Клайв Стейплз Льюис «Принц Каспиан»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство )
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прошел год после возвращения Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси из Нарнии. Теперь они обычные школьники, а не короли сказочной страны. Но однажды по дороге в школу дети снова оказываются в Нарнии, в которой за время их отсутствия прошло почти полторы тысячи лет. Замок Кэр-Паравел разрушен, животные и деревья разучились говорить, а саму страну захватили тельмаринцы во главе с лордом-регентом Миразом, мечтающим стать полноправным правителем Нарнии. Помешать ему в этом может только принц Каспиан, которого пытаются убить, и он вынужден сбежать из дворца, чтобы присоединиться к армии Старой Нарнии.
Входит в:
— цикл «Нарния»
Экранизации:
— «Хроники Нарнии: Принц Каспиан и плавание «Рассветного путника»» / «Prince Caspian and the Voyage of the Dawn Treader» 1989, Великобритания, реж. Алекс Кирби
— «Хроники Нарнии: Принц Каспиан» / «The Chronicles of Narnia: Prince Caspian» 2008, США, Великобритания, реж. Эндрю Адамсон
- /языки:
- русский (42), английский (5), украинский (5), белорусский (1)
- /тип:
- книги (46), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (5)
- /перевод:
- С. Андрухович (1), Д. Афиногенов (2), О. Бухина (5), К. Воронкина (2), Е. Доброхотова-Майкова (21), Н. Доброхотова-Майкова (3), И. Ильин (3), А. Кальниченко (2), Б. Кенжеев (1), Л. Ляхова (2), В. Нарижна (1), Ю. Прижбиляк (1), А. Строцев (1), М. Тарасьев (1), А. Троицкая-Фэррант (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алираэль, 7 ноября 2024 г.
У Льюиса и в предыдущих книгах мелькала мысль о том, что учиться скучно. И в предыдущих книгах это меня уже раздражало. Здесь этого больше и оно громче. И выглядит это как неуклюжие попытки глуповатого взрослого втереться в доверие к ребёнку. Мол, все дети страдают от скучной и нудной учёбы, а взрослые их заставляют. Скажи ребёнку, что учиться скучно, и предложи вместо этого приключения, сразу станешь его лучшим другом. И наверное, это нередко срабатывает. Но как-то это… не хочется иметь дело ни со взрослыми, которые так делают, ни с детьми, которые на это ведутся.
А в остальном — ещё одна нарнийская сказка, почти без сюжета, но с плюшевой и беззубой нарнийской атмосферой, где все такие нарочито дружелюбненькие.
Тем, кто любит Нарнию, наверняка понравится и эта история. У меня же любить Нарнию не получается. Чего-то мне в ней не хватает.
Wolde, 10 января 2022 г.
Мои «пять копеек». Согласен с рядом предыдущих комментаторов: книга вышла удивительно динамичной и глубокой. На мой взгляд, даже более глубокой, христологичной и увлекательной, чем знаменитые «Лев, колдунья и платяной шкаф». Она и написана второй, сразу после неё. Видно, что автор многое хотел досказать.
Что бы выделил лично я.
1. Потрясающий язык. Читал детям вслух. Предложения по-толстовски немного большеваты для такого чтения, но это не портит общее впечатление. Остроумные заметки в скобках, интереснейшие аллюзии на евангельские истории, дивной красоты образы, продуманная лексика для разных групп персонажей, — всё это делает честь автору, показывает масштаб его личности и таланта.
2. Мир Нарнии наконец-то стал глубже и приобрёл человеческое измерение, если угодно. Если в «Коне и его всаднике» автор не очень убедительно пытался нам показать будни простых смертных, то здесь мы сталкиваемся сразу с несколькими параллельными реальностями разных групп персонажей и существ. И каждая из них нарисована талантливо.
3. Рыжий гном Трам — один из интереснейших персонажей толкиновского масштаба. Начинающийся как атеист, он к концу произведения приобретает черты апостола Фомы. Так и хочется процитировать после сцены с попаданием его в пасть к Аслану: и будь не будь неверующим, но верующим!
4. Тема отпадения человека от Бога и возвращения его к Богу. На примере Люси получилось очень здорово. И образы выбраны очень убедительно. Сразу вспоминаешь: чистые сердцем Бога узрят.
5. Мифологическая «фишка» с античными персонажами. Вышло очень необычно и свежо. Мне почему-то сразу пришла ассоциация с первым сотворённым Спасителем чудом в Кане Галилейской. Вино и веселье для праведников.
6. Интересная, но смазанная линия с возрождением старого зла. Из одного этого можно было бы написать ещё одну книгу цикла.
Резюмируя, шедевр, тот редкий случай, когда продолжение образует симфонию с основным произведением (и вновь вспоминаем Толкина). В цикле можно пренебречь всеми другими книгами, кроме этой, ведь она настоящее сокровище.
DrinkFromTheCup, 24 марта 2023 г.
Странное впечатление оставила эта книга. Остальные шесть были прочитаны на одном дыхании и запомнились надолго. Но не эта.
Поворот к ещё более серьёзным темам вышел не очень удачным. Но с ним придётся ознакомиться, чтобы следующие две книги — более чем достойные — читались легче и лучше.
AiRon88, 22 декабря 2021 г.
Из «Хроник» именно Принца читал первым. (Кто-то из родственников принёс домой книжицу в мягкой обложке). Хоть и не первая часть, но читал с интересом и каких-то сложностей с пониманием не было.
Так эта часть и осталась самой любимой. Может, из-за того, что все остальные повести я уже читал взрослым, может, ещё по каким-то причинам, но остальные «Хроники» кажутся мне более детскими (кроме разве что последней книги).
Тут интересны и приключения ребят после «переноса» с ж/д станции и «вложенный» рассказ о злоключениях Каспиана. Описание войны, попытки некоторых персонажей вернуть Белую колдунью и т.п. Многое вспоминается и очень нравится.
tolstyi1010, 28 августа 2019 г.
Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси возвращаются в Нарнию, где за их отсутствие прошло 13 веков, чтобы помочь принцу Каспиану освободить страну от власти своего дяди Мираза.
Вторая книга из цикла «Хроники Нарнии», которая, на мой взгляд, стала чуть-чуть «взрослее». Повзрослели как сами дети, так и решения которые они принимают. Поэтому лично мне было интереснее читать именно эту книгу, а не «Лев, колдунья и платяной шкаф». Особенно если учесть что в детстве мне этот цикл прочитать не удалось, поэтому пришлось читать в 30 лет, уже имея собственных детей. Взрослее стали не только главные герои, но и сама Нарния. Автор через призму детской сказки показывает читателем всю жестокость людей, их пагубное отношение к природе и животным. Тельмаринцы лично у меня вызвали ассоциацию с американцами, которые также не очень благожелательно относились к индейцам и к их культуре.
Как и любую книгу цикла эту стоит прочитать самому, а затем перечитать вместе с собственными детьми.
glupec, 17 марта 2015 г.
Не хочется ругать красивую сказку — но всё-таки придётся произнести это вслух. Фильм — трагичнее книги, поэтому и сильнее (авторы сценария не побоялись поспорить с классиком — если в книге победа «наших» была, в общем-то, довольно бескровной, то в фильме есть и жертва воинов, оказавшаяся напрасной, и не скрывается, что даже такой умный вождь, как Питер, был способен ошибаться).
Книга берет другим — вот этот дух освобождения от светских оков в финале, когда Вакх и его свита всех влекут за собой в веселое буйство. А те, кто не проникся — получают по заслугам («даже самый смирный поросенок вырастает в крупную свинью», пел когда-то Высоцкий; выходка вполне в духе беспутного античного бога…) Заметим в скобках, что Льюис-христианин «грузит» своих читателей сlassische мифологией (ну, а почему бы и нет?..) Там, где в фильме речь о том, что надо верить в помощь Льва, даже не видя ее в упор — в книге по-другому («Я вижу, а ты не видишь — так кто из нас прав?») Тут даже и не важно, какая мысль — глубже: обе по-своему… Тем не менее, в романе Сьюзен хоть и усомнилась, но ненадолго (она еще не настолько прониклась «взрослым» духом, чтобы отказаться от веры). В фильме — иначе; ну, да это вполне можно понять.
Кое-что в книге кажется слабее предыдущих (не настолько масштабно). Скажем, Корнелиус — отчетливо «сказочный» персонаж; на такого можно умиляться (т.б., нарисован-то няшка! ;) ), но вряд ли всерьез сочувствовать. В кино — неважно, кто он там по расе, все равно по сути — человек. Каспиан еще не раскрылся на полную — мы пока знаем только, что он «за нас», и делает первые шаги в своем правлении. А тельмаринцам в конце концов предоставлена свобода выбора. Важно, что их — в смысле, миразовцев — посчитали в итоге за людей. Хоть они и были «плохими»).
Трам и Рипичип — о-о! неподражаемы... Колдунья… Да, это то самое зло, которое «всегда возвращается» — но вернется ли? Не в этой книге точно. Ибо Льюис хотел написать светлую и безоблачную сказку.
Это ему удалось. За то и любим. Ну, а кино… Тоже хорошо. По-своему ^_^
Александрович, 25 января 2017 г.
С момента действия первой книги для Питера, Сьюзен, Эдмунда и Люси прошёл всего год, но в Нарнии сменилось не одно столетие. И уподобились короли прошлого Артуру, который по легенде дремлет на Авалоне, чтобы в час великой нужды спасти Британию. Только в отличии от последнего они вернулись и принялись за дело.
Бросается в глаза то, что книга стала взрослей и мрачней. Сказочные существа потеснили место для людей, с их интригами, заговорами. войнами и предательством. Нельзя сказать. что получилось лучше первой книги, но точно не хуже.
Гриф Рифт, 4 января 2011 г.
Четвёртая часть цикла оказалась такой же интересной и динамичной, как и «Лев, колдунья и платяной шкаф». Льюис снова дарит нам удивительное погружение в чудесную страну Нарнию! При этом мы снова возвращаемся к полюбившимся и так горячо прикипевшим к читательским сердцам Питеру, Эдмунду, Сьюзен и Люси. Ну, конечно же, появляется надежда на встречу с удивительным Асланом. На этот раз истинные короли внезапно возвращаются в Нарнию, но она изменилась, за столетнее отсутствие Питера, Люси, Эдмунда и Сьюзен, до неузнаваемости. У Нарнии снова появились враги, на этот раз в лице страны Тельмар и узурпатора Мираза. Нарния потеряла своё волшебство. Но не всё потеряно ведь существует законный принц и будущий король Каспиан, которому суждено вернуть Нарнию и помочь нарнийцам дать достойный ответ своему дяде Миразу.
Впрочем, я увлёкся, обо всём этом читатели узнают из книги... Скажу, что фильм по этой повести я посмотрел раньше, чем прочитал её, и всё же заметил некоторые расхождения по сюжету фильма с книгой. Во-первых, в книге не было совершено попытки нападения нарнийцами на замок Мираза; во-вторых, когда Каспиану предложили вызвать из небытия Белую колдунью Джедис, то по сюжету книги, дело до её появления так и не дошло, а в фильме, наоборот; в — третьих встреча Питера и Каспиана не была такой радушной в фильме, нежели в книге. Что впрочем и понятно, в случае с добавлением сцены битвы у замка Мираза,фильм от этого только выиграл, но идея показать взаимную неприязнб Каспиана и Питера, мне кажется была не очень удачной. Ведь Питер рыцарь и верховный король, а Каспиан наследный принц, ну как-то не пристало им вести себя подобным образом. Я не говорю уже, что этого в книге не было. Ну да ладно, это я уже вредничаю, в принципе от этого не фильм, не книга мне меньше нравится не стали. Что ещё можно сказать, кроме всех тех восторгов, которые я уже высказал? Эта часть цикла уже более зрелая чем предидущие. В ней очень хорошо показываются людские пороки: вероломство, жадность, склочность, мелочность, предательство и другие неприглядные черты (в лице Мираза и его советников). Но также показаны и хорошие черты: дружба, преданность, любовь... мне очень понравилось, читайте эту книгу своим детям, внукам и правнукам. Читайте и перечитывайте эту книгу сами уже будучи взрослыми, и окунайтесь в волшебный мир детства.
AlisterOrm, 1 июня 2011 г.
Пожалуй, эта вещь немного сложнее и несколько потяжелее, чем предыдущая книга. Видимо, с каждой повестью Льюис так и будет становится всё серьёзнее, и серьёзнее. Недаром заключительная часть называется «Последняя битва».
Когда то она была мной прочитана первой из всего цикла. Это было около десяти лет назад. Ныне отношение к «Принцу Каспиану» несколько иное. Эта повесть — уже полноценное фэнтези, причём скорее подростковое, нежели детское. Старая Нарния практически уничтожена — снесена пришедшими с Запада людьми, которые ненавидели волшебство, и всё, что с ним связано. Говорящие звери, и магические существа скрылись в лесах, которых избегали люди. Все они готовятся к большой войне, желая свергнуть узурпатора Мираза, и посадить на престол истинного короля — Каспиана. Помочь в этом могут только Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси — при благостной поддержке Аслана.
Несколько жестокая получилась вещь. Немало убийств, предательства, человеческой подлости. Даже язык повести уже не такой, можно сказать, «заискивающий», как в предыдущих, Льюис меньше жалеет читателя.
Потеря магии, возвращение оной в мир — таков смысл книги. Христианская подоплёка? Еле видна. Не стоит преувеличивать — перед нами довольно сильное, качественное подростковое фэнтези, до которого Роулинг и К. ещё расти и расти.
Dafiny, 10 января 2013 г.
Возвращение Королей Древности спустя столетия в мир Нарнии явилось неожиданным и интересным решением Автора к продолжению серии.
Нарния изменилась: изменились населяющие её люди, природа, сама суть этого прекрасного места.
Подобно нашему реальному миру, где осталось очень мало места для веры в волшебство, магия уходит и из этой сказочной вселенной. Вопрос о том, смириться или сражаться с этой печальной тенденцией решается на глазах юных (и не очень) читателей.
Книга во всех отношениях оставляет хорошее впечатление, но что хотелось бы отметить отдельно:
- В этом произведении замечательно показано взросление детей, проявление в их характерах тех черт, которые впоследствии станут основополагающими для формирования личности.
К примеру, сам К.Льюис, описывая жизнь Сьюзен после событий книги «Последняя битва», писал, что она превратилась в довольно «глупую, самовлюбленную девушку», которая отреклась от своих воспоминаний о Нарнии. И если возвратиться к сюжету книги «Принц Каспиан», то предпосылки к этим печальным метаморфозам можно увидеть уже там: Сьюзен была последней, кто увидел и поверил в Аслана, именно она горячо сопротивлялась опасным, но героическим и благородным порывам остальных детей, заботилась лишь о комфорте путешествия, но не о его истиной цели.
Впрочем Льюис, в лучших традициях христианства, не оставляет надежду на спасение её души, как это однажды и произошло с Эдмундом (благодаря жестокому уроку судьбы в лице Белой Колдуньи).
- Автор даёт своим читателям представление об основных мифологических существах, фигурирующих в сказаниях разных народов мира. Мы много узнаем о нимфах, дриадах, Вакхе и его ритуальном танце и прочих волшебных персонажах. Я не могу с уверенностью утверждать, что их подробное описание необходимо для развития сюжета книги, но с просветительской точки зрения этот момент вызывает особое уважение.
- Выбор, который Аслан ставит перед Тельмарианцами в конце книги (остаться и уступить роль властителей Нарнии говорящим животным и самой природе, или же отправиться завоёвывать/искать счастья в другом мире) и новость, о невозможности возвращения Питера и Сьюзен в мир Нарнии – одни из интереснейших моментов книги, так как заставляют задуматься о собственных решениях и поступках, осознать неизбежность перемен, взросления и правильного к нему отношения.
По правде сказать, мне бы хотелось отметить ещё множество замечательных моментов и находок этой книги, но так как объём отзыва начинает пугать — заканчиваю =)
И без колебаний ставлю...
Письменник, 12 мая 2009 г.
Еще одна порция классных страниц от К.С.Льюиса. Одна из лучших частей во всем цикле. Больше всего понравилось описание приключений с Трамом. Автор хорошо рисует пейзажи природы.
Не перестаю получать наслаждение от «Хроник...» и ловлю себя на мысли, что неплохо было бы прочитать эту вещь еще в детстве. Тогда впечатления были бы ярче. Так или иначе, я рад, что такая клевая книга попала мне в руки, потому что и 20 лет из нее многое можно почерпнуть(в принципе, как из любой хорошой детской книги).Короче говоря. Взрослые! Читайте «Принца Каспиана» и своим детям, и сами!
mx, 5 июня 2008 г.
Это четвертая повесть цикла, прочитанная мною, и, понравилась (как и другие) тем, что она ДРУГАЯ. Если первая — вступительная — детская история, вторая более эпична, показывает противостояния Добра и Зла, третья расширяет мир вокруг Нарнии и просто дарит хорошее настроение, то четвертую по масштабу можно где-то сравнить со второй, и все таки тут поднимаются иные проблемы…
Отмечу, что прочитал «Принца Каспиана» ДО выхода фильма. Если первый фильм точно воспроизвел вторую повесть, то в «Принце Каспиане» создатели отошли от книги, но фильм от этого, за исключением некоторых вольностей
Mef, 2 июня 2008 г.
Прочитал книгу после просмотра одноименного фильма. Читал из чистого любопытства пропустив первые книги.
Как и ожидалось книга много лучше фильма, в котором практически все изменили. Просто, наивно, сентиментально. Чем то напомнило «Хоббита» только менее интересно читать было.
Откровенно библейский финал разочаровал.
Mierin, 9 июля 2008 г.
Хорошая книга, но
Кетлин Джонс, 19 августа 2008 г.
Книга не то что бы лучшая, но всё таки уступает только книгам «Лев КУолдунья и Волшебный шкаф» и « Покоритель Зари». Не плохо, но бывает и лучше...