Уильям Хоуп Ходжсон «Карнакки — охотник за привидениями»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Истории о привидениях ) | Детектив (Классический детектив ) | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
- /языки:
- русский (13), английский (53)
- /тип:
- книги (61), периодика (4), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Гайдаш (2), С. Голунов (1), Г. Кот (1), И. Логинов (2), А. Мороз (1), О. Полухина (1), О.А. Славникова (1), Ю.Р. Соколов (4), В. Татаринов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 28 сентября 2023 г.
Время от времени четверо друзей, Доджсон, Джессоп, Аркрайт и Тейлор, получают приглашение явиться в дом № 472. Их ждет вкусный ужин и приятное общение. Главное же блюдо вечера и его первопричина – история, которую расскажет хозяин дома, Томаса Карнакки. Дело в том, что Карнакки работает кем-то вроде паранормального, или оккультного, детектива.
В сборник историй о Карнакки вошло 9 рассказов. Некоторые имеют вполне рациональное объяснение, например «Дом среди лавров», «Невидимая тварь» и «Находка». В первых двух случаях “соль” была в умелой мистификации и скрытых механизмах. Третий рассказ, история о подлинности рукописи, чистейший детектив. Другие истории – повествуют о демонах («Свистящая комната»), духах («Обитатель последнего дома»), порталах в другие миры («Врата чудовища») и хтонических тварях за гранью нашего познания («Свинья»). Есть история о чем-то невразумительном, но пугающем – «Корабль с привидениями».
Истинной жемчужиной сборника, как по мне, можно назвать рассказ «Незримый конь». Здесь сплелись истории о любви, древнем проклятье, человеческой зависти и самопожертвовании. Атмосферой эта история немного выбивается из остальных, и чем-то напоминает «Собаку Баскервилей».
Сам Карнакки в своих расследованиях не гнушается использовать как чисто оккультные способы борьбы с духами — древние заклинания, пентаграммы, свечи и чеснок, так и современные (на тот момент) технологии – фотоаппарат и электричество, следствием чего стал его знаменитый эклектический пентакль. Научный подход тесно переплетается с предрассудками, наука с магией.
Сами рассказы, хотя написаны раньше, очень сильно напоминают работы Лавкрафта. Или, скорее всего, наоборот. Слог Ходжсона частенько весьма тяжел, описания, особенно потусторонних ужасов, весьма детальны. Все это достигает апогея в последнем рассказе («Свинья»), где автор упивается описанием хтонических штук, что немного утомляет.
Уже дочитывая сборник, я подумал вот о чем – а что если Карнакки никакой не оккультист? Что если он всего лишь хитрый обманщик, или, что хуже, сам верит в свои выдумки? В таком случае все немного переворачивается с ног на голову – четверка друзей с удовольствием готова прийти в гости и послушать очередную байку хозяина, ведь он сочинять их такой мастак. Тогда встают на места все возможные несостыковки и нелогичности.
Сборник о Карнакки получился средненьким. Логичные концовки рассказов притянуты за уши, тяжеловесный слог автора может утомить, да и сами сюжеты следую одной и той же схеме. С другой стороны – в рассказах есть некая искорка, которую Ходжсон оставил тлеть, но которую позже раздул Лавкрафт.
Iricia, 27 июля 2020 г.
На мой вкус, в сборнике есть как крайне слабые, так и очень сильные рассказы, однако некоторые показались особенно жуткими, поэтому впечатление в целом осталось положительным. Немного сбивает с толку то, что где-то на середине сборника Карнакки перестает фигурировать в историях, что несколько странно для сборника, названного в честь него, но некоторым рассказам это идет только на пользу: они приобретают оттенок некой байки или легенды, рассказанной со слов какого-нибудь знакомого, правдивость которого вызывает большие сомнения. Это, в моих глазах, всегда придает рассказу некою чарующую двоякость: может всё так и было на самом деле, а может имеет место «ненадежный рассказчик». Когда рассказчиком является Карнакки, главный герой, для меня этого эффекта не возникает и рассказ воспринимается именно как художественная выдумка.
Вообще большинство рассказов отличаются отличной мистической атмосферой, хотя детективная составляющая зачастую не дотягивает. Может в силу того, что Ходжсон сам служил моряком, а может так просто совпало, но рассказы в духе «морской хоррор», «Брошенный корабль» и «Голос в ночи», по-моему вышли особенно удачными. С другой стороны, о капитане Голте читала уже с меньшим удовольствием – там и мистики нет, да и героев-авантюристов и мошенников я не очень люблю.
WALKER898, 6 августа 2017 г.
Когда-то прочитал «Свистящую комнату», которая была единственным рассказом Ходжсона в сборники ужастиков. Тогда она на меня произвела впечатление атмосферностью и детальностью, у меня создалось впечатление, что автору удалось сконструировать неплохую общую канву для своих рассказов а-ля Шерлок Холмс. К сожалению, когда читаешь эти рассказы один за другим, бросается в глаза их убогость и они быстро надоедают. Сюжет очень однотипен, какой-либо общей вселенной с какими-то закономерностями нет.
DeMorte, 22 мая 2012 г.
Слабый сборник. Рассказы написаны, как по лекалам. Отдельные моменты не спасают сюжеты в целом, способы разрешения конфликтов в рассказах однотипны. Даже делая поправку на время написания, сборник выглядит как подражание иным произведениям. Интрига историй слаба, персонажи шаблонны. Начинать знакомство с творчеством Уильяма Хоупа Ходжсона этим сборником, я бы не рекомендовал, не смотря на то что он считается классиком жанра (и это проявляется в произведениях крупной формы).
Pickman, 30 октября 2010 г.
Из классиков литературы ужасов Ходжсон ступил на российскую землю последним (отдельные рассказы не в счет), и поэтому логично будет представить его читателю через сравнение с другими мэтрами.
Многое роднит литературного отца Карнакки с его соотечественником М. Р. Джеймсом: оба действию предпочитают факты, сюжету — атмосферу, объемным персонажам — почтенных джентльменов, основная функция которых состоит в красочном переживании испуга. Оба подчеркнуто неторопливы и непритязательны в стиле: обстоятельность и детализация ставятся выше, чем игры с языком и яркие метафоры. Вместе с тем Ходжсон, человек трудовой профессии (солидная часть его жизни прошла в море), далек от исторических и библиофильских изысков, присущих автору «Рассказов антиквария». Во многих рассказах о Карнакки зло коренится не в прошлом, а где-то извне — в чуждых нам слоях бытия.
Внешне цикл близок к историям Элджернона Блэквуда об оккультисте Джоне Сайленсе, однако последние не страдают от недостатка психологизма и, что особенно важно, однообразия. В отличие от старшего коллеги, Ходжсон строит повествование по единому шаблону, отчего рассказы приобретают сходство с распространенным типом квестов «Выйди из комнаты»: Карнакки — набросанный, кстати, более скупыми штрихами, чем доктор Сайленс — является в помещение, облюбованное потусторонними силами, и методом проб и ошибок докапывается до истины. Иногда та оказывается обыденной — и здесь автор верен традициям Конан Дойла, который предпочитал не сталкивать мистера Холмса с тайнами, неподвластными человеческому разуму.
Лавкрафту, одному из своих литературных учеников, Ходжсон ощутимо проигрывает в увлекательности и масштабе. Джентльмен из Провиденса едва ли не все свои полотна писал на фоне безграничной Вселенной, его же предшественника мысль о ничтожности человека привлекает не так явно, хотя многие описанные им существа из «внешних сфер» могли бы занять не последнее место в ктулхианском пантеоне.
С Артуром Мейченом, наиболее одаренным из творцов «черной фантастики» начала XX столетия, Ходжсона сближает самая сильная его черта. Как и знаменитому валлийцу, ему свойственна поразительная достоверность в изображении сверхъестественных явлений. В лучшем из рассказов о Карнакки, «Свинье», манера автора приближается к документальной, если не протокольной; с беспристрастностью научного прибора он описывает чувства героя и происходящую вокруг него чертовщину, блестящим образом избегая штампов, которыми кишат нынешние аналоги. Описание это, растянутое на сорок с лишним страниц, иного читателя может вогнать в сон: рассказы Ходжсона требуют непрерывной работы ума и воображения, без которых получить удовольствие от этой своеобразной прозы невозможно. Однако тех, кто переборол себя, ждет настоящее пиршество духа — и страх как он есть.
Kiplas, 10 июня 2010 г.
Весьма неровный сборник.
Настоящей авторской удачей можно назвать только «Свинью», а остальные рассказы, по большей части, являются не очень интересными поделками.
Следует заметить, что заглавный персонаж был и остается очень влиятельным персонажем — взять хотя бы тот факт, что он постоянно всплывает в хоррор-антологиях, составителями которых выступают далеко не последние люди. Сам я был удивлен, что Карнакки появляется в «Лиге выдающихся джентльменов» Алана Мура + ЛаВей назвал своего сына «Satan Xerxes Carnacki LaVey» (эти и множество других фактов можно почерпнуть на просторах Википедии).
Не могу сказать, что я остался в восторге, но ради «Свиньи» и 3-х последних рассказов из вечевского тома (можно смело выкинуть все остальное) читать книгу очень даже стоит.