Софокл «Филоктет»
Сказания о подвигах Филоктета были разработаны представителями киклического эпоса, а также трагиками. По этим сказаниям, Филоктет, как друг и брат по оружию Геракла, метко стрелял из лука. В награду за то, что он соорудил и зажег на горе Эте костер для Геракла, когда он решил расстаться с жизнью, Геракл подарил ему свой лук с отравленными, не дающими промаха стрелами. По одной из версий, возлюбленный Геракла. Победил Одиссея в стрельбе из лука.
Входит в:
— цикл «Троянский цикл»
— антологию «Эсхил. Софокл. Трагедии», 2001 г.
- /языки:
- русский (4), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- М. Гаспаров (2), Ф. Зелинский (2), А. Содомора (1), С. Шервинский (2), В. Ярхо (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 7 ноября 2019 г.
Трагедия о войне Филоктете и моральной дилемме Неоптолема, сына Ахилла, недаром была одной и самых прославленных у автора ещё в древности, ведь она резко ставила уже зрителя перед выбором правой стороны в этой истории...
Казалось бы, мы уже знаем, что Троянская война — тяжёлый, долгий конфликт отважных и сумрачных героев, за которыми стояли многомудрые боги, и между ними постоянно вспыхивали мелкие дрязги и пустые споры, с чего, собственно, и начинается «Илиада». Однако хитроумный Одиссей, мастер ловкого обмана и романтичный странник, скиталец, всегда оставался человеком, окружённым более или менее светлым ореолом, отбрасываемым, безусловно, «Одиссей».
У Софокла, однако, мы видим другой лик Одиссея. Это коварный заговорщик и безжалостный обманщик, который готов преступить через любого, во имя выполнения своего, как ему представляется, долга. Другу Геракла и наследнику его чудесного лука и ядовитых стрел с кровью Лернейской гидры, басилею Филоктету, не повезло — полученный им укус змеи загноился, и вызвал страшные боли, крайне досаждавшие товарищей по плаванью. Одиссей попросту высадил калеку по пути на необитаемом острове, и не вспоминал о нём долгие годы... пока не возникла нужда в выполнении пророчества о том, что только лук Геракла, коим владеет Филоктет, сможет окончательно сломить мощь Трои... Тогда сын Лаэрта снова идёт на вероломство, уже не своими руками, а руками сына Ахиллеса Неоптолема.
С одной стороны, перед нами общее дело — война с Троей и необходимость победы. С другой — вполне очевидный факт, что Филоктет был предан и забыт, и его вполне понятное нежелание помогать свои недругам, которые жаждут помощи его лука. Кто же прав: те, кто ратует за общее ахейское дело, или Филоктет, который имеет полное право на своё негодование? Общее? Или индивидуальное?
К сожалению, по закону жанра, Софоклу пришлось завершить пьесу так, как нужно — ведь, по преданию, Филоктет со своим луком всё же оказался у стен Илиона, а достойно завершить этот неразрешимый конфликт у драматурга возможности не было. Поэтому сработал старый и подловатый приём «deus ex machina», и серьёзное противостояние было попросту грубо разрублено. Однако, стоит ли нам так уж строго относится к великому драматургу? В конечном счёте, он очень чётко показал, что у Филоктета есть своя правда, своя боль, и свои причины не идти в едином строю с Атридами и их присными, то есть он имеет право на своё собственное пространство. Уже поэтому пьеса Софокла имеет большое значение, и, скорее всего, афиняне чувствовали эту дилемму куда сильнее, чем мы.