Амброз Бирс «Проклятая тварь»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Присяжные заседатели постановили, что смерть Хью Моргана наступила от лап горного льва. Они не смогли поверить словам свидетеля, видевшего, что на самом деле явилось причиной смерти...
Входит в:
— сборник «The Collected Works of Ambrose Bierce. Volume III», 1910 г.
— журнал «Weird Tales, September 1923», 1923 г.
— антологию «American Ghost Stories», 1928 г.
— антологию «The Second Omnibus of Crime», 1931 г.
— антологию «Tales of Terror», 1943 г.
— антологию «Famous Ghost Stories», 1944 г.
— антологию «Bar the Doors: Terror Stories», 1946 г.
— антологию «The Hell of Mirrors», 1965 г.
— антологию «The 2nd Fontana Book of Great Ghost Stories», 1966 г.
— антологию «Spectrum of Worlds», 1972 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.
— антологию «Thirteen Famous Ghost Stories», 1977 г.
— антологию «65 Great Spine Chillers», 1979 г.
— антологию «Der Vampir: Gespenstergeschichten aus aller Welt», 1983 г.
— антологию «101 Science Fiction Stories», 1986 г.
— антологию «Tales of the Dark 2», 1987 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.
— антологию «The Horror Hall of Fame», 1991 г.
— антологию «H. P. Lovecraft's Book of Horror», 1993 г.
— антологию «Ловец человеков», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— антологию «100 Creepy Little Creature Stories», 1994 г.
— антологию «Thrillers», 1994 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
— антологию «Король Чума. Американская готика. XIX век», 2001 г.
— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.
— антологию «Хрестоматия страха «Девять привидений». Триллер-гипертекст», 2003 г.
— антологию «The Wordsworth Book of Horror Stories», 2004 г.
— антологию «Great Horror Stories: Stoker, Poe, Lovecraft and Others», 2008 г.
— антологию «Classic Tales of the Macabre», 2011 г.
— сборник «The Devil’s Dictionary, Tales, & Memoirs», 2011 г.
— антологию «Ancient Terrors», 2012 г.
— антологию «The Dead Valley and Others: H. P. Lovecraft's Favorite Horror Stories, Vol. 2», 2012 г.
— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.
— антологию «Horror Short Stories», 2018 г.
— журнал «Странник–2021–№1», 2021 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Frogman, 16 августа 2024 г.
Несмотря на то, что сравнение произошедшего ужаса с невидимым для человека участком спектра снижает градус атмосферности, однако это предтеча Лавкрафта, сравнивая с рассказом «Неименуемое», просто один в один. Плюс разгадка подана после интриги захватывающе. Тут явно нужен был порошок Ибн-гази, а не ружья)!
Darth_Veter, 3 августа 2022 г.
В отличие от Лавкрафта, Амброз Бирс описывал хоррор не мистического, а фантастического типа. Та тварь, о которой идет речь в данном рассказе, вполне реальна с точки зрения науки — просто человек не видит ее в силу ограниченности своего зрения. Главным в идее является постулат о том, что невидимость — это не колдовство или какая-то мистическая штучка, а вполне объяснимое с точки зрения физики явление. В 19-м веке о такой трактовке мало кто задумывался, отдавая предпочтение мистике и религии. Получается, что Бирс был таким же просветителем масс, как и Жюль Верн с Гербертом Уэллсом, только он ставил своей целью «объяснить необъяснимое», сняв с него вуаль таинственности и неординарности. Если это существует в природе, значит, оно имеет вполне материальную основу и может быть описано в научных терминах, как бы говорит писатель. Из-за такой позиции, его произведения не ставят своей целью напугать или поразить читателя, а, скорее, предупредить и в чем-то успокоить. Поэтому хоррор в рассказе более чем символический — чтобы просто создать нужную атмосферу.
----------------
РЕЗЮМЕ: попытка автора объяснить феномен невидимости на конкретном примере. Любители «ужастиков», не ждите от рассказа чего-то необычного и ужасного! Это просто пример анализа общепринятых суеверий «под микроскопом».
URRRiy, 26 августа 2020 г.
Классический хоррор, в том числе и потому, что прошел испытание временем и до сих пор остаётся интересным современным читателям. Все атрибуты жанра имеются и сделаны на совесть, то есть, воспринимаются очень четко. Уединённое место, страшно погибшая жертва, записки (неполные!) этой самой жертвы — и грамотное описание — расследование, не затянутое, чтобы читатель не устал, и не обрывочное, — чтобы не возмутился. Но! С недоговоренностью и загадкой, чтобы запомнилось как произведение, так и автор. Вот что значит, если пишет журналист — профи, прошедший жёсткий конкурентный отбор в условиях Дикого запада!
Рекомендую.
sergej210477, 6 мая 2018 г.
Ради знакомства с классикой хоррора, написанной почти полтора века назад, рассказ можно прочитать. А больше ничего для меня интересного, не обнаружил. Страшно — нет. Атмосферно и мрачно? Может быть, в самом начале произведения. А дальше — сухие и лаконичные записи свидетеля — описание всего лишь нескольких мгновений. Испугаться я не успел. Ну и оборванный финал — что это было, почему напало?
Можно сделать скидку на время написания этого рассказа — тогда писали совсем по другому, чем сейчас. Но от этого рассказ не стал для меня интереснее.
nostromo 2015, 8 мая 2017 г.
Один из самых сильных рассказов Бирса, нагнетающих жуть. Некая инфернальная невидимая сущность в колышащихся травах, к тому же целенаправленно охотящаяся за конкретным человеком и не боящаяся оружия. Аналоги в современном кинематографе- «Хищник» и «Джипперс Крипперс». Такие аналогии возникают. Но написано это в середине 19 века.
sanchezzzz, 27 октября 2017 г.
Не нашёл ничего примечательного для себя в этом рассказе. От подобного рода рассказов у меня возникает такая ассоциация: как будто он печатался в нескольких номерах журнала, и мне попался какой-то срединный номер, и что было в начале и чем всё закончилось, осталось за кадром. Конечно, этот рассказ вовсе не печатался нескольких номерах, но мне, в общем-то, интересно и хотелось бы знать, а не додумывать, откуда появилась «проклятая тварь», почему проклятая и кем, кто она исходно, как с ней бороться (и надо ли) и куда она сгинет в случае смерти? То есть мне не хватило фактов, сведений, чего-то уточняющего.
Голый рассказ только ради описания сцены убийства и смелой теории – это маловато. Ну да, неплохо написано, оригинально выстроен сюжет, композиция, но, в сущности, это все его достоинства. А, ну ещё он сподвиг меня загуглить про «невидимые человеческому глазу цвета», и оказалось, что такой феномен, а точнее отклонение, у некоторых людей есть. Всё.
Так что, не проникся я.
norfin, 3 февраля 2013 г.
Любимая вещь у Бирса! Перечитывал неоднократно. И всякий раз жуть меня одолевала при описании невидимого движущегося ужаса, клонящего траву к земле. Бррр...жуть... Не знал бы год написания, подумал бы, что произведение из рода лавкрафтианских ужасов.
Некая кажущаяся недосказанность, недописанность ещё долгое время заставляет вспоминать произведение, додумывать...
god54, 24 мая 2010 г.
Отличная фантастическая гипотеза, особенно учитывая время, когда это было написано. В целом написано интригующе, заставляющее читать произведение до конца, относясь внимательно к деталям, так как именно в них разгадка.