Терри Пратчетт «Мост троллей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Ироническое | Философское | Юмористическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В мире всё изменилось и здравомыслящие люди предпочитают сидеть дома у огня, рассказывая истории о героях. Но без героев не будет и этих историй. А потому: старый герой, старый конь, старый мост, старый тролль...
Входит в:
— цикл «Плоский мир» > цикл «Ринсвинд, Коэн и волшебники»
— журнал «Фантаскоп. Межсезонье. 5»
— антологию «Дорога Короля», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «The Mammoth Book of Comic Fantasy», 1998 г.
— антологию «My Favorite Fantasy Story», 2000 г.
— журнал «Звездная дорога №12, 2002», 2002 г.
— сборник «Once More* *with Footnotes», 2004 г.
— «Модель для сборки. Офлайн версия», 2006 г.
— сборник «Мерцание экрана», 2012 г.
— антологию «The Big Book of Modern Fantasy», 2020 г.
— антологию «Созвездие Льва-7», 2022 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1995 // Фэнтези - Рассказ (Великобритания) |
Экранизации:
— «Мост троллей» / «Troll Bridge» 2017, Австралия, реж. Дэниэл Найт
- /языки:
- русский (12), английский (12), немецкий (1), итальянский (1), голландский (1)
- /тип:
- книги (20), периодика (1), аудиокниги (4), цифровое (2)
- /перевод:
- А. Жикаренцев (4), У. Косин (1), В. Обручев (1), М. Пинья (1), Я. Смит (1), М. Сороченко (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sanchezzzz, 19 июля 2009 г.
Замечательно остроумная история о тех, кто ещё помнит прошлое. Человек, конь и тролль – вот те, у кого нет уже практически ничего, кроме «хорошей памяти», а ведь это то, что так нужно миру. По их мнению. Но остальной мир думает иначе: этим миром правят деньги, меркантильность и торгашество, а не традиции и устоявшиеся столетиями обычаи. Говоря словами из «Стрелка» Стивена Кинга: «мир сдвинулся», и не осталось в нём места старикам-героям, коням-клячам и троллям-неудачникам, даже несмотря на то, что только они ещё помнят и знают, и хотят жить ради того, каким всё «должно было быть», и ради того, что «было». Грустно от этого, ибо они остались, зависли в прошлом, а мир пошёл дальше…
Эта трогательная история, наполовину смешная и наполовину грустная, очень сильно напомнила отличный рассказ О`Генри «Родственные души», тот, в котором вор-домушник на почве общего недуга – ревматизма — познакомился и подружился с хозяином дома, который он хотел ограбить. Рассказ Пратчетта, в общем-то, о том же: где-то обязательно есть кто-то, с кем ты найдёшь общий язык, кто поймёт тебя, и кого поймёшь ты…
Venzz, 3 июля 2023 г.
Ну такое, возможно когда Пратчетт писал рассказ это было свежо, но сейчас это уже затёртый приём в ироническом фентези. Коэн и тролль показаны как остатки былого героического мира, который вытесняется новым меняющимся. Всё это я читал в том же Ведьмаке, где это показано более увлекательно. Да и про тролля под мостом, который взымает деньги за проезд поддерживая за это мост в хорошем состоянии я там читал. Не знаю, может это Сапек у Пратчетта и подсмотрел. Всё больше убеждаюсь, что Прачтетт не мой автор.
kkk72, 1 ноября 2009 г.
В этом коротком рассказе видно все мастерство Пратчетта. Очень немногие авторы умеют с таким юмором рассказывать о столь серьезных проблемах. Да еще и делать это столь метко и лаконично. Кто-то, как Сапковский, масштабно и всесторонне раскрывает конфликт старого и нового на страницах многотомных эпопей. А вот Пратчетт блистательно справился с этим, написав какую-то дюжину страниц. Меняется эпохи. Миром начинает править жажда наживы и практичность. То, что раньше считалось доблестью, теперь кажется просто глупостью. И только немногие старики с ностальгией вздыхают о прошедших временах, не изменяя себе. Да не это ли мы видим сейчас вокруг себя!? Рассказ и насмешил, и зацепил, и заставил задуматься. Браво, автор!
alex1970, 31 декабря 2010 г.
Рассказ наполнен горькой иронией и ностальгией по безвозвратно ушедшим старым временам.
Коэн-варвар отправляется на поиски тролля, а тролль не против сразиться с последним героем.
Отличный рассказ, Пратчетт, как обычно, блестяще пишет.
Но все это уже было и неоднократно.
Хорошее лекарство от дикой ностальгии, когда думаешь — «вот раньше все было в кайф»
Bailee, 19 ноября 2010 г.
Замечательный лубочный стеб над всей героической фэнтези вместе взятой. Известное утверждение, что «раньше небо было синее, вода мокрее, трава зеленее, а тролли толще», приправленное банальнейшими штампами мира фэнтези, буквально искрится завидной иронией автора. А то, что автор не стал растягивать повествование и пытаться сделать из нехитрого сюжета увесистую и сплошь жидкую фэнтезийную повесть, заслуживает отдельного «спасибо». Рассказ являет собой отличное подтверждение тезиса «краткость — сестра таланта». Кстати, рассказ можно читать в отрыве от циклов, сериалов и других романов автора — он вполне самодостаточен. Моя оценка — десять минус единица — исключительно за «сверхлегкий» жанр. А еще этот рассказ напомнил мне наш отечественный мультфильм про Алешу-Поповича и Тугарина-Змея — тот же стеб над штампами и клише жанра.
Дон Румата, 3 июля 2009 г.
Юмористическое, философское фэнтази. Но, на мой взгляд, этот рассказ гораздо больше имеет отношение к притчам.
Иронией наполнен этот рассказ. Горькой, пронзительной, доброй иронией. Очень умный и глубокий рассказ. С привкусом печали.
«Всегда думал, что Край еще не близко...».
armitura, 19 августа 2008 г.
С одной стороны налицо весь юморной арсенал Пратчетта, с другой — немного грустно стало после этого рассказа. Как-то перекликается он с песней Гребенщикова «Древнерусская тоска». Помните — «На поле древней битвы нет ни копий ни костей, Они пошли на сувениры для туристов и гостей, Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ, Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас»... И только несколько настоящих героев сказок еще верны идеалам прежнего мира, необезображенного коммерцией.
Читаешь, и понимаешь, что их место, к сожалению, на обочине истории. И становиться грустно, хотя с другой стороны понимаешь, что рассказ (роман?) того же Пратчетта, подающей ту же историю с другой стороны, со стороны «капиталистической нечисти» мог бы получиться вполне веселым, чем-то напоминающим «Американских богов» Геймана.
В общем, «Мост троллей» — это грустная ностальгическая улыбка по тем временам, когда троллям полагалось кушать героев, а героям полагалось рубить всякую нежить. 8/10.
Tyrgon, 13 мая 2008 г.
Ну вот, и эта мастерская зарисовка навсегда заняла свое место у меня в душе... Действительно слегка взгрустнулось от меркантильности нашего существования, но осталась светлая надежда на бесшабашно-детскую веру в правильность и правдивость сказки, которая как кажется будет всегда, независимо от возраста (в лице Коэна-варвара) и бытовых условий (в лице Тролля-отца).
Мне этот коротенький рассказик показался содержательнее многих изощренных «талмудов» (это не проявление неуважения к иудаизму, а иносказательно-преувеличенное сравнение ;), а кроме того он создает настроение (буквально каждой фразой передает атмосферу и ситуацию, чувства и мысли персонажей).
Могу лишь добавить ОГРОМНОЕ спасибо переводчику, который смог его (настроение) передать (или создать — не могу сравнить с оригиналом — есть ли оно там). А еще ИМХО вспомнилось ощущение от «Заповедника гоблинов» Саймака — не знаю было ли так задумано автором, но ассоциативно в конце рассказа всплыла сцена прощания с баньши и связанных с этим размышлений и чувств.
ИМХО — читайте, но только не в состоянии разочарованности, подавленности или стресса (не дай Бог депрессии) — иначе можете увидеть только серые тучи и не заметить яркого лучика солнца, которое всегда сможет разогнать тьму.
P.S. поставил 9 потому, что настроение — очень субъективная оценка, да и оценивать рассказ куда как сложнее чем роман и др.
Darinella, 6 сентября 2007 г.
Ох, тяжело быть героем в наше время. Кащей торгует лекарством для бессмертия, Баба Яга — травяными настойками, Змей Горыныч катает детишек на головах, Соловей Разбойник в эстраду подался... А у них как там, в Плоском мире? Да то же самое! И только бедный Коэн-варвар бредет по лесам с говорящим конем, которого и съесть-то нельзя, и выслушивает жалобы троллей, потерявших интерес к жизни... Рассказ легкий, а когда закончился, я даже расстроилась. Ну нет ,чтобы вместе с троллем, да в город... Эх...
tevas, 12 марта 2007 г.
В принципе, рассказ о нашей жизни. Всё меняется, всё течет. Давно знакомые места безвозравтно уходят, уступая место холодному расчёту. Традиции стираются, а люди забывают за что они когда то боролись, и главное зачем. Но Коэн вселяет в нас надежду, что не всё так плохо...
tshadrin, 23 ноября 2015 г.
Отличный рассказ. Можно прочитать его отдельно от любых других произведений.
Более того, поскольку чувство ностальгии присуще в той или иной степени всем, я думаю, рассказ никого не оставит равнодушным.
Рекомендую именно с этого рассказа начинать своё знакомство с автором. Только прошу не относиться к его содержанию серьезно.
Sola, 10 апреля 2007 г.
Трогательно и чуточку грустно. Все в мире постепенно и неизбежно изменяется и даже старым волшебным существам приходится находить в нем свое место. Коэн самый непредсказуемый для меня персонаж этого цикла, никогда не знаешь, как он поступит. И вновь этот обаятельный варвар нашел чем удивить читателя.
Тимолеонт, 28 декабря 2011 г.
Много печали и иронии в рассказе. Но говорится о закономерных событиях — цивилизация всегда приходит на смену глуши и приключениям. Да те и не уходят, просто становятся другими — трансформируются, «уйти» вынуждены лишь реликты прошлого — гигантские пауки, тенелесье, варвары-герои, говорящие лошади и тролли-под-мостом. На смену им приходят другие чудики и чудовища. У Сапковского в целом та же мысль проводится.
Рассказ был бы идеальным завершением всего цикла о Плоском Мире и вершиной творчества Пратчетта, ничего что написан два десятка лет назад.
Только есть небольшой ляп. Говорится что даже на самом лютом морозе соображают тролли худо, но в одном из романов о Ночной Страже Детрит, попав в всего лишь морозильник, проявляет недоступные ни одному человеку способности к высшей математике.
квинлин, 21 июня 2007 г.
Когда встречаются два старика, что помнят безвозвратно потерянные времена. это печально... Особенно если знать, что пришло на смену этим временам...
Lilian, 16 января 2022 г.
Отличный рассказ, полный легкой грусти по ушедшим временам и сожаления от того, что мир вокруг не такой как прежде. И не такой как представлялось в молодости.
То есть рассказ разумеется не просто о троллях и героях. А о вещах куда более универсальных.
Фирменный авторский стиль, немного иронии, много пронзительной точности.
Пожалуй это самое известное короткое произведение из цикла о Плоском мире. И вполне самостоятельное, понятное и без привязки к циклу.