Дуглас Адамс «Ресторан «У конца Вселенной»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Юмористическое | Приключенческое | Ироническое | Сатирическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Возраст читателя: Любой
Веселый денек выдался у Артура Дента и компании. На завтрак — беседа с призраком, на обед — рандеву с Президентом Галактики, а ужин им предстоит в роскошнейшем Ресторане «У конца Вселенной».
В публикуемом в изданиях от АСТ переводе Генкина и Силаковой роман представлен в сильно урезанном виде. Из издания удалены целые абзацы оригинального авторского текста. В том числе полностью удалены небольшие главы 24 и 27.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Если 1995'4», 1995 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1985 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 26 мая 2022 г.
Из плюсов романа маленький объем и легкий язык. Пару раз было смешно. Все.
Рассказана бессмысленная история, в которой герои что-то делают, но зачем они делают — непонятно. Нагромождение абсурда быстро приедается и читать становится скучно
AlisterOrm, 27 сентября 2022 г.
Выделять эту часть цикла в отдельный роман я бы не стал, поскольку он смотрится как бесшовное дополнение к первому роману. Нельзя войти в одну реку дважды — так Дуглас Адамс и не входит, он всего лишь продолжает развитие тем первого романа. И это не просто банальный театр абсурда, а хитро выстроенное повествование, которым автор пытается доказать, что в нашей безумной Вселенной любая мелочь, любой брошенный камень ведёт к целой цепочке никоим образом не предсказуемых следствий. Я даже начинаю понимать Повелителя Вселенной, который в этом сумасшествии решил уйти в крайнее бёрклианство, да и капитан космического ковчега не вылезал из своей ванной годами не от хорошей жизни. Аляповатость жизни здесь настолько привычна, что даже конец света воспринимается в ней лишь как очередной занятный фон, под который можно крепко накатить.
То, что и было — немного метафоричности, чуть-чуть цинизма, галлон абсурда и хлёсткие гэги. Надеюсь, у автора их запас бездонен.
artem-sailer, 11 октября 2021 г.
Второй роман из цикла о знаменитом Путеводителе для автостопщиков. Приключения полюбившихся героев продолжаются, сюрреализм со слегка поехавшей крышей не иссякает, диалоги полны английского юмора с претензией на научно-фантастичность.
В комментарии к первому роману я писал, что юмористическая фантастика — это одно из самых сложных для автора направлений в фантастической литературе. Сейчас же хочу дополнить эту мысль тем положением, что, с другой стороны, ни один из жанров литературы не предоставляет автору столько возможностей для остроумия. Ведь одним из излюбленных инструментов писателя-юмориста или писателя-сатирика является так называемая условность эксцентрики, когда автор в угоду комичности момента жертвует общепринятой логикой или, например, законами физики. Как известно, нельзя поплевать на руки сквозь марлевую повязку на лице, однако герои «Кавказской пленницы» запросто проделывают этот трюк. Как же смеяться над концом света, если потом попросту некому будет смеяться? Однако с лёгкой руки писателя-фантаста и это очень даже возможно. Фантастика легко оперирует такими допущениями, на то она и фантастика.
Как и в предыдущей книге, в этом романе Дуглас Адамс умело пользуется взятыми на вооружение чудесными инструментами — юмором в одной руке и фантастикой в другой — выдавая на выходе блестящие сюжетные ходы и зубодробительные ситуации.
PS. Это 42-я по счёту книга, которую я прочитал в этом году.
Double Black, 28 марта 2022 г.
Не большой поклонник Адамса. И британского юмора в общем. Исключая Терри Пратчетта.
Но надо сказать, что весь цикл хорош и читается легко. Продолжение «Автостопом по Галактике», пожалуй, даже лучше первой книги: оно написано увереннее, что ли. Словно «Автостопом» было пробой пера, а дальше, уже усвоив, что можно, а что не стоит, Адамс двинулся раскрывать свой талант во всей его полноте. Да, это книга абсурда. Да, сюжета нет, логики тоже, здравый смысл в мотивах персонажей взял перерыв и пьет кофе в другой книге. Но читается «Ресторан» легко, на одном дыхании, и в кайф. За то и спасибо.
p-azarenkov, 21 сентября 2018 г.
Наконец-то дочитал вторую книгу цикла «Автостопом по галактике» под названием «Ресторан «У конца вселенной«! Просто вымучил книгу, если честно. Вот когда ожидания не оправдываются... И если первая книга была достаточно интересна, то уровень бредовости происходящего во второй книге никакой сарказм не смог пересилить. Да, есть несколько смешных моментов, есть интересные задумки и вопросы, но то, КАК это всё преподнесено подвергает сильному сомнению, что я продолжу чтения цикла в дальнейшем.
Рейтинги показывают, что она не уступает первой. Но у меня не сложилось как-то с ней...
Alter_A, 14 мая 2020 г.
Говорить о сюжете этой книги — бессмысленно и бесполезно. Ибо сюжет вовсе не главное. Самое интересное — в деталях. Практически вся книга разобрана на цитаты, которые были актуальны при ее написании и стали еще актуальнее в наше время. Автор умудряется с сарказмом изобразить все стороны жизни. Так, Адамс предвидел тотальную зависимость человека от техники, когда лифт-экзестенциалист принимает решение, куда человеку лучше поехать, кофеварка лучше знает, какой чай или кофе будет лучше. От отдельно взятого человека уже ничего не зависит, его мнение никого не интересует.
"— Этот напиток, — мягко продолжал жаждоутолитель, — был создан специально, чтобы удовлетворить вашим индивидуальным запросам и потребностям, как по вкусу, так и по питательности.
— А, — сказал Артур, — так я, значит, мазохист на диете?
— Поделись и Насладись.»
И чем более развитой становится техника, тем тупее искусственный интеллект. И даже робот живет в состоянии перманентной депрессии. Где люди способны узнать о том, что они беспросветно устали от жизни, только из СМИ. И где адвокаты трактуют смертельно опасные инструкции с точки зрения литературы. Где наноматематика изобретает надувательство пространственно-временного континуума, а признаком наивысшего развития общества становится количество обувных магазинов.
И только люди по-прежнему страшатся слезть со своего дерева, которое упорно считают единственным в лесу. А несогласные достойны только смерти.
Где вместо решения насущных проблем выживания проводятся сотни заседаний тысяч комиссий, но так и не изобретается колесо и не добывается огонь. Зато в первую очередь изобретаются деньги и налоги. Где важнее изобрести щипцы для волос, нежели добыть огонь. И в этой суете всегда можно еще раз принять ванну. Ведь в сущности нам все равно некуда спешить.
И уже совершенно неважно, какой же все-таки главный вопрос. Главное мы знаем. 42.
vam-1970, 13 ноября 2018 г.
Второй роман из цикла «Путеводитель по галактике для путешествующих автостопом».
Абсурд продолжается. Абсурд абсурдов или абсурд в кубе. Самый интересный сюжет — это ресторан, существующий постоянно за несколько часов до гибели Вселенной. Оригинально! Но ряд ещё смешных перлов.
Для лёгкого чтения в метро. Вышел из толчеи и приятно после чтения .Навевает оптимизм. Герои из любой ситуации выпутаются по воле случайностей , воспроизводимых автором.
Ольгун4ик, 22 января 2019 г.
Если вы решили пообедать в ресторане, пожалуйста, обязательно правильно выбирайте его название. Иначе развлекательная программа этого заведения может вас внезапно удивить. Хотя почему внезапно? Вы же ищете смысл жизни. А кто-то ищет того, кто управляет вселенной.
Главное не пытайтесь перебить аппетит и не ищите чай. Я всегда говорила, что чай это отрава и автор это категорически подтверждает.
Вселенная как же ты велика и мала, бесконечна и закольцована. Есть нет будущего, то зачем прошлое.
Получила невероятное удовольствие. Абсурд, но прекрасный и менее камерный, чем у Кэрролла. Скорее масштабы поражают и полотенце всегда с нами, вместо непостоянного кролика. Все таки не удержусь и приведу пару цитат. Не понравится, не читайте
»- Так вы верите, что люди существуют? — настойчиво продолжал Зарнивуп.
-Кто знает?.. У меня нет твердого мнения на этот счёт.
-Пойду взглянуть, что там с Триллиан, сказал Зафод и вышел. Догнав Триллиан, он сказал: — Кажется, наша Вселенная в надежных руках.»
Действующие лица из цитаты:
Зафод — бывший какой-то самый главный правитель. С двумя головами и в изгнании.
Триллиан — земная девушка, которую очаровал и увез с собой Зафод, этим случайно спас от катастрофы, произошедшей в предыдущем романе.
Зарнивуп, ещё один интересующийся, кто же все таки на самом деле нажимает на кнопки. Боюсь, дождь не принесёт ему добра
А эта цитата, прямо про нас:
»- Что?
- Дело плохо.
- А-а, — сказал Артур. Новость была не первой свежести.»
Тимолеонт, 18 декабря 2017 г.
Образцово-показательное продолжение, какими они и должны быть. Здесь есть все те качества, что возвели первую часть в культовый статус, и даже устранены явные недостатки вроде чисто формального и символического сюжета. Книга делает попытки выйти за рамки просто сборника парадоксов и забавно-остроумных эпизодов, рассказывая вполне внятную историю. Персонажи так же понемногу перестают быть статистами и автор старательно прописывает и шлифует их личности.
Вообще безусловно радует, что Адамс принялся совершенствовать свой шедевр, признав первый эксперимент успешным.
Orion-Seregil, 30 января 2017 г.
Необычно, абсурдно и совершенно невозможно, но при этом весьма и весьма интересно! Каково это — наблюдать за смертью всего сущего, самой Вселенной? Наверняка очень и очень захватывающе... Но мы с вами этого не увидим, так как даже в такие моменты у индивидуумов человеческого роду племени есть свои неотложные и до боли срочные дела! А уничтожение всего живого на целой планете ради псевдоискусства — якобы необыкновеннейшей песни... Автор — истинный мастер метафор и скрытого смысла.
Категорически рекомендую!
Myrkar, 2 сентября 2016 г.
Роман интригует с самого эпиграфа, который намекает, что все усложнилось после того, как во Вселенной появился ответ на вопрос смысла жизни. Ну и действительно, что жители Вселенной ожидали от компьютера, который создан для расчётов и работы с базами данных? Слишком просто — нужен новый уровень запутанности, чтобы ответы и вопросы не замыкались на цифрах. Та же ерунда происходит, когда планету оккупирует толпа офисных служащих и работников сферы услуг. Практически весь юмор книги и держится на том, как все перевёрнуто с ног на голову: властитель вселенной — крайний агностик, философствующий над очевидностями, в то время как огларунцы, наоборот, не верят в жизнь на соседних деревьях, якобы те — всего лишь общая галлюцинация, второе пришествие пророка состоится реально прямо перед концом света, поп-звезды скупают звездные системы и преобразуют миры с помощью шоу при участии абсолютно черных кораблей (отсылка к монолитам Артура Кларка, как и игры в «Эрудит» с неразумными обитателями Земли), а нумерация поколений Зафода Библброкса идёт в обратную сторону, потому что его прадед — это перемещённых во времени правнук.
А дело в том, что вторая книга про автостопщиков теперь добавит следующее измерение Вселенной — временное, поэтому героям предстоит посмотреть на вселенский конец света в одноименном ресторанчике и оказаться при моменте зарождения на Земле человечества, которое окажется потомками присланных сюда на ковчеге голгафрингемцев, которые в свободное от лежания в замороженных капсулах время занимались регулярными пробежками, в то время как капитан корабля предпочитал пребывать в горячей ванне. И правда, почему бы и нет?
И, конечно же, во всех приключениях, в которые попадут уже знакомые главные герои, путешествующие в запутанных пространственно-временных завихрениях, будут скрываться самые разные вопросы, с которыми не раз сталкивались земляне, находя свои интерпретации ответов, позволяющих жить и выживать в огромном и, как утверждают краткие статистические сведения о геосоциальной природе Вселенной, совершенно пустом невзаимодействующем своими частями миром, в поисках смысла этой самой жизни. Но, даже так, тут очень многое нужно увидеть, чтобы действительно пожить, как утверждает Зафод Библброкс. Так что краткость зарисовок и сведений оправдывает то, что на скудную жизнь, обитающую во Вселенной можно взглянуть мельком, а не пытаться охватить её масштаб, чтобы сойти с ума, потому что и малая часть велика и только ради неё следует распрощаться с чувством меры. Хотя, сдаётся мне, у автора это чувство есть, как и прекрасное чувство юмора.
scafandr, 19 февраля 2016 г.
Галоп по галактике продолжается. Уменьшение корабля до размеров игрушки, поиск вопроса, ответом которого является слово 42, с микроволновкой поболтать приятнее, чем с человеком, какого это прождать несколько десятков миллионов лет, увидеть с ресторане гибель вселенной, дегустация напитка, приготовленного со словесного описания — это и многое другое можно прочитать в продолжении улыбательного «Автостопа по галактике».
Все так же хорошо, как и раньше, больше абсурда, больше хаоса, больше неожиданных роялей, валящихся на голову. Море забавных моментов и пародий на общественные каноны. Хорошее продолжение интересного цикла
al-lax, 3 октября 2017 г.
Не смотря, что я не любитель глупостей, мне понравилось. Беспрецедентно глупая, тупая книга, но с очень большим намеком, чувством юмора, настолько неординарная и ломающая обычные устои, что я рекомендую ознакомиться, не стоит судить по верхам и сразу бросать.
skein, 5 ноября 2011 г.
А ведь за всем юмором скрывается глубокий пессимизм на грани отчаяния.
... Бог найден и оказался солипсистом, сомневающимся в собственном существовании.
... Мессия всё-таки вернулся — чтобы через миг погибнуть вместе со всей Вселенной.
... Земляне оказались потомками кучи кретинов, вышвырнутых в связи с полной бесполезностью с родной планеты.
... Несерьёзно-параноидальный Марвин вполне по серьёзному сгорает в пламени звезды.
Я понимаю, почему сам Дуглас считал вторую книгу любимой.
В конце автор ставит жирную и окончательную точку. Даже не знаю, как он собирается заново поднять сюжет в третьей части.
lofi, 21 мая 2018 г.
Ресторан «У конца Вселенной» — Ярче, веселее, безумнее и под сумашедшесносящим аперитивом.