Фриц Лейбер «Сумасшедший волк»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всемирный Управляющий готов завершить дело своей жизни, поставить на ключевые посты подготовленных профессиональных управленцев. Осталась самая малость — сообщить своему другу и соратнику, занимающему пост секретаря всемирного совета, что тот отстраняется со своего поста по причине сумасшествия...
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, April 1944», 1944 г.
— антологию «Big Book of Science Fiction», 1950 г.
— сборник «Ночь волка», 1966 г.
— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.
— сборник «The Best of Fritz Leiber», 1974 г.
— антологию «The Science Fiction Roll of Honor», 1975 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)», 1981 г.
— сборник «The Leiber Chronicles: Fifty Years of Fritz Leiber», 1990 г.
— антологию «Долина проклятий», 1991 г.
— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.
— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.
- /языки:
- русский (5), английский (12)
- /тип:
- книги (16), периодика (1)
- /перевод:
- В. Баканов (3), И. Горачин (1), Д. Мариконда (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 29 октября 2021 г.
Могут ли сумасшедшие править миром? Наверно, именно таким вопросом задался автор, собираясь писать данный рассказ. Каррсбери считает себя вполне здравомыслящим человеком, кому одному удалось сохранить свой рассудок нормальным в условиях глобальной невротической эпидемии. Уже более 10 лет он не видел никого, равного себе по интеллекту. Пользуясь своим умственным превосходством, он начал быстро продвигаться по службе и вскоре стал правителем нового мира. Казалось бы, цель достигнута и можно почивать на лаврах. Но проходит некоторое время, и Каррсбери убеждается, что всё на самом деле обстоит не так, как ему кажется...
Истории известно довольно большое количество правителей, которых можно считать душевнобольными. К примеру, римский император Нерон или российский царь Петр Третий. Если бы подобные персоны не были на вершине власти, их уже давно бы упекли в «желтый дом», изолировав от окружающих. А так приходилось терпеть все их выходки. Впрочем, правили такие люди недолго: рано или поздно их свергали более адекватные претенденты. Вот и Каррсбери считал, что он сделал миру подарок в лице самого себя. Но автор обманывает ожидания читателя и реализует совсем другой сценарий: нормальный человек — всего лишь марионетка в руках душевнобольных. Нестандартный взгляд на будущее, ничего не скажешь! Чтобы во всём этом был хоть какой-то элемент правдоподобия, автор вводит одно допущение: на какое-то короткое время к больным возвращается рассудок, и они становятся нормальными людьми, а потом цикл повторяется по новой. Такой постулат позволил писателю постоить заговор внутри заговора и вывернуть ситуацию наизнанку. Финал будет полной противоположностью началу. Впрочем, так и должно быть в подобных историях.
--------------
РЕЗЮМЕ: притча, показывающая ложность известной поговорки «В стране слепых царем будет и одноглазый». К сожалению, в нашей реальности подобное, похоже, уже становится правилом.
Edward Woeful, 4 декабря 2021 г.
Ужас описанной в рассказе ситуации в том, что ведь на самом деле часто всё именно так происходит. Люди, десятилетиями находящиеся при власти, уже не способны видеть реальности. «Свита» не просто «играет короля», она играет королём, она решает, что король будет видеть, слышать и думать. И многие «короли» идут по одному и тому же пути: начинают считать весь мир сумасшедшим, а себя — единственным нормальным, спасителем, миссия которого — «вылечить весь мир». За примерами далеко ходить не надо.
Финал рассказа — трагедия одного человека. Но это не самый худший финал из возможных, ведь если бы этот человек продолжил беспрепятственно осуществлять то, что задумал, то это стало бы трагедией миллиардов людей.
vam-1970, 29 февраля 2016 г.
Поставил наивысшую оценку . Время написания -1944 год. Но актуальность!!Две идеи ярко выражены в рассказе -первая : к власти часто рвутся сумасшедшие или психически нездоровые люди. Это уже факт за прошедшие 72 года -сколько мы видали таких психически нездоровых на высоких постах? МНОГО!.
Вторая — бал правит бюрократия , которая окружает правителя, каким бы честным он не был.
MarchingCat, 12 августа 2015 г.
Запредельно тонкая ирония. Причём, ирония над читателем. Боюсь, что это тот случай, когда буквально каждый читатель сделает из рассказа какие-то свои выводы, а то что хотел сказать именно автор можно угадать разве что случайно.
Проблема кроется в нескольких моментах, которые сводят на нет почти любые логические построения (Например то, что в описываемом обществе исчезли понятия сумасшествия, психиатрия и так далее. Ибо если это общество сумасшедших относительно нормальных, то нормальных бы называли сумасшедшими и лечили. Психиатрия и понятие «псих» всё-равно бы остались.).
Рассказ — головоломка, не имеющая единственно верного решения.
god54, 14 июля 2016 г.
Мне кажется, что автор хотел сказать о двух вещах. Первая, что уже давно все человечество сошло с ума, если оно уничтожает экологию и ведет бесконечные войны. Второе, что короля играет свита. Один высокий чиновник сказал о самом себе, что он ничто, он лишь принимает решения или делает вид, что принимает решения, а все остальное делают маленькие чиновники, когда готовят проекты решений, писем, законов. И как они решат так и будет. А рассказ скорее и написан в стиле бузумного человека.
muravied, 8 июня 2012 г.
У меня чуть голова не лопнула пока я читал этот рассказ.
Как-то всё путано и коряво. Мир в котором никто не может понять за что борется, кто псих, а кто нормальный, и вообще никто ничего не понимает, кроме Правителя, а в итоге оказывается и он ничего не понимает.
Да и я ничего не понял. Понравился лишь невидимый лифт и газообразные монстрики.
ааа иии, 9 апреля 2009 г.
Лейбер — артист в образе, художник в слове, психолог в сюжете. Ожидать от него мудрости не приходилось, поэтому эта новелла удивительна разумностью и злободневностью. Совершенно правильно ее печатали отдельно от «Ночи волка» — хроники невнятной и дискретной, которую сложно советовать к прочтению.
И, казалось бы, идея «сумасшедшие у власти» просто эпизод, игра ума. Дик в «Кланах Альфанской луны» построил целое общество на этой основе. По-моему, ограничив тему правительственными кабинетами, Лейбер вступил в дискуссию о роли личности в истории.
Спор этот бесконечен, как сама история. В близкой же перспективе решающее значение характера руководителя не отрицает никто. Воля к победе, лидерство, агрессивность, энергия — самые очевидные качества. И наоборот — каждый может привести пример бессмысленной суматохи, тупого давления и не соотносимых со средствами амбиций. Так может, отбирать в правление тех, у кого нужные качества гипертрофированы, и приглядывать за ними?
Слабое место идеи в том, что для применения специнструмента необходимо твердо знать, какой нужен. Кто необходим в данный момент, параноик, маньяк или кататоник. А как? К тому же, известно: выбранный по темпераменту стиль деятельности позволяет индивидам достичь равных высот. От наладки станков до прыжков с парашютом инертные выигрывают, если не суетятся и планируют, подвижные — если успевают реагировать и регулировать. Флегматик выдерживает график, меланхолик имеет разные сценарии в запасе, холерик концентрируется, сангвиник импровизирует и т.п. Выгода может быть невелика.
Суммарное впечатление — для рассказа хорошо. Лифт действительно поднялся выше здания.
Yazewa, 18 февраля 2011 г.
Юмористической мне эта работа не показалась. А всерьез ее воспринимать и вовсе сложно. Итак, методом исключения, все-таки — ирония? :wink:
Не понравилось стилистически. Продиралась сквозь текст, только чтобы узнать, чем же кончится эта странная история. Оказалось — ничем. Вполне закономерно, пожалуй.
sanchezzzz, 12 октября 2008 г.
В каком психологическом состоянии должен быть писатель, если он сочиняет вдруг такую историю? Нормальность ненормального, норма отклонения от нормы, да и вообще стертая, незримая грань между нормой и уже не-нормой, — такая идея могла, наверное, возникнуть в военное время, в период всеобщей истерии и непонятности происходящего, когда по большому счету не ясно было миру, чем всё закончится. Может я и не прав, не знаю, но даже названия рассказа от разных переводчиков противоречивы: один считает, что он о безумии, другой — наоборот. А еще рассказ напомнил роман Дика «Кланы Альфанской луны», где также психические отклонения разных людей оправданы и систематизированы. В целом же, рассказ не понравился.
duke, 21 октября 2007 г.
Неинтересно. Кроме хорошего перевода, больше ничего особенного в рассказе не нашел. Ветхий какой-то рассказец.
Бывший, 30 мая 2006 г.
Остроумная вещичка, где психически здоровые люди считаются отклонением от нормы. Психи — рулят! Веселая безделушка.
tevas, 27 июля 2006 г.
Занимательно, но развязка немного предсказуема. Очень понравился Генеральный Секретарь — очаровашка! А зеленая масса чем-то лизуна напомнила...