Все всегда начинается с одного и того же – с осознания следующего факта: «Я решил написать книгу». Однажды это произошло у меня. Я понял, что очень-очень хочу написать историческую публицистику по Большой Игре – прославленному Киплингом столкновению трех империй в Средней Азии в XIX веке. Дальше я стал думать – как это сделать.
Сделать это оказалось легче, чем мне думалось – ничего придумывать не пришлось. Надо было лишь отбросить все заведомо неприемлемое, и взять то, что осталось.
Исходные условия:
В силу своей профессии книжного обозревателя, знакомства с множеством писателей и пусть небольшого, но опыта работы на издательском рынке я знал ситуацию, в которой сегодня оказывается писатель дебютант.
Поэтому классический путь: «написать книгу, найти издательство, которое ее опубликует, получить гонорар и прославиться на весь мир» я сразу же отверг. Потому как сомнения вызывали сразу несколько пунктов.
Самое главное – «написать книгу». Я не графоман. Написанием текстов я зарабатываю себе на жизнь, поэтому для меня это – работа. Я знал заранее, что книгу буду писать долго и нерегулярно – так уже бывало. К тому же я человек увлекающийся, могу через полгодика загореться чем-то другим – именно так и заканчивались мои прежние попытки что-нибудь нетленное наваять.
«Найти издательство, которое ее опубликует» — тоже вызывает у меня определенные сомнения в нынешней ситуации, когда все издательства, кроме самых крупных, уже дышат в карвалол. Ну да ладно, предположим – это наименее проблемный пункт.
«Получить гонорар» — самый маловажный пункт, потому что я в курсе, что «гонораром» это назвать проблемно. Сумму, которую получает автор за дебютный роман (обычно это не больше тысячи долларов) я зарабатываю на основной работе недели за две-три.
«Прославиться» — категорическое нет. Книг в стране издается огромное количество, а тратиться на рекламу одной-единственной книги будет только издательство, весь штат которого укомплектован умалишенными. С вероятностью в 99,9% мою работу опубликуют тиражом тысячи в три максимум, продаваться она будет долго, популярность набирая самотеком. А, скорее всего, ничего не успеет набрать до тех пор, как ее спишут в возврат/слив. В общем, книга совершенно точно пройдет незамеченной. Вне зависимости от своих достоинств. В минус играет и то обстоятельство, что я — давайте не врать, — не гений, исторические труды вообще пользуются небольшой популярностью, да и тема достаточно локальная и не всем интересная.
В общем, путь традиционного издания мне не нравился совершенно. Прежде всего — своей предсказуемостью. Все, что произойдет, известно заранее, и это очень скучно. Да, наверное, у меня будет изданный томик, который я смогу нежно прижимать к груди и раздаривать родственникам и знакомым, но этим бонусы и ограничатся.
Вариант издать книгу за свой счет даже не рассматривался – он обладает всеми недостатками первого варианта, только еще хуже, потому что лишает меня даже тех преимуществ, что дает работа с издательствами – пусть плохо, но работающая система распространения книги, переадресация финансовых рисков издательству и т.п.
И я решил пойти другим путем – устроить эксперимент по публикации книги в Сети. Но прежде я оговорил сам для себя ряд условий эксперимента, и дал самому себе торжественную клятву их не нарушать.
Условия эксперимента:
1. Первое и главное условие – если уж мы выясняем возможность и успешность попытки автора-дебютанта опубликоваться в Сети, мой эксперимент должен быть таким, чтобы его мог повторить любой желающий. Из этого вытекает еще два условия.
2. Я не должен использовать преимущества своего статуса столичного профессионального журналиста. То есть – я не должен использовать личные связи и просить своих друзей-журналистов и редакторов сделать в своем издании заметку о эксперименте, забабахать сюжет на радио или в гипнозомбирующем ящике. Потому что у какого-нибудь никому не известного программиста из Калуги такой возможности нет.
3. Эксперимент должен проводиться исключительно на условии самоокупаемости, я не должен вкладывать в него свои личные деньги. Потому что, во-первых, я очень жадный, а во-вторых, мало ли у кого какое материальное положение. Если уж не удастся избежать авансовых платежей, они должны быть минимальными.
После этого я сел конструировать форму, в которой должен проходить эксперимент. Надо было определить важные вещи.
1. Платно или бесплатно писать? – Платно. Бесплатно я писал в блогах много-много лет. К тому же книжки пишут писатели, а писатель отличается от неписателя только одним – ему за книжки деньги платят. Кроме того, я очень серьезно отношусь к финансовым обязательствам и если мне кто-то даст деньги за мою писанину, я буду их отрабатывать невзирая на количество. Лучшего стимула дописать наконец хоть одну книгу для меня трудно придумать.
2. Как писать? Можно было либо сначала написать книгу, и потом начинать ее монетизировать, либо монетизировать в процессе написания. Но у меня, как я уже говорил, проблемы с дописыванием книг – это раз. Второе – я уверен, что сегодняшнее колоссальное падание интереса к книгам как таковым связано в первую очередь с их традиционной формой. Читать-то люди стали не меньше, а больше, вот только читают они что угодно, но не книги. Статьи в газетах, постинги в соцсетях и на форумах, письма в почтовом ящике, инструкцию к пылесосу, указания от начальства, надписи «Game over» или «Урожай кабачков на вашей ферме созрел» — что угодно, только не книги. Темп жизни сейчас настолько суров, что читать кроме как мелкими партиями по 5-10 минут мало кто может себе позволить. А книги читают разве что в отпуске, но до мая еще очень далеко.
Значит, писать надо мелкими партиями, выкладывая готовые куски в сеть с известной регулярностью. По сути – издавать эдакую книжную газету, что для меня очень привычное дело. И при этом их каким-то образом эти куски монетизировать.
3. Где писать? – Платность услуги определила и место. Привычная для меня среда обитания – социальные сети – никак не годились, потому что с официальной монетизацией собственной писанины практически во всех сетях проблемы. Значит, нужен либо сайт, либо какая-то программка в App Store. После консультаций со знакомыми программистами вариант магазина надкусанных яблочников отпал. Во-первых, сам я программу для App Store не напишу никогда. В смысле – вообще никогда, даже если меня будут расстреливать ежедневно. Мои познания в программировании ограничиваются использованием двух видов тэгов – жирный и курсив, уже зачеркивание я постоянно забываю. Значит, надо будет платить за написание программы для App Store, что приходит в противоречие с запретом на авансовые вложения. Во-вторых, как меня заверили те же знакомые программисты, сама моя форма – более чем еженедельное обновление – весьма проблематичная для App Store. То есть не критична, но весьма сложна.
Оставался сайт, который, как меня заверили, даже такой программный дебил как я может, напрягшись, сотворить самостоятельно.
4. И главный вопрос – Как мы будем делить, тьфу, брать деньги? Это было самое сложное. Крики о засилье пиратов укравших все и вся с одной стороны, надоели, с другой – имеют под собой реальную почву. Я не питал ни малейших сомнений, что если мой текст будет представлять хоть малейший интерес, на следующий же день после того, как я его выложу за деньги, он будет выложен где-то за бесплатно. Это раз. Я также прекрасно понимал, что нежелание большинства читателей платить за книги, выложенные платно, во многом объясняется нежеланием покупать кота в мешке. Увы, но с тех пор, как писателями стали все желающие того, качество книг стало непредсказуемым. По сути, ты не можешь быть уверенным в качестве покупки, пока не употребишь товар до конца. После чего платить как-то странно. И даже единственный гарант авансового платежа – имя писателя работает далеко не всегда. Это два. Но у меня-то, писателя-дебютанта, вообще никакого еще имени нет, мне-то никто и копейки авансом не даст! Это три.
Из этого я сделал вывод, что исповеданье принципа «утром деньги – вечером стулья», и закрытие книги для всех, кроме подписчиков, будет иметь только одно последствие – я буду в экзистенциальном одиночестве сидеть у себя на сайте со своими выкладываемыми кусками и протяжно выть: «Лю-ю-юди, ау-у-у-у!!!».
Ну и последний аргумент – не люблю я, если честно, обделять людей по признаку материального достатка. «Есть деньги – проходи, нет – пшел вон!». С детства не люблю, с тех пор, как толстая кассирша в театре Карабаса-Барабаса расхохоталась Буратино в лицо, и не пустила его на праздник. В общем, с авансовыми платежами у меня обнаружились самые разные, вплоть до эстетических, разногласия.
С другой стороны, как я уже говорил, принцип «уже оказанная услуга не стоит и гроша» люди тоже не вчера придумали. И он действительно работает. Слаб человек, и платить за то, что и так уже получил, он не то чтобы точно не будет – но как-то не очень рвется. Не в человеческой это натуре, а идти против натуры – чревато. И я решил сделать условную подписку – самый свежий кусок книги доступен только подписчикам, все остальные ранее написанные части – всем желающим. При написании нового куска предыдущий отходит в открытый доступ, а новый занимает его место. Таким образом, книга, с одной стороны, в конечном счете рано или поздно будет доступна всем желающим, — с другой, есть хотя бы небольшой стимул раскошелиться.
Потом уже мне умные люди разъяснили, что я, конечно, изобрел велосипед и вообще-то это называется каким-то мудреным английским термином, который по смыслу означает бета-тестирование продукта за деньги. Очень похоже, да.
Ну и, разумеется, кроме бета-тестирования за деньги я решил оставить и возможность простого перечисления денег автору, без оформления подписки. Обычно возникающая у писателей проблема – как это так, я, как побирушка, буду деньги просить – передо мной не стояла. Я рассуждаю так. Побираться — это когда ты просишь деньги, ничего не давая взамен. Я же работаю и выдаю результаты своей работы. И мне платят за работу – за работу, а не за жалобные крики «Сами мы не местные». Просто платят нерегулярно и постфактум. А иногда и авансом. Но тут уж от тебя зависит – старайся отработать. Я стараюсь.
В итоге получилась концепция, за которую друг обозвал меня «народным грантососом» — мол, тебе грант на написание книги благодарная публика выписывает.
На этом рождение гениальной идеи завершилось, и настал черед практического воплощения.
Воплощение эксперимента:
Для запуска эксперимента мне нужно было
1. Доменное имя
2. Место под сайт и доступ к нему, сиречь хостинг
3. Сам сайт.
4. Наполнение сайта.
Доменное имя – никуда не денешься — авансовый платеж. Покупка имени http://grgame.ru обошлось мне в 150 рублей за год – некоторые регистраторы почему-то берут много дешевле, чем другие регистраторы имен. И это было мое единственное авансовое вложение денег в этот эксперимент. Все остальное не стоило мне ни копейки.
Хостинг я, грешным делом, получил бесплатно у друзей. Да, свет не без добрых людей до сих пор. Понимаю, что это удастся далеко не всем, поэтому к 150 рублям по-честному надо прибавить деньги на хостинг.
Просить сделать мне сайт бесплатно мне не позволяла совесть, а платить запрещал Заратустра. Поэтому пришлось разбираться самому. Да будут благословенны создатели WordPress – даже такой идиот как я, сумел недельки за полторы разобраться в том, как собрать домик из готовых конструкций. Я понимаю, что у профессиональных программистов и дизайнеров мое сооружение имени кума Тыквы наверняка вызовет гомерический хохот, но сайт работает. Пусть и не без косяков, но функционирует. А это для меня самое главное. В проблемы создания сайта углубляться не буду, отмечу лишь, что самое трудное для меня на сайте – закрытая комната для подписчиков была реализована с помощью плагина User Access Manager
Я, естественно, понимал, что успех эксперимента во многом будет зависеть от того, насколько я смогу обеспечить клиентам удобство оплаты. В последнее время со способами оплаты произошли определенные подвижки, и мне без особых проблем удалось прикрутить на сайте оплату через «Яндекс-деньги», QIWI, PayPal и веб-мани. У первых трех для таких как я, собирающих пожертвования, есть специальные плашечки, которые достаточно скопировать и вставить на сайт. У веб-мани с этим изрядный геморрой, поэтому я просто выложил имена своих кошельков. Все остальные способы оплаты (особенно мне жалко было возможности заплатить деньги с карточки) на сегодняшний день предполагают создание юридического лица или сотворение ИЧТ, чего мне решительно не хотелось – какой смысл снимать офис под разделку шкуры еще не убитого медведя?
В общем, сайт я сделал. Брать за подписку я решил сто рублей в месяц – цифра была взята в основном из-за своей красивости и законченности. Но если серьезно – с совсем маленькой суммой, боюсь, никто и возиться не захочет, а больше просить внутренний оптимист не велел – не верил он в такую востребованность. За эти деньги подписчик должен был получать два обновления в неделю, каждое объемом в хорошую статью – именно такой режим написания я решил для себя установить.
Потом я решил написать немного книги вперед, чтобы иметь некую страховку — на случай если вдруг когда кусок написать еще не успею, а выкладывать уже пора. Но не получилось. Один из моих друзей случайно обнаружил еще официально не открытый, но уже висящий с сети сайт «Большая игра», и радостно веселясь, начал рекламировать его где только можно.
Пришлось вскрывать карты и запускаться. Это произошло 5 декабря 2012 года.
Итак, проект стартовал.
Ход эксперимента:
Первое, что я хочу посоветовать всем затевающим краудфандинг – никогда! Никогда, и ни одной минуты не верьте расхожему афоризму «хороший товар продает себя сам».
Во-первых, вы никогда не можете знать доподлинно – действительно ли у вас хороший товар (идея, программа, игрушка, книжка и т.п.) или это вам только кажется. Я, например, насчет своей книги до сих пор сомневаюсь – не то что-то интересное пишу, не то УГ какое-то на гора выдаю.
Во-вторых, даже действительно хороший товар никогда не продает себя сам. Максимум, что он может сделать – это не повиснуть гирей на вашей рекламной кампании, не будет ей мешать. Двигать ее он не будет. То есть даже самый наиотличнейший товар в самом лучшем случае избавит вас от негативных отзывов клиентов. Его не будут ругать – это да. Но не ждите, что его будут хвалить.
Первая утраченная иллюзия:
«Сарафанное радио» больше не выходит в эфир.
Первая корректировка моих радужных ожиданий произошла практически сразу – мои надежды на любимых френдов, восторгающихся моей писаниной, и дружно рекламирующих мой сайт в своих уютных дневничках, оказались изрядно завышенными. Рекламировали меня у себя… Да практически никак не рекламировали.
Я поначалу даже обиделся – как так, из двух с половиной тысяч френдов всего лишь человек пять сообщили о старте моего проекта в своих уютных дневничках? Ну не гады ли после этого?
А потом обратил внимание, что те немногие, кто рекламировал проект, часто делали это с каким-то… Вызовом, что ли. Примерно в такой тональности: «Эй, вы! Книга «Люди, принесшие холод» — это офигительная книга!!! Да-да-да! И я буду, буду вам об этом сообщать! Я вас всех еще достану этой рекламой, привыкайте». То есть они как бы заранее извинялись за свое поведение.
И я понял, что «страна советов» умерла окончательно. Думаю, все дело в том, что наша сегодняшняя жизнь настолько перегружена рекламой, что сегодня любая непрошеная попытка впарить тебе что-то (особенно небесплатное) сразу вызывает инстинктивное отторжение, и подозрения, что тебя хотят обмануть, все сразу подозревают очередной «Утконос». Предложение чего-либо воспринимается как акт агрессии и вторжение в твое личное пространство. Это уже почти неприлично, это примерно как пукнуть в обществе. И мы это чувствуем – осознанно или на подсознательном уровне. И все реже и реже лезем со своими советами к тому, кто об этом не просил. Вот спросит – скажем, а лучше промолчим. Сегодня хороший «сарафан» складывается не из реплик «Отличный фильм, сходи обязательно!», а из ответов на вопрос: «- Слушай, ты этот фильм видел? – Да, смотрел, мне очень понравился».
Инициатива исходит не от состоявшегося клиента, а от клиента потенциального. Но для того, чтобы он заинтересовался товаром, надо, чтобы он об этом товаре узнал.
То есть – нужна реклама. Постоянная. Привлекающая все новых и новых клиентов. Из самых разных мест. И если вы затеяли краудфандинговый проект – именно этим вы будете заниматься львиную долю времени.
Проблема в том, что я никогда рекламой не занимался. То есть вообще. И средств на рекламную кампанию – помните принцип самоокупаемости? – у меня, по крайней мере поначалу, не было. Поэтому дальше – о моих дилетанских действиях. Я действовал наобум, ощупью и методом тыка. И если кто из знающих людей их прокоментирует – буду очень благодарен. 8)
Как я уже говорил, основной упор в рекламе сайта я предполагал сделать не на людей, приходящих на «Большую игру» с поисковиков, а на рекламу сайта в соцсетях – не на СЕО, а на … забыл, как это называется.
Рекламная кампания:
Сразу скажу – я изначально собрался ограничиться рекламой в трех сетях: ЖЖ, «Фейсбук» и «ВКонтакте». И не больше. Силы человечьи не беспредельны, свободное время еще ограниченней, и вообще нельзя объять необъятное. На момент запуска сайта у меня уже были небольшие активы в соцсетях.
Самое большое богатство было в ЖЖ, где я веду блог с 2004 года, и где меня зафрендило порядка двух с половиной тысяч читателей. В «Фейсбуке» у меня было примерно 250 френдов – в основном те же бывшие друзья ЖЖ-ники, перебравшиеся к Цукербергу. «Контактик» был с нулевыми активами – аккаунт там я завел по случаю, просто так, и он был «мертвый» — я там отродясь почти ничего не писал и вообще не светился.
Проект я, естественно, прорекламировал на всех трех площадках, и – абсолютно ожидаемо, наибольший приток посетителей пошел из ЖЖ. На фейсбуке и в контактике я, подумав, вывел поддержку проекта из под собственных аккаунтов. Народу там у меня было немного и проще было создать специальные группы для целенаправленного продвижения сайта, чем нагружать им личную страницу. Я их и сделал: http://vk.com/grgame и http://www.facebook.com/BolsaaIgra
Возник следующий вопрос – что делать на рекламных площадках? Выкладывать куски книги целиком? Кто тогда пойдет на сайт? Выкладывать там только анонсы новых фрагментов? Во-первых, обновление будет только два раза в неделю, а, во-вторых, одни анонсы — это же скучно! С точки зрения рекламы мне проще было в том, что книга у меня не художественная, а документально-историческая. И помимо собственно книги, можно было активно использовать околокнижную тематику: рассказывать о жизни в те времена, в которые происходит действие книги (от 18 века до революции), и о тех территориях, на которых разворачивается Большая игра: Средняя Азия, Иран, Афганистан, Китай, Индия.
Так я и сделал. Стратегия продвижения на всех трех площадках была примерно одинаковой – дважды в неделю я выкладывал там сообщения о новых выложенных кусках, а оставшиеся дни заполнял, как я их называл, «рекламной мелочью», сопутствующим товаром. Это были всякие интересные фотографии, имеющие отношение к Большой Игре, короткие рассказики на ту же тему, досье на персонажей, интересные цитаты из текстов и дневников известных наших разведчиков, путешественников, военных и дипломатов (зачастую все это были одни и те же люди) и т.п.
Грубо говоря – два раза в неделю я рекламировал свой сайт, оставшееся время – Большую игру как таковую.
Первая сделанная ошибка:
Поначалу и на сайте я делал то же самое – практически ежедневно его обновлял, выкладывал там, кроме самой книги, всякие интересные мелочи. Честно говоря, хотел раскрутить посещаемость и попробовать выйти на объемы, интересные для рекламщиков. Но довольно быстро понял, что это неправильно. Книжные куски теряются в этом страшном разноголосье, размываются в побочной продукции, у читателя голова идет кругом, он, как тот слон, теряет волю и линию повествования. Народ начал путаться, не понимал, где книга, а где рекламные завлекушки, что читать, а что не обязательно. В общем, все эти отвлекающие мелочи я поубирал, сейчас на сайте – только новые фрагменты книги, и, изредка, самые важные объявления. Все остальное – на рекламных площадках.
Но вернемся к привлечению клиентов. Довольно быстро каждая соцсеть продемонстрировала свою специфику.
Специфика рекламных площадок:
Если о ЖЖ сказать что-нибудь определенное трудно – там я ничего не менял, то Фейсбук и Контактик, на которых я начал практически с нуля, быстро показали свой характер. Фейсбук – это многотонный МАЗ, Контактик – легенькая малолитражка. Я имею в виду, естественно, разгон и инерцию.
Во «Вконтакте» очень мобильная и активная публика. Она очень активно лайкает, без особых терзаний делает перепосты, и популярность там набирается быстрее в разы. Кроме того, набору популярности очень способствует развитость тематических групп в этой соцсети. Я делал довольно просто – списывался с админами популярных тематических групп по истории и предлагал им для публикации свои, как мне казалось, интересные постинги. То есть принцип простой – я им контент, они мне – рекламу.
К моему удивлению, им эти посты тоже показались интересными, и большинство на такое предложение согласилось – даже те, чьи группы насчитывали десятки тысяч (а то и сотню тысяч) человек. Плюс – как я уже говорил, щедрость ВК на лайки и перепосты. В итоге моя группа в «Контактике» росла очень быстро.
5 декабря создана группа. На конец декабря – в ней 481 человек. Прирост за январь – 540 человек, на конец января в группе состоит 1021 человек. На 22 февраля – 1191 человек. Как вы видите, за фераль прибавилось всего 170 человек. Резкое падение прироста. Почему?
Потому что интенсивность рекламной кампании я в последнее время сбавил – она требует ОЧЕНЬ много времени, с которым у меня в последний месяц было очень плохо. Ну а у легких моделей машин и инерция небольшая. Публика там легко приходит, но так же быстро наедается и теряет интерес. Популярный пост во «Вконтакте» прекращает работать максимум через сутки. К тому же исторические группы, как я понимаю, я уже исчерпал, кто хотел – тот уже пришел. Нужно искать новые источники, новые сферы приложения для рекламы, работать с новой аудиторией, а времени на это пока нет.
В «Фейсбуке» — обратная ситуация. Там страница набирала популярность ну о-о-очень медленно, одно время я думал даже плюнуть на него. А потом неожиданно ФБ начал набирать разгон. Сейчас на страницу подписан 241 человек. И больше половины их них пришли за последние три недели. Просто в феврале было получилось несколько удачных постингов, которые работали очень долго и каждый привел изрядно народу. Сейчас фейсбучная группа прирастает едва ли не быстрее «контактовской». То есть когда зацепишь – маховик ФБ-ука крутится намного дольше.
Но это все именно о привлечении абсолютно новой аудитории, повторюсь – большая часть посетителей сайта приходит из ЖЖ…
Кстати, об удачных постингах. Во-первых, невозможно угадать, что станет хитом, а что нет. Во-вторых, хиты на площадках не совпадают, судя по всему, у каждой площадки – своя специфичная аудитория. Постинг, который был суперхитом в Фейсбуке (123 перепоста) в «Контактике» перепостило 9 человек (при вшестеро большей аудитории). Аналогично и обратное – на хиты из «Контактика» публика из «мордокниги» часто вообще не обращала внимания.
И последнее – ни одно сообщение о выложенном фрагменте не стало хитом. И лайков, и перепостов, они собирают куда меньше, чем «сопутствующие товары». Свое видение: почему это происходит, попытаюсь объяснить в выводах.
Интерес к эксперименту:
Интерес к эксперименту можно, на мой взгляд, оценить по двум показателям – по посещаемости сайта и по поступающим платежам.
С посещаемостью картина понятная – сначала волна интереса, отразившаяся и на популярности, потом – падение. Сперва все побежали посмотреть, что происходит, потом остались только те, кому интересно.
Вот только у меня было не так типично, падения после спада первоначального интереса не было. Очевидно, в силу того, что в декабре и января я интенсивно занимался рекламой, посещаемость в первые два месяца держалась примерно на одном уровне – порядка 300 человек в день, больше 4 тысяч уникальных посетителей в месяц. Для новорожденного сайта, где есть только куски выкладываемой книги, я считаю, неплохой показатель.
В феврале, со спадом интенсивности рекламной кампании, посещаемость начала падать, но не так заметно, как в группах в социальных сетях. В феврале средний показатель посещаемости на сайте составляет 250 человек в день. Скорее всего, дело в том, что у меня очень хорошие показатели стабильности аудитории, сформировавшееся ядро меня не бросает.
Именно эти люди, те, которым нравится, что я делаю, и держат проект на плаву, за что я им бесконечно благодарен – совершенно искренне и без дураков. То, что я делаю – я делаю в первую очередь для них, потому что любой человек пишет исключительно тогда, когда знает – это кому-то нужно. К сожалению, их число растет не очень быстро, в первую очередь из-за того, что внешний приток на сайте снижается.
В декабрь на сайте было 4764 уникальных посетителей, из них 33% заходили по прямой ссылке или по закладке. Со стороны, по внешним ссылкам, приходило больше половины — 65,1%, и 1,7% попали на сайт через поисковики. В январе посетителей было примерно столько же, — 4281, но картина была обратной — 71,9% посетителей заходили по закладкам, 26,7% — по ссылкам с других сайтов и соцсетей и 1,3% — с поисковиков. В феврале тенденция продолжается: знающих куда идут все больше — 77,1%, извне пришли еще меньше — 21,4%, процент попавших через поиск на редкость стабилен — 1,3%.
Доходность эксперимента:
Переходим к самому интересному — к деньгам. Деньги поступали и за подписку, и просто благотворительными пожертвованиями. Вот сколько я своей писаниной заработал («Яндекс-деньги» и PayPal даю уже за вычетом комиссии, то, что причитается мне):
Декабрь
Через QIWI 1000 руб
Через вебмани: 2926 руб.
Через Яндекс-деньги 5682 руб
Через PayPal 4816 руб ($158,6)
Итого: 14424 руб.
Уже неплохо. С учетом того, что за дебютный роман автор в издательстве получает в лучшем случае 25-30 тысяч рублей, я, получается, за неполный месяц заработал практически половину этой суммы. Я, конечно, прекрасно понимал, что это, конечно, разовая акция, и дальше будет неизбежное падение, если вообще еще будут какие-то деньги, но для себя поставил метку.
Я решил — когда (если) я заработаю 30 тысяч рублей, я буду считать эксперимент удачным. Это значит, что при публикации книги в Сети еще на этапе написания можно получить столько же, сколько за готовый роман от издательства.
Дальше наступил
Январь
Через QIWI 500 руб
Через вебмани: 200 руб.
Через Яндекс-деньги 1443 руб
Через PayPal 1447 руб ($47,6)
Итого: 3590 руб.
Падение, конечно, состоялось и было больше чем впечатляющим. Но это уже были честно заработанные деньги, не первоначальный взнос, который всегда велик, а то, на что я мог рассчитывать при хорошей работе. И меня, честно говоря, результат устроил. Книгу я собирался писать примерно полгода, и чаемая сумма в 30 тысяч как раз примерно и собиралась.
Следующий месяц, как вы помните, для меня пока что наихудший – и по посещаемости, и по деньгам почти весь февраль было примерно одно и то же. Но потом все поменялось – случилась пара крупных платежей. По состоянию на 23 февраля было собрано:
Февраль:
Через QIWI 1400 руб
Через вебмани: 100 руб.
Через Яндекс-деньги 806 руб
Через PayPal 15343 руб ($505)
Итого: 17649 руб.
Да, упомянутые крупные платежи прошли через PayPal, и именно они, собственно, и позволили мне пересечь установленную мною же черту «Успешность эксперимента» (кстати, хочу отметить, что без них сумма была примерно ожидаемой – порядка 3 тысяч рублей).
На сегодняшний день оплата подписки на книгу и пожертвования моих читателей составили 35 663 рубля, что позволяет мне признать эксперимент успешным. Свою задачу-минимум я выполнил.
Это не значит, что я прекращу писать – как раз наоборот, мой труд уже оплачен как минимум до февраля следующего года. Так что своей Большой игрой и людьми, принесшими холод, Нестеров будет вам надоедать еще долго. Но это значит, что теперь и в Сети автор-дебютант может получить сумму, сопоставимую с той, что ему заплатят в издательстве. А возможно (дальше проверим) и большую.
Так что черта, которую я подвожу, никакая не финишная, а промежуточная. Забег продолжается.
А закончить я бы хотел некоторыми выводами, которые я сделал за эти три неполных месяца:
Вывод первый:
На жизнь вы этим не заработаете. Но как стимулирование ваших писательских амбиций – это работает. Когда ты понимаешь, что человек ради твоих штудий готов расстаться с личными деньгами, хотя в Сети море разливанное бесплатного чтива – это очень приятно. Душу греет по-настоящему.
Немаловажно и то, что вы фактически ничего не теряете – по сути, эти деньги выступают приятным бонусом. Ведь, по большому счету, никто вам не мешает после окончания написания книги издать ее в традиционном, бумажном виде. Вот только права на продажу в электронном виде при заключении договора с издательством вам придется оставить за собой. Но, думаю, по крайней мере по состоянию на сегодняшний день, когда издательства фактически не занимаются электронным распространением, это не станет большой проблемой.
В общем, заниматься подобным можно, если ваша главная цель – написать книгу, а не заработать на ней.
Вывод второй:
Будь готовы к тому, что реализация подобного проекта потребует от вас очень много времени. Мой эксперимент, по сути, сожрал мое свободное время без остатка и все равно я катастрофически не успеваю заниматься всем, чем нужно заниматься. В первую очередь это происходит оттого, что, кроме собственно написания книги, мне приходится заниматься и раскруткой площадки, на которой это написание происходит. Ситуация, конечно, дурная – примерно как если бы певцу для устроения собственного концерта пришлось бы самостоятельно построить себе под это концертный зал.
Я бы, конечно, с огромным удовольствием воспользовался бы уже готовой раскрученной площадкой (электронным издательством), за небольшой процент публикуясь на их территории. Но, к сожалению, сегодня такой площадки в рунете просто нет. Есть одна библиотека – электронное издательство, работающее по подобному принципу, но они абсолютно не раскручены и, на мой взгляд, при выборе механизма своего функционирования сделали несколько грубых ошибок, что внушает мне определенные опасения в успехе этого проекта.
Вывод третий:
Я не уверен, что подобный эксперимент сможет повторить каждый. Мой относительный успех на старте – в немалой степени результат:
а) того, что я был первым,
б) счастливых случайностей
в) того, что еще до начала проекта у меня определенная аудитория собственных читателей.
Никому не известный автор, начинающий с нуля, будет в гораздо худшем положении.
Вывод четвертый:
Даже у меня успех — довольно относительный. По большому счету можно говорить лишь о более-менее удачном старте проекта, не больше. Я не поручусь, что дальше будет хотя бы также хорошо.
Не забывайте — посещаемость сайта падает, куски из книги хитами не становятся. По сути, явственно видно, что аудитория теряет интерес к проекту.
Причин этому может быть несколько:
а) Самое напрашивающееся: «Писать надо лучше» (с) Я вполне допускаю, что я просто не смог заинтересовать читателей, и они ушли. У более талантливых авторов, возможно, и товар будет сам себя рекламировать, и интерес к проекту только расти. Дерзайте, и пусть у вас все будет лучше чем у меня.
б) Пропал эффект новизны. Поначалу всем было интересно, но потом запал пропал, выкладка фрагментов текста стала рутиной и они, потеряв интерес, увлеклись чем-то другим. Тоже вполне вероятно – в наши дни на людей обрушивается такой вал информации и предложения, что надолго удержать интерес к чему-то одному людям довольно трудно, все быстро приедается и хочется чего-то нового. А книга он-лайн, в отличие от газеты, вынужденно остается в рамках одной темы.
в) Сама форма – рассказ с продолжением – была выбрана неудачно. Очень подозреваю, что для того, чтобы популярность проекта росла, писать надо по-другому. Надо давать более короткий и сжатый текст, не писать куски с продолжением, а делать их законченными.
Выкладывать фрагменты по принципу «один эпизод игры — одна статья», «один герой — одна статья», делать, по сути, книгу в рассказах. Как я понимаю, читатель сейчас привык получать законченную информацию в один присест, а не париться с удерживанием в голове до следующей выкладки. И так писать действительно можно, и, наверное, так действовать было бы более правильно. Но, к сожалению, для моей темы эта форма не подходит, она потребует упрощения материала и более торопливого проговаривания важных вещей, чего я делать не хочу. Но автор, который соберет книгу из внутренне законченных кусков (повторюсь – такое возможно), вполне возможно, окажется удачливее меня.
г) Возможно, ошибочна сама форма написания он-лайн. Наверняка существует весьма большая группа читателей, которые предпочитают потреблять книгу не в час по чайной ложке, а сразу целиком, или, по крайней мере, большими кусками. Эту гипотезу я буду проверять. Сейчас у меня написана примерно половина первого тома — и она внутренне законченная. Я собираюсь собрать эти фрагменты в один файл и, продолжая выкладку фрагментов, попробовать еще поработать и с этой «полукнигой». О результатах, если интересно, доложу.
На этом отчет о первых трех месяцах эксперимента заканчиваю, и в завершение я хотел бы поблагодарить всех, кто поддержал меня в этой затее. Всех, кто помогал на этапе создания, всех, кто дал добрый совет, всех, кто перечислил деньги – вне зависимости от их количества, всех, кто просто читал и высказывал свое мнение.
Без вас ничего бы не получилось. Я вам должен.
Если будут вопросы – с удовольствием отвечу.
Всегда ваш,
Вадим Нестеров
http://vad-nes.livejournal.com/489093.html