Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В отеле на планете Кассилия, профессиональный игрок Язон дин Альт получает предложение, от которого не может отказаться... Ситуация развивается таким образом, что вскоре он оказывается на планете Пирр — планете, где колонисты ведут жесточайшую борьбу с животным и растительным миром этой планеты. Борьбу не на жизнь, а на смерть...
• Первая публикация: журнал «Astounding Science Fiction», с января по май 1960 г. (в сокращении). Перевод Л. Жданова выполнен с книжного издания.
• Авторское: «Посвящается Джону В. Кэмпбеллу, без чьей помощи никогда не была бы написана эта книга, как и изрядная доля современной фантастики».
• На русском языке под названием «Мир смерти» роман опубликован в изданиях «Мир смерти» (1996) и в журнале «Кентавр № 1» 1996 г.
Входит в:
— цикл «Мир Смерти»
— журнал «Astounding Science Fiction, January 1960», 1960 г.
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, February 1960», 1960 г.
— журнал «Astounding/Analog Science Fact & Fiction, March 1960», 1960 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 24. Альфред Бестер. Гарри Гаррисон. Романы», 1972 г.
— журнал «Вокруг света 1972'05», 1972 г.
— журнал «Вокруг света 1972'06», 1972 г.
— журнал «Вокруг света 1972'07», 1972 г.
— журнал «Вокруг света 1972'08», 1972 г.
— журнал «Вокруг света 1972'09», 1972 г.
— антологию «Гарри Гаррисон, Роберт Шекли. Сборник научно-фантастических произведений», 1987 г.
— антологию «Американская фантастика», 1991 г.
— антологию «Зарубежная фантастика.Выпуск 1», 1991 г.
— журнал «Кентавр, № 1», 1991 г.
— антологию «Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета», 1991 г.
— журнал «Сокол №3, 1991», 1991 г.
— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.
— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.
— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Артур Порджес», 1993 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех», 2003 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1961 // Роман |
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 15 сентября 2024 г.
1972 год, журнал Вокруг Света, в нем — начало фантастической повести.
Захватывающее с первых же минут чтение, сюжет совершенно необычный (даже в «Искателе» который я регулярно тогда читал, не помню чего-либо подобного) . И облом на самом интересном месте — «продолжение в следующем номере».
А номер то был майский, что означало конец учебного года и скорый отъезд в пионерский лагерь (на все три смены подряд, да — такое было у меня детство, я 14 лет (именно лет :) провел в лагерях, так как мои родители-педагоги, в силу не очень большой учительской зарплаты, вынуждены были постоянно там подрабатывать. Начал я с 3-летнего возраста, а закончил уже работая в лагерях пионервожатым ;)
Пришлось уже в лагере искать возможность прочесть продолжение (желающих было полно, причем желающих взрослых было больше :)
В конце концов удалось уговорить родителей на краткое возвращение в город — с единственной целью проверить почтовый ящик (удачно:)
Сказать что это был хит или блокбастер — это ничего не сказать. Еще бы — в этой книге детям разрешалось стрелять! (в силу возраста это казалось весьма заманчивым, много позже, уже в армии — пришло прозрение).
И финал книги тоже был принят на ура — все норм, так и должно было быть.
Много позже я смог купить и прочесть другие книги Гаррисона и единственным моим огорчением стало то, что «Неукротимая планета» — его лучшая вещь.
(к слову, следующей книгой, вызвавшей у меня такой же восторг, стал «Главный полдень» Мирера. Но это уже совсем другая история)
Юлия Белова, 9 ноября 2022 г.
В 1979 году шестиклассница Юля пошла в новую школу. Там проводились удивительные уроки литературы. Раз в две недели (по понедельникам) 15 минут урока отводилось на свободное чтение стихов. Любой ученик мог прочитать любое стихотворение, которое ему захочется, и что ценно -- не по программе!
А по другим понедельникам (тоже раз в две недели) 20 минут урока отводилось на любую книгу, которую школьник желал представить классу. И тоже не по программе.
Хотите рассказать о детективе? Пожалуйста. Исторический роман? Чудесно! Фантастика? Да бога ради! Документальная книга? Все, что душа пожелает. Надо было только кратко пересказать содержание книги (без финала!) и прочитать яркий отрывок. И все. Принять участие в этом представлении хотели все.
Меня очаровала эта традиция. Я тоже хотела поделиться книгой, которая меня поразила. Это был роман Гарри Гаррисона «Неукротимая планета».
Тогда -- в 1979 году -- было не принято издавать фантастику в пестрых обложках, и Гаррисона я читала в знаменитом красно-белом издании «Библиотека современной фантастики». Роман казался откровением -- он будоражил мысли и чувства, он опьянял, он очаровывал.
Разве в наше время мы удивимся персонажу -- профессиональному игроку? А в те времена это было необычно. Да и сама история поражала, зато, читая послесловие Е. Парнова «Подкоп под периметр», я яростно спорила с ее автором. Какая экология?! Роман вовсе не об этом.
Уверена, большинство читателей прекрасно знакомы с перипетиями фабулы романа «Неукротимая планета». И все же -- вдруг кто-то еще не читал роман -- напомню. Планета Пирр смертельна для человека. Здесь все -- растения, животные, птицы и насекомые -- стараются изничтожить людей. Но люди продолжают жить, ведя нескончаемую войну с целой планетой. Но можно ли победить целую планету? А, главное, надо ли это делать? Возможно, решение проблемы можно найти как-то иначе?
И вот этот поиск выхода, столкновения идей и характеров меня необыкновенно привлекали.
Что же такое роман «Неукротимая планета»?
Боевик? Казалось бы, да. Но боевики не бывают такими умными.
Био- и ксенофантастика?
На первый взгляд да. Но вскоре понимаешь, что это тоже не так. «Неукротимая планета» это не история о чуждой нам флоре и фауне, это в первую очередь рассказ о людях и обществе. Книга умная, но при этом еще и страстная.
Как вы думаете, какой фрагмент романа я зачитывала в классе?
Конечно, тот, где герои решают, что делать с источником телепатической команды на единственный город пиррян. И финал этого разговора:
"– Ну что, Мета? – резко спросил он. – Никаких сомнений, никаких колебаний? Ты тоже считаешь, что другого пути покончить с войной нет?
– Не знаю, – ответила она. – Я не уверена. Впервые в жизни я чувствую, что может быть несколько ответов.
– Поздравляю, – с горечью сказал он. – Ты становишься взрослой.»
И, подумать только, этот великолепный роман был первым романом Гарри Гаррисона. Да и сейчас, через много десятилетий он не выглядит устаревшим, хотя, случается, читатели не могут понять, почему гравгерой, сорвав куш, отправился на забытую богом неукротимую планету, хотя мог бы отсиживаться со шлюхами.
«Неукротимая планета» -- это роман о совести, о выборе и ответственности за своей выбор, о войне и мире, о взрослении и о том, что же такое Человек.
Iriya, 18 сентября 2020 г.
«Игроки, не умеющие владеть собой, долго не живут.»
К знакомству с творчеством американского писателя-фантаста Гарри Гаррисона я подошла в уже достаточно взрослом возрасте, прочитав к этому моменту уйму другой литературы. Поэтому думалось, что его произведение, написанное в середине прошлого столетия, будет невольно казаться тусклым и многочисленными моментами каждой главы напоминать другие книжные истории. При этом я абсолютно равнодушна к боевикам с перестрелками, погонями и драками, вне зависимости от того, в антураже какого мира они происходят. Я не люблю романы, львиная доля повествования которых состоит из диалогов, а сюжетные происшествия даже мало-мальски не поддержаны рассуждениями на важные этические вопросы людского существования. И, наконец, меня очень утомляют книги, до отказа забитые бесконечными судьбоносными поворотами, подстерегающими героев (а вместе с ними и читателей) на каждой странице. В связи с этим, ознакомившись с аннотацией, я открывала книгу с полной уверенностью в том, что она не произведет на меня должного впечатления. Как же я ошибалась! Роман Гаррисона с легкостью подтвердил свою литературную значимость для жанра научной фантастики и доказал, что есть произведения, которые сохраняют свое очарование и актуальность вне зависимости от эпох и сред обитания читателей.
«Мозг вывел человека из пещер и открыл ему путь к звездам. Если опять впереди мозга поставить мышцы, мы вернемся к пещерному уровню.»
Развитие сюжета романа начинается с того, как однажды Язон динАльт — игрок космического масштаба — под дулом пистолета получает предложение, от которого (по очевидным причинам) не может отказаться. Сорвать денежный куш и унести с ним ноги — на первый взгляд невероятно сложная задача оказалась пустяковой на фоне событий, которые приготовил нам автор в дальнейшем. Одна глава веселила необычной игрой в казино и неожиданными погонями/перестрелками. Другая — оглушала ревом двигателей космического корабля, вызывая удушливую перегрузку и обморок. Однако все самое интересное Гаррисон приберег для страниц, на которых мы попали в атмосферу необычной планеты, ужасающую своими прелестями. Местная жизнь здесь находилась во власти двойного тяготения, сумасшедших колебаний температур, вулканической активности гор и животно-растительных представителей, существование на одной территории с которыми для человека оказалось абсолютно несовместимо с жизнью. Гипертрофированные автором опасности планеты при всем своем грубоватом описании полноценно сыграли свою ужасающую роль для произведения. Тревога росла с каждой главой, а основной посыл всего происходящего стал понятен в середине повествования и нашел выводы основной своей морали лишь на заключительных строчках. Хочу отметить, что сумасшедшая динамика не была тошнотворной во многом благодаря очень легкому авторскому слогу и неунывающему главному герою.
«Все на свете поддается объяснению, надо только разобраться в фактах.»
Думаю, что даже скептически настроенный читатель с большой склонностью к критицизму не станет отрицать тот факт, что литературное дарование Гаррисона ушло далеко от графомании. Не могу назвать слог автора/переводчика идеальным для моего читательского вкуса, я все же люблю произведения с более красноречивым стилем. Однако надо отдать должное автору — роман написан простым для восприятия языком с идеальным балансом между диалогами, описаниями антуража и действиями. При этом он сумел в стилистически мертвый жанр прозы, коим для меня являлся боевик, вложить максимальную литературную яркость. Гаррисон рассказывал свою историю не только занимательно и складно, он это делал с отображением всемерной остроты происходящих событий, удивительная динамика которых не снижалась ни на одну главу. Мы еще не успели прийти в себя от побега с планеты и изнурительного космического перелета, как в стенку нашего контейнера вцепилась тварь, олицетворяющая квинтэссенцию смерти. Слепой страх, заставлявший сжиматься в комок и казавшийся иллюзорным спасением, был моим неотъемлемым спутником. Жизнерадостный герой и небольшой юмор, встречающийся в тексте, отлично добавляли контраст оптимизма в кажущуюся непреодолимой безнадегу. Я даже взяла себе на вооружение крылатую фразу, которая вызвала улыбку и показалась невероятно меткой во все времена для всех планет:
«Пожалуйста, подтверди свое превосходство над другими обитателями галактики, держи себя в руках и не разлагай меня на атомы.»
Прекрасным украшением романа оказался невероятно интересный главный герой. Он не клеймил позорным поведением страницы и представлял собой тот редкий сорт людей, которых можно смело назвать эмоциональными искателями приключений. Суровые условия смертельно опасной планеты задавали его образу привлекательную отчаянность с душой нараспашку. Одинокий воитель против полчищ планеты смерти, отважный чужепланетчик с живым умом, жизнь которого ежестрочно висела на тонкой цепочке догадок. Феноменальный авантюризм и умение засунуть голову в пасть самой кошмарной ситуации отлично камуфлировали самопожертвования во имя общества. Учитывая его натуру прожженного шулера, очень необычно было воспринимать авантюризм, неожиданно превратившийся в альтруизм. При этом все свои поступки он совершал без нытья и креста великомученика, а с азартом сумасшедшего игрока, поставившего на кон игры жизнь. Мне также очень понравилась краеугольная тема этого произведения, животрепещущая актуальность которой не померкнет во веки веков. Загадка планеты и ее жителей с инертным мышлением казалась замкнутым кругом, выйти из которого не представлялось никакой возможности. Однако полные оптимизма финальные строчки вселяли в сердца читателей надежду на то, что у обитателей планеты есть все шансы на будущее и мирное в нем сосуществование. Этот роман — начало пути героев, которое находит свое продолжение в других книгах цикла. С ними я тоже когда-нибудь обязательно познакомлюсь.
«Но ты прислушайся — слышишь овации на хорах? Это тебя приветствуют духи всех подонков, которые когда-либо бряцали оружием и кричали о пользе войны. Знай себе тверди старые фразы, которые губят людей, сколько существует человеческий род. «Трусливый мир» — это надо же! Мир означает отсутствие войны, прекращение военных действий. При чем тут трусость?»
IgorLutiy, 20 ноября 2024 г.
Этот роман был написан более 60 лет назад, практически в середине прошлого века. В тот момент человек еще даже не полетел в космос. Однако, несмотря на некоторую наивность и простоту сюжета и персонажей, дебютный роман Гарри Гаррисона до сих пор читается интересно и не кажется морально устаревшим.
Безусловно, ключевая роль этого в основной идее произведения. Пирр особая планета, с особым животным и растительным миром и с особенными жителями. Главный герой попадает в эту среду и сам меняется под воздействием окружения. Меняется сам и меняет окружающий мир. Выглядит это пусть немного просто, примитивно и наивно, с точки зрения взрослого человека с богатым жизненным опытом, но все еще вполне убедительно. Насколько это нужно для подобного рода произведений. В конце концов, мы читаем подобные книги вовсе не для глубоких психологических переживаний персонажей или разбора глубоких философских вопросов, поставленных автором. Это вполне типичная классическая фантастика, где есть интересный мир, не менее интересные герои и в достаточной мере присутствует действие и приключения. Безусловно, в детском возрасте подобное воспринимается чуть иначе, но хорошая книга остается хорошей даже спустя десятилетия после ее написания и спустя десятилетия после ее прочтения.
Помню в детстве, более 30 лет назад, когда я впервые прочитал «Неукротимую планету», меня особенно впечатлило оружие пиррян. Пистолет в кобуре на предплечье, который фактически реагирует на нервные импульсы владельца и может выстрелить едва ли не быстрее, чем у человека появится мысль об этом. Сейчас воспринимается это несколько иначе, но все равно впечатляет. И пусть оружия такого еще не придумали, но нейроинтерфейсы тестируют вовсю.
А сама планета? Это было что-то невероятное. Мир, который стремится уничтожить человека. А человек упорно сражается, чтобы выжить. Люди с самого детства становятся почти что супергероями. По крайней мере именно такими они казались в детстве. Сейчас, на фоне массового распространения комиксов и всего прочего супергеройской тематики, таким уже не удивишь и пирряне уже не кажутся слишком особенными. Но они все еще пирряне, люди, которые с детства приучены выживать в самых суровых условиях.
Да, сейчас таким уже, пожалуй, и не удивишь. В множестве произведений описаны и более жестокие планеты, и более крутые персонажи и идеи взаимодействия людей и окружающего их мира, а также поиски возможных причин конфликтов и нахождения компромиссов. Сейчас можно сказать, что все это уже было. Но сейчас — это спустя более 60 лет после написания. Сейчас, это спустя более 30 лет со дня моего первого прочтения этой книги. Но тогда это было свежо и необычно. Интересно и захватывающе.
И вот я перечитал произведение, которое когда-то мне очень понравилось. Какие-то книги, прочитанные в детстве и казавшиеся невероятными тогда, спустя годы оказываются совсем другими. И воспринимаются совсем иначе. В детстве, в момент знакомства с огромным миром фантастической литературы, многое кажется совсем другим. Волшебным, необычным, невероятным, захватывающим и интересным. Многое со временем теряет свое волшебство и становится просто проходным романом из далекого прошлого.
Однако «Неукротимая планета» не такая. Пусть она простая, герои не блещут глубиной, а сюжет хитросплетениями происходящих событий. Но это все еще очень интересная книга об удивительном и опасном мире и с хорошим посылом. Миру мир — как сказал бы Язон динАльт, после того, как его изменил Пирр. Мир между людьми и природой и мир между людьми и людьми. Есть ценности которые вечны. И радует, что даже такая простая, по сути, книга несет в себе и что-то поучительное.
mputnik, 24 ноября 2018 г.
О-о-о, какая встреча! Первый раз прочёл ещё в детстве. Непередаваемое ощущение реальности «галактического человечества». Язон динАльт, Мета, Керк, жестянщики и корчевщики, говоруны, пистолеты, прыгающие в руку, шипокрыл, вулкан, изливающий лаву прямо в океан... Не просто классика — гениальная классика, вершина приключенческой фантастики, перл.
Ностальгия... Зачем я уже взрослый...
Если не читали — сомневаться не надо. Это лишнее.
ЧИТАЕМ.
Без вариантов
romanpetr, 4 октября 2023 г.
«Неукротимая планета» или «Мир смерти» — первая книга Гарри Гаррисона о Язоне динАльте — безусловно хрестоматийная классическая вещь, снискавшая популярность за долгие годы ( уже 63 года этот роман радует и будоражит любителей фантастики ). Книгу перечитывал за свою жизнь раз 10 в разные периоды времени, и всегда она оставалась той занимательной авантюрной научно-фантастической приключенкой. Пожалуй, эта лучшая книга во всей трилогии (остальные после трилогии псевдо-дописки вообще не воспринимаются, и кажутся каким-то «святотатством» — Гаррисон там в соавторстве и на втором плане). Уж как есть!
Да, сама книга теперь кажется несколько «рубленой» и прямолинейной, с простоватым языком. Да, но написана она на одном дыхании и без особо лишних слов! Гаррисон очень старался, ибо вдохновение посетило его, и создал шедевр, которым зачитываются до сих пор. Главное, что сохранены на протяжении всей книги динамизм и острый сюжет, что заставляет не отрываться от книги и держать в некотором напряжении. Очень много интересных идей, как существования самого жестокого мира на планете Пирр, так и других необычных социальных систем и устройств на отдаленных мирах, а также авторская находка в самом герое, ибо тот олицетворяет бесшабашного авантюриста с весьма проницательным умом. Он не может не понравится — Язон дин Альт — ибо он в себе содержит многие лучшие мужские качества, что притягивает к нему симпатии.
Нет смысла в данной книге пересказывать сюжет — уже многие читатели оставили свои отзывы и избавили меня от этого ненужного пересказа. Лучше этот роман прочитать самому еще раз и оценить его с другой точки зрения, но в том-то и дело, что даже с разных ракурсов — книга остается практически идеальной и актуальной по сей момент.
Рекомендуется исключительно каждому начинающему читателю, знакомящемуся с миром фантастики.
Hayabusa, 10 мая 2024 г.
Переосмысливая «Неукротимую планету» понимаешь, что даже сотни лет спустя жизнь человечества будет основываться на всех тех незыблимых китах, на которых оно существовало всегда. Казино, торговля оружием, авантюризм, войны, тяжёлая работа тех, кто снабжает человечество рудой и металлами. Экспансия в космос раньше или позже откроет новые миры; какие-то будут райскими уголками, на других каждый день будет борьбой за заурядное выживание. В одних — блеск и богатство, в других — обычное существование и вечный вопрос — как жить дальше. Прочитал роман давным-давно в «Вокруг света»; одна из лучших работ Гаррисона.
1001, 6 ноября 2024 г.
Написав рецензию, я, заодно, решил в очередной раз перечитать книгу :)
И разобрать ее уже не как любимую книгу из моего детства — а как собственно научно-фантастический роман.
И тут же обратил внимание на ряд вещей, на которые раньше не обращал внимания.
(Внимание! Далее идут сплошные спойлеры, не читавшим книгу — не читать!)
1. Язон и Керк на Кассилии. Таки не зря Язон напрягся — вычислить его было бы очень сложно. Он явно не афишировал себя как удачливого игрока и, в общем и целом — явно старался быть как можно незаметнее (так как «ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить» (с)
Однако натуральный дуболом Керк (что видно из всего дальнейшего) каким-то образом его вычислил.
Причем с упоминанием «планеты Мэхаут, казино «Туманность» и кучи других».
Очевидно, что пирряне имели разветвленную разведывательную сеть на многих планетах (а это довольно дорогое удовольствие) и обменивались информацией с другими разведслужбами.
При этом сами пирряне имели характерную внешность и вряд ли могли просто засылать свою агентуру (анекдот про негра-шпиона, да).
Тут уже возникает мысль о том, что Пирр крышевала какая-то другая планета, используя пиррян втемную.
Далее. Казино — это не ресторан. Большие деньги (а данном случае — очень большие деньги) — это всегда тесно связано с «теневой» экономикой и всеми сопутствующими делами и деловыми людьми.
Выиграть такие деньги Язон мог, а вот унести их и остаться в живых... Да еще при прикрытии в лице только одного «бывшего борца» (хорошая, большая мишень).
Плюс еще в детстве сильно смущал эпизод со сломанной рукой у крупье — ну никак это не могло остаться незамеченным и безнаказанным (разве что Керк держал пистолет прижатым к спине крупье, но это еще более невероятно). И да, как вообще в казино могли пустить клиентов с оружием? :)
Далее идет эпизод с расстрелом людей в машине (просто мчавшейся им навстречу) — три трупа, но план «Перехват» не объявлен. Герои спокойно обедают в ресторане, в то время, когда убийцу трех человек (с очень приметной внешностью) должна усиленно разыскивать полиция (а рестораны и гостиницы — это ж первым делом :)
Вокзалы, аэропорты и космопорты должны быть перекрыты спецназом (дело таки чрезвычайное, и дело не только в трупах). И снайперы должны занять свои места.
Однако ничего подобного не происходит. Таки да — возникает мысль о том, что прикрывает Язона вовсе не Керк.
Далее. Корабль «Гордость Дархана» имеет возможность в любой момент взорвать гостеприимный город на Кассилии на...
Это так же вероятно, как разрешение на вход в порт Нью-Йорка пассажирского лайнера с официально подтвержденным наличием водородной бомбы на его борту (и с возможностью ее использования вахтенным офицером, причем без согласования с кем-то либо)
2. Путь на Пирр. Ну, причину того, что Язон захотел попасть на Пирр весьма прозаична — ему надо где-то укрыться и переждать годик-другой, пока охотники за головами не займутся кем-то другим. А Пирр, где не бывает интуристов — место практически идеальное (если не выходить наружу от Бруччо).
То «бла-бла», что он несет Кирку (простите — Керку :) — просто отмазка. Плюс интересный роман с Метой (и таки да, у Марка Цукерберга этот роман явно любимый :)
3. Выход наружу. Опа, а вот с этого места начинаются странности. И я не о практически полном отсутствии других женских персонажей на Пирре (хотя детей там имеется во множестве) — а о странном поведении Язона. Как-то оно не вяжется с моральным обликом профессионального игрока (а по факту — шулера), причем имеющего на руках очень солидные деньги.
Язон начинает действовать — и действовать очень профессионально. Как профессиональный разведчик (Бонд, просто Бонд :)
Причем профподготовка у него феноменальная — он по факту управляет заведомым психопатом- Керком, и без физических последствий для себя.
Кстати, тут же возникает вопрос, как такие неуравновешенные люди, как Керк, могут управлять хозяйством целой планеты. Хотя он всего лишь начальник отдела снабжения мясокомбината (зачеркнуто). (Прим. — про мясокомбинат, это для людей, еще помнящих советские времена :)
Далее — хотя официально Язон слабее пацана с пистолетом, он таки ухитряется выжить и в одиночку (хотя и проффи может ошибаться, см. случай с прорывам периметра).
И даже при реальной угрозе скорого изгнания — он не прекращает своей разведывательной деятельности (непрофессионал просто бы запил с тоски :)
Еще одно примечание: «Неукротимая планета», безусловно, относится к жанру фантастического вестерна. Поэтому появление индейцев было только вопросом времени :)
Итак, Язон отправляется к «корчевщикам». Для этого он дарит Краннону свою зажигалку с гранатой из ультранита (и как он таскал ее через все таможни? :)
После чего крайне профессионально заводит общение с корчевщиками (для которых он лютый враг по умолчанию).
После чего становится двойным агентом (и без каких-либо сомнений, да, прямо как Верная Рука :)
Самое интересное, что Керк поверил Язону после возвращения от корчевщиков — похоже на то, что Язон мог управлять не только игральными костями, но и мышлением людей.
И снова -о! Язон, профессиональный шулер — таки обладает навыками конструирования сложной радиоаппаратуры. Прямо на коленке собирает локатор (а он еще и паять умеет :)
Все, тут «подкладка» со стороны автора становится очевидной — Язон таки «засланный казачок» от внешней могущественной организации, работающий под прикрытием с легендой «я профессиональный игрок и все». Причем отлично подготовленный к любым неожиданностям и физическим перегрузкам (а попробуйте таки 2g в реале :)
Задание у него непростое — внедриться на Пирр, произвести разведку и найти возможность решить проблему противостояния планеты и людей.
(Результат — богатая ценными ресурсами планета станет доступной для полноценной эксплуатации).
Награда Язона, помимо морального удовлетворения — те самые миллионы кредов (плюс Метабонус :)
Недалекому Керку была подброшена идея и необходимая информация (а возможно — и деньги). Неназванная автором служба обеспечила Язону удачную, без проблем, игру, безопасный выход из казино и отлет на Пирр.
Кстати, у автора мысли самого Язона описаны очень аккуратно — ничто не противоречит именно такому ходу вещей :)
Varianna, 30 июня 2021 г.
«Неукротимая планета» — пожалуй самая первая фантастика в моей жизни.
Ее печатали по кусочкам в журнале «Вокруг света». И с каким нетерпением я ждала каждый новый выпуск этого журнала, благо, мы были на него подписаны... Классика — советская школьница упивается зарубежной фантастикой..
Странный непонятный герой, которому и не снилось столкнуться с «силой противодействия»... Ненависть порождает ненависть. Агрессия порождает ответную агрессию. Но самое забавное, что книгу сочли уж очень агрессивной и... перестали печатать в журнале. И только потом, спустя приличное количества лет мне удалось дочитать ее до конца. Уже в виде книги.
Главный смысл книги прост , практически примитивен. Начинаешь читать и скоро понимаешь чем все закончится, вернее, чем должно закончится. И все равно проглатываешь ее на одном дыхании. Наверное потому, что книга рождает отклик в читателе. А это не самое ли главное?
Селеста, 28 мая 2024 г.
«Мир смерти» — первая книга цикла о Язоне Дин'Альте, которого нелёгкая занесла на планету с чудовищными условиями, а также в целом первая в творчестве Гарри Гаррисона. Язон — карточный шулер с отличным чувством юмора и талантом к телепатии, и именно ему выпадает шанс положить конец многолетней войне человека и планеты, кишащей смертоносными созданиями.
Я даже не знаю, к чему можно придраться. «Мир смерти» по-своему простоват и наивен, но роман написан аж в 1960г. Простота и наивность свойственны подавляющему большинству классической фантастики, написанной в те годы, особенно — космоопере. Персонажи с одной стороны не выдающиеся, но всё-таки запоминающиеся. Проработать хоть кого-то, кроме протагониста, на трёхстах электронных страницах попросту невозможно. Сам протагонист получился ярким и глубоким — эдакий благородный разбойник, выступающий против лишнего насилия, и в то же время пресытившийся своим везением, которое ему обеспечивает телепатия, и однообразной жизнью на индустриальных планетах. Пирр, тот самый мир смерти, для него — вызов. Ну и сам Пирр необычен. Автор действительно потрудился, прорабатывая особенности планеты — от двойного тяготения до уникальных флоры и фауны.
Посылы, заложенные автором, достаточно прямолинейны, но их много, оттого произведение не кажется совсем уж плоским. По большей части, посылы и идеи завязаны на противостоянии: человека и природы, воинов и фермеров, любителей насилия и пацифистов, однобокости и широты мышления, закоснелости и ясности мировоззрения.
В детстве я зачитывалась книгами про Пирр как достаточно незатейливой, и вместе с тем самобытной фантастикой. И сейчас, по прошествии многих лет, читать Мир смерти приятно. Если он и устарел, то самую малость. Кроме того, подобную фантастику легко можно давать читать подросткам: в ней нет пошлости, графичной жестокости, но есть жёсткость, экшен, интересные персонажи и мораль. Надеюсь, однажды этот роман экранизируют — вышел бы зрелищный боевик со смыслом. 9 пиррян из 10.
lammik, 26 октября 2023 г.
Профессиональный игрок Язон динАльт прибыл на планету Кассилия не для отдыха, местное казино просто жаждало принять и озолотить Язона. Однако неожиданная встреча с послом планеты Пирр заставила динАльта несколько скорректировать планы. Озвученное послом предложение не подразумевало отказа, и вот уже Язон динАльт отправляется на Пирр — планету настолько суровую к гостям, что непонятно, зачем им там вообще появляться.
Перечитал «Неукротимую планету». Она по-прежнему прекрасна. Тут вам и приключения с неожиданными поворотами сюжета, и мысли, и смыслы. Даже не верится, что первый роман у Гарри Гаррисона получился настолько совершенным, и что в дальнейшем ничего сопоставимого он не написал. Да, внезапный альтруизм, вдруг проснувшийся у главного героя, вызывает некоторые вопросы. Но ведь человек — существо сложное и многомерное, а склонность к риску и интерес к новому — просто необходимые черты личности для игрока.
Один из тех романов, что способен на всю жизнь зажечь огонь любви к фантастике в сердце подростка, и при этом он не теряет своего очарования при перечитывании через десятилетия.
Нескорений, 16 июня 2015 г.
Нечасто бывает, чтобы дебютный роман автора оказался таким удачным и красочным, этим произведением Гаррисон задал себе высокую стартовую планку, которую не так просто было преодолеть. Несмотря на то, что с момента выхода этого произведения в свет прошло уже более полувека, «Неукротимая планета» не приобрела запаха нафталина, и если не смотреть на год написания, то можно подумать, что роман был написан буквально вчера — я думаю, что это произведение будет радовать многие последующие поколения читателей и вряд ли когда-нибудь устареет.
Впервые этот роман мне довелось прочесть в середине девяностых в рамках обязательной школьной программы на уроках литературы. До этого я уже вовсю увлекался фантастикой, но больше отдавал предпочтение героическому фэнтези, с этого произведения началось мое увлечение фантастикой космической. Перечитав книгу в зрелые годы, несмотря на то, что я хорошо помнил сюжет и персонажей, хотя времени прошло ого-го сколько, могу уверенно заявить, что с возрастом восприятие меняется ненамного, мне действительно было интересно, сюжет держал внимание на всем протяжении, и планета Пирр играла буйными красками перед моим мысленным взором. Без обсуждений и сомнений я готов причислить сие писание к шедеврам зарубежной фантастической литературы.
В полном соответствии заявленному названию романа сюжетное действо разворачивается на просторах одной планеты — Пирр, место крайне недружелюбное по отношению к человеку, здесь вся природа, включая флору, фауну и силы стихии ведут с человечеством войну на истребление вот уже нескольких столетий. Однако, в самом начале романа автор помещает главного героя на планету Кассилию, продемонстрировав писательский талант на поле остросюжетного боевика — с первых же страниц мы погружаемся в мир казино, ощущаем напряжение игроков, попадаем в каскад перестрелок, погонь, сопряженных с экстремальным вождением, и попутно знакомимся с главным героем. По уровню динамики роман не уступает произведениям из цикла о Стальной Крысе, что не может не радовать.
Главный герой во многом типичен для Гаррисона и вызывает стойкую ассоциацию со Скользким Джимом — перед нами опытный авантюрист, наделенный даром психокинеза и нетривиальным именем — Язон динАльт. Описание родной планеты Язона — Поргорсторсаанда, немедленно вызывает в памяти ассоциации с Райским Уголком и Фигеринадоном-2, на которых появились на свет Стальная Крыса и Герой Галактики. Это ничем не примечательный фермерский мирок, в котором яркой личности главного героя нестерпимо тесно и с которого он устремляется в космос навстречу приключениям. Род занятий Язона непременно роднит его с Джимом диГризом, однако, сам главный герой признается, что вполне серьезно подумывал о военной карьере, если бы данный вид деятельности не предполагал строгой служебной субординации. Таким образом, Язон вполне мог оказаться бравым космическим десантником и пойти по стопам Билла, но автор сделал свой выбор.
Второстепенных персонажей в романе не так уж много, но автор справился с поставленной задачей — ему удалось показать пиррян яркими, рельефными персонажами, а не бандой безликих качков с квадратными подбородками. Прирожденный лидер Керк, ворчливый, но проницательный и добрый в глубине души доктор Бруччо, красивая, по-детски наивная и вспыльчивая Мета — эти образы запомнились мне надолго. Отмечу свое небольшое наблюдение: образы женских персонажей, носящие слегка искаженные вариации имени Мета появляются в последующем творчестве Гаррисона. Это женщина-офицер Мита из романа «Билл, герой галактики на планете роботов-рабов», которая по типажу соответствует гипертрофированному образу пиррянки, а также Мата, лидер женской половины города Рай из романа «Стальная крыса поет блюз».
По форме «Неукротимая планета» представляет собой короткий роман с разбивкой на небольшие главы, не имеющие названий. Сюжет прямолинеен, без каких-либо отступлений и изысков, что предельно облегчает восприятие текста, написанного простым разговорным языком, прекрасно подходящим для описания динамичных событий и быстрой смены декораций. Пространных описаний природы, технических приспособлений и монстров в романе нет — автор пользуется короткими, но четкими штрихами, не углубляясь в детали. Несмотря на то, что по сути роман написан в жанре приключенческой фантастики с элементами боевика, присутствует и социальная компонента. Здесь все просто и лаконично: пирряне делятся на два лагеря — «жестянщики» и «корчевщики». Первые живут за Периметром в единственном на планете городе и решают все проблемы с местной фауной при помощи огневой мощи, вторые же нашли способ жить в гармонии с природой и выживают в лесах, занимаются производством пищи. Несмотря на смертельную вражду между группировками пиррян, выжить они могут лишь сотрудничая — «жестянщикам» нужен фураж, а «корчевщикам» необходимы технические устройства и материалы — примирить этих старых врагов между собой и с самой планетой задача на первый взгляд невыполнимая, именно эту миссию добровольно берет на себя главный герой.
Во время последнего прочтения заметил только один негативный момент — слишком явно и очевидно автор пытается обратить читателя в свою «веру» — антиклерикальный, антивоенный, а также «гринписовский» пафос местами бьет через край, но мастеру можно простить и не такое, ведь в остальном роман только радует. Ориентируясь на собственные впечатления могу рекомендовать это произведение всем любителям фантастики независимо от возраста, если кто вдруг не читал, прочесть определенно стоит, это проверенная временем классика в которой каждый найдет что-то свое, и даже через годы откроет для себя новые слои этого произведения. Кроме того, знакомство с творчеством Гаррисона, а для кого-то и вообще с фантастической литературой, стоит начинать с этого романа, по крайней мере — это один из лучших вариантов для интересного знакомства.
strannik102, 5 декабря 2023 г.
Благоустроенная планета, или Пиррова победа?
Эта книга дожидалась перечтения с лета 1970 года — точно помню, потому что осенью 1970 со своей одноклассницей (и будущей/нынешней супругой) обсуждали её, совместно окапывая яблони в городском саду.
На мой взгляд, это один из лучших зарубежных НФ-романов своего времени. Совместивший в себе достоинства как остро приключенческой фантастики, так и произведения, меняющего наши представления о мире и о силах, взаимодействующих в нём. И приводящий читателя к пониманию верности простого утверждения, что «как аукнется, так и откликнется», что помимо армрестлинга руки могут соединятся в рукопожатии, что если правая рука борется с левой рукой, то твоя сила уменьшается, и только соединённые усилия обеих рук приводят к победе.
А ещё, конечно, весьма привлекателен вот этот фантдоп о высокой чувствительности живой материи планеты Пирр к мыслечувствам — поневоле начинаешь искать параллели из нашего земного реала и допускать существование экстрасенсорики, телекинеза и прочих экзотических способностей.
А отсюда недалеко и до идей Вернадского и иже с ним — привет, антропосфера!
А параллельно с Вернадским на ум приходят мысли о Дерсу Узала и других живых стихийных экзотах и эмпатах человечества.
И кстати вспоминаешь рассказ Аркадия и Бориса Стругацких «Благоустроенная планета»...
wsucr, 17 июля 2020 г.
Впервые «Неукротимую планету» прочитал лет эдак в 15. Сказать что был в восторге, это ничего не сказать. Да и от всего Гаррисона сходил с ума и читал запоями всё, что было уже переведено и можно было достать в те далекие юношеские годы.
Прошло почти 40 лет и случайно увидев знакомое название — захотелось перечитать, вспомнить, заново ощутить и оценить эффект и карму одного из лучших представителей боевой фантастики 60х — 90х годов XX века.
Ну что ж, Гаррисон остался Гаррисоном. Язык, динамика, красочность и сочность подачи, сюжет, мораль, все осталось в порядке даже спустя столько лет. Читать, представлять, сопереживать было также интересно как и 40 лет назад.
Да, безусловно, многое в оценке и восприятии с возрастом меняется, что то в лучшую сторону, что то в худшую, моменты, когда Язон обдумывая сказанное собеседником или растерянно семеня за Керком попутно расстреливает пару тварей не отвлекаясь от своих мыслей — сейчас выглядят смешно, нелепо и напоминают какое то бульварное чтиво, но во первых, таких наивных эпизодов, которые заставляют снисходительно улыбнуться с высоты прожитых лет и количества прочитанной художественной литературы мало, а во вторых, все они забываются и не мешают полному восприятию и оценке всего произведения как целого, полученному впечатлению и долгому послевкусию от прочитанного.
Гарри Гаррисон даже сегодня прекрасен и увлекателен. А Неукротимая планета — одна из лучших жемчужин его творчества.
К прочтению обязательно в любом возрасте!
warlock1980, 15 августа 2022 г.
Не буду говорить много слов об этом романе.
Прочитанный в детстве, как простой фантастический боевик, и перечитанный сейчас, спустя лет этак 25, уже как более серьёзное и осмысленное литературное произведение, роман доставляет ещё большее удовольствие.
Потрясающая научно-фантастическая книга, которая быстро развивается и полна приключений! Читая подростком, обращаешь внимание на диковинные приборы, устройства, фантастическое оружие, расу людей, похожих на воинов, инопланетных монстров и так далее. Теперь, перечитывая роман, я обращаю внимание и на другие вещи. К примеру, на эволюцию мышления, изменение сознания двух разно-социальных групп людей, колонистов, волей обстоятельств живущих, выживающих и взаимодействующих друг с другом в ужасающих условиях негостеприимной планеты. Этот роман интересен и с точки зрения научной фантастики и с точки зрения изучения психологии и культуры.
Позвольте закончить с цитатой из книги, которая нашла отклик у меня:
"— Не знаю, — ответила она. — Я не уверена. Впервые в жизни я чувствую, что может быть несколько ответов.
— Поздравляю, — с горечью сказал он. — Ты становишься взрослой.»