Эмиль Золя «Деньги»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Деньги» — восемнадцатый роман из серии «Ругон-Маккары» французского писателя, основоположника натурализма Эмиля Золя. Игра на бирже, спекуляции земельной собственностью и ценными бумагами, крах финансовой пирамиды блестяще описаны в романе.
«Ах, эти деньги, растлевающие, отравляющие деньги! Из-за них черствеет сердце, они убивают доброту, нежность, любовь к ближнему! Деньги — вот единственный виновник всех человеческих жестокостей и подлостей».
Входит в:
— цикл «Ругон-Маккары»
- /языки:
- русский (10), украинский (1)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- В. Дубровский (1), Д. Лившиц (7), Д. Лифшиц (2), А. Тетеревникова (10)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prideFX, 21 декабря 2023 г.
Потрясающее многогранное произведение. Гениальный труд мастера. Роман словно многослойный пирог приготовленный из людских пороков, трагедий, надежд, опасений, страхов.
Спустя века деньги по-прежнему приносят людям несчастья, рушат семьи, развращают людей. Главный герой романа, знакомый нам по прошлым книгам цикла, оказывается на самом дне, а затем умудряется оказаться на вершине успеха. За этот успех приходится расплачиваться не только ему, но и всем тем, кому фортуна «улыбнулась» оказаться рядом.
Книга порой шокирует, пугает, заставляет сопереживать, держит в напряжении. А самое главное оставляет надежду среди царящей вокруг безнадеги. Надежду, что есть на свете люди, неподвластные разрушительной силе денег.
OneOfTheBeatles, 15 августа 2020 г.
Читаю цикл по сюжетной хронологии, поэтому получилось так, что осуществил скачок в 20 лет реального времени. Либо влияние других переводчиков, либо авторский рост, что, в принципе, не взаимоисключающие вещи, но читается «Деньги» гораздо приятнее первых трёх книг. Агрессивная критика империи сменилась более спокойным созерцанием, изредка прерывающимся на неодобрительное покачивание головой. Некоторая плоскость Саккара в «Добыче» была полностью искуплена здесь — исключительная горячность, способная возвести его до невиданных высот и аналогично экстремальных низов; делец, возведённый до абсолюта, что ужасает, и в то же время манит тех, кто загорается от его всепоглощающего пламени, давно уже не оставившего ничего внутри него самого.
Интересно наблюдать, как Золя описывает анти-еврейские настроения Европы того времени, причём делает это довольно настойчиво. Конечно, вкладывает он их в уста, главным образом, не самого однозначного персонажа Саккара и даёт понять, что сам эти настроения не разделяет. То, что антисемиты называют еврейской хитростью и врождённой денежной удачей, Золя представляет как хладнокровие и разумный расчёт, причём он находит нелепой неприязнь к евреям из-за жажды наживы с учётом того, какие махинации готовы провернуть и к ним не принадлежащие, будто бы если сделать «еврейское» дело «по-христиански», то всё сразу станет на свои места. Также, на фоне Золя умело ретроспективно описывает происходящие на европейской политической сцене события, которые приведут к, несомненно радостной для него, гибели французской империи: это и попытка Франции овладеть Мексикой и её участие в конфликте Австрии с Италией и Пруссией. Рассказывается тут и про одну из Парижских выставок. Забавно, что в моём сознании это всегда представлялось как нечто положительное — праздник человеческой мысли. В идее, наверное, действительно плохого ничего нет, но вот по поводу исполнения и своевременности Золя, по крайней мере, о выставке 1867 года, явно не положительного мнения.
И, конечно же, заглавная тема — деньги. Очень даже интересное размышление на тему. Утопический социализм символично создаётся и скоропостижно умирает на бумаге, так и не покинув комнату красноречивого идеалиста. Пара второстепенных персонажей христианским смирением и безграничной любовью друг к другу преодолевают любые трудности, который приготовил для них капитализм — ещё одна утопия, которой поддался уже сам Золя, то ли из-за красивой с художественной точки зрения истории, которая чуть осветлила довольно мрачноватый финал, то ли и в нём где-то на тот момент скрывалась надежда идеалиста. Что касается непосредственно самого капитализма, то Золя, главным образом, задаёт вопросы, а не даёт ответы, что по своему интересно. Точнее, ответ он даёт, в самом конце (тоже вопросами, кстати), но необычайно простой, что делает его очень красивым с художественной точки зрения, и бесполезным — с глобально-практической (ну, это и не социально-экономическое исследование с целью создания новой системы), хотя на личном уровне вполне себе неплохая, хоть и банальная, мораль — убивает не меч, а человек, который в руках его держит.
Однако вопросы капитализма, которые поднимает автор, действительно занятные. Он даже немного уступает межцикловую мысль о наследственности в пользу влияния класса, в котором вырос человек, на его дальнейшую судьбу и развитие как личности на примере двух братьев, которые получили максимально противоположные начальные условия. Золя очень негативно и местами резко показывает, к каким последствиям, трагедиям разной амплитуды может привести эта денежная игра и система, которая за счёт этой игры живёт. При этом сам впадает в ступор от парадокса, заключающегося в том, что такие же, но уже положительные, амплитуды достигаются в рамках этой же системы. Кто бы знал, как от этого парадокса уйти. Поэтому и приходится жить с тем, что есть и пытаться добиться лучшего из имеющегося.
strannik102, 28 августа 2016 г.
Несмотря на наличие отдельных ярких волнительных местечек и пикантных моментов, этот роман читать было немного скучно. Видимо моё «Я» и экономическая теория, а также финансы и банковское дело находятся на разных концах цепочки интересов. Тем не менее, впечатление от романа осталось сильное и яркое, и тут заслуга только автора с его способностью даже не очень интересную тему изложить такими словами и выражениями, что читаешь и читать хочется. И при чтении романа «Деньги» читательское внимание развернулось на особенности авторского слога — как мне кажется, Эмиль Золя очень часто употребляет всякого рода превосходные степени и применяет прочие служебные слова, усиливающие действие и придающие крайние степени выражения чувств, событий, отношений, поступков и прочего. От всего этого авторская речь кажется ярко эмоциональной, с тенденцией к драматизации, а порой и трагизации и даже экзальтации написанного. Вот вам и механика литературного стиля.
А ещё мне показалось, что Эмиль Золя сам вовсю сочувствовал социализму и социалистам — уж очень выпукло в этом романе он подаёт идеалистические идеи социалистического светлого будущего, вкладывая их в уста некоторых своих героев: прежде всего, это Сигизмунд Буш, но ведь и в страстных мечтах и зажигательных речах Аристида Саккара тоже есть оттенки социалистического и даже коммунистического мировоззрения. Да и брат Коралины мсье Гамлен тоже ведь занят развитием капитализма и прогрессом по капиталистически, однако имея ввиду конечной целью общее благосостояние и счастливое будущее для жителей Ближнего Востока, но и для европейцев тоже.
И в связи с этим было немного странно читать гневные филиппики героев романа в адрес евреев и мирового еврейства — как-то странно они сочетаются с социалистическими идеями о всеобщем равенстве и братстве и свободе.
Для усиления противостояния разных групп героев автор выводит людей совершенно противоположного толка — тут и матёрые биржевые игроки, и представители парижской знати, тут же и представители древнейшей профессии и парижского дна и придонья — но яркой тёмной фигурой возвышаются здесь зловещие образы господина Буша и его подручной и компаньонки мадам Мэшен.
Тем не менее, автор в литературном смысле, в общем-то, расправляется с носителями левых взглядов и убеждений, а торжествуют капитализм и Биржа. Деньги. Таков финал романа и таков вывод Эмиля Золя, сделанный им в 1891 году. И в этом смысле, наверное, мало что изменилось в мировом устройстве и порядке — разве что идея корпораций и синдикатов умело и успешно была развита и воплощена и уже далеко перешагнула те рамки, которые были обозначены в романе.
Некоторое добавление в смысле интересности происходило от того, что совсем недавно был прочитан роман В. Пикуля «Битва железных канцлеров», в котором речь идёт как раз об этих временах и событиях.