Софокл «Электра»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Двое посланцев из Дельф приносят в Аргос горестную весть: царевич Орест погиб на колесничных гонках.
Клитемнестра и Эгист ликуют. Только Электра скорбит.
Входит в:
— цикл «Троянский цикл»
— антологию «Древнегреческая трагедия», 2000 г.
— антологию «Эсхил. Софокл. Трагедии», 2001 г.
— антологию «Античная драма», 2007 г.
- /языки:
- русский (9), украинский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- С. Апт (1), М. Гаспаров (1), Ф. Зелинский (2), А. Содомора (1), С. Шервинский (6), В. Ярхо (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 17 июня 2019 г.
Электра, дочь микенского царя Агамемнона, действительно не является частью «гомеровского канона», принесённая в жертву Ифигения куда известнее. В греческой литературе она тоже появляется несколько позже, фигурируя сначала в поэзии, затем появляясь в драмах, а потом вырастает в полноценного трагического персонажа.
Итак, старик Софокл создал свой вариант истории об Оресте и его мести. Напомню подоплёку: царь Агамемнон был убит своей женой Клитемнестрой и её любовником, дражайшая супруга была движима жаждой мести за свою любимую дочь Ифигению, принесённую в жертву богам. Развязка наступает с возвращением сына Агамемнона, Ореста, который жестоко мстит за отца...
Эта история описана у Эсхила в трилогии «Oresteia», фигурирует там и наша подруга Электра, но на заднем плане. Эсхил писал высокую трагедию Рока, где и Электра, и Орест, и Клитемнестра с коварным Эгисфом являются лишь несчастными жертвами игр жестоких Мойр, их сложного узора переплетений возмездия и преступления. Но здесь Электра лишь просит богов о свершении справедливости, которая и является перед её очами в облике брата.
Другое дело — Софокл. У него Электра — целиком трагический образ покинутой всеми женщины, которая скорбит по погибшему отцу, и искренне ненавидит свою мать, свершившую преступление против мужа. Она страдает с гордо поднятой головой, едва ли не упираясь трагедией своей семьи, искренне жажда свершения справедливости.
По сути, образ Электры заслонил за собой, собственно, саму месть. У Эсхила описана высокая трагедия, у Софокла же мы видим сюжетную скороговорку, два убийства, которые свершились просто потому, что так нужно. Софокловский Орест прост и ясен, как орех, он лишь оттеняет трагедию Электры, и служит как бы её орудием. Клитемнестра поинтереснее, она ищет оправдания своей мести в материнском чувстве, но оно резко сходит на нет, когда речь заходит о сыне, который рос вдалеке от неё. Пожалуй, античный автор попытался подойти к её образу с точки зрения ещё неведомой науки психологии, и это вышло весьма интересно.
Вообще, самоуглубление — это отличительная черта Софокла, его персонажи постоянно рефлексируют и пытаются постичь свалившиеся на их головы невзгоды. Но Электра несколько выделяется — она жаждет исправить несправедливость, бросает вызов «прерванной нити» связующих времён. В этом интересность образа, созданного тысячелетия назад.
glupec, 30 августа 2017 г.
Электра — не самый известный персонаж греческой мифологии, но безусловно самая запоминающаяся фигура в античной трагедии. Впервые (насколько мы знаем) она появляется у Эсхила в «Плакальщицах» — это (как и многие другие персонажи Эсх.) образ чистого мужества, молодая женщина-страстотерпица:
»...под сердце подступает дрожь,
Ножом душа пробита остро колющим,
Прибоем капли крупные посыпались
Из глаз; <...> сердце не удержит их».
Такое, чуть ли не добровольное и более чем желанное, мученичество роднит ее с Прометеем, в какой-то мере с Кассандрой и Агамемноном. Ну и, собственно, Софокл и Еврипид просто развивали тот же образ, почти не добавив ничего своего. «Прими, прими сестру в приют свой тесный!» -- лучше умереть (и по смерти -- как думает Электра -- воссоединиться с любимым братом), чем жить бесчестной жизнью. Трагический персонаж, которому (-ой) неожиданно повезло: мститель и заступник все-таки вернулся.
Еврипид к этому прибавил только одно: Электра вконец «затуркана» материнским тиранством (хотя... мать ее все-таки жалеет, так что у читателя невольно возникает вопрос -- она ли была источником всех бед дочери, или, может быть, отчим? (в итоге получающий свое)
По Еврипиду же, у аргосской царевны ну очень расстроены нервы. Ей не до таких тонкостей, как разбираться, кто больше заслуживает смерти -- Клитемнестра или Эгист. Благородная и смелая девушка, всю жизнь посвятившая мести... не то чтобы совсем НЕПРАВА, но... скажем так: «темный» оттенок ее мученичество тоже имеет. Нельзя сказать, что Электра плохая -- просто, как говорит ее сестра в другой трагедии, «ох, горе вам, убившая с убитой!» Если так разобраться, то жалко ВСЕХ.
Софоклу, впрочем, все эти соображения были — не указ. Он просто писал трагедию о целеустремленной, волевой героине. И блестяще написал, хотя все это было задоолго до него.
Поэтому оно до сих пор и читается с таким удовольствием. (Честно сказать, надоели уже закомплексованные персы, вечно борющиеся с собой. Хочется эпического размаха, мощных, полнокровно выписанных характеров.
В современной литературе таких, понятно, раз-два и обчелся. Но, к счастью, классику пока еще переиздают...)