Терри Пратчетт «Мерцание экрана»
За четыре десятилетия с момента публикации первой его книги Терри Пратчетт стал одним из самых любимых и продаваемых авторов в мире. В этой книге его рассказы и другая короткая проза собраны для широкой публики впервые. «Мерцание экрана» следует по длинному творческому пути Пратчетта: от его школьных дней к первым опытам профессионального писательства в «Bucks Free Press», затем к истокам его дебютного романа «The Carpet People» и в конце концов к ошеломительному мастерству его феноменально успешной серии «Плоский мир».
Здесь вы встретите как знакомых персонажей, так и тех с которыми только предстоит познакомиться; заброшенные миры и миры, всё ещё развивающиеся; приключения, куриц, смерть, диско и некоторые вызывающие беспокойство мысли о Рождестве, и всё это будет пронизано его неподражаемым юмором.
Снабжённая предисловием обладателя Букеровской премии А. С. Байетт, иллюстрациями Джоша Кирби и рисунками самого автора, эта книга просто сокровище.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Авторский сборник года |
Номинации на премии:
номинант |
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2016 // Рассказ (Великобритания; сборник) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2021 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора |
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 22 марта 2022 г.
Славный рыцарь мой
«Ибо как можно выжить в мире с коричневой землей, зелеными листьями и голубым небом, на котором висит одно-единственное солнце?»
Потихоньку выживаем, который уже год. Без вас стало хуже, чем было с вами, славный рыцарь, сэр Терренс. И одно-единственное солнце светит не так ярко. Но иногда случаются встречи, как сборник «Мерцание экрана». И это хорошо.
Предваряет книгу чудесное предисловие Антонии Байетт, в котором она рассказывает, как в непростой период жизни, когда хотелось как можно дальше сбежать от действительности, зашла в книжный и купила пару томов нового для себя тогда Терри Пратчетта в обложках рискованного дизайна Джоша Кирби, покоренная словом «Анк-Морпорк», которое мог придумать только настоящий писатель. Как прочла первые две и скупила все, до чего могла дотянуться. Как постепенно плоский мир прорастал в нее, как читала и перечитывала каждое лето, всякий раз находя новую, незамеченную или непонятую прежде шутку.
Примерно то же происходило со мной и, думаю не ошибусь, предположив, что и с большинством преданных поклонников Пратчетта. Хотя меня Анк-Морпорк в первую нашу встречу оставил равнодушной. Любовь, началась несколькими годами позже. с «Номов». Потому, делая обзор сборника, немного нарушу порядок, которым рассказы следуют. Потому что «Ринсмандл, гном с Ровной пустоши», пятый по счету его рассказ.
Здесь сошлись две темы, которые позже получат развитие в творчестве писателя: гном, живущий в дупле и одетый в штаны из кротовьей шкурки, который попадает в большой универмаг и оказывается принятым в популяцию живущих там гномов — это практически сюжет «Номов или Угонщиков», трилогии, известной меньше плоскомирной серии, что не мешает ей быть совершенно чудесной. А в имени главного героя вы, конечно. узнали отголосок худшего волшебника всех времен и народов Ринсвинда.
Дальше будет по порядку. «Предприятие Аида» — рассказ, написанный в тринадцать лет (да. я не оговорилась, а вы не ослышались) И я не знаю, как такое возможно, но в нем явно слышен голос Пратчетта_которым_мы_восхищаемся. Дьявол нанимает пройдоху-рекламщика, чтобы тот сделал паблисити аду, который в последнее время перестал пользоваться популярностью. Забавно, остроумно, чуть грустно.
«Разгадка» странный, чуть абсурдистский и не вполне в духе пратчеттова творчества рассказ, о котором сам он говорит, что не помнит как и при каких обстоятельствах написал его, должно быть это было время, когда, фонтанируя идеями, записал обрывок сюжета, в надежде со временем поглядеть. что из него может получиться. Да так и не вернулся. Дотошный таможенник не теряет надежды поймать известного авантюриста на контрабанде, заканчивается для обоих это не то, чтобы хорошо.
«Картина» — а этот рассказ в духе Брэдбери и по-настоящему хорош. Такое себе: оранжевая мама оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поет. Славная, нежная, добрая история о... психушке.
«Принц и куропатка» — это уже он, тот Терри, которого мы знаем и любим во всем блеске фирменного остроумия и необыкновенных решений, способных кого угодно поставить в тупик, очаровать, довести до отчаяния, вернуть веру в человечество — и все одновременно. Принц Страны Солнца влюбляется в принцессу Страны Луны, но вот незадача, девушка поставила условие. что выйдет замуж лишь за того, кто:
преподнесет ей на Рождество подарок, который танцует, скачет, играет музыку, бьет ритмы, носит ведра, шипит, откладывает яйца, может уместиться на пальцах одной руки, поет, кудахчет, воркует, играет бровями и приятен на вкус. И все одновременно, прошу заметить.
И, разумеется, Принц преподнес, а помогла ему в этом, как вы уже догадались, Куропатка.
«Дышите коротко и экономно» , экологическая антиутопия в духе «Продавца воздуха» Беляева. Но то, что у русского фантаста выглядит жутким, у английского гения подсвечено фирменным мрачноватым юмором.
«Сказание о Гластонбери». справочно: Гластонбери — это такой английский Вудсток, если вы понимаете, о чем я. Рассказ, завершающийся стихотворением о незадачливом владельце фургончика, который подсаживал в свою машинку автостопщиков-хиппи, всякого со своими тараканами в голове. И доподсаживался.
«Хуже дурака только старый дурак, стоящий в английской очереди» ворчливое, что не мешает ему быть остроумным, эссе о людях, которые, оказываясь вашими непосредственными предшественниками в очереди в супермаркете, в присутственном заведении, в железнодорожной кассе, на почте — занимают со своими вопросами в десять раз больше времени, чем среднестатистический очередник. Нимало не смущаясь неудобствами, которые причиняют окружающим.
«Ку-ку, меня заменили птичкой» Написанный в 1978 году рассказ, навеянный фейковыми пропагандистскими известиями в английской прессе (а вы думали, только наши пропагандоны тоннами льют помои лжи на беззащитные головы граждан?) о том, что Советы в шпионских целях используют птиц,вроде городских голубей. Пратчетт доводит ситуацию до абсурда, у него птицами заменили не только разведчиков, но и рабочих на заводе. Рассказ написан от лица единственного человека. оставшегося в окружении крылатых «коллег».
«И помни о монолитах» идея необычного парка развлечений, основанного на полном погружении в реалии Каменного века. Такое, своего рода «Флинстоны» в фирменном пратчеттовом стиле.
«Верхние меги» отчасти Шекли (хотя несмешной), отчасти Саймак (без четкой структурированности), отчасти Кларк и немного Фенимор Купер и Флеммингом. В не слишком большой рассказ вошло так много всего, что уместить и разложить по полочкам читательского восприятия человеку, который не равен гениальностью автору, сложно. Множественные миры, желание не быть среди людей и желание социума в лице его надзорных инстанций непременно охватить тебя попечением. Отчасти Сартр с его «Другие — это ад».
«Двадцать пенсов, с конвертом и поздравительной надписью». Совершенная феерия в совершенно пратчеттовом духе темноватого ( не черного, а именно сумеречного) юмора о диккенсовом Духе Рождества, поглощенном, переваренном, исторгнутым эпохой потребления, которая умеет вульгаризовать и обратить в противоположность все, чего коснется. Рождественские открытки конца 20 века материализуются в середине 19, ввергая викторианцев в ужас.
«Инкубус» — драббл, это научно-фантастический жанр, подразумевающий написание очень-очень коротеньких рассказов – на сто слов. Ода _или все-таки антиода?) феминизму и тысяча первая история о нерадивом заклинателе темных сил, который делает хуже всем (кроме того, кто должен стать объектом его мести).
«Последняя награда». плох тот творец, который время от времени не проецирует на себя материализацию героя во плоти в собственной действительности. В персонаже убитом писателем сгоряча и отчасти спьяну, отчасти из желания угодить девушке, в которую влюблен, узнаваем Конан, в Доггере автор. Происходящее занятно, забавно и чуть абсурдно (хорошо, довольно абсурдно). Финал предсказуемо непредсказуем.
«Ночные вертушки», и снова персонаж Плоского мира является в наш с вами. На сей раз тот, кому невозможно отказать в просьбе, а предметом его интереса становится одержимый перфекционист — собиратель пластинок. что у Кинга жутко, то у Пратчетта многообещающе. хотя явно необычно. Впрочем, Смерть и прежде имел дело с людьми, увлеченными «Роковой музыкой»
«# ifdef DEBUG + 'мир/достаточно' + 'время'. Мы любим Пратчетта за то, что он такой один, органично соединяющий мягкий юмор с фэнтези и фантастической составляющими. Даже тогда, когда. как в Плоском мире, фантастическая не так очевидно проступает под фэнтезийной. Эта история фантастическая до киберпанковости, в духе Азимова, Шекли, Саймака и Гаррисона. и все-таки это человечная виртуальность сэра Терри.
«Голливудские цыплята» Еще один дивный пратчеттов рассказ с птицами (к которым у него особая любовь) и ускорением эволюции. Или, правильнее сказать — альтернативной эволюции, которая, возникнув на отбросах, и имея в распоряжении мусор, создает нечто, о чем пафосные и высокомерные люди и мечтать не могли бы, со всеми своими высокими технологиями. Такое, отчасти «Электрическое тело пою»
«Тайная книга мертвых» . И снова, посыл, отталкиваясь от которого, один из моих гениев, Стивен Кинг создает одну из самых страшных книг на свете «Кладбище домашних животных» Второму — Терри Пратчетту, служит поводом с грустной усмешкой поговорить о том, что все сущее тлен, что все там будем. И таки да. Будем.
«Для былого и грядущего» Мэтр характеризует импульс к написанию этого рассказа, как попытку вторгнуться на территорию Толкина, но мне кажется, с равной долей вероятности можно говорить о Мэлори, к примеру или даже Стругацких с их прогрессорством. В общем, Альбион, темное Средневековье, Меч-в-камне и читайте, сами все узнаете.
«Первый клиент». Прообраз «Санта-Хрякуса» и немного Вычислителя (если и было у него имя, а подозреваю, что да, то я его не помню), собранного в Незримом Университете. Что было бы. если бы эти двое встретились рождественской ночью?
«Сэр Джошуа Сервитут: биографическая справка» вымышленная биография вымышленного деятеля эпохи Великих географических открытий. Человек бестолковый, никчемный и откровенно неумный, он, тем не менее, сумел сделать карьеру во множестве областей деятельности и даже при дворе. Впрочем, довольно специфичную.
И это был рассказ только о первом разделе книги. Дальше , во втором, одиннадцать плоскомирных историй, на описание которых у меня сейчас нет времени, выберу как-нибудь позже и оформлю второй рецкой. НО! Они прекрасны (шепотом: лучше тех, что в первой части).
Тимолеонт, 31 августа 2021 г.
Просто чудесный сборник рассказов Пратчетта. Хороший подарок всем его поклонникам, но всё же стоит учитывать, что автор всегда был мастером романа, а не малой прозы и сам признаёт это в одном из предисловий. Да, практически все рассказы здесь смешны, забавны и остроумны, но особых шедевров ждать не стоит (кроме легендарного «Моста троллей», конечно же).
Зато «Мерцание экрана» даёт возможность познакомиться с «нетипичным» Пратчеттом. Все мы читали его романы, многие поклонники прикупили два сборника рассказов для детей, но многие могут найти здесь на удивление депрессивные и тёмные рассказы, доказывающие, что автор не был однозначным юмористом и добрым волшебником. Не сомневаюсь, что при желании он мог бы творить и мощнейшие по своей депрессивности истории.
Отдельный плюс сборника — краткие предисловия автора к каждому рассказу. Некоторые «истории сотворения» будут поинтересней самого рассказа.
Lilian, 22 января 2022 г.
Прекрасный сборник малой прозы Пратчетта. Хорошая возможность проследить его развитие как автора, разнообразие тем, его волнующих, немного прикоснуться к «внутренней кухне» благодаря авторским предисловиям в начале каждого рассказа. Контекст — это важно и, что самое главное, интересно.
Этот сборник не стал для меня открытием автора — Пратчетта я уже знала и ценила и до этого. Но мне очень понравился сам формат. Разделение рассказов на две большие части (не Плоский мир и Плоский мир), расположение их в хронологическом порядке и авторские предисловия. Это максимально полный срез творчества автора — в малой форме, разумеется.