fantlab ru

Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
4644
Моя оценка:
-

подробнее

Пасынки Вселенной

Orphans of the Sky

Роман, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 311
Аннотация:

В глубинах холодного космоса уже много столетий летит к своей цели космический корабль землян. Экипаж после мятежа разделился на два враждующих лагеря. Одни превратились в мутантов, другие — в религиозных фанатиков. Но рано или поздно полёт заканчивается...

Примечание:

Роман состоит из двух частей («Вселенная» и «Здравый смысл»), которые были впервые напечатаны в виде независимых повестей в журнале Astounding Science Fiction в 1941 году. «Вселенная» позже выходила отдельной книгой в 1951 году, и только в 1963 обе повести были собраны под одной обложкой, как единый роман «Пасынки вселенной».

Дальнейшая судьба корабля и потомков тех, кто выжил, кратко описана в XIV главе романа «Достаточно времени для любви». Также корабль упоминается в романе «Время для звёзд» как «первый корабль, посланный к другой звезде, но пропавший без вести».

В 1977 году в журнале «Вокруг света» (№ 1-5) впервые на русском языке был опубликован журнальный (несколько сокращенный) вариант перевода романа Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной», сделанный Ю.Зараховичем: № 1 (с. 36-45), № 2 (с. 64-72), № 3 (с. 69-77), № 4 (с. 70-77), № 5 (с. 68-76).

Потом на долгие годы этот журнальный вариант стал для русского читателя единственным переводом данного произведения, пока в 2003 году не вышел в свет полный перевод А.Митюшкина и Е.Беляевой.



В произведение входит:


8.55 (649)
-
9 отз.
8.40 (595)
-
8 отз.

Входит в:

— журнал «Вокруг света, 1977'01», 1977 г.

— журнал «Вокруг света, 1977'02», 1977 г.

— журнал «Вокруг света, 1977'03», 1977 г.

— журнал «Вокруг света, 1977'04», 1977 г.

— журнал «Вокруг света, 1977'05», 1977 г.

— антологию «Крылья ночи», 1989 г.

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Англо-американская фантастика ХХ века», 1990 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн», 1993 г.


Похожие произведения:

 

 


Пасынки Вселенной
1989 г.
Крылья ночи
1989 г.
Невероятный мир
1989 г.
Англо-американская фантастика ХХ века
1990 г.
Невероятный мир
1991 г.
Дверь в лето
1991 г.
Пасынки Вселенной
1991 г.
Пасынки Вселенной. Гражданин Галактики. …А ещё мы выгуливаем собак. Реквием. Испытание
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Звездные рейнжеры
1992 г.
Р.Хайнлайн. Собрание сочинений. Том 2
1992 г.
Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн
1993 г.
Время звезд
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 4
1993 г.
Собрание сочинений. Том 2
1993 г.
Космический десант
1998 г.
Пасынки Вселенной
2002 г.
Пасынки Вселенной. Звездный десант
2003 г.
Пасынки Вселенной
2006 г.
Пасынки Вселенной
2006 г.
Пасынки Вселенной
2009 г.
Пасынки Вселенной
2013 г.
История Будущего
2014 г.
Пасынки Вселенной. История будущего. Книга 2
2020 г.
Пасынки Вселенной
2021 г.

Периодика:

Вокруг света № 5, май 1977 г.
1977 г.
Вокруг света № 3, март 1977 г.
1977 г.
Вокруг света № 4, апрель 1977 г.
1977 г.
Вокруг света № 1, январь 1977 г.
1977 г.
Вокруг света № 2, февраль 1977 г.
1977 г.

Аудиокниги:

Пасынки Вселенной
2006 г.
Англо-американская фантастика XX века
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Orphans of the Sky
1964 г.
(английский)
Orphans of the Sky
1965 г.
(английский)
Orphans of the Sky
1970 г.
(английский)
Universo
1977 г.
(итальянский)
Orphans of the Sky
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пасынки Вселенной, история про одичавший «корабль поколений» — одна из тех книг, которые влюбляют в фантастику. Роман пропитан духом «золотого века». Недаром же идею Хайнлайну подсказал редактор «Astounding» Джон Вуд Кэмпбелл, человек, благодаря которому этот самый «золотой век» во многом и состоялся. Вот, хоть убейте, не могу поверить, что можно влюбиться в фантастику, прочитав по-своему великолепные «Ложную слепоту» или «Аччелерандо». А вот история о том, как забывшие Землю потомки космонавтов (не все, но всё же) находят в себе силы вернуться к выполнению своей миссии, захватывает и удивляет вот уже 80 с лишним лет. И я уверен, что то же самое будет происходить с миллионами читателей ещё не одно десятилетие.

Единственный минус книги — это собственно, сама идея «корабля поколений», когда человечество выкидывает огромные ресурсы с минимальной вероятностью хоть что-то получить взамен. Опять же перспективы космонавтов и их потомков достаточно сомнительны даже безо всякого бунта на корабле. Можно понять, если отправка подобной экспедиции будет неким жестом отчаяния (Солнце взорвётся, катастрофическое сближение Солнечной системы с другой звездой, вторжение инопланетян). Во всех остальных случаях автоматы и надёжнее и гуманнее.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир, в котором живет Хью Хойланд со своими родственниками и друзьями, называют Кораблем Джордана. Он весьма странен и необычен: его основу составляют просторные палубы, располагающиеся друг над другом так, что сила тяжести плавно убывает с высотой. Люди размещаются только на нижних палубах, а верхние занимают мерзкие мутанты, в которых от человеческого мало чего осталось. Источниками света служат обычные лампы, работающие от генератора, энергию которому дает непонятный и страшный Конвертер. Страшный потому, что ему иногда скармливают тела провинившихся в чем-то людей. Всем заправляет единственный лидер, которого называют Капитаном. Он руководит Экипажем, состоящем из умных и способных людей, которые заботятся о том, что всем остальным было хорошо. Каждый способный человек может со временем войти в него, чтобы работать на благо Корабля. Казалось бы, не мир, а настоящая идиллия! Но вскоре происходят события, дающие Хойланду возможность взглянуть на свой мир со стороны — в прямом смысле этого слова...

Наверное, это самое удачное произведение Хайнлайна из тех, что я когда-то читал. Впервые я познакомился с ним на страницах «Вокруг света», который начал выписывать с 1977 года. Роман настолько увлек меня, что я никак не мог дождаться очередного номера, чтобы заново окунуться в необычный мир звездного ковчега, летящего к ближайшей звезде Проксима Кентавра. Подобные сюжеты в советской фантастике отсутствовали, ибо тогдашняя идеология не допускала возможности естественной деградации человеческого сознания по социальным причинам. Общество, подобное хайнлайновскому «Авангарду», на наше почве вырасти не могло. Чем оно, собственно, и привлекало. Как будет вести себя человек, забывший о сути и цели межзвездного полета, и воспринимающий просторы звездолета как своеобразную Вселенную? Будет ли он относиться к своей работе, как к ежедневной и не совсем интересной рутине, или возведет ее в ранг своеобразной религии? Сможет ли он обрести истину и при каких обстоятельствах это произойдет? А, обретя ее, сохранит ли свой рассудок в целости или медленно сойдет с ума? Вопросов много, а ответов я в те времена не знал — даже не задумывался о них. Сложно размышлять на подобные темы, если тебе уже всё давно объяснили в школе, сказав при этом, что «иных путей развития человечества не существует». И тут, в годовщину 60-летия Октябрьской революции, — такое шокирующее произведение! Оно буквально переворачивало всё вверх ногами в сознании. С тех пор я начал следить за творчеством его автора, сразу причислив его к когорте достойных моего внимания писателей.

Конечно, главное достоинство романа — это фантастически-нереальный мир звездного ковчега. Обитающие внутри него люди не ведают, что он движется в куда более обширном пространстве. Тем более, им неизвестна цель подобного движения. Конструктор корабля превратился в своеобразного бога, под которого переделали даже Священное Писание! Никто особо не вдумывается в его слова, считая их своего рода молитвой. Многие из вас смогут, к примеру, понять известные с детских времен строки «Отче наш, еже еси на небеси»? А всё это потому, что столетиями они были простой словесной формулой, призванной принести благополучие молящемуся. Это всё равно, что пытаться объяснить простую детскую считалочку, в которой есть только ритмика, а смысла нет и в помине. А тут — вполне серьезное дело, про которое абсолютно все забыли! Не думаю, что истину так просто открыть, как это сделали «близнецы» Джо/Джим. Посмотрели на звездное небо — и сразу всё поняли! Это одно из многочисленных вольных допущений сюжета, необходимое только для того, чтобы его концовка была счастливой. Представьте себе, что Хью сотоварищи не успел бы вовремя покинуть корабль. Тогда бы последний просто обогнул Проксиму по гиперболе и навеки затерялся в пустом космосе. А когда бы закончился ресурс находящихся на нем устройств (в первую очередь, конвертера материи и генератора), для его обитателей наступил бы самый настоящий Конец Света. Даже сам автор признает, что счастливый финал явился результатом целой последовательности благоприятных совпадений. Тем не менее, следить за похождениями главного героя необычайно интересно — автор знает, чем можно «зацепить» читателя и усиленно напирает на его чувства. И потому мы искренне радуемся спасению Хойланда, не обращая внимания на явную подтасовку происходящего. А это значит, что писателю удалось найти правильные слова и образы, чтобы наладить с читателями своеобразный «диалог через время и пространство». Не в этом ли вообще заключается смысл любого творчества?

------------

РЕЗЮМЕ: космическая опера звездного ковчега «Авангард», экипаж которого забыл о цели своего полета, превратившись в одурманенных ложными догматами обывателей. Как и в случае брэдбериевского «Льда и пламени», во мраке и серости всеобщей дикости на миг вспыхнет яркая звезда очередного Данко, чтобы указать людям Путь, ведущий к Свету...

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доброй еды , случайный читающий мой отзыв ! Если ты совсем не понимаешь , какой еще «доброй еды», тогда тебе обязательно стоит прочить данный роман !

Книга понравилась. Да , оценивать объективно не получается, все-таки это классика фантастики от неповторимого и любимого мной Хайнлайна.

Пройдусь по моментам, которые понравились и откликнулись : в первую очередь это великолепный Джо-Джим и его маааленький, но сильный подчиненный Бобо =) Вот умеет Хайнлайн создавать запоминающих персонажей.

Книга очень невелика( около 200 стр), читается очень быстро и динамично. В процессе описаны несколько «государственных» переворотов. Автор умело играется и с религией и с политикой. Понравилась сама идея глобального конфликта и разделения на полярные общества на космическом ковчеге. Проникаешься мировоззрением фанатиков и понимаешь индивидуализм мутов.

Хорошая, разумная концовка. Читать было интересно и очень весело.

Придраться можно много к чему , но я не стал этого делать.

Рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Пасынки Вселенной» можно хвалить и ругать. Ругать за то, что он полностью закрывает тему. Тему сверхдальных полетов на несколько поколений. После «Пасынков» все остальные вариации от «Отроков во Вселенной» (даже название) до мульфильма ВАЛЛ-И, смотрятся вторично. А вот хвалить более приятно. Конечно, это идея. Нестолько перелетов, сколько зарождения религии (тут, конечно, Хайнлайн не был пионером, но в декорациях межзвездных кораблей читается на ура). И ведь явно у любого читателя возникнет вопрос, а наши Иисусы-Иеговы это, часом, не Джорданы? А кому этих слоев кулебяки мало — пожалуйста, модная нынче толерастия и ксенофобия. Люди ли мутанты? Кто перед кем на колени (в конвектор гадов) должен становится. Вроде бы, Хайнлайн играет на стороне хомо вульгарис, но не всё так однозначно.

Сейчас, когда технологии развиты не в пример 1941 году, хотелось бы увидеть умную фантастику и в дорогостоящем кино. Можно и двухголового мутанта снять, и невесомость, и мир звезд. Но штампуют стражей и вратарей Галактики. Остаются книги и собственная фантазия, которую произведения Хайнлайна не хило прокачивают.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Гениальное инженерное решение, большая удача и совсем мало знаний»

К творчеству Хайнлайна я отношусь с каким-то невероятным трепетом. Помниться «Дверь в лето» оставила после себя что-то тёплое на душе, на многие годы. Возможно, поэтому я завысил ожидания от данного романа, и именно поэтому он не так сильно мне понравился. Чувствуется некая слабость в художественной части, где-то не убедительно.

Человечество всегда стремилось покорить космос и самое главное найти планету пригодную для жизни человека. Вот и в данном романе в 2119 году с Земли отправляется экспедиция к Проксиме Центавра. Но в ходе экспедиции, что-то пошло не так. И мы видим, как уже потомки тех, кто отправился в космическое путешествие, живут на этом самом космическом корабле, а точнее сказать даже выживают. Ведь в ходе путешествия случилось нечто, о чём предстоит узнать читателю, что вернуло человека чуть ли не каменный век, а так же разбило на два воюющих лагеря.

Отчасти немного странно наблюдать за тем, как люди, которые вернулись в каменный век, не бросили читать. Возможно это самый главный посыл этой книги. Который заключается в том, что чтение основополагающий фактор цивилизованного человека. Так же в книге, скорее всего, присутствует и то, что при чтении важно понимание и правильная интерпретация прочитанного. Ведь одну и ту же книгу два разных читателя могут понять по-разному.

Немного разочаровала некая сказочность происходящего. Если буквально во всё происходящее можно поверить и уложить это в голове, то в конце нас ждала самая настоящая сказка. Причём если бы миссия была завершена, так как её задумывали, то можно было бы и это уложить в голове, но нет, главные герои поступили случайно, по воле случая. Но что говорить об этом? Роман 1963 года, три года назад Белка и Стрелка полетели в космос. Наверное, то, что тогда творилось на Земле, было невероятным, сколько было грёз о будущем, о невероятных космических кораблях, бороздящих бескрайний космос. Скажем так, эпоха космической романтики. К слову об эпохе, в романе немыслимое отношение к женщинам. Уж не знаю, какое в то время у Хайнлайна было отношение с женщинами, но тут им даже имя не дают, плюс не гнушаются заехать по лицу, выбив зуб.

Пока писал мнение о романе, я даже взгрустнул. Сейчас уже поистине трудно представить то, что было у автора в голове при написании романа. Насколько он был окрылён грёзами космоса и фантазиями на эту тему. И пусть в наше время мы лишены этих грёз, и наши знания наполнены информации из фильмов и других научных книг, и идут вразрез с фантазиями автора, для своего времени, я уверен, это было прекрасное произведение и в какой-то степени даже ужасающее. Но и не стоить забывать про посыл, который я смог разглядеть – чтение и знания это основа, без них нет будущего.

«Как узнать, если вы невежественны, как Хью Хойланд? Рванете к Антаресу, думая, что это планета, и внуков у вас не будет.»

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хайнлайн вообще-то мастер высшей лиги. Может, в нынешние, более динамичные времена он выглядит несколько старомодным, но читаем. И читаем с удовольствием.

Во первых, персонажи. В «Пасынках» они живые. Нереальные местами, как Джо-Джим, но живые и в них веришь. Во вторых, язык. Собственно, оценить язык трудновато, поскольку мы имеем дело с переводом, но, если исходить из того, что переводчик в прозе — раб, то это должно быть близко к стилю. А написано это шикарно. Просто, местами даже немного лаконично. Как и должно быть в мире, потерявшем большинство своего знания, оставшемся у разбитого корыта. В третьих, сюжет. Он раскручивается спиралеобразно, тянет тебя за собой. Оставлять книгу недочитанной не хочется. Помню, что перечитывал по второму разу, уже, разумеется, зная, что к чему, и, все равно, не мог остановиться. И, наконец, можно найти книги, в которых подобным образом была бы поднята подобная тема.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Одичавшие люди на борту звездолета.

Я не помню ничего подобного. Может, это вызов? Хотя лучше Хайнлайна написать на эту тему трудновато :(

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая «Пасынки Вселенной», я не мог отделаться от ощущения, что держу в руках детскую книгу. Несмотря на то, что идея романа весьма интересная и оригинальная, стиль повествования и некоторые элементы сюжета создают впечатление простоты и некой наивности, что больше характерно для детской литературы.

Кроме того, роман, по моему мнению, сильно устарел. Некоторые аспекты, такие как использование книг в качестве топлива для корабля, кажутся абсурдными и несовместимыми с современными представлениями о технологиях и науке.

Также мне было сложно полностью погрузиться в выдуманную вселенную Хайнлайна. Несмотря на то, что идея полета на коробле на котором люди живут поколениями, забывшего о своей миссии, весьма привлекательна, многие детали и обстоятельства кажутся недостаточно правдоподобными. В этом отношении мне на ум приходит фильм «Пандорум», где подобная тема была реализована более убедительно.

В целом, несмотря на интересную основную идею, «Пасынки Вселенной» оставили у меня смешанные чувства. Роман, безусловно, имеет историческую ценность для жанра научной фантастики, но его чтение может не принести ожидаемого удовольствия современному читателю.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с Хайнлайном в книжной форме, так как фильм Звездный десант, я, как и все видел.

Взялся за Пасынков, потому как этот роман был тоже на слуху — много о нем слышал; про его идею с кораблем поколений. А надо сказать, что это самая захватывающая для меня тема — научная фантастика про космический корабль, так как всегда интересно, с чем он может столкнуться в далеких уголках вселенной. И я считаю лучшим н/ф фильмом про космос за последние 20 лет Пандорум, где-то рядом Прометей, но действо там происходит (по ощущениям) где-то в Ирландии, а не на корабле в космосе. А лучшей н/ф книгой я считаю конечно Ложную Слепоту Питера Уоттса. Так что буду оценивать с этих вводных.

И так, прочитал Пасынков вселенной Хайнлайна.

Он очень короткий — всего 100 страниц (это точно роман?) и очень расхваленный. Странная, наивная детская, но с жестокими моментами история, которая сильно устарела, с концовкой, вызывающей кринж-фейспалм. Даже не самой сутью, а скорее кринжатиной автора, его манерой письма, когда он отвлекается от самой вымышленной истории с ее героями и начинает толкать свои мысли нам напрямую, это что то типа — «а теперь представьте как вы у себя в доме вышли на балкончик и посмотрели на небо, отличите ли вы звезду от планеты...». Что?!! Это низводит данное произведение, наивное и устаревшее, но не самое плохое до уровня школьного сочинения. Он серьезно так писал? В оригинале? И все эти оправдания (автора! не персонажа), когда они так удачно взяли курс на единственный пригодный для жизни спутник планеты-гиганта? Его оправдания прямым текстом — «ну так получилось типа, понимаете это случайность — такая удача, вот так вышло. А что вы хотели?» Ну и ну...

Можно сказать, что этот крохотный роман это пра(пра)дед фильма Пандорум. Основная идея та же — корабль поколений, вылетел с Земли для заселения далекой планеты, но в пути, что-то пошло совсем не так как надо.

Есть мутанты. Но все это описано детским языком и мутанты не обладают какими-то серьезными устрашающими способностями, как в фильме. Пандорум намного интересней. И в разы страшней и в разы интересней. Это как сравнивать фильм Молчание ягнят с м/ф Похождения блудного попугая, где попугая Кешу хулиган держал в клетке и не выпускал, а тот кричал — «Свободу попугаям!». И там и там удерживали живое существо в неволе... Но как решает реализация идеи!

Мутанты в книге — те же люди, только с уродствами. Атмосферы ужаса совсем нет. От того слабо верится в это все.

Слабая 2 часть этого микро-романа. Так как автор забывает про развитие главного героя первой части. Тут акценты смещаются на других персонажей, и наш превращается в статиста в массовке, как и умнейший двухголовый мутант, соратник гг, весь ум которого куда-то улетучивается...

Концовка в самом настоящем смысле — натянули корабль на глобус. Приземлились и конец. Ок.

Перевод и текст довольно нафталиновые, с выражениями типа — «случился родимчик», «портшез» и тому подобными, да еще с изрядным количеством ошибок. Хотя, якобы, перевод от 2003 года (Беляева, Митюшкин). Издание Эксмо от 2009 года. Из примечательного перед каждым романом в книге — чб картинка на двух страницах. Такая себе тоже, как будто художник небрежно карандашом набросал что-то. Не фанат такого.

Как итог 4/10. Ничего нового, интересного, хорошо написанного я не нашел в этом произведении в 2024 году. Уж извините, как есть.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из моих любимых произведений — наверное потому, что «родом из детства». Роман печатался в СССР в «Вокруг света» за 1977 год и это почему-то был именно тот год, на который мы не подписались. Так что пришлось долго и нудно пользоваться школьной библиотекой — желающих было немало. Тема была для меня совсем новая, неизведанная — уже потом были «Здарг», «Поколение, достигшее цели», «Пленённая Вселенная»... Летящий в неизвестность звёздный корабль. Изолированное общество. Отупение, конфликты («Первым Хафф согрешил, будь он проклят вовек!»), возврат к средневековью. Да, наверное, развитие человека во многом определяется средой обитания. Высокие технологии во многом как ни парадоксально, способствуют деградации — сегодня многие люди и представления не имеют, как работают вещи, которыми они регулярно пользуются. Но для меня этот роман — всё равно гимн торжеству разума наших потомков — создателей корабля. Их мечта в итоге осуществилась — пусть и не совсем так, как было ими задумано. Доброй еды, друзья!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие хвалят эту книгу, мне же книга не понравилась, есть несколько моментов, которые портят всю атмосферу. Хотя роман и написан в 1941 году.

1. Ножи, серьёзно? Ножи да пращи — самое прогрессивное оружие для людей корабля. Почему нельзя было привязать нож к швабре и получить на порядок более эффективное оружие? Для этого не нужно много ума. Вполне по силам и копья, простые луки. Никто не догадался взять кусок металла/фанеры и сделать щит!

2. Огонь. Люди на корабле умеют ковать металл, значит огонь им известен. Хотелось бы хоть одного упоминания о крупных пожарах, которые поставили бы жизнь всех пассажиров под угрозу, и как бы люди с ними боролись.

3. Отсутствие кинофильмов, в том числе учебных. Вот будущее, и единственный источник информации — это книги. Где экраны мониторов повсюду? Никто не взял с собой в полёт ни глобуса, ни модели звездолёта из любимого фильма. Это сильно бы поменяло сюжет.

4. Скорость полёта. Корабль за относительно короткое время достиг ближайшей звезды, значит скорость была огромной. Как главные герои смогли погасить её, по сюжету книги не понятно.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть романа, повесть «Здравый смысл», получилась больше приключенческой, в духе космооперы 40-х годов, с интригами и переворотами, на которые явно сделана ставка, что несколько смазывает концовку. Мне больше по душе пришлась первая часть с её интереснейшей космологией обитателей потерянного звёздного ковчега. Однако средневзвешенная оценка романа всё равно высока, впечатление осталось как о сильнейшем произведении, достойно завершающем титаническую Историю будущего по Хайнлайну.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давным-давно к далекой звезде был запущен корабль поколений, однако что-то пошло не так, вспыхнул мятеж, приведший к локальному постапокалипсису: офицеры убиты, знания потеряны, реальные события превратились в мифы и легенды. Много поколений спустя ставшее примитивным общество жило тихо и спокойно, пока не появился не в меру любознательный и умный паренек, волею случая и автора обнаруживший несостыковки в привычной картине мира.

У книги очень интересная идея, а приключения героев читаются на одном дыхании. При этом сами персонажи мне показались слишком схематичными, будто бы это архетипы, а не живые люди. Диалоги и развитие отношений тоже не блещут. Мне, например, показалось, что герои поверили в реальное существование звезд и движение корабля только потому что это двигает сюжет, в реальности слишком велика инертность мышления.

С точки зрения техники и технологий роман не показался мне выдающимся. Например, обитатели корабля почему-то используют в качестве оружия только ножи и пращи. Никто до определенного момента не додумался до щитов, доспехов, мечей или хотя бы копий, притом что металлургия им знакома. Правда, вся техническая составляющая романа присутствует больше для антуража и подчеркивания основной идеи, а описание развития или деградации общества выполнено очень качественно.

Концовка оставляет двойственные чувства. С одной стороны герои добились своего и высадились на целевой планете. С другой — понимаешь, что несколько человек вряд ли смогут восстановить цивилизацию.

Думаю, что книгу следует прочитать, написана она хоть и не идеально, но очень хорошо, особенно если учесть новизну сюжета на момент своего выхода.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плоский проходняк про пещерный век, неандертальцев с дубинками и железными ножами, только в стенах космического корабля, и вовсе не яркое явление в библиографии Хайнлайна (считаю это чуть ли не самым худшим текстом, вышедшим из-под го пера). Публикацию именно «Пасынков Вселенной» в миллионотиражном «Вокруг Света», считаю чудовищным стечением обстоятельств, которое оттолкнуло от творчества Хайнлайна многих любителей фантастики у нас в стране (из моих знакомых — уж, точно). Не переступив через себя, например лично я, и не прочитав (практически случайно) вышедшие в дальнейшем «Астронавт Джонс», «Время звёзд» и «Туннель в небе», остановившись тогда на знакомстве только с «Пасынками Вселенной», пожалуй по сию пору обходил бы Хайнлайна десятой дорогой. Сейчас я всё же рад, что по инерции не воспринял «Пасынков...» за литературный эталон творчества уважаемого мастера, а решил прочесть что-то ещё. В итоге, Хайнлайн прочитан мною весь (за исключением, пожалуй, нескольких ранних рассказов и романа «Между планетами») и по сию пору остаётся едва не самым, по моей личной имхе, офигенным писателем-фантастом всех времён. В общем, «Пасынков вселенной» можно было не читать; мало того, так было б даже лучше.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Доброй еды, друзья!

Именно так здороваются и прощаются в романе Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».

Роман издан в 1963-м году, и, как и всю далекую классику, я опасался читать это произведение — не устану говорить, что в те времена писали более шустро, скупо, видимо, адаптируясь под журнальный формат, отчего многое из задуманного было реализовано не так обширно, а многие темы и потенциальные моменты затрагивались до обидного бегло. Особенно нервно было после Гарри Гаррисона и его омнибуса из этой же серии — «Мир смерти» и «Планета проклятых». Оба эти цикла были мной прочитаны, и оценки выше 6-7 не поднимались как раз из-за беглости и слишком больших условности и наивности.

Хайнлайн мне всегда казался более серьезным — даже по аннотациям видно, что его произведения будут поглобальнее и более… Мыслительными, что ли. Отчасти я ошибся, чем и подтвердил свои опасения о чтении фантастики 60-70 годов, но в то же время оказался и прав.

Это никакая не твердая фантастика. Скорее, притча, гуманитарная фантастика о людях в антураже космического корабля.

Возьмем сюжет: действие этого небольшого романа происходит в огромном корабле. Он обжит, тут есть деревни, стража, совет, но в то же время в дальних отсеках корабля обитают муты — так называемые дикие мутанты, которые то детишек своруют у жителей, то свиней. Между этими двумя группами идет война. Люди четко уверены, что мир, всё сущее — это именно корабль, и нет ничего за его пределами. У людей конкретная религия головного мозга: например, они читают учебники по физике или астрономии, где прямым текстом сказано про магнитные свойства предметов, о движении небесных тел или гравитации, но старейшины прямо говорят — это иносказательность. Не надо, мол, всё воспринимать в лоб. Это аллегория. И нам дают понять, сколь сильно зашорено это общество. А потом главный герой — молодой паренек по имени Хью, которому уготовано стать ученым, попадает в плен к мутам, живущим на верхних ярусах в условии невесомости. Те собираются его сожрать, потому что у них не развито цивилизованное общество с производством и культурами, но вместо этого между главным героем и главным от мутов — двухголовым Джо-Джимом — происходит беседа, а в последствии — сотрудничество и даже дружба.

Как полагается в подобных сюжетах, диковатая отпочковавшаяся община, которую считают невежественной, на самом деле не так проста, как кажется, и нас ожидает переворот — муты на самом деле шарят, и шарят побольше людей, обитающих на нижних ярусах, где есть гравитация. Муты отводят Хью в рубку, он смотрит в иллюминатор, ему показывают звезды, и у парня всё переворачивается с ног на голову. Привычный уклад разрушается в щепки, а жизнь не будет прежней. Теперь он обязан донести эту информацию до своих людей.

Попутно он намерен наладить связь между мутами и жителями нижних ярусов, дабы прекратить войну и начать сотрудничать, ведь по древним сказаниям кораблю предначертано достичь Центавра — конечную точку длительнейшего путешествия, в котором успело смениться не одно поколение.

А Хью, который заново перепрочел учебники с учетом новых знаний и получив новые, понял, что способен управлять кораблем, дабы привести его в пункт назначение и осуществить предначертанное религией.

А дальше по классике: многие из людей Хью не верят ему, другие, наоборот, верят, в обществе раскол, происходит вербовка, захват власти, убийства несогласных, выбор нового главы, чтобы тот верховодил новообретенной миссией корабля и людей.

По сути, перед нами глобальный сюжет: переиначить всю суть людского существования, перевернуть всё с ног на голову, дать людям цель, разъяснить им то, что они не понимали или трактовали не так, подарить надежду и начать новую жизнь.

И тут есть момент, про который я и говорил в начале: сюжет очень насыщен и богат, роман ёмкий, затрагивающий не только темы науки и религии (как у Уолтера Миллера Младшего, к примеру, в романе «Гимн Лейбовицу»), но и темы дискриминации, узурпации, сплоченности ради общей цели, распахивания глаз несведущим, заговора и конспирации…

Но всё это на 120 страницах. Сами подумайте, какой тут темп. И, конечно, хотелось бы больше смака, больше нагнетания, проживания и подводок к тому или иному событию. Тут за две страницы можно увидеть, как новая власть в лице главного героя и его товарищей-компаньонов, например, принимает слишком радикальные меры по установлению нового порядка и… Убивает всех несогласных. По-моему, это слишком радикальные меры переворота.

И иногда такие факты прямо шокируют.

Как и почти любому роману из той эпохи, «Пасынкам Вселенной» присуща романтика по космосу. Хью, увидав огоньки далеких звезд, преисполняется восторгом, трепетом и восхищением. Понимает, что ничего прекраснее не видел, что жизнь его теперь не станет прежней. Это довольно мило, особенно вкупе с его наивностью и эмоциональностью.

Из интересного тут имеется конвертер, который дает кораблю энергию для поддержания всех систем жизнеобеспечения. В этот конвертер сплавляют не только трупы, но и просто ненужные предметы — он сам расщепит всё на атомы и даст кораблю нужное. Наверное, потому Хью и компания так легко убивали несогласных — чтобы обеспечить корабль энергией.

Было довольно забавно, как несведущие, но тяготеющие к чтению муты, готовясь к войне, читали «Три мушкетера» Александра Дюма и использовали его роман в качестве шпаргалки накануне битвы — им понравились шпаги, которые были куда практичнее метательных ножей. И муты попросили свою мастерицу изготовить такие шпаги.

В качестве итога и резюме: это роман о культурно-научной революции, где наука должна победить зашоренность религии, извращающей представление людей о мире. Но в то же время сплотившиеся революционеры помнят, что у людей нельзя отбирать главного — Цель, Миссию. Споры, ругань, сражения, убийства — и всё ради правды, честности и стремления к новому, к лучшему.

Чисто из-за технически недокрученного текста я ставлю роману 7 баллов. Здесь наивность и глобальность, глупость и непреклонные мотивы, разлом прежней жизни и новый мир, глобальность, космос и большой шаг вперед во всех смыслах.

Всем доброй еды!

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хайнлайн — это автор у которого нет произведений ниже определенного уровня, поэтому беря в руки любую его книгу, как минимум, можно быть уверенным, что чтиво не низкопробное. С другой стороны, жанр научной фантастики (и соседствующие) подразумевает движение в ногу со временем и крайне сложно писать на века. Простой пример, у того же Хайнлайна человек, чтоб узнать произошедшие на планете новости за его отсутствие пошел в библиотеку, чтоб прочитать подшивку газет. Согласитесь, во времена интернета не просто проникнуться произведением о будущем, где заселено половина галактики, а новости в бумажных газетах.

Поэтому чтение «старых классиков» требует соответствующей настройки восприятия, но если и знакомиться с творчеством Хайнлайна в книгах, то через такие, как «Пасынки вселенной»

п.с. И хотелось бы еще сказать про махровые штампы, в которых упрекают Хайнлайна. Это сейчас это штампы заюзанные всеми и вся, а он эти штампы придумал и первый написал. У него это не штампы, а новые веения в фантастической литературе :)

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх