем, первые две книги, как белое и черное. До того непохожи друг на друга, но так удивительно дополняющие, что в целом составляют прекрасный дуэт.
prometey2102, 2 мая 2017 г.
Эта книга — яркий пример игры на контрасте. Первая книга была о детях, которых по существу, в своих интересах ломают взрослые, о злодеянии и его осознании ребенком. «Голос тех кого нет» уже совершенно о другом. Главные персонажи здесь — уже не дети, а главный герой — священник, а не солдат. Во многом эта книга напомнила мне «Гиперион». В ней есть одна очень важная мысль, мелькавшая и там
ss_marran, 27 июня 2016 г.
...А вот и моё третье мнение относительно произведения данного цикла. Пожалуй, в отношении «Голоса тех, кого нет» первые два рассказа нужно прочитать только для того, чтобы быть в курсе текущих событий. Но по уровню исполнения и своей задумки они и близко не подобрались к этому финалу.
Небольшое отступление: здесь, как и в предыдущих своих отзывах на «Игру Эндера» и «Тень Эндера», я ссылаюсь на прочтение мною цикла из книги серии «Библиотека мировой фантастики», в которой всего 3 романа, в то время как в настоящем их гораздо более. Поэтому, для меня это трилогия, хотя для многих из вас, читавших цикл полностью, вполне возможно такой расклад будет не совсем честен. Ну, не держите зла: всего ведь не перечесть!)
Продолжу... Грандиозный замысел и не менее впечатляющая реализация — показать контакт с внеземными формами жизни и последствия этого. Показать человеческое лицо и общество, представить себе возможные грани происходящего. Произведение насквозь пропитано эмоциями. Даже пару раз слезу пустил (хотя, может, это я нытик?). Что уж тут — прочел на одном дыхании! Кард копнул тут глубоко, очень глубоко! Прям в человеческие сердца вонзил лопату! Подняв такие темы, которые мы прячем так старательно, что сами потом забываем места захоронений... Однозначный «топ«! При некоторой сноровке, вычитав краткое содержание первого романа, этот можно вполне читать самостоятельно. Произведение цельное, умное и законченное. Наконец-то я увидел тут людей. Не космонавтов, не астронавтов, не колонизаторов... а именно людей! Ведь куда бы мы ни шли (в эзотерическом смысле), мы навсегда останемся всего лишь людьми. И это не всегда плохо!
Большего я тут пытаться объяснять не буду — это бессмысленно. Эти эмоции у себя в голове надо прочувствовать. И, хотя все люди развиваются разными темпами, я всё же отмечу, что данный рассказ адресован уже сложившимся людям. Лицам, младше 20 лет я бы не рекомендовал его: да, его можно понять в целом, но глубинную суть и эмоциональную нить прочувствуют те, кто уже был знаком с подобным. Без обид, я вовсе не пытаюсь поставить себя или кого-то выше других. Просто... В конце концов, это ведь МОЁ мнение, не так ли?)
Спасибо за уделенное время.
kamino, 1 октября 2013 г.
Три книги «продолжения» Игры Эндера я считаю отдельной «Лузитанской» трилогией. Возникает некий парадокс, все кому понравилась первая книга найдут для себя в этой трилогии мало что интересного, а тем кому эта трилогия понравится, не оценят первую книгу.
Такое впечатление, что Орсону, как и главному герою, стыдно за события первой книги и он стремится все исправить. И если первая книга отличается необходимой жестокостью, то последующие переполнены чрезмерной человечностью, что ли. С одной стороны это тот же Эндер, но он другой, и это меня не понравилось. Если в первой книге противоречия решались «разрубанием узла», то на Лузитании все по другому. Эти книги просто пособие по управлению гневом, они полны рас которых НЕЛЬЗЯ подвергать геноциду, они полны отталкивающих традиций которые НЕЛЬЗЯ нарушать, они полны невыносимых людей которым НЕЛЬЗЯ дать по морде или хотя бы высказать все, что о них думаешь. НЕТ вопреки всем моим желаниям как читателя, Орсон пытается все конфликты разрешить мирным путем, заставляет своих персонажей терзаться муками непонимания себя и других, но принятия и смирения возникающих проблем. И эффективность всех этих пресыщенных гуманизмом мероприятий мне кажется сомнительной, но автору виднее и ни чего не поделаешь, терпи и читай.
Black_M, 9 августа 2011 г.
Раз первой книге (Игра Эндера) я поставил аж 9, то Голосу пришлось ставить все 10 :) Потому как книга, несмотря на всю неторопливость повествования и разжевывание и так понятных вещей оказалась ещё лучше первой. На мой взгляд, неправы те, кто считают первую книгу намного лучше. Видимо это из-за обилия действия в Игре. Во второй действия ещё больше, просто оно происходит в головах и диалогах персонажей. Многие из тех, кто низко оценили книгу ещё перечитают её в более зрелом возрасте и, я уверен, поставят намного более высокий бал. Конечно многие, но не все. Но тогда бы мы не были такими разными людьми :)
red ice, 14 июля 2008 г.
Аборигены хороши конечно, но мне гораздо интереснее было следить, как завязываются в узел людские судьбы, как этот узел затягивается до такой степени, что его уже нельзя развязать — только разрубить, что, собственно, Эндер и делает своей Речью. В общем, высокая оценка именно за психологизм. Жаль только, что после Речи напряжение спадает настолько резко, что автор уже не может поднять его на прежний уровень, повествование теряет темп и это несколько портит впечатление от концовки.
Карда здесь обвиняли в сентиментальности — я бы назвала это чрезмерным гуманизмом по отношению к аборигенам (к отношениям между людьми у меня нет претензий — эмоций там тоже немало, но они в основном по делу). Противостояние со Звездным Конгрессом выписано несколько однобоко, Конгресс воспринимается как некое абсолютное зло, причем лишенное собственного голоса — доводы его сторонников вложены в уста его же идеологических противников, что делает их, мягко говоря, неубедительными. Не будем забывать, что Конгресс отвечает за безопасность человечества, и у него есть свои аргументы в этом споре, тем более, что, как мне показалось, аборигены вполне себе на уме. Я не говорю, что действия Конгресса оправданы, но его позиция заслуживает более полного рассмотрения на страницах книги, тем более, что от аргументированной полемики повествование только выиграло бы, а автор получил бы возможность убедительно доказать свою точку зрения.
Очень порадовала Джейн. Всю первую часть я гадала, в чем же смысл той странной компьютерной игры (помимо того, чтобы более полно описать внутренний мир Эндера) и что за «чертовщина» с ней творится. Не знаю, думал ли автор о появлении Джейн, когда писал «Игру Эндера», но она очень органично соединила первый роман цикла с продолжением.
Dune, 7 марта 2008 г.
Великолепная книга. Сильнее «Игры Эндера» в общем, здесь совсем другие идеи и направления. Для меня было настоящим сюрпризом, что автор смог себя перепрыгнуть.
Первое что заинтересовывает — это отношения людей с другой разумной цивилизацией аборигенов. Непонятные убийства, странные секреты — читатель получит удовольствие от всей «правды».
Очень эмоциональная книга. Характеры людей , их роковые ошибки и заблуждения. Им сочувствуешь, ими удивляешься. Особенно яркий здесь сам Эндер, он же говорящий от имени мёртвых. Причём этот самый монолог является чуть ли не самым ярким моментом в романе.
Тем не менее книга заканчивается многоточием с ссылкой на продолжение («Ксеноцид»).
armitura, 9 декабря 2007 г.
Забавно, «Голос...» сильнее и глубже «Игры Эндера», однако, в то же самое время, гораздо скучнее. На смену лихому психологическому боевику пришел религиозно-этический трактат, растянутый на четыреста с хвостиком страниц.
Впрочем, никакого желания ругать автора за это нет — написан роман замечательно, а некоторые образы выводят его в ранг «практически шедевров».
В первую очередь это, конечно, свинксы — инопланетные создания, с культурой, в корне отличной от нашего. Они выписаны совершенно замечательно и целостно.
Во-вторых, это Джейн. Женщина, созданная из потоков информации, виртуальная, но дающая фору многим реальным. Когда в середине книги она, обидившись на Эндера, на некоторое время выпала из повествования, роман разом поскучнел раза в два.
В-третьих, сам образ «Голоса тех, кого нет». Настоящая религия, выросшая на останках жукеров. Блестяще.
Так перечислять можно долго, на самом деле. Ибо роман глубокий и я не уверен, что даже с третьего прочтения возможно в нем «нащупать дно».
В общем, сложная, красивая и глубокая, хотя и несколько скучноватая книга, которую, тем не менее, очень даже стоит читать...
Сказочник, 28 октября 2022 г.
«Голос тех, кого нет» — второй роман об Эндере Виггине, который вышел намного сильнее первого. По сути, вот вам космический психолог, вскрывающий все ваши ошибки, которые вас душат. При этом, сам главгерой — тоже человек, со своими ошибками и слабостями. Да, жизненный опыт никуда не денешь. Как говорится, дядя знает, дядя пОжил, текст на музыку полОжил.
Очень красиво показана совершенно чуждая изначально цивилизация. Это как раз та самая вишенка, ради которой надо съесть весь торт целиком.