fantlab ru

Виктор Пелевин «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
436
Моя оценка:
-

подробнее

Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда

Другие названия: ДПП (НН)

Сборник, год

Аннотация:

Новое произведение Виктора Пелевина в значительной степени — подведение итогов развития «Пелевина 90-х», суммирование работы, проделанной за ту эпоху, в которой писатель стал видным литературным идеологом и «властителем дум» в традиционном для России смысле слова. Подведение итогов заметно уже по тому, что в текстах «ДПП» есть прямые отсылки к предыдущим произведениям Пелевина: название позволяет вспомнить роман «Чапаев и Пустота» — точнее, строки о «бабочке сознанья», которая летит «из ниоткуда в никуда». Один из персонажей «ДПП», циничный рекламист-почвенник Малюта, перешел в новое сочинение прямо из предыдущего романа Пелевина «Generation “П”» и упоминает в беседе Вавилена Татарского — главного героя «Generation». Цикл суммирует и многие мотивы предшествующего творчества Пелевина: иллюзорность видимого мира, мистическое переосмысление масс-культурных символов (в новой книге покемоны из японских мультфильмов уравнены по своему значению с гексаграммами из китайской «Книги перемен»), тайные заговоры, совпадения, которые сводят и разлучают героев, обличение общества потребления, почти газетная злободневность и прямая публицистика с религиозно-обличительным уклоном... Новые мотивы тоже есть, но они скорее пугают: это, например, довольно жесткая (выраженная резче, чем в прежних произведениях) антиинтеллигентская позиция. Одновременно «ДПП» — и это тоже впервые — роман очень культурологический, в нем упоминаются и Бодрийяр, и Деррида, и Ги Дебор, и грузинский философ Зураб Мердашвили, — переделанный, понятно, из Мераба Мамардашвили.

© Мария Кошель, http://nlo.magazine.ru/archive/482.html

В произведение входит:


6.88 (245)
-
6 отз.
  • Мощь великого
7.55 (1511)
-
54 отз.
7.26 (575)
-
11 отз.
6.88 (417)
-
7 отз.
7.44 (537)
-
10 отз.
7.51 (481)
-
6 отз.
  • Жизнь замечательных людей
7.12 (365)
-
4 отз.
7.03 (350)
-
5 отз.

Награды и премии:


лауреат
Национальный бестселлер, 2004

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2003 г.
Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2007 г.
Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда
2007 г.
ДПП (НН)
2010 г.
ДПП (НН)
2013 г.
Полное собрание сочинений. Том 7. ДПП (НН)
2015 г.

Издания на иностранных языках:

 ДПП (NN). Диалектика на преходния период (от никъде за никъде)
2003 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда»

Звучит неоднозначно. После 4-летнего молчания в 2003 году Пелевин издает новую книгу, следующую за «Generation П» 1999 года. И здесь нельзя не связать происхождение названия с переходом Виктора Олеговича в другое издательство: по ряду причин писатель, начиная с этой книги, стал публиковаться не в издательстве «Вагриус», как раньше, а теперь в «Эксмо». Вот он, собственно, и сам переходный период, обозначенный в названии. А маршрут «из Ниоткуда в Никуда», конечно, говорит о содержательной стороне сборника, тленность рассуждения которого наиболее показательно представлена в рассказах в конце ДПП(НН).

Роман «Числа» — прекрасное, качественное, яркое и смешное произведение. Ставший одним из моих любимых романов автора. Подробный отзыв написан непосредственно к самому роману, а здесь лишь упомяну то, чего не указал там. «Числа» — сильный плевок умного человека в сторону того, кто ему не угодил (издательство «Вагриус»), но когда читаешь роман, такого ощущения нет, там вообще не о писательстве и не о писателе, всё сделано аккуратненько «на пасхалках». К примеру, образ Сракандаева — от фамилии, соединяющей фамилии двух издателей, до прозвища «ослик», являющегося эмблемой соответствующего издательства. Но повторюсь, читал роман, даже не зная об этом, поэтому от чтения получил не меньше удовольствия, чем от просто отличной книги.

Большинство повестей и рассказов — сложные рассуждения и метафоры. Иногда удачные в силу хлесткости, иногда неудачные в силу перебора с той же сложностью. Перебор для меня был в повести «Македонская критика французской мысли» и в рассказах «Гость на празднике Бон», «Запись о поиске ветра». В то же время очень порадовал рассказ, говорящий голосом порносайта к зашедшему пользователю («Акика»), он просто шикарен. Также весьма хорош «Фокус-группа», в котором речь идет о послесмертном существовании и генеалогии гедонизма. В целом, кажется справедливым поставить оценку 8, учитывая, что «Числа» занимают всё же больше половины объема книги.

Этот сборник — личная веха для Пелевина, пускай и из Ниоткуда в Никуда.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне себе цельнвя и самодостаточная история, непонятно зачем символически разделённая на роман и несколько малых рассказов. Здесь говорится и о смысле жизни, и о нумерологии, и о предательствах, и об обманах, и об интригах и много о чём ещё. Сюжета и событий здесь непривычно много, солипсической философии — к счастью мало. Но — роман категорически не годится для первого знакомства с автором, ибо он именно итоговый, как правильно уже отмечали. Чтобы проникнуться этим творением надо предварительно прочитать как минимум «Поколение П» и «Чапаева и Пустоту».

В общем и целом — очень успешное, умное и интересное произведение.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу очень долго ждали, поскольку В.О. выдержал затяжную паузу после успеха Generation P и по выходу было некоторое разочарование из-за вторичности материала что ли. Однако поскольку с того времени иным материалом Пелевин не порадовал ( вплоть до фантастического прошлогоднего СНУФА), ДПП в череде достаточно клоновых с художественной точки зрения романов выглядит наилучшим образом. Собственно, и сам центральный покемон, и его супруга и тем более лукавый фээсбэшник, не говоря уже о бедном Жоре Сракандаеве выглядят настолько полнокровнее поздних пелевинских симулякров, что только в силу этого эмоционально «Числа» сильнее всего остального. Обилие гомоэротических инвектив и памятный акт с осликом вряд ли кого-то способны отпугнуть, а уж стихи в романе хороши и сами по себе ( в том числе и про совесть страны — академиков Познера и Сахарова). Понятно, что сатира предполагает условность, но с большинством суждений относительно французских мыслителей я согласен без всякой иронии равно как и с благодушным шутливым посылом в сторону БГ, который один не продался . На фоне поздних работ Пелевина ДПП с годами становится лучше и благообразней.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/698623.html

«Элегию 2» мне читать было неинтересно. Я не знаю первоисточника, а в отрыве от него это стихотворение «не играет».

Повесть «Числа» сначала захватила, но постепенно увлечение ей сошло на нет. В ней есть ровно те же грехи и благодать, за которые мне нравится «Поколение П» — хитровывернутая сатира на окружающую действительность с тоскливой бессюжетностью. Но при этом не хватает драйва или хотя бы каких-то эмоций. Отдельным гвоздем в крышку были развесистые гомосексуальные описания, которые с одной стороны логично размещены в сюжете, но проблеваться было охота. В финале текста понимаешь, что вся история — именно переход из ниоткуда в никуда — провисшее безвременье.

«Македонская критика французской мысли» — сюжетное продолжение «Чисел», в котором добавлено топтание на французских классиках с позиции постсоветского интеллигента. У них там вино, а у нас — горловое пение. Для полного понимания нужно-таки не полениться и ознакомиться хоть по верхам с идеями Фуко, Бодрийяра и прочей французской братии.

«Один вог» — просто красивая зарисовка с классическими типажами эпохи поздних 90-х.

«Акико» — самый понравившийся текст сборника, передающий атмосферу старого интернета с его верой в анонимность, кучей платных сервисов и низкими скоростями. При этом поймана завлекательность с сайтов для взрослых — вроде это все лишь понарошку, а в тоже время на мозг влияет.

«Фокус-группа» — весьма обычный фантастический рассказ.

Ну, и два отстоящих рассказа из серии ЖЗЛ.

«Гость на празднике Бон» — заунывно. То ли нужно знать творчество Мисимы, то ли тошнит меня от этой японской философии пелевинского исполнения.

«Запись о поиске ветра» — а этот рассказ показался поэтичным. Финальный выворот философии позволил взглянуть на прошлую напускную красочность умиленно и добродушно.

Итого: Не лучший текст Пелевина. 2 приятных рассказа на всю книгу — маловато.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман («Числа») ПРЕВОСХОДЕН. Пелевин действительно редкий писатель в том смысле, что ему удается построить все на АБСОЛЮТНО серьезных метафизико-онтологических предпосылках (плюс в немалой степени – на глубинной психологии), однако облечь все в форму жесткой и даже жестокой иронии. История Степы Михайлова (нового русского, одержимого идеей найти покровительство у НУЖНОГО числа) – просто блеск, и не тускло-стеклянный. Подозреваю, что многие читатели с П. каким-то образом настроены – почти идеально – на одну волну, поэтому при чтении возникает масса ЗАПЛАНИРОВАННЫХ автором ассоциаций, куча точек бифуркации, которые ведут в НУЖНОМ автору направлении – и все это абсолютно безнатужно. Именно из-за настройки на ту же длину волны. (В чем Пелевину — с нужным количеством таких читателей — все-таки повезло.)

Кто-то, конечно, может читать книгу и «просто так», но тогда остается сатира, «дурная булгаковщина» – конечно, в любом случае остается интересное и знатное чтиво, однако улетает ГЛАВНОЕ. Если же, вооружившись мощной лупой, читать всю прозу шаг за шагом (как премногие унылые «аналитики» от фантастики) – то где же удовольствие? Да, уже не первый раз мы (я лично как читатель — и он лично как автор) оказываемся в резонансе. Отчего и читается ЖАДНО всё предложенное в «Числах» – и с преогромным удовольствием.

«Хохмочек», конечно, не счесть. Но это не «ужимочки-хохмочки», не ТВ-юморок, не Одесса-мама, не «КА(?)меди Клаб». Да ведь и то сказать, если автор играет в игры ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ, кого же ему щадить — и тогда кто же останется в союзниках? Здесь и ФСБ, и сюрреалистический мир нуворишей, и Чубайка с Зюзей – и «нашим», и «вашим». Потому-то так неудобно с Пелевиным очень либеральным либералам. Но ведь совершенно очевидно, что и не «красно-коричневый» – очевидно, еще как очевидно... Ни нашим (вашим, то есть), ни вашим (которые как бы наши). Вот и стоит Виктор Олегович в стороне – НИЧЕЙНЫЙ.

Рассказы вдохновили несколько меньше. Совсем неплох «Македонская критика французской мысли» – остроумный камешек в огород тотально свихнувшихся на пост-модернизме псевдоумников (да и сам пост-модернизм предстает в реальном виде – в платье голого, жирного, прыщавого и очень немолодого короля). Поразительна тупость «чукчей, которые писатели» – ведь Пелевина до сих пор нередко числят по ведомству... пост-модернизма!!!

Неплох рассказ «Акико» (оплата услуг аниме-эротического сайта и диалог потребителя с этим сайтом). Неплох – но и... игрушка. Талантливая, остроумная – а ведь не более того. Впрочем, это уже меряя линейкой Пелевина. Любому другому такой рассказ сделал бы честь. Любому другому.

А вот «Гость на празднике Бон» оказался СТРАНЕН по целому ряду моментов. Во-первых, речь в нем не раз и не два заходит о трактате... «Хагакурэ»! Но я-то как раз взял (выбрал на авось!) Пелевина СРАЗУ ЖЕ ПОСЛЕ прочтения второй книги Крейса, весь сюжет которой вертелся вокруг похищенного экземпляра «Хагакурэ» и бушидо (в т.ч. следования этому кодексу даже в якудзе). Не знал ничего абсолютно об этом «Хагакурэ» – и вот те на. Как там пел товарищ Стинг? Синхроничность? :biggrin:

Вторым моментом было то, что – не зная о Мисиме практически ничего – с первых абзацев был уверен, что речь идет именно о нем, Мисиме. (Что и оказалось — пусть мне кто-нибудь объяснит механизм всего этого)

Третье – и едва ли не самое интересное. Рассказ написан без тени ерничества, т.е. на полном серьезе. Совершенно не по-пелевински – и в то же время абсолютно по-пелевински. Следует ли из этого, что проблемы и внутренняя борьба Юкио Мисимы слишком серьезная (внутренне) для самого Пелевина тема – и ерничество было отложено в сторону как инструмент в данной ситуации святотатственный? Сложно делать любые выводы, кроме одного – Пелевин самый большой писатель ныне. И философ (не декларирующий, не структурирующий, не систематизирующий свою философию, не размахивающий степенями и званиями), опять-таки, самый крупный.

Нравится это кому-то или нет.

За роман («Числа») полагается ему железобетонный максимум. Кое-какие рассказы чуть-чуть разжижили — но все равно, менее червонца влепить не получается. Держи, Виктор Олегович. (И не скажу «авансом», потому что о последней книге и говорить-то не хочется...)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странноватая аббревиатура “ДПП (nn)» расшифровывается как “диалектика переходного периода из ниоткуда в никуда” (названьице не для слабонервных).

Книга состоит из нескольких частей — романа “Числа”, нескольких рассказов, стихотворения и двух лирических “восточных штучек”. Такой литературный коллаж. Но при этом является цельной вещью: одно лишь дополняет другое.

Роман понравился и насмешил.

Рассказы НЕ понравились. «Яка песня нудновата...» (с)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Известный критик и пелевинофоб Андрей Немзер, как и ожидалось, выхватил двуручный меч и порубал книжку в капусту. Более благожелательные читатели вместо меча достали кисточки и принялись рисовать прихотливые картинки, пытаясь объяснить публике, что же всё-таки хотел сказать автор. Так вот, господа доброжелатели и недоброжелатели, я открою страшную тайну. Нас крупно, нагло, виртуозно обманули. Нам вручили конфетный фантик без конфеты, нас накормили в шикарном ресторане кашей из топора, нам всучили пухлый кошелёк, набитый бурундийскими форинтами. Потому что эта книга — шедевр ниочемизма. Автору не откажешь в остроумии и изобретательности, но остроумие и изобретательность направлены из ниоткуда в никуда и повествуют ни о чём. Книгу можно читать справа налево, по диагонали, слева направо. Книгу можно вообще не читать, потому что и без нас найдётся немало учёных мужей, которые в своих толкованиях найдут в ней такие глубины, что не снились всяким мудрецам. На что, собственно, автор и расчитывал.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Акико и особенно Фокус-группа (может считаться своего рода сиквелом Чисел, поскольку там есть ослиные уши: кто читал, тот знает) — достойные дополнения к главному произведению «цикла», по праву объединенные в один раздел, Мощь Великого, и даже Один Вог, невзирая на краткость, также весьма замечательная вещь. Однако Македонская критика французской мысли тематически намного больше подходит для второго раздела, Жизнь замечательных людей, хотя, возможно, не была включена из-за настроения, которое здесь ироническое, а не мрачное, как у последних двух «рассказов». Вообще, цикл замечательный и глубокий, недаром 4 года Пелевин затратил на его создание.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман заметно лучше рассказов, составляющих вторую часть книги. Однако они не лишние, поск. объясняют, что случилось с героями. И при этом, что хорошо, не портят того шедевра, к-рым является роман.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень интересная, умная, захватывает. Однако исключительно из-за ее мрачноватой атмосферы оценку хочется занизить. В книге есть психология, немного философии и эзотерики, немного гламура.. Но нет в ней миров, в которые хочется погружаться. Читаешь ее как интересную историю.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прикольно. А действительно же много людей верят в магию чисел....

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какой-то безысходностью веет, депрессивностью, злорадной усмешкой висельника или законченного психа. Прекрасное зеркало нашего мира, который идет в Никуда. Хотя это все и так предельно ясно. Почему он так пишет? Странно, иногда противно, иногда смешно. Ответ прост – он живет на стыке эпох. А это время всегда отличается неким помешательством.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх